Программа корреционно - развивающего курса "Навыки развития социального поведения и взаимодействия"
рабочая программа (3 класс)

Ольга Петровна Заикина

Рабочая программа коррекционно – развивающего курса «Навыки социального поведения и взаимодействия», составлена для индивидуальных занятий с обучающимися младшего школьного возраста (3 класс), имеющих проблемы в межличностном взаимодействии, саморегуляции поведения.

Развития навыков адекватного поведения и взаимодействия с окружающими достигается через формирование позитивного отношения к себе, стремления к успеху, адекватной самооценки, развитие навыков коммуникации, саморегуляции и самоконтроля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_korrektsionno_-_razvivayushchego_kursa.docx28.44 КБ

Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное

бюджетное учреждение «Салымская средняя общеобразовательная школа № 1»

       Приложение к адаптированной основной                                                                                                                 общеобразовательной  программе

 начального общего образования, обучающихся

с ЗПР (вариант 7.1) утверждённой приказом  

директора НРМОБУ «Салымская СОШ № 1»

№542 - 0 от «29» августа 2019

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

коррекционно – развивающего курса для детей с ОВЗ

Развитие навыков социального поведения и взаимодействия 

(наименование учебных дисциплин)

начальное общее образование

(уровень образования)

3класс (обучение по АОП)

 Составлена на основе авторской программы коррекционных занятий «Волевая регуляция поведения» автор программы педагог – психолог Коваленко Т.Д.

(наименование программы, автор программы)

  

 

Количество часов  всего: 34, в неделю 1

Заикина Ольга Петровна

 (ФИО, квалификационная категория)

п. Салым

2019- 2020 уч. год

Рабочая программа коррекционно – развивающего курса «Навыки социального поведения и взаимодействия», составлена для индивидуальных занятий с обучающимися младшего школьного возраста (3 класс), имеющих проблемы в межличностном взаимодействии, саморегуляции поведения.

Развития навыков адекватного поведения и взаимодействия с окружающими достигается через формирование позитивного отношения к себе, стремления к успеху, адекватной самооценки, развитие навыков коммуникации, саморегуляции и самоконтроля.

Цели и задачи программы

Цель программы: формирование у несовершеннолетнего навыков социального поведения.

Задачи:

  • обучать способам конструктивного общения в различных жизненных ситуациях с окружающими людьми;
  • формировать навыки снятия мышечного и эмоционального напряжения;
  • формировать навыки примерно поведения в обществе;
  • развивать адекватную самооценку и оценку поведения и поступков окружающих людей;
  • развивать  способность оценивать поведение как нравственное или безнравственное;
  • стимулировать осознание ребенком самого себя как «положительной», социально направленной личности.

Место в учебном плане

В соответствии с индивидуальным учебным планом на коррекционно – развивающий курс «Развитие навыков социального поведения и взаимодействия» отводится 34 часа в год (1 час в неделю).

Планируемые результаты

  • Позитивные изменения в поведении;
  • применение в общении освоенных приемов конструктивного общения;
  • улучшения психического самочувствия.

Содержание курса

Вводное занятие. Знакомство с педагогом. Беседа о взаимоотношениях в классном коллективе, семье. Язык общения. Эмоции. Природные стихии. Настроение. Создаю настроение сам. Разноцветный мир. Познаём себя. Взаимодействие с окружающими. Я сегодня, я в будущем. Преодолеваем трудности. Тёмное – светлое. Справедливость. Школа - второй дом. Доверие. Путь к  успеху. Вместе весело шагать. Самоконтроль. Привлекаем внимание правильно. Хорошие манеры. Разговор с взрослым. Хорошие и плохие поступки. Помощь. Поддержка. Плохо – хорошо. Дружба. Вместе весело шагать. Настоящий друг. Правила игры. На правильном пути. Копилка добрых дел. Чаша доброты. Если бы я был волшебником. Итоговое занятие «Полная чаша».

Коррекционно – развивающие занятия направлены на основные сферы личности младшего школьника:

  • эмоционально-волевую (за счет эмоциональной стабильности и усвоения приемов эмоциональной саморегуляции);
  • когнитивную (за счет обучения теоретическому обобщению и практическому усвоению элементарных закономерностей общения);
  • поведенческую (за счет расширения социального опыта и усвоения правил социального поведения);
  • двигательную (за счет развития навыков психомоторики).

Структура занятия содержит 5 этапов:

  • Коммуникативный (предполагает создание доверительных отношений, расположенность и открытость педагогу);
  • Психогимнастика (включает в себя этюды, упражнения, направленные на снятие эмоциональной зажатости, на овладение навыками контроля двигательной и эмоциональной сферами).
  • Физкультминутка (включает в себя физические упражнения, направленные на восстановление работоспособности, улучшение самочувствия, повышения внимания, предупреждение утомляемости)
  • Конструктивно-формирующий (направлен на формирование и развитие навыков конструктивного общения, основ саморегуляции).
  • Рефлексия (направлена на осознание собственных эмоций, развитие эмпатии, повышение самооценки).
  • Релаксация (состоит из упражнений на мышечное расслабление, глубокое дыхание, снятие возбуждения).

Курс предполагает индивидуальные занятия, либо занятия в мини группах.

Виды деятельности:

  • проигрывание моделей желательного поведения в различных жизненных ситуациях;
  • психогимнастика (имитационные игры);
  • словесные и подвижные игры;
  • арт-терапия (свободное и тематическое рисование);
  • телесно-ориентированная терапия;
  • проигрывание проблемных ситуаций;
  • анализ проблемных ситуаций.
  • просмотр и анализ поучительных мультфильмов.

Для реализации программы необходимо следующее оборудование:

  • компьютер;
  • принадлежности для рисования: гуашевые краски, кисти, стаканчики для воды, цветные и простые карандаши, фломастеры, маркеры, ластик;
  • клей, стиплер, скотч-лента, ножницы;
  • мячик;
  • пазлы
  • карточки для тематических упражнений.

Учебно-методическое обеспечение рабочей  программы

  • Варенова Т.В. Теория и практика коррекционной педагогики. - Минск, АСАР, 2003;
  • Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии. - М.: Коррекционная педагогика, 2005;
  • Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии Под ред. В.И. Селиверстова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2003;
  • Основы коррекционной педагогики и специальной психологии: Учебно-методическое пособие для педагогических  и гуманит.вузов. (Авт.-сост. В.П.Глухов) /В.П.Глухов.-М.: МГГУ им. М.А.Шолохова, 2007;
  • Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития.- Н.-Новгород, 1994.
  • Локалова Н.П. «120 уроков психологического развития младших школьников» книга для учителя». -М.: «Ось», 2011;
  • Воспитание детей в игре: Пособие для педагога./ Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик.-- 2-е изд. перераб. и доп.- М.: Просвещение, 2003;
  • Зюбин Л.М. Психология асоциального поведения несовершеннолетних./ Автореф. дис. докт. психол. наук. - М.: 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ на тему: «Формирование позитивного поведения через развитие навыков общения и взаимодействия с социальным окружением».

Проблема ранней коррекции аномальных детей чрезвычайно важна.Работа с детьми с умеренной и глубокой умственной отсталостью должна быть направлена на развитие речи, предметной деятельности, игры, навык...

Программа элективного курса (модуля) «Развитие социальных компетенций у детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития»

Программа элективного курса (модуля)  «Развитие социальных компетенций у детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития» (далее ТМНР) предназначена для образовательных организац...

рабочая программа коррекционно-развивающих занятий. Развитие произвольной саморегуляции первоклассников

Представленная программа основывается на деятельностном подходе (А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов), где учебная деятельность, как и любая другая, имеет две составляющие: опе...

«Составление индивидуальных корреционно - развивающих программ развития детей с интеллектуальной недостаточностью».

         «Составление индивидуальных корреционно - развивающих программ развития детей с интеллектуальной недостаточностью»....

Взаимодействие школы и коррекционно-развивающего центра "Развитие+" в социализации и обуении детей с ОВЗ, в том числе с РАС.

Реализация процеса социализации и обучения детей с ОВЗ и РАС обуславливает поиск и использование эффектиных коррекционно-развивающих технологий, которые способствовали бы качественному преобразованию ...