Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я-исследователь" 4 класс
рабочая программа (4 класс)

Белан Анна Анатольевна

Программа разработана на основе авторской программы «Программы исследовательского обучения младших школьников» А.И. Савенкова, для 4 класса (34 часа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Я-исследователь 4 класс38.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новороссийская средняя общеобразовательная школа»

«ПРИНЯТО»                                                                       «УТВЕРЖДАЮ»

Руководитель МО                                                  Директор школы

                                                                МБОУ «Новороссийской СОШ»

МБОУ «Новороссийской СОШ»                                ____________ С.Н. Свиридова  

____________ Зелепугина Л.П.                                Приказ № ________ от                                    «_____» ____________ 2019 г.                                 «_____» ____________ 2019 г.

Рабочая программа
по внеурочной деятельности

«Я – исследователь»

направление «общеинтеллектуальное»

 для 4  класса

Программу разработали:
 Белан Анна Анатольевна

 учитель начальных классов

первая категория

п. Новороссийский 2019 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по  курсу «Я - исследователь» для 4 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  •  закон        Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
  • письмо Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.04.2011 № 03-255 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»
  • письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 № 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»

  • СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
  • СанПиН 2.4.4.1251-03 «Санитарно - эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей»
  • приказ        Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования";
  • в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального и основного общего образования (ФГОС НОО, ФГОС ООО)

Локальные акты:

  1. Общая образовательная программа начального общего образования МБОУ «Новороссийская СОШ» приказ №55 от 29.06.2018г.
  2. Положение об организации внеурочной деятельности МБОУ «Новороссийская СОШ» приказ № 49/2 от 29.08.2015г.
  3. Положение о рабочей программе внеурочной деятельности   МБОУ «Новороссийская СОШ» приказ №56/6 от 31.08.2017г.
  4. Положение о портфолио образовательных достижений школьников учащихся начального общего образования приказ №41/6 от 26.08.2013г.

И других:

Авторской программы «Программы исследовательского обучения младших школьников» А.И. Савенкова (Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2008.)

Актуальность программы курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы. Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы

Цель курса - трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процесс саморазвития.

Задачи курса:

- развивать познавательные потребности младших школьников;

- развивать познавательные способности младших школьников;

- обучать детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

- формировать и развивать у детей умения и навыки исследовательского поиска;

- формировать представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.

В соответствии с Учебным  планом школы рабочая программа рассчитана на 34 часов в год при 1 часе в неделю.

Принципы и подходы к формированию программы.

Любая  учебная деятельность, и учебно-исследовательская здесь не может быть исключением, требует особой системы поддержки и контроля качества. Она предполагает разработку содержания, форм организации и методов оценки результатов.

Таким образом, программа учебно-исследовательской деятельности обучающихся должна включать три относительно самостоятельных подпрограммы:

 Подпрограмма «Тренинг». В ходе данного тренинга учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска, а именно:

-видеть проблемы;

 -ставить вопросы;

-выдвигать гипотезы;

-давать определение понятиям;

-классифицировать;

-наблюдать;

-проводить эксперименты;

-делать умозаключения и выводы;

-структурировать материал;

-готовить тексты собственных докладов;

-объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Программирование данного учебного материала осуществляется по принципу «концентрических кругов». Занятия группируются в относительно цельные блоки, представляющие собой самостоятельные звенья общей цепи. Пройдя первый круг во второй и третьей четвертях первого класса, учащиеся вернутся к аналогичным занятиям во втором-четвертом классах. Естественно, что при сохранении общей направленности заданий они усложняются от класса к классу.

Подпрограмма «Исследовательская практика». Основное содержание работы - проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Эта подпрограмма выступает в качестве основной, центральной. Занятия в рамках этой подпрограммы выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает.

Подпрограмма «Мониторинг». Эта часть программы меньше других по объему, но она также важна, как и две предыдущие. Мониторинг включает мероприятия, необходимые для управления процессом решения задач исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.). Ребенок должен знать, что результаты его работы интересны другим,  и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения.

Сроки реализации программы.

1 класс. Учебная нагрузка определена из расчёта 1 час в неделю в школе. Таким образом, общий объём занятий составляет 33 часа. Эти часы поделены между тремя подпрограммами: «тренинг», «исследовательская практика», «мониторинг».

2 класс. Учебная нагрузка определена из расчёта 1 час в неделю в школе, плюс самостоятельная работа вне школы. В первой четверти учебного года данная работа не проводится. Таким образом, общий объём занятий составляет 58 часов. Из них – 34 часа под руководством учителя и 24 часа самостоятельной работы вне школы. Эти часы поделены между тремя подпрограммами: «тренинг», «исследовательская практика», «мониторинг».

3 класс. Учебная нагрузка определена из расчёта 1 час в неделю в школе, плюс самостоятельная работа вне школы. В первой четверти учебного года данная работа не проводится. Таким образом, общий объём занятий составляет 60 часов. Из них – 36 часа под руководством учителя и 24 часа самостоятельной работы вне школы. Эти часы поделены между тремя подпрограммами: «тренинг», «исследовательская практика», «мониторинг».

4 класс. Учебная нагрузка определена из расчёта 1 час в неделю в школе, плюс самостоятельная работа вне школы. В первой четверти учебного года данная работа не проводится. Таким образом, общий объём занятий составляет 68 часов. Из них – 34 часов под руководством учителя и 34 часа самостоятельной работы вне школы. Эти часы поделены между тремя подпрограммами: «тренинг», «исследовательская практика», «мониторинг».

Программа предусматривает следующие формы организации учебного процесса:

проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музее, библиотеке, на пришкольном участке. Проектная деятельность включает в себя: проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересным и людьми, соревнования, реализацию проектов и т.д.

Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

Планируемые результаты.

Программа предусматривает  достижение 3 уровней предметных результатов

 

Первый уровень результатов

(1 класс)

 

Второй уровень результатов

(2-3 класс)

Третий уровень результатов

(4 класс)

Предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям.

Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

Предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию.  Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

Предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты.

Личностные и метапредметные результаты

Результаты

Формируемые умения

Средства формирования

Личностные результаты

Личностные

Формирование у детей мотивации к обучению, помощь в самоорганизации и саморазвитии.

развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

организация на занятии

парно-групповой работы

Метапредметные результаты

Регулятивные

Умения учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Познавательные

Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации; поиск необходимых знаний и их использование в конкретной работе; осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Освоение основ смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделение существенной информации из текстов разных видов; осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

Коммуникативные

Способность выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Умение координировать свои усилия с усилиями других, формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

задавать вопросы;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;

с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия

Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки

Научиться

Получит возможность научиться

Обучающиеся научиться

-       видеть проблемы;

-       ставить вопросы;

-       выдвигать гипотезы;

-       давать определение понятиям;

-       классифицировать;

-       наблюдать;

-       проводить эксперименты;

-       делать умозаключения и выводы;

-       структурировать материал;

-       готовить тексты собственных докладов;

-       объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

-       рефлексировать (видеть проблему, анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

-       целеполагать (ставить и удерживать цели);

-       планировать (составлять план своей деятельности);

-       моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

-       проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

-       вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников:

-       альбом,

-       газета,

-       гербарий,

-       журнал,

-       книжка-раскладушка,

-       коллаж,

-       коллекция,

-       костюм,

-       макет,

-       модель,

-       музыкальная подборка,

-       наглядные пособия,

-       плакат,

-       план,

-       серия иллюстраций,

-       сказка,

-       справочник,

-       стенгазета,

-       сувенир-поделка,

-       сценарий праздника,

-       учебное пособие,

-       фотоальбом,

-       экскурсия

По окончании программы обучающиеся смогут продемонстрировать:

-       действия, направленные на выявление проблемы и определить направление исследования проблемы;

-       зададутся основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти;

-       обозначится граница исследования;

-       разработается гипотеза или гипотезы, в том числе и нереальные провокационные идеи;

-       деятельность по самостоятельному исследованию выберутся методы исследования;

-       поведется последовательно исследование;

-       зафиксируются полученные знания (соберется и обработается информация);

-       проанализируются и обобщатся полученные материалы;

-       подготовится отчет – сообщение по результатам исследования;

-       организуются публичные выступления и защита с доказательством своей идеи;

-       простимулируется исследовательское творчество детей у 100% с привлечением родителей;

-       обучатся правилам написания исследовательских работ не менее 80%;

-       организуется экспресс – исследование, коллективное и индивидуальное;

-       продемонстрируются результаты на мини- конференциях, семинарах не менее 50%;

-       включатся в конкурсную защиту исследовательских работ и творческих проектов, среди учащихся 2,3,4 классов не менее 10%;

-       сформируются представления об исследовательском обучении и КАК СТАТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЕМ!

-       активизируется интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе.

Содержание курса внеурочной деятельности

4 класс

Учебная нагрузка в четвертом классе также определена из расчета 1 час в неделю в школе плюс самостоятельная работа вне школы. Таким образом, объем занятий по программе четвертого класса составляет 34 часа под руководством учителя плюс 24 часа самостоятельной работы вне школы.

В четвертом классе так же, как и в третьем, целесообразно программу тренинговых занятий ограничить обязательными занятиями в третьей четверти.

Детьми накоплен опыт учебно-исследовательской деятельности в предыдущих классах.  Применение рабочей тетради «Я- исследователь» желательно, но уже не столь обязательно, как прежде.

Планировать сроки проведения защит следует так же, как и в третьем классе, по мере готовности детских работ (преимущественно в третьей и четвертой четвертях учебного года).

Итоги собственной исследовательской работы учащихся четвертых классов лучше всего подводить уже не на «конкурсных защитах», а на «защитах по номинациям». Большинство детей уже на хорошем уровне владеют навыками выполнения исследовательских работ и создания творческих проектов, они тщательно выбирают темы и представляют на суд жюри и товарищей не только то, что им интересно, но часто то, что им по-настоящему важно и дорого. В этих условиях выделение ранговых мест (первое, второе, третье и др.) часто выглядит как неоправданная строгость или даже несправедливость

 

Содержание занятий

 

Тренинг исследовательских способностей

Общий объем занятий -10 часов аудиторных занятий плюс 2 часа на самостоятельную работу.

 

Тема 1 «Культура мышления»

Практические задания «Как давать определения понятиям».

Анализ и синтез. Практические задания «Как правильно высказывать суждения», «Как делать обобщения», «Как классифицировать». Практические задания по структурированию текстов.

 

Тема 2 «Методы исследования»

Практические задания по совершенствованию владения основными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.).  Практические задания тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов.  Исследования с помощью новейших информационных технологий.

 

Тема 3 «Научная теория»

Коллективная беседа «Как гипотеза превращается в теорию». Коллективная беседа о том, что такое научная теория, какими бывают научные теории. Главные особенности описательных теорий. Главные особенности объяснительных теорий. Коллективная беседа «Известные, но недоказанные гипотезы».

 

Тема 4 «Научное прогнозирование»

Что такое научный прогноз и чем он отличается от предсказания. Какими бывают научные прогнозы. Методы прогнозирования (экстраполяция, построение прогнозных сценариев и др.).  Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей.  Практическое занятие по проверке собственных гипотез.

 

Тема 5 «Совершенствование техники наблюдения и экспериментирования»

Коллективная беседа - как правильно проводить наблюдения и эксперименты. Практическое занятие - проведение наблюдений и экспериментов.

 

Тема 6 «Искусство задавать вопросы и отвечать на них»

Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.  Практические задания по развитию умений слушать вопрос и отвечать на него. Коллективная игра «Вопросы и ответы».

 

Тема 7 «Ассоциации и аналогии»

Коллективная беседа «Ассоциации и аналогии в научном поиске».  Практические задания на выявление уровня развития логического мышления. Практические задания на ассоциативное мышление. Практические задания на создание аналогий.

 

Тема 8 «Как правильно делать выводы из наблюдений и экспериментов»

Коллективная беседа «Предположения и результаты наблюдений и экспериментов».  Практические задания по развитию умений высказывать суждения и делать умозаключения на основе наблюдений.

 

Тема 9 «Умение выявлять проблемы»

Коллективная беседа «Что означает выражение «уметь видеть проблемы». Практическое задание «Как люди смотрят на мир». Что такое проблемы и как их выявляют. Коллективная беседа «Проектирование и исследование». Цели и задачи исследования.

 

Тема 10 «Как подготовиться к защите»

Индивидуальная работа над подготовкой к защите собственных исследовательских работ. Анализ полученных материалов. Определение основных понятий. Структурирование материалов.  Подготовка текста доклада.  Подготовка к ответам на вопросы. Разработка и выполнение рисунков, чертежей, схем, графиков, макетов, моделей и т.п.

 

Самостоятельная исследовательская практика

Общий объем -16 часов аудиторных занятий, из них 13 часов отведено на индивидуальную работу.  На самостоятельную работу учащихся предусмотрено примерно 22 часа. Занятия проводятся в течение учебного года.

 

Тема 1 «Определение проблемы и выбор темы собственного исследования»

Коллективное обсуждение проблематики возможных исследований. Обсуждение планов выбора темы собственного исследования.

 

Тема 2 «Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований» Каждый ребенок должен иметь рабочую тетрадь «Я - исследователь». В ней последовательно изложено, какие задачи он должен решать.

Тема 3 «Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований»

Подготовка детских работ к публичной защите.  Педагог проводит индивидуальную работу с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально.  Индивидуальное консультирование необходимо потому, что тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая часть ребят склонна сохранять в секрете от других результаты собственных изысканий до момента их завершения.

 

Тема 4 «Семинар»

Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту работ.

 

Мониторинг исследовательской деятельности

Общий объем-8 часов, из них 4 часа отводятся на коллективную работу (присутствие на защитах других ребят), 2 часа на участие в защите исследования и 2 часа на защиту, где ребенок (микрогруппа) представляет собственную работу.

 

Тема 1 «Участие в процедурах защит исследовательских работ и творческих проектов учащихся в качестве зрителей»

Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам, высказывание собственных суждений.

 

Тема 2 «Участие в качестве зрителя в защите результатов исследований учеников основной школы»

Планирование собственного выступления.  Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов.

Подготовка к ответам на вопросы.

 

Тема 3 «Защита собственных исследовательских работ и творческих проектов»

Участие предполагает доклад, ответы на вопросы и заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, а также вопросы авторам.

Структура курса

 

№ п\п

Кол-во

часов

Тема

Теория

Практика

 

10 ч. Тренинг

5

5

1

1

Культура мышления

1

2

1

Методы исследования

1

3

1

Научная теория

1

4

1

Научное прогнозирование

1

5

1

Совершенствование техники наблюдения

и экспериментирования

1

6

1

Искусство задавать вопросы и отвечать на них

1

7

1

Ассоциации и аналогии

1

8

1

Как правильно делать выводы

из наблюдений и экспериментов

1

9

1

Умение выявлять проблемы

1

10

1

Как подготовиться к защите

1

Исследовательская практика (16 часов, в т.ч. индивидуальная работа)

1

15

11

1

Определение проблемы и выбор темы

собственного исследования

1

12

5

Индивидуальная работа по планированию

и проведению самостоятельных исследований

5

13

8

Индивидуальная консультационная работа

по проведению самостоятельных исследований

8

14

2

Семинар

2

Мониторинг (8 часов)

4

4

15

4

Участие в защитах исследовательских

работ в качестве зрителей

4

16

2

Участие в защите результатов исследований учеников основной школы в качестве зрителя

2

17

2

Защита собственных исследовательских работ и творческих проектов

2

 

34

Общее количество часов

10

24

 

 

Календарно - тематическое планирование

Тема занятий

Описание примерного содержания занятий

Кол-во часов

1.

Культура мышления

Практические задания «Как давать определения понятиям».

Анализ и синтез. Практические задания «Как правильно высказывать суждения», «Как делать обобщения», «Как классифицировать». Практические задания по структурированию текстов.

1

2.

Методы исследования

Практические задания по совершенствованию владения основными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.).  Практические задания тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов.  Исследования с помощью новейших информационных технологий.

1

3.

Научная теория

Коллективная беседа «Как гипотеза превращается в теорию». Коллективная беседа о том, что такое научная теория, какими бывают научные теории. Главные особенности описательных теорий. Главные особенности объяснительных теорий. Коллективная беседа «Известные, но недоказанные гипотезы».

1

4.

Научное прогнозирование

Что такое научный прогноз и чем он отличается от предсказания. Какими бывают научные прогнозы. Методы прогнозирования (экстраполяция, построение прогнозных сценариев и др.).  Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей.  Практическое занятие по проверке собственных гипотез. 

1

5.

Определение проблемы и выбор темы собственного исследования

Коллективное обсуждение проблематики возможных исследований. Обсуждение планов выбора темы собственного исследования. 

1

6.

Индивидуальная работа по планированию и проведению собственных исследований

Каждый ребенок должен иметь рабочую тетрадь «Я - исследователь». В ней последовательно изложено, какие задачи он должен решать.

1

7.

Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований

Подготовка детских работ к публичной защите.  Педагог проводит индивидуальную работу с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально.  Индивидуальное консультирование необходимо потому, что тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая часть ребят склонна хранить в секрете от других результаты собственных изысканий до момента их завершения

1

8.

Участие в защитах исследовательских работ

Участие предполагает доклад, ответы на вопросы и заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, а также вопросы авторам.

1

9.

Совершенствование техники наблюдения и экспериментирования

Коллективная беседа - как правильно проводить наблюдения и эксперименты. Практическое занятие - проведение наблюдений и экспериментов.

1

10.

Искусство задавать вопросы

Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.  Практические задания по развитию умений слушать вопрос и отвечать на него. Коллективная игра «Вопросы и ответы».

1

11.

Индивидуальная работа по планированию и проведению собственных исследований

Методика проведения коллективных игр-исследований описана в тексте методических рекомендаций.  Предлагается выбрать любой из описанных или разработать собственный сценарий.

1

12.

Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований

Подготовка детских работ к публичной защите.  Педагог проводит индивидуальную работу с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально.  Индивидуальное консультирование необходимо потому, что тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая часть ребят склонна хранить в секрете от других результаты собственных изысканий до момента их завершения

1

13.

Семинар

Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту работ.

1

14.

Участие в защитах исследовательских работ

Участие предполагает доклад, ответы на вопросы и заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, а также вопросы авторам.

1

15.

Ассоциации и аналогии

Коллективная беседа «Ассоциации и аналогии в научном поиске».  Практические задания на выявление уровня развития логического мышления. Практические задания на ассоциативное мышление. Практические задания на создание аналогий.

1

16.

Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований

Подготовка детских работ к публичной защите.  Педагог проводит индивидуальную работу с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально.  Индивидуальное консультирование необходимо потому, что тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая часть ребят склонна хранить в секрете от других результаты собственных изысканий до момента их завершения

1

17.

Индивидуальная работа по планированию и проведению собственных исследований

Коллективная беседа «Умные и глупые вопросы».  Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.

Практические задания по развитию умений слушать вопрос и отвечать на него.

1

18.

Участие в защитах исследовательских работ

Участие предполагает доклад, ответы на вопросы и заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, а также вопросы авторам.

1

19

Как правильно делать выводы из наблюдений и экспериментов

Коллективная беседа «Предположения и результаты наблюдений и экспериментов».  Практические задания по развитию умений высказывать суждения и делать умозаключения на основе наблюдений.

1

20.

Индивидуальная работа по планированию и проведению собственных исследований

Каждый ребенок должен иметь рабочую тетрадь «Я - исследователь». В ней последовательно изложено, какие задачи он должен решать.

1

21.

Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований

Подготовка детских работ к публичной защите.  Педагог проводит индивидуальную работу с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально.  Индивидуальное консультирование необходимо потому, что тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая часть ребят склонна хранить в секрете от других результаты собственных изысканий до момента их завершения

1

22.

Семинар.

Методика проведения коллективных игр-исследований описана в тексте методических рекомендаций.  Предлагается выбрать любой из описанных или разработать собственный сценарий.

1

23.

Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований

Подготовка детских работ к публичной защите.  Педагог проводит индивидуальную работу с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально.  Индивидуальное консультирование необходимо потому, что тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая часть ребят склонна хранить в секрете от других результаты собственных изысканий до момента их завершения

1

24.

Умение выявлять проблемы

Коллективная беседа «Что означает выражение «уметь видеть проблемы». Практическое задание «Как люди смотрят на мир». Что такое проблемы и как их выявляют. Коллективная беседа «Проектирование и исследование». Цели и задачи исследования.

1

25.

Индивидуальная работа по планированию и проведению собственных исследований

Каждый ребенок должен иметь рабочую тетрадь «Я - исследователь». В ней последовательно изложено, какие задачи он должен решать.

1

26.

Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований

Подготовка детских работ к публичной защите.  Педагог проводит индивидуальную работу с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально.  Индивидуальное консультирование необходимо потому, что тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая часть ребят склонна хранить в секрете от других результаты собственных изысканий до момента их завершения

1

27.

Участие в защитах исследовательских работ

Участие предполагает доклад, ответы на вопросы и заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, а также вопросы авторам.

1

28.

Создание презентаций, подготовка к  собственной защите проекта

Планирование собственного выступления.  Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов.

Подготовка к ответам на вопросы.

1

29.

Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований

Подготовка детских работ к публичной защите.  Педагог проводит индивидуальную работу с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально.  Индивидуальное консультирование необходимо потому, что тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая часть ребят склонна хранить в секрете от других результаты собственных изысканий до момента их завершения

1

30.

Как подготовиться к защите

Индивидуальная работа над подготовкой к защите собственных исследовательских работ. Анализ полученных материалов. Определение основных понятий. Структурирование материалов.  Подготовка текста доклада.  Подготовка к ответам на вопросы. Разработка и выполнение рисунков, чертежей, схем, графиков, макетов, моделей и т.п.

1

31.

Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований

Подготовка детских работ к публичной защите.  Педагог проводит индивидуальную работу с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально.  Индивидуальное консультирование необходимо потому, что тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая часть ребят склонна хранить в секрете от других результаты собственных изысканий до момента их завершения

1

32.

Подготовка к собственной защите проекта

Планирование собственного выступления.  Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов.

Подготовка к ответам на вопросы.

1

33.

Защита собственных исследовательских работ и творческих проектов

Участие предполагает доклад, ответы на вопросы и заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, а также вопросы авторам

1

34.

Защита собственных исследовательских работ и творческих проектов

Участие предполагает доклад, ответы на вопросы и заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, а также вопросы авторам

1

Описание учебно-методического обеспечения рабочей программы

  1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников.  Самара:  Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2008.
  2. Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.
  3. Источники Интернета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс. "Оригами и развитие ребенка"

Разработана полная рабочая программа для 1 класса по курсу "Оригами и развитие ребенка" с убований ФГОС...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс

Рабочая программа  "В гостях у сказки " внеурочная деятельность 1 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс. по духовно-нравственному направлению "я - гражданин России"

Рабочая программа  по внеурочной деятельности  содержит пояснительную записку  и  календарно-тематическое планирование занятий. Полностью  соответствует  требованиям ...

рабочие программы по внеурочной деятельности 2 класс

Рабочие программы по внеурочной деятельности: кружок "Золотая иголочка" на 1,5 часа , кружок "Юные экологи" на 1.5 часа, кружок "Юные исследователи" на 2 часа....

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Веселый Английский"

Рабочая программа "Веселый Английский" прежназначена для внеурочной деятельности по английскому языку во 2 классе, УМК Биболетова ФГОС....

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки" в рамках ФГОС НОО...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс

Спортивно - оздоровительное направление...