ФГТ, ФГОС и шахматы
статья
«Научить думать – самая трудная задача учителя.
Научиться думать – самая трудная задача ученика»
(С.Соловейчик. Учение с увлечением1)
В.А.Сухомлинский писал: «Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры. Речь идет именно о начальной школе, где интеллектуальное воспитание занимает особое место, требует специальных форм и методов работы».2 Действительно, «шахматы решают те задачи, которые ни одна другая дисциплина начальной школы в комплексе решить не может. Не случайно вопрос о введении шахмат в начальную школу активно обсуждается как в спортивном, так и в педагогическом сообществе, шахматы называют «предметом над предметами». Этот предмет может стать локомотивом, который потянет за собой весь поезд среднего образования: каждый вагон этого состава заполняется в определенное время и определенными знаниями (науками), но обеспечивает его движение умение мыслить, умение решать поставленные задачи... Там, где родителям и педагогам небезразлично здоровье и умственное развитие детей, шахматное образование уже давно введено в образовательные школы.»3
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_konferentsiyu_12.06.13._akishina_v.v.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Международная научно – практическая конференция
«Шахматное образование – важный ресурс мировой
Системы образования», г.Ханты – Мансийск, 12.06.13.
ФГТ, ФГОС и шахматы
Валентина Васильевна АКИШИНА,
педагог дополнительного образования
МБОУ ДОД «ЦДОД», г.Урай
«Научить думать – самая трудная задача учителя.
Научиться думать – самая трудная задача ученика»
(С.Соловейчик. Учение с увлечением1)
В.А.Сухомлинский писал: «Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры. Речь идет именно о начальной школе, где интеллектуальное воспитание занимает особое место, требует специальных форм и методов работы».2 Действительно, «шахматы решают те задачи, которые ни одна другая дисциплина начальной школы в комплексе решить не может. Не случайно вопрос о введении шахмат в начальную школу активно обсуждается как в спортивном, так и в педагогическом сообществе, шахматы называют «предметом над предметами». Этот предмет может стать локомотивом, который потянет за собой весь поезд среднего образования: каждый вагон этого состава заполняется в определенное время и определенными знаниями (науками), но обеспечивает его движение умение мыслить, умение решать поставленные задачи... Там, где родителям и педагогам небезразлично здоровье и умственное развитие детей, шахматное образование уже давно введено в образовательные школы.»3
В условиях модернизации и инновационного развития важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, готовность обучаться в течение всей жизни. Мнения педагогов и психологов сходятся, что эти навыки формируются с детства.
Процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости, развитию аналитико-синтетической деятельности, мышления, суждений, умозаключений, учит ребёнка запоминать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности; вырабатывает умение вести точные и глубокие расчёты, требующие предприимчивости, дальновидности, смелости, хладнокровия, настойчивости и изобретательности, фантазии, а также формируют волю к победе. Благодаря этой игре дети учатся быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать логические задачи в условиях дефицита времени, тренируют память, учатся самодисциплине. Большая часть этих характеристик входит в перечень тех интегративных качеств, которые должны сформироваться у ребенка-дошкольника в результате освоения основной общеобразовательной программы.
Для того, чтобы добиться высокой результативности развития психических процессов у дошкольников, поступающих в школу, с 2009/2010 учебного года МБОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей» сотрудничает с МБДОУ Детским садом №21 «Лукоморье». Занятия первого года обучения объединения «Юный шахматист» проводятся в подготовительных группах на базе детсада. А второй и третий год обучения дети проходят на базе МБОУ ДОД «ЦДОД», уже обучаясь в общеобразовательных школах города. Таким образом, учитывается синзетивный возраст детей для развития способности «действовать в уме», что является основным целеполаганием федерального курса И.Г.Сухина «Шахматы – школе»4, взятого за основу реализуемой программы «Юный шахматист».
Преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка. Непрерывное образование понимается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования для обеспечения преемственности в развитии ребенка.
Федеральные государственные требования (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года) устанавливают нормы и положения, обязательные при её реализации. Документ определяет единство требований к выпускнику детского сада для педагогов дошкольного образования, для учителей начальной школы. В отличие от федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) для дошкольного образования предъявляются только две группы требований (а не три, как в стандарте общего образования): к структуре программы дошкольного образования и к условиям ее реализации. Но, чтобы задать педагогам ориентир, конкретную цель их деятельности в ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования указано, что одним из обязательных разделов программы любого ДОУ является раздел «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования». В нем прописаны такие интегративные качества (а не знания, умения и навыки), которые ребенок может приобрести в результате освоения программы: любознательный и активный, эмоционально отзывчивый, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, способный решить интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту, и др. При этом в новом стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) очень четко обозначены требования к результатам реализации программ общего образования – предметным, метапредметным и личностным, которых каждый обучающийся должен достичь по завершении соответствующей ступени общего образования.
«Все большее признание получают работы российского психолога Я.А.Пономарева, введшего в употребление категорию СДУ (способность действовать «в уме»).»5 Примерно к 5-7 годам ребенок овладевает знаковой системой родного языка и начинает осваивать следующий чрезвычайно важный процесс т.н. умственных действий, результат которых проявляется сразу в мыслях, вне движения или слова. В норме умение совершать действия в уме формируется в 5-12 лет, и чётко структурированное обучение детей основам шахматной игры является почти идеальной моделью для успешного развития этих способностей. «Все составляющие курса И.Г.Сухина «Шахматы - школе» были разработаны для достижения этой глобальной цели. Наиболее интенсивно эта способность развивается в младшем возрасте, но в общеизвестных системах обучения она целенаправленно не формируется. По этой причине способность действовать «в уме» достигает оптимального развития всего у 5% людей.»6
ФГОС начального общего образования предусматривают 10 часов в неделю на внеурочную деятельность учащихся, которая направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы школы. Особое внимание здесь акцентируется на достижении личностных и метапредметных результатов. Это и определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.
Механизм реализации ФГОС во внеурочной деятельности ещё полностью не отработан. Частично этот вопрос в Урае решается за счет Центра дополнительного образования детей. Так, с 2012/2013 учебного года на базе МБОУ СОШ №5 в 1 – 2 классах в рамках ФГОС НОО во внеурочной деятельности реализуется программа дополнительного образования детей «Юный шахматист». Учитель начальных классов Т.В. Басараб провела анкетирование «Популярность шахмат среди учащихся 2-А класса». Выяснилось, что из 22 опрошенных умеют играть 11 человек. Научились этому ребята, посещая объединение «Юный шахматист». Из них до этого умели играть двое. На вопрос - «Хотел бы ты научиться играть в шахматы?» - только два человека ответили: «Нет», трое подчеркнули вариант «Не знаю». У ребят – шахматистов нет троек за четверть по математике. Они с удовольствием посещают шахматные занятия. Психолог школы №5 Н.В.Кузнецова так же провела во 2-А классе диагностику на развитие логики. Результаты исследования показали, что гораздо лучше справились со всеми заданиями ребята, умеющие играть в шахматы (10 человек). Они набрали 135 баллов. Остальные 12 человек – только 76. А лучше всех справился с заданиями и набрал 23 балла Влад Конарев, который посещал ещё и городской шахматный клуб «Темп».
«Научно обоснованный курс И.Г.Сухина «Шахматы – школе» является пока единственным в стране, да и в мире, разработанным специально для преподавания шахмат в начальной школе для ее нужд и рассчитан на то, что уроки шахмат будет вести учитель начальных классов. Курс прошел апробацию с 1998 года во множестве школ в различных регионах страны.»6 В Урае эта программа успешно реализуется двумя педагогами (автором статьи и А.Мележко), прошедшими курсы повышения квалификации «Шахматы как инновационный и здоровьесберегающий учебный предмет в системе образования» (80 час., г. Ханты-Мансийск, 2009г.), в МБОУ ДОД «ЦДОД», МБДОУ Детский сад №21 «Лукоморье», Образовательном центре «Успех»; МБОУ СОШ №6, МБДОУ Детский сад №6 «Дюймовочка».
Шахматная игра дарит ребенку радость творчества и обогащает его духовно, одновременно являясь средством обучения, воспитания и развития. Важно, чтобы это средство было ненавязчивым, увлекательным, интересным. Только в этом случае оно будет полезным и эффективным.
Ключевым событием шахматного образования в мире за последнее десятилетие стало принятие Европарламентом в марте 2012 года Декларации «Шахматы в школе», в которой шахматы впервые в истории трактуются как неотъемлемая составная часть системы образования в современном мире, как перспективная учебная дисциплина. В г. Ханты – Мансийске 10 – 13 июня 2013г. пройдёт Международная конференция «Шахматное образование – важный ресурс мировой системы образования». Её цель - реализация решений Декларации «Шахматы в школе» и выработка единых общемировых подходов к дошкольно - школьной шахматной проблематике.
Среди основных задач конференции:
– поиск путей, с помощью которых шахматы станут эффективным средством интеллектуального развития детей;
– выяснение целеполагания проведения шахматных занятий в системе дошкольного воспитания и уроков шахмат в общеобразовательной школе;
– обсуждение научных основ шахматного образования;
– пропаганда передового опыта шахматного образования…
«Может быть, благодаря введению шахмат в начальной школе мы наконец воспитаем поколение, способное отвечать за себя и за будущее своей страны.»
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Соловейчик С.Л., Учение с увлечением, - Москва: Первое сентября. – 2012. – С.88.
2 В.А.Сухомлмнский. Сердце отдаю детям. – Киев: «Радянська школа», 1974. С.288.
3Т.К.Фесенко. Учебная дисциплина «ШАХМАТЫ» в начальной школе. - Обнинск: «Духовное возрождение», 2010. С.81.
4Сухин И.Г. Факультативный курс "Шахматы – школе" // Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1 – 4). В двух частях. Часть вторая. – М.: Просвещение, 2002. – С. 370-392
5 Т.К.Фесенко. Учебная дисциплина «ШАХМАТЫ» в начальной школе. - Обнинск: «Духовное возрождение», 2010. С.82.
6И.Г.Сухин. Презентация «Федеральный курс «Шахматы – школе»: 1994 – 2012» - http://chess555.narod.ru/index.htm (2,4 Мб, 40 слайдов)
7 Т.К.Фесенко. Учебная дисциплина «ШАХМАТЫ» в начальной школе. - Обнинск: «Духовное возрождение», 2010. С.81.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по шахматам "Сказка про шаха и про шахматы".
Разработка сценария мероприятия по шахматам....
Педагогический опыт работы учителя шахмат «Шахматы как форма развития интеллектуальных способностей младших школьников».
Педагогический опыт работы учителя шахмат. «Шахматы как форма развития интеллектуальных способностей младших школьников»....
Урок шахмат "Шахматы.Шахматная доска. Шахматные фигуры"
Методическая разработка в рамках программы внеурочной деятельности "Шахматный Всеобуч"....
Рабочая программа "Шахматы" 1-4 класс в соответствии ФГОС.
Программа «Шахматы» предназначена для обучающихся 1-4-х классов начальной школы и составлена на основе программы «Шахматы - школе» под редакцией И.Г.Сухина, в соотв...
Федеральный курс “Шахматы – школе” в рамках реализации ФГОС во внеурочной деятельности
Традиционно учитель обучал ученика ответам, последний их запоминал и воспроизводил по мере надобности. Но этот подход к обучению устарел. Все те знания, которые приобретает человек в возрасте от 6 до ...
Универсальный тренажер для "мыслительных мускулов" – шахматы и Помогают ли шахматы успеваемости ребенка в школе?
ull;В современном мире все больше детей увлекается физическими видами спорта и совсем забыли, что шахматы тоже вид спорта, только умственный. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помога...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по ФГОС «ШАХМАТЫ» направленность – спортивно-оздоровительная для обучающихся 1-4-х классов на 2018-2019 учебный год
Программа для обучения шахматной игре предназначена для первого и второго года обучения шахматам. В процессе учебной деятельности школьники должны овладеть элементарным шахматным материалом: познакоми...