Рабочая программа "Шахматы" 1-4 класс в соответствии ФГОС.
рабочая программа на тему
Программа «Шахматы» предназначена для обучающихся 1-4-х классов начальной школы и составлена на основе программы «Шахматы - школе» под редакцией И.Г.Сухина, в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и обеспечена УМК (учебники, методические рекомендации для учителя составлены автором программы И.Г. Сухиным).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_shahmaty.docx | 62.56 КБ |
Предварительный просмотр:
«Шахматы»
Программа «Шахматы» предназначена для обучающихся 1-4-х классов начальной школы и составлена на основе программы «Шахматы - школе» под редакцией И.Г.Сухина, в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и обеспечена УМК (учебники, методические рекомендации для учителя составлены автором программы И.Г.Сухиным).
Актуальность
Программа «Шахматы - школе» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков - сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д.
Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ребенок, особенно в начале обучения, воспринимает их именно как игру. Сейчас шахматы стали профессиональным видом спорта, к тому же все детские соревнования носят спортивную направленность. Поэтому развитие личности ребенка происходит через шахматную игру в ее спортивной форме. Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке и т.д. Шахматы, сочетающие в себе также элементы науки и искусства, могут вырабатывать в учащихся эти черты более эффективно, чем другие виды спорта. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера.
О социальной значимости шахмат, их возрастающей популярности можно судить по таким весомым аргументам как создание международных организаций, занимающихся популяризацией и пропагандой шахмат, проведение всемирных шахматных олимпиад и многочисленных международных соревнований. Шахматы становятся все более серьезным занятием огромного количества людей и помогают становлению человека в любой среде деятельности, способствуя гармоничному развитию личности.
Шахматы это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное эффективное средство их умственного развития, формирования внутреннего плана действий - способности действовать в уме.
Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Экспериментально же было подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, а так же положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. В начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей. Древние мудрецы сформулировали суть шахмат так: «Разумом одерживать победу».
Шахматные игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств, что с давних пор приобрели особую социальную значимость - это один из самых лучших и увлекательных видов досуга, когда-либо придуманных человечеством.
Поэтому актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей.
В центре современной концепции общего образования лежит идея развития личности ребёнка, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. Всему этому и многому другому способствует процесс обучения игре в шахматы.
Жизнь заставляет нас на каждом шагу отстаивать правильность своих воззрений, поступать решительно, проявлять в зависимости от обстоятельств выдержку и твердость, осторожность и смелость, умение фантазировать и умение смирять фантазию. И всё это же самое требуется в шахматах. Они многогранны и обладают огромным эмоциональным потенциалом, дарят «упоение в борьбе», но и одновременно требуют умения мобилизировать, и концентрировать внимание, ценить время, сохранять выдержку, распознавать ложь и правду, критически относиться не только к сопернику, но и к самому себе.
Следовательно, они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта. Соприкосновение с этими важными областями общечеловеческой культуры вызывает в душе ребенка позитивный отклик, способствует гармоничному развитию. Кроме этого, шахматы являются большой школой творчества для детей, это уникальный инструмент развития их творческого мышления.
Цель программы:
Обучение шахматной игре через развитие ключевых компетенций школьника;
создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы, развитие творческого мышления и умственных способностей ребенка, его положительных личностных качеств.
Задачи:
- содействовать интеллектуальному развитию учащихся, развивать у школьников
логическое и образное мышление, память, выдержку, терпение, внимание, усидчивость; творческое воображение, - обучить детей стратегическим основам шахматной игры, методам долгосрочного
и краткосрочного планирования действий во время партии;
- способствовать овладению ребятами важнейшими элементами шахматной
тактики и техникой расчёта вариантов в практической игре;
- включить учащихся в систематическое участие в шахматных соревнованиях и
турнирах; - привить любовь и интерес к шахматам и обучению в целом, формировать чувство
уважения к сопернику, умение с достоинством преодолевать неудачи и трудности; - развивать навыки работы в команде, способствовать освоению корпоративной
шахматной культуры; - формировать познавательную мотивацию в процессе обучения, культуру шахматной этики, культуру общения и поведения в коллективе;
- формирование смелости в отстаивании своих взглядов, мнений.
Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:
Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;
Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.
Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:
принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса
принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;
принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности;
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.
Основные методы обучения:
Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов.
На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяется:
1. При знакомстве с шахматными фигурами.
2. При изучении шахматной доски.
3. При обучении правилам игры;
4. При реализации материального перевеса.
Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, учащийся овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм мышления: анализ позиции - мотив - идея - расчёт - ход. Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении дебютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций миттельшпиля и эндшпиля.
При изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно.
В программе предусмотрены материалы для самостоятельного изучения обучающимися (домашние задания для каждого года обучения, специально подобранная шахматная литература, картотека дебютов и др.).
На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования тактического мастерства учащихся (самостоятельное составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и т.д.).
Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.
Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.
Основные формы и средства обучения:
1. Практическая игра.
2. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения;
4. Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.
5. Участие в турнирах и соревнованиях.
Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.
Особенность программы в том, что на первом году обучения ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Учащиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. Большое место отводится изучению "доматового" периода игры. На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.
Содержание второго года обучения включает непосредственно обучение шахматной игре, освоение правил игры в шахматы, а так же знакомятся с шахматной нотацией, творчеством выдающихся шахматистов.
Третий – четвертый год обучения предполагают обучению решения шахматных задач.
Возраст детей. Образовательная программа дополнительного образования детей «Шахматы» предназначена для обучения школьников в возрасте от 6 до 10 лет. Занятия по программе проводятся с объединениями детей как одного возраста, так и разного возраста с постоянным составом. Число обучающихся не превышает 15 человек.
Сроки реализации программы. Программа рассчитана на 1 год обучения, 66 учебных часов.
Формы проведения учебных занятий. Занятия по программе проводятся всем составом и индивидуально. Основной формой является комбинированное занятие, которое включает в себя: организационный момент, повторение и закрепление пройденного материала, введение нового материала, подведение итогов. Обучение происходит в теоретической и
практической формах.
Методы организации занятий: объяснение педагога, беседа, рассказ педагога, опрос методом анкетирования, тренировочные игры, игра на соревнованиях, показ
мультимедиа материала.
Режим занятий. Занятия по программе проводятся: один раз в неделю по 1 часу.
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности
Личностные результаты освоения программы курса.
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Метапредметные результаты освоения программы курса.
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.
Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты освоения программы курса.
Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; Правильно расставлять фигуры перед игрой; Сравнивать, находить общее и различие. Уметь ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.
Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.
Особенность программы в том, что на первом году обучения ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Учащиеся шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. Большое место отводится изучению "доматового" периода игры.
На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.
Результаты образовательной деятельности:
- Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.
- Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре.
- Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).
Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике.
Формы контроля
Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют контролировать и корректировать работу программы на всём её протяжении и реализации. Это дает возможность отслеживать динамику роста знаний, умений и навыков, позволяет строить для каждого ребенка его индивидуальный путь развития. На основе полученной информации педагог вносит соответствующие коррективы в учебный процесс. Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью тестов, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений. Контрольные испытания проводятся в торжественной соревновательной обстановке.
Педагогический контроль.
Педагогический контроль включает в себя педагогические методики. Комплекс методик направлен на определение уровня усвоения программного материала, степень сформированности умений осваивать новые виды деятельности, развитие коммуникативных способностей, рост личностного и социального развития ребёнка.
Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют контролировать и корректировать работу программы на всём её протяжении и реализации. Это дает возможность отслеживать динамику роста знаний, умений и навыков, позволяет строить для каждого ребенка его индивидуальный путь развития. На основе полученной информации педагог вносит соответствующие коррективы в учебный процесс.
Контроль используется для оценки степени достижения цели и решения поставленных задач. Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью тестов, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений. Контрольные испытания проводятся в торжественной соревновательной обстановке.
- текущий контроль (оценка усвоения изучаемого материала) осуществляется педагогом в форме наблюдения;
- промежуточный контроль проводится один раз в полугодие в форме
- итоговая аттестация, проводится в конце каждого учебного года, в форме тестирования, выполнению тестовых упражнений по определению уровня освоенных навыков, а также письменный опрос для определения объема освоенных теоретических знаний.
Учебно-тематический план.
№ | Тема урока | Кол-во часов часов | Описание примерного содержания занятий | ||||
Теоретич. | Практич. | ||||||
Раздел 1. Шахматная доска (2 ч.) | |||||||
1 | Знакомство с шахматной доской. | 1 |
| Чтение и инсценировка дидактической сказки “Удивительные приключения шахматной доски”. Знакомство с шахматной доской. | |||
2. | Инсценировка сказки. Белые и черные поля. | 1 | Инсценировка сказки: « Белые и черные поля». Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные. Чтение и инсценировка дидактической сказки “Котята-хвастунишки”. | ||||
3 | Расположение доски между партнерами. Горизонтали и вертикали Диагональ. Большие и короткие диагонали | 1 | Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. Дидактические задания и игры “Горизонталь”, “Вертикаль”. | ||||
Раздел 2. Шахматные фигуры (19ч.) | |||||||
4 | Шахматные фигуры. Белые и черные фигуры. | 1 | Белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Просмотр диафильма “Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат”. Дидактические задания и игры “Волшебный мешочек”, “Угадайка”, “Секретная фигура”, “Угадай”, “Что общего?”, “Большая и маленькая”. | ||||
5 | Начальное положение. | 1 | Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: “Ферзь любит свой цвет”. Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур. Просмотр диафильма “Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат”. Дидактические задания и игры “Мешочек”, “Да и нет”, “Мяч”. | ||||
6 | Ладья. Место ладьи в начальном положении | 1 | Место ладьи в начальном положении. Ход. Ход ладьи. Взятие. Дидактические задания и игры “Лабиринт”, “Перехитри часовых”, “Один в поле воин”, “Кратчайший путь”. | ||||
7 | Ход ладьи. | 1 | Дидактические игры “Захват контрольного поля”, “Защита контрольного поля”, “Игра на уничтожение” (ладья против ладьи, две ладьи против одной, две ладьи против двух), “Ограничение подвижности”. | ||||
8 | Слон. Место слона в начальном положении | 1 | Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Качество. Легкая и тяжелая фигура. Дидактические задания “Лабиринт”, “Перехитри часовых”, “Один в поле воин”, “Кратчайший путь”. | ||||
9 | Ход слона | 1 | Дидактические игры “Захват контрольного поля”, “Защита контрольного поля”, “Игра на уничтожение” (слон против слона, два слона против одного, два слона против двух), “Ограничение подвижности”. | ||||
10 | Ладья против слона | 1 | Дидактические задания “Перехитри часовых”, “Сними часовых”, “Атака неприятельской фигуры”, “Двойной удар”, “Взятие”, “Защита”, “Выиграй фигуру”. Термин “стоять под боем”. Дидактические игры “Захват контрольного поля”, “Защита контрольного поля”, “Игра на уничтожение” (ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов, сложные положения), “Ограничение подвижности”. | ||||
11. | Ферзь. Место ферзя в начальном положении | 1 | Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура. Дидактические задания “Лабиринт”, “Перехитри часовых”, “Один в поле воин”, “Кратчайший путь”. Просмотр диафильма “Волшебные шахматные фигуры. Третий шаг в мир шахмат”. | ||||
12. | Ход ферзя | 1 | Дидактические игры “Захват контрольного поля”, “Защита контрольного поля”, “Игра на уничтожение” (ферзь против ферзя), “Ограничение подвижности”. | ||||
13. | Ферзь против ладьи и слона. | 1 | Дидактические задания “Перехитри часовых”, “Сними часовых”, “Атака неприятельской фигуры”, “Двойной удар”, “Взятие”, “Выиграй фигуру”. Дидактические игры “Захват контрольного поля”, “Защита контрольного поля”, “Игра на уничтожение” (ферзь против ладьи, ферзь против слона, ферзь против ладьи и слона, сложные положения), “Ограничение подвижности”. | ||||
14. | Конь. Место коня в начальном положении | 1 | Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь – легкая фигура. Дидактические задания “Лабиринт”, “Перехитри часовых”, “Один в поле воин”, “Кратчайший путь”. | ||||
15. | Ход коня | 1 | Дидактические игры “Захват контрольного поля”, “Игра на уничтожение” (конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух), “Ограничение подвижности”. | ||||
16 | Конь против ферзя, ладьи, слона | 1 | Дидактические задания “Перехитри часовых”, “Сними часовых”, “Атака неприятельской фигуры”, “Двойной удар”, “Взятие”, “Защита”, “Выиграй фигуру”. Дидактические игры “Захват контрольного поля”, “Игра на уничтожение” (конь против ферзя, конь против ладьи, конь против слона, сложные положения), “Ограничение подвижности”. | ||||
17 | Пешка. Место пешки в начальном положении | 1 | Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки. Дидактические задания “Лабиринт”, “Один в поле воин”. | ||||
18 | Ход пешки | 1 | Дидактические игры “Игра на уничтожение” (пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух, многопешечные положения), “Ограничение подвижности”. | ||||
19 | Пешка против ферзя, слона, ладьи, коня | 1 | Дидактические задания “Перехитри часовых”, “Атака неприятельской фигуры”, “Двойной удар”, “Взятие”, “Защита”, Дидактические игры “Игра на уничтожение” (пешка против ферзя, пешка против ладьи, пешка против слона, пешка против коня, сложные положения), “Ограничение подвижности”. | ||||
20 | Король. Место короля в начальном положении | 1 | Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. Дидактические задания “Лабиринт”, “Перехитри часовых”, “Один в поле воин”, “Кратчайший путь”. | ||||
21 | Ход короля | 1 | Дидактические задания “Один в поле воин”, “Кратчайший путь”. Дидактическая игра “Игра на уничтожение” (король против короля). Чтение и инсценировка сказки «Лена, Оля и Баба Яга”. | ||||
22 | Король против других фигур | 1 | Дидактические задания “Перехитри часовых”, “Сними часовых”, “Атака неприятельской фигуры”, “Двойной удар”, “Взятие”. Дидактические игры “Захват контрольного поля”, “Защита контрольного поля”, “Игра на уничтожение” (король против ферзя, король против ладьи, король против слона, король против коня, король против пешки), “Ограничение подвижности”. | ||||
Раздел 3. Шах (2 ч.) | |||||||
23 | Шах. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. | 1 | Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Дидактические задания “Шах или не шах”, “Дай шах”, “Пять шахов”, “Защита от шаха”. | ||||
24 | Открытый шах. Двойной шах. | 1 | Открытый шах. Двойной шах. Дидактические задания “Дай открытый шах”, “Дай двойной шах”. Дидактическая игра “Первый шах”. | ||||
Раздел 4. Мат (5 ч.) | |||||||
25 | Мат. Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. | 1 | Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Дидактическое задание “Мат или не мат”. | ||||
26 | Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой (простые примеры) | 1 | Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой (простые примеры). Дидактическое задание “Мат в один ход”. | ||||
27 | Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. | 1 | Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Дидактическое задание “Дай мат в один ход”. | ||||
28 | Ничья, пат. Отличие пата от мата. Варианты ничьей | 1 | Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат. Дидактическое задание “Пат или не пат”. | ||||
29 | Рокировка. Длинная и короткая рокировка | 1 | Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактическое задание “Рокировка”. | ||||
Раздел 5. Шахматная партия (4 ч.) | |||||||
30 | Игра всеми фигурами из начального положения | 1 | Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснений о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра “Два хода”. | ||||
31 | Общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. | 1 | Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения. | ||||
32 | Демонстрация коротких партий. | 1 | Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения. | ||||
33 | Повторение программного материала. Дидактические игры. | 1 | Повторение программного материала. | ||||
Всего часов: 33 | 7 | 26 |
Содержание программы
1 класс
Содержание курса | Количество часов | Перечень универсальных действий обучающихся |
Раздел 1. Шахматная доска. | 3 | Регулятивные: Организовывать своё рабочее место под руководством учителя. санитарно-гигиенические нормы и правила; Учиться работать по предложенному плану. Познавательные. Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Сравнивать, находить общее и различие. Ориентироваться в учебнике. Уметь ориентироваться на шахматной доске; Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Коммуникативные. Правильно помещать шахматную доску между партнёрами; сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий. Личностные. Адекватно принимать оценку учителя. Принимать учебные цели, проявлять желание учиться. |
Раздел 2. Шахматные фигуры. | 19 | Регулятивные: Организовывать своё рабочее место под руководством учителя. Учиться работать по предложенному плану. Познавательные. Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; Различать горизонталь, вертикаль, диагональ. Сравнивать, находить общее и различие. Ориентироваться в учебнике и в рабочей тетради. Уметь ориентироваться на шахматной доске.Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Правильно расставлять фигуры перед игрой; Сравнивать, находить общее и различие. Ориентироваться в учебнике и в рабочей тетради. Уметь ориентироваться на шахматной доске; Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, правила хода и взятия каждой фигуры. Коммуникативные. Правильно помещать шахматную доску между партнёрами; сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий. Личностные. Адекватно принимать оценку учителя. Принимать учебные цели, проявлять желание учиться. |
Раздел 3. Шах. | 2 | Регулятивные: Учиться работать по предложенному плану. Познавательные. Знать шахматные термины: взятие на проходе, шах, мат, пат, ничья. Уметь ориентироваться на шахматной доске; Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, правила хода и взятия каждой фигуры. Играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса; Объявлять шах. Коммуникативные. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре. Личностные. Принимать учебные цели, проявлять желание учиться. |
Раздел 4. Мат. | 5 | Регулятивные: Учиться работать по предложенному плану. Познавательные. Знать шахматные термины. Уметь ориентироваться на шахматной доске; Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь. Решать элементарные задачи на мат в один ход пешка, правила хода и взятия каждой фигуры. Ставить мат; шах, пат, ничью. Рокировать: длинная и короткая рокировка. Уметь играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса. Коммуникативные. Правильно помещать шахматную доску между партнёрами; сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий. Личностные. Принимать учебные цели, проявлять желание учиться. |
Раздел 5. Шахматная партия. | 4 | Регулятивные: Самостоятельно организовывать своё рабочее место. Учиться работать по предложенному плану. Познавательные. Знать шахматные термины. Правильно расставлять фигуры перед игрой; Уметь ориентироваться на шахматной доске; Знать правила хода и взятия каждой фигуры. Коммуникативные. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий. Личностные. Принимать учебные цели, проявлять желание учиться. |
Материально-техническое обеспечение
- шахматные доски с набором шахматных фигур
- шахматные часы
- шаблоны горизонтальных, вертикальных и диагональных линий
- шаблоны латинских букв (из картона или плотной бумаги) для изучения шахматной нотации
- мешочек, сшитый из любой ткани для игры «Волшебный мешочек»
- Технические средства: компьютер, мультимедийный проектор.
Учебно – методическое обеспечение
- Сухин И.Г. Программы курса "Шахматы – школе: Для начальных классов общеобразовательных учреждений". - Обнинск: Духовное возрождение, - 2011. -40 с.
- Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.
- Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.
Список литературы
- Сухин И. Удивительные приключения в шахматной стране. (Занимательное пособие для родителей и учителей). Рекомендовано Мин общ. и проф. обр. РФ. М.. ПОМАТУР.- 2000.
- Сухин И. Шахматы для самых маленьких. Книга-сказка для совместного чтения родителей и детей. М. АСТРЕЛЬ. ACT. -2000.
- Н.М. Петрушина Шахматный учебник для детей. Серия «Шахматы».- Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. - 224с.
- Шахматный словарь. М. ФиС. -1968.
- Шахматы детям. Санкт-Петербург. 1994 г М. Детгиз, - 1960.
- Шахматы. Энциклопедический словарь. М.Советская энциклопедия.. -1990.
- Шахматы - школе. М. Педагогика. -1990.
- В. Костров, Д.Давлетов Шахматы Санкт-Петербург -2001.
- В.Хенкин Шахматы для начинающих М.: «Астрель».- 2002.
- О.Подгаец Прогулки по черным и белым полям. МП «Каисса плюс» Днепропетровск. – 1996.
- И.А.Бареев Гроссмейстеры детского сада. Москва. - 1995.
- Юдович М. Занимательные шахматы. М. ФиС. - 1966.
14. Интерактивная обучающая программа «Шахматная школа для 2 – 4 разрядов». 2002.
15.Мультимедийная образовательная программа «Динозавры учат шахматам».
Глава 1. ШАХМАТНАЯ БЕСЕДКА
Если очень-очень захотеть научиться играть в шахматы, то желание непременно сбудется. И, возможно, ты попадешь в такую же волшебную историю, как и Юра...
Однажды ранним воскресным утром в Юрину квартиру позвонили. Юра открыл дверь и увидел девочку в клетчатом платьице.
– Здравствуй, Юра. Меня зовут Клеточка. Я приехала за тобой из Шахматной страны.
Девочка взяла Юру за руку и привела к велосипеду с тремя сидениями, шестью педалями и маленькими колесами. Клеточка села за руль. Юра примостился сзади.
Путешествие началось. Велосипед мчался с невероятной скоростью. Мимо мелькали города, леса, реки. С гулко бьющимся сердцем Юра ждал чего-то особенного и удивительного.
Вдруг Клеточка резко затормозила, и велосипед остановился перед красивой беседкой, похожей на башенку.
– Это Шахматная беседка. Здесь мы проведем первое занятие, – проговорила Клеточка.
Юра вслед за девочкой вошел в беседку и в восхищении замер. На массивном столе, излучая мягкий розовый свет, лежала большая квадратная доска со множеством темных н светлых клеток.
– Это ШАХМАТНАЯ ДОСКА. На ней ведется шахматное сражение, – начала занятие Клеточка. – Шахматная доска аккуратно расчерчена на равные клетки-квадратики. Это ПОЛЯ. Светлые квадратики – БЕЛЫЕ ПОЛЯ. Темные квадратики – ЧЕРНЫЕ ПОЛЯ.
– Белые поля. Черные поля, – повторил Юра.
Вдруг клетки-квадратики затрепетали, спрыгнули с шахматной доски, стали водить хоровод вокруг девочки и озорно подмигивать Юре.
– Это мои сестренки, – улыбнулась Клеточка. – В Шахматной беседке поля волшебные.
Клетки-квадратики дружно вспорхнули и вернулись на шахматную доску. Юра растерялся. Он не мог понять – было ли все это на самом деле или ему показалось. Он направился к столу, чтобы потрогать клетки-квадратики, но обо что-то споткнулся и чуть не упал. У ног мальчика лежала толстая-претолстая тетрадь. Юра поднял ее и на обложке прочитал: "Загадки из тетрадки".
– Это тетрадка моего друга Загадая, – удивилась Клеточка. – Хорошо, что ты нашел ее. В ней много шуток, загадок, вопросов, заданий. Будешь понемногу решать их и научишься играть в шахматы. Начнем?
– Начнем, – кивнул Юра.
ПОМОГИ ЮРЕ РЕШИТЬ ВСЕ ЗАДАНИЯ
ЗАГАДКИ ИЗ ТЕТРАДКИ
1. Покажи шахматную доску, какое-нибудь белое поле, черное поле. Какие поля больше: белые или черные?
2. Какая форма у шахматной доски: круглая или квадратная? А у шахматного поля?
3. Что меньше: шахматная доска или шахматное поле?
4. На каких полях ничего не растет?
5. Из каких досок не строят теремок?
6. В каких клетках не держат зверей?
7. Спрятались ли шахматные клетки в словах: поляна, тополя, поляк, полярник?
8. Какими словами оканчиваются такие стихотворные строчки?
Скоро бой. И ждет войска
Деревянная ...
Раздался голос Короля:
Найдите на доске ...
9. О какой игре Лена Сухина (9 лет) написала стихотворение:
Игра
Скучно было детворе
Ранним утром во дворе.
– Знаю я одну игру, –
Сказал ребятам Петя. –
Где б я ни был и везде
В нее играют дети.
В игре той есть ладья и ферзь,
Слон, конь и пешек ряд,
А возглавляет всех король –
Его хранит отряд.
Хочу задание вам дать:
Игры названье угадать!
Глава 2. ЛИНИИ
Клеточка начала второе занятие:
– В шахматы обычно играют два ПРОТИВНИКА. Их еще называют ПАРТНЕРЫ. Они садятся лицом друг к другу. Шахматная доска располагается между противниками так, чтобы угловое поле справа от каждого игрока было белого цвета... Как нам правильно сесть за шахматную доску?
ПОМОГИ ЮРЕ
Юра усадил за стол девочку, с противоположной стороны стола сел сам.
– Белое поле справа, – сказал Юра.
Тут он обнаружил, что по соседству с этим полем стоит крошечный домик-кубик с резными окошками, маленькой дверцей и затейливым крылечком. Юра удивился, что не заметил домик сразу. На крылечке разместились три яркие кнопки: на красной кнопке была нарисована буква В, на синей – буква Г, на зеленой – буква Д.
– Как в азбуке: В, Г, Д! – воскликнул Юра. – Нет только А и Б.
– А и Б сидели на трубе, – пошутила Клеточка. – Сейчас узнаешь, зачем здесь домик и кнопки. Посмотри на шахматную доску: квадратики разных цветов всегда чередуются. Черное поле следует за белым, белое за черным. Любая черно-белая дорожка из восьми полей, которая проходит слева направо – это ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ ЛИНИЯ или ГОРИЗОНТАЛЬ. Смотри, вот горизонталь, – Клеточка нажала кнопку с буквой Г.
В тот же миг дверца домика-кубика отворилась, и на пороге появился симпатичный гномик. Он ловко прыгнул на белую клетку и проворно побежал по горизонтали до противоположного края доски. Там он развернулся, так же резво поспешил обратно и скрылся за дверцей домика.
– А он живой? – спросил Юра.
– Что ты! Это заводная игрушка – Горизонталик. Он показал тебе одну из горизонтальных линий. А всего их восемь. За белым полем каждой горизонтали следует черное, за черным – белое.
Неожиданно в беседку ворвался запыхавшийся мальчик. Большие уши и толстый нос делали его похожим на слоненка.
– Где тетрадка? А-а, вот она! – он метнулся к Юре и вырвал у него тетрадь.
– Ты Загадай? – удивился Юра.
– Я Задира! – мальчик щелкнул Юру по лбу и хотел убежать. Но не тут-то было. Юра подставил ему ножку. Задира кубарем покатился по полу и выронил тетрадь.
– Ах, так! Ты еще пожалеешь! Учишься в шахматы играть? Ничего у тебя не выйдет!
Задира схватил стул и с такой силой ударил по шахматной доске, что одна из черных клеток не удержалась на своем месте и соскочила на стол. Задира хихикнул и убежал, Клеточка заплакала.
Юра бережно поднял черную клетку и в растерянности глянул на шахматную доску. Откуда же она упала? (Примечание: она находилась в нижнем левом углу).
Юра догадался и от радости захлопал в ладоши. Когда черная клетка-квадратик заняла свое крайнее левое положение, девочка перестала всхлипывать и сказала:
– Хочешь узнать, какие еще бывают линии кроме горизонтальных? Рука Клеточки потянулась к кнопке с буквой В.
– Любая черно-белая дорожка, которая идет от одного противника к другому, – это ВЕРТИКАЛЬНАЯ ЛИНИЯ, или ВЕРТИКАЛЬ. Вертикалей, как и горизонталей, восемь. За белым полем каждой вертикали следует черное, за черным – белое.
Горизонталик снова пробежался по шахматной доске, теперь по вертикали. На этот раз он зацепил черную клетку, и она наползла на белую.
Юра водворил дальнюю черную клетку на место.
– Спасибо, – поблагодарила девочка. – А сейчас "Загадки из тетрадки".
ЗАГАДКИ ИЗ ТЕТРАДКИ
1. Что делают противники за шахматной доской? А партнеры?
2. Как правильно сесть за шахматную доску?
3. Покажи какую-нибудь горизонталь. Сколько полей в горизонтали?
4. Покажи все горизонтальные линии. Сколько на доске горизонталей?
5. Покажи какую-нибудь вертикаль. Сколько полей в вертикали?
6. Покажи все вертикальные линии. Сколько на доске вертикалей?
7. Что длиннее: горизонталь или вертикаль?
8. Бывают ли в горизонтали рядом два белых поля? А два черных?
9. Бывают ли в вертикали рядом два черных поля? А два белых?
10. Сколько белых полей в горизонтали? А в вертикали?
11. Сколько черных полей в горизонтали? А в вертикали?
12. Каких полей в горизонтали больше: белых или черных? А в вертикали?
Глава 3. ДИАГОНАЛЬ
В беседку вошел мальчик со вздернутым носиком и большими удивленными глазами. Под мышкой он держал длинную тонкую палку.
– Юра, это Загадай, – обрадовалась Клеточка. – Загадай будет путешествовать с нами. Он знает много шахматных историй.
– Что это за палка у тебя? – спросил Юра.
– Не палка, а указка, – обиделся Загадай. – Она нам пригодится.
– Пригодится, – подтвердила Клеточка и продолжила занятие. – Теперь давайте поговорим о ДИАГОНАЛЯХ шахматной доски. ДИАГОНАЛЬ – это любая прямая цепочка клеток одинакового цвета, касающихся друг друга уголками. Диагонали бывают разной длины. В самых коротких – всего два поля.
Загадай взмахнул указкой и показал самые короткие диагонали.
– Есть на шахматной доске и самые длинные – БОЛЬШИЕ ДИАГОНАЛИ. В каждой из них по восемь полей. Горизонталик покажет нам большую белую диагональ.
Клеточка нажала кнопку Д. Полюбившийся Юре Горизонталик поспешил в противоположный угол доски и быстро вернулся обратно.
– Как интересно в Шахматной стране! И сестрички у тебя хорошие, – сказал Юра девочке.
Клетки-квадратики соскочили с шахматной доски и затанцевали вокруг Юры. Да так весело и задорно, что Юра не удержался и поймал восемь черных клеток. Когда остальные клетки вернулись на доску, одна из черных диагоналей стала белой.
– Сейчас большая черная диагональ снова будет черной, – сказал Юра и отпустил пойманные клетки.
– Вот ты и познакомился со всеми шахматными дорожками: горизонталями, вертикалями и диагоналями. Теперь Загадай покажет ЦЕНТР, – проговорила Клеточка. – Центр – это четыре поля в середине шахматной доски. В центре два белых поля и два черных.
– Теперь, Юра, порешай мои задачки, – сказал Загадай, раскрывая тетрадь.
ПОМОГИ ЮРЕ
ЗАГАДКИ ИЗ ТЕТРАДКИ
1. Покажи какую-нибудь диагональ, большую белую диагональ. Сколько в ней полей?
2. Покажи большую черную диагональ. Сколько в ней полей?
3. Какая диагональ длинней: большая белая или большая черная?
4. Покажи одну из самых коротких диагоналей. Сколько в ней полей?
5. Покажи диагональ из трех, четырех, пяти, шести, семи полей. Одинакового ли цвета крайние поля каждой диагонали?
6. Покажи центр. Сколько в нем полей?
7. Какую форму имеет центр: круглую или квадратную?
8. Сколько белых полей в центре? А черных?
9. Есть ли в центре рядом два поля одинакового цвета?
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
Ребенок получил первое представление о шахматной доске. Дайте ему карандаш, бумагу, линейку, мел, клей, ножницы, кубики, "солдатика". Для закрепления пройденного материала предложите дошкольнику:
– раскрасить часть шахматного листа клетчатой тетради так, как раскрашена шахматная доска (коричневым и желтым карандашом или только черным);
– вырезать из тетради в клеточку квадраты 2х2, 3х3, 4х4 клетки и правильно раскрасить их;
– выложить из кубиков дорожки, похожие на горизонталь, вертикаль, разной длины диагонали, центр. Пусть "солдатик" пробежит по центру и дорожкам. Хорошо, если доме есть старые кубики, которые можно заклеить бумагой так, чтобы получилось по восемь светлых и темных кубиков. Несложно сделать кубики и из цветной бумаги. Попросите ребенка правильно (с учетом цвета) выложить центр, отдельно горизонталь и вертикаль. Пусть попытается определить, в чем сходство горизонтали и вертикали. Если дошкольник это сходство не найдет, разверните горизонталь и наложите ее на вертикаль. Затем разбросайте кубики и попросите малыша сложить из них большую белую и большую черную диагонали;
– вырезать из тетради в клеточку центр, горизонталь, вертикаль, диагональ. Диагональ не получилась? Пусть ответит, почему;
– нарисовать по линейке на бумаге центр, горизонталь, вертикаль, большую и самую короткую диагонали и правильно раскрасить их. Пусть вырежет нарисованные горизонталь и вертикаль и разрежет их на клетки. Из этих клеток снова сложит горизонталь, вертикаль, затем большую белую и большую черную диагонали (их можно аккуратно склеить уголок к уголку);
– начертить мелом на асфальте центр, горизонталь, вертикаль, большую и самую короткую диагонали. Пробежать по ним и поиграть на них в классики;
– вспомнить, где кроме шахматной доски он видел клетки, расположенные в шахматном порядке (в книгах, на полу, такси, одежде и т.п.).
Если малыш выполнит большую часть этих заданий, можно переходить к чтению следующей главы. Если нет, стоит еще раз прочитать ему первые главы.
СТРАНИЧКИ ИЗ ДНЕВНИКА
Читал Оле (возраст 4 года 7 мес.) свою сказку о дракончике Пожирателе Полей. Через день спросил: "Помнишь сказку?" – "Не помню". – "Ну, хоть что-нибудь?" – "К помню! (думает небось: "Вот пристал"). Как же Олю перехитрить-расшевелить? Придумал: "Ну, кто там был, медведь?" – "Нет, дракон... Он клетки глотал... А они прижались, и он не мог их проглотить".
***
Во время прогулки с Олей (4 года 11 мес.) я спросил: "Что больше: шахматная доска или шахматное поле?" – "Шахматное поле". – "Ну, Оля!" – "Шахматная доска". – "Конечно. А какие поля больше: белые или черные?" – "Они одинаковые". – "Так. А какая форма у шахматной доски?" Молчание. Задаю наводящий вопрос: "Круглая?" – "Квадратная". – "Верно, а у шахматного поля?" – "Тоже квадратная. – "Так. На каких полях ничего не растет?" – "На белых". – "И только?" – "На черных". Обобщаю: "На шахматных... Из каких досок не строят теремок?" – "Из шахматных". – "В каких клетках не держат зверей?" – "В шахматных". – "Что делают противники?" – "Дерутся". "???" "В шахматы играют".
***
Прошу Олю (4 года 11,5 мес.) раскрасить в тетради фрагмент шахматной доски черной шариковой ручкой. Сначала Оля проводит две кривые палочки / /, потом между ними закрашивает. Раскрасив шесть кривых "квадратиков", седьмой Оля рисует по иному, выделяя квадрат толстыми линиями, и затем закрашивает внутри. Получается отлично. Так бы рисовать и дальше, но Оля импровизирует и следующую клетку закрашивает иначе. Получается некрасиво, и новую клетку Оля рисует, как прежде. За 20 минут Оля раскрашивает квадрат "6 на 6 клеток".
***
Лена (5 лет 6 мес.) спрашивает: "А соперники – у которых сопли? А противники – противные?" Смеюсь, объясняю, что партнеры, противники играют в шахматы. Через неделю спрашиваю: "Помнишь, кто такие партнеры?" – "Ну, портнихи, партнеры – которые шьют"... А потом Лена говорит: "Я придумала шахматную загадку: почему доска квадратная?.. Потому, что у нее клетки равные, по восемь". – "Как, по восемь?" – "На каждом краешке по восемь".
ОТВЕТЫ НА "ЗАГАДКИ ИЗ ТЕТРАДКИ"
ЗАДАНИЯ ГЛАВЫ 1
1. Они равны. 2. Квадратная. 3. Шахматное поле. 4. На шахматных. 5. Из шахматных. 6. В шахматных. 7. Да. 8. Доска. Поля. 9. О шахматах.
ЗАДАНИЯ ГЛАВЫ 2
1. Играют в шахматы. 2. Правое угловое поле должно быть белым. 3–6. Восемь. 7. Они равны. 8–9. Нет. 10–11. Четыре. 12. И белых и черных полей одинаковое количество.
ЗАДАНИЯ ГЛАВЫ 3
1–2. Восемь. 3. Они равной длины. 4. Два. 5. Да. 6. Четыре. 7. Квадратную. 8. Два. 9. Нет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА В СООТВЕТСТВИИ ФГОС НОО
проблема совершенствования системы контроля и оценивания достижений младших школьников...
ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА В СООТВЕТСТВИИ ФГОС НОО
проблема совершенствования системы контроля и оценивания достижений младших школьников...
ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА В СООТВЕТСТВИИ ФГОС НОО
проблема совершенствования системы контроля и оценивания достижений младших школьников...
Рабочая программа по физической культуре для 3 класса в соответствии ФГОС
Программа учебного предмета «Физическая культура» разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...
Открытый урок по математике 2 класс в соответствии ФГОС на тему: "Название компонентов и результата умножения. Закрепление."
открытый урок "Школа России"...
Опытно-экспериментальная работа «Построение системы контроля и оценки учебных достижений учащихся 2 класса в соответствии ФГОС НОО»
Актуальность выбранной темы объясняется переходом от стандартов первого поколения к новым Федеральным государственным образовательным стандартам. Внедрение стандартов нового поколения направлено на со...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Риторика" 2-4 класс в соответствии ФГОС
Рабочая программа курса внеурочной деятельности НОО «Риторика» социального направления....