Фольклорный праздник «На завалинке»
план-конспект занятия (2 класс)

Кулагина Галина Ивановна

Цель занятия: формировать личность, патриота, гражданина своей малой и большой Родины с развитой этномузыкальной культурой, этническим самосознанием, этнической и этнокультурной толерантностью в ходе освоения родной музыкальной культуры и музыки народов региона, страны и мира, способность к межкультурному и межэтническому общению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prazdnik_na_zavalinke.docx40.22 КБ

Предварительный просмотр:

Фольклорный праздник  «На завалинке»

Оформление: макет дома, плетня, завалинка.

Дети в русских народных костюмах сидят на завалинке.(звучит народная песня)

Ведущий:

Добрый день, гости дорогие! Гости званные, да желанные!

Люди зрелые  и молодые, женатые и холостые!

Давно мы вас ждали  поджидали. У нас для каждого найдётся и местечко, и словечко, и забавушек разных мы припасли на каждый вкус.

Дай Бог тому, кто в нашем дому-

Дорогим гостям, да вашим детушкам.

Наделил бы вас Господь

И житьём и бытьём и здоровьицем!

И по старой русской традиции кланяемся вам в пояс…

(медленный поклон)

Гость в дом  хозяину радость.

Какие добрые слова говорили наши далекие предки, не правда ли?

А теперь так часто за событиями и за сутолокой дней

Старины своей не помним, забываем мы о ней

 В давние времена в каждой деревне, в каждом селе были свои посиделки, куда собирались холостые девушки, да парни.

     Роднило их одно: собирались, чтобы себя показать и других посмотреть, переброситься частушкой, посоперничать в потехах и забавах, умением и мастерством блеснуть.

     И сегодня на нашей  завалинке мы постараемся показать вам фрагменты деревенских  посиделок. Вы увидите и услышите то, о чём говорили, что пели и о чём мечтали наши прабабушки и прадедушки.

Всем ли видно?

Всем ли слышно?

Всем ли места хватило?

Тогда  мы начинаем наш фольклорный праздник «На

завалинке» и милости просим на наши посиделки…

ПЕСНЯ «ЗАВАЛИНКА»

(дети обращаются друг к другу как будто ведут диалоги к гостям)

-Добрый день вам и поклон,

Гости дорогие!

Собрались со всех сторон

Наши все, родные.

-Я смотрю на ваши лица,

Хорошо, отрадно мне,

Словно я в огромной, дружной

И приветливой семье.

- Ото всех дверей

Ото всех ворот

Выходи скорей,

Торопись, народ!

-Открываю ворота

Выходи, кому охота!

(Игра на ложках "Ложки деревенские")

Девочки: Ох, и расшумелись, а ну-ка тссс! (показывает «тише») А ну, домой, а то мамка заругает! (дети убегают)

Девочки садятся на скамейку, грызут семечки.

Входят 2 мальчика в русских костюмах.

Идут, грызут семечки, поглядывают на девочек.

1. О! Наро  оду!

2. Ого! Народищу  у!

1.Ты куда?

2. А ты куда?

1. Я  сюда.

2.И я сюда.

Мальчики садятся на скамейку.

1д. Ой, девочки, а я что вчера видела!

Все. Чего?

1д. Да не знаю уж, сказывать ли вам?

2д. Как это не знаешь?

3д. Коли заикнулась, так сказывай давай?

1д. Сижу я вчера вечером у окошка, луна светит ярко, на улице хорошо видать, идут мимо дома нашего Варенька с Серёжкой. Достаёт он платочек да на плечи ей накидывает так бережно, бережно. И в глаза ей всё заглядывает.

(проходит парочка, мальчик одевает платок на плечи и тянет мешок с семками)

2д. Ой глянь, вон что весело, ты погляди как Сенька на Таньку пялится, влюбился что ли?...

1д. Завидуешь что ли?

2д. А что ж, не завидовать, он жених завидный..

3 д. (с иронией)  это точно…завидный…

(парочка садится)

ПЕСНЯ «СЕМЕЧКИ» (девочка садится к другим девочкам,  машет мальчику и тот уходит, продолжается диалог…)

3д. Послушайте, что со мной сегодня произошло. Иду я к вам сюда, вдруг мне дорогу перебегает чёрная  пречёрная кошка. Что делать? Не идти  нельзя, вы меня ждёте, а пойти так все переругаемся…

2д. Ой  ой  ой? Что же ты сделала?

3д. Ну, я не растерялась  три раза через левое плечо плюнула…

2 дев.  Бедный пушистый зверёк! Ох и хлебнул же он горя из –за своей окраски! А почему же именно чёрная, а не рыжая,полосатая или ещё какая  то кошка стала символом ссоры,неприятностей?

 1 дев. Мне бабуля сказывала, то произошло потому что с чёрным цветом наши предки связывали многие неприятности в своей жизни. Тёмная ночь…

тёмный лес… чёрный провал пещеры  они таили в себе опасность. С тех пор и повелось, что чёрный цвет стал  символом зла, коварства, недобрых мыслей. И безобидную чёрную кошку крестьяне выкидывали из избы во время грозы  а вдруг притянет к себе молнию.

2 дев. А  если провезти такого кота на лошади  всё, считай, конь пропал, а уж если чёрный кот чихнёт  не миновать хозяину зубной боли.

Все: ха-ха-ха

2 дев. Нам сейчас смешно, но ведь ещё не так давно люди верили во всю эту ерунду.

3 дев. А вот что говорил народ о суевериях.

1.Муравьи в доме  к счастью; кони ржут  к добру.

2.Кто нечаянно завидит свет в своём доме  жди счастья.

3Сова близ дома кричит  к новорождённому.

4.Заяц по селу бежит  к пожару.

1 дев. Ага, вот-вот…

5.Коли наступишь на чужой след, то будут болеть ноги.

6.Чёрный глаз опасен. Бойся чёрного да карего глаза.

7.Мыло за пазухой спасает от порчи.

8.Не играй ножом  ссора будет.

9.Ключи на столе  к ссоре.

2 дев. Что вы все о грустном! Для хорошего настроения послушайте вот такие забавные приметы: «Звенит в одном ухе  к исполнению желаний.

Звенит в обоих ушах  выключите будильник и вставайте.», «Если все кошки, перебегающие дорогу, чёрные, значит, рядом жгут автопокрышки.», «Если вам навстречу попадается женщина с пустыми вёдрами, значит, в доме отключили воду

           (все вместе смеются)

1д. Ой, что-то скучно стало!

(выходят мальчики)

1м. А не поиграть ли нам в фанты? (дети тянут бумажки и исполняют желания, кто не задействован - хлопают)

1. Выпала тебе работёнка:

Изобрази-ка нам котёнка.

2.Чтобы не попасть впросак,

Пришлось смотреть во все глаза.

3.А теперь закрой-ка глаз,

Кукарекни пару раз.

    4. Вежливостью удиви:

Руку всем вокруг пожми.

(все вместе)

Ставьте ушки на макушку:

Мы споём  для всех  частушки.  

Девочка: Говорят частушки, вроде, в наши дни уже не в моде?

Мальчик: Только, разве, дело в моде, если любят их в народе?

 ЧАСТУШКИ

  • Мы частушки-прибаутки собирали всем селом

Всем на радость и забаву их сейчас перепоём.

Я плясала у реки, потеряла каблуки.

Обернулася назад  каблуки мои лежат.

Не смотрите на меня, глазки не ломайте,

Я не с вашего села, вы меня не знаете.

А у нас во дворе квакали лягушки,

А я с печки босиком, думала, подружки.

Ах, гармошечка-гудок, своё дело знает.

Она в Сашиных руках хорошо играет.

Мы задорные частушки громким голосом поём

Как же нам не петь частушки, ведь в Саранске мы живём!

У меня на сарафане

Косолапы петухи.

Я сама не косолапа-

Косолапы женихи.

Я не тятькина

И не мамкина,

Я на улице росла,

Меня курица снесла.

Ну, спасибо тебе, мама,

Что такую родила,

Озорную, боевую ,

И      ...            назвала.

Эх, топни ,нога,

Топни, правенькая!

я не вырасту большая,

Хоть и  маленькая!

Ох, топну ногой

Да притопну другой.

Сколько я ни топочу,

Все равно плясать хочу!

За деревней я гуляла,

Там Ваншку видела.

Под кустом сидел и плакал-

Курица обидела.

Мой дружочек, ох ,хороший,

Да росточком очень мал,

Проводил мення до дому,

Я чихнула- он упал!

На веселое гулянье

Я пришла без ремешка.

Девяносто песен знаю,

Еще дома  два мешка!

Мы частушки пели вам - больше, чем полвечера.

Мы пойдём, а вы сидите, вам ведь делать нечего (уходят ?)

(Выходят мальчик).

1.Небылицы в лицах

Сидят в теремах-светлицах.

2.Щёлкают орешки

Да говорят насмешки.

Выходят все участники.

Все: Фольклорные перевёртышки.

1.Ехала деревня мимо ямщика,

Вдруг из-под воротни лают ворота.

2.Крыши полетели, сели на ворон,

Лошадь понукает ямщика кнутом.

3. «Тпру»- сказала лошадь, а ямщик заржал,

Лошадь пошла в гости, а ямщик стоял.

4.Лошадь ела шаньги, а ямщик овёс,

Лошадь села в сани, а ямщик повёз.

Все: Фольклорные потешки.(ДИАЛОГ ПО ДВА)

1. К вам у нас один вопрос : "Кто потешек знает  воз?"

Даниловна. Мы потешки услыхали и к вам в гости прибежали.

Гавриловна.Где потешки поют, там и весело живу!Правда, Даниловна?

Даниловна. Правда, Гавриловна.

Вместе. Здравствуйте? Мы- потешницы, молодушки,неразлучные подружки.
Даниловна. Я- Даниловна.

Гавриловна Я-Гавриловна.

Вместе.Неразлучные подружки, мы живем в одной избушке.

Даниловна.В лесочке- избушка на кочке.

Блинами оббита, оладьями крыта.

Гавриловна Ограда кругом-пирожки с творогом.

Нынче мы расскажем в лицах

 Веселые небылицы.

Даниловна. Что Марфута для Петра

Наварила, напекла:

Девяносто два блина, два корыта киселя,

Пятьдесят пирогов, не нашла  едоков

Гавриловна. Сел комарик на дубоче, на еловый на пенечек

Свесил ножки на песочек,сунул носик под листочек-

Спрятался.

Даниловна Ты, Гавриловна, загадку загадай, а ты,( обращаясь к ребенку)Анюта, загадочку -потешку разгадай.

Гавриловна.Не зовут собаку Шавкой , и не спит она под лавкой,

а глядит она в окошко, и мяукает... кто?

 

Ребенок. А-та-та, а-та-та, била кошка кота!

 А-та-та, а-та-та, запирай-ка ворота.

а то мыши придут, нас  с тобою загрызут!

Даниловна. Кто над нами вверх ногами ходит, не страшится,

Упасть не боится ?

Гавриловна. Деревяшка небольшая6 три струны всего на на нй,

а как только зазвенит,сразу всех развеселит.

Уч-к А ну-ка, мальчики и девочки, возьмите в руки ложки,

Да потешьте вы гостей.

Исполняется игра на ложках «Балалайка»

Все: Фольклорные загадки.

1.Меж двух светил я в горнице один. (Нос.)

2.Стоят два кола, на кольях бочка,

На бочке кочка,

А на кочке дремучий лес. (Человек.)

3.Одну меня не едят, а без меня мало съедят. (Соль.)

4.У двух матерей по пяти сыновей.

Одно имя всем. (Пальцы).

5.И комковато, и ноздревато, и мягко, и ломко,

А всех милей. (Хлеб.)

6.Чёрненькая собачка, свернувшись, лежит:

Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок.)

Все: Фольклорные дразнилки.

1.Дуня-пышка на улицу вышла.

  На кочку села, комарика съела.

2.Лёшка-лепёшка, голова с лукошко,

Шапка колышком, ноги брёвнышком.

3.Коля, Коля, Николай, бросил шубу на сарай,

Шуба вертится, Коля сердится.

4.А Дуня -Бабка-ёжка, костяная ножка,

С печки упала, ножку сломала,

А потом и говорит: «У меня живот болит»

(на сцену выходит женщина с ребенком на руках) Тсссс!... малыш засыпает..

Ведущий (за кадром) На посиделки приходили и молодые замужние женщины, у которых уже были маленькие дети. Младенец ещё и «мама» сказать не умеет, а его уже укладывают спать под уютную колыбельную песню.

Девочка с куклой поёт колыбельную песню.

Баю, баю, баю, бай!

Спи, малютка, засыпай.

А то серенький волчок тебя схватит за бочок.

Баю, бай, баю, бай,

Поскорее засыпай.

Ведущий: (за кадром) Проснётся ребёнок, затекли руки-ноги  раньше туго заворачивали. Развернёт его мама и начинает поглаживать  да приговативать..

(Девочка разворачивает куклу, поглаживает и говорит ).

Потягунюшки, подрастунюшки,

А в ножки ходунюшки, а в ручки хватунюшки,

А в роток говорок, а в головку разумок.

Ведущий (за кадром)  Какие хорошие, ласковые слова, верно? И следит малыш глазами: где у него ножки, где роток. По-доброму как всё было…, по-нашему…, тепло… душевно…

(шум и гам.. на сцену выходят шумовой оркестр…)

Дети: А мы сейчас убаюкаем вашу ляльку…

ШУМОВОЙ «КАМАРИНСКАЯ»

Женщина: ох и шумные вы ребята! Пойдем мы (уходит, дети садятся)

Ведущий (за кадром): На посиделках велись и серьёзные разговоры. Думали о лучшей жизни, вспоминали о прошлом, хотели узнать о будущем.

На май-июнь приходится один из самых главных праздников  Святая Троица. С праздником Святой Троицы связано много народных обычаев и традиций. Это праздник связан с культом прославления расцветающей растительности, с культом воды и земли. В Семик (четверг) девушки надевали лучшие наряды, плели венки из веток берёзы и цветов и ходили в лес завивать берёзку. Ей, красавице русской, несметное  количество песен написано…

ПЕСНЯ  ПРО БЕРЕЗУ (ДК Ардонь)

С чего начинается Родина?
Наверное, с белых берез,
С их царства сквозного молочного
И с пухлых ребяческих грез
.

Выходят девочки с венками, подходят к берёзке, окружают её и по очереди расхваливают.

1.Ай да красавица!

2.Ай да кудрявая!

3.Ай да стройная!

Дети: .Завьём берёзоньку! Да желанья загадаем!

1.Вью-вью колечко на батюшку,

Другое колечко на брата,

Третье колечко на себя.

2.Вью колечко на сестру,

Другое колечко на брата,

А третье колечко на себя,

Чтобы все наши желания исполнились.

Участники водят хоровод «Ах ты, белая березка!».

3.Берёзка-берёзонька, завивайся, кудрявая!

К тебе девушки пришли, загадать желания пришли.

4.Белая берёзонька, ходи с нами гулять, пойдём с нами играть.

5.Девушки-подруженьки, пойдёмте к реченьке венки в воду

бросать, на женихов гадать.

Все участники уходят….

Девочка: А вот и конец, всему делу венец.

Ведущий: Мы показали вам только часть того доброго и

прекрасного, что знали и любили далёкие наши предки.

 Хочется пожелать вам, чтобы души ваши были добрыми, чтобы любили

землю, на которой живёте, берегите любовь свою к матери, отцу, брату, сестре. Если будет среди вас лад, будет вам всем и клад.

Дом, земля наша, любовью богата и трудом.

А песнями, играми счастье копится и полнится.

Старое уходит, но его нужно знать и беречь.

 Русская старина пронизана добром, а это очень важно в наши дни.

Берегите Россию…

               ПЕСНЯ «РОСИНОЧКА  РОССИЯ»

(на проигыше)

               Желаем дней побольше ясных,

                Побольше света и тепла,

                Здоровья, радости, успехов,

               Покоя, счастья и тепла.

Все: Приходите снова к нам, будем рады мы гостям!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий фольклорного праздника « Зеленая планета 2010»

Помочь детям прикоснуться к великому народному искусству, почувствовать глубину и красоту русских обычаев и обрядов....

Фольклорный праздник "Посиделки"

Цель:воспитание любви и уважения к Родине, к искусству своего народа, древним обычаям и талантам русского народа, изучение и возрождение народных праздников, песенных и хореографических традиций....

Методический доклад: Школьные праздники - фольклорные праздники

Наша задача, чтобы дети постепенно входили в богатый мир народной культуры, осваивали певческое искусство, учились красиво водить хороводы и разыгрывать содержание песен. Дети любят играть в народные ...

Фольклорный праздник "Русская завалинка"

Фольклорный праздник "Русская завалинка" знакомит учащихся с обычаями и традициями русского народа, со старинными русскими народными песнями, играми, бытом русской деревни, активизирует интерес к исто...

Фольклорный праздник "На завалинке"

Сценарий фольклорного праздника для 2-3 класса.  Данный сценарий   знакомит детей с потешками, скороговорками, дразнилками, перевёртышами и частушками....

Сценарий праздника "На завалинке"

Сценарий праздника "На завалинке" подготовлен к завершению Недели начальной школы в рамках изучения культуры русского народа...