Рабочая программа по внеурочной деятельности. Мы-твои друзья.2 класс (.А. Г. Макеевой В. А. Самкова, Е. М. Клемяшова «Мы –твои друзья».)
рабочая программа

Сюмайкина Надежда Анатольевна

«Мы – твои друзья!»

34 часа в год при 1 часе в неделю.

 

Рабочая программа внеурочной деятельности (социального направления) составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности А. Г. Макеевой В. А. Самкова, Е. М. Клемяшова «Мы –твои друзья», в соответствии с Законом РФ «Об образовании», ФГОС начального общего образования и планируемых результатов начального общего образования.

  Программа разработана сотрудниками ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания - Российской академии образования» при финансовой поддержке компании Нестле Россия.

Пояснительная записка

Тема воспитания ответственности, любви и заботы по отношению к «братьям нашим меньшим» важна и значима для современной школы.  Сегодня психологи и социологи с тревогой говорят о все большем распространении в обществе «эмоциональной глухоты». Она выражается в ограниченной способности человека осознать и выразить свои чувства, неумении понять эмоциональное состояние другого человека и сопереживать ему.  Как результат – мы все чаще сталкиваемся с случаями проявления «необъяснимой» и пугающей жестокости со стороны даже совсем юных людей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_-_tvoi_druzya_syumaykina_n._a._korrekt.docx47.53 КБ

Предварительный просмотр:

«Мы – твои друзья!»

34 часа в год при 1 часе в неделю.

Рабочая программа внеурочной деятельности (социального направления) составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности А. Г. Макеевой В. А. Самкова, Е. М. Клемяшова «Мы –твои друзья», в соответствии с Законом РФ «Об образовании», ФГОС начального общего образования и планируемых результатов начального общего образования.

  Программа разработана сотрудниками ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания - Российской академии образования» при финансовой поддержке компании Нестле Россия.

Пояснительная записка

Тема воспитания ответственности, любви и заботы по отношению к «братьям нашим меньшим» важна и значима для современной школы.  Сегодня психологи и социологи с тревогой говорят о все большем распространении в обществе «эмоциональной глухоты». Она выражается в ограниченной способности человека осознать и выразить свои чувства, неумении понять эмоциональное состояние другого человека и сопереживать ему.  Как результат – мы все чаще сталкиваемся с случаями проявления «необъяснимой» и пугающей жестокости со стороны даже совсем юных людей.  

Давно доказано, общение с животными очень значимо для формирования личности ребенка. Оно дает ценный опыт изучения и анализа поведения другого существа, понимания значения его поведенческих реакций.

Домашние питомцы дарят возможность даже совсем юному человеку почувствовать себя взрослым и сильным. Тем, кто может накормить, приласкать, успокоить, защитить.  Полученный опыт заботы и опеки над «братьями меньшими» поможет ребенку в дальнейшем научиться заботиться и о близких людях -  родителях, друзьях и т.д.

Привязанность домашнего питомца дарит хозяину (и взрослому, и ребенку) ощущение тепла и любви, помогает справляться с грустью, усталостью, унынием. Домашние животные, по мнению лауреата Нобелевской премии, этолога Конрада Лоренца – прекрасные учителя, которые могут научить человека искусству бескорыстной и безусловной любви к другому.

Содержание программы строится на основе деятельного подхода. Основное условие ее эффективной реализации заключается в постоянном вовлечении учащихся в различные виды деятельности, позволяющей им приобретать новые знания, формировать суждения, осваивать практические навыки. Все это, в свою очередь, оказывается базой для формирования основ экологической ответственности как черты личности.

 Роль учебного предмета в достижении планируемых результатов освоения образовательной программы.

Программа носит интегрированный характер и направлена на решение конкретных педагогических задач, для решения которых требуются определенные знания из различных предметных областей, изучаемых в начальной школе: окружающего мира, литературного чтения, изобразительного искусства, музыки.

 

Цель программы «Мы - твои друзья» - формирование у школьников ответственного отношения к домашним животным. Оно базируется на осведомленности школьников о нуждах и потребностях домашних животных, понимании - какую роль играет человек в жизни питомцев, готовности заботиться и бережно относиться к животным.

Задачи программы:

  • формирование представлений об универсальной ценности домашних животных как представителей мира живой природы, понимания связи человека и природы;
  • развитие устойчивого познавательного, эстетического и   практического интереса к домашним животным;
  • вовлечение учащихся в реальную деятельность по уходу за домашними питомцами;
  • формирование ценностного, глубоко-эмоционального отношения детей к животным;  

Место учебного предмета в учебном плане.

На изучение курса «Мы – твои друзья» во 2 классе выделяется 34 часа, 1 час в неделю, 34 учебные недели.

Система оценки достижений планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности -  зачетная.

Формы контроля – тесты, викторины, выставка достижений, проекты.

   

Педагогические технологии, используемые учителем для достижения требуемых результатов обучения: 

В реализации программы используются различные виды деятельности: игровой, познавательный, развлекательный (досуговое общение), проблемно-ценностное общение; социальное и досуговое художественное творчество.

Используются следующие формы и методы организации деятельности младших школьников: беседа, диалог, дискуссия; дидактические, сюжетно-ролевые игры; конкурсы, викторины, турниры, проектные работы

Планируемые результаты освоения программы.

Личностные результаты:

  • интерес к изучению домашних животных;
  • умение выражать свое отношение к домашним животным различными художественными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т.д.);
  • готовность внимательно и ответственно относиться к домашним животным; сопереживать и сочувствовать им;
  • желание и готовность расширять свои познания, связанные с домашними животными за счет самостоятельного поиска информации.

Метапредметные результаты.

Познавательные УУД:

  •  навыки организации своей деятельности: постановка цели, планирование этапов; оценка результатов своей деятельности;
  •  приёмы исследовательской деятельности, связанной с изучением домашних животных: формулирование (с помощью учителя) цели исследования, наблюдение; фиксирование результатов, формулировка выводов по результатам исследования;
  • навыки работы с источниками информации, связанными с домашними животными: выбор источников информации; поиск и отбор информации, анализ информации;
  • навыки эффективной коммуникации – взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

Регулятивные УУД:

  • учиться совместно давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности других;
  • определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
  • учиться отличать верно, выполненное задание от неверного;

Коммуникативные УУД:

  • умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми, на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации,
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на занятиях и следовать им;
  • учиться согласованно, работать в группе;
  • формирование компетентности в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности;
  • развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
  • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям.

Работа с информацией:

Обучающиеся научатся:

  • осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, библиотеках, интернете;
  • рассматривать ее с разных точек зрения, выделять и фиксировать нужную информацию, анализировать и преобразовывать ее, критически оценивать;
  • определять возможные источники информации и способы ее поиска.

 Обучающиеся получат возможность научиться:

  • оценивать потребность в дополнительной информации;
  •       получать информацию из наблюдений при общении;
  •       анализировать полученные сведения, выделяя признаки и их значения, определяя целое и части;
  •      наращивать свои собственные знания, сравнивая, обобщая и систематизируя полученную информацию и имеющиеся знания, обновляя представления о причинно-следственных связях.

Совместная деятельность:

Обучающиеся научатся:

  • определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

       Обучающиеся получат возможность научиться:

  • учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;
  •    проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  •     учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  •         понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  •    договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  •    брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
  •     оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности
  •        осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра.

Предметные результаты:

Обучающиеся получат:

  • в ценностно-ориентационной сфере — сформированные представления об экологии, как важном элементе культурного опыта человечества;
  • в познавательной сфере — сформированные представления о роли домашних животных в жизни человека, понимание важности правильного ухода за домашними животными (кормление, выгул, обустройство мест содержания и т.д.); представление о нормах и правилах безопасного поведения при встрече с чужими или бездомными животными;
  • в трудовой сфере — использование полученных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за питомцами;
  • в эстетической сфере — умение оценить красоту животного;
  • в сфере физической культуры — элементарные представления о пользе нормированной физической нагрузки для здоровья, выносливости, эмоционального настроя (своего и питомца), понимание того, как ежедневные прогулки и игры с домашним питомцем могут повлиять на физическую активность хозяина.

Обучащиеся получат возможность научиться:

  • правилам безопасного поведения при встрече с незнакомыми или бездомными животными;
  • правильно ухаживать  за домашними собаками и кошками не забывая про личную гигиену.

Содержание курса:

Программа построена по модульному принципу. В основе программы 6 разделов:

Давайте познакомимся! Почему люди заводят домашних животных. Питомец — животное, за которым ухаживает человек. Какие бывают домашние питомцы. Как домашние животные и их хозяева находят общий язык. Влияние общения с животными на эмоции, настроение, самочувствие человека. Как правильно выбрать и где приобрести домашнего питомца. Организации и учреждения, в которых могут помочь хозяевам домашних питомцев. Клубы любителей животных. Общество охраны животных.  Справочная литература, периодические издания, телепередачи, интернет-ресурсы, посвященные содержанию животных. Нормативные документы, регулирующие правила содержания домашних питомцев. Права и обязанности хозяев животных.

Как мы появились в твоем доме? Мы очень разные! История одомашнивания. История появления различных пород кошек и собак, их назначение. Различные породы собак и кошек, особенности поведения, характера, привычек. Различия в поведении и особенностях взаимоотношений кошек и собак с человеком и между собой. Собака или кошка? Что необходимо знать, чтобы правильно выбрать себе домашнего питомца. «Мы в ответе за тех, кого приручили»: самое главное качество хозяина питомца — ответственность.

Как мы устроены и как за нами ухаживать? Особенности организма собак и кошек. Сравнение внешнего строения тела собак и кошек. Что необходимо собакам и кошкам для хорошего самочувствия. Разный возраст — разные потребности. Особенности содержания молодых и взрослых животных: кормление, общение и игры, посещение ветеринара, участие в выставках. Животные тоже стареют.

Культура содержания собак и кошек в городе. Как должно быть обустроено место для собаки или кошки в городской квартире. Где и как правильно выгуливать собаку в городе.

Как защитить собак и кошек от жестокого обращения. Сопереживание, сочувствие и содействие животным. Почему появляются бездомные кошки и собаки? Помощь бездомным животным.

Школа для животных: как правильно воспитывать питомцев. Как общаются животные друг с другом и с человеком. Почему важно понимать «язык» животных. Звуковое общение.    Язык тела: что означают различные позы и поведение кошек и собак.

Основные правила воспитания и дрессировки собак и кошек. Методы поощрения в воспитании. Как правильно воспитывать кошек.

Игры с питомцем: проводим время вместе.

Осторожно — незнакомая собака! Правила общения с чужими домашними кошками и собаками. Правила безопасности при встрече с бездомными собаками.

На приеме у Айболита. Здоров ли ваш питомец? Первые признаки недомогания у кошек   и собак.  В каких случаях следует обращаться в ветеринарную клинику.

  Что нужно знать о прививках собакам и кошкам.

Гигиена — прежде всего! Какие заболевания могут передаваться от собак и кошек человеку. Какие правила помогут избежать заражения.

 Мы с тобой друзья! Как домашние питомцы вдохновляют художников, писателей, поэтов. Образы собак и кошек в искусстве — в музыке, живописи, литературе, театре, кино, танце.

Знаменитые кошки и собаки. Собаки и кошки – герои. Знаменательные даты, связанные с домашними животными.

Мой питомец – самый лучший! Выставки рисунков, плакатов, фотографий, поделок в рамках тематических недель. Подведение итогов.

Тематическое планирование

Раздел

Часы

1

Давайте познакомимся!

7

2

Как мы появились в твоем доме? Мы очень разные!

5

3

Как мы устроены и как за нами ухаживать?

6

4

Школа для животных: как правильно воспитывать питомцев

6

5

На приеме у Айболита

4

6

Мы с тобой друзья!

6

Итого 34 часа

Календарно – тематическое планирование

(По программе – 34 часа при 1 часе в неделю)

Наименование  

разделов и тем

Форма занятия

Характеристика основных видов деятельности ученика

 (на уровне учебных действий) по теме

Даты занятия

Плановые

сроки изучения

материала

Скорректи

рованные сроки

изучения

материала

1 четверть.  40 учебных дней. 8 ч.

1.

Давайте познакомимся! – 7 ч

Вводное занятие. Знакомься- домашние животные.

Беседа

Познакомить учащихся с героями программы, почему люди заводят домашних животных, питомец — животное, за которым ухаживает человек.

04.09.19

2.

Почему люди заводят домашних питомцев? Какие бывают домашние питомцы.

Беседа

Сформировать представление о том, какие бывают домашние животные. Получение представления о разнообразии домашних питомцев.

11.09.19

3.

Влияние общения с животными на эмоции, настроение, самочувствие человека.

Сюжетно-ролевая игра

Развивать способности человека осознать и выразить свои чувства, умение понять эмоциональное состояние другого существа и сопереживать ему.

18.09.19

4.

Как правильно выбрать и где приобрести домашнего питомца.

Беседа

Формировать ответственное отношение к выбору домашнего питомца.

25.09.19

5.

Клубы любителей животных.

Рассказ

Дать представление о существовании клубов любителей животных. Формировать представление о назначении таких клубов и их работе.

02.10.19

6.

Права и обязанности хозяев животных.

Сюжетно-ролевая игра

Познакомить с правами и обязанностями хозяев домашних питомцев. Формировать ответственное отношение к приобретению и содержанию домашнего питомца.

09.10.19

7.

Организации и учреждения, в которых могут помочь хозяевам домашних питомцев.

Беседа

Познакомить с организациями и учреждениями, в которых могут помочь хозяевам домашних питомцев.

16.10.19

8.

Как мы появились в твоем доме? Мы очень разные! - 5 часов

История одомашнивания.

Рассказ

Познакомить с историей одомашнивания животных.

23.10.19

2 четверть. 39 учебных дней. 8 ч.

9.

История появления различных пород кошек и собак, их назначение.

Викторина

Познакомить с разнообразными породами кошек и собак. Формировать представление об истории их появления, их значимости в жизни человека.

06.11.19

10.

Различные породы собак и кошек, особенности поведения, характера, привычек.

Викторина

Формировать представление о многообразии животного мира. Усвоение знаний об особенностях поведения, характера, привычек кошек и собак.

13.11.19

11.

Как правильно выбрать и где приобрести домашнего питомца.

Дискуссия

Формировать ответственное отношение к выбору домашнего питомца.

20.11.19

12.

«Мы в ответе за тех, кого приручили»: самое главное качество хозяина питомца — ответственность.

Беседа

 Формировать у детей ответственное отношение к домашним животным, готовности заботиться и опекать своих питомцев. 

27.11.19

13.

Как мы устроены и как за нами ухаживать? – 6 часов

Сравнение внешнего строения тела собак и кошек.

Рассказ

Сформировать у детей представление о сходстве и различии строения тела кошки и собаки.

Расширить представление о правилах содержания домашних питомцев, их нуждах и потребностях.

Формировать грамотное поведение во время прогулки с собакой.

04.12.19

14.

Особенности содержания молодых и взрослых животных: кормление, общение и игры, посещение ветеринара, участие в выставках

Беседа

11.12.19

15.

Культура содержания собак и кошек в городе.

Сюжетно-ролевая игра

18.12.19

16.

Как защитить собак и кошек от жестокого обращения

Беседа

Формировать у детей ответственное отношение к животным, воспитывать чувство сострадания и сопереживания к ним.

25.12.19

3 четверть. 50 учебных дней. 10 часов.

17.

Сопереживание, сочувствие и содействие животным.

Беседа

Формировать у детей ответственное отношение к животным, воспитывать чувство сострадания и сопереживания, воспитание у них умения чувствовать и

сочувствовать, помогать тому, кто нуждается в опеке и заботе.

15.01.20

18.

Почему появляются бездомные кошки и собаки? Помощь бездомным животным

Беседа

Формировать у детей ответственное отношение к животным, воспитывать чувство сострадания и сопереживания, воспитание у них умения чувствовать и сочувствовать, помогать тому, кто нуждается в опеке и заботе.

22.01.20

19.

Школа для животных: как правильно воспитывать питомцев – 6 часов

Как общаются животные друг с другом и с человеком.

Формировать представление о характерных особенностях поведения домашних животных. Воспитывать наблюдательность и любознательность.

29.01.20

20.

Язык тела: что означают различные позы и поведение кошек и собак.

Викторина

Формировать представление о характерных особенностях поведения домашних животных. Воспитывать наблюдательность и любознательность. Приобретение ценного опыта изучения и анализа поведения другого существа, понимания значения его поведенческих реакций.

05.02.20

21.

Как учатся животные.

Сюжетно-ролевая игра

Формировать представление о характерных особенностях поведения домашних животных. Воспитывать наблюдательность и любознательность.

12.02.20

22.

Игры с питомцем: проводим время вместе.

Игра

Формирование ценностного, эмоционально-окрашенного отношения младших школьников к животным

Формировать грамотное поведение с чужими домашними кошками и собаками.

19.02.20

23.

Правила общения с чужими домашними кошками и собаками.

Беседа

26.02.20

24.

Правила безопасности при встрече с бездомными собаками.

Беседа

04.03.20

25.

На приеме у Айболита – 4 часа 

Как ты себя чувствуешь? Поможет ветеринар.

Рассказ

Формировать готовность заботиться и бережно относиться к животным. Вовлечение учащихся в реальную деятельность по уходу за домашними питомцами.

11.03.20

26.

Что нужно знать о прививках собакам и кошкам.

Рассказ

Познакомить детей с видами прививок. Для чего их делают.

18.03.20

4 четверть. 36 учебных дней. 8 часов

27.

В каких случаях следует обращаться в ветеринарную клинику.

Беседа

Вовлечение учащихся в реальную деятельность по уходу за домашними питомцами.

01.04.20

28.

Как избежать опасности?

Сюжетно-ролевая игра

Вовлечение учащихся в реальную деятельность по уходу за домашними питомцами.

08.04.20

29.

Мы с тобой друзья! – 6 часов

Как домашние питомцы вдохновляют художников, писателей, поэтов.

Виртуальная экскурсия

Познакомить детей с произведениями художников, писателей, поэтов основной темой которых являются домашние животные.

15.04.20

30.

Образы собак и кошек в искусстве — в музыке, живописи, литературе, театре, кино, танце.

Творческая работа

Развитие устойчивого познавательного, эстетического и практического интереса к домашним животным; знакомство с произведениями отечественных и зарубежных писателей и поэтов, в которых отражены различные аспекты взаимоотношений человека и домашних животных.

22.04.20

31.

Знаменитые кошки и собаки. Собачья и кошачья работа.

Устный журнал

Развитие устойчивого познавательного, эстетического и практического интереса к домашним животным

29.04.20

32.

Знаменательные даты, связанные с домашними животными.

Устный журнал

Развитие устойчивого познавательного, эстетического и практического интереса к домашним животным

06.05.20

33.

Мой питомец – самый лучший!

Выставка работ

Дать возможность понять, какие замечательные существа находятся рядом с ними,  и осознать,  что эти любящие и преданные животные нуждаются в постоянной заботе своего хозяина.

13.05.20

34.

Конкурс знатоков «Что? Где? Когда?» Итоговое занятие.

Викторина

20.05.20

Итого: 34 часа

 Материально- техническое обеспечение

Для учителя:

  • Методическое пособие для учителей начальной школы «Мы - твои друзья» / А. Г. Макеева, В. А. Самкова, Е. М. Клемашова,
  • Авторская программа внеурочной деятельности А. Г. Макеевой В. А. Самкова, Е. М. Клемяшова«Мы –твои друзья» для 1-4

Для учеников:

  • Рабочая тетрадь для школьников «Мы – твои друзья» / А. Г. Макеева, В. А. Самкова, Е. М. Клемашова).

Книгопечатная продукция:

Т. А. Шорыгина «Безопасные сказки».

Печатные пособия

  • Изобразительные наглядные пособия – таблицы; рисунки, схемы, плакаты, схематические рисунки, картины русских художников, произведения отечественных и зарубежных писателей, соответствующие программе.

Цифровые ресурсы

Технические средства обучения

  • Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
  • Мультимедийный проектор.
  • Экспозиционный экран.
  • Компьютер.
  • Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения.
  • Слайды, соответствующие содержанию обучения.
  • Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания кафедры учителей начальных классов

от  28.08.2019г. №1

Руководитель кафедры

учителей начальных классов

_____________ Миронычева И.П.

СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по УВР

__________Л.С. Балаян.

29.08.2019г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектная деятельность" 1 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектная деятельность" 1 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Кружок "Твоя Вселенная" 1 - 4 класс

Кружок "Твоя Вселенная" проводится в рамках внеурочной деятельности по ФГОС НОО. Программа  составлена    в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательно...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Музей в твоем классе» .

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Музей в твоем классе» для учащихся 1-4 классов начальной школы, составлена на основе примерной программы по внеурочной деятельности Федерального компонент...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир деятельности", 2 класс, УМК "Перпектива"

Надпредметный курс «Мир деятельности» для учащихся начальной школы предусматривает принципиально новый путь формирования универсальных учебных действий (УУД) и умения учиться в целом, созданный в обра...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мы - твои друзья".

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мы - твои друзья" для 2 класса....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мы- твои друзья»

Рабочие  программы по   внеурочной деятельности разрабатываю на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравстве...