Программа курса экологического воспитания учащихся 3-4 классов.
рабочая программа (3 класс) на тему
Разработана программа для учащихся 3-4 классов. В программе поставлены цели, задачи курса и ожидаемые результаты. В программе дано и тематическое планирование для 3 и 4 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kursa_ekologicheskogo_vospitaniya.doc | 244 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа курса экологического воспитания учащихся 3-4 классов начальной школы.
Начальное экологическое воспитание
Пояснительная записка
Данная программа является составной частью плана учебно-воспитательной работы и включает следующие направления: формирование экологической культуры, исследовательская деятельность, проектная деятельность, приобщение к практической деятельности по охране окружающей среды.
В век новых технологий человек перестаёт ощущать себя частью природы, действует как её хозяин и преобразователь, что ведёт к формированию утилитарного подхода к окружающей среде, что в свою очередь ведёт к её загрязнению. Именно поэтому столь важно формирование экологической культуры подрастающего поколения.
С раннего детства ребёнок проявляет интерес к объектам живой и неживой природы. Он радуется, увидев распустившийся цветок, восхищается подвижными жучками и бабочками, быстро бегающими муравьями. С каждым годом открывает для себя новый мир. Острота экологических проблем выдвинула перед школой задачу огромной важности: воспитание молодого поколения в духе бережного ответственного отношения к природе, охране природных богатств. Очень важно познавать экологию с самого раннего возраста, когда кроме памяти и сознания работают ещё и механизмы раннего впечатления.
Цель: формирование экологической культуры младших школьников и ответственного отношения к окружающей среде. Задачи:
- Стимулировать учащихся к постоянному наполнению знаний об окружающей среде.
- Способствовать развитию творческого мышления, умению предвидеть возможные последствия деятельности человека.
- Обеспечивать развитие исследовательских навыков, умений, учить применять экологически целесообразные решения и самостоятельно приобретать новые знания.
-Вовлекать учащихся в практическую деятельностью по решению проблем окружающей среды.
Чтобы достичь таких результатов не нужно предлагать младшему школьнику целый комплекс сложных биологических и социальных взаимодействий в природе. Естественнее дать ему некоторую систему экологических аксиом, лежащих в основе конструкции природной жизни.
Эти новые, закладывающиеся в детях представления, могут позже найти выражение в традициях, приведут к более продолжительной жизни, уменьшат число экологических катастроф и, в конечном счёте, видимо, продлят жизнь человечества на нашей планете.
Возраст детей участвующих в реализации данной программы – учащиеся младшего школьного возраста 3-4 классов.
Срок реализации программы: 2013-2015гг.
Режим занятий: одно занятие в неделю (кружок).
Ожидаемые результаты:
В результате реализации программы по экологическому воспитанию младших школьников будут заложены основы сознательного отношения к природе, понимания взаимосвязи растений животных с внешними условиями, их приспособленности к среде обитания, зависимости жизни от воздействия внешних факторов деятельности человека. Дети станут добрее, овладеют навыками ухода за растениями и птицами.
Основным критерием эффективности экологического воспитания явится участие школьников в природоохранной деятельности, дисциплина и порядок, нетерпимое отношение к случаям неуважительного отношения к природе.
Тематическое планирование
3 класс -32 часа
Раздел: Зачем надо изучать экологию
№ | Тема | Часы | Форма проведения |
1 | Когда меня не было | 1 | Экскурсия в музей |
2 | История цивилизации | 1 | Фильм |
3 | До чего дошёл прогресс | 1 | Слайды |
4 | Земля заболела | 1 | Рисунки |
5 | Спасти планету | 2 | Инсценировка сказки |
Раздел: Мир в котором я живу
№ | Тема | Часы | Форма проведения |
1 | Лесные жители нашей местности | 2 | Слайд-шоу |
2 | Животные в доме | 3 | Проекты |
3 | Наблюдения за животными в быту и на природе |
2 | Рассказ- беседа |
4 | Растения и деревья нашей местности |
2 | Презентации |
5 | Водоёмы | 1 | Наблюдения |
6 | Лес и поляны | 1 | Слайды |
7 | Жизнь почвы | 1 | Наблюдения |
8 | Помощь братьям своим ближним | 1 | Слайды, фото |
9 | Приспособление к среде обитания | 1 | Игра |
Раздел: Поведение в природе
№ | Тема | Часы | Форма проведения |
1 | Незваные гости | 2 | Фильм, игра |
2 | Взаимодействие в природе | 1 | Экологическая игра |
3 | Человек и его окружение | 2 | Экскурсия, рассказ-беседа |
4 | Животные и растения, занесённые в Красную книгу |
3 | Проекты |
5 | Правила поведения в природе | 2 | Сюжетная игра |
6 | Спешите делать добро | 2 | Конкурс |
4 класс
Раздел: Экология и человек
№ | Тема | Часы | Форма проведения |
1 | Природные ориентиры | 2 | Экскурсия, рассказ-беседа |
2 | Правила посадки растений | 2 | Наблюдения, опыты |
3 | Чему верить, что проверить? | 1 | Беседа |
4 | Экология родного края | 4 | Выпуск газеты |
Раздел: Помоги природе
№ | Тема | Часы | Форма проведения |
1 | Осень и животные | 4 | Устные журналы |
2 | По заповедникам России | 2 | Беседа |
3 | Что мы знаем о зверях и птицах | 2 | Викторина |
4 | Школьникам об охране природы | 1 | Сообщения |
5 | Задачи по экологии | 4 | Сюжетно-ролевые игры |
Раздел: Природа вокруг нас
№ | Тема | Часы | Форма проведения |
1 | Кроссворды о природе | 2 | Конкурс |
2 | Охрана природы | 2 | Плакаты |
3 | Закон об охране природы | 1 | Рассказ-беседа |
4 | Картины художников-пейзажистов | 1 | Слайды |
5 | Красная книга Сахалинской области | 2 | Рассказ-беседа |
6 | Как я берегу родную природу | 2 | Презентации |
Основные требования к учащимся.
Изучить: законы и правила популяционной экологии; изменения в природе, которые происходят в результате деятельности человека.
Научить: любить и понимать окружающий мир; бережно относиться к животному и растительному миру; понимать добро и зло; и роль человека на Земле.
Соблюдать: основные законы поведения в природе и быту.
Иметь представление:
об изменениях, происходящих на Земле в связи с деятельностью человека.
Для изучения данной программы имеется большая подборка методического материала:
- эколого – психологические тесты;
- приключенческо-познавательная игра «Сохраним природу - сохраним жизнь»;
- познавательная игра-конкурс «Эти удивительные растения»;
- игра «Земля – наш дом»;
- поле чудес «Эти замечательные животные»;
- интеллектуальная игра «Звёздный час»;
- викторина «Эти забавные животные»;
- экологические сказки;
- занятие – исследование «Кто такие птицы?»;
- разработка «Экологическое ассорти»;
- праздник «День птиц»;
- занятие «Лес – наш зелёный друг;
- занятие «Растения нашего края»;
- путешествие «В мире насекомых»;
- КВН «В мире животных» ;
- экологический КВН «Знатоки природы» и др.
Подборка презентаций:
- «Экология как наука»;
- « Типы экологических взаимодействий»;
- « Экологические проблемы мира»;
- « Лес нужно защищать»;
- « Загрязнение природных вод»
Литература
1. Довбня С.Е., Ердаков Л.Н., Молодцова З.В. Программа по экологии начальной общеобразовательной школы.
2.Играя, обучаемся Сб. мат. по экологическому просвещению. №2. ИСАР-Сибирь. - Новосибирск, 1999.
3. Ердаков Л.Н., Замулло А.П., Чубыкина Н.Л. Экология. Программы для средней общеобразо вательной школы. - Омск: ОмИПКРО, 1995.
4. Ердаков Л.Н. Экология для начального обучения. Пособие для воспитателей детских садов и учителей начальных классов. - Новосибирск: Книжица, 1997.
Начальное обучение экологии проводится на материалах сказок, басен, а также рассказов писателей-натуралистов: Виталия Бианки, Николая Плавильщикова, Николая Сладкова, Михаила Пришвина, Н.Зверева и др.
Интернет-сайты:
- http//kidlib.ru
- http:// ns portal.ru
- http://audioskazki.info/page/6/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курса экологического воспитания школьников начальной школы 3-4 классов
Предлагается проект курса экологического воспитания детей младшего школьного возраста 3-4классов. Очень важно познавать экологию с самого раннего возраста, когда кроме памяти и сознания работают еще и...
Экологическое воспитание учащихся в рамках внеурочной деятельности
экологическое воспитание в рамках ФГОС...
Календарно-тематический план по экологическому воспитанию учащихся с нарушением слуха начального звена.
Программа воспитания детей младшего школьного возраста с нарушением слуха отражает современное понимание процесса воспитания детей данной категории. Процесс воспитания основывается на закономерностях ...
Экологическое воспитание учащихся младшего школьного возраста
В данной статье представлен и обобщен опыт работы по воспитанию экологической культуры младших школьников. Эта культура базируется на трех основных принципах: систематичность, непрер...
Экологическое воспитание учащихся (из опыта работы)
Материал из опыта работы по развитию экологического воспитания учащихся через сотрудничество с краеведческим и художественно мемориальным музеем....
Экологическое воспитание учащихся во внеурочной деятельности в 1 классе
Агитбригада на тему "Мусорная фантазия"...
Программа развития и воспитания учащихся 1 – 4 классов
Программа направлена на реализацию главной цели – воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного граждан...