Рабочая программа по внеурочной деятельности. Мы-твои друзья.2 класс (.А. Г. Макеевой В. А. Самкова, Е. М. Клемяшова «Мы –твои друзья».)
рабочая программа
«Мы – твои друзья!»
34 часа в год при 1 часе в неделю.
Рабочая программа внеурочной деятельности (социального направления) составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности А. Г. Макеевой В. А. Самкова, Е. М. Клемяшова «Мы –твои друзья», в соответствии с Законом РФ «Об образовании», ФГОС начального общего образования и планируемых результатов начального общего образования.
Программа разработана сотрудниками ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания - Российской академии образования» при финансовой поддержке компании Нестле Россия.
Пояснительная записка
Тема воспитания ответственности, любви и заботы по отношению к «братьям нашим меньшим» важна и значима для современной школы. Сегодня психологи и социологи с тревогой говорят о все большем распространении в обществе «эмоциональной глухоты». Она выражается в ограниченной способности человека осознать и выразить свои чувства, неумении понять эмоциональное состояние другого человека и сопереживать ему. Как результат – мы все чаще сталкиваемся с случаями проявления «необъяснимой» и пугающей жестокости со стороны даже совсем юных людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
my_-_tvoi_druzya_syumaykina_n._a._korrekt.docx | 47.53 КБ |
Предварительный просмотр:
«Мы – твои друзья!»
34 часа в год при 1 часе в неделю.
Рабочая программа внеурочной деятельности (социального направления) составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности А. Г. Макеевой В. А. Самкова, Е. М. Клемяшова «Мы –твои друзья», в соответствии с Законом РФ «Об образовании», ФГОС начального общего образования и планируемых результатов начального общего образования.
Программа разработана сотрудниками ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания - Российской академии образования» при финансовой поддержке компании Нестле Россия.
Пояснительная записка
Тема воспитания ответственности, любви и заботы по отношению к «братьям нашим меньшим» важна и значима для современной школы. Сегодня психологи и социологи с тревогой говорят о все большем распространении в обществе «эмоциональной глухоты». Она выражается в ограниченной способности человека осознать и выразить свои чувства, неумении понять эмоциональное состояние другого человека и сопереживать ему. Как результат – мы все чаще сталкиваемся с случаями проявления «необъяснимой» и пугающей жестокости со стороны даже совсем юных людей.
Давно доказано, общение с животными очень значимо для формирования личности ребенка. Оно дает ценный опыт изучения и анализа поведения другого существа, понимания значения его поведенческих реакций.
Домашние питомцы дарят возможность даже совсем юному человеку почувствовать себя взрослым и сильным. Тем, кто может накормить, приласкать, успокоить, защитить. Полученный опыт заботы и опеки над «братьями меньшими» поможет ребенку в дальнейшем научиться заботиться и о близких людях - родителях, друзьях и т.д.
Привязанность домашнего питомца дарит хозяину (и взрослому, и ребенку) ощущение тепла и любви, помогает справляться с грустью, усталостью, унынием. Домашние животные, по мнению лауреата Нобелевской премии, этолога Конрада Лоренца – прекрасные учителя, которые могут научить человека искусству бескорыстной и безусловной любви к другому.
Содержание программы строится на основе деятельного подхода. Основное условие ее эффективной реализации заключается в постоянном вовлечении учащихся в различные виды деятельности, позволяющей им приобретать новые знания, формировать суждения, осваивать практические навыки. Все это, в свою очередь, оказывается базой для формирования основ экологической ответственности как черты личности.
Роль учебного предмета в достижении планируемых результатов освоения образовательной программы.
Программа носит интегрированный характер и направлена на решение конкретных педагогических задач, для решения которых требуются определенные знания из различных предметных областей, изучаемых в начальной школе: окружающего мира, литературного чтения, изобразительного искусства, музыки.
Цель программы «Мы - твои друзья» - формирование у школьников ответственного отношения к домашним животным. Оно базируется на осведомленности школьников о нуждах и потребностях домашних животных, понимании - какую роль играет человек в жизни питомцев, готовности заботиться и бережно относиться к животным.
Задачи программы:
- формирование представлений об универсальной ценности домашних животных как представителей мира живой природы, понимания связи человека и природы;
- развитие устойчивого познавательного, эстетического и практического интереса к домашним животным;
- вовлечение учащихся в реальную деятельность по уходу за домашними питомцами;
- формирование ценностного, глубоко-эмоционального отношения детей к животным;
Место учебного предмета в учебном плане.
На изучение курса «Мы – твои друзья» во 2 классе выделяется 34 часа, 1 час в неделю, 34 учебные недели.
Система оценки достижений планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности - зачетная.
Формы контроля – тесты, викторины, выставка достижений, проекты.
Педагогические технологии, используемые учителем для достижения требуемых результатов обучения:
В реализации программы используются различные виды деятельности: игровой, познавательный, развлекательный (досуговое общение), проблемно-ценностное общение; социальное и досуговое художественное творчество.
Используются следующие формы и методы организации деятельности младших школьников: беседа, диалог, дискуссия; дидактические, сюжетно-ролевые игры; конкурсы, викторины, турниры, проектные работы
Планируемые результаты освоения программы.
Личностные результаты:
- интерес к изучению домашних животных;
- умение выражать свое отношение к домашним животным различными художественными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т.д.);
- готовность внимательно и ответственно относиться к домашним животным; сопереживать и сочувствовать им;
- желание и готовность расширять свои познания, связанные с домашними животными за счет самостоятельного поиска информации.
Метапредметные результаты.
Познавательные УУД:
- навыки организации своей деятельности: постановка цели, планирование этапов; оценка результатов своей деятельности;
- приёмы исследовательской деятельности, связанной с изучением домашних животных: формулирование (с помощью учителя) цели исследования, наблюдение; фиксирование результатов, формулировка выводов по результатам исследования;
- навыки работы с источниками информации, связанными с домашними животными: выбор источников информации; поиск и отбор информации, анализ информации;
- навыки эффективной коммуникации – взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
Регулятивные УУД:
- учиться совместно давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности других;
- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
- учиться отличать верно, выполненное задание от неверного;
Коммуникативные УУД:
- умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми, на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации,
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на занятиях и следовать им;
- учиться согласованно, работать в группе;
- формирование компетентности в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности;
- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям.
Работа с информацией:
Обучающиеся научатся:
- осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, библиотеках, интернете;
- рассматривать ее с разных точек зрения, выделять и фиксировать нужную информацию, анализировать и преобразовывать ее, критически оценивать;
- определять возможные источники информации и способы ее поиска.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- оценивать потребность в дополнительной информации;
- получать информацию из наблюдений при общении;
- анализировать полученные сведения, выделяя признаки и их значения, определяя целое и части;
- наращивать свои собственные знания, сравнивая, обобщая и систематизируя полученную информацию и имеющиеся знания, обновляя представления о причинно-следственных связях.
Совместная деятельность:
Обучающиеся научатся:
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
- оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности
- осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра.
Предметные результаты:
Обучающиеся получат:
- в ценностно-ориентационной сфере — сформированные представления об экологии, как важном элементе культурного опыта человечества;
- в познавательной сфере — сформированные представления о роли домашних животных в жизни человека, понимание важности правильного ухода за домашними животными (кормление, выгул, обустройство мест содержания и т.д.); представление о нормах и правилах безопасного поведения при встрече с чужими или бездомными животными;
- в трудовой сфере — использование полученных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за питомцами;
- в эстетической сфере — умение оценить красоту животного;
- в сфере физической культуры — элементарные представления о пользе нормированной физической нагрузки для здоровья, выносливости, эмоционального настроя (своего и питомца), понимание того, как ежедневные прогулки и игры с домашним питомцем могут повлиять на физическую активность хозяина.
Обучащиеся получат возможность научиться:
- правилам безопасного поведения при встрече с незнакомыми или бездомными животными;
- правильно ухаживать за домашними собаками и кошками не забывая про личную гигиену.
Содержание курса:
Программа построена по модульному принципу. В основе программы 6 разделов:
Давайте познакомимся! Почему люди заводят домашних животных. Питомец — животное, за которым ухаживает человек. Какие бывают домашние питомцы. Как домашние животные и их хозяева находят общий язык. Влияние общения с животными на эмоции, настроение, самочувствие человека. Как правильно выбрать и где приобрести домашнего питомца. Организации и учреждения, в которых могут помочь хозяевам домашних питомцев. Клубы любителей животных. Общество охраны животных. Справочная литература, периодические издания, телепередачи, интернет-ресурсы, посвященные содержанию животных. Нормативные документы, регулирующие правила содержания домашних питомцев. Права и обязанности хозяев животных.
Как мы появились в твоем доме? Мы очень разные! История одомашнивания. История появления различных пород кошек и собак, их назначение. Различные породы собак и кошек, особенности поведения, характера, привычек. Различия в поведении и особенностях взаимоотношений кошек и собак с человеком и между собой. Собака или кошка? Что необходимо знать, чтобы правильно выбрать себе домашнего питомца. «Мы в ответе за тех, кого приручили»: самое главное качество хозяина питомца — ответственность.
Как мы устроены и как за нами ухаживать? Особенности организма собак и кошек. Сравнение внешнего строения тела собак и кошек. Что необходимо собакам и кошкам для хорошего самочувствия. Разный возраст — разные потребности. Особенности содержания молодых и взрослых животных: кормление, общение и игры, посещение ветеринара, участие в выставках. Животные тоже стареют.
Культура содержания собак и кошек в городе. Как должно быть обустроено место для собаки или кошки в городской квартире. Где и как правильно выгуливать собаку в городе.
Как защитить собак и кошек от жестокого обращения. Сопереживание, сочувствие и содействие животным. Почему появляются бездомные кошки и собаки? Помощь бездомным животным.
Школа для животных: как правильно воспитывать питомцев. Как общаются животные друг с другом и с человеком. Почему важно понимать «язык» животных. Звуковое общение. Язык тела: что означают различные позы и поведение кошек и собак.
Основные правила воспитания и дрессировки собак и кошек. Методы поощрения в воспитании. Как правильно воспитывать кошек.
Игры с питомцем: проводим время вместе.
Осторожно — незнакомая собака! Правила общения с чужими домашними кошками и собаками. Правила безопасности при встрече с бездомными собаками.
На приеме у Айболита. Здоров ли ваш питомец? Первые признаки недомогания у кошек и собак. В каких случаях следует обращаться в ветеринарную клинику.
Что нужно знать о прививках собакам и кошкам.
Гигиена — прежде всего! Какие заболевания могут передаваться от собак и кошек человеку. Какие правила помогут избежать заражения.
Мы с тобой друзья! Как домашние питомцы вдохновляют художников, писателей, поэтов. Образы собак и кошек в искусстве — в музыке, живописи, литературе, театре, кино, танце.
Знаменитые кошки и собаки. Собаки и кошки – герои. Знаменательные даты, связанные с домашними животными.
Мой питомец – самый лучший! Выставки рисунков, плакатов, фотографий, поделок в рамках тематических недель. Подведение итогов.
Тематическое планирование
№ | Раздел | Часы |
1 | Давайте познакомимся! | 7 |
2 | Как мы появились в твоем доме? Мы очень разные! | 5 |
3 | Как мы устроены и как за нами ухаживать? | 6 |
4 | Школа для животных: как правильно воспитывать питомцев | 6 |
5 | На приеме у Айболита | 4 |
6 | Мы с тобой друзья! | 6 |
Итого 34 часа |
Календарно – тематическое планирование
(По программе – 34 часа при 1 часе в неделю)
№ | Наименование разделов и тем | Форма занятия | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме | Даты занятия | |
Плановые сроки изучения материала | Скорректи рованные сроки изучения материала | ||||
1 четверть. 40 учебных дней. 8 ч. | |||||
1. | Давайте познакомимся! – 7 ч Вводное занятие. Знакомься- домашние животные. | Беседа | Познакомить учащихся с героями программы, почему люди заводят домашних животных, питомец — животное, за которым ухаживает человек. | 04.09.19 | |
2. | Почему люди заводят домашних питомцев? Какие бывают домашние питомцы. | Беседа | Сформировать представление о том, какие бывают домашние животные. Получение представления о разнообразии домашних питомцев. | 11.09.19 | |
3. | Влияние общения с животными на эмоции, настроение, самочувствие человека. | Сюжетно-ролевая игра | Развивать способности человека осознать и выразить свои чувства, умение понять эмоциональное состояние другого существа и сопереживать ему. | 18.09.19 | |
4. | Как правильно выбрать и где приобрести домашнего питомца. | Беседа | Формировать ответственное отношение к выбору домашнего питомца. | 25.09.19 | |
5. | Клубы любителей животных. | Рассказ | Дать представление о существовании клубов любителей животных. Формировать представление о назначении таких клубов и их работе. | 02.10.19 | |
6. | Права и обязанности хозяев животных. | Сюжетно-ролевая игра | Познакомить с правами и обязанностями хозяев домашних питомцев. Формировать ответственное отношение к приобретению и содержанию домашнего питомца. | 09.10.19 | |
7. | Организации и учреждения, в которых могут помочь хозяевам домашних питомцев. | Беседа | Познакомить с организациями и учреждениями, в которых могут помочь хозяевам домашних питомцев. | 16.10.19 | |
8. | Как мы появились в твоем доме? Мы очень разные! - 5 часов История одомашнивания. | Рассказ | Познакомить с историей одомашнивания животных. | 23.10.19 | |
2 четверть. 39 учебных дней. 8 ч. | |||||
9. | История появления различных пород кошек и собак, их назначение. | Викторина | Познакомить с разнообразными породами кошек и собак. Формировать представление об истории их появления, их значимости в жизни человека. | 06.11.19 | |
10. | Различные породы собак и кошек, особенности поведения, характера, привычек. | Викторина | Формировать представление о многообразии животного мира. Усвоение знаний об особенностях поведения, характера, привычек кошек и собак. | 13.11.19 | |
11. | Как правильно выбрать и где приобрести домашнего питомца. | Дискуссия | Формировать ответственное отношение к выбору домашнего питомца. | 20.11.19 | |
12. | «Мы в ответе за тех, кого приручили»: самое главное качество хозяина питомца — ответственность. | Беседа | Формировать у детей ответственное отношение к домашним животным, готовности заботиться и опекать своих питомцев. | 27.11.19 | |
13. | Как мы устроены и как за нами ухаживать? – 6 часов Сравнение внешнего строения тела собак и кошек. | Рассказ | Сформировать у детей представление о сходстве и различии строения тела кошки и собаки. Расширить представление о правилах содержания домашних питомцев, их нуждах и потребностях. Формировать грамотное поведение во время прогулки с собакой. | 04.12.19 | |
14. | Особенности содержания молодых и взрослых животных: кормление, общение и игры, посещение ветеринара, участие в выставках | Беседа | 11.12.19 | ||
15. | Культура содержания собак и кошек в городе. | Сюжетно-ролевая игра | 18.12.19 | ||
16. | Как защитить собак и кошек от жестокого обращения | Беседа | Формировать у детей ответственное отношение к животным, воспитывать чувство сострадания и сопереживания к ним. | 25.12.19 | |
3 четверть. 50 учебных дней. 10 часов. | |||||
17. | Сопереживание, сочувствие и содействие животным. | Беседа | Формировать у детей ответственное отношение к животным, воспитывать чувство сострадания и сопереживания, воспитание у них умения чувствовать и сочувствовать, помогать тому, кто нуждается в опеке и заботе. | 15.01.20 | |
18. | Почему появляются бездомные кошки и собаки? Помощь бездомным животным | Беседа | Формировать у детей ответственное отношение к животным, воспитывать чувство сострадания и сопереживания, воспитание у них умения чувствовать и сочувствовать, помогать тому, кто нуждается в опеке и заботе. | 22.01.20 | |
19. | Школа для животных: как правильно воспитывать питомцев – 6 часов Как общаются животные друг с другом и с человеком. | Формировать представление о характерных особенностях поведения домашних животных. Воспитывать наблюдательность и любознательность. | 29.01.20 | ||
20. | Язык тела: что означают различные позы и поведение кошек и собак. | Викторина | Формировать представление о характерных особенностях поведения домашних животных. Воспитывать наблюдательность и любознательность. Приобретение ценного опыта изучения и анализа поведения другого существа, понимания значения его поведенческих реакций. | 05.02.20 | |
21. | Как учатся животные. | Сюжетно-ролевая игра | Формировать представление о характерных особенностях поведения домашних животных. Воспитывать наблюдательность и любознательность. | 12.02.20 | |
22. | Игры с питомцем: проводим время вместе. | Игра | Формирование ценностного, эмоционально-окрашенного отношения младших школьников к животным Формировать грамотное поведение с чужими домашними кошками и собаками. | 19.02.20 | |
23. | Правила общения с чужими домашними кошками и собаками. | Беседа | 26.02.20 | ||
24. | Правила безопасности при встрече с бездомными собаками. | Беседа | 04.03.20 | ||
25. | На приеме у Айболита – 4 часа Как ты себя чувствуешь? Поможет ветеринар. | Рассказ | Формировать готовность заботиться и бережно относиться к животным. Вовлечение учащихся в реальную деятельность по уходу за домашними питомцами. | 11.03.20 | |
26. | Что нужно знать о прививках собакам и кошкам. | Рассказ | Познакомить детей с видами прививок. Для чего их делают. | 18.03.20 | |
4 четверть. 36 учебных дней. 8 часов | |||||
27. | В каких случаях следует обращаться в ветеринарную клинику. | Беседа | Вовлечение учащихся в реальную деятельность по уходу за домашними питомцами. | 01.04.20 | |
28. | Как избежать опасности? | Сюжетно-ролевая игра | Вовлечение учащихся в реальную деятельность по уходу за домашними питомцами. | 08.04.20 | |
29. | Мы с тобой друзья! – 6 часов Как домашние питомцы вдохновляют художников, писателей, поэтов. | Виртуальная экскурсия | Познакомить детей с произведениями художников, писателей, поэтов основной темой которых являются домашние животные. | 15.04.20 | |
30. | Образы собак и кошек в искусстве — в музыке, живописи, литературе, театре, кино, танце. | Творческая работа | Развитие устойчивого познавательного, эстетического и практического интереса к домашним животным; знакомство с произведениями отечественных и зарубежных писателей и поэтов, в которых отражены различные аспекты взаимоотношений человека и домашних животных. | 22.04.20 | |
31. | Знаменитые кошки и собаки. Собачья и кошачья работа. | Устный журнал | Развитие устойчивого познавательного, эстетического и практического интереса к домашним животным | 29.04.20 | |
32. | Знаменательные даты, связанные с домашними животными. | Устный журнал | Развитие устойчивого познавательного, эстетического и практического интереса к домашним животным | 06.05.20 | |
33. | Мой питомец – самый лучший! | Выставка работ | Дать возможность понять, какие замечательные существа находятся рядом с ними, и осознать, что эти любящие и преданные животные нуждаются в постоянной заботе своего хозяина. | 13.05.20 | |
34. | Конкурс знатоков «Что? Где? Когда?» Итоговое занятие. | Викторина | 20.05.20 | ||
Итого: 34 часа |
Материально- техническое обеспечение
Для учителя:
- Методическое пособие для учителей начальной школы «Мы - твои друзья» / А. Г. Макеева, В. А. Самкова, Е. М. Клемашова,
- Авторская программа внеурочной деятельности А. Г. Макеевой В. А. Самкова, Е. М. Клемяшова«Мы –твои друзья» для 1-4
Для учеников:
- Рабочая тетрадь для школьников «Мы – твои друзья» / А. Г. Макеева, В. А. Самкова, Е. М. Клемашова).
Книгопечатная продукция:
Т. А. Шорыгина «Безопасные сказки».
Печатные пособия
- Изобразительные наглядные пособия – таблицы; рисунки, схемы, плакаты, схематические рисунки, картины русских художников, произведения отечественных и зарубежных писателей, соответствующие программе.
Цифровые ресурсы
Технические средства обучения
- Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
- Мультимедийный проектор.
- Экспозиционный экран.
- Компьютер.
- Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения.
- Слайды, соответствующие содержанию обучения.
- Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания кафедры учителей начальных классов
от 28.08.2019г. №1
Руководитель кафедры
учителей начальных классов
_____________ Миронычева И.П.
СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по УВР
__________Л.С. Балаян.
29.08.2019г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектная деятельность" 1 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектная деятельность" 1 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности. Кружок "Твоя Вселенная" 1 - 4 класс
Кружок "Твоя Вселенная" проводится в рамках внеурочной деятельности по ФГОС НОО. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательно...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Музей в твоем классе» .
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Музей в твоем классе» для учащихся 1-4 классов начальной школы, составлена на основе примерной программы по внеурочной деятельности Федерального компонент...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир деятельности", 2 класс, УМК "Перпектива"
Надпредметный курс «Мир деятельности» для учащихся начальной школы предусматривает принципиально новый путь формирования универсальных учебных действий (УУД) и умения учиться в целом, созданный в обра...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мы - твои друзья".
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мы - твои друзья" для 2 класса....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мы- твои друзья»
Рабочие программы по внеурочной деятельности разрабатываю на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравстве...