Интеллектуальный кружок
рабочая программа
Развитие интеллектуальных способностей посредством игры в шашки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
intellektualnyy_kruzhok.doc | 411 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа дополнительного образования «Юные интеллектуалы»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 32»
Принято Советом педагогов Утверждаю
МБДОУ «Детский сад №32» Заведующий МБДОУ
Протокол № 1 «Детский сад №32»
«30» августа 2016 года Приказ №_80_ от_30.08.2016г. _________Н.Ю. Махиня
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа интеллектуальной направленности
«Юные интеллектуалы»
для детей 5-7лет
на 2018-2020 учебный год.
воспитатель
высшей категории:
Мухаметзянова С.В.
2018 год
Оглавление.
№ | Наименование разделов | стр |
1. | Целевой раздел | 3 |
1.1 | Пояснительная записка | 3 |
1.2 | Цель и задачи программы | 5 |
2 | Содержательный раздел | 6 |
2.1 | Принципы и подходы к формированию программы | 8 |
2.2 | Направления работы по реализации программы. | 8 |
2.3 | Особенности взаимодействия с семьями воспитанников | 9 |
2.4 | Прогнозируемые результаты освоения программы | 10 |
2.5 | Учебно-тематическое планирование | 10 |
2.6 | Календарно-тематический план | 15 |
3 | Методическое и материально-техническое обеспечение программы | 24 |
4 | Диагностика Оценка результатов | 25 |
5 | Используемая литература | 29 |
1 .Целевой раздел
1 I. Пояснительная записка
Направленность: интеллектуально – познавательное развитие дошкольников.
Актуальность.
Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок вырос физически здоровым, грамотным, интеллектуально развитым, с интересом посещал школьные занятия и успешно осваивал учебную программу. Да и общество предъявляет свои требования: сейчас больше востребованы люди умственного труда, нежели физического.
Эта мечта родителей может осуществиться при хорошей интеллектуальной подготовке ребенка ещё задолго до школы. Поэтому так важно развивать у будущего ученика его основные мыслительные способности: умение анализировать условие задачи, правильно рассуждать о путях и способах её решения, приучить его к комбинированным поисковым действиям.
В стенах детского сада интерес педагогов к интеллектуальным играм и оценка их значения для роста умственного потенциала будущих первоклассников не только не угасли, но и заметно выросли в последнее время. А действительность открывает все новые и новые возможности. Дошкольники, к примеру, открыли для себя прелести игры в шашки. Нет необходимости доказывать очевидную полезность игры в шашки. Она поможет воспитывать в детях дисциплинированность, усидчивость, умение концентрировать внимание и логически мыслить. И совершенно необходимо сохранять и развивать систему обучения шашкам в дошкольных учреждениях.
Для планомерной и последовательной работы с детьми по основам шашечного искусства просто необходима обучающая программа занятий. Существуют программы по шашкам для спортивных школ. Эти программы рассчитаны на подготовку спортсменов высокого класса.
Настоящая программа предназначена для шашечного кружка учреждений дошкольного образования и предусматривает изучение детьми материала по теории и практике, истории шашек, участие в соревнованиях. Наряду с этим в кружке ведётся работа по правильной организации досуга дошкольников, воспитанию у них активности, развитию норм и принципов нравственного поведения.
На занятиях используются игры и игровые приемы, которые создают непринужденную психологическую атмосферу, способствуют развитию логического мышления.
Программа дополнительного образования «Юные интеллектуалы» является модифицированной программой, созданной на основе методических пособий А. Зак «Интеллектика для дошкольников», А.В. Горячев, Н.В. Ключ «Все по полочкам», Б.П. Никитин «Развивающие игры», Т. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ. Конспекты занятий по развивающим играм Воскобовича», А.С. Гиляров «Стоклеточные шашки».
Содержание программы составлено с учетом принципов и подходов к формированию образовательных программ, отраженных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования:
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество ДОУ с семьей;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в разных видах детской деятельности;
Дополнительная программа воспитателя составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на 2 учебных года.
Данная программа предназначена для детей 5-7 лет .
Дополнительная общеобразовательная программа является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.
Программа содержит материалы для организации коррекционно-развивающей деятельности с детьми соответствующим ФГОС ДО.
Данная программа является нормативно - управленческим документом образовательного учреждения, характеризующей систему организации образовательной деятельности педагога в рамках образовательных областей ФГОС дошкольного образования.
Нормативно-правовую основу для разработки данной программы составили:
- Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" «От рождения до школы» под редакции Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой.
- Положение группы компенсирующей направленности для детей с нарушением речи ДОУ.
- Программа определяет содержание работы, условия и формы коррекционно-педагогической помощи детям с общими нарушениями речи.
- Настоящая программа позволит обеспечить единство их требований в формировании полноценной речевой деятельности, создать предпосылки для дальнейшего обучения
- Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» Вступает в силу: 1 ноября 2013 года
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций.
Одним из важных условий реализации программы является создание необходимой материальной базы и развивающей среды для развития интеллектуальной личности ребенка.
1.2. Цель и задачи программы:
Основная цель программы – создание условий для развития умственного, нравственного, эстетического, волевого потенциала личности воспитанников, опираясь на интегрированный подход, содействовать развитию инициативы. Главной целью программы является развитие логического мышления, обучение игре в шашки.
Программа предусматривает реализацию обучающих, развивающих, воспитательных, эстетических задач.
Обучающие:
обучение основам шашечной игры;
обучение простым комбинациям, теории и практике шашечной игры.
Воспитательные:
воспитание отношение к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;
воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости, внимательности, уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма;
выработка у детей умения применять полученные знания на практике.
Развивающие:
развитие стремления детей к самостоятельности;
развитие умственных способностей детей: логического мышления, умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление.
Эстетические:
играя, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной доски и шашки в волшебные, а умение находить в обыкновенном необыкновенное, обогащает детскую фантазию, приносит эстетическое наслаждение, заставляет восхищаться удивительной игрой.
Программа составлена с учётом реализации интеграции образовательных областей.
Социально-коммуникативное развитие:
Приобщение к элементарным нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции;
Развитие социального и эмоционального интеллекта;
Формирование готовности к совместной деятельности, умение принимать решения.
Познавательное развитие:
Развитие интересов, любознательности;
Формирование познавательных действий;
Развитие интеллектуально-речевых и общих способностей ребёнка.
Речевое развитие:
Владение речью, как средством общения и культуры;
Обогащение активного словаря;
Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
Совершенствование интонационной выразительности речи.
Художественно-эстетическое развитие:
Развитие продуктивной деятельности детей;
Развитие творческих способностей.
Физическое развитие:
Правильное формирование крупной и мелкой маторики;
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья.
2. Содержательный раздел
2.1. Особенности программы:
Отличительной особенностью данной программы является большой акцент на начальную подготовку детей, начинающих с «нуля».
Программа занятий по шашкам предусматривает в кратном, описательном и сказочном виде усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки. В творческом отношении систематические занятия по данной программе должны приблизить начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. С дальнейшим совершенствованием техники игры нужно научиться искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход.
Ключевые понятия:
Шашки – это вид спорта, настольная игра между двумя соперниками специальными круглыми фишками, (которые тоже называются шашками) на доске, разделенной на клетки – поля, попеременно окрашенные в светлые и темные цвета.
Шахматная доска – квадратная доска, разделенная на клетки двух контрастных цветов, чередующихся друг с другом во всех направлениях.
Ход – соперники по очереди ходят передвигая ту или иную свою фишку по диагонали на незанятое темное место.
Взятие – если шашка находится на одной диагонали рядом с шашкой соперника, за которой имеется свободное поле. Шашка соперника в этом случае снимается с доски.
Дамка – шашка, достигшая последнего горизонтального ряда.
Программа рассчитана на два года обучения. Первый год: обучение развивающим играм + занятия по продуктивной деятельности ,обучение по развивающим играм Воскобовича, Никитина, Михайловой, Даниловой, так называемая подготовка к обучению игре в шашки и закрепление игр происходит во время занятий продуктивной деятельностью; во второй год идет непосредственное обучение игре в шашки.
Режим и формы занятий.
Для успешного освоения программы численность детей в группе кружка должна составлять не более 15 человек. Занятия проводятся еженедельно, 1 раза в неделю, с октября по май, во вторую половину дня. Общее количество занятий в год 32. Продолжительность занятий в первый год обучения 25 минут, во второй год — 30 минут. Каждый -----------------
Формы проведения занятий различны:
- дидактическая игра;
- состязания, турниры;
- беседа, рассказ;
- игра – моделирование;
- развлечения, конкурсы, викторин
Список детей.
№ | ФИ |
1 | Кударов Дамир |
2 | Осипова Ольга |
3 | Петров Дмитрий |
4 | Дощанова Зарина |
5 | Солуянов Артём |
6 | Цицура Тихон |
7 | Тумашов Артём |
8 | Фаткудинов Расим |
9 | Черкозьянов Ян |
10 | Горбунов Максим |
11 | Миняева Виолетта |
12 | Максимов Дима |
2.2. Принципы и подходы к формированию программы.
Содержание данной Программы составлено с учётом принципов и подходов к формированию образовательных программ, отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
В основу программы заложены принципы:
Принцип добровольности;
Принцип адекватности (учёт возрастных особенностей);
Принцип систематичности и последовательности в освоении знаний и умений;
Принцип доступности (для понимания ребёнка);
Принцип обратной связи (педагог интересуется впечатлениями детей);
Принцип ориентации на успех;
Принцип взаимоуважения ;
Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания (индивидуальный подход);
Принцип опоры на интерес.
Основополагающими подходами к построению образовательной деятельности в рамках программы стали:
-системно-деятельностный подход обеспечивает системное целенаправленное обучение детей в детских видах деятельности;
-гуманитарный подход позволяющий рассматривать развитие личности ребёнка, как главная цель образовательной деятельности;
-культурологический подход, ставший основополагающим для организации культурных практик дошкольников.
Программа построена на основе учёта конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возрастпа. Создание индивидуальной педагогической модели образования осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
2.3 Направления работы по реализации программы.
Условия реализации программы:
Демонстрационный материал
Технические средства
Наличие места для оборудования
Наличие места для проведения деятельности
Взаимодействие с родителями.
Формы организации совместной деятельности:
Разгадывание загадок и ребусов
Организация разных видов деятельности (творческие задания)
Индивидуальные задания
Беседы
Методы и приёмы :
Наглядный (слуховой, зрительный)
Словесный
Практический
Игровой
творческий
Объект управления | Целостный процесс развития логического мышления, ориентированный на развитие интеллектуально – познавательных способностей, эстетического вкуса и в целом развитие речи детей. |
Цель обучения | Развитие логического мышления, повышение интеллектуального уровня и познавательного развития дошкольников. |
Стиль руководства | Личностно – ориентированный с доминированием организационной и стимулирующей функцией. |
Мотивационно – смысловые позиции | - развивать логическое мышление;- обучать игре в шашки;- развивать эстетический вкус. |
Характер организации образовательной деятельности | Превалирование продуктивных, исследовательских заданий, заинтересованность ребенка в результатах своего труда. |
Характер и формы педагогического взаимодействия и отношения | Взаимодействие и сотрудничество с родителями, воспитателями детского сада. |
Контроль и оценка | -сравнение успехов ребенка с предыдущим уровнем знаний и умений; - организация выставок поделок, турниров, различных конкурсов, викторин. |
2.4 Особенности взаимодействия с семьёй.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования, социальная среда дошкольного образования учреждения, должна создавать условия для участия родителей в образовательной деятельности, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержке образовательных инициатив семьи.
Реализация данной программы осуществляется в взаимодействии с семьями воспитанников. Только при таком тесном взаимодействии семьи и детского сада будет успех. Воспитание детей включает и воспитание их родителей, что требует от педагога особого такта, знаний и терпения.
Основы формы взаимодействия с родителями:
Беседы-консультации
Выставки творческих работ
Совместные практические занятия
Памятки
Родительские собрания
2.5Прогнозируемые результаты и способы их проверки.
В результате обучения по данной программе дети должны:
уметь ориентироваться на шахматной доске; правильно помещать доску между партнерами; расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль и диагональ; понимать отличие каждой игры, ее правила; играть без нарушений правил шашечного кодекса (см. приложение)
уметь конструировать по образцу, замыслу; уметь принимать решения в условиях неопределенности.
В ходе занятий по программе у детей развивается память, логическое мышление, пространственное воображение, изобретательность, творческие способности и спортивный азарт, вырабатывается усидчивость, внимание, целеустремленность.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
- выставка детских работ по теме «Мир шашек глазами детей»;
- фоторепортажи с мероприятий;
- состязания, турниры;
- творческий отчет воспитателя – руководителя кружка на педсовете.
Диагностика проводится 2 раза в год.
Цель диагностики: выявление уровня развития логического мышления.
Предложенная программа является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала.
2. 6.Учебно – тематический план.
Название темы | Кол-во часов (теория) | Кол-во часов (практика) | Общее кол-во часов | |
I год обучения: развивающие игры + продуктивная деятельность | ||||
1 | Мониторинг | 1 | 1 | |
2 | Знакомство с доской | 1 | 1 | 2 |
3 | Занимательные вопросы | - | 1 | 1 |
4 | Знакомство с доской | 1 | 1 | 2 |
5 | Р/и «Листик» | 1 | 1 | 2 |
6 | Аппликация «Листик» | - | 1 | 1 |
7 | Игры со счетными палочками | - | 1 | 1 |
8 | Что такое соревнование | 1 | 1 | 2 |
9 | Д/и «Сложи узор» | - | 1 | 1 |
10 | Знакомство с правилами игры по шашкам | 1 | - | 1 |
11 | Д/и «Сложи узор» | 1 | 2 | 3 |
12 | Ручной труд «Бусы» | 1 | 1 | |
13 | Р/и «Чего не хватает?» | 1 | 2 | 3 |
14 | Р/и «Что неправильно?» | 1 | 1 | 2 |
Квадрат Воскобовича | 1 | 1 | ||
15 | Аппликация «Цветок» | 1 | 1 | |
16 | Занимательные вопросы | 1 | 1 | |
17 | Д/и «Сложи узор» | 2 | 2 | |
18 | Д/и «Бусы» | 1 | 1 | 2 |
19 | Р/и «Змейка» | 1 | 1 | |
20 | Монитлринг | 1 | 1 | |
2 год обучения: развивающие игры + продуктивная деятельность | ||||
1 | Мониторинг | - | 1 | 1 |
2 | Разгадывание и составление загадок | - | 1 | 1 |
3 | Закрепить знания о шашечной доске | 1 | 1 | 2 |
4 | Викторина «Соображай-ка» | - | 1 | 1 |
5 | Р/и «Листик» | 1 | 2 | 3 |
6 | Первые шаги в шашки | 1 | 2 | 3 |
7 | Д/и «Сложи узор» | - | 2 | 2 |
8 | Квадрат Воскобовича | - | 2 | 2 |
9 | Закрепить правила игры в шашки | 1 | 1 | 2 |
10 | Р/и «Шнурок Грамотей» | - | 1 | 1 |
11 | Турнир по шашкам | - | 2 | 2 |
12 | Р/и «Чего не хватает?» | - | 1 | 1 |
13 | Д/и «Геоконт» | - | 2 | 2 |
14 | Р/и «Бусы» | - | 2 | 2 |
15 | «Игровизор» | 2 | 2 | |
16 | Викторина «Соображайка | - | 1 | 1 |
17 | «Умный ход» | 2 | 2 | |
18 | Соревнование | 1 | 1 | |
19 | Мониторинг | 1 | 1 |
Раздел-развивающие игры
Для успешного освоения программы школьного обучения ребёнку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, иметь элементарные навыки речевой культуры, владеть приёмами произвольного внимания и памяти, уметь выделить учебную задачу и превратить её в самостоятельную цель деятельности. Иными словами, важно не количественное накопление знаний, а их качественная сторона, и способность ребёнка самому находить способы удовлетворения познавательных запросов.
Интеллектуальная деятельность, основанная на активном думании, поиске способов действий, уже в дошкольном возрасте может стать привычной для ребенка. Посредством игры он проходит свой путь развития.
Занимательные вопросы, игры-шутки, разгадывание ребусов и загадок направлены на развитие произвольного внимания, нестандартного мышления, на быстроту реакции, тренируют память. В загадках анализируется предмет с количественной, пространственной, временной точки зрения, подмечены простейшие отношения.
Логические задачи на поиск недостающих фигур и нахождение закономерностей. «Чего не хватает?», «Найди ошибку» Эта задача может быть решена только на основе анализа каждого ряда фигур по вертикали и горизонтали путём их сопоставления.
Игры на воссоздание из геометрических фигур и специальных наборов образных и сюжетных изображений. К таким играм относятся «Колумбово яйцо», «Листик», «Танграм», «Вьетнамская игра», «Монгольская игра», кубики Никитина.
Игры-головоломки направлены на развитие произвольного внимания, памяти, логического мышления. Для игры необходимы счетные палочки по15-20 штук на каждого ребёнка.
Руководство педагога состоит в том, чтобы помочь ребёнку найти способ решения. Следует также учить ребенка сначала продумывать свои действия, а потом их осуществлять. По мере накопления детьми опыта в решении подобных задач методом вначале «проб и ошибок», затем мысленно практического плана, дети все меньше допускают ошибки.
Игры на ориентировку на листе бумаги – это различные лабиринты. Ребёнок узнает что такое: «за», «в», «перед», «под», «над», «выше», «ниже» и т.д.
Таким образом, развивающие игры являются лучшим способом для формирования логического мышления, которое необходимо для игры в шашки.
.Раздел – продуктивная деятельность.
Для совершенствования восприятия полезны занятия продуктивной деятельностью: рисованием, лепкой, конструированием. В процессе продуктивной деятельности у ребенка развивается воображение, мышление.
В программе продуктивная деятельность представлена ручным трудом, лепкой, аппликацией и служит для закрепления той или иной игры.
Раздел – шашки.
Самый важный раздел программы. Первый год обучения развивали логическое мышления, чтобы обучение игре в шашки происходило более эффективно.
Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. По массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Эта мудрая народная игра прочно вошла в наш быт. Возраст ее весьма солидный – не менее 5 тысяч лет. Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры.
Мирная шашечная борьба – это состязание в выдержке, логичности мышления, а также умении предвидеть развитие событий. Правила игры в шашки просты и общедоступны.
Нет необходимости доказывать очевидную полезность игры в шашки. Оно поможет воспитывать в детях дисциплинированность, усидчивость, умение концентрировать внимание и логически мыслить.
Программа занятий по шашкам предусматривает в кратном, описательном и сказочном виде усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки. В творческом отношении систематические занятия по данной программе должны приблизить начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. С дальнейшим совершенствованием техники игры нужно научиться искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход.
Для успешной работы кружка требуется достаточное обеспечение оборудованием: шашки с досками, шахматные часы, демонстрационная доска, кабинет для занятий, шашечная литература для педагога.
Обучение шашечной игре является сложным и трудоемким процессом. Поэтому очень важно довести до сознания дошкольника то, что достижение спортивного успеха возможно только при настойчивости, трудолюбии. Без воспитания в себе сильной воли, нельзя добиться серьёзных результатов в шашках. Эту мысль тренер – педагог должен постоянно подчёркивать как во время занятий в кружке, так и вне кружка. Каждый кружковец-дошкольник обязан знать шашечный кодекс.
Занимаясь по программе, дети приобретают ряд качеств: усидчивость, сосредоточенность, последовательность рассуждений, изобретательность, умение анализировать, абстрактно и логически мыслить, применять ассоциативную фантазию, которые помогут им решать многие жизненные ситуации.
Организация занятий по шашкам.
Шашечная игра многообразна и не так проста, как кажется на первый взгляд. Шашки имеют свои особенности, и сложность в руководстве боем состоит в том, что все шашки, воины – близнецы. Занятия по шашкам планируется проводить по принципу от простого объяснения к более сложному. Познавательный материал излагается в виде сказок. Занятия проводятся комбинированным способом, чередуя элементы теоретической и практической новизны с игровыми и соревновательными навыками, а также с воспитательными мероприятиями. В процессе занятий шашками дети получают целый комплекс полезных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и жизни. При проведении занятий следует ориентироваться на наиболее активных детей, однако надо стремиться к тому, чтобы основная масса занимающихся также усваивала данный материал. Очень интересно проходят турниры с участием родителей, например, папы играют между собой! Дети очень эмоционально переживают, ведь это они научили играть взрослых в шашки!
В конце учебного года рекомендуется проводить итоговые занятия, на которых рассматриваются достижения каждого ребенка, вручаются дипломы.
Работа с педагогами предусматривает: беседы, консультации по использованию интеллектуальных игр для развития логического мышления, основам обучения игре в шашки.
2.7. Календарно-тематический план
Первый год обучения
Месяц | Тема | Литература |
Октябрь | Мониторинг | Тесты |
«Шашечная доска» | Л. Э. Генденш-тейн. Энциклопедия развивающих игр для детей. Научить игре в шашки. . | |
«Русские шашки» | Л. Э. Генденш-тейн. Энциклопедия развивающих игр для детей. Научить игре в шашки. Развивать логическое мышление, изобретательность, умение анализировать, применять ассоцитивную фантазию. Шашки с досками, шахматные часы, демонстративная доска. Рассказ, объяснение, показ, игра. | |
«Занимательные вопросы по правилам игры в русские шашки» | Л. Э. Генденш-тейн. Энциклопедия развивающих игр для детей. Научить игре в шашки. . | |
Ноябрь | «Шашечная доска» | Л. Э. Генденш-тейн. Энциклопедия развивающих игр для детей. Научить игре в шашки. . |
«Игра для двоих» | Л. Э. Генденш-тейн. Энциклопедия развивающих игр для детей. Научить игре в паре, развивать логическое мышление, изобретательность, умение анализировать, применять ассоцитивную фантазию. Шашки с досками, шахматные часы, демонстративная доска. Объяснение, показ, игра. | |
Р/и «Листик» | Л. А. Венгер,О. М. Дьяченко и др. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. Учить воссоздавать из набора образные сюжетные изображения Специальный набор для игры «Листик» Знакомство с правилами. | |
Р/И «Листик» | Л. А. Венгер,О. М. Дьяченко и др. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. Учить воссоздавать из набора образные сюжетные изображения Специальный набор для игры «Листик» Выполнение работы по инструкции, игра | |
Декабрь | Аппликация «Листик» | Комарова Аппликация |
«Игры со счётными палочками» | Л. Д. Комарова. Как работать с палочками. | |
«Что такое соревнование» | Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко и др. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. Развивать соревновательный дух, творчество, смекалку, логику. | |
«Соревнование» | Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко и др. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. Развивать соревновательный дух, творчество, смекалку, логику. | |
Январь | Д/и «Сложи узор» | Б. П. Никитин «Ступеньки творчества». Развитие умения анализировать, находить закономерности, формировать абстрактное мышление, развивать творчество. |
«Игра для двоих» | Л. Э. Генденш-тейн. Энциклопедия развивающих игр для детей. Научить игре в паре, развивать логическое мышление, изобретательность, умение анализировать, применять ассоцитивную фантазию. Шашки с досками, шахматные часы, демонстративная доска. Объяснение, показ, игра. | |
Д/и «Сложи узор» | Никитин «Ступеньки творчества». Развитие умения анализировать, находить закономерности, формировать абстрактное мышление, развивать творчество | |
Д/и «Сложи узор» | Б. П. Никитин «Ступеньки творчества». Развитие умения анализировать, находить закономерности, формировать абстрактное мышление, развивать творчество | |
Февраль | Д/и «Бусы» | З. А. Михайлова. Игровые занимательные задачи для дошкольников Б. П. |
Ручной труд «Бусы» | Комарова Ручной труд | |
Д\и«Чего не хватает?» | Картотека Дидактических игр | |
Д\И«Чего не хватает?» | Картотека Дидактических игр | |
Март | Д/И«Чего не хватает?» | Картотека Дидактических игр |
Д/и«Что неправильно?» | Картотека Дидактических игр | |
«Что неправильно?» | Картотека Дидактических игр | |
Д/и «Квадрат Воскобовича» | Е. А. Ежанова «Логические игры» Научить правилам игры, развивать абстрактное мышление, навыки моделирования, умение ориентироваться в пространстве. Наборы для игры, карточки, плакат. Объяснение выполнение работ. | |
Апрель | Аппликация «Цветок» | Комарова Изобразительная деятнльность |
Занимательные вопросы | З. А. Михайлова. Игровые занимательные задачи для дошкольников Развитие произвольного внимания, нестандартного мышления. быстроты реакции, тренировка памяти. Рисунки, картинки, фишки. Диалог, игра – конкурс. | |
Д/и «Сложи узор» | Б. П. Никитин «Ступеньки творчества». Развитие умения анализировать, находить закономерности, формировать абстрактное мышление, развивать творчество. Наборы игр, схем. Игра, работа по схеме. | |
Д/и «Сложи узор» | Б. П. Никитин «Ступеньки творчества». Развитие умения анализировать, находить закономерности, формировать абстрактное мышление, развивать творчество. Наборы игр, схем. Игра, работа по схеме. | |
Май | Д/и «Бусы» | З. А. Михайлова. Игровые занимательные задачи для дошкольников Б. П. |
Д/и «Бусы» | З. А. Михайлова. Игровые занимательные задачи для дошкольников Б. П. | |
Р/и «Змейка» | Игра –головоломка. Развивающие игры Воскобовича | |
Мониторинг | Тесты |
Второй год обучения.
Месяц | Тема | Литература |
Октябрь | Мониторинг | Тесты |
«Удивительный мир загадок» | Учимся анализировать. Составление загадок на установление признаков и закономерностей. | |
«В гостях у Королевы шашек» | Л. Э. Генденш-тейн. Энциклопедия развивающих игр для детей. Научить игре в паре, развивать логическое мышление, изобретательность, умение анализировать, применять ассоцитивную фантазию. Шашки с досками, шахматные часы, демонстративная доска. Объяснение, показ, игра. | |
«Игра на двоих» | Л. Э. Генденш-тейн. Энциклопедия развивающих игр для детей. Научить игре в паре, развивать логическое мышление, изобретательность, умение анализировать, применять ассоцитивную фантазию. | |
Ноябрь | Викторина «Соображайка» | Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко и др. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. Развитие логического мышления, произвольного внимания, памяти. Фотографии, инструкции. Игры – конкурсы. |
Р/И «Листик» | Л. А. Венгер,О. М. Дьяченко и др. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. Учить воссоздавать из набора образные сюжетные изображения Специальный набор для игры «Листик» Выполнение работы по инструкции, игра | |
Р/И «Листик» | Л. А. Венгер,О. М. Дьяченко и др. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. Учить воссоздавать из набора образные сюжетные изображения Специальный набор для игры «Листик» Выполнение работы по инструкции, игра | |
Р/И «Листик» | Л. А. Венгер,О. М. Дьяченко и др. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. Учить воссоздавать из набора образные сюжетные изображения Специальный набор для игры «Листик» Выполнение работы по инструкции, игра | |
Декабрь | «Умный ход» | Давайте поиграем. Под ред. А. А. Столяра. Развивать логическое мышление, изобретательность, умение анализировать, применять ассоцитивную фантазию. Шашки с досками, шахматные часы, демонстративная доска. Игра, награждение. |
«В гостях у Королевы шашек» | Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко и др. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. Развивать соревновательный дух, творчество, смекалку, логику. Шашки с досками, шахматные часы, демонстративная доска. | |
«Умный ход» | Давайте поиграем. Под ред. А. А. Столяра. Развивать логическое мышление, изобретательность, умение анализировать, применять ассоцитивную фантазию. Шашки с досками, шахматные часы, демонстративная доска. Игра, награждение. | |
Д/И «Сложи узор» | Б. П. Никитин «Ступеньки творчества». Развитие умения анализировать, находить закономерности, формировать абстрактное мышление, развивать творчество. Наборы игр, схем. Игра, работа по схеме. | |
Январь | Д/И «Сложи узор» | Б. П. Никитин «Ступеньки творчества». Развитие умения анализировать, находить закономерности, формировать абстрактное мышление, развивать творчество. Наборы игр, схем. Игра, работа по схеме. |
Д/и «Квадрат Воскобовича» | Е. А. Ежанова «Логические игры» Научить правилам игры, развивать абстрактное мышление, навыки моделирования, умение ориентироваться в пространстве. Наборы для игры, схемы. Объяснение, показ. | |
Д/и «Квадрат Воскобовича» | Е. А. Ежанова «Логические игры» Научить правилам игры, развивать абстрактное мышление, навыки моделирования, умение ориентироваться в пространстве. Наборы для игры, схемы. Объяснение, показ. | |
«Игра на двоих» | Л. Э. Генденш-тейн. Энциклопедия развивающих игр для детей. Научить игре в паре, развивать логическое мышление, изобретательность, умение анализировать, применять ассоцитивную фантазию. Шашки с досками, шахматные часы, демонстративная доска. Объяснение, показ, игра. | |
Февраль | «В гостях у Королевы шашек» | Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко и др. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. Развивать соревновательный дух, творчество, смекалку, логику. Шашки с досками, шахматные часы, демонстративная доска. |
Р/и «Шнурок грамотей» | ||
«Соревнование» | Развивать соревновательный дух, творчество, смекалку, логику. Шашки с досками, шахматные часы, демонстративная доска. | |
«Соревнование» | Развивать соревновательный дух, творчество, смекалку, логику. Шашки с досками, шахматные часы, демонстративная доска. | |
Март | Д/и«Чего не хватает?» | Картотека дидактических игр. |
Д/и «Геоконт» | Л. Э. Генденш-тейн. Энциклопедия развивающих игр для детей. Научить правилам игры, развивать умения выполнять практические действия в определенной последовательности. Наборы для игр, рисунки - схемы Объяснение выполнение работ. | |
Д/и «Геоконт» | Л. Э. Генденш-тейн. Энциклопедия развивающих игр для детей. Научить правилам игры, развивать умения выполнять практические действия в определенной последовательности. Наборы для игр, рисунки - схемы Объяснение выполнение работ. | |
Д/и «Бусы» | З. А. Михайлова. Игровые занимательные задачи для дошкольников Б. П. | |
Апрель | Д/и «Бусы» | З. А. Михайлова. Игровые занимательные задачи для дошкольников Б. П. |
«Игровизор» | Е. А. Ежанова «Логические игры» Научить правилам игры, развивать абстрактное мышление, навыки моделирования, умение ориентироваться в пространстве. | |
«Игровизор» | Е. А. Ежанова «Логические игры» Научить правилам игры, развивать абстрактное мышление, навыки моделирования, умение ориентироваться в пространстве. | |
Разгадывание ребусов«Соображайка» | Е. В. Колесникова. Я решаю логические задачи. Развитие произвольного внимания, нестандартного мышления. быстроты реакции, тренировка памяти. Ребусы, плакаты. Устное изложение, выполнение | |
Май | «Умный ход» | Давайте поиграем. Под ред. А. А. Столяра. Развивать логическое мышление, изобретательность, умение анализировать, применять ассоцитивную фантазию. Шашки с досками, шахматные часы, демонстративная доска. Игра, награждение. |
«Умный ход» | Давайте поиграем. Под ред. А. А. Столяра. Развивать логическое мышление, изобретательность, умение анализировать, применять ассоцитивную фантазию. Шашки с досками, шахматные часы, демонстративная доска. Игра, награждение. | |
Игра-соревнование | Шашки с досками, шахматные часы, демонстративная доска. Игра, награждение. | |
Мониторинг | Тесты |
3. Материально-техническое обеспечение программы.
Учебный материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятия, от занятия к занятию он усложняется. Заинтересовав детей, развив желание заниматься, переходить к целенаправленному развитию логического мышления.
Для того, чтобы дети легче воспринимали материал, подавать его надо не «сухой» теорией, а в виде сказок, игры. Программа предполагает системную реализацию игрового подхода в обучении игре в шашки. Центральным моментом игровой методики игрового обучения является то, что само обучающее содержание заключено в учебном материале, но оно скрыто от детей, то есть, дети понимают, что с ними играют, но не осознают, что их учат.
Работа с родителями предполагает: консультации, папки – передвижки, информационные стенды, турниры, развлечения совместно с детьми, анкетирование по вопросам интеллектуального развития детей.
В программе используются:
- перспективный план;
- консультации для воспитателей: «Развивающие игры своими руками», «Интеллектуальные игры», «Учим играть в шашки», «Организация шашечных турниров».
- консультации для родителей: «Развивающие игры своими руками», «Папа, поиграй со мной!», «Развитие логики и мышления», «Игры на развитие воображения».
- Дидактические игры: «Монгольская игра», «Волшебный квадрат», «Кубики Никитина», «Танграм», «Геоконт», счетные палочки, «Лабиринты», «Что лишнее?», «Продолжи ряд», «Чего не хватает?», «Дорисуй», «Найди ошибку», «Пентамино».
- Картотека развивающих игр, картотека игровых комбинаций в шашках.
помещение, столы, стулья, доска, карандаши ,фломастеры, дидактические игры, шашки, доска для игры в шашки, материалы для ручного труда, аппликации, развивающие игры.
4Диагностика
Тесты для 1года обучения: тесты для дошкольного возраста Э.Н. Заболотная.
. Изучение переключаемости внимания (приложение)
Цель: развивать умение переключать внимание, самоконтроль.
Материалы: специально подготовленные бланки: три таблицы содержащие недорисованные изображения.
Инструкция: для каждой таблицы даётся одно указание.
.Изучение памяти (Приложение)
Запомни картинки. Закрой и постарайся назвать их.
. Изучение мышления (Приложение)
«Найди и обведи лишнюю картинку»
Тесты для 2года обучения:
. Изучение объема внимания (Приложение)
Цель: изучение объема внимания
Материалы: специально подготовленные тестовые бланки: 6 таблиц содержащие различное количество овальчиков .
Описание методики и порядок работы: испытуемому на короткое время (около 1 секунды) предъявляются по одной из 6 карточек. Предъявление начинается с тех карточек, которые содержат минимальное количество точек. Каждая карточка показывается два раза. После этого дошкольники отмечают на аналогичном пустом бланке расположение овальчиков. На воспроизведение карточки дается 15 секунд.
Инструкции: «Сейчас вам предстоит следующее задание: я буду показывать вам по два раза таблицы, на которых изображены овальчики. Разные таблицы содержат разное количество овалов. Ваша задача – запомнить, как расположены на данной таблице овалы и в том же виде изобразить их на своих пустых таблицах. Каждое задание надо выполнять точно и быстро».
.Изучение памяти
Послушай слова, запомни и назови. (лампа, груша ,очки, слон, ёж, диван, дом, мяч, кот, птица))
. Изучение мышления (Приложение)
Пронумеруй по порядку картинки (что сначала, что потом)
6.Оценка результатов:
высокий уровень – ребёнок самостоятельно справляется с заданиями, правильно отвечает на вопросы;
средний уровень – ребёнок справляется с заданиями с помощью педагога;
низкий уровень – ребёнок не справился с заданиями.
Диагностика.1год обучения: 2019-2019уч.год
Мониторинг на начало года (сентябрь)2018г
Тесты | в | с | н |
Изучение переключаемости внимания | 20% | 50% | 30% |
Изучение памяти | 30% | 50% | 20% |
Изучение мышления | 30% | 40% | 30% |
Мониторинг промежуточный
Тесты | в | с | н |
Изучение переключаемости внимания | 25% | 55% | 20% |
Изучение памяти | 25% | 65% | 10% |
Изучение мышления | 30% | 50% | 20% |
Мониторинг на конец года май 2019г
Тесты | в | с | н |
Изучение переключаемости внимания | 40% | 60% | 0% |
Изучение памяти | 40% | 60% | 0% |
Изучение мышления | 40% | 50% | 10% |
Общая диаграмма мониторинга на2018-2019у.г.
Изучение переключаемости внимания
н/г Промеж. к/г
Изучение памяти
н/г Промеж. к/г
Изучение мышления
н/г Промеж. к/г
Диагностика на начало года 2019-2020уч.г
Мониторинг на начало года (сентябрь)2019г
Тесты | в | с | н |
Изучение переключаемости внимания | 30% | 50% | 20% |
Изучение памяти | 36% | 45% | 19% |
Изучение мышления | 35% | 47% | 18% |
Переключение память Мышление
внимания
9.Используемая литература в составлении программы:
Бондаренко Т. «Развивающие игры в ДОУ. Конспекты занятий по развивающим играм Воскобовича» Из. Метода 2013г;
Б. П. Никитин «Ступеньки творчества»
Л. А. Венгер,О. М. Дьяченко и др. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. Е. А. Ежанова «Логические игры»
Л. Э. Генденш-тейн. Энциклопедия развивающих игр для детей
Давайте поиграем. Под ред. А. А. Столяра
З. А. Михайлова. Игровые занимательные задачи для дошкольников.
Бондаренко Т.М. Развивающие игры в ДОУ Воронеж, 2009г
Васильева В.Н. Игра - путь к познанию предметного мира. Д\п, 200г, №6;
Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду 2012г;
Воскобович В. Сказочные лабиринты игры. СПб., 2000;
Горячев А.В., Н.В. Ключ «Все по полочкам» 2012г;
Заболотная Э.Н. «Тесты для дошкольного возраста» «Фламинго» 2015г.;
Зак А. «Интеллектика для дошкольников»Из. Интеллект-центр 2004г;
Карелина С.Н. Развитие познавательных способностей детей в процессе использования развивающих игр В.Воскобовича. Д\П., 2008.№1;
Никитин Б.П. «Развивающие игры»М Просвящение 1985г;
«Новый подход к содержанию и организации дошкольного образования детей 5-7 лет». Полиграфист. 2008;
Петровский В.А., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. М. Инфа-М, 1998г;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка. Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка.
В условиях частных школ с присущей им системой работы с ограничением времени на самоподготовку и отсутствием домашних заданий – развитие интеллектуальных навыков становится очень актуально...
Внеурочная деятельность.Танцевальный кружок кружок "НЕПОСЕДЫ"
Рабочие программы и планирование.Танцевальный кружок " Непоседы" 1-4 классКружок художественно-эстетической направленности "Весёлые краски" 1-4классКружок духовно-нравст...
Рабочая программа по внеурочной деятельности интеллектуального направления (кружок "Занимательный английский")
Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяе...
«Формирование личностных результатов образования по ФГОС: интеллектуально-познавательные и интеллектуально-подвижные игры во внеурочной деятельности»
Цель вебинара: представление опыта формирования личностных результатов через игру посредством организации интеллектуально-познавательных и интеллектуально-подвижных игр во внеурочной деятельности. ...
Интеллектуальная одаренность, методика работы с интеллектуально одаренными детьми в системе дополнительного образования
Интеллектуальная одаренность, методика работы с интеллектуально одаренными детьми в системе дополнительного образования...
Тренировочная таблица «Интеллектуальный бой по русскому языку» - интеллектуально-развивающая игра для учащихся начальной школы
Методическое пособие по русскому языку "Интеллектуальный бой по русскому языку" предназначено для обучающихся начальной школы. Это - комбинирование игровых технологий и технологи...