программа по внеурочной деятельности Город друзей
материал
программа по внеурочной деятельности Город друзей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 130.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 13 г. Горно-Алтайска»
«Рассмотрено» ШМО учителей начальных классов | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР | «Утверждаю» Директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 13 г. Горно-Алтайска» |
Л.А. Богданова | Т.В. Фёдорова | И.Д.Шнайдер |
Протокол № 1 от 28.08.2014г. | « »___________2014г. | Приказ № ____от ___2014г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
общекультурного направления «В мире красоты».
4 «А» класс
Количество часов: 34 ч.
Учитель: Чернышева Л.Г.
Первая квалификационная категория
2019-2020
г. Горно-Алтайск
Пояснительная записка
Программа «В мире красоты» разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности в 3-м классе.
Программа составлена на основе примерных программ внеурочной деятельности, методической литературы, интернет. ресурсов, рекомендаций по оформлению программ внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО от 09.11.2011 № 47-17957/11-14.
Нормативно-правовая база в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Одной из самых актуальных проблем стало воспитание нравственно-этической культуры школьников. Известно, что воспитанность – качество личности, определяющее, прежде всего в повседневном поведении человека его отношение к другим людям. В основе такого отношения лежат уважение и доброжелательность к каждому человеку в частности и культуре нации в целом.
Нравственная, эмоциональная и эстетическая сторона личности – это её ядро, поэтому ей и в плане гармонического развития принадлежит ведущее место. Что же такое гармоническое развитие? Гармония – это соотношение всех частей целого, их взаимопроникновение Сильные стороны личности ребёнка подтягивают слабые, поднимая их на более высокие уровни, заставляющие всю сложнейшую систему – человеческую личность – функционировать более гармонично и целостно.
Существует проблема: несоответствие представлений детей о нравственном поведении и их истинном поведении в детском коллективе, в обществе.
Предметный курс «В мире красоты» предполагает формирование человечности, развитие нравственных качеств, где ребёнок мог бы постигнуть и почувствовать важность и прелесть не только человеческих отношений, человеческой взаимности, определить свою моральную позицию, поупражняться в нравственных поступках. А также жить под девизом «В человеке должно быть всё прекрасно…»
Внеурочная деятельность « В мире красоты» содержит систему работы с детьми по их этическому и эстетическому воспитанию. Навыки и привычки морального поведения устойчивы тогда, когда они выработаны с детства. Опыт педагогической практики убеждает, что для младшего школьника характерно внимание к нравственной стороне поступка, желание дать ему моральную оценку, стремление быть хорошим в оценке окружающих. К сожалению, в школе это благоприятное время для усвоения этических и эстетических норм поведения часто упускается, что приводит порой к разрыву между моральным сознанием и поведением в последующем развитии ребёнка. Поэтому важно в воспитательном влиянии на детей не только закрепить это внимание, но и развить умение и привычку к постоянной моральной оценке своего поведения и поведения окружающих.
Программа «В мире красоты» разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности в 3 классе.
Главное назначение данного курса формирование навыков общения и культуры поведения учащихся в начальных классах, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности.
Программа «В мире красоты» рассчитана на 34 часа (1 час в неделю), продолжительность занятий 45 мин.
Программа рассчитана на детей 9-10 лет. Срок реализации – 1 год.
Цель:
создание условий для развития нравственной, общекультурной личности, владеющей основами культуры поведения, эстетического вкуса, умение замечать красоту вокруг себя.
Задачи:
- познакомить детей с терминологией, учить использовать «специальные слова» в речевом общении, помочь освоить нормы этикета;
- обучать детей пониманию себя и умению «быть в мире с собой»;
-формировать адекватную самооценку, умение анализировать собственные поступки;
- развивать у детей навыки культурного общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми с ориентацией на метод сопереживания, умение слушать других, стремление говорить понятно.
- развивать правильную речь, исключая из неё слова «паразиты», оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей, уметь противостоять отрицательным явлениям среды;
- развивать навыки самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения.
-развивать самостоятельность мыслей и поступков у детей;
- способствовать воспитанию интереса к окружающим людям.
Формы и методы работы:
- Беседы
- Игры (сюжетно - ролевые, словесные, игры - драматизации)
- Рассказы педагога и детей
- Чтение художественных произведений
- Упражнения подражательно - исполнительского и творческого характера
- Сочинение историй
- Наблюдения
- Рассматривание рисунков и фотографий моделирование и анализ заданных ситуаций импровизации
- Дискуссии
- Исследования
- Коллективные творческие дела;
- Смотры-конкурсы, выставки
- Тренинги общения
- Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране
- Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
- Просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов
Содержание программы:
В курсе выделены 6 разделов, в которых раскрываются основные понятия: соответствии с содержанием и эстетической и общекультурной направленностью материала – освоением простыми нормами нравственности и эстетики:
1. Живопись
В разделе раскрывается понятие умения воспринимать и выражать своё отношение к шедеврам изобразительного искусства, участвовать в обсуждении изобразительного искусства.
2. ГРАФИКА
Создавать графическим и средствами образы природы. Выбирать характер линии для создания эмоциональных образов в рисунке. Изображать графическими средствами животных и птиц, строения. Выражать характер. Наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать геометрические формы предметов. Использование формы работы со скульптурными материалами. Передача в объёмной форме фактуры
3.СКУЛЬТУРА
В данном разделе представлен цикл занятий, направленный на выполнение творческих заданий и проектов. Умение использовать приёмы декоративного украшения плоской формы. Моделировать с помощью трансформации природные формы, использовать техники аппликации в прикладном искусстве. Изображать пейзажи, архитектурные сооружения, натюрморты, коллажи.
4.АППЛИКАЦИЯ
Данный раздел предусматривает вырабатывать умение выбирать и использовать различные материалы. Понимать условность и субъективность художественного образа. Участвовать в обсуждении и разработке творческих проектов. Выполнять трансформацию плоского листа бумаги.
5. БУМАЖНАЯ ПЛАСТИКА
Этот раздел обеспечивает обучение овладению силуэтным вырезанием формы. Углублять представления о получении объёма с помощью мятой бумаги. Использовать навыки работы с белой бумагой. Выполнять пластические композиции. Создавать и моделировать природные объекты, пейзажи, изображение угла парка, образы танцующих фигур, фигур в движении. Использовать различные приёмы смятия бумаги, Использовать для выразительности композиции сходство и контраст форм. Наблюдать и передавать в собственной художественной и творческой деятельности.
6. РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
Принимать участие в сохранении природы из природного материала.
Данный курс позволяет формировать следующие универсальные учебные действия (УУД):
регулятивные - обеспечивая умения решать проблемы, возникающие в ходе общения, при выполнении ряда заданий в ограниченное время;
познавательные - при необходимости извлекать информацию из различных источников, делать логические выводы;
коммуникативные - при использовании диалога, совместной творческой деятельности, презентации, за счёт обучения аргументировано отстаивать свою точку зрения, логически обосновывать свои выводы;
личностные - при выборе тематики занятия, воспитание толерантного отношения к иным решениям.
Формирование этих УУД в младшем школьном возрасте поможет школьнику адаптироваться и подготовиться к жизни в современном обществе.
Тематическое планирование.
4 класс.
ЖИВОПИСЬ (11 ч.) | Часы | Дата по плану | Дата по факту | |
1 | Живопись. Знакомство живописным приёмом подмалёвки. Освоение способа насыщения цветов. | 1ч | 07.09 | |
2 | Освоение способов насыщенных цветов. | 1ч | 14.09 | |
3 | Знакомство с эмоциональной выразительностью глухих цветов | 1ч | 21.09 | |
4 | Экскурсия в музей. | 1ч | 28.09 | |
5 | Изображение с натуры объектов природы (цветов). | 1ч | 03.10. | |
6 | Изображение с натуры объектов природы (сказочные персонажи) | 1ч | 10.10 | |
7 | Изображение с натуры веток. | 1ч | 17.10 | |
8 | Расширения опыта получения эмоционального насыщения красок. Его ахроматической шкалой. | 1ч | 24.10 | |
9 | Углубление знаний об основных и составных цветах. | 1ч | 31.10 | |
10 | Углубление знаний о тёплых и холодных цветах. | 1ч | 14.11 | |
11 | Практическая работа. Освоение приёмов получения живописного письма. | 1ч | 28.11 | |
12-13 | ГРАФИКА. (5 часов) Знакомство с выразительностью средств этого вида искусств. Первичное представление о контрасте тёмного и светлого пятен. | 2ч | 05.12. 12.12. | |
14-15 | Расширение знаний о выразительности языка графики и об использовании графических техник. | 2ч | 19.12. 26.12. | |
16 | Практическая работа: изображение рыб, насекомых, животных, сказочных персонажей, фактуры тканей, печать «сухой» кистью. | 1ч | 16.01 | |
17 | СКУЛЬПТУРА (6 часов) Изображение лежащих фигурок животных, сидящей фигуры человека. | 1ч | 23.01. | |
18 | Освоение приёмов декоративного украшения плоской формы элементами объёмных масс, приёмов продавливания карандашом, передача фактуры. Выставка. | 1ч | 30.01. | |
19 | Работа над рельефом. | 1ч | 06.02. | |
20 | Развитие навыков использования основных п | 1ч | 13.02. | |
21 | Приёмов работы (защипление, заминание, вдавливание и т.д.) пластилином. | 1ч | 20.02. | |
22 | Практическая работа: лепка отдельных фруктов. | 1ч | 27.02. | |
23 | АППЛИКАЦИЯ.(6 часов) Знакомство с разной техникой аппликации. | 1ч | 06.03. | |
24 | Развитие работы с ножницами. | 1ч | 13.03. | |
25 | Создание композиции из фантиков. | 1ч | 20.03. | |
26 | Проектная деятельность. «Техника вырезной аппликации.» | 1ч | 03.04. | |
27 | Практическая работа: изображение натюрмортов | 1ч | 10.04 | |
28 | Бумажная пластика. | 1ч | 17.04 | |
29 | РАБОТА С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ. Декоративная роспись камней | 1ч | 24.04 | |
30 | Организация и обсуждение детских работ. | 1ч | 08.05. | |
31 | Композиции на заданные темы. | 1ч | 15.05 | |
32-33 | Оформление уголков природы. | 2ч | 22.05 29.05 | |
Итого: | 33ч |
Предполагаемые результаты реализации программы.
В результате прохождения программы внеурочной деятельности предполагается достичь следующих результатов:
Первый уровень результатов – учащиеся должны знать и находить в природе и во взаимоотношениях красивое и беречь эту красоту, нормах и правилах нравственного поведения
Для достижения данного уровня результатов необходимо:
сформировать позитивное отношение учащихся к занятиям этической грамматикой и к этическим нормам взаимоотношения с окружающими.
Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.
Для достижения данного уровня результатов необходимо:
- Воспитать взаимоотношения обучающихся на уровне класса, то есть дружественной просоциальной среды, в которой каждый ребенок получает практическое подтверждение приобретенных знаний и начинает их ценить.
- Обучающиеся должны получить опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
Третий уровень результатов - получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданин
Для его достижения необходимо:
- сформировать навык взаимодействия обучающихся с представителями различных социальных субъектов, в том числе за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
- на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
- на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постоянным.
В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты следующие результаты:
Планируемые результаты работы.
Планируемые результаты определяются поставленными выше задачами и ориентируются на следующие критерии.
1. Изменения в модели поведения школьника:
- соблюдение культуры поведения и общения, правильных взаимоотношений; проявление доброжелательности, взаимопомощи, сочувствия, сопереживания;
- активное участие в альтруистической деятельности, проявление самостоятельности, инициативы, лидерских качеств;
- создание условий для реальной ценной деятельности самовыражения. и обеспечение формирования реально действующих мотивов.
2. Изменения объема знаний, расширение кругозора в области нравственности и этики:
- использование полученной на уроках информации во внеурочной и внешкольной деятельности;
- краткая характеристика (высказывание суждений) общечеловеческих ценностей и осознанное понимание необходимости следовать им;
- объективная оценка поведения реальных лиц, героев художественных произведений и фольклора с точки зрения соответствия нравственным ценностям.
3.Изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности:
- способность объективно оценивать поведение других людей и собственное,
- сформированность самоконтроля и самооценки: действия контроля способность создавать красоту своими руками беречь её.
Список литературы:
- Арова, Э. В. Будьте добры / Э. В. Арова. — М., 2009.
- Балакай, А. Г. Толковый словарь русского речевого этикета / А. Г. Балакай. — М., 2004.
- Богуславская, Н. Е. Весёлый этикет / Н. Е. Богуславская, Н. А. Купина. — Екатеринбург, 2002.
- Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи / Л. А. Введенская. — М., 2002
- Львова, С. И. Позвольте пригласить вас…, или Речевой этикет / С. И. Львова. — М., 2005.
- Насонкина, С. А. Уроки этикета / С. А. Насонкина. — СПб., 2003.
- Усачёв, А. Азбука хорошего поведения в стихах / А. Усачёв. — М., 2011.
- Шалаева, Г. Большая книга правил поведения для воспитанных детей / Г. Шалаева. — М., 2005.
- Формановская, Н. И. Культура общения и речевой этикет / Н. И. Формановская. — М., 2005.
- Шорыгина, Т. А. Вежливые сказки: Этикет для малышей / Т. А. Шорыгина. — М., 2004.
- Максименко Н.А. Практический курс обучения детей младшего школьного возраста основам коммуникации.//Спутник классного руководителя. 1 - 4 классы.// - Волгоград: Учитель, 2007.
- Савова М.Р. Повышение культуры речи как фактор развития личности.
//Начальная школа// № 6 - 2008.
- Юдина Н.А. «Навстречу». Программа воспитания коммуникативной культуры школьников //Классный руководитель// № 3 - 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юные друзья природы»
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юные друзья природы»...

Программа по внеурочной деятельности "Юные друзья природы"
Учащимся младшего школьного возраста будет интересно узнать о природе родного края....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мы - твои друзья".
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мы - твои друзья" для 2 класса....

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Мы-твои друзья.2 класс (.А. Г. Макеевой В. А. Самкова, Е. М. Клемяшова «Мы –твои друзья».)
laquo;Мы – твои друзья!»34 часа в год при 1 часе в неделю. Рабочая программа внеурочной деятельности (социального направления) составлена на основе авторской программы внеурочной де...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Друзья природы"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Друзья природы" 2 года обучения...

Программа по внеурочной деятельности для 3 класса "Мы - твои друзья".
Данная программа разработана по внеурочной деятельности для 3 класса "Мы - твои друзья"....