Программа корреционно - развивающего курса "Навыки развития социального поведения и взаимодействия"
рабочая программа (3 класс)
Рабочая программа коррекционно – развивающего курса «Навыки социального поведения и взаимодействия», составлена для индивидуальных занятий с обучающимися младшего школьного возраста (3 класс), имеющих проблемы в межличностном взаимодействии, саморегуляции поведения.
Развития навыков адекватного поведения и взаимодействия с окружающими достигается через формирование позитивного отношения к себе, стремления к успеху, адекватной самооценки, развитие навыков коммуникации, саморегуляции и самоконтроля.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_korrektsionno_-_razvivayushchego_kursa.docx | 28.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное
бюджетное учреждение «Салымская средняя общеобразовательная школа № 1»
Приложение к адаптированной основной общеобразовательной программе
начального общего образования, обучающихся
с ЗПР (вариант 7.1) утверждённой приказом
директора НРМОБУ «Салымская СОШ № 1»
№542 - 0 от «29» августа 2019
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
коррекционно – развивающего курса для детей с ОВЗ
Развитие навыков социального поведения и взаимодействия |
(наименование учебных дисциплин)
начальное общее образование
(уровень образования)
3класс (обучение по АОП)
Составлена на основе авторской программы коррекционных занятий «Волевая регуляция поведения» автор программы педагог – психолог Коваленко Т.Д.
(наименование программы, автор программы)
Количество часов всего: 34, в неделю 1
Заикина Ольга Петровна
(ФИО, квалификационная категория)
п. Салым
2019- 2020 уч. год
Рабочая программа коррекционно – развивающего курса «Навыки социального поведения и взаимодействия», составлена для индивидуальных занятий с обучающимися младшего школьного возраста (3 класс), имеющих проблемы в межличностном взаимодействии, саморегуляции поведения.
Развития навыков адекватного поведения и взаимодействия с окружающими достигается через формирование позитивного отношения к себе, стремления к успеху, адекватной самооценки, развитие навыков коммуникации, саморегуляции и самоконтроля.
Цели и задачи программы
Цель программы: формирование у несовершеннолетнего навыков социального поведения.
Задачи:
- обучать способам конструктивного общения в различных жизненных ситуациях с окружающими людьми;
- формировать навыки снятия мышечного и эмоционального напряжения;
- формировать навыки примерно поведения в обществе;
- развивать адекватную самооценку и оценку поведения и поступков окружающих людей;
- развивать способность оценивать поведение как нравственное или безнравственное;
- стимулировать осознание ребенком самого себя как «положительной», социально направленной личности.
Место в учебном плане
В соответствии с индивидуальным учебным планом на коррекционно – развивающий курс «Развитие навыков социального поведения и взаимодействия» отводится 34 часа в год (1 час в неделю).
Планируемые результаты
- Позитивные изменения в поведении;
- применение в общении освоенных приемов конструктивного общения;
- улучшения психического самочувствия.
Содержание курса
Вводное занятие. Знакомство с педагогом. Беседа о взаимоотношениях в классном коллективе, семье. Язык общения. Эмоции. Природные стихии. Настроение. Создаю настроение сам. Разноцветный мир. Познаём себя. Взаимодействие с окружающими. Я сегодня, я в будущем. Преодолеваем трудности. Тёмное – светлое. Справедливость. Школа - второй дом. Доверие. Путь к успеху. Вместе весело шагать. Самоконтроль. Привлекаем внимание правильно. Хорошие манеры. Разговор с взрослым. Хорошие и плохие поступки. Помощь. Поддержка. Плохо – хорошо. Дружба. Вместе весело шагать. Настоящий друг. Правила игры. На правильном пути. Копилка добрых дел. Чаша доброты. Если бы я был волшебником. Итоговое занятие «Полная чаша».
Коррекционно – развивающие занятия направлены на основные сферы личности младшего школьника:
- эмоционально-волевую (за счет эмоциональной стабильности и усвоения приемов эмоциональной саморегуляции);
- когнитивную (за счет обучения теоретическому обобщению и практическому усвоению элементарных закономерностей общения);
- поведенческую (за счет расширения социального опыта и усвоения правил социального поведения);
- двигательную (за счет развития навыков психомоторики).
Структура занятия содержит 5 этапов:
- Коммуникативный (предполагает создание доверительных отношений, расположенность и открытость педагогу);
- Психогимнастика (включает в себя этюды, упражнения, направленные на снятие эмоциональной зажатости, на овладение навыками контроля двигательной и эмоциональной сферами).
- Физкультминутка (включает в себя физические упражнения, направленные на восстановление работоспособности, улучшение самочувствия, повышения внимания, предупреждение утомляемости)
- Конструктивно-формирующий (направлен на формирование и развитие навыков конструктивного общения, основ саморегуляции).
- Рефлексия (направлена на осознание собственных эмоций, развитие эмпатии, повышение самооценки).
- Релаксация (состоит из упражнений на мышечное расслабление, глубокое дыхание, снятие возбуждения).
Курс предполагает индивидуальные занятия, либо занятия в мини группах.
Виды деятельности:
- проигрывание моделей желательного поведения в различных жизненных ситуациях;
- психогимнастика (имитационные игры);
- словесные и подвижные игры;
- арт-терапия (свободное и тематическое рисование);
- телесно-ориентированная терапия;
- проигрывание проблемных ситуаций;
- анализ проблемных ситуаций.
- просмотр и анализ поучительных мультфильмов.
Для реализации программы необходимо следующее оборудование:
- компьютер;
- принадлежности для рисования: гуашевые краски, кисти, стаканчики для воды, цветные и простые карандаши, фломастеры, маркеры, ластик;
- клей, стиплер, скотч-лента, ножницы;
- мячик;
- пазлы
- карточки для тематических упражнений.
Учебно-методическое обеспечение рабочей программы
- Варенова Т.В. Теория и практика коррекционной педагогики. - Минск, АСАР, 2003;
- Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии. - М.: Коррекционная педагогика, 2005;
- Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии Под ред. В.И. Селиверстова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2003;
- Основы коррекционной педагогики и специальной психологии: Учебно-методическое пособие для педагогических и гуманит.вузов. (Авт.-сост. В.П.Глухов) /В.П.Глухов.-М.: МГГУ им. М.А.Шолохова, 2007;
- Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития.- Н.-Новгород, 1994.
- Локалова Н.П. «120 уроков психологического развития младших школьников» книга для учителя». -М.: «Ось», 2011;
- Воспитание детей в игре: Пособие для педагога./ Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик.-- 2-е изд. перераб. и доп.- М.: Просвещение, 2003;
- Зюбин Л.М. Психология асоциального поведения несовершеннолетних./ Автореф. дис. докт. психол. наук. - М.: 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
модифицированная программа по предмету "коммуникация,правила социального поведения" для учащихся со сложным дефектом, расстройством аутистического спектра
Основные задачи программы: · развитие понимания речи;· формирование интереса к об...
СТАТЬЯ на тему: «Формирование позитивного поведения через развитие навыков общения и взаимодействия с социальным окружением».
Проблема ранней коррекции аномальных детей чрезвычайно важна.Работа с детьми с умеренной и глубокой умственной отсталостью должна быть направлена на развитие речи, предметной деятельности, игры, навык...
Программа элективного курса (модуля) «Развитие социальных компетенций у детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития»
Программа элективного курса (модуля) «Развитие социальных компетенций у детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития» (далее ТМНР) предназначена для образовательных организац...
рабочая программа коррекционно-развивающих занятий. Развитие произвольной саморегуляции первоклассников
Представленная программа основывается на деятельностном подходе (А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов), где учебная деятельность, как и любая другая, имеет две составляющие: опе...
«Составление индивидуальных корреционно - развивающих программ развития детей с интеллектуальной недостаточностью».
«Составление индивидуальных корреционно - развивающих программ развития детей с интеллектуальной недостаточностью»....
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы "Развитие речи для обучающегося с ТНР"
Рабоча программа для обучающегося 1 класса, вариант 5.2...
Взаимодействие школы и коррекционно-развивающего центра "Развитие+" в социализации и обуении детей с ОВЗ, в том числе с РАС.
Реализация процеса социализации и обучения детей с ОВЗ и РАС обуславливает поиск и использование эффектиных коррекционно-развивающих технологий, которые способствовали бы качественному преобразованию ...