РП внеурочной деятельности История СПб 1 класс
календарно-тематическое планирование (1 класс)
Поурочное планирование внеурочной деятельности "История СПБ" в 1 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_spb_1_kl.xls | 32.5 КБ |
rp_istoriya_sankt-peterburga_1_klass2019-2020_uchebnyy_god.doc | 98.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «История Санкт - Петербурга» для обучающихся 1 класса на 2019 – 2020 учебный год.
Рабочая программа по курсу «История Санкт-Петербурга» разработана на основе программы по школьному курсу "История и культура Санкт-Петербурга" автора Е. В. Дмитриевой.
Реализация данной программы рассчитана на учащихся 1-го класса; занятия 1 раз в неделю. Количество часов в год -33 ч – 1 класс. Рабочая программа составлена на основании следующих нормативных правовых документов:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373 (с последующими изменениями)
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189 зарегистрировано в Минюсте РФ 03.03.2011 г., рег. № 19993);
- Учебного плана внеурочной деятельности учреждения;
- Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, дисциплинам, курсам.
Цель программы:
Воспитание эстетического восприятия, расширение эмоционально - чувственной сферы учащихся, пробуждение интереса и стремления к дальнейшему изучению историко-художественных путей развития Санкт-Петербурга, чувства сопричастности тому, что в нём происходит.
Содержание программы предполагает решение следующих задач:
Образовательные:
- знакомство с историей создания "северной столицы" и её художественного наследия, воспитание патриотизма и любви к родному краю;
- формирование у детей устойчивого желания продолжить знакомство с предложенными темами самостоятельно;
- обучение практическим навыкам работы с предложенными материалами;
- выделение ключевых понятий, поиск нужных фактов и ответов на вопросы, поставленные учителем
- обучение практическим навыкам работы с предложенными материалами;
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к своей Родине.
- Воспитывать культуру общения.
Развивающие:
- Начать формирование потребности в саморазвитии и самореализации.
- Развивать деловые качества школьников: самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.
В курсе для 1 класса включены темы, дающие младшим школьникам начальные представления об основании Санкт- Петербурга, развившегося на островах в дельте реки Невы по воле Петра I; о его наиболее ярких, запоминающихся архитектурных памятниках и их создателях; о государственных символах; о музеях и театрах города, его прекрасных решётках и оградах и великолепном скульптурном убранстве.
Основная часть программы включает вопросы, которые будут рассматриваться на занятиях. Задания имеют разную степень трудности.
Вариативная часть предполагает свободу творчества учителя и учащихся. Это могут быть итоговые занятия, позволяющие закрепить пройденный материал, экскурсии, конкурсы стихов и рисунков и многое другое.
Структура программы. Предполагаемый результат.
Курс «История Санкт-Петербурга» предназначен для обучающихся 7 лет. Он рассчитан на1 год.
1 класс.
«История Санкт-Петербурга»
Курс посвящен изучению основных достопримечательностей Санкт-Петербурга: Петропавловская крепость, Домик Петра 1, Адмиралтейство, Летний сад, ансамбль Дворцовой площади, стрелка Васильевского острова, площадь Декабристов, Исаакиевская площадь, Невский проспект.
В конце первого года изучения курса учащиеся должны знать:
- где и когда возник Санкт-Петербург;
- называть основные достопримечательности нашего города, их архитектора (скульптора), - знать символы Санкт-Петербурга;
- основные детали зданий (шпиль, башенка, купол, колоннада, рельеф)
Должны уметь:
- найти на иллюстрации нужный объект;
- уметь показать на карте изучаемый объект.
Формы проведения занятий
Реализации задач курса «История Санкт-Петербурга» более всего соответствует активные методы, включающие ребенка в различные виды познавательной деятельности, позволяющей каждому учащемуся почувствовать себя исследователем, первооткрывателем, высказать собственное впечатление, мнение, дать личную оценку.
Основной формой организации по курсу «История Санкт-Петербурга» является занятие. В процессе изучения по данной программе широко используются такие формы как:
- практические занятия
- беседы
- экскурсии
- конкурсы
- исследовательская деятельность
- презентации, конкурсы
- самостоятельная работа (индивидуальная, в паре, групповая);
- игра
- путешествие
- проектная деятельность
В каждом занятии прослеживаются три части:
• игровая;
• теоретическая;
• практическая.
При проведении занятий вне школы – экскурсия, музейно-педагогическое занятие, учебная прогулка, образовательное путешествие.
Формы учета результатов обучения
Контроль умений и навыков проводится в конце каждой темы. Даны вопросы и задания в виде тестов, ребусов, кроссвордов, а также вопросы, требующие использования дополнительного материала. В конце курса проводится итоговое занятие и викторина «Знаете ли вы свой город?».
Средства обучения
- наглядные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные.);
- печатные (учебные пособия, рабочие тетради, книги для чтения, хрестоматии, раздаточный материал, справочники и т.д.);
- аудиовизуальные (слайды, видеофильмы образовательные, учебные фильмы на цифровых носителях
- электронные образовательные ресурсы (сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.)
- информационно-коммуникативные технологии.
Рабочая программа «История Санкт-Петербурга» предусматривает использование ИКТ для обеспечения высокого качества образования при сохранении его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личностного развития ребенка.
Применение ИКТ позволяет решать следующие задачи:
- построение наглядного и красочного занятия в сочетании с большей информативностью и интерактивностью;
- приближение материала занятия к мировосприятию ребенка, который лучше воспринимает видео и аудиоинформацию;
- возможность применять личностно-ориентированный подход;
- возможность дифференциации работы с различными категориями обучающихся;
- активизация познавательной деятельности;
- поддержка устойчивого интереса к деятельности;
- формирование информационной грамотности и компетенции у обучающихся;
- развитие навыков, необходимых для дальнейшей групповой, исследовательской и проектной деятельности;
- создание ситуации успеха.
При разработке уроков с использованием ИКТ учитываются возрастные особенности учащихся. Занятия включают в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий, а так же строгое дозирование времени работы с техническими средствами в соответствии с нормами СанПиН2.4.2.282110.
Планируемые результаты
В результате обучения по данной программе, в контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, у младших школьников будут сформированы:
Личностные
Обучающиеся получат возможность для формирования
эмоционально-ценностного восприятия ребенком города как «своего мира», представляющего значимость (ценность) для него при условии грамотного взаимодействия с объектами городской среды и людьми
Метапредметные
Регулятивные
Обучающиеся научатся:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
- выполнять учебные действия в речевой и мыслительной форме;
- проявлять инициативу в сотрудничестве;
- использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности;
Обучающиеся получат возможность:
- научиться анализировать и синтезировать необходимую информацию;
- повысить творческую активность и самостоятельность;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные
Обучающиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников интернета под руководством учителя;
- строить рассуждения в форме простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- устанавливать аналогии.
Обучающиеся получат возможность:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
- использовать речь для регуляции своего действия;
.
Обучающиеся получат возможность:
- владеть монологической и диалогической формами речи;
- формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
- аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Предметные
В ходе реализации программы у учащиеся сформируется:
- расширение знаний о городе в работе с дополнительными источниками информации, в посещении музеев, театров, библиотек, учебных прогулках/экскурсиях, в исследовательской деятельности;
- Приобщение к культурному наследию города;
- Интерес к знакомым городским названиям, праздникам, объектам (знакам, символам);
- Понимание уникальности, неповторимости Санкт-Петербурга – северного, одновременно морского и речного города;
- Уважение к согражданам (блокадникам), знаменитым петербуржцам.
Учащиеся научатся:
- Находить информацию о городе, памятниках наследия, петербургских традициях, в справочниках, научно-популярной литературе, интернете, на карте, в периодической печати под руководством взрослых;
- Работать с картой, ориентироваться по карте-схеме Петербурга;
- Ориентироваться по карте города и в городском пространстве;
- Объяснять понятия «мой город», «мой край», «Малая Родина», «культура», «городская среда», «город – феномен культуры», «облик города», «образ города» и использовать эти понятия.
Календарно – тематическое планирование.
«История Санкт – Петербурга»
1 класс (1 ч в нед. /33 ч в год)
№ п/п | Тема | Форма проведения | Дата |
1 | Мой район. Мой дом. Мой двор, моя улица. Будущее моего района. | Клубное мероприятие Игра - путешествие | |
2 | Наш город - Санкт Петербург. | Клубное мероприятие Виртуальное путешествие | |
3 | Мир города. "Живой город". Город и горожане. День памяти святого благоверного Александра Невского.(12 сентября) | Клубное мероприятие Игра | |
4 | Город на берегах Невы. Петр Первый - основатель Санкт Петербурга. Покровитель города. | Круглый стол творческая работа в группах | |
5 | Удивительный Санкт- Петербург. Имя города. Возраст города. Символы Санкт- Петербурга: герб, флаг, гимн. | Клубное мероприятие Интерактивное путешествие | |
6 | Крепость на Заячьем острове. | Клубное мероприятие Игра-наблюдение | |
7 | Петропавловский собор. Новое название крепости. | Клубное мероприятие | |
8 | Первые городские постройки. Домик Петра Первого. Троицкая площадь. | Круглый стол. Творческая работа в группах | |
9 | Адмиралтейская верфь. | Презентация | |
10 | Здание Адмиралтейства. | Круглый стол | |
11 | Летний сад. Постройки Летнего сада. | Интерактивное путешествие | |
12 | Летний дворец и его история. | Викторина | |
13 | Дворцовая площадь – главная площадь города. | Интерактивное путешествие | |
14 | Зимний дворец. | Интерактивное путешествие | |
15 | Викторина «Первые постройки города» | КВН | |
16 | Эрмитаж – музей в Зимнем дворце. | Игра-путешествие | |
17 18 | Арка Главного штаба. Александровская колонна. | Творческая работа в группах | |
19 | Васильевский остров. Стрелка Васильевского острова. | Работа в группах. | |
20 | Санкт-Петербург – город рек и каналов. Река Нева. | Интерактивное путешествие | |
21 | Сенатская площадь. | презентация | |
22 | Медный всадник. | Творческая работа в группах | |
23 | Исаакиевская площадь. | Исследовательская работа | |
24 | Исаакиевский собор. | Викторина | |
25 | Мосты города. | Интерактивное путешествие | |
26 | Невский проспект. | Презентация | |
27 | Казанский собор. | Творческая работа в группах | |
28 | Памятники героям-полководцам возле Казанского собора. | Игра-экскурсия | |
29 | Храм Воскресения Христова. | Работа в группах. | |
30 | Торговля в Санкт-Петербурге. Гостиный двор. | Игра | |
31 | Городская дума. | Презентация | |
32 | Аничков мост. Аничков дворец. | Игра-экскурсия | |
33 | Обобщение по курсу. День рождения города. | КВН |
Список литература:
1. Дмитриева Е.В. Санкт-Петербург. Выпуск первый: Пособие по истории города с вопросами и заданиями.-СПб.: 2015
2. Дмитриева Е.В. Санкт-Петербург: Программно-методические материалы.- СПб. КОРОНА принт, 2017 г.
3. Ермолаева Л.К., Лебедева И.М. Прогулки по Петербургу. Вып. 2. Здесь будет город…- СПб.: Химия 2010
4. Ефимовский Е.С. Петербург в загадках.- СПб.: ЗАО " Норинт", 2009г.
5. Никонова Е.А. Первые прогулки по Петербургу. Учебное пособие. СПб.: ИД "Паритет",2014 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по внеурочной деятельности "История моего города", 2 класс
рабочая программа 1-4...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "История Санкт -Петербурга " 1 класс
В программе представлена пояснительная записка, календарно- тематическое планирование теоретической и практической частей материала курса для обучающихся 1 класса....
Программа внеурочной деятельности "История семьи - история страны" для 3 класса
Перед школой и педагогами в соответствии с новым государственным образовательным стандартом стоит задача — актуализировать процесс воспитания гражданственности на уроках и во внеурочное время. Такие...
Учебно-методическое пособие "Рабочая программа по истории Санкт-Петербурга в рамках внеурочной деятельности учителя начальных классов ГБОУ СОШ №394 Титовой Елены Викторовны «Прогулки по Санкт-Петербургу»
Рабочая программа рассчитана на 68 часов, или 2 часа в неделю...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ИСТОРИЯ ДОНСКОГО КРАЯ» Основное общее образование (базовый уровень), 5 класс
Актуальность программы заключается в усилении внимания к таким важным понятиям как патриотизм, чувство гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, ув...
Программа по внеурочной деятельности "История родного края" (Луховицы) 1-2 классы
Программа по внеурочной деятельности "История родного края" (г. о. Луховицы), 1-2 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА» 1-4 классы
Программа составлена на основе программы «История и культура кубанского казачества» (1-4 классы), разработанной на расширенном заседании учебно-методического объединения по обсуждению и ут...