Рабочая программа "Волшебный крючок"
рабочая программа
Рабочая программа по дополнительному образованию для учащихся 2-4 классов по вязанию крючком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа "Волшебный крючок" | 33.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Журавлёвская начальная общеобразовательная школа № 23
Рассмотрено на педагогическом совете протокол №___ от «___»__________ 2016 г. | Утверждаю: Директор МКОУ Журавлёвской НОШ №23 ___________ Т.Г.Старцева Приказ №___ от «___»_________2016 г. |
Рабочая программа
По учебному курсу «Волшебный крючок»
для дополнительного образования
для учащихся 2-4 классов
Дригота Ирина Андреевна
п. Журавлёво
2017 г.
Пояснительная записка
Образовательная программа дополнительного образования детей «Волшебный крючок» направлена на художественно-эстетическое воспитание ребенка, обогащение его духовного мира, на развитие художественно-творческого потенциала личности.
Рукоделие является одним из старейших в прикладной трудовой деятельности человека. Крючок удобен и прост в работе: порой не успеешь начать вязание, смотришь, уже вещь готова. Подбор ниток, создание самого изделия – занятие увлекательное.
Вязание — вид рукоделия не только доступный для младших школьников, но и очень полезный для развития мелкой моторики руки, формирования положительных качеств личности, необходимых ребенку в его обучении в школе. Оно способствует привитию, совершенствованию творческих способностей детей, их художественного вкуса, приучает к аккуратности, усидчивости в работе.
Вязание крючком детям освоить легче, чем вязание спицами, так как в руке ребенка находится только один инструмент (крючок), а в работе только одна петля, а значит, за ней легче проследить и ее поймать. Навыки вязания крючком могут пригодиться ребенку не только для создания полностью вывязанных из пряжи изделий, но и для соединения или обвязывания деталей из ткани.
Актуальность программы – приобщение обучающихся к рукодельным работам, в частности к вязанию крючком – значимая частица трудового обучения и воспитания детей, т.к. основные умения и навыки, получаемые на занятиях, нужны учащимся в их дальнейшей жизни.
Общая характеристика учебного курса
Целью освоения программы является развитие мелкой моторики пальцев рук через овладение обучающимися техникой вязания крючком.
В ходе ее достижения решаются задачи:
1. Образовательные:
- обучить правильному положению рук при вязании, пользованию инструментами;
- познакомить с основами вязания крючком, основными петлями;
- научить чётко и правильно выполнять основные приёмы вязания, уметь читать условные обозначения и схемы;
- научить выполнять сборку и оформление готового изделия.
2. Воспитательные:
- привить интерес к истокам народного творчества, эстетическое отношение к действительности;
- воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материалам;
-привить основы культуры труда.
3. Развивающие:
- развить мелкую моторику рук, творческие способности;
- развить внимание, образное мышление, фантазию;
- выработать эстетический и художественный вкус.
Адресат: программа адресована для обучающихся 2-4 классов
Используются следующие методы обучения:
- словесный метод (беседа, лекция, объяснение, консультация, диалог);
- метод показа, или наглядный метод;
- метод расчлененного разучивания элемента вязания.
Практическим заданиям предшествует изучение теоретических вопросов. Они освещаются в краткой, доступной форме с учетом возраста учащихся.
Место учебного курса в учебном плане
Роль и место программы: курс «Волшебный крючок» входит в число занятий системы дополнительного образования МКОУ Журавлевской НОШ №23, разработана для учащихся 2-4 классов начальной школы. На изучение курса отводится 1 час в неделю (34 часа в год).
Ценностные ориентиры содержания учебного курса
Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
В основе построения данной программы лежат практическая направленность и личностно – ориентированный подход. Дети должны четко представлять, что каждое созданное ими изделие пригодится на кухне (прихватки, грелки на чайник) или на письменном столе (карандашница, футляр для очков, пенал), их можно подарить друзьям и близким.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
В результате прохождения учебного материала обучающийся должен:
Знать:
- О роли трудовой деятельности в жизни человека .
- О влиянии трудовой деятельности на здоровье человека
- Назначение, сферы применения, основные свойства материалов (ниток, текстиля, пряжи)
- Назначение и применение инструментов (крючки, ножницы, иглы)
- Правила техники безопасности при работе с крючком и ножницами.
- Условные обозначения основных узоров вязания крючком: воздушная петля, полустолбик, полустолбик без накида, полустолбик с накидом, столбик с двумя и тремя накидами, пышный столбик, колечко.
Уметь:
- Осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности и контроль за её ходом и результатом.
- Подбирать необходимые инструменты и материалы и соблюдать технику безопасности.
- Подбирать необходимую информацию об объекте деятельности, используя схемы вязания, рисунки, эскизы на бумажных и электронных носителях.
- Изготавливать изделие основных элементов вязания из доступных материалов по образцу, рисунку, эскизу.
- Соблюдать последовательность технологических операций при выполнении изделий.
- Подобрать нитки по цвету и фактуре, как контрастные цветовые гаммы, так и сочетающиеся в одной.
- Осуществлять декоративное оформление и отделку связанных изделий, используя: синтепон, ленты, пуговицы, бисер и т.д.
Содержание учебного курса
Содержание программы курса ориентировано на знакомство детей с историей вязания, инструментами и материалами для работы, возможностями освоения разных видов (воздушная петля, столбики с накидом и без накида) и способов вязания крючком (прямое вязание; круговое вязание от середины и т.д.). Занятия интегрированные: конструирование, аппликация, вязание.
Блок № 1 "Знакомство со страной Вязания"
Дается детям первоначальные сведения об истории одного из видов декоративно – прикладного искусства – вязание крючком. На данном занятии знакомят детей с инструментами и материалами. Они приобретают навыки в работе с крючком, иголкой, шилом, ножницами и нитками. Дети учатся правильно сматывать клубок, различать и подбирать пряжу (шерсть, синтетика), завязывать узелки,
Знакомятся с разными крючками, различными по материалу: алюминиевый или стальной; пластмассовый; деревянный; костяной. С разными крючками по длине: -короткий (10-15 см.); -длинный (22-25 см.). С разными крючками по толщине: -тонкий (№1,5-2,5); -толстый (№3-6); Дети овладевают знаниями о разных нитях: ручного и машинного прядения, натуральные и синтетические. Дети учатся выбирать нитки для вязания, обращая внимание на: пряжи (показатель толщины); ровность (характеристика качества); скрученность; упругость; прочность окраски.
Дети учатся вязанию воздушной петли, которую выполняют так:
1. Крючок держать как карандаш.
2. Нить от клубка в левой руке, перекинуть через указательный палец от себя и придерживая большим пальцем прихватить остальными пальцами, как бы зажав крючок в ладошке.
3. Подвести крючок под нить слева направо и повернуть против часовой стрелки, образуется петелька из нити.
4. Придерживая петельку большим пальцем крючок снова подвести под нить клубка (рабочая нить) движением слева направо и захватить рабочую нить снизу на себя протянув в петлю на указательном пальце.
5. Крючок из петли не вынимать, опора на указательный палец. Вывязаная петля воздушная.
6. Дети овладевают умением вязать цепочку из воздушных петель, соблюдая определенное натяжение нити для того, чтобы петли были одинаковы.
7. Вязание крючком имеет большое значение для развития глазомера, мелкой мускулатуры рук, развивается эстетический вкус, аккуратность.
Блок № 2 «Самостоятельное вязание цепочки»
Освоение практических навыков вязания. Лучше всего начинать обучение детей вязанию толстым крючком и толстой крученой ниткой, а затем дети осваивают вывязывание петель тонким крючком и тонкими нитками. Использование разноцветных нитей способствует развитию эстетического восприятия и развивает творческое воображение, а также моторику кистей рук, художественное видение.
В процессе занятий дети овладевают:
-знаниями об особенностях разных крючков, нитей;
-умением подбирать нити разного цвета, толщины, структуры;
-техникой завязывания узелка;
-навыками безопасности при работе с крючком, шилом, иглой и ножницами;
- приемами вязания цепочки.
Блок № 3 «Выкладывание узоров из вязаных цепочек»
Это более сложный и малораспространенный в детской деятельности ручной труд. Овладение практическими способами выкладывания узоров предполагает наличие у детей развитых пространственных ориентировок и не позволяет им действовать путем проб, т.к. ошибку почти невозможно исправить.
Знакомство детей сданной деятельностью позволяет:
- научить различению: цвета, длины, высоты, месторасположения (сверху, снизу, над, под и т.д.)., формы конструируемых объектов;
- формировать обобщенные способы конструирования (создание целого из деталей путем комбинаторики);
- развивать сенсорно – аналитическую деятельность – умение вести целостно – расчлененный анализ объектов; выделение целого, его частей, деталей и их пространственного расположения.
Блок № 4 «Вязание столбиков без накида, от середины по спирали»
Знакомить детей, что связанное полотно состоит из основных элементов: петель и столбиков; с правилом: крючок вводят в петлю цепочки так, чтобы сверху крючка было две нити, а снизу одна; с графическим изображением: Введите крючок в петлю цепочки, подведите крючок под рабочую нить и захватите ее. На крючке получилось 2 петли, теперь снова захватите рабочую нить и протяните ее через обе петли. предполагает освоение детьми нового способа от середины, по периметру детали, только по одной стороне вязания, причем ряд можно замкнуть встык и следующий начать с воздушных петель, а можно по спирали.
Применение способа вязания от середины развивает у детей:
-способность самостоятельно находить творческое решение;
-художественное видение;
-навыки мыслительного анализа последовательности выполнения задания;
-приемам создания схематического рисунка поэтапного изготовления.
Данный блок предусматривает вязание салфеток, прихваток в подарок бабушкам.
Ожидаемые результаты. Для того, чтобы проследить результаты усвоения материала используется: наблюдение за детьми (их творческое отношение к деятельности, заинтересованность, желание и т.д.), индивидуализация (учет продвижения личности в развитии), участие в выставках, анкетирование среди детей и их родителей по эффективности данной программы.
Итогом образовательной программы являться тематические выставки, которые будут проходить в школе
Дети выполняют:
-вязание цепочки из воздушных петель и столбика без накида;
-осваивают разные способы вязания (прямое вязание, круговое вязание);
-учатся обвязывать носовой платок по краю;
-владеют умением вязать изделия ( салфетки, сумочки для кукол);
-принимают участие в оформлении панно на выставку (умеют располагать вязаные цепочки, сочетая цветовую гамму и размеры элементов композиции);
-владеют умениями, обеспечивающими культуру труда на всех этапах трудового процесса;
-экономно расходуют материал, бережно обращаются с инструментами и поддерживают порядок на рабочем столе;
-используют ручные умения в повседневной жизни детского сад и семьи, проявляя при этом творчество.
Тематический план занятий курса
№ | Тема занятия | Характеристика деятельности учащихся | Количество часов |
1 | История развития вязания. Инструктаж по технике безопасности. | Познакомить с инструктажом по технике безопасности и пожарной безопасности. Дать понятие ДПИ, виды декоративно-прикладного искусства. История развития художественного вязания. | 1 |
2 | Основные приемы вязания. Начальная петля. Воздушная петля. | Учить как держать крючок правильно. Как держать нить. Показать и научить выполнять начальную петлю, воздушную петлю, цепочку из воздушных петель. | 2 |
3 | Цепочка из воздушных петель. Столбик без накида. | Учить выполнению воздушных петель. Познакомить с основными петлями. | 2 |
4 | Столбики без накида и с накидом. | Учить вязать столбик без накида, основные изученные петли, столбик с накидом. | 2 |
5 | Столбики с накидом из одной петли. Столбики с несколькими накидами. Условные обозначения. Чтение схем. | Учить вязать двойной столбик без накида. Показать основные приемы вязания крючком простого полотна, учить правильно выполнять поворот работы и закрепление нити | 3 |
6 | Узоры на основе столбиков и воздушных петель | Показать основные условные обозначения при вязании крючком. Рассказать о правилах чтения схем полотна. Дать понятие «раппорт». Учить выполнять простейшие узоры на основе столбиков и воздушных петель при вязании полотна. | 3 |
7 | Правила вязания по кругу. Прибавление и убавление петель. Чтение схем салфеток. | Познакомить с правилами вязания круга. Показать основные способы прибавления и убавления петель. Учить правильно читать простейшие схемы салфеток по кругу. | 4 |
8 | Квадрат, связанный от середины. Салфетка квадратной формы. | Познакомить с правилами вязания квадратной салфетки (вязания квадрата с середины). Показать основные способы прибавления и убавления петель. Учить правильно читать простейшие схемы салфеток квадратной формы. | 3 |
7 | Изделия для дома | Рассмотреть изделия крючком в доме, обсудить их практическое применение. Учить выполнять простые изделия для дома крючком. (Накидки на стул, подставки под горячее, прихватки, диванные подушки и т.д.) | 7 |
8 | Подарки от души. Игрушки-сувениры. | Рассмотреть изделия крючком, предназначенные для подарков. обсудить их практическое применение. Учить выполнять простые подарки-сувениры крючком. | 7 |
ИТОГО | 34 |
Правила безопасной работы инструментами при вязании крючком
-С крючками необходимо обращаться очень осторожно, не подносить их к лицу, хранить в коробках и пеналах.
-Иглы и булавки необходимо пересчитывать до начала работы, и после ее окончания.
-Крючки не должны быть очень острыми, иначе ими можно поранить пальцы.
-Нельзя пользоваться ржавыми крючками, иглами и булавками — они портят пряжу, нитки.
-Сломанные иглы, булавки и другие отходы следует складывать в отдельную коробку, а потом выбрасывать, завернув в лист ненужной бумаги или газеты.
-Булавки вкалывают в изделие в три прокола таким образом, чтобы острие осталось по возможности между слоев ткани.
-Ножницы следует хранить в рабочей коробке. Во время вязания класть их кольцами к себе, сомкнув лезвия.
Санитарно-гигиенические требования при вязании
-Рабочее место должно быть хорошо освещено, свет должен падать на работу с левой стороны.
-Сидеть следует прямо, касаясь корпусом спинки стула. Расстояние от глаз до работы должно быть не менее 35-40 см, чтобы не развивалась близорукость, в глаза не попадали частички волокон, из которых состоит пряжа.
-Перед началом и после работы следует вымыть руки, чтобы нитки и вязаное полотно не пачкались, а на руках не оставалось мелких волокон.
-Незавершенное изделие лучше хранить, завернув в ткань или положив в пакет.
Итоговый контроль
Оценка знаний, умений и навыков не предусмотрена. В конце изучения курса организуется выставка готовых работ обучающихся в стенах школы. По мере возможности в течение года дети со своими изделиями принимают участие в конкурсах и выставках различных уровней.
Список литературы
- Тарасенко С. Ф. Забавные поделки крючком и спицами: Книга для учащихся 4-8 кл. — М.: Просвещение, 1992. — 96.:
- "Вязание Крючком. 255 лучших образцов и узоров"М. Я. Балашова МИНСК "ХАРВЕСТ" 2010г
- "Вяжем крючком для всей семьи" ООО ТД "Издательство МИР КНИГИ"; ООО Издательство "НИОЛА-ПРЕСС" 2011
- "Вязание Крючком" зд. Астрель Москва, Жук С. М
- "Азбука вязания" М. В. Максимова, МОСКВА, СТРОЙИЗДАТ 1986г
Интернет –ресурсы:
- http://www.schoolbase.ru - Всероссийский школьный портал.
- Сайт http://www.rukodelie.bu / Журнал «Ксюша. Для любителей рукоделия
- Клуб рукоделие http://www.club-rukodelie.com/toys.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Волшебный мир бумаги"
Данная рабочая программа составлена в соответствии с новым ФГОС. Расчитана для внеклассной деятельности с учащимися 1 класса....
Рабочая программа « Волшебное перо» внеурочной деятельности для 3 класса
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая напра...
Рабочая программа "Волшебные точки", 3 класс.
Рабочая программа по курсу " Волшебные точки. Вычисляй и рисуй" разработана в соответсвии с требованиями ФГОС НОО, примерной программы по математике и авторской программы Итиной Л.С., Корм...
рабочая программа "Волшебный мир книг"
В каждом образовательном учреждении, реализующем ФГОС, рекомендуем создать банк рабочих программ внеурочной деятельности, в который можно внести программы, рекомендованные серией «Стандарты втор...
Рабочая программа "Волшебная бумага"
Программа дополнительного образования «Волшебная бумага» является общекультурной модифицированной программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе результатов многолетней рабо...
Рабочая программа "Волшебный карандаш", 1,2,4 классы
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный карандаш" на 2015-2016 уч.год...
Рабочая программа "Волшебный мир бумаги"
Программа организации внеурочной деятельности младших школьников предназначена для работы с детьми 1-3 классов, обучающихся по УМК "Школа России"...