Тренировочная таблица «Интеллектуальный бой по русскому языку» - интеллектуально-развивающая игра для учащихся начальной школы
статья (3, 4 класс)

Методическое пособие по русскому языку "Интеллектуальный бой по русскому языку" предназначено  для обучающихся начальной школы. Это -  комбинирование игровых технологий и технологии работы с таблицей. 

Содержание таблицы «Интеллектуальный бой по русскому языку»: слова, пары слов, словосочетания с изученными орфограммами и грамматическими признаками, предложения с известными синтаксическими и пунктуационными признаками, фразеологизмы, грамматические определения, орфограммы по курсу «Русский язык».

Таблицы по русскому языку представлены для 3 и 4 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon kameneva_t._a.zip271.58 КБ

Предварительный просмотр:

Каменева Татьяна Анатольевна, учитель начальных классов  

МОУ «СОШ № 1» города Валуйки Белгородской области

Тренировочная таблица «Интеллектуальный бой по русскому языку» -

интеллектуально-развивающая игра для учащихся начальной школы

Одной из самых главных и острых проблем современной школы является проблема мотивации учащихся к изучению предметов школьной программы. Для решения данной проблемы используются современные технологии, создающие атмосферу, в которой ученик вовлекается в учебный процесс заинтересованно и свободно. А комбинирование современных технологий способствует воспитанию умственной активности детей, активизирует психические процессы (внимание, память, мышление, воображение), вызывает интерес к процессу познания.

Данное методическое пособие по русскому языку для обучающихся начальной школы - комбинирование игровых технологий и технологии работы с таблицей

Основные компоненты методического пособия «Тренировочная таблица «Интеллектуальный бой» - интеллектуально-развивающая игра для учащихся начальной школы»

Концентуальный компонент

Концептуальная идея состоит в разнообразии методов творческой работы, в использовании новых игровых форм для организации обучения и возможности развития индивидуальных особенностей учащихся, интеллектуальных навыков и в создании необходимых условий для саморазвития, самовыражения, взаимообщения, повторения и закрепления

Методологические подходы:

 - целостный подход: обеспечение единства обучения, воспитания и развития личности, выделение и изучение интегративных, инвариативных и системообразующих связей и отношений;

 - личностно-деятельностный подход: взгляд на деятельность как основное средство и решающее условие развития личности, признание уникальности личности, её интеллектуальной деятельности с саморазвитием творческого потенциала личности;

 - компетентностный подход: ориентирование на способность и готовность личности к учебно-творческой деятельности и решению разного рода проблем;

 - технологический подход: четкость в фиксации образовательного процесса на разных этапах уроках;

 - культурологический: освоение ребенком культуры современного общества во время организации педагогического процесса

Проблема обновленного содержания обучения требует введения новых современных технологий и приемов преподавания. Возникает потребность в расширении методического потенциала и применения активных формах обучения. К таким активным формам обучения относятся игровые технологии на основе тренировочных таблиц.

Актуальность данной педагогической технологии, состоящей из сочетания игрового и наглядного обучения, обусловлена тем, что она вовлекает учащихся в игровой форме в учебный процесс для формирования личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных учебных универсальных действий.

Новизна и особенность методической разработки состоит в форме и содержании для обобщения и структурирования работы по развитию интеллектуальных способностей учащихся при закреплении, повторении и проверки изученных знаний и умений.  

Практическая значимость заключается

 - в применении учащимися тренировочных таблиц на практике во время учебных занятий при закреплении, повторении и проверки изученного;

- содержимое тренировочных таблиц способствует развитию памяти, смекалки, сообразительности и логического мышления у учащихся;

- после участия в конкурсе тренировочные таблицы и методический комментарий для работы с ними будет доступен в педагогических интернет-сообществах для пользования коллегам.

Целевой компонент

Цель: создание наглядно-дидактического материала для повторения, закрепления и проверки знаний, учащихся по учебным предметам начальной школы в нестандартной форме

Задачи: знакомство учащихся с принципом работы по таблице, введение поэтапного алгоритма работы с материалом таблицы, закрепление и повторение изученных сведений по русскому языку, литературному чтению, математике и окружающему миру в начальной школе и применение их на практике, развитие интеллектуальных навыков, памяти, смекалки, сообразительности

Педагогическая целесообразность отбора содержания, средств, методов и форм работы предполагает следующие области деятельности:

 -интеллектуальная: анализ, интерпретация, сопоставление, аргументирование, доказывание и отстаивание своей точки зрения;

 - практическая: участие в обсуждении учебного вопроса, выступление и участие в дискуссии;

 - организационная: работа в парах, группах, командах, выявление позиции и мнения других людей;

 - поведенческая: умение «преподносить свое мнение», признавать и исправлять свои ошибки, проявлять доброжелательность, открытость.

Организационно-деятельностный компонент

Технологии: игровая технология, технология работы с таблицами, технология развития критического мышления, проблемное обучение, технология обучения в сотрудничестве – парная, групповая, командная

Формы: классно-урочная, фронтальная, групповая.

Методы: словесный, частично-поисковый, репродуктивный, наглядный.

Приёмы: самостоятельная работа, дидактическая игра, «мозговой штурм», устный опрос, взаимопроверка, конструирование вопроса, «Тонкий и толстый вопрос», «Вопрос эксперта», проверочная работа, тестирование

Средства взаимодействия с обучающимися: активные, интерактивные

Ресурсы образовательные: таблицы «Интерактивный бой»

Результативный компонент

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности (социальных, учебно-познавательных и внешних); формирование личностного смысла учения, устойчивого учебно-познавательного интереса к изучению языка, языковой деятельности, чтению и читательской деятельности;

 - понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;

 - способность к самооценке на основе наблюдения над собственной речью;  

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;  

 - навыки сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

  - принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

 - планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

 - выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия;

 - адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

 - понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Познавательные УУД

 - использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий

 - ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять выбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой задачи;

 - использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) представления информации для создания моделей изучаемых единиц языка, преобразовывать модели и схемы для решения учебных, практических и лингвистических задач;

 - осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя аудио-, видео- и графическое сопровождение;

 - осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации разным признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждение

Коммуникативные УУД  

 -  слушать и слышать собеседника, вести диалог;

 - ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;  

 - строить понятные высказывания, проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,  

- стремиться к более точному выражению собственного мнения и позиции;  

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  - выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;

-  применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.

Предметные результаты

 - освоение первоначальных научных представлений об основных понятиях и правилах из области фонетики, графики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, орфографии (в объёме изучаемого курса), понимание взаимосвязи и взаимозависимости между разными сторонами языка;  

- овладение учебными действиями с языковыми единицами: находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка, конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты), использовать эти действия для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;

 - овладение основами грамотного письма: основными орфографическими и пунктуационными умениями, умениями применять правила орфографии и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, умение проверять написанное

Критерии оценок при работе с таблицей соответствуют документу «Критерии и нормы оценивания результатов учебной деятельности, учащихся на уровне начального общего образования ФГОС НОО»

Формы и средства оценивания: устный фронтальный и индивидуальный опрос, письменное тестирование, самостоятельная работа, викторина, смотр знаний, игра

Рефлексия: прием «Дополни фразу»: «На уроке мне было интересно… На уроке я понял, что … На уроке я понял, что мне нужно…», приём «Выбор», приём «Распределение тематических картинок на доске в группы», приём «Условные знаки», приём «Одним словом»

Содержание таблицы «Интеллектуальный бой по русскому языку»: слова, пары слов, словосочетания с изученными орфограммами и грамматическими признаками, предложения с известными синтаксическими и пунктуационными признаками, фразеологизмы, грамматические определения, орфограммы по курсу «Русский язык» [5]

Таблицы по русскому языку представлены для 3 и 4 классов

Принцип работы с таблицей

«Интеллектуальный бой по русскому языку» для 3 класса

(работа по таблице для 4 класса ведется по аналогии)

I этап: ознакомительный. Прием «Мозговой штурм»

Учитель: Ребята, рассмотрите внимательно на таблицу. Как она называется?

- Почему она так называется? Что означает интеллектуальный?

- Глядя на таблицу, какие мысли у вас возникают?

- Какие грамматические понятия вам известны?

- Сформулируйте вопрос одноклассникам по материалу данной таблицы.

- Какие единицы русского языка здесь встречаются?

- Почему присутствуют числа? Что они означают?

- Попробуйте сформулировать правила игры.

Учитель дополняет и корректирует правила, озвученные учащимися.

II этап: тренировочный. Фронтальный опрос

Учитель: Ребята, сегодня мы вместе потренируемся работать по таблице. В начале игры я буду вам называть координаты и направлять на предполагаемые ответы.

Учащиеся находят координаты и отвечают на заданную тематику.

Учитель: 2 Г

Учащиеся: Предложение - это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль

Учитель: 3 А

Учащиеся: Местоимение – это самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, но не называет их.

Учитель: 8 Г

Учащиеся: Однокоренные слова – это слова, которые имеют одинаковый корень и близкое лексическое значение.

Учитель: 8 Б

Учащиеся: В русском языке 21 согласная буква

Учитель: Мы повторили теоретический материал. Теперь перейдем к практической части изучения родного языка. 5 Г

Варианты ответов могут быть в любом порядке, и учитель направляет учащихся на нужные ответы

Учащиеся: Слово дождевик. 1. Это имя существительное мужского рода, 2 склонения, единственного числа, нарицательное, неодушевленное

2. Слово многозначное. Это – гриб и легкий непромокаемый плащ. 3. В слове дождевик нулевое окончание, основа дождевик, корень дожд-, суффиксы –ев, -ик. 4. Однокоренные слова к слову дождевик: дождь, дождливый, задождило, дождевая, дождинка, дождливо, дождик.

Учитель: 8 А

Учащиеся: Это слова с проверяемой безударной гласной в корне слова. Вставляем в слово посидела букву-и- т.к. проверочное слова сидя, а во второе слово поседела букву-е -, потому что проверочное слово сед

Учитель: 10 В

Учащиеся: В слова замочек нужно писать букву е, так как при изменении слова в Р. п. гласная выпадает, а если гласная в Р. п. не выпадает, пишется в суффиксе –и-. Значит, в слове ключик, пишется буква -и-.

Координаты учитель выбирает по своему усмотрению на разных уроках.

III этап: повторительно-закрепительный. Устный опрос, самостоятельная работа, взаимопроверка, прием конструирования вопроса, прием «Тонкий и толстый вопрос», прием «Вопрос эксперта», задание на дом.

Устный опрос учитель проводит в начале урока в качестве грамматической разминки, актуализации изученного, введения в тему урока, подбирая соответствующие координаты.

Для самостоятельной работы учитель на доске, на экране или на индивидуальных карточках (можно использовать дифференцированный подход) пишет координаты, например, 4 А, 6 А, 9Д, 3 Б, 6 Е. По усмотрению учителя можно провести проверку выполненного задания на оценку или учащиеся проводят взаимопроверку.

Прием конструирования вопроса к заданной координате заключается в формулировании вопросов учителем от простых к более сложным. Например, 9А. Бессонница

Учитель: Определите часть речи, его грамматические признаки.

Учащиеся: Это существительное женского рода, 1 склонения, единственного числа, Им. п. или В. п. в зависимости от роли в предложении.

Учитель: Подберите однокоренные слова

Учащиеся: Сон, сонливый, сонник, соня, заснуть, сонливо, сонный.

Учитель: Разберите слово по составу

Учащиеся: окончание –а-, основа бессонниц-, корень -сон- приставка бес-, суффиксы –н-. –ниц-

Учитель: назовите орфограммы в слове

Учащиеся: орфограмма в приставке и в суффиксе

Прием «Тонкий и толстый вопрос»

Учитель: Это прилагательное: 6А, 3Е, 6Г, 7А, 7Г?

Учащиеся: да, да, нет, да, нет

Учитель: Дайте полное определение, приведите примеры и составьте предложение: 10 Г, 3 А, 1 В, 4 Г.        

Учащиеся: Предлог - это часть речи, которая служит для связи слов в предложении. Примеры: на, в, около, по, перед. На море был шторм, но чаек он не испугал.

Омонимы – это слова одной части речи одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению. Примеры: ручка, лук, коса, кисть, ключ. Кисть винограда созрела в саду. Ученик приобрел новую кисть для урока рисования. Кисть руки – это часть руки от запястья до кончиков пальцев.

Прием «Вопрос эксперта» реализуется следующим образом: один учащийся подготавливает 5 координат, на которые знает всесторонние ответы. На уроке предоставляет своим одноклассникам, которые находят заданную координату и дают ответы.

Также в качестве домашнего задания учащимся предлагаются разные варианты координат для устного или письменного выполнения.

IV этап: проверочный. Игра «Интеллектуальный бой» по правилам, проверка изученного устно и письменно на оценку.

Игра может использоваться на разных этапах урока по выбору педагога. Так как учащиеся к данному этапу достаточно тренировались, должны знать много различных вариантов ответа. Учащиеся работают в парах, называя друг другу координаты. Также интересно работа в тройках и четверках, когда поочередно называется координата, а учащиеся отвечают, дополняя ответы своих одноклассников.

Материал игры используется для проверочной работы по изученным темам.

Варианты заданий: 1.  2 А. Сделать разбор предложения по членам предложения (На ветках ягоды рябины подмёрзли, и их клевали снегири), обозначить части речи, выполнить фонетический (ягоды), словообразовательный (подмерзли) и грамматический (рябины) разбор слов.

2. Выписать в 2 группы слова с пропущенными безударными в корне слова, обозначить корень и подобрать проверочные слова (счастливые – счастье, бережок – берег) и слова с проверяемыми парными согласными (узкий – узенький, проход – ходить).

3. 4 Д. Списать, вставляя пропущенные буквы, обозначить часть слова, в котором пропущена буква. К одному выбранному слову из текста записать 3 – 4 однокоренных слова и 3 – 4 формы слова [3]

Учитель может варьировать виды работ по таблице в зависимости от типа урока, его цели и подготовленности класса.

Литература

[1] Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе

       образования /Е. С. Полат// М.: Издательский центр «Академия», 1999. 224 с.

[2] Чутко Н.Я. Учебная деятельность: знакомая и незнакомая, Самара: Учебная литература, 2005.

[3] Русский язык. Учеб. для общеобразовательных организаций. /В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – 8 изд. – М: Просвещение, 2017. (Школа России)

 

Интернет-ресурсы

https://р52.навигатор.дети/program/19441-matematika-i-olimpiady

https://www.freepng.ru/png-wpa0mo/

https://www.istockphoto.com/ru

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

игра для учащихся начальной школы

Цель игры: сплочение коллектива, развитие коммуникативных навыков, сообразительноости...

Внеклассная программа по курсу "Подвижные игры" для учащихся начальной школы.

Внеклассная программа по курсу "Подвижные игры" для учащихся начальной школы.Программа рассчитана на 34 часа в год. Программа подходит для работы школьной спортивной секции....

Интеллектуальная игра для учащихся начальной школы "Умники и умницы"

Игра представлена в интерактивной форме и состоит из пяти категорий вопросов: "Загадки", ""Сказки", ""История", ""Деревья", "Детские писатели"....

"Брэйн-ринг" Интеллектуальная игра для учащихся начальной школы

Позволить учащимся проявить свою эрудицию, дисциплинированность, показать знания, полученные в начальной школе, расширить кругозор - для этого предназначена игра "Брэйн-ринг"....

Использование авторского онлайн курса «В стране выученных уроков. Русский язык. 4 класс» при обучении учащихся начальной школы

Статья раскрывает опыт работы по созданию и использованию в обучении учащихся начальной школы авторских онлайн курсов....

Интеллектуальная игра для учащихся начальной школы

Игра-викторина для учеников начальной школы. Вопросы викторины охватывают различные области знаний. Помогает учащимся использовать свои знания в условиях здоровой конкуренции.игровое время 40-45 ...