Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика для любознательных 1-4 класс"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Пояснительная записка, календарное планирование "Математика для любознательных 1-4 класс"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika_dlya_lyuboznatelnyh1-4.docx | 44.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Актуальность программы внеурочной деятельности «Математика для любознательных» определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математике, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о данной науке. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является стремление развить у обучающихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Цель программы: формирование логического мышления посредством освоения основ содержания математической деятельности.
Задачи:
- способствовать воспитанию интерес к предмету через занимательные упражнения.
- расширять кругозор обучающихся в различных областях элементарной математики.
- развивать коммуникативные умения младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения.
- способствовать формированию познавательныхуниверсальных учебных действий, обучить методике выполнения логический заданий.
- формировать элементы логической и алгоритмической грамотности.
- научить анализировать представленный объект невысокой степени сложности, мысленно расчленяя его на основные составные части, уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
- формировать навыки исследовательской деятельности.
На изучение курса в 1 классе отводится 33 часа (1 час в неделю), во 2 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 3 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 4 классе - 34 часа (1 час в неделю).
Результаты освоения курса
Личностные:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
- формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.
Метапредметные:
- умение анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные;
- умение выбирать наиболее эффективный способ решения задачи.
- умение принимать и сохранять учебную задачу;
- умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- умение использовать знаково-символические средства;
- умение формулировать собственное мнение и позицию.
Содержание курса
Числа. Арифметические действия. Величины.
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек наверхних гранях выпавших кубиков.
Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначныхчисел и соответствующие случаи деления.
Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы вответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений.Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательность выполнения арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
Заполнение числовых кроссвордов.
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.
Числа-великаны (миллион и др.) Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.
Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).
Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.
Форма организации обучения - математические игры:
«Веселый счёт» – игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения».
Игры «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Какой ряд дружнее?»
Игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч».
Математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитаниев пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление».
Игры «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др.
Геометрическая мозаика
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх»,«вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→ 1↓,указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту(алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры,имеющие одну и несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуромконструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление изарисовка фигур по собственному замыслу.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление(вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, пособственному замыслу).
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование изпроволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призмашестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида,октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольнаяпирамида, икосаэдр. (По выбору учащихся.)
Форма организации обучения – работа с конструкторами.
Моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков.
Танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат» «Спичечный» конструктор (вместо спичек можно использовать счётные палочки).
ЛЕГО-конструкторы. Набор «Геометрические тела».
Конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики», «Паркеты и мозаики», «Монтажник», «Строитель» и др.
Календарно- тематическое планирование
1 класс
№ п/п | Название тем | Количество часов | Формы организации и виды деятельности | Дата | ||||
по плану | по факту | |||||||
1 | Математика – царица наук. | 1 | Беседа с использованием презентации. | |||||
2 | Как люди научились считать | 1 | Игра-путешествие в прошлое. | |||||
3 | Интересные приемы устного счёта. | 1 | Игра-соревнование «Весёлый счёт» | |||||
4 | Интересные приемы устного счёта. | 1 | Игра-соревнование «Весёлый счёт» | |||||
5 | Решение занимательных задач в стихах | 1 | Упражнения в решении занимательных задач в стихах. | |||||
6 | Игра «Муха» | 1 | Игра «Муха» («муха» перемещается по командам «вверх», «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3x3 клетки). | |||||
7 | Учимся отгадывать ребусы. | 1 | Знакомство а правилами разгадывания ребусов. | |||||
8 | Учимся отгадывать ребусы. | 1 | Знакомство а правилами разгадывания ребусов. | |||||
9 | Числа-великаны. Коллективный счёт | 1 | Знакомство с такими числами как миллион и др. | |||||
10 | Решение ребусов и логических задач | 1 | Упражнения в решении ребусов и логических задач. | |||||
11 | Решение ребусов и логических задач | 1 | Упражнения в решении ребусов и логических задач. | |||||
12 | Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными | 1 | Практикум по решению задач. | |||||
11 | Загадки- смекалки | 1 | Упражнения в отгадывании математических загадок. | |||||
12 | Игра «Знай свой разряд». | 1 | Игра «Знай свой разряд». | |||||
13 | Практикум «Подумай и реши». | 1 | Практикум «Подумай и реши». | |||||
14 | Задачи с изменением вопроса | 1 | Практикум по решению задач. | |||||
15 | Проектная деятельность «Газета любознательных» | 1 | Проект «Газета любознательных» | |||||
16 | Проектная деятельность «Газета любознательных» | 1 | Проект «Газета любознательных» | |||||
17 | Математические горки. | 1 | Игра «Математические горки» | |||||
18 | Решение логических задач. | 1 | Практикум по решению логических задач. | |||||
19 | Решение логических задач. | 1 | Практикум по решению логических задач. | |||||
20 | Решение логических задач. | 1 | Практикум по решению логических задач. | |||||
21 | Игра «У кого какая цифра» | 1 | Игра «У кого какая цифра» | |||||
22 | Знакомьтесь: Архимед! | 1 | «Путешествие в прошлое» (презентация) | |||||
23 | Задачи с многовариантными решениями. | 1 | Практикум по решению задач. | |||||
24 | Задачи с многовариантными решениями. | 1 | Практикум по решению задач. | |||||
25 | Задачи с многовариантными решениями. | 1 | Практикум по решению задач. | |||||
26 | Знакомьтесь: Пифагор! | 1 | «Путешествие в прошлое» (презентация) | |||||
27 | Математический КВН | 1 | Математический КВН | |||||
28 | Геометрические упражнения | 1 | Упражнения с использованием чертёжных инструментов. Моделирование. | |||||
29 | Геометрические упражнения | 1 | Упражнения с использованием чертёжных инструментов. Моделирование. | |||||
30 | Геометрические упражнения | 1 | Упражнения с использованием чертёжных инструментов. Моделирование. | |||||
31 | Конкурс знатоков (1 тур) | 1 | Игра-соревнование | |||||
32 | Конкурс знатоков (2 тур) | 1 | Игра-соревнование | |||||
33 | Итоговое занятие | 1 | Тестирование | |||||
2 класс
№ п/п | Название тем | Количество часов | Формы организации и виды деятельности | Дата | ||||
по плану | по факту | |||||||
1 | Путешествие в Страну Геометрию | 1 | Беседа с использованием презентации. | |||||
2 | Геометрические упражнения | 1 | Моделирование. | |||||
3 | Геометрические упражнения | 1 | Моделирование. | |||||
4 | Упражнения в черчении на нелинованной бумаге | 1 | Упражнения с использованием различных чертёжных инструментов. | |||||
5 | Упражнения в черчении на нелинованной бумаге | 1 | Упражнения с использованием различных чертёжных инструментов. | |||||
6 | Игра «Удивительный квадрат» | 1 | Игра «Удивительный квадрат» | |||||
7 | Преобразование фигур на плоскости | 1 | Моделирование. | |||||
8 | Преобразование фигур на плоскости | 1 | Моделирование. | |||||
9 | Задачи-смекалки | 1 | Практикум по решению задач. | |||||
10 | Задачи-смекалки | Практикум по решению задач. | ||||||
11 | Симметрия фигур | 1 | Знакомство с фигурами, имеющими одну и несколько осей симметрии. Конструирование на плоскости. | |||||
12 | Соединение и пересечение фигур | 1 | Конструирование на плоскости. | |||||
13 | Познавательная игра «Семь вёрст…» | 1 | Познавательная игра «Семь вёрст…» | |||||
14 | Объём фигур | 1 | Моделирование объёмных фигур. | |||||
15 | Логическая игра «Молодцы и хитрецы» | 1 | Логическая игра «Молодцы и хитрецы» | |||||
16 | Конструирование предметов из геометрических фигур | 1 | Конструирование предметов из геометрических фигур Выставка работ учащихся. | |||||
17 | Конструирование предметов из геометрических фигур | 1 | Конструирование предметов из геометрических фигур Выставка работ учащихся. | |||||
18 | Открытие нуля. | 1 | Беседа с использованием презентации. | |||||
19 | Учимся разрешать задачи на противоречия. | 1 | Практикум по решению задач. | |||||
20 | Игра «Гонка за лидером: меры в пословицах» | 1 | Игра «Гонка за лидером: меры в пословицах» | |||||
21 | Проектная деятельность «Зрительный образ квадрата» | 1 | Проект «Зрительный образ квадрата» | |||||
22 | Экскурсия в компьютерный класс | 1 | Экскурсия в компьютерный класс | |||||
23 | Компьютерные математические игры | 1 | Практикум по работе с компьютером и электронной доской. | |||||
24 | Компьютерные математические игры | 1 | Практикум по работе с компьютером и электронной доской. | |||||
25 | Учимся комбинировать элементы знаковых систем. | 1 | Практикум по работе с компьютером и электронной доской. | |||||
26 | Задачи с многовариантными решениями. | 1 | Практикум по решению задач. | |||||
27 | Математические головоломки | 1 | Работа с механическими головоломками. | |||||
28 | Решение логических задач | 1 | Практикум по решению задач. | |||||
29 | Решение логических задач | 1 | Практикум по решению задач. | |||||
30 | Математические игры | 1 | Игры «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Волшебная палочка», «Лучший счётчик» | |||||
31 | Математические игры | 1 | Игры «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Волшебная палочка», «Лучший счётчик» | |||||
32 | Конкурс знатоков (1 тур) | 1 | Игра-соревнование | |||||
33 | Конкурс знатоков (2 тур) | 1 | Игра-соревнование | |||||
34 | Итоговое занятие | 1 | Тестирование | |||||
3 класс
№ п/п | Название тем | Количество часов | Формы организации и виды деятельности | Дата | ||||
по плану | по факту | |||||||
1 | Математика – это интересно. | 1 | Беседа с использованием презентации. | |||||
2 | Решение нестандартных задач. | 1 | Практикум по решению задач. | |||||
3 | Игры с кубиками. | 1 | Игры с кубиками. Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. | |||||
4 | Игры с кубиками. | 1 | Игры с кубиками. Составление картинки, представленной в уменьшенном масштабе | |||||
5 | Волшебная линейка. Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возникновения линейки. | 1 | Беседа с использованием презентации. | |||||
6 | Игры «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. | 1 | Игры «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. | |||||
7 | Танграм: древняя китайская головоломка. | 1 | Конструирование. | |||||
8 | Конструирование многоугольников из деталей танграма. | 1 | Конструирование. | |||||
9 | Конструирование многоугольников из деталей танграма. | 1 | Конструирование. | |||||
10 | Игра- соревнование «Веселый счёт». | 1 | Игра- соревнование «Веселый счёт». | |||||
11 | Проектная деятельность ”Газета умников и умниц”. | 1 | Проект «Газета умников и умниц» | |||||
12 | Весёлая геометрия. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. | 1 | Практикум по решению задач. | |||||
13 | Весёлая геометрия. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. | 1 | Практикум по решению задач. | |||||
14 | Математические игры. Построение «математических» пирамид. | 1 | Математические игры. Построение «математических» пирамид. | |||||
15 | Математические игры. Построение «математических» пирамид. | 1 | Математические игры. Построение «математических» пирамид. | |||||
16 | «Спичечный» конструктор. Построение конструкции по заданному образцу. | 1 | Конструирование из спичек | |||||
17 | «Спичечный» конструктор. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. | 1 | Конструирование из спичек | |||||
18 | Задачи-смекалки. | 1 | Практикум по решению задач. | |||||
19 | Задачи с некорректными данными. | 1 | Практикум по решению задач. | |||||
20 | Задачи, допускающие несколько способов решения. | 1 | Практикум по решению задач. | |||||
21 | Прятки с фигурами. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. | 1 | Игра «Прятки с фогурами» | |||||
22 | Прятки с фигурами. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. | 1 | Игра «Прятки с фогурами» | |||||
23 | Числовые головоломки. Решение и составление ребусов, содержащих числа. | 1 | Числовые головоломки. Решение и составление ребусов, содержащих числа. | |||||
24 | Числовые головоломки. Заполнение числового кроссворда (судоку). | 1 | Числовые головоломки. Заполнение числового кроссворда (судоку). | |||||
25 | Уголки. Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному замыслу. | 1 | Игра «Уголки» | |||||
26 | Игра в магазин. Монеты. Сложение и вычитание в пределах 1000. | 1 | Игра в магазин. | |||||
27 | Секреты задач. Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач. | 1 | Практикум по решению задач. | |||||
28 | Секреты задач. Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач. | 1 | Практикум по решению задач. | |||||
29 | Секреты задач. Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач. | 1 | Практикум по решению задач. | |||||
30 | Проектная деятельность «Великие математики» . | 1 | Проект «Великие математики» | |||||
31 | Создание мини-альбома «Узоры геометрии». | 1 | Создание мини-альбома «Узоры геометрии». | |||||
32 | Конкурс знатоков (1 тур) | 1 | Игра-соревнование | |||||
33 | Конкурс знатоков (2 тур) | 1 | Игра-соревнование | |||||
34 | Итоговое занятие | 1 | Тестирование | |||||
4 класс
№ п/п | Название тем | Количество часов | Формы организации и виды деятельности | Дата | ||||
по плану | по факту | |||||||
1 | Любителям математики. Турнир смекалистых | 1 | Турнир смекалистых. | |||||
2 | Волшебный круг. Правила сравнения. Сравнение дробей. | 1 | Моделирование. | |||||
3 | Игры с числами. Решение задач на нахождение части числа, числа по его части. | 1 | Игры с числами. | |||||
4 | Игры с числами. Решение задач на нахождение части числа, числа по его части. | 1 | Игры с числами. | |||||
5 | Модель машины времени. Решение задач с именованными числами. | 1 | Практикум по решению задач. | |||||
6 | Модель машины времени. Решение задач с именованными числами. | 1 | Практикум по решению задач. | |||||
7 | Закономерности в числах и фигурах. Многозначные числа. | 1 | Беседа с использованием презентации. | |||||
8 | Закономерности в числах и фигурах. Многозначные числа. | 1 | Беседа с использованием презентации. | |||||
9 | Магические квадраты. Нахождение площади фигур. | 1 | Моделирование. | |||||
10 | Волшебный квадрат. Нахождение объёма фигур | 1 | Моделирование. | |||||
11 | Игры на развитие наблюдательности. Прикидка суммы и разности при работе с многозначными числами. | 1 | Игры на развитие наблюдательности. | |||||
12 | Игры на развитие наблюдательности. Прикидка суммы и разности при работе с многозначными числами. | 1 | Игры на развитие наблюдательности. | |||||
13 | Решение задач на развитие смекалки и сообразительности. | 1 | Игра-соревнование. | |||||
14 | Решение задач на развитие смекалки и сообразительности. | 1 | Игра-соревнование. | |||||
15 | Поиск альтернативных способов действий. Арифметические действия с круглыми числами. | 1 | Практикум по решению задач. | |||||
16 | Поиск альтернативных способов действий. Арифметические действия с круглыми числами. | 1 | Практикум по решению задач. | |||||
17 | Проектная деятельность «Газета эрудитов» | 1 | Проект «Газета эрудитов» | |||||
18 | Задачи – тесты. Блиц - турнир. | 1 | Блиц - турнир. | |||||
19 | Составление алгоритмов и применение их на практике при решении примеров. | 1 | Математический тренажёр. | |||||
20 | Действия, противоположные по значению. Использование обратной операции при решении задач, уравнений, примеров. | 1 | Математический тренажёр. | |||||
21 | Выделение признаков. Сходство и различие в письменном умножении на однозначное и двузначное число | 1 | Математический тренажёр. | |||||
22 | Математические головоломки. | 1 | Турнир по головоломкам. | |||||
23 | Математические головоломки. | 1 | Турнир по головоломкам. | |||||
24 | Придумывание по аналогии. Решение задач и составление обратных задач к данным. | 1 | Практикум по решению задач. | |||||
25 | Придумывание по аналогии. Решение задач и составление обратных задач к данным. | 1 | Практикум по решению задач. | |||||
26 | Из истории чисел. Применение различных цифр и чисел в современной жизни. | 1 | Беседа с использованием презентации. | |||||
27 | Развиваем воображение. Составление задач на нахождение среднего арифметического числа | 1 | Работа в группах. Игра-соревнование «Чей ряд дружнее?» | |||||
28 | Проектная деятельность «Волшебный круг» | 1 | Проект «Волшебный круг». Выставка работ учащихся. | |||||
29 | Путешествие по числовому лучу. Координаты на числовом луче. | 1 | Игра-путешествие | |||||
30 | Игра «Морской бой». Координаты точек на плоскости. | 1 | Игра «Морской бой» (работа в парах). | |||||
31 | Графические диктанты. | 1 | Тренинг. | |||||
32 | Конкурс знатоков (1 тур) | 1 | Игра-соревнование | |||||
33 | Конкурс знатоков (2 тур) | 1 | Игра-соревнование | |||||
34 | Итоговое занятие | 1 | Тестирование | |||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности начальной ступени образования (2 класс) научно-познавательного направления 2012 г
Значение средств связи в истории человеческой цивилизации. Календарные обычаи и обряды, сохранившиеся у некоторых народов с древнейших времён....
Рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся в 2 классе «В мире книг»
Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями. Программа «В мире книг» спосо...
Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике во 2 классе в рамках ФГОС НОО
Программа по информатике разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – Стандарт), а также основной обр...
Рабочая программа внеурочной деятельности курса « Музей в твоём классе»
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Музей в твоем классе» для учащихся 1-4 классов начальной школы, составлена на основе примерной программы по внеурочной деятельности Федерального ком...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная" для учащихся 2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...