рабочая программа коррекционно-развивающих занятий. Развитие произвольной саморегуляции первоклассников
рабочая программа (1 класс)
Представленная программа основывается на деятельностном подходе (А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов), где учебная деятельность, как и любая другая, имеет две составляющие: операционально-техническую и регуляционную. Операционально-техническая сторона учебной деятельности предполагает сформированность школьно-значимых психических функций, а регуляционная – сформированность произвольной регуляции психических процессов, деятельности и поведения в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа. Развитие произвольности. | 144.49 КБ |
Предварительный просмотр:
| |
Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа в Капотне» (ГБОУ Школа в Капотне) 109649, г. Москва, ул. 5-й квартал Капотни, д. 29 | |
т/факс 8-495-355-00-00, e-mail: kapotnya@edu.mos.ru ОГРН 1037700077403 | kapotnya.mskobr.ru ИНН/КПП 7723138571/772301001 |
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | ПРИНЯТО | УТВЕРЖДЕНО |
на заседании ПК | на педсовете | Директор | |
В.А. Тихонов | |||
Протокол № ____________ | Протокол №__________ | Приказ № ____________ | |
от «___»________2019г. | «____»________2019г. | от «___»________2019г. | от «___»________2019г. |
Рабочая программа
коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога
с обучающимися 1-х классов
по развитию произвольной саморегуляции
Составитель: Курбатова Ю.Н.,
педагог-психолог.
Москва
2019
Пояснительная записка.
Отечественные психологи включают произвольность в число параметров, наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе. Л.И. Божович считала, что одной из предпосылок к школьному обучению является возникающее к концу дошкольного возраста умение ребёнка соподчинять мотивы своего поведения и деятельности (т.е. достаточно высокое развитие произвольности). Д.Б. Эльконин в качестве предпосылок, необходимых для успешного овладения учебной деятельностью, рассматривал умения ребёнка, возникающие на основе произвольной регуляции действий:
- умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщённо определяющему способ действия,
- умение ориентироваться на заданную систему требований,
- умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме,
- умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.
Именно на эти параметры развития произвольности опирается обучение в первом классе. Однако, немало детей, начинающих обучаться в школе, по разным причинам испытывают трудности саморегуляции, проявляющиеся в:
- низком уровне произвольности познавательных процессов,
- низкий уровень произвольности двигательной активности,
- низкий уровень произвольности поведения и эмоциональных реакций.
Произвольность психологами рассматривается как функция, определяющая психические возрастные новообразования и «должна быть поставлена на первое место в структуре гетерохронного формирования всех психических сфер и структур ребёнка» [10, стр.25]. Дети с недостаточным уровнем развития произвольной сферы испытывают значительные трудности в щколе, попадают в разряд «неуспешных учеников». Эта категория обучающихся в общеобразовательных школах детей нуждается в специальной психологической помощи.
Представленная программа основывается на деятельностном подходе (А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов), где учебная деятельность, как и любая другая, имеет две составляющие: операционально-техническую и регуляционную. Операционально-техническая сторона учебной деятельности предполагает сформированность школьно-значимых психических функций, а регуляционная – сформированность произвольной регуляции психических процессов, деятельности и поведения в целом.
При разработке программы учитывалась необходимость в развитии у школьников двух вышеназванных взаимосвязанных блоков, обеспечивающих успешность учебной деятельности, концепции Семаго Н.Я., Семаго М.М. о структуре базовых составляющих психической деятельности и последовательности формирования произвольной психической активности в развитии ребёнка:
1-й уровень – произвольность сенсомоторной активности;
2-й уровень – произвольность регуляции высших психических функций;
3-й уровень – произвольность эмоциональной регуляции.
Также при составлении программы учитывались разработанные Битяновой М.Р. параметры психолого-педагогического статуса школьника и требования к содержанию коррекционно-развивающей работе по этим параметрам.
Предлагаемая программа развивающих занятий предназначена для решения проблемы недостаточной саморегуляции у первоклассников с особыми образовательными потребностями и испытывающими трудности адаптации к школе.
Программа основывается на следующих принципах:
- учёт психофизиологических возможностей и возрастных особенностей;
- системность строения и развития психики (А.Н. Леонтьев);
- плавный переход от внешнего контроля за организацией и результатами деятельности школьников к внутреннему самоконтролю и произвольной регуляции поведения;
- опора на сильные функции ребёнка в развитии его потенциальных возможностей;
- создание ситуации успеха на занятии для каждого ребёнка.
Целью данной психолого-педагогической коррекционно-развивающей программы является развитие произвольной регуляции деятельности и поведения первоклассников, помощь в адаптации к условиям школьной среды.
Задачи:
- развивать у обучающихся способность управлять своими движениями и естественной двигательной активностью;
- развивать у детей произвольность познавательных психических процессов;
- содействовать формированию важнейших учебных действий;
- способствовать принятию и усвоению школьных правил;
- содействовать развитию у детей способности к самоконтролю действий и результатов деятельности;
- развивать умение согласовывать своё поведение в группе сверстников;
- способствовать развитию рефлексивных возможностей детей.
Программа развития произвольности разработана по материалам Артемьевой Т.В. («Диагностика и коррекция развития младшего школьника»), Истратовой О. Н. («Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники»), Локаловой Н.П. («120 уроков психологического развития младших школьников»), Семеновой О.А. («Помощь детям с дефицитом произвольной регуляции деятельности и произвольного внимания») и сказкам Панфиловой М.А. «Лесная школа».
Данная программа предусматривает проведение групповых занятий с первоклассниками 1 раз в неделю, всего – 18 учебных часов, продолжительность каждого занятия – 40 минут. Подготовительная работа по комплектованию группы (количество детей в группе – 4-6 человек) проводится на основании заключений ЦПМПК, диагностических данных и решения ППк.
Программа состоит из трёх этапов работы с детьми: вводного (знакомство, принятие правил), основного (коррекционно-развивающего), завершающего (оценочно-рефлексивного).
Требования к результатам усвоения программы.
При условии успешной реализации данной программы будет наблюдаться положительная динамика в развитии произвольности действий, деятельности и поведения первоклассников, успешная адаптация к условиям школьной среды.
Дети смогут:
- сдерживать свою импульсивную двигательную и вербальную активность;
- внимательно слушать и без затруднений выполнять определенные действия в соответствии с речевой инструкцией взрослого;
- сосредоточиваться на выполняемой задаче, преодолевать трудности в ее решении;
- соблюдать установленные правила и осуществлять контроль за соблюдением правил партнерами по деятельности (игровой, учебной, продуктивной);
- действовать по образцу, правилу, заданию, выполнять самопроверку и самооценку результата.
Оценка достижения планируемых результатов происходит на основе сопоставления данных вводного, промежуточного и итогового включённого выборочного наблюдения за определенными параметрами поведения детей. Таблица наблюдаемых параметров приведена в Приложении 1. Выбор данных параметров обусловлен задачами, которые решаются в процессе занятий по программе. Оценивать предлагаемы параметры можно по степени выраженности: высокая (проявляется на протяжении больщей части занятия), средняя (проявляется недостаточно, есть затруднения) и слабая (значительные затруднения по данному показателю).
Календарно-тематический план программы
N | наименование блоков и тем занятий | кол-во часов | дата проведения | содержание программного материала | форма контроля |
I | Вводная часть. | 2 ч | |||
1 | Знакомство. Наши правила. | 1 ч | Знакомство «Имя – движение», Ритуал приветствия «Друг», разминка «Круг общения», сказка «Урок в лесной школе», беседа «Наши правила», ритуал прощания «Аплодисменты». | Наблюдение, рефлексия | |
2 | Зачем нужны правила? | 1 ч | «Друг», Игры «Слушай внимательно», «Слышать и слушать», «4 стихии»; «Сказка о правилах», рисунки «Школа по правилам» и «Школа без правил» | Наблюдение, рефлексия | |
II | Основная часть | 15 ч | |||
1 | Внимание и контроль. | 1 ч | Упражнения «Дождь», «Что растет после дождя?», Игры "Стоп-кадр", «Раз, два, три — шепчи!» | Наблюдение, рефлексия | |
2 | Учимся вниманию и играем | 1 ч | «Друг», «Круг общения»: «Моя любимая игра…», Упражнение «Урок или перемена», Игра «Нос, пол, потолок», Упражнение «Магазин», «Послушай и исполни». | Наблюдение, рефлексия | |
3 | Выполняем точно | 1 ч | «Друг», «Круг общения»: «Мое любимое домашнее животное…», Игры «Рыба, птица, зверь», «Солдат», «Магазин»; Корректурная проба; "Кулачки" | Наблюдение, рефлексия | |
4 | Самоконтроль, взаимопроверка. | 1 ч | «Друг», «Круг общения»: «Я мечтаю…», Игры «Раз, два, три — шепчи!», «Носочки-ладошки», «Магазин»; Корректурная проба; "Кулачки", «Загораем» | Наблюдение, рефлексия | |
5 | Внимание и движения. | 1 ч | «Круг общения»: «Мой самый лучший друг…»; «Скалолаз», «Футбол»; "Кулачки", «Штанга» | Наблюдение, рефлексия | |
6 | Слушаем внимательно, выполняем точно. | 1 ч | «Круг общения»: «Моё самое интересное путешествие…»; «Стоп-упражнение», «Футбол», графический диктант, «Хлопки»; «Загораем» | Наблюдение, рефлексия | |
7 | Я хороший, внимательный и умелый. | 1 ч | «Круг общения»: «Мои хорошие поступки и дела…»; «Стоп-упражнение», «Футбол», графический диктант, «Хлопки»; «Штанга» | Наблюдение, рефлексия | |
8 | Делаем по правилам. | 1 ч | «Круг общения»: «Чаще всего меня хвалят за…»; «Условные сигналы», графический диктант, «Запретное движение», «Да и нет»; «Скалолаз». | Наблюдение, рефлексия | |
9 | Следим внимательно. | 1 ч | «Условные сигналы», «Сделай, как скажу, а не покажу»; «Колпак мой треугольный»; релаксация «Поза покоя», «Олени» | Наблюдение, рефлексия | |
10 | Выполняем по инструкции. | 1 ч | Игра «Сохрани слово в секрете»; задание «Раскрась правильно»; Упражнения «Кулак—ребро—ладонь», «Учись слушать и выполнять»; релаксация «Поза покоя», «Пружинки» | Наблюдение, рефлексия | |
11 | Слушаем, выполняем и проверяем. | 1 ч | «Круг общения»: «Моя любимая книга», Игра «Сохрани слово в секрете»; Упражнения «Кулак—ребро—ладонь», «Скопируй образец по точкам», «Колпак мой треугольный», «Учитель – ученик, ученик – учитель»; «Штанга», «Кораблик» | Наблюдение, рефлексия | |
12 | Считаем, читаем, контролируем. | 1 ч | Игры «Сохрани слово в секрете», «Лесенка», «Как превратить "о" в "и"», «Телеграфисты», «Помоги пчёлке собрать урожай»; «Загораем», «Шарик» | Наблюдение, рефлексия | |
13 | Внимание и самоконтроль. | 1 ч | Игры «Сохрани слово в секрете», «Лесенка», Игра со слогами, задание «Найди одинаковые», «Сделай, как скажу, а не покажу» «Помоги пчёлке собрать урожай»; «Штанга», «Кораблик» | Наблюдение, рефлексия | |
14 | Контроль и проверка. | 1 ч | «Круг общения»: «Мои любимые уроки»; «Число-контролер», Игры «Сохрани слово в секрете», «Как превратить "п" в "с"», «Где ошибся Буратино?», «Как сказать слово, не произнося ни звука», «4 стихии»; «Кулачки» | Наблюдение, рефлексия | |
15 | Управляем телом и умом. | 1 ч | «Круг общения»: «Профессии моих родителей»; «Солдат», «Сохрани слово в секрете», Игра со слогами, «Найди образец», «Как сказать слово, не произнося ни звука», «Нарисуй по точкам», Упражнение «Дождь» "Загораем" | Наблюдение, рефлексия | |
III | Подведение итогов | 1 ч | |||
1 | Я научился. | «Круг общения»: «На занятиях мы учились…», Сказка об оценке («Лесная школа»), Игра «Хорошо и плохо», выполнение методики на самооценку. | Рефлексия, диагностическое обследование | ||
Итого | 18 ч |
Содержание занятий.
Занятие 1.
МАТЕРИАЛЫ: мячик или игрушка для передачи в «кругу общения», карточки с изображением правил группы, магнитная доска и магниты.
Знакомство. Каждый ребенок называет свое имя и показывает движение. Дети хором произносят его имя: «Привет, …!» и повторяют движение.
Ритуал приветствия. Ребята в кругу берутся за руки и разучивают стихотворение, повторяя за психологом:
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг (посмотрев на соседа слева), и ты – мой друг (посмотрев на соседа справа),
Вместе за руки возьмемся (приподнять руки)
И друг другу улыбнемся! (улыбнуться и опустить руки).
Разминка. Психолог проводит с детьми мини-беседу, о том, чем ребята здесь будут заниматься, почему важно быть умными, внимательными, усидчивыми, как этому можно научиться. Организуется «круг общения», который можно проводить за общим столом или расположившись в кругу. Психолог называет тему разговора, по которой каждый может высказаться по очереди и передаёт какой-либо предмет (желательно мяч резиновый массажный или небольшой тряпичный) рядом сидящему ребёнку. Правило такое: говорит тот, у кого мяч, остальные слушают. Передаваемый предмет является внешней опорой, способствующей самоконтролю поведения и речевых высказываний детей. На первых занятиях психолог помогает выполнять правила, мягко регулирует продолжительность высказываний и оказывает поддержку тем детям, которым трудно самостоятельно вербализовать ответ. «Круг общения» проводится на каждом занятии после ритуала приветствия и выступает средством формирования коммуникативной культуры и произвольной речевой саморегуляции.
Основная часть. «Наши правила». Цель: формирование положительного отношения к правилам поведения в школе у младших школьников, принятие правил группы.
Психолог: «Ребята, вы обращали внимание на дорожные знаки? Они
указывают водителям, где можно ездить, а где нельзя. Они говорят пешеходам, где нужно переходить дорогу. Дорожные знаки помогают нам,
они подсказывают правила поведения на дороге. Если не обращать на
них внимания — быть беде! А есть ли в школе правила поведения и какие они?» (Ученики отвечают.) Конечно, ребята, это не все школьные
правила, их много… А сумеете ли вы заметить, какие правила нарушили сказочные зверята-первоклассники на уроке в лесной школе? В самый первый школьный день учитель
познакомил их с теми школьными правилами, о которых мы сегодня
говорили. Зверята слушали, слушали, головами
кивали, мол, все понятно, а на следующий день... Послушайте, что произошло на уроке в Лесной школе и постарайтесь заметить, какие правила зверята забыли. Кто заметит, поднимите руку, чтобы я видела. Готовы? Слушайте!»
УРОК В ЛЕСНОЙ ШКОЛЕ
Утром зверята собрались в классе. Медвежонок сонно поглядывал
вокруг, Зайка радостно подпрыгивал на месте, с нетерпением ожидая
начала урока, Лисенок посматривал на зверят в классе и вспоминал, как
кого зовут. Прозвенел звонок. Начался урок. В класс вошел Учитель,
поздоровался со всеми и спросил: «Кто сегодня хочет помочь мне раздать книги?» Не успел он договорить, как зверята с мест повскакивали,
руки до потолка тянут, и каждый кричит изо всех сил, чтобы его Учитель
услышал: «Я хочу! Я помогу!» А Зайчонок и Лисенок даже к Учителю
подбежали и вокруг него прыгают, чтобы он именно их заметил. Еле-еле
успокоил своих «помощников» Учитель.
Между тем урок продолжался. Учитель сказал, что приготовил для
зверят загадки и попросил их внимательно слушать. А Медвежонок голову к Лисенку наклонил и слушает, как Лисенок ему шепчет, что он са-
мые грибные места в лесу знает и после школы Медвежонку покажет,
где белые грибы растут размером со стул.
Учитель говорит: «Ну как, ушки на макушке? Слушайте загадку:
«Всю ночь летает, мышей добывает, а станет светло — спать летит в дуп-
ло. Кто это? Медвежонок, как ты думаешь, кто это?» Встал Медвежо-
нок, по сторонам оглядывается, понять ничего не может. «Кто это, как
ты думаешь?» — опять Учитель спрашивает. «Это Лисенок», — отвечает
Медвежонок первое, что в голову пришло, и никак понять не может,
отчего все вокруг смеются. Попросил Учитель Медвежонка не отвле-
каться, слушать внимательно и у Зайчонка спрашивает ответ. Зайчонок
отгадать загадку никак не может и на друзей глазами косит, мол, помо-
гите, подскажите. Жалко стало Белочке своего соседа по парте, она и
давай ему нашептывать: «Со-ва. Со-ва». А Зайка ушками прядает, рас-
слышать старается, да только никак слова не разберет, уж больно тихо
Белочка говорит.
«Ну, так что же, знаешь ты ответ?» — Учитель спрашивает. «Да. Это
лиса», — сказал Зайчонок то, что он расслышал из Белочкиного бормо-
тания. И опять рассмеялись зверята. Да только веселого в этой истории
было немного, потому как не успели за урок зверята ни новому научить-
ся, ни интересного ничего узнать. Почему так получилось? О каких
школьных правилах они забыли?»
Психолог знакомит детей с правилами, которые важно выполнять на этих занятиях, показывая карточки и разъясняя данное правило. Ведется обсуждение и принятие правил с прикреплением их на доску.
Правило «Дружба» (проявляем дружелюбие, называем по имени, не обижаем, работаем дружно, другим не мешаем, «Друг друга принимаем, если нужно – помогаем!»); Правило «Говорит один» (говорит тот, у кого мячик, или к кому обращается психолог; «За тишиною следим – тихонько говорим!», «Друг друга уважаем – не перебиваем!»); Правило «Слушай внимательно»; Правило «Выполняй точно»; Правило «Исправляй ошибки» (каждый может ошибиться, забыть правило или выполнить задание не точно; важно напомнить правило тому, кто забыл, а если ошибка в задании - исправить свою или помочь другому).
Рефлекия. Сегодня мы познакомились, вспомнили школьные правила и договорились о правилах нашей группы. Что больше всего понравилось на занятии?
Ритуал прощания. Игра «Аплодисменты». Психолог: - Ребята, вы хорошо занимались сегодня. Я хочу вас похвалить и поблагодарить. Для этого каждый по очереди встанет в центр. Сперва пойдет тот, кто был дружелюбнее всех. Давайте от всей души похлопаем ему. Спасибо! Теперь пойдет... Так получает аплодисменты каждый ребенок за соблюдение того или иного правила группы.
Занятие 2.
МАТЕРИАЛЫ: мячик или игрушка для передачи в «кругу общения», на доске - карточки с изображением правил группы, листы для рисования, карандаши, фломастеры, магниты.
Ритуал приветствия. Ребята в кругу берутся за руки и с движениями проговаривают стихотворение «Друг».
Разминка. «Круг общения»: тема «Мне нравится в школе…»
Основная часть. Игра «Слушай внимательно». Звучит спокойная, но не слишком медленная музыка. Дети свободно двигаются по комнате. Внезапно музыка прекращается. Все останавливаются, слушают произнесенную шепотом команду ведущего (например: «Положите правую руку на плечо соседа») и тотчас же ее выполняют. Затем снова звучит музыка, и все продолжают ходьбу. Команды даются в разной последовательности: спокойные и энергичные.
Игра «Слышать и слушать». Есть два похожих слова: слышать и слушать. В чем же разница между ними? Слушать — это понимать смысл того, что тебе говорят. Слышать — это просто воспринимать набор звуков. Представьте себе такую ситуацию: учительница на уроке вам что-то объясняет, а вы все кричите. Как вы думаете, услышит ли учительница вас, а вы ее?
Сейчас мы попробуем сыграть в игру, где один будет учительницей, а все остальные — шумными учениками. Задача учительницы — услышать, что говорит каждый из учеников. Сложность состоит в том, что говорить мы будем все одновременно. Кто хочет первым побывать в роли учителя? Остальным участникам ведущий предлагает придумать, о чем они будут говорить. Если необходимо, помогает подобрать тему. Участники встают или садятся в круг, в центре стоит участник, который играет роль учительницы. По команде ведущего все дети начинают громко говорить, а «учитель» внимательно слушает, что говорит каждый. Процедура повторяется несколько раз.
Обсуждение. Что слушали и что слышали? Слышали — шум, а слушали — каждого участника. Было легко или сложно слушать и слышать участников?
Игра «4 стихии». Психолог: «Эта игра на развитие внимания, чтобы вы были более внимательными, когда я вам буду читать новую сказку о школе. Итак, четыре стихии - это “земля", "вода", «воздух", "огонь". Если я скажу слово "земля» - руки опускаем вниз, "вода" - руки вытягиваем перед собой, "воздух” - руки вверх, «огонь" - вращение кистями рук».
«Сказка о правилах» Цель: осознание и принятие школьных правил и правил группы.
«В некотором царстве, в некотором государстве была школа. А в этой школе были Правила. Давайте познакомимся с ними: На-уроках-веди-себя-спокойно, Играем-на-переменах, Учителя-нужно-слушать, Драки-запрещены и др. Правила помогали ребятам играть, дружить, решать споры. Но однажды сильный ветер принес с собой Колючку. Ребятам, конечно, стало интересно, что это такое. Они дотронулись до нее. Сразу же кусочки Колючки приклеились к их пальцам. Как ни старались ребята, не смогли их отмыть. А на следующий день в школе начались драки, ссоры. Правила бегали от одного ученика к другому, пытались их помирить и успокоить, но все было бесполезно. Ребята обзывались друг на друга, не слушали учителей. Оказалось, что эта колючка была сделана из Злости и Вредности. Кто к ней прикоснется, становится злым. Правила все время пытались подружить ребят, но ничего не получалось. Тогда Правила решили: «Раз мы вам уже не нужны и ничем не можем помочь, мы уходим из этой школы». Ребята радостно закричали: «Конечно, уходите, вы нам не нужны, только жить мешаете!». Услышав такие слова, правила ушли. Им стало обидно, что их не замечают, на них не обращают никакого внимания. Вам ведь тоже было бы неприятно, если бы на вас никто не обращал внимания, правда? Правила собрались и ушли из школы. Но мы-то с вами знаем, как трудно жить без правил: неизвестно, как и что надо делать.
Ребята, что будет, если уйдет наше правило «Дружба»? (Таким образом разбираются последствия каждого нарушения правила.) Ребята, давайте подумаем, как нам вернуть правила в эту школу? (Ведущий выслушивает все варианты.) Чтобы вернуть правила, я предлагаю показать, как они нам важны: каждый нарисует 2 рисунка «Школа по правилам» и «Школа без правил». Дети рассказывают о своих рисунках и прикрепляют их на доску.
Рефлекия. Сегодня мы поняли, какая у правил тяжелая работа, они очень нужны и полезны. Что больше всего понравилось на занятии?
Ритуал прощания. Игра «Аплодисменты». (см. занятие 1).
Занятие 3.
МАТЕРИАЛЫ: мячик или игрушка для передачи в «кругу общения», на доске - карточки с изображением правил группы.
Ритуал приветствия. Стихотворение «Друг» (см. занятие 1).
Разминка. «Круг общения»: «В свободное время я люблю заниматься…»
Основная часть. Упражнение «Дождь»
Психолог показывает, дети повторяют: легко стучит указательным пальцем одной руки по ладони другой. «Вот на землю падают первые капли, дождик еле слышный...» Стучит более сильно уже двумя пальцами. «А вот он становится посильнее, но все равно еще не большой: кто-то даже не раскрыл зонта!» Стучит тремя пальцами. «Дождь все сильнее!»
Стучит четырьмя пальцами. «Ну и дождь на улице! Всех прогнал домой! Все намокло, разлились огромные лужи!» Стучит пятью пальцами. «А это уже настоящий ливень! Как бы наша школа не утонула под таким дождем!» Постепенно убирает по одному пальцу. «Хорошо, что дождь стал потише... И еще тише... И еще... И вот падают последние капли... Кончился наш дождик!»
Упражнение «Что растет после дождя?»
После дождика подрастают, например, цветы и травы, а скамеечка, сколько её ни поливай, не может вырасти после дождика. Когда я назову то, что может подрасти после дождя, вы хлопнете в ладоши. А если вы услышите название того, что не может расти после дождика, то сидите тихонечко, хлопать не надо. Всем понятно? Давайте попробуем.
После дождя растут грибы...
После дождя растут дома...
После дождя растут деревья...
После дождя растут книги...
После дождя растут зонтики...
После дождя растут цветы...
После дождя растут кусты...
После дождя растут машины...
После дождя растет трава...
Игра "Стоп-кадр". Ведущий:- Ребята, вспомните игру "Море волнуется". По моей команде вы должны застыть в позе того, что я назову. Начнем. Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три - фигура "птица" замри. ("лев", "ученик", "воздушный шар", "дружба", "тишина", "счастье").
Игра «Раз, два, три — шепчи!»
Сожмите руки в кулачки. Я буду задавать вам вопросы, а вы мне отвечать, но отвечать по-особому. Я задаю вопрос, а вы шепотом считаете до трех: раз, два, три, поднимаете большие пальцы и шепотом отвечаете. Давайте попробуем.
-Какое сейчас время года?
-Какой сейчас месяц?
-Что едят кошки?
-Какой формы мяч?
-Как меня зовут?
-В каком классе вы учитесь?
-Как зовут вашего соседа по парте?
-Какого цвета листья у деревьев летом?
-В каком городе вы живете?
Рефлекия. Сегодня мы учились внимательно слушать, смотреть, выполнять движения по образцу и быть терпеливыми. Что больше всего понравилось на занятии?
Ритуал прощания. Игра «Аплодисменты». (см. занятие 1).
Занятие 4.
МАТЕРИАЛЫ: мячик или игрушка для передачи в «кругу общения», на доске - карточки с изображением правил группы.
Ритуал приветствия. Стихотворение «Друг» (см. занятие 1).
Разминка. «Круг общения»: «Моя любимая игра…»
Основная часть. Упражнение «Урок или перемена» «Вы уже знаете, что в школе бывают уроки и перемены. На уроках и переменах школьники ведут себя по-разному. Сейчас я буду кидать этот мяч одному из вас и называть разные действия, а вы отвечайте, когда это делают школьники — на уроке или на перемене.»
- читать, играть, разговаривать с друзьями, драться, попросить у друга ластик, писать в тетради, обзываться, отвечать на вопросы учителя, готовиться к уроку, толкаться, есть яблоко, точить карандаши и т.д.)
Игра «Нос, пол, потолок»
Для того чтобы в нее играть, нужно быть
очень внимательными. Посмотрите наверх. Что находится у нас над головами? Правильно, потолок. Давайте покажем на него пальцем и скажем: потолок. Отлично. А теперь посмотрите вниз. Что находится у нас под ногами? Конечно,
пол. Покажем на него пальцем и скажем: пол. А теперь каждый показывает пальцем на свой нос и говорит: нос. А теперь давайте еще раз покажем: нос, пол, потолок. Молодцы!
А теперь я буду вас путать. Я буду называть одно, а показывать другое. Например, буду показывать на потолок, а называть нос. Вы ничего
не говорите, только показываете то, что я называю. Верьте тому, что
слышите, а не тому, что видите. Будьте внимательны!»
Упражнение «Магазин». Цель: развитие произвольной слухоречевой памяти, функций контроля.
Назначаются роли: мама, ребенок, продавец. Слушайте и запоминайте!
Мама попросила сына сходить в магазин и купить следующие вещи:
в булочной – хлеб, пирожное, печенье, шоколад;
в мясном отделе – котлеты, цыплёнка, сосиски, колбасу.
Ребенок озвучивает продавцу список продуктов. Продавец перечисляет проданный товар. Мама проверяет, правильно ли ребенок выполнил поручение.
Упражнение «Послушай и исполни».
Ведущий называет несколько действий, но их не показывает, повторяет задание 2-3 раза. Необходимо внимательно следить, чтобы во время проговаривания задания дети его не выполняли. Затем дети повторяют эти действия в своих движениях в последовательности, в какой они были названы ведущим.
- Повернуть голову направо, повернуть голову прямо, опустить голову вниз, повернуть голову прямо.
- Поднять правую руку вверх, опустить правую руку вниз, поднять левую руку вверх, опустить левую руку вниз.
- Повернуться направо, подпрыгнуть, присесть, встать.
- Поднять правую ногу, попрыгать на одной левой ноге, опустить правую ногу.
Рефлекия. Сегодня мы повторили школьные правила, учились внимательно слушать и запоминать, точно выполнять задание. Что больше всего понравилось на занятии?
Ритуал прощания. Игра «Аплодисменты». (см. занятие 1).
Занятие 5.
МАТЕРИАЛЫ: мячик или игрушка для передачи в «кругу общения», на доске - карточки с изображением правил группы, бланк с крупными буквами в случайном порядке или текстом, ручки.
Ритуал приветствия. Стихотворение «Друг» (см. занятие 1).
Разминка. «Круг общения»: «Мое любимое домашнее животное…»
Основная часть. Игра «Рыба, птица, зверь»
Я буду бросать мяч одному из вас и говорить «рыба», или «птица», или «зверь». Тот, кому я кидаю мяч, должен сказать название рыбы, или птицы, или зверя. Если я скажу «Зверь!», кого можно назвать?»
«Солдат». Цель: развитие межполушарного взаимодействия, снятие синкинезий (непроизвольные, непреднамеренные движения) и мышечных зажимов.
Шагать как солдат:
- с размахом одноименных конечностей;
- с размахом разноименных конечностей
- если услышишь 1 хлопок - с размахом одноименных конечностей, 2 хлопка - с размахом разноименных конечностей.
Упражнение «Магазин». Цель: развитие произвольной слухоречевой памяти, функций контроля.
Назначаются роли: мама, ребенок, продавец. Слушайте и запоминайте!
Мама попросила сына сходить в магазин и купить следующие вещи:
в овощном отделе – огурцы, помидоры, капусту, картошку;
в бакалее – сахар, вермишель, перец, растительное масло.
Ребенок озвучивает продавцу список продуктов. Продавец перечисляет проданный товар. Мама проверяет, правильно ли ребенок выполнил поручение.
Корректурная проба. Цель: развитие концентрации внимания, функций контроля.
Бланк с крупными буквами в случайном порядке. На время – 2 -3мин.
Нужно как можно больше поймать сорок – вычеркивать букву «С».
Затем выполняется взаимопроверка.
"Кулачки". Цель: снятие напряжения, расслабление мышц рук.
Слушаем и делаем, как я. Сидим удобно и спокойно. Вдох - пауза, выдох - пауза! Упражнение повторяется 3 раза.
Руки на коленях,
Кулачки сжаты,
Крепко, с напряжением
Пальчики прижаты (сжать пальцы).
Пальчики сильней сжимаем -
Отпускаем, разжимаем. (Легко поднять и уронить расслабленную кисть.)
Знайте, девочки и мальчики,
Отдыхают наши пальчики".
Рефлекия. Сегодня мы повторили животных, учились внимательно и быстро работать, учились управлять своим телом. Что больше всего понравилось на занятии?
Ритуал прощания. Игра «Аплодисменты». (см. занятие 1).
Занятие 6.
МАТЕРИАЛЫ: мячик или игрушка для передачи в «кругу общения», на доске - карточки с изображением правил группы, бланк с крупными буквами в случайном порядке или текстом, ручки.
Ритуал приветствия. Стихотворение «Друг» (см. занятие 1).
Разминка. «Круг общения»: «Я мечтаю…»
Основная часть. Игра «Раз, два, три — шепчи!»
Сожмите руки в кулачки. Я буду задавать вам вопросы, а вы мне отвечать, но отвечать по-особому. Я задаю вопрос, а вы шепотом считаете до трех: раз, два, три, поднимаете большие пальцы и шепотом отвечаете. Давайте попробуем.
- Из него видно, что делается на улице?
- Дедушка, который раздаёт подарки?
- Что получается, когда заплетают волосы?
- Неприятность, которая случается в тетради?
- Опасная часть коровы?
- Большое морское животное с фонтаном?
- Польза от коровы?
- Самая плохая отметка в школе?
- Где можно увидеть себя?
- Самое известное сумчатое животное?
- Маленький друг Карлсона?
- Съедобный герой русской сказки?
«Носочки-ладошки». Цель: развитие межполушарного взаимодействия и избирательного, произвольного действия.
Движения кистями рук и стопами выполняются одновременно: одна кисть вверх- мысок стопы- оттянут, другая вниз - мысок к себе, затем быстро меняются положения стоп и кистей.
Упражнение «Магазин». Цель: развитие произвольной слухоречевой памяти, функций контроля.
Назначаются роли: мама, ребенок, продавец. Слушайте и запоминайте!
Мама попросила сына сходить в магазин. Ученик в роли мамы сам называет список покупок до 8 предметов.
в овощном отделе – огурцы, помидоры, капусту, картошку;
в бакалее – сахар, вермишель, перец, растительное масло.
Ребенок озвучивает продавцу список продуктов. Продавец перечисляет подобранный товар. Мама проверяет правильность покупки.
Корректурная проба. Цель: развитие распределения внимания, функций контроля.
Бланк с крупными буквами в случайном порядке. На время – 2 -3мин.
Нужно букву «С» вычеркивать, букву «Т» обводить.
Затем выполняется взаимопроверка.
"Кулачки". (см. занятие 5).
"Загораем". Цель: снятие напряжения, расслабление мышц ног.
"Представьте себе, что ноги загорают на солнышке (вытянуть ноги вперед, сидя на полу). Поднимите ноги, держите на весу. Ноги напряглись (можно предложить ребенку самому потрогать, какими твердыми стали его мышцы). Напряженные ноги стали твердыми, каменными. Опустите ноги. Они устали, а теперь отдыхают, расслабляются. Как хорошо, приятно стало. Вдох - пауза, выдох - пауза.
Мы прекрасно загораем!
Выше ноги поднимаем!
Держим... Держим... Напрягаем...
Загораем! Опускаем (ноги резко опустить на пол).
Ноги не напряжены, а расслаблены".
Рефлекия. Сегодня мы поговорили о мечтах, учились быть усидчивыми, терпеливыми и внимательными, учились управлять своим телом. Что больше всего понравилось на занятии?
Ритуал прощания. Игра «Аплодисменты». (см. занятие 1).
Занятие 7.
МАТЕРИАЛЫ: мячик или игрушка для передачи в «кругу общения», на доске - карточки с изображением правил группы, начерченное на доске поле 3х3 клетки, бланк с крупными буквами в случайном порядке или текстом, ручки.
Ритуал приветствия. Стихотворение «Друг» (см. занятие 1).
Разминка. «Круг общения»: «Мой самый лучший друг…»
Основная часть. «Скалолаз» Цель: формирование функций планирования и контроля.
Ребенок стоит у стены, прижав к ней руки и ноги. Затем он должен перемещаться вдоль стены так, чтобы от стены отрывалась только одна конечность, остальные были прижаты. Перемещение происходит последовательно: сначала левая рука, потом левая нога, правая рука, правая нога. Упражнение выполняется под счет, на время. Предварительно строится программа движения. Используются страховки, если ребенок допускает ошибку. Если все страховки использовал – сорвался со скалы.
Программы движения:
- одноименными конечностями
- разноименными конечностями
- руки скрестно, ноги ровно переставляются
- ноги скрестно, руки ровно переставляются
- поочередно, то руки, то ноги.
«Муха» или «Футбол»: зрительное (без помощи рук) слежение за заданным инструкцией (2 клетки вправо, одна вниз и т. д.) перемещением мухи или мяча по полю. Дети должны хлопнуть в ладоши, когда муха (мяч) вылетит за пределы поля.
Корректурная проба. Цель: развитие переключения внимания, функций контроля.
Бланк с крупными буквами в случайном порядке. На время – 2 -3мин.
Ловим сорок – зачеркиваем «С», после звука колокольчика – ловим «Д» - дятлов.
«Кулачки» (см. занятие 5)
"Штанга". Цель: обучение расслаблению, контролю за мышцами рук, ног, корпуса.
"Встаньте. Представьте, что вы поднимаете тяжелую штангу. Наклонитесь, возьмите ее. Сожмите кулаки. Медленно поднимите руки. Они напряжены! Тяжело! Руки устали, бросаем штангу (руки резко опускаются вниз и свободно опускаются вдоль туловища). Они расслаблены, не напряжены, отдыхают. Легко дышится. Вдох - пауза, выдох - пауза.
Мы готовимся к рекорду,
Будем заниматься спортом (наклониться вперед).
Штангу с пола поднимаем (выпрямиться, руки вверх).
Крепко держим...
И бросаем!
Наши мышцы не устали
И еще послушней стали.
Во время выполнения упражнения можно прикоснуться к мышцам плеча и предплечья ребенка и проверить, как они напряглись.
Нам становится понятно:
Расслабление приятно.
Рефлекия. Сегодня мы разговаривали о друзьях и слушали друг друга внимательно, были скалолазами, футболистами, управляли своим телом и вниманием. Что больше всего понравилось на занятии?
Ритуал прощания. Игра «Аплодисменты». (см. занятие 1).
Занятие 8.
МАТЕРИАЛЫ: мячик или игрушка для передачи в «кругу общения», на доске - карточки с изображением правил группы, начерченное на доске поле 4х4 клетки, листы в клетку, ручки.
Ритуал приветствия. Стихотворение «Друг» (см. занятие 1).
Разминка. «Круг общения»: «Моё самое интересное путешествие…»
Основная часть. «Стоп-упражнение» Цель: развитие произвольного внимания и регуляции движений. Дети танцуют или свободно двигаются под музыку. Когда музыка выключается, дети должны замереть.
«Муха» или «Футбол» (см. занятие 7) с полем большего размера.
«Графический диктант»: следование инструкции рисования линии на 2 клетки вправо, 3 вверх и т. п. После выполнения сравнить свою работу с образцом, исправить ошибки.
«Хлопки». Цель: развитие произвольного внимания, переключения внимания и регуляции движений. Дети свободно передвигаются по комнате. На один хлопок психолога им надо присесть на корточки, на два — сделать «ласточку», на три — встать с поднятыми вверх прямыми руками.
"Загораем" (см. занятие 6).
Рефлекия. Сегодня мы разговаривали о путешествиях и слушали друг друга внимательно, были футболистами (внимательно следили за мухой), выполняли графический диктант и управляли своим телом. Что больше всего понравилось на занятии?
Ритуал прощания. Игра «Аплодисменты». (см. занятие 1) Аплодисменты самому внимательному, усидчивому, выдержанному и т.д.
Занятие 9.
МАТЕРИАЛЫ: мячик или игрушка для передачи в «кругу общения», на доске - карточки с изображением правил группы, начерченное на доске поле 5х5 клетки, листы в клетку, ручки.
Ритуал приветствия. Стихотворение «Друг» (см. занятие 1).
Разминка. «Круг общения»: «Мои хорошие поступки и дела…»
Основная часть. «Стоп-упражнение» Цель: развитие произвольного внимания и регуляции движений. Один ученик показывает движения, остальные повторяют под музыку. Когда музыка выключается, дети должны замереть.
«Муха» или «Футбол» (см. занятие 7) с полем большего размера.
«Графический диктант»: следование инструкции рисования линии на 2 клетки вправо, 3 вверх и т. п. После выполнения сравнить свою работу с образцом, исправить ошибки.
«Хлопки». Цель: развитие произвольного внимания, переключения внимания и регуляции движений. Дети свободно передвигаются по комнате. На один хлопок психолога им надо произнести «звезда», на два — произнести «гроздь», на три — «крендель».
"Штанга" (см. занятие 7).
Рефлекия. Сегодня мы разговаривали о ваших хороших поступках и слушали друг друга внимательно, были спортсменами (следили за мячом, показывали и повторяли движения, поднимали штангу). Что больше всего понравилось на занятии?
Ритуал прощания. Игра «Аплодисменты». (см. занятие 1)
Занятие 10.
МАТЕРИАЛЫ: мячик или игрушка для передачи в «кругу общения», на доске - карточки с изображением правил группы, листы в клетку, ручки.
Ритуал приветствия. Стихотворение «Друг» (см. занятие 1).
Разминка. «Круг общения»: «Чаще всего меня хвалят за…»
Основная часть. «Условные сигналы». Психолог дает условные сигналы: если сделан один хлопок — надо посмотреть вверх и вниз; два хлопка — посмотреть направо и налево; три хлопка — выполнить перекрестные прыжки. Услышав условный сигнал, ребенок выполняет соответствующее задание.
«Графический диктант»: следование инструкции рисования линии на 2 клетки вправо, 3 вверх и т. п. После выполнения сравнить свою работу с образцом, исправить ошибки.
«Запретное движение». Психолог показывает различные движения, давая команды. Дети должны их повторять, если к команде будет добавлено слово «пожалуйста».
«Да» и «Нет». Психолог произносит различные фразы, а дети выражают согласие или нет соответствующими словами «Да» и «Нет». Например: «собака лает» - да, «корова мычит» - да, «утка крякает» - да, «змея шипит» - да, «свинья мяукает» - «нет». Следует создавать определенный стереотип, а потом его менять, а также говорить с постепенным убыстрением темпа.
«Скалолаз» (см. занятие 7)
Рефлекия. Сегодня мы учились быть внимательными, выполняли графический диктант и управляли своим телом. Что больше всего понравилось на занятии?
Ритуал прощания. Игра «Аплодисменты». (см. занятие 1)
Занятие 11.
МАТЕРИАЛЫ: мячик или игрушка для передачи в «кругу общения», на доске - карточки с изображением правил группы.
Ритуал приветствия. Стихотворение «Друг» (см. занятие 1).
Разминка. «Круг общения»: «Моя любимая игра»
Основная часть. «Условные сигналы». Психолог дает условные сигналы: если сделан один хлопок — надо посмотреть на дверь и в окно; два хлопка — произнести скороговорку: «Карл у Клары украл кораллы»; три хлопка — закрыть глаза и почувствовать свое состояние. Услышав условный сигнал, ребенок выполняет соответствующее задание.
«Сделай, как скажу, а не покажу». Психолог встает перед детьми и выполняет различные упражнения, одновременно подавая команды: «Руки вверх!»; «Руки вниз!»; «Руки в стороны» и т.д. Дети должны повторять за ним действия, но ориентироваться только на словесные команды, а не действия психолога (психолог может сказать «Руки вверх!», а сам опустить их вниз). Ребенок должен «оттормозить» импульсивное повторение движения взрослого и действовать только по словесной команде.
«Колпак мой треугольный». Дети садятся в круг. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из фразы: «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак». Затем фраза повторяется, но дети, которым выпадает говорить слово «колпак», заменяют его жестом (легкий хлопок ладошкой по голове). Затем фраза повторяется еще раз, но при этом на жесты заменяются два слова: «колпак» (легкий хлопок ладошкой по голове) и «мой» (показать рукой на себя). При повторении фразы в третий раз заменяются на жесты три слова: «колпак», «мой» и «треугольный» (треугольник изображается руками).
Поза покоя. Сесть ближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставить.
Олени
Представим себе, что мы – олени. Поднять руки над головой, скрестить их, широко расставив пальцы. Вот какие рога у оленя! Напрягите руки. Они стали твердыми! Нам трудно и неудобно держать так руки. Напряжение неприятно. Быстро опустите руки, уроните их на колени. Расслабились руки. Отдыхают («Поза покоя»). Слушайте и делайте, как я. Вдох – выдох! Вдох – выдох!
Посмотрите: мы – олени,
Рвется ветер нам на встречу!
Ветер стих,
Расправим плечи,
Руки снова на колени.
А теперь немножко лени…
Руки не напряжены
И рассла-а-бле-ны…
(Легким движением пальцев провести по руке каждого ребенка от плеча до кончиков пальцев).
Знайте, девочки и мальчики:
Отдыхают наши пальчики!
Дышится легко…ровно…глубоко…
Рефлекия. Сегодня мы учились выполнять команды по сигналу, внимательно слушать, говорить по очереди и поиграли в игру «Колпак». Что больше всего понравилось на занятии?
Ритуал прощания. Игра «Аплодисменты». (см. занятие 1)
Занятие 12.
МАТЕРИАЛЫ: мячик или игрушка для передачи в «кругу общения», на доске - карточки с изображением правил группы, цветные карандаши и лист бумаги с контурами домиков и полосками из квадратиков (см. материалы к урокам Локаловой Н.П., рис. 4) и раскрашенный образец.
Ритуал приветствия. Стихотворение «Друг» (см. занятие 1).
Разминка. «Круг общения»: «Мой любимый мультфильм»
Основная часть. Игра «Сохрани слово в секрете». Цель: развитие произвольности и саморегуляции — научить ребенка длительное время руководствоваться в процессе работы заданным правилом, удерживать его.
Психолог произносит разные слова. Дети хором должны их четко повторять. Но помнить и соблюдать условие: названия цветов повторять нельзя. Вместо этого, встретившись с названием цветка, ребёнок должен молча хлопнуть один раз в ладоши. (Окно, стул, ромашка, ириска, плечо, шкаф, василёк, книга и т. д.)
«Раскрась правильно». Цель: развитие умения действовать по инструкции, пространственных представлений, умения сравнивать свою работу с образцом.
Материал к заданию: каждый ученик должен иметь цветные карандаши и лист бумаги с контурами домиков и полосками из квадратиков (см. материалы к урокам, рис. 4, а-г).
а) «Раскрасьте синим карандашом второй домик слева. Раскрасьте красным карандашом третий домик справа. Раскрасьте зеленым карандашом домик, который находится перед синим. Раскрасьте желтым карандашом домик, чтобы красный оказался между синим и желтым. Раскрасьте коричневым карандашом домик, который следует за желтым».
б) Психолог просит закрасить черным карандашом клеточку, отмеченную крестиком. Клеточку снизу закрасить зеленым карандашом. Клеточку, находящуюся сверху, закрасить желтым карандашом. Красным карандашом закрасить клеточку так, чтобы желтая клеточка находилась между черной и красной клеточками.
в) Раскрасить зеленым карандашом клеточку, расположенную на пересечении двух полосок. Клеточку справа от зеленой раскрасить красным карандашом, клеточку слева - желтым. Клеточку, следующую за красной, раскрасить синим карандашом, а клеточку, находящуюся перед желтой, - черным. Раскрасить клеточку, расположенную над зеленой, коричневым карандашом, а клеточку под зеленой - голубым.
г) Внимательно рассмотреть порядок следования кружков и заполнить пустые клеточки.
После выполнения задания – сравнить свою работу с образцом.
Упражнение «Кулак—ребро—ладонь».
Детям показываются три положения руки на плоскости пола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости пола, распрямленная ладонь на плоскости пола. Дети выполняют пробу вместе с ведущим, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении ведущий предлагает детям помогать себе командами («кулак—ребро—ладонь»), произносимыми вслух или про себя.
«Учись слушать и выполнять». Цель: развитие умения выполнять словесные поручения, самоконтроля.
Психолог дает ученикам по очереди поручения: «Возьми на столе из правой стопки вторую тетрадь сверху т открой ее на третьей странице» и т.п. Остальные ученики следят за правильностью выполнения.
Упражнения на напряжение-расслабление: Поза покоя. Олени. (см. занятие 11).
Упражнение на расслабление мышц ног «Пружинки»
Представьте, что мы поставили ноги на пружинки. Эти пружинки выскакивают из пола и отталкивают носки наших ног так, что стопы отрываются от пола и поднимаются кверху, а пятки продолжают упираться в пол. Снова прижимаем стопы к полу. Крепче! Сильнее! Ох, как тяжело! Ноги напряжены. Перестали нажимать на пружинки. Ноги расслабились! Как приятно! Отдыхаем… Слушайте и делайте, как я. Вдох – выдох! Вдох – выдох!
Что за странные пружинки
Упираются в ботинки?
(Дети приподнимают носки, пятки в этот момент прижаты к полу).
Ты носочки опускай,
На пружинки нажимай,
Крепче, крепче нажимай,
Нет пружинок – отдыхай!
(Упражнение повторяется три раза).
Руки не напряжены,
Ноги не напряжены
И рассла-а-бле-ны…
– Знайте, девочки и мальчики:
Отдыхают ваши пальчики!
Дышится легко…ровно…глубоко…
Рефлекия. Сегодня мы вспомнили мультфильмы и названия цветов, слушали друг друга внимательно, раскрашивали по заданию и учились управлять своими руками. Что больше всего понравилось на занятии?
Ритуал прощания. Игра «Аплодисменты». (см. занятие 1)
Занятие 13.
МАТЕРИАЛЫ: мячик или игрушка для передачи в «кругу общения», на доске - карточки с изображением правил группы, простые карандаши и лист в клеточку с точками с рисунком-образцом:
Ритуал приветствия. Стихотворение «Друг» (см. занятие 1).
Разминка. «Круг общения»: «Моя любимая книга»
Основная часть. Игра «Сохрани слово в секрете». Цель: развитие произвольности и саморегуляции — научить ребенка длительное время руководствоваться в процессе работы заданным правилом, удерживать его.
Психолог произносит разные слова. Дети хором должны их четко повторять. Но помнить и соблюдать условие: названия деревьев повторять нельзя. Вместо этого, встретившись с названием дерева, ребёнок должен молча хлопнуть один раз в ладоши.
Упражнение «Кулак—ребро—ладонь» (см. занятие 12).
«Скопируй образец по точкам». После завершения задания детям предлагается проверить друг у друга точность воспроизведения рисунка и исправить ошибки (если они были допущены).
«Колпак мой треугольный» (см. занятие 11).
«Учитель – ученик, ученик – учитель». Цель: развитие контроля за действиями, за их соответствием инструкции.
Ученик, выполняющий роль учителя, дает инструкции, которые учащиеся должны выполнить.
Упражнения на напряжение-расслабление: "Штанга" (см. занятие 7),
Кораблик
Представьте себе, что мы на корабле. Качает. Чтобы не упасть, расставьте ноги пошире и посильнее упритесь ими в пол. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу – прижимаем к полу правую ногу. (Правая нога напряжена, левая – расслабилась, немного согнулась в колене, носком касается пола). Выпрямились! Расслабились! Качнуло в другую сторону – прижимаем левую ногу. (Напряжена левая нога. Правая нога расслаблена). Выпрямились. Слушайте и делайте, как я. Вдох – выдох!
Стало палубу качать.
Ногу к палубе прижать!
Крепче ногу прижимаем,
А другую – расслабляем!
Упражнение выполняется сначала для правой ноги, потом для левой. Обращают внимание детей на напряженное и расслабленное состояние мышц ног.
После расслабления ног дети рассаживаются и проводится пауза покоя.
Снова руки на колени,
А теперь – немного лени…
Напряженье улетело –
И расслабленно все тело…
Наши мышцы не устали
И еще послушней.
Дышится легко…ровно…глубоко…
Рефлекия. Сегодня мы вспомнили любимые книги и названия деревьев, слушали друг друга внимательно, рисовали по точкам и учились управлять своим телом. Что больше всего понравилось на занятии?
Ритуал прощания. Игра «Аплодисменты». (см. занятие 1)
Занятие 14.
МАТЕРИАЛЫ: мячик или игрушка для передачи в «кругу общения», на доске - карточки с изображением правил группы, ручки, тетрадный лист, карточки «Лесенка»:
Столбики со слогами для игры «Как превратить "о" в "и"»:
Буквенное поле для игры с пчелкой:
Ритуал приветствия. Стихотворение «Друг» (см. занятие 1).
Разминка. «Круг общения»: «Мои любимые сладости»
Основная часть. Игра «Сохрани слово в секрете» (см. занятие 13). Соблюдать 2 условия: нельзя повторять слова, начинающиеся на звук [р] и нельзя повторять названия животных.
Игра "Лесенка". Цель: развитие навыков самоконтроля.
Каждой паре детей дается одна карточка с примерами. Примеры составлены таким образом, что ответ одного является началом другого. Ответ каждого примера учащиеся записывают на соответствующей ступеньке. Каждый ученик может сам себя проконтролировать.
«Как превратить "о" в "и"». Цель: развитие произвольности и саморегуляции - научить ребенка длительное время руководствоваться в процессе работы заданным правилом, "удерживать" его.
Ученик доброй феи говорил: "Я не волшебник, я только учусь". Эти слова относятся и к нам: мы еще не умеем делать серьезных превращений, но превратить одну букву в другую нам под силу. Попробуем? Напечатанные слоги надо не просто читать, но во всех случаях, когда встречается звук [о], меняй его на [и].
«Телеграфисты» (Локалова Н.П.) Цель: развитие слухового внимания.
Ученики по очереди воспроизводят серии ударов по столу, разделенных длинными и короткими паузами. Серии постепенно удлиняются и усложняются по структуре. Образцы ритмов:
№ 1 - III, III
№ 2 - III I, I III, II II
№ 3- II III, III, II
№ 4 - III III, II IIl, III, II.
«Помоги пчёлке собрать урожай». Цель: развитие произвольности – развитие умения длительное время концентрироваться на задании, удерживать инструкцию.
Настоящая пчела - очень трудолюбивое насекомое. Целыми днями она работает, собирает нектар, двигаясь от одного цветка к другому. Наша пчела тоже трудолюбивая, но летает она не по цветочному, а по буквенному полю. Вместо нектара она собирает буквы. Если пчелка соберет буковки правильно, у нее получится целое слово. Если ты будешь четко следить за моими командами и записывать буквы, на которых пчела делает остановку, то в конце путешествия пчелы ты сможешь прочесть полученное слово. Запомни: за каждую команду пчела перелетает только на соседнюю клеточку, далеко летать она не умеет.
Дети должны следить только глазами, не водя пальцем по полю. Примеры:
Вариант 1.
Пчелка сидела на букве Ш. Запиши эту букву. Затем пчела полетела. Следи за направлением полета и остановками.
Вверх, вверх, вверх, остановка. Вниз, остановка. Направо, вверх, остановка. Влево, влево, вниз, остановка. Какое слово получилось?
Вариант 2.
Пчелка сидела на букве Г. Запиши ее. Дальше она полетела так:
Влево, влево, вниз, вниз, вниз, остановка.
Направо, направо, направо, вверх, остановка.
Налево, налево, налево, остановка.
Куда прилетела пчелка? Какое слово получилось?
Упражнения на напряжение-расслабление: Поза покоя; "Загораем" (см. занятие 6);
Упражнение на расслабление мышц живота «Шарик»
Представьте, что мы надуваем воздушный шар. Положите руку на живот. (Дети кладут ладонь на область диафрагмы). Надуваем живот так, будто это большой воздушный шар. Мышцы живота напрягаются. (Показать, как поднимается стенка живота при утрированном вдохе). Это сильное напряжение, неприятно! Не станем надувать большой шар. Надуем живот спокойно, как будто у нас маленький шарик. Сделаем спокойный вдох животом так, чтобы рукой почувствовать небольшое напряжение мышц. Плечи нельзя поднимать! Вдох – выдох! Мышцы живота расслабились. Стали мягкими. Теперь легко сделать новый вдох. Воздух сам легко входит внутрь. И выдох свободный, ненапряженный!
Вот как шарик надуваем!
А рукою проверяем.
(Делается вдох).
Шарик лопнул – выдыхаем,
Наши мышцы расслабляем!
Дышится легко…ровно…глубоко…
(Упражнение повторить три раза).
Рефлекия. Сегодня мы решали примеры, превращали слоги, проверяли друг друга, учились слушать и смотреть внимательно и с пчелкой собрали урожай. Что больше всего понравилось на занятии?
Ритуал прощания. Игра «Аплодисменты». (см. занятие 1)
Занятие 15.
МАТЕРИАЛЫ: мячик или игрушка для передачи в «кругу общения», на доске - карточки с изображением правил группы, ручки, карточки «Лесенка»:
Столбики со слогами для игры «Как превратить "о" в "и"» (см. занятие 14); рисунки с изображениями листьев, грибов, цветов (см. материалы к урокам Локаловой Н.П., рис. 10).
Ритуал приветствия. Стихотворение «Друг» (см. занятие 1).
Разминка. «Круг общения»: «Мое имя и отчество…»
Основная часть. Игра «Сохрани слово в секрете» (см. занятие 13). Соблюдать 2 условия: нельзя повторять имена девочек и нельзя повторять слова, состоящие из 2-х слогов.
Игра "Лесенка". Цель: развитие навыков самоконтроля.
Каждой паре детей дается одна карточка с примерами. Примеры составлены таким образом, что ответ каждого будет соответствовать номеру ступеньки, на которой он записан. Ответ каждого примера учащиеся записывают на соответствующей ступеньке. Записывая ответ примера на каждой ступеньке, дети контролируют себя: по порядку ли они идут.
Игра со слогами (см. занятие 14) Условие: пропускать (не читать) все слоги, начинающиеся на звук [п] или [к] или на гласный звук. Вместо этого надо произносить слово "лишний".
«Найди одинаковые» (Локалова Н.П.) Цель: развитие внимания, умения сравнивать.
Учащиеся рассматривают рисунки и находят одинаковые изображения.
«Сделай, как скажу, а не покажу» (см. занятие 11).
«Помоги пчёлке собрать урожай» (см. занятие 14).
Упражнения на управление мышцами: "Штанга" (см. занятие 7), Кораблик (см. занятие 13).
Рефлекия. Сегодня мы решали примеры, превращали слоги, развивали наблюдательность и внимательность, играли с пчелкой и учились управлять своим телом. Что больше всего понравилось на занятии?
Ритуал прощания. Игра «Аплодисменты». (см. занятие 1)
Занятие 16.
МАТЕРИАЛЫ: мячик или игрушка для передачи в «кругу общения», на доске - карточки с изображением правил группы; ручки, карточки с примерами:
Столбики со слогами для игры «Как превратить "о" в "и"» (см. занятие 14); лист бумаги с узором, который «нарисовал» Буратино (см. материалы к урокам Локаловой Н.П., рис. 11); сокращенный алфавит:
Ритуал приветствия. Стихотворение «Друг» (см. занятие 1).
Разминка. «Круг общения»: «Мои любимые уроки»
Основная часть. Игра «Сохрани слово в секрете» (см. занятие 13). Соблюдать 2 условия: нельзя повторять названия птиц, надо отмечать их одним хлопком; нельзя повторять названия предметов, имеющих круглую форму, надо отмечать их двумя хлопками.
Игра "Число-контролер". Цель: развитие приемов самоконтроля: умения сопоставлять учебные действия и их конечный результат с заданным образцом.
Ученики получают карточки с примерами. Решив данные примеры, дети могут себя проконтролировать - сумма всех ответов равняется числу 10.
«Как превратить "п" в "с"» (см. занятие 14). Условие: менять в слогах звук [п] на звук [с].
«Где ошибся Буратино?» (Локалова Н.П.)
Психолог рассказывает о том, что Буратино, когда срисовывал узор, постоянно отвлекался, в результате у него получалось то правильно, то неправильно. Нужно найти ошибки и исправить их.
«Как сказать слово, не произнося ни звука». Цель: развитие произвольности – развитие умения длительное время концентрироваться на задании, удерживать инструкцию.
Перед вами сокращенный алфавит. В нем остались только те буквы, которые чаще всего встречаются в словах. Под каждой из них написана цифра: она указывает на количество хлопков, которыми соответствующая буква станет обозначаться. Получается, что слово можно не только прочитать или произнести, но и прохлопать. Давайте попробуем. Три хлопка, пауза. Один хлопок, пауза. Два хлопка. Что мы прохлопали? Правильно: получилось слово "КОТ". Начинаем играть. Надеюсь, вы не прохлопали мои объяснения. Попробуем прохлопать слово "ТОК", "СОК", "КИСА". А теперь внимательно послушай, что за слово прохлопаю я.
Загадываем любые слова, которые можно составить из этих букв: коса, сито и т. д.
Игра «4 стихии» (см. занятие 2).
"Кулачки". (см. занятие 5).
Рефлекия. Сегодня мы решали примеры, превращали слоги, развивали наблюдательность и внимательность, проверяли Буратино и друг друга, общались без слов. Что больше всего понравилось на занятии?
Ритуал прощания. Игра «Аплодисменты». (см. занятие 1)
Занятие 17.
МАТЕРИАЛЫ: мячик или игрушка для передачи в «кругу общения», на доске - карточки с изображением правил группы, Столбики со слогами для игры «Как превратить "о" в "и"» (см. занятие 14); листы бумаги с изображением фигуры-образца и несколькими похожими, но отличающимися малозаметными компонентами фигурами (см. материалы к урокам Локаловой Н.П., рис. 13); сокращенный алфавит:
простые карандаши и лист в клеточку с точками с рисунком-образцом:
Ритуал приветствия. Стихотворение «Друг» (см. занятие 1).
Разминка. «Круг общения»: «Профессии моих родителей»
Основная часть. «Солдат» (см. занятие 5).
Игра «Сохрани слово в секрете» (см. занятие 13). Соблюдать 2 условия: нельзя повторять названия профессий, надо отмечать их одним хлопком; нельзя повторять названия предметов, имеющих зеленый цвет, надо отмечать их двумя хлопками.
Игра со слогами (см. занятие 14). Условие: слоги, оканчивающиеся на гласный, читать наоборот.
«Найди образец» (Локалова Н.П.)
Психолог просит учеников рассмотреть фигуру-образец слева на рисунке и найти точно такую же в правой части.
«Как сказать слово, не произнося ни звука» (см. занятие 16).
«Нарисуй по точкам».
Упражнение «Дождь» (см. занятие 3).
"Загораем" (см. занятие 6).
Рефлекия. Сегодня мы разговаривали о профессиях и слушали друг друга внимательно, были солдатами, сохраняли в секрете слова, учились рисовать зонтик, пальчиками изображали дождик, а потом загорали. Что больше всего понравилось на занятии?
Ритуал прощания. Игра «Аплодисменты». (см. занятие 1) Аплодисменты самому внимательному, усидчивому, выдержанному и т.д. А в конце – дружные аплодисменты всем.
Занятие 18.
МАТЕРИАЛЫ: мячик или игрушка для передачи в «кругу общения», на доске - карточки с изображением правил группы, бланки со шкалами (по типу методики Дембо-Рубинштейн), карандаши.
Ритуал приветствия. Стихотворение «Друг» (см. занятие 1).
Разминка. «Круг общения»: «На занятиях мы учились…»
Основная часть. Ребята, а вы помните зверят-первоклассников из Лесной школы? Все это время они тоже учились, старались соблюдать школьные правила, и вот однажды… Сядьте поудобней и послушайте еще одну историю.
Сказка из серии «Лесная школа» Панфиловой М.А.
Учитель на перемене раздал дневники ученикам. У Медвежонка, напротив урока математики красовалась «пятёрка». Все ученики с удивлением её рассматривали.
- Цифра, как цифра, что в ней такого? – не понимал Лисёнок.
- Есть в ней какая-то притягательная сила. Смотрю и восхищаюсь! – любовался Медвежонок.
- Это потому что тебе за хороший ответ поставили, поэтому ты и радуешься! – рассуждал Зайчонок. А Белочка добавила: - Теперь все будут знать, какой ты у нас умный. Вот твоя мама обрадуется! Я бы то же хотела бы получить «пятёрку».
- Обязательно получишь! - с уверенностью произнёс учитель-Ёж. – А сейчас поиграем в игру «Хорошо и плохо».
- Это опять о поведении, что ли говорить будем? – поинтересовался Волчонок.
- Нет, не о поведении, вернее не только о поведении. – Продолжал учитель. – В игре каждый из вас покажет своё отношение к тому, что я назову. Показывать будем мимикой, то есть выражением своего лица. Если вы хорошо к этому относитесь, то и на лице у вас будет радостная улыбка. А если плохо, тогда хмуро сдвинуты брови.
- А если мне всё равно, и я никак не отношусь? – спросил Лисёнок.
- Тогда твоё лицо будет без выражений, равнодушное, – пояснил учитель. - Приготовились?
Ёж по очереди называл занятия, пищу, увлечения, игрушки, а ученики своей мимикой отражали отношение к этому. - Ребята, вы заметили какие мы все разные, и у нас бывают разные оценки, но бывают и одинаковые. То, что вы делали сейчас в игре можно назвать оценкой. Ведь каждый из вас продумывал, ощущал и анализировал. Вы оценивали всё, что я называл, используя свой личный опыт.
- Да, я очень люблю есть морковку и яблочко, поэтому я мимикой показал своё положительное отношение к этому, – улыбаясь, вспоминал Зайчонок.
- А я хотел сначала показать своё хорошее отношение к такому занятию, как кричать, но потом вспомнил, что меня за это мама поругала, и передумал. – Поделился своими мыслями Волчонок.
- А я думаю, что наши родители с помощью своих оценок помогают нам понять, что хорошо и что плохо. – Сделал вывод Зайчонок.
- Да, я как посмотрю на маму, так сразу понимаю по её мимике, правильно я делаю или нет, – сказал Медвежонок. - А я когда был маленький, - вспоминал Лисёнок, - иногда баловался и папа мне жестами показывал, чтобы я перестал. Значит, оценивать можно и жестами.
- Ой, а моя мама, - продолжала разговор Белочка, - Своё отношение к моим поступкам выражает голосом, то есть интонацией. Она позовёт меня по - имени и я сразу понимаю, сердится моя мама или радуется.
- Это действительно так. Вы сами, ваши родители отражают своё отношение мимикой, жестами, интонацией и ещё словами. – Подтвердил учитель. - Так мы понимаем друг друга. И когда учатся чему-то новому, чтобы идти правильным путём, наблюдают за оценками окружающих. А как же в школе? Какие в школе оценки?
- Когда я отвечаю, то смотрю на учителя и …на своего соседа, Волчонка, - призналась Белочка. – Если всё правильно, то они утвердительно качают головой.
- Но Волчонок иногда ошибается, ведь он тоже учится, поэтому смотри лучше на учителя, - посоветовал Медвежонок.
- А я как услышу такие слова, как «хорошо», «молодец» от учителя, так понимаю, что справился с заданием, - рассказал о себе Волчонок.
- За весь урок учителю необходимо показать своё отношение к успехам и неудачам каждого ученика. Отметка подтверждает данное отношение, как результат усвоенных знаний и умений. – Объяснял Ёж. – Отметку часто называют оценкой успеваемости, потому что она помогает ученику, учителю и родителям оценить школьную успеваемость. Это как специальные школьные сигналы.
- Как у моряков или военных? – заинтересовался Зайчонок.
- Наверное, что-то общее есть, – согласился учитель. - Если «пятёрка» – всё прекрасно, так держать. Если «четвёрка» – хорошо, но можешь ещё лучше. «Тройка» - пора срочно браться за дело, изучать, стараться понимать. А «двойка» – это сигнал бедствия, трудись сам и обращайся за помощью.
- А единица? – поинтересовалась Белочка.
- Сидим на мели, кораблю нужен буксир!!! – пошутил Лисёнок. Ученики дружно рассмеялись. А учитель, улыбаясь, продолжал: - Вы прекрасно поняли, что такое отметка! Я надеюсь, каждый из вас будет стремиться получать «четвёрки» и «пятёрки»!
- А в неудачах обращаться за помощью к учителю и к товарищам? – спросил Зайчонок.
- Конечно, и ещё в неудачах помнить о том, что мы учимся, где главное – старание, и всё обязательно получится!
Игра «Хорошо и плохо». Цель: развитие рефлексии, самооценки.
А сейчас, как зверята в Лесной школе, поиграем в игру «Хорошо и плохо». Только в нашей игре каждый из вас покажет, хорошо или плохо он справлялся с заданиями на наших занятиях. Показывать будем мимикой, то есть выражением своего лица. Если вы хорошо умеете делать то, что я говорю, то и на лице у вас будет радостная улыбка. А если это дается вам с трудом, делаете ошибки, то тогда ваши брови хмуро сдвинуты.
Психолог называет умения следующего характера:
- говорить на заданную тему в «Кругу общения»,
- не выкрикивать, не перебивать, дожидаться своей очереди,
- внимательно слушать ребят и взрослого,
- работать дружно, не обижать и не мешать другим,
- точно, по правилам выполнять команды, инструкции,
- точно выполнять движения по образцу,
- управлять своими частями тела по заданию,
- запоминать, что требуется в задании (напр., список покупок)
- выполнять задания с буквами,
- внимательно следить за «мухой», «футбольным мячом», «пчелкой», и т.п.
Рефлексия. Самооценка. На бланках со шкалами дети обозначают уровень перечисленных умений.
Ритуал прощания. Психолог хвалит ребят за их достижения, в конце – дружные аплодисменты всем.
Литература:
- Артемьева Т.В. Диагностика и коррекция развития младшего школьника. - Казань: Отечество, 2013.
- Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. — М.: Совершенство, 1997.
- Истратова О. Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники. - Ростов н/Д.: Феникс, 2007.
- Локалова Н.П.120 уроков психологического развития младших школьников (Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов) - М.: «Ось-89», 2006.
- Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ «Сфера»,1996.
- Панфилова М.А. Лесная школа: Коррекционные сказки и настольная игра для дошкольников и младших школьников - М.: ТЦ Сфера. 2002.
- Пилипко Н.В. Громова Т.В., Чибисова М.Ю. Здравствуй, школа! Адаптационные занятия с первоклассниками: Практическая психология учителю. / под ред. Пилипко Н.В, - М.: УЦ "Перспектива”, 2002.
- Порошина Е.А. Психокоррекционная технология формирования произвольной регуляции психической деятельности у детей с задержкой психического развития. – Автореф. дис. канд. психол. наук / Екатеринбург, 2011.
- Практическая психология образования/ под ред. И.В. Дубровиной. - М.: ТЦ Сфера, 1997.
- Семаго Н.Я. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. М., 2003.
- Семенова О.А. Помощь детям с дефицитом произвольной регуляции деятельности и произвольного внимания.
- Староверова М.С. Неуспешность детей в школе: как с этим работать. М., 2006.
Приложение 1
Таблица оценки наблюдаемых параметров произвольной сферы
Фамилия и имя | Соблюдение правил | Произвольное внимание (концентрация целенаправленных усилий, прочность удержания оперативного материала) | Точность выполнения инструкций | Умение увидеть ошибку | Адекватность оценки своего результата | Управление двигательной и вербальной активностью |
1 | ||||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 | ||||||
5 | ||||||
6 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа коррекционно-развивающих групповых занятий для детей группы риска «Развитие эмоционально-волевой сферы младшего школьника»
Направленность программы: социально-педагогическая, коррекционно-развивающая, так как в рамках предложенных в программе упражнений обучающийся учится моделировать систему социальных отношений, ра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ для обучающихся 1 и 2 классов с ОВЗ (задержка психического развития)
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий определяет структуру и содержание работы по коррекции, обучающихся с задержкой психического развития 1 классов, занимающихся по адаптированной основн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно – развивающих занятий для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития, умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)
Рабочая программа коррекционно – развивающих занятий для обучающихся 1 класса разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом обучающихся с умственной отстало...
Индивидуальная рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для учащегося 1в класса с умственной отсталость (интеллектуальными нарушениями) на 2021 – 2022 учебный год.
Индивидуальная рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для учащегося 1в класса с умственной отсталость (интеллектуальными нарушениями) на 2021 – 2022 учебны...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно – развивающих занятий для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития, умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно – развивающих занятий для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития, умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушен...
Рабочая программа коррекционно - развивающих логопедических занятий.
Профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи, обусловленных ФФНР,ОНР для учащихся 1-х классов....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно – развивающих занятий для обучающихся с задержкой психического развития 2 класс на 2023-2024 учебный год
Рабочая программа является нормативно-правовым документом, определяющим организацию логопедического коррекционно-образовательного ...