Универсальный тренажер для "мыслительных мускулов" – шахматы и Помогают ли шахматы успеваемости ребенка в школе?
статья по математике (3 класс)
Проблема
- как можно связать данную игру с математикой?
- может ли помочь нашим ученикам эта игра изучению математики?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zashchita_pedproekta.pptx | 253.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность В современном мире все больше детей увлекается физическими видами спорта и совсем забыли, что шахматы тоже вид спорта, только умственный. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает расширить круг общения, возможность самовыражения, способствует развитию логики мышления, концентрации внимания, воспитанию воли Проблема - как можно связать данную игру с математикой ? - может ли помочь нашим ученикам эта игра изучению математики?
Цель: - 100 % учащихся, которые играют в шахматы, занимаются в кружке показывают положительную динамику и при изучении математики динамика достигнет 10% к окончанию первого полугодия
Планируемые результаты: 1. у 100% учащихся 1 «М» наблюдается рост личностного, интеллектуального и социального развития , развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности; - 100% учащихся приобретут теоретические знания; - 80% учащихся приобретут практические навыки в шахматной игре. - 100% учащихся освоят новые виды деятельности; - 100% учащихся сформируют основы логического мышления 2. у 80% учащихся 3 «М» повысится качество знаний и, как следствие, успеваемость ; - 100% учащихся повысят творческую активность; - 80% учащихся используют разнообразные формы при игре в шахматы; - 100% учащихся разовьют познавательные интересы, различные виды памяти, мышления, внимания, речевой и общей активности; - 90% учащихся сформируют умения анализировать, классифицировать, систематизировать и применять эти умения в практической жизни
Работа над проблемой Темы в математике , которые можно связать с игрой в «Шахматы». Четность , нечетность. 1 ) Конь вышел на поле А8 и через несколько ходов вернулся на него. Докажите, что он сделал четное число ходов. Можно заметить, что делая каждый ход, конь имеет цвет клетки, на которой он стоит. Следовательно: каждый нечетный ход конь будет вставать на черную клетку. Исходя из этого и зная то, что конь должен вернутся на клетку А8, белого цвета, можно сказать, что он вернется через четное число ходов. 2) Может ли конь пройти А8 на поле h (1), побывав по дороге на каждом из остальных полей ровно один раз? Решение: Как и в предыдущем задании при каждом ходе конь меняет цвет клетки, на которой он стоит. Следовательно, на доске 63 хода (нечетное число), а8 – белая клетка, при 63 ходе конь будет на черной клетке. Симметрия . Симметрия бывает различных типов; наиболее распространены – осевая и центральная. На шахматной доске при осевой симметрии осью служит прямая, разделяющая левый и правый фланги доски (граница между вертикалями « d » и « e ») или нижнюю и верхнею части (граница между четвертой и пятой горизонталями). Если, скажем, белый конь стоит на с2, а черный на с7, то мы говорим, что эти кони расположены симметрично. Задача на разделение шахматной доски. Из шахматной доски 8*8 вырезали две противоположные угловые клетки. Докажите, что остаток доски нельзя разделить на доминошки (прямоугольники 1*2)
Координатная плоскость. Система координат – это описание того, где расположен тот или иной объект (предмет, место). В речи взрослых мы можем слышать такую фразу: «Оставьте мне свои координаты». Это выражение означает, что собеседник должен оставить свой адрес или номер телефона, которые и считаются в этом случае координатами человека и по этим данным его можно найти. Именно в этом и состоит суть координат или как обычно говорят системы координат – правило, по которому определяется положение того или иного объекта. Системы координат пронизывают всю практическую жизнь человека. Кроме почтовых адресов и номеров телефонов, мы знакомы с системой координат в зрительном зале кинотеатра (номер ряда и номер места), в поезде (номер вагона и номер места), с системой географических координат (долгота и широта) и т.п. Система координат используется и в шахматах. Горизонтали на шахматной доске обозначаются латинскими буквами, а вертикали – цифрами. Задачи на определение координат. 1. На шахматной доске расставлены пять фигур – король, ферзь, слон, конь и ладья. Запишите их координаты
С чего начинается тренировка мозга? С момента, когда, играя с соперником, вы понимаете , что создать определенную комбинацию возможно только при соблюдении позиционных преимуществ: • фигуры должны хорошо между собой взаимодействовать; • на решающем для борьбы участке вы должны иметь перевес в силах; • ваш король должен находиться в безопасном положении
Перечень игровых упражнений по приобщению учащихся к игре в шахматы " Волшебный мешочек". В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана "Горизонталь". Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.) . "Вертикаль". То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски. "Диагональ". То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски
Лабиринт". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и не перепрыгивая их. "Кратчайший путь". За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски. Игра «Найди правильный ответ». Каждый участник получает игровое задание: объяснить и показать, как ходит и бьет названная шахматная фигура. «Кто быстрее соберет доску из горизонталей и вертикалей» Игра-соревнование для нескольких участников
«Построй шахматную доску из кубиков» Творческое задание с использованием строительного игрового материала «Найди адрес для фигурки» (например: на доске разместить фигурку по адресу С5,В7….) «Пешки-бойцы» Мини-игра одними пешками. Задача -ликвидировать все пешки противника.
РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ 1, 3, 4 КЛАССОВ
Результаты и достижения в реализации практики : 1.Вебинар: «Шахматы как средство для формирования культуры здоровьесберегающей деятельности» 2.Участие в окружных соревнованиях «Московский гамбит» - результат 3 место среди девочек, Левченкова Софья – 3 «М» 3.Проведение интерактивных занятий на дне открытых дверей для ДДО «Зазеркалье» 4.Повышение качества знаний по математике: 1 четверть – 68%, 3 четверть – 80% ( в 1 классе повышение качества знаний было выявлено по высокой активности на уроках математики) Гипотеза, выдвинутая нами: игра в «Шахматы» помогает при изучении математики, полностью подтвердилась. мы смогли найти несколько тем в математике, связанных с игрой в шахматы. Шахматы - мощный стимул любознательности, который благотворно влияет на развитие памяти. Они помогают нам решать простейшие, и даже самые сложные математические задачи, развивать логику, внимание
Список использованных источников и литературы Бородина А.С. «Шахматы в школьной программе». 1989 г. Весела И., Шахматный букварь. – М.: Просвещение, 1983. Зак В., Я играю в шахматы. – Л. Детская литература, 1985. Костьев А.Н. «Шахматы и интеллект». 1987 г. Майзелис И.К. «Шахматы – детям». 1994 г. Петрушина Н.М. Шахматный учебник для детей. Серия «Шахматы» 2002 г. http://danilova.ru/publication/shahmaty.htm http://ruchess.ru/persons/player_7026/ http://www.peoples.ru/sport/chees_player/karpov/ http://vorkutachess.ru / https://infourok.ru/mini-lekciya-na-temu-vliyanie-shahmat-na-razvitie-rebenka-3718593.html
Список использованных источников и литературы 1. Береславский Л.Я., Береславский М.Л. Шахматы. – М.: Астрель : АСТ, 2001. – 240с. 2. М. Гарднер . Математические чудеса и тайны – М., Наука, 1978. 3. Гик Л.Я. Шахматный калейдоскоп. М: Наука, 1981 г. 4. Гришин В.Г. Малыши играют в шахматы. М: Просвещение, 1991 г. 5. Грознецкий С.Я. Шахматы в жизни ученых. М: Наука, 1983 г. 6. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 4- е изд..- М.: А- Темп, 2006.- С.: 774 7. Линдер И. Ваша любимая игра? Шахматы. – М.: Изд-во «Знание», 1962. 8. Чулков П. В. Математика: Школьные олимпиады. М., 2004. 9. Шахматы – школе/ Сост. Б. С. Гершунский , А. Н. Костьев . – М.: Педагогика, 1991. 10. http://www.gambiter.ru/chess/item/1-pravila-shahmat.html 11. http://battlechess.ru/index/library/types/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к родительскому собранию "Влияние родителей на успеваемость ребенка" "
Презентация для родительского собрания включает в себя ответ на вопрос:Что способствует повышению успеваемости дома?Даются рекомендации для родителей и учащихся в успешной подготовке домашнего задания...
Оценка успеваемости ребенка родителями
правила оценивания детей родителями...
Презентация "Влияние родителей на успеваемость ребенка"
Влияние родителей на успеваемость ребенка...
Рекомендации родителям " Как повысить успеваемость ребенка в школе"
методические рекомендации...
Статья " Как повысить успеваемость ребенка в школе"
Как заинтересовать ребёнка учёбой — вопрос, который наверняка задавал себе каждый родитель. Прокрастинировать и лениться время от времени свойственно всем, и нестрашно, если это единичные случаи...
Успеваемость ребенка 3 четверть.
Успеваемость ребенка....
- Мне нравится (1)