ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ для учащихся 4-х классов
рабочая программа (4 класс)
ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
для учащихся 4-х классов
на 2019 – 2020 учебный год
«Шахматы»
(шахматно - задачная технология развития
способности действовать “в уме” И.Г.Сухина)
Программа «Шахматы» является адаптированной, составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы И.Г.Сухина «Шахматы – школе» (рекомендованна Министерством образования РФ). Главная особенность курса «Шахматы – школе» заключается в том, что он является здоровьесберегающим, использующим новую образовательную задачную технологию обучения - «Технологию развития способности действовать “в уме” с использованием шахматного материала». И это обеспечивает почти 100% положительную мотивацию у детей, потому что проигравших нет, а технология работы – задачная. Задачи в курсе – занимательные, нестандартные, требующие творческого подхода. Эти задачи одновременно нагружают оба полушария ученика: и левое, ответственное за развитие логического мышления, и правое, ответственное за развитие творческого мышления.
Способность действовать “в уме” – универсальная характеристика человеческого сознания, один из важнейших показателей общего развития психики человека, который не относится ни к одному из традиционно выделяемых психических процессов, а представляет собой нерасторжимое единство воображения, внимания, памяти и мышления. Базовое научно-обоснованное целеполагание программы ориентировано на решение фундаментальных задач, стоящих перед системой образования, соответствующих требованиям ФГОС начального общего образования по общеинтеллектуальному направлению.
Цель курса: Формирование способности «действовать в уме».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4_kl._rabochaya_programma_kursa_shahmat_2019-2020.doc | 1018.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия имени А.И.Яковлева
Рассмотрена на заседании НМС (протокол № 11 от «08» июня 2019 г.) | Утверждена приказом директора № 314 от 15.06.19 г. _________________ |
ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
для учащихся 4-х классов
на 2019 – 2020 учебный год
«Шахматы»
(шахматно - задачная технология развития
способности действовать “в уме” И.Г.Сухина)
Педагог:
Акишина Валентина Васильевна
г.Урай, 2019
Содержание
1. Пояснительная записка.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
3. Содержание учебного предмета.
4. Тематическое планирование.
5. Литература и средства обучения
6. Приложения:
6.1. Календарно – тематический план.
6.2. Учебно-тематический план занятий с одарёнными детьми
6.3. Бланки проверочных работ.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Шахматы» является адаптированной, составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы И.Г.Сухина «Шахматы – школе» (рекомендованна Министерством образования РФ). Главная особенность курса «Шахматы – школе» заключается в том, что он является здоровьесберегающим, использующим новую образовательную задачную технологию обучения - «Технологию развития способности действовать “в уме” с использованием шахматного материала». И это обеспечивает почти 100% положительную мотивацию у детей, потому что проигравших нет, а технология работы – задачная. Задачи в курсе – занимательные, нестандартные, требующие творческого подхода. Эти задачи одновременно нагружают оба полушария ученика: и левое, ответственное за развитие логического мышления, и правое, ответственное за развитие творческого мышления.
Способность действовать “в уме” – универсальная характеристика человеческого сознания, один из важнейших показателей общего развития психики человека, который не относится ни к одному из традиционно выделяемых психических процессов, а представляет собой нерасторжимое единство воображения, внимания, памяти и мышления. Базовое научно-обоснованное целеполагание программы ориентировано на решение фундаментальных задач, стоящих перед системой образования, соответствующих требованиям ФГОС начального общего образования по общеинтеллектуальному направлению.
Цель курса: Формирование способности «действовать в уме».
Задачи курса:
образовательные:
- обучать азам шахматной игры – правила, начало и окончание партии, запись партии
- обучать основным тактическим приемам
- обучать основам стратегии
- обучать понятиям дебюта, миттельшпиля, эндшпиля, особенностям стратегии в каждом из этапов
- обучать основным правилам оценки позиции и пониманию того, что ни одно из этих правил не действует в 100% случаев.
развивающие:
- развивать аналитическое мышление, внимательность, усидчивость
- развивать такие качества, как восприятие, воображение, память, начальные формы волевого управления поведением
воспитательные:
- воспитывать уважение к партнеру, самодисциплину, умение владеть собой
- воспитывать уважительное отношение к правилам, нормам поведения.
Программа рассчитана на четыре учебных года: 34 учебных недели в году для учащихся 1-4 классов. Занятия проводятся один раз в две недели в подгруппах наполняемостью 11- 14 чел. Учащиеся 4-х классов обучаются по программе 4-го года обучения. Кроме того, выделяется дополнительно 2 часа в неделю для занятий с одарёнными детьми и подготовкой их к турнирам и соревнованиям. Для этого формируется группа, и дополнительно для этого состава детей сформирован учебно - тематический план занятий (см . Приложение 6.2.).
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностные результаты освоения программы:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
2) формирование уважительного отношения к иному мнению
3) овладение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
4) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
5) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
6) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
7) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
8) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
9) наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.
Метапредметные результаты освоения программы:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
9) овладение навыками смыслового чтения различных текстов в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета.
Предметные результаты освоения программы:
1) использование знаний для описания и объяснения пространственных отношений;
2) овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения, измерения, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;
3) умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать фигуры, работать с диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные;
4) приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.
В результате освоения программы у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Ученик научится
В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий ученики овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий ученики научатся воспринимать и анализировать сообщения, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий ученики приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с педагогом и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.
Ученик получит возможность научиться:
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- устойчивому учебно-познавательному интересу к новым общим способам решения задач;
- адекватному пониманию причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
- положительной адекватной дифференцированной самооценке на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
- способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- установке на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
- осознанным устойчивым эстетическим предпочтениям и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
ОСНОВЫ ДЕБЮТА.
Двух- и трехходовые партии. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Игра на мат с первых ходов. Детский мат и защита от него. Игра против “повторюшки-хрюшки”. Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Понятие о темпе. Гамбиты. Наказание “пешкоедов”. Борьба за центр. Безопасная позиция короля. Гармоничное пешечное расположение. Связка в дебюте. Коротко о дебютах.
Дидактические задания
“Мат в 1 ход”, “Поставь мат в 1 ход нерокированному королю”, “Поставь детский мат” Белые или черные начинают и объявляют противнику мат в 1 ход.
“Поймай ладью”, “Поймай ферзя”. Здесь надо найти ход, после которого рано введенная в игру фигура противника неизбежно теряется или проигрывается за более слабую фигуру.
“Защита от мата” Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в 1 ход (как правило, в данном разделе в отличие от второго года обучения таких ходов несколько).
“Выведи фигуру” Здесь определяется, какую фигуру на какое поле лучше развить.
“Поставить мат в 1 ход “повторюшке”. Требуется объявить мат противнику, который слепо копирует ваши ходы.
“Мат в 2 хода”. В учебных положениях белые начинают и дают черным мат в 2 хода.
“Выигрыш материала”, “Накажи “пешкоеда”. Надо провести маневр, позволяющий получить материальное преимущество.
“Можно ли побить пешку?”. Требуется определить, не приведет ли выигрыш пешки к проигрышу материала или мату.
“Захвати центр”. Надо найти ход, ведущий к захвату центра.
“Можно ли сделать рокировку?”. Тут надо определить, не нарушат ли белые правила игры, если рокируют.
“В какую сторону можно рокировать?”. В этом задании определяется сторона, рокируя в которую белые не нарушают правил игры.
“Чем бить черную фигуру?”. Здесь надо выполнить взятие, позволяющее избежать сдвоения пешек.
“Сдвой противнику пешки”. Тут требуется так побить неприятельскую фигуру, чтобы у противника образовались сдвоенные пешки.
К концу четвертого года обучения дети должны знать:
принципы игры в дебюте;
основные тактические приемы;
что означают термины: миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.
К концу учебного года дети должны уметь:
грамотно располагать шахматные фигуры во время игры; находить несложные тактические удары;
проводить комбинации;
точно разыгрывать простейшие окончания.
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
| ТЕМЫ | Тео-рия | Прак-тика | Всего часов |
1. | ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА. Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы фигур, взятие. Рокировка. Превращение пешки. Взятие на проходе. Шах, мат, пат. Начальное положение. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Ценность шахматных фигур | 1 | 3 | 4 |
2. | ОСНОВЫ ДЕБЮТА. Принципы игры в дебюте. Двух- и трехходовые партии Игра “на мат” с первых ходов партии. Детский мат. Защита. Дидактические задания “Поставь детский мат”, “Защитись от мата”. Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Темпы. Гамбиты. Принципы игры в дебюте. Борьба за центр. Гамбит Эванса. Королевский гамбит. Ферзевый гамбит. Дидактические задания “Захвати центр”, “Выиграй фигуру”. Открытые, полуоткрытые и закрытые дебюты. Связка в дебюте. Полная и неполная связка.
Итого за год | 5 6 | 8 11 | 13 17 |
5. ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического оснащения | Количество | Назначение, описание |
1 | Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
1.1 | Стандарт основного общего образования по предмету | 1 | |
1.2 | И.Г.Сухин «Программы курса «Шахматы – школе»: Для начальных классов общеобразовательных учреждений» (Обнинск: Духовное возрождение, 2010, 2011, 2013.) | 1 | В сборник включена программа И.Г.Сухина «Шахматы – школе» начального общего образования, разработанная на основе шахматно - задачной технологии развития способности действовать “в уме” в соответствии с требованиями ФГОС НОО |
1.3 | Рабочая программа по учебному предмету | 1 | Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 1-4х классов общеобразовательной четырёхлетней начальной школы, разработана и составлена в соответствии с ФГОС второго поколения для УМК « Шахматы – школе И.Г.Сухина» |
1.4 | Сухин И. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем. Учебник для 2 класса четырёхлетней начальной школы. В 2-х частях. – Обнинск: Духовное возрождение, 2015.
| 40 | Учебник соответствует требованиям ФГОС к освоению интегрированного курса «Шахматы» в начальной школе, учитывает возрастные и индивидуальные особенности младших школьников и построен на основе шахматно – задачной технологии И.Г.Сухина, жестко сориентированной на развитие способности действовать “в уме”. |
1.5 | Сухин И. Шахматы, второй год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 2015. | 1 | Предлагаемые методические рекомендации предназначены для работы по учебнику «Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем»: Учебник для 2-го года обучения в начальной школе. В 2-х частях» (автор И.Г.Сухин), который реализует требования ФГОС НОО. |
1.6 | Сухин И. Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры. Учебник для 3-го года обучения начальной школы. В 2-х частях. – Обнинск: Духовное возрождение, 2015. | 40 | Учебник соответствует требованиям ФГОС к освоению интегрированного курса «Шахматы» в начальной школе, учитывает возрастные и индивидуальные особенности младших школьников и построен на основе шахматно – задачной технологии И.Г.Сухина, жестко сориентированной на развитие способности действовать “в уме”. |
1.7 | Сухин И. Шахматы, третий год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 2015. | 1 | Предлагаемые методические рекомендации предназначены для работы по учебнику «Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры»: Учебник для 3-го года обучения в начальной школе. В 2-х частях» (автор И.Г.Сухин), который реализует требования ФГОС НОО. |
2. | Демонстрационные учебные пособия | ||
2.1 | Демонстрационная магнитная доска с фигурами | 2 | Настенная доска предназначена для демонстрации учебного материала и учебно – иллюстративных партий |
2.2 | Презентации и видеофильмы, соответствующие тематике программы | 2 | Шахматная сказка «Котята – хвастунишки» Сказка о шахматной доске «Лена и Ален» |
2.3 | Игральные доски с наборами шахматных фигур | 20 | Игральные наборы предназначены для решения позиционных композиций, обучения ориентации на плоскости, игре в парах, проведению соревнований |
2.4 | Шахматные часы | 7 | Часы предназначены для обучения и контроля времени игры на соревнованиях |
3 | Экранно-звуковые пособия | ||
3.1 | Обучающие CD - диски | 3 | - Специализированный программый комплекс «Шахматное образование» - Динозавры учат шахматам - Шахматная школа |
4 | Технические средства обучения | ||
4.1 | Компьютер, интерактивная доска с проектором | 1 | Оборудование предназначено для демонстрации видеоуроков и решения шахматных композиций группой и индивидуально. |
Литература:
- Сухин И.Г. Учебный предмет «Шахматы» в школе как инструмент развития мышления. – Германия: LAP Lambert Academic Publishing. 2012/.-280c/
- Фесенко Т.К. Учебная дисциплина «Шахматы» в начальной школе». Научно – практическое обоснование проекта – концепции.- Обнинск: Учебно – методическое объединение «Духовное возрождение», 2013 г.
- Акишина В.В. ФГТ, ФГОС и шахматы // Материалы Международной научно-практической конференции "Шахматное образование – важный ресурс мировой системы образования". Ханты-Мансийск, 10–13 июня 2013 г.: Сборник тезисов докладов / Составители: И. Г. Сухин, Г. В. Ковалева; научный редактор И. Г. Сухин. – Обнинск: Духовное возрождение, 2013. – 416 с. ISBN 978-594198-080-2. “Chess Education – an Important Resource of the World System of Education”. International Research Conference Materials, Khanty-Mansiysk, 10–13 June 2013: A Collection of Abstracts / Compiled by: I. G. Sukhin, G. V. Kovaleva; scientific editor I. G. Sukhin. – Obninsk: Dukhovnoye Vozrozhdeniye, 2013. – 416 p.
- Акишина В.В. Шахматы как средство интеллектуального развития младших школьников // «Российский и международный опыт и перспективы работы с одарёнными детьми»: материалы Всероссийской научно-практической конференции / (редкол.: В.А. Егорова к.ф.-м.н. Ю.И. Семенов М.М. Черосов д.п.н.) – Якутск: Ленский край, 2014. – 334 с.
- Акишина В.В. Федеральный курс "Шахматы - школе" в рамках реализации ФГОС во внеурочной деятельности // Материалы Международной научно-практической конференции “Кадровый потенциал Зауралья: вектор развития”, 02 июня 2015 г.: материалы секции “Интеллектуал Зауралья” (шахматный всеобуч)" / ГАОУ ДПО “Институт развития образования и социальных технологий”/(редкол.: А.В.Шатных к.п.н., доцент. И.Г.Сухин к.п.н. Н.С.Лапханова к.п.н., доцент. В.А. Воробьева) – Курган, 2015. – 156 с.
Приложение 6.1.
Календарно – тематический план
Наименование темы программы | Кол-во часов на тему | № занятия, дата проведе-ния | Наименование темы занятия | Вид занятия, форма | Материально-техническое оснащение, дидактическое обеспечение | Форма контроля | Домашнее задание |
1. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА | 4 | № 1 | ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА. Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы фигур, взятие. Рокировка. Превращение пешки. Взятие на проходе. Шах, мат, пат. Начальное положение. | Просмотр мультфильмов “Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат” и “Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат” |
Персональные компьютеры для каждого учащегося, программный комплекс «Шахматное образование» |
Опрос |
|
№ 2 № 3 № 4 | Игровая практика. Шахматная нотация. Обозначение горизонталей, вертикалей, полей. Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального положения. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Ценность шахматных фигур. Пример матования одинокого короля. Практика матования одинокого короля (дети играют попарно). | Практическое занятие Решение учебных положений на мат в два хода без жертвы материала и с жертвой материала (из учебника второго года обучения). Игровая практика с записью шахматной партии | Шахматы, учебники “Шахматы, 2 год”, компьютеры ------- ------ |
Компьютерная игра ------ ------ | Компьютерные игры на внимание Рабочая тетрадь “Шахматы 3 год” ст.3 ------ст.4 | ||
2. ОСНОВЫ ДЕБЮТА | 13
| №5 №6 №7 №8 №9 №10 №11
№12 №13 №14 №15 №16 №17
Итого: 17 | ОСНОВЫ ДЕБЮТА. Двух- и трехходовые партии. Выявление причин поражения в них одной из сторон. Решение задания “Мат в 1 ход”. Игровая практика. ОСНОВЫ ДЕБЮТА. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Решение заданий “Поймай ладью”, “Поймай ферзя”. ОСНОВЫ ДЕБЮТА. Игра “на мат” с первых ходов партии. Детский мат. Защита Решение заданий. Игровая практика. Вариации на тему детского мата. Другие угрозы быстрого мата в дебюте. Защита. Как отражать скороспелый дебютный наскок противника Решение заданий. Игровая практика. ОСНОВЫ ДЕБЮТА. “Повторюшка-хрюшка” (черные копируют ходы белых). Наказание “повторюшек”. Дидактические задания “Поставь мат в 1 ход “повторюшке”, “Выиграй фигуру у “повторюшки”. Решение заданий. Игровая практика. ОСНОВЫ ДЕБЮТА. Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Темпы. Гамбиты Решение задания “Выведи фигуру”. ОСНОВЫ ДЕБЮТА. Наказание за несоблюдение принципа быстрейшего развития фигур. “Пешкоедство”. Неразумность игры в дебюте одними пешками Решение заданий. Игровая практика.
| Дидактическое задание “Мат в 1 ход” (на втором либо третьем ходу партии). Компьютерные игры и упражнения Практическая работа. Компьютерные игры и упражнения на мат в 1 ход Дидактические задания “Поймай ладью”, “Поймай ферзя”. Игровая практика. Дидактические задания “Поставь детский мат”, “Защитись от мата”. Практическое занятие Дидактические задания “Поставь детский мат”, “Мат в 1 ход”, “Защитись от мата”. Игровая практика. Дидактические задания “Поставь мат в 1 ход “повторюшке”, “Выиграй фигуру у “повторюшки”. Игровая практика Дидактическое задание “Выведи фигуру”
Игровая практика. Дидактические задания “Мат в два хода”, “Выигрыш материала”, “Накажи “пешкоеда”, “Можно ли побить пешку?”. Игровая практика | Демонстрационная доска, шахматы, компьютеры, учебники “Шахматы, Третий год”, рабочей тетради “Шахматы, 3-й год” ----------- ------------ ----------- ----------- ------------ ----------- ----------- ------------ ------------ ------------ Демонстрационная доска, шахматы, компьютеры, учебники “Шахматы, Третий год”, рабочие тетради “Шахматы, третий год”
| Двух- и трехходо-вые партии. Задания в рабочей тетради “Шахматы, 3-й год” стр.8 Задания в рабочей тетради “Шахматы, 3-й год” стр. 10 --с.12-13 Учебники “Шахматы, Третий год”с.22 ---с.25 Учебники “Шахматы, Третий год”с.28 Компьютерные игры и упражнения Задания в рабочей тетради “Шахматы, 3-й год” стр.20 Задания в рабочей тетради “Шахматы, 3-й год, с.21
| Задания в рабочей тетради “Шахматы, 3-й год” стр.5-6 Задания в рабочей тетради “Шахматы, 3-й год” стр.9 Задания в рабочей тетради “Шахматы, 3-й год” стр. 11 --с.14 ---с.15 Компьютерные игры и упражнения Задания в рабочей тетради “Шахматы, 3-й год” стр. 18 ---- Задания в рабочей тетради “Шахматы, 3-й год” стр.23 Задания в рабочей тетради “Шахматы, 3-й год” стр.24 ные игры и упражния |
Учебно-тематический план занятий с одарёнными детьми Приложение 6.2.
№ | Тема | Часы | Формы занятий | Формы контроля | Ожидаемый результат | |||||
| ||||||||||
1. | Виды шахматной композиции | 2 2 2 2 2 2 2 | Беседы, дидактические задания | В процессе наблюдения | Знает основные виды шахматной композиции: задачная и этюдная, сказочные шахматы и задачи на ретроградный анализ. Умеет видеть основные разделы, виды шахматной композиции | |||||
2. | Азбука композиции | Беседы, дидактические задания | В процессе наблюдения Анализ решения дидактических заданий | Знает основные термины шахматной композиции: задачной, ортодоксальной шахматная композиция. Умеет применять основные термины шахматной композиции при выполнении дидактических заданий | ||||||
3. | Классификация шахматных позиций | Беседа, дидактические задания, тест | В процессе наблюдения Анализ решения дидактических заданий | Знает основной принцип классификации позиций, группы позиций: трио, квартет, мередит, малютка, миниатюра, мастодонт. Умеет применять основные принципы и приёмы классификации шахматных позиций при выполнении дидактических заданий. | ||||||
4. | Тема в шахматной композиции | Беседа, творческое дело | В процессе наблюдения Анализ решения заданий | Знает и умеет применять при выполнении дидактических заданий понятие «тема». | ||||||
5. | Правило единства решения | Беседа, творческое дело | В процессе наблюдения Анализ решения дидактических заданий | Знает правило единства решения. Умеет применять правило единства решения при выполнении дидактических заданий. | ||||||
6. | Художественные принципы композиции. | Беседа, дидактические задания, тест | В процессе наблюдения Анализ тестов | Знает основные художественные принципы шахматной композиции. | ||||||
7. | Кто победит гроссмейстера? | Конкурс решения шуточных шахматных задач | анализ решений конкурсных заданий | Умеет решать шахматные задачи | ||||||
| ||||||||||
8. | Мансуба | 2 2 2 2 2 2 2 2 | Беседа, дидактическая игра | В процессе дидактической игры | Знает историю появления, основные характеристики мансуб | |||||
9. | Шахматная задача в Европе: первые шаги. | Беседа, дидактическая игра | В процессе дидактической игры | Знает историю появления первых шахматных задач в Европе. | ||||||
10. | Первые школы композиции | Беседа, дидактическая игра | Анализ решения дидактических заданий | Знает характеристики английской, чешской, старонемецкой школ | ||||||
11. | Шахматная композиция в Новом свете | Беседа, дидактическая игра «Сапёр» мини-турнир | В процессе дидактической игры | Знает историю появления, первых шахматных задач в Северной Америке. | ||||||
12. | Шахматная композиция ½ XX века. | Выступления обучающихся сообщениями | В процессе наблюдения | Знает особенности художественной, логической стратегической и школ шахматной композиции | ||||||
13. | Шахматная композиция во второй половине XX века. | Выступления обучающихся сообщениями | В процессе наблюдения | Знает историю проведения соревнований по составлению и решению шахматных задач и этюдов в нашей стране и в Мире | ||||||
14. | Шахматная композиция в начале XXI века. | Выступления обучающихся сообщениями | В процессе наблюдения | Знает основные направления развития шахматной композиции в начале XXI века. | ||||||
15. | Кто победит гроссмейстера? | Конкурс решения исторических шахматных задач | анализ решений конкурсных заданий | Умеет решать шахматные задачи | ||||||
| ||||||||||
16. | Авторское решение | 2 2 2 2 2 2 2 2 2 | Беседа, дидактическая игра | Анализ решения дидактических и конкурсных заданий | Знает сущность понятия «авторское решение», основные составляющие авторского решения. | |||||
17. | Фазы шахматной задачи | Беседа, дидактические задания, мини-тест | В процессе наблюдения | Знает основные фазы шахматной задачи. | ||||||
18. | Матовый финал | Беседа, дидактическая игра «Сапёр» «Жюри» | В процессе анализа хода выполнения заданий | Знает сущность понятия «матовый финал», основные составляющие авторского решения. | ||||||
19. | Правила решения шахматных задач | Беседа, дидактические задания, конкурс решения задач | Анализ решения дидактических и конкурсных заданий | Знает и умеет использовать правила решения задач. | ||||||
20. | Механизм | Беседа, дидактические задания, мини-тест | В процессе наблюдения и анализа решений дидактических | Знает и умеет использовать при выполнении заданий основные механизмы шахматной композиции | ||||||
21. | Дуаль | Беседа, дидактические задания, | В процессе наблюдения и анализа решений дидактических заданий | Знает и умеет использовать «дуаль» при выполнении дидактических заданий. | ||||||
22. | Цикл (циклическое чередование) | Беседа, Дидактическая игра «Сапёр» «Жюри» мини-турнир | В процессе наблюдения и анализа решений дидактических заданий | Знает и умеет применять при выполнении дидактических заданий возможности циклического чередования | ||||||
23. | Идеальная форма | Беседа, дидактические задания Дидактическая игра «Сапёр» «Жюри» мини-турнир | В процессе наблюдения и анализа решений | Знает и умеет достигать при выполнении дидактических заданий идеальных форм. | ||||||
24. | Кто победит гроссмейстера? | Конкурс составления шахматных задач | Анализ конкурсных заданий | Умеет решать шахматные задачи | ||||||
| ||||||||||
25. | Цугцванг | 2 2 2 2 2 2 2 2 | Беседы, дидактические задания | В процессе наблюдения анализ решений конкурсных заданий | Знает сущность понятия «цугцванг». Умеет использовать в процессе решения приёмы: «компенсированный» ход, отдача свободных полей королю, двойной ход пешкой. | |||||
26. | Иллюзорная игра | Беседы, Дидактическая игра «Сапёр» «Жюри» мини-турнир | В процессе наблюдения Анализ решения дидактических конкурсных заданий | Знает и умеет применять при выполнении дидактических заданий возможности иллюзорной игры. | ||||||
27. | Перемена матов | Беседы, дидактические задания | В процессе наблюдения Анализ решения дидактических заданий | Знает и умеет применять при выполнении дидактических заданий механизм перемены мата | ||||||
28. | Блокирование с добавлением матов | Беседы, дидактические задания Дидактическая игра «Сапёр» «Жюри» мини-турнир | В процессе наблюдения Анализ решения дидактических заданий | Знает и применяет в процессе анализа и решения позиции приём «блокирование с добавлением матов» | ||||||
29. | Блокирование с переменой матов | Беседы, дидактические задания | В процессе наблюдения Анализ решения дидактических заданий | Знает и применяет в процессе анализа и решения позиции приём «блокирование с переменой матов» | ||||||
30. | Блокирование с переменой игры | Беседы, дидактические задания | В процессе наблюдения Анализ решения дидактических заданий | Знает и применяет в процессе анализа и решения позиции приём «блокирование с переменой игры» | ||||||
31. | Ложная игра | Беседы, дидактические задания | В процессе наблюдения Анализ решения дидактических заданий | Знает и умеет применять при выполнении дидактических заданий возможности ложной игры | ||||||
32. | Симметрия | Беседа, дидактическое задание “Жюри” | Анализ выполнения дидактических заданий | Знает и умеет использовать и умеет использовать приёмы симметричного решения при выполнении заданий. | ||||||
33. | Участие в городском шахматном турнире | 4 | Турнир | Контроль осуществляет судья соревнований | Итоговая таблица турнира, дипломы за призовые места | |||||
Итого: | 68 |
Приложение 6.3.
Проверочная работа №1
Четвёртый год обучения: промежуточный уровень знаний
Проверочная работа №2
Четвёртый год обучения: итоговый уровень знаний
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курса экологического воспитания учащихся 3-4 классов.
Разработана программа для учащихся 3-4 классов. В программе поставлены цели, задачи курса и ожидаемые результаты. В программе дано и тематическое планирование для 3 и 4 класса...
ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Здоровячки» для 4 класса по спортивно-оздоровительному направлению
Программа «Здоровячки!» реализует спортивно-оздоровительное направление во внеурочной деятельности в 4 классе в соответствии с Федеральным государственным обра...
Программа курса внеурочной деятельности "Чемпион" 1-4 класс
Программа курса "Чемпион" с приложениями....
Программа курса внеурочной деятельности "Чемпион" 1-4 класс
Программа курса "Чемпион" с приложениями....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Бумажное творчество", 3 класс ФГОС
Программа поможет в организации внеурочной деятельности учащихся 3 класса. Составлена в соответствии с ФГОС....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Риторика" 2-4 класс в соответствии ФГОС
Рабочая программа курса внеурочной деятельности НОО «Риторика» социального направления....
Программа курса внеурочной деятельности учащихся «Азбука нравственности»
Формированию адаптивного типа взаимодействия со сверстниками и взрослыми, уважительного и тактичного отношения к личности другого человека....