Тренировочная таблица «Интеллектуальный бой по русскому языку» - интеллектуально-развивающая игра для учащихся начальной школы
статья (3, 4 класс)
Методическое пособие по русскому языку "Интеллектуальный бой по русскому языку" предназначено для обучающихся начальной школы. Это - комбинирование игровых технологий и технологии работы с таблицей.
Содержание таблицы «Интеллектуальный бой по русскому языку»: слова, пары слов, словосочетания с изученными орфограммами и грамматическими признаками, предложения с известными синтаксическими и пунктуационными признаками, фразеологизмы, грамматические определения, орфограммы по курсу «Русский язык».
Таблицы по русскому языку представлены для 3 и 4 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kameneva_t._a.zip | 271.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Каменева Татьяна Анатольевна, учитель начальных классов
МОУ «СОШ № 1» города Валуйки Белгородской области
Тренировочная таблица «Интеллектуальный бой по русскому языку» -
интеллектуально-развивающая игра для учащихся начальной школы
Одной из самых главных и острых проблем современной школы является проблема мотивации учащихся к изучению предметов школьной программы. Для решения данной проблемы используются современные технологии, создающие атмосферу, в которой ученик вовлекается в учебный процесс заинтересованно и свободно. А комбинирование современных технологий способствует воспитанию умственной активности детей, активизирует психические процессы (внимание, память, мышление, воображение), вызывает интерес к процессу познания.
Данное методическое пособие по русскому языку для обучающихся начальной школы - комбинирование игровых технологий и технологии работы с таблицей
Основные компоненты методического пособия «Тренировочная таблица «Интеллектуальный бой» - интеллектуально-развивающая игра для учащихся начальной школы»
Концентуальный компонент
Концептуальная идея состоит в разнообразии методов творческой работы, в использовании новых игровых форм для организации обучения и возможности развития индивидуальных особенностей учащихся, интеллектуальных навыков и в создании необходимых условий для саморазвития, самовыражения, взаимообщения, повторения и закрепления
Методологические подходы:
- целостный подход: обеспечение единства обучения, воспитания и развития личности, выделение и изучение интегративных, инвариативных и системообразующих связей и отношений;
- личностно-деятельностный подход: взгляд на деятельность как основное средство и решающее условие развития личности, признание уникальности личности, её интеллектуальной деятельности с саморазвитием творческого потенциала личности;
- компетентностный подход: ориентирование на способность и готовность личности к учебно-творческой деятельности и решению разного рода проблем;
- технологический подход: четкость в фиксации образовательного процесса на разных этапах уроках;
- культурологический: освоение ребенком культуры современного общества во время организации педагогического процесса
Проблема обновленного содержания обучения требует введения новых современных технологий и приемов преподавания. Возникает потребность в расширении методического потенциала и применения активных формах обучения. К таким активным формам обучения относятся игровые технологии на основе тренировочных таблиц.
Актуальность данной педагогической технологии, состоящей из сочетания игрового и наглядного обучения, обусловлена тем, что она вовлекает учащихся в игровой форме в учебный процесс для формирования личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных учебных универсальных действий.
Новизна и особенность методической разработки состоит в форме и содержании для обобщения и структурирования работы по развитию интеллектуальных способностей учащихся при закреплении, повторении и проверки изученных знаний и умений.
Практическая значимость заключается
- в применении учащимися тренировочных таблиц на практике во время учебных занятий при закреплении, повторении и проверки изученного;
- содержимое тренировочных таблиц способствует развитию памяти, смекалки, сообразительности и логического мышления у учащихся;
- после участия в конкурсе тренировочные таблицы и методический комментарий для работы с ними будет доступен в педагогических интернет-сообществах для пользования коллегам.
Целевой компонент
Цель: создание наглядно-дидактического материала для повторения, закрепления и проверки знаний, учащихся по учебным предметам начальной школы в нестандартной форме
Задачи: знакомство учащихся с принципом работы по таблице, введение поэтапного алгоритма работы с материалом таблицы, закрепление и повторение изученных сведений по русскому языку, литературному чтению, математике и окружающему миру в начальной школе и применение их на практике, развитие интеллектуальных навыков, памяти, смекалки, сообразительности
Педагогическая целесообразность отбора содержания, средств, методов и форм работы предполагает следующие области деятельности:
-интеллектуальная: анализ, интерпретация, сопоставление, аргументирование, доказывание и отстаивание своей точки зрения;
- практическая: участие в обсуждении учебного вопроса, выступление и участие в дискуссии;
- организационная: работа в парах, группах, командах, выявление позиции и мнения других людей;
- поведенческая: умение «преподносить свое мнение», признавать и исправлять свои ошибки, проявлять доброжелательность, открытость.
Организационно-деятельностный компонент
Технологии: игровая технология, технология работы с таблицами, технология развития критического мышления, проблемное обучение, технология обучения в сотрудничестве – парная, групповая, командная
Формы: классно-урочная, фронтальная, групповая.
Методы: словесный, частично-поисковый, репродуктивный, наглядный.
Приёмы: самостоятельная работа, дидактическая игра, «мозговой штурм», устный опрос, взаимопроверка, конструирование вопроса, «Тонкий и толстый вопрос», «Вопрос эксперта», проверочная работа, тестирование
Средства взаимодействия с обучающимися: активные, интерактивные
Ресурсы образовательные: таблицы «Интерактивный бой»
Результативный компонент
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности (социальных, учебно-познавательных и внешних); формирование личностного смысла учения, устойчивого учебно-познавательного интереса к изучению языка, языковой деятельности, чтению и читательской деятельности;
- понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
- способность к самооценке на основе наблюдения над собственной речью;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
- навыки сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
- принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
- понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Познавательные УУД
- использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий
- ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять выбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой задачи;
- использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) представления информации для создания моделей изучаемых единиц языка, преобразовывать модели и схемы для решения учебных, практических и лингвистических задач;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя аудио-, видео- и графическое сопровождение;
- осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации разным признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждение
Коммуникативные УУД
- слушать и слышать собеседника, вести диалог;
- ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
- строить понятные высказывания, проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
- стремиться к более точному выражению собственного мнения и позиции;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;
- применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
Предметные результаты
- освоение первоначальных научных представлений об основных понятиях и правилах из области фонетики, графики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, орфографии (в объёме изучаемого курса), понимание взаимосвязи и взаимозависимости между разными сторонами языка;
- овладение учебными действиями с языковыми единицами: находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка, конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты), использовать эти действия для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
- овладение основами грамотного письма: основными орфографическими и пунктуационными умениями, умениями применять правила орфографии и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, умение проверять написанное
Критерии оценок при работе с таблицей соответствуют документу «Критерии и нормы оценивания результатов учебной деятельности, учащихся на уровне начального общего образования ФГОС НОО»
Формы и средства оценивания: устный фронтальный и индивидуальный опрос, письменное тестирование, самостоятельная работа, викторина, смотр знаний, игра
Рефлексия: прием «Дополни фразу»: «На уроке мне было интересно… На уроке я понял, что … На уроке я понял, что мне нужно…», приём «Выбор», приём «Распределение тематических картинок на доске в группы», приём «Условные знаки», приём «Одним словом»
Содержание таблицы «Интеллектуальный бой по русскому языку»: слова, пары слов, словосочетания с изученными орфограммами и грамматическими признаками, предложения с известными синтаксическими и пунктуационными признаками, фразеологизмы, грамматические определения, орфограммы по курсу «Русский язык» [5]
Таблицы по русскому языку представлены для 3 и 4 классов
Принцип работы с таблицей
«Интеллектуальный бой по русскому языку» для 3 класса
(работа по таблице для 4 класса ведется по аналогии)
I этап: ознакомительный. Прием «Мозговой штурм»
Учитель: Ребята, рассмотрите внимательно на таблицу. Как она называется?
- Почему она так называется? Что означает интеллектуальный?
- Глядя на таблицу, какие мысли у вас возникают?
- Какие грамматические понятия вам известны?
- Сформулируйте вопрос одноклассникам по материалу данной таблицы.
- Какие единицы русского языка здесь встречаются?
- Почему присутствуют числа? Что они означают?
- Попробуйте сформулировать правила игры.
Учитель дополняет и корректирует правила, озвученные учащимися.
II этап: тренировочный. Фронтальный опрос
Учитель: Ребята, сегодня мы вместе потренируемся работать по таблице. В начале игры я буду вам называть координаты и направлять на предполагаемые ответы.
Учащиеся находят координаты и отвечают на заданную тематику.
Учитель: 2 Г
Учащиеся: Предложение - это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль
Учитель: 3 А
Учащиеся: Местоимение – это самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, но не называет их.
Учитель: 8 Г
Учащиеся: Однокоренные слова – это слова, которые имеют одинаковый корень и близкое лексическое значение.
Учитель: 8 Б
Учащиеся: В русском языке 21 согласная буква
Учитель: Мы повторили теоретический материал. Теперь перейдем к практической части изучения родного языка. 5 Г
Варианты ответов могут быть в любом порядке, и учитель направляет учащихся на нужные ответы
Учащиеся: Слово дождевик. 1. Это имя существительное мужского рода, 2 склонения, единственного числа, нарицательное, неодушевленное
2. Слово многозначное. Это – гриб и легкий непромокаемый плащ. 3. В слове дождевик нулевое окончание, основа дождевик, корень дожд-, суффиксы –ев, -ик. 4. Однокоренные слова к слову дождевик: дождь, дождливый, задождило, дождевая, дождинка, дождливо, дождик.
Учитель: 8 А
Учащиеся: Это слова с проверяемой безударной гласной в корне слова. Вставляем в слово посидела букву-и- т.к. проверочное слова сидя, а во второе слово поседела букву-е -, потому что проверочное слово сед
Учитель: 10 В
Учащиеся: В слова замочек нужно писать букву е, так как при изменении слова в Р. п. гласная выпадает, а если гласная в Р. п. не выпадает, пишется в суффиксе –и-. Значит, в слове ключик, пишется буква -и-.
Координаты учитель выбирает по своему усмотрению на разных уроках.
III этап: повторительно-закрепительный. Устный опрос, самостоятельная работа, взаимопроверка, прием конструирования вопроса, прием «Тонкий и толстый вопрос», прием «Вопрос эксперта», задание на дом.
Устный опрос учитель проводит в начале урока в качестве грамматической разминки, актуализации изученного, введения в тему урока, подбирая соответствующие координаты.
Для самостоятельной работы учитель на доске, на экране или на индивидуальных карточках (можно использовать дифференцированный подход) пишет координаты, например, 4 А, 6 А, 9Д, 3 Б, 6 Е. По усмотрению учителя можно провести проверку выполненного задания на оценку или учащиеся проводят взаимопроверку.
Прием конструирования вопроса к заданной координате заключается в формулировании вопросов учителем от простых к более сложным. Например, 9А. Бессонница
Учитель: Определите часть речи, его грамматические признаки.
Учащиеся: Это существительное женского рода, 1 склонения, единственного числа, Им. п. или В. п. в зависимости от роли в предложении.
Учитель: Подберите однокоренные слова
Учащиеся: Сон, сонливый, сонник, соня, заснуть, сонливо, сонный.
Учитель: Разберите слово по составу
Учащиеся: окончание –а-, основа бессонниц-, корень -сон- приставка бес-, суффиксы –н-. –ниц-
Учитель: назовите орфограммы в слове
Учащиеся: орфограмма в приставке и в суффиксе
Прием «Тонкий и толстый вопрос»
Учитель: Это прилагательное: 6А, 3Е, 6Г, 7А, 7Г?
Учащиеся: да, да, нет, да, нет
Учитель: Дайте полное определение, приведите примеры и составьте предложение: 10 Г, 3 А, 1 В, 4 Г.
Учащиеся: Предлог - это часть речи, которая служит для связи слов в предложении. Примеры: на, в, около, по, перед. На море был шторм, но чаек он не испугал.
Омонимы – это слова одной части речи одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению. Примеры: ручка, лук, коса, кисть, ключ. Кисть винограда созрела в саду. Ученик приобрел новую кисть для урока рисования. Кисть руки – это часть руки от запястья до кончиков пальцев.
Прием «Вопрос эксперта» реализуется следующим образом: один учащийся подготавливает 5 координат, на которые знает всесторонние ответы. На уроке предоставляет своим одноклассникам, которые находят заданную координату и дают ответы.
Также в качестве домашнего задания учащимся предлагаются разные варианты координат для устного или письменного выполнения.
IV этап: проверочный. Игра «Интеллектуальный бой» по правилам, проверка изученного устно и письменно на оценку.
Игра может использоваться на разных этапах урока по выбору педагога. Так как учащиеся к данному этапу достаточно тренировались, должны знать много различных вариантов ответа. Учащиеся работают в парах, называя друг другу координаты. Также интересно работа в тройках и четверках, когда поочередно называется координата, а учащиеся отвечают, дополняя ответы своих одноклассников.
Материал игры используется для проверочной работы по изученным темам.
Варианты заданий: 1. 2 А. Сделать разбор предложения по членам предложения (На ветках ягоды рябины подмёрзли, и их клевали снегири), обозначить части речи, выполнить фонетический (ягоды), словообразовательный (подмерзли) и грамматический (рябины) разбор слов.
2. Выписать в 2 группы слова с пропущенными безударными в корне слова, обозначить корень и подобрать проверочные слова (счастливые – счастье, бережок – берег) и слова с проверяемыми парными согласными (узкий – узенький, проход – ходить).
3. 4 Д. Списать, вставляя пропущенные буквы, обозначить часть слова, в котором пропущена буква. К одному выбранному слову из текста записать 3 – 4 однокоренных слова и 3 – 4 формы слова [3]
Учитель может варьировать виды работ по таблице в зависимости от типа урока, его цели и подготовленности класса.
Литература
[1] Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе
образования /Е. С. Полат// М.: Издательский центр «Академия», 1999. 224 с.
[2] Чутко Н.Я. Учебная деятельность: знакомая и незнакомая, Самара: Учебная литература, 2005.
[3] Русский язык. Учеб. для общеобразовательных организаций. /В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – 8 изд. – М: Просвещение, 2017. (Школа России)
Интернет-ресурсы
https://р52.навигатор.дети/program/19441-matematika-i-olimpiady
https://www.freepng.ru/png-wpa0mo/
https://www.istockphoto.com/ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
игра для учащихся начальной школы
Цель игры: сплочение коллектива, развитие коммуникативных навыков, сообразительноости...
Внеклассная программа по курсу "Подвижные игры" для учащихся начальной школы.
Внеклассная программа по курсу "Подвижные игры" для учащихся начальной школы.Программа рассчитана на 34 часа в год. Программа подходит для работы школьной спортивной секции....
Внеклассная программа по курсу "Подвижные игры" для учащихся начальной школы.
программа рассчитана 34 часа в год...
Интеллектуальная игра для учащихся начальной школы "Умники и умницы"
Игра представлена в интерактивной форме и состоит из пяти категорий вопросов: "Загадки", ""Сказки", ""История", ""Деревья", "Детские писатели"....
"Брэйн-ринг" Интеллектуальная игра для учащихся начальной школы
Позволить учащимся проявить свою эрудицию, дисциплинированность, показать знания, полученные в начальной школе, расширить кругозор - для этого предназначена игра "Брэйн-ринг"....
Использование авторского онлайн курса «В стране выученных уроков. Русский язык. 4 класс» при обучении учащихся начальной школы
Статья раскрывает опыт работы по созданию и использованию в обучении учащихся начальной школы авторских онлайн курсов....
Интеллектуальная игра для учащихся начальной школы
Игра-викторина для учеников начальной школы. Вопросы викторины охватывают различные области знаний. Помогает учащимся использовать свои знания в условиях здоровой конкуренции.игровое время 40-45 ...