Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий «Развитие познавательной сферы»
рабочая программа (1 класс)
Рабочая программа для коррекционных внеурочных занятий. Разработана для детей с РАС 8.2
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_poznavatelnoy_sfery._1_klass.docx | 37.52 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 38
г.Шахты Ростовской области»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
(коррекционно-развивающие занятия)
"Развитие познавательной сферы"
(указать учебный предмет, курс)
на 2023-2024 уч. год
Уровень общего образования: начальное общее образование, 1 «Г» класс
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов: 33 часа
Учитель: Жемчугова Юлия Сергеевна
(ФИО)
Программа разработана на основе авторского курса программы курса " Развитие познавательных способностей", О. Холодовой, / М.: РОСТ - книга, 20122г./ учебно-методического комплекса курса "Развитие познавательных способностей".
(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)
г. Шахты
2023 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности Развитие познавательной сферы предназначена для обучающихся 1 класса с РАС (вариант 8.2.) на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования(далее – ФГОС НОО).
Рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 "Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования" (Зарегистрирован 13.07.2023 № 74229);
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 декабря 2022 г. N 1023 "Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".
- Письмо Минпросвещения России от 13.01.2023 N 03-49 "О направлении методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями по системе оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения программ начального общего, основного общего и среднего общего образования");
Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечёт за собой и расширение познавательных возможностей детей с РАС. Программа «Развитие познавательной сферы» представляет систему коррекционно-развивающих занятий для детей с РАС (вариант 8.2.)
Группа школьников с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в неё входят дети с различными нарушениями. Диапазон различий в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с выраженными нарушениями развития. От ребёнка, способного при специальной поддержке успешно обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной образовательной программе, направленной на формировании элементарных жизненных навыков на протяжение всего школьного возраста.
Для детей с РАС 8.2 произвольная организация очень сложна, но в принципе доступна. Они быстро устают, могут истощаться и перевозбуждаться, имеют выраженные проблемы организации внимания, сосредоточения на речевой инструкции, ее полного понимания. Характерна задержка в психоречевом и социальном развитии. Трудности взаимодействия с людьми и меняющимися обстоятельствами проявляются в том, что, осваивая навыки взаимодействия и социальные правила поведения, дети стереотипно следуют им и теряются при неподготовленном требовании их изменения. В отношениях с людьми проявляют задержку эмоционального развития, социальную незрелость, наивность. Эти дети тоже тревожны, для них характерно легкое возникновение чувства сенсорного дискомфорта, они готовы испугаться при нарушении привычного хода событий, смешаться при неудаче и возникновении препятствия. Отличие их в том, что они более, чем другие, ищут помощи близких, чрезвычайно зависят от них, нуждаются в постоянной поддержке и ободрении. Стремясь получить одобрение и защиту близких, дети становятся слишком зависимы от них: ведут себя чересчур правильно, боятся отступить от выработанных и зафиксированных форм одобренного поведения. Вне освоенных и затверженных правил поведения эти дети очень плохо организуют себя, легко перевозбуждаются и становятся импульсивными. Психическое развитие таких детей идет с более равномерным отставанием. Характерны неловкость крупной и мелкой моторики, некоординированность движений, трудности усвоения навыков самообслуживания; задержка становления речи, ее нечеткость, неартикулированность, бедность активного словарного запаса, поздно появляющаяся; медлительность, неровность в интеллектуальной деятельности, недостаточность и фрагментарность представлений об окружающем, ограниченность игры и фантазии.
Эти дети также наивны, неловки, негибки в социальных навыках, фрагментарны в своей картине мира, затрудняются в понимании подтекста и контекста происходящего.
В основе построения программы лежит принцип разнообразия творческопоисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
Систематический курс, построенный на таком разнообразном не учебном материале, создает благоприятные возможности для развития важных сторон личности ребёнка с РАС.
Основное время на коррекционно-развивающих занятиях занимает самостоятельное выполнение детьми с РАС логически-поисковых заданий. Благодаря этому у детей с РАС формируются общеучебные умения: самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
Коррекционно-развивающие занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей с РАС динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида мыслительной деятельности на другой.
Данный систематический курс создает условия для развития у детей с РАС познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.
Во время коррекционно-развивающих занятий по предложенному курсу происходит становление у детей с РАС развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.
В результате этих коррекционно-развивающих занятий ребята с РАС достигают значительных успехов в своём развитии, они многому научаются и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам. Всё это означает, что у кого-то возникает интерес к учёбе, а у кого-то закрепляется.
Материал коррекционно-развивающих занятий, представленных в учебнометодическом комплексе может дополняться и видоизменяться в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся с РАС.
Цель программы: расширение зоны ближайшего развития ребенка с РАС и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
Основные задачи курса:
- Развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
- Развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
- Развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- Формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
- Развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
- Формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
В процессе выполнения заданий данного курса происходит развитие почти всех познавательных процессов у детей с РАС, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них.
Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько направлений:
- задания на развитие внимания;
- задания на развитие памяти;
- задания на совершенствование воображения;
- задания на развитие логического мышления.
Система представленных на коррекционно-развивающих занятиях по РПС задач и упражнений позволяет решать все три аспекта дидактической цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.
Познавательный аспект:
- Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.
- Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
- Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
Развивающий аспект:
- развитие речи;
- развитие мышления в ходе усвоения таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать;
развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;
- развитие двигательной сферы.
Воспитывающий аспект: воспитание системы нравственных межличностных отношении.
Основные принципы распределения материала:
- Системность: задания располагаются в определенном порядке;
- Принцип «спирали»: через каждые занятий задания повторяются;
- Принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;
- Увеличение объема материала;
- Наращивание темпа выполнения заданий;
- Смена разных видов деятельности.
Коррекционно-развивающие занятия по программе «Развитие познавательной сферы» входят в коррекционно-развивающую область учебного плана для обучающихся с РАС (вариант 8.2.). В 1 классе — 33 ч (1 ч в неделю, 33 учебные недели.)
Планируемые образовательные результаты
Личностными результатами изучения курса программы является сформированность следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством учителя-дефектолога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных учителем-дефектологом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения являются сформированность следующих универсальных учебных действий (УУД).
1. Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя-дефектолога.
- Проговаривать последовательность действий.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
2. Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя-дефектолога.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя-дефектолога.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
3. Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Читать и пересказывать текст.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Предметными результатами изучения курса являются сформированность следующих умений:
- Описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- Выделять существенные признаки предметов;
- Сравнивать между собой предметы, явления;
- Обобщать, делать несложные выводы;
- Классифицировать явления, предметы;
- Определять последовательность событий;
- Судить о противоположных явлениях;
- Давать определения тем или иным понятиям;
- Определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
- Выявлять функциональные отношения между понятиями;
- Выявлять закономерности и проводить аналогии.
- Особенности организации учебного процесса.
Тематическое планирование учебного курса
«Развитие познавательной сферы»
№ п/п | Тема/раздел | Кол-во часов, отводимых на изучение темы |
1 | Культура поведения | 7 |
2 | Личная гигиена | 10 |
3 | Уход за одеждой и обувью | 9 |
4 | Улица и жилище | 7 |
| Итого | 33 |
Поурочное планирование коррекционно-развивающих занятий «Развитие познавательной сферы»
№ п/п | Тема урока | Дата изучения | |
План | Факт | ||
Культура поведения 7 | |||
1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления | ||
2 | Школа хороших манер. Развитие концентрации внимания. | ||
3 | Вежливые слова Тренировка слуховой памяти. | ||
4 | Поведение при встрече и расставании. Тренировка зрительной памяти. | ||
5 | Развитие аналитических способностей. | ||
6 | Поведение в гостях. Совершенствование воображения. | ||
7 | Правила поведения на улице. Тренировка внимания. | ||
Личная гигиена 10 | |||
8 | Чистюля – грязнуля. Развитие мышления. | ||
9 | Предметы личной гигиены. Тренировка зрительной памяти. | ||
10 | «Чистые руки». Развитие аналитических способностей. | ||
11 | Средства ухода за ногтями рук и ног. Тренировка внимания | ||
12 | «Чистые руки». Практическое занятие. Тренировка внимания | ||
13 | Средства ухода за зубами. Необходимость и периодичность чистки зубов. Развитие логического мышления. | ||
14 | Средства ухода за ушами. Тренировка слуховой памяти. | ||
15 | Бережем зрение. Гигиена зрения. Тренировка зрительной памяти. | ||
16 | Гигиена чтения и просмотра телевизионных передач. «Уход за глазами». Совершенствование воображения. | ||
17 | «Путешествие в страну Гигиены». Совершенствование мыслительных операций. | ||
Уход за одеждой и обувью 9 | |||
18 | Обувь и её значение. Подбор обуви. Развитие аналитических способностей. | ||
19 | Надевание и зашнуровывание обуви. Развитие логического мышления. | ||
20 | Уход за различным видом обуви. Тренировка внимания. | ||
21 | Одежда и её значение. Развитие мышления. | ||
22 | Одежда и её значение. Тренировка зрительной памяти. | ||
23 | Способы расстегивания и застёгивания одежды. Развитие аналитических способностей. | ||
24 | Складывание одежды. Тренировка внимания. | ||
25 | Подбор одежды и головных уборов. Совершенствование мыслительных операций | ||
26 | Повседневный уход за одеждой. Развитие логического мышления. | ||
Улица и жилище 7ч. | |||
27 | Транспорт. Виды транспорта. Развитие аналитических способностей. | ||
28 | Поведение в транспорте. Тренировка внимания. | ||
29 | Дидактическая игра «Пассажиры». Развитие мышления. | ||
30 | Дидактическая игра «Пассажиры». Тренировка зрительной памяти. | ||
31 | Жилое помещение (квартира, комната) «Адрес моего места жительства». Совершенствование мыслительных операций | ||
32 | Обстановка. Мебель. Тренировка зрительной памяти. | ||
33 | Рабочий ученический уголок. Развитие логического мышления. | ||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 33 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-сетка коррекционно-развивающих занятий «Развитие познавательной сферы обучающихся с нарушением слуха»
Материал содержит: план-сетку коррекционно-развивающих занятий «Развитие познавательной сферы обучающихся с нарушением слуха» и конспект одного занятия направленного на развитие...
Рабочая программа коррекционно-развивающих групповых занятий для детей группы риска «Развитие эмоционально-волевой сферы младшего школьника»
Направленность программы: социально-педагогическая, коррекционно-развивающая, так как в рамках предложенных в программе упражнений обучающийся учится моделировать систему социальных отношений, ра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ для обучающихся 1 и 2 классов с ОВЗ (задержка психического развития)
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий определяет структуру и содержание работы по коррекции, обучающихся с задержкой психического развития 1 классов, занимающихся по адаптированной основн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно – развивающих занятий для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития, умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)
Рабочая программа коррекционно – развивающих занятий для обучающихся 1 класса разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом обучающихся с умственной отстало...
Индивидуальная рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для учащегося 1в класса с умственной отсталость (интеллектуальными нарушениями) на 2021 – 2022 учебный год.
Индивидуальная рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для учащегося 1в класса с умственной отсталость (интеллектуальными нарушениями) на 2021 – 2022 учебны...
рабочая программа коррекционно-развивающих занятий. Развитие произвольной саморегуляции первоклассников
Представленная программа основывается на деятельностном подходе (А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов), где учебная деятельность, как и любая другая, имеет две составляющие: опе...
Рабочая программа коррекционно - развивающих логопедических занятий.
Профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи, обусловленных ФФНР,ОНР для учащихся 1-х классов....