Фольклорный праздник «На завалинке»
план-конспект занятия (2 класс)
Цель занятия: формировать личность, патриота, гражданина своей малой и большой Родины с развитой этномузыкальной культурой, этническим самосознанием, этнической и этнокультурной толерантностью в ходе освоения родной музыкальной культуры и музыки народов региона, страны и мира, способность к межкультурному и межэтническому общению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prazdnik_na_zavalinke.docx | 40.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Фольклорный праздник «На завалинке»
Оформление: макет дома, плетня, завалинка.
Дети в русских народных костюмах сидят на завалинке.(звучит народная песня)
Ведущий:
Добрый день, гости дорогие! Гости званные, да желанные!
Люди зрелые и молодые, женатые и холостые!
Давно мы вас ждали – поджидали. У нас для каждого найдётся и местечко, и словечко, и забавушек разных мы припасли на каждый вкус.
Дай Бог тому, кто в нашем дому-
Дорогим гостям, да вашим детушкам.
Наделил бы вас Господь
И житьём и бытьём и здоровьицем!
И по старой русской традиции кланяемся вам в пояс…
(медленный поклон)
Гость в дом – хозяину радость.
Какие добрые слова говорили наши далекие предки, не правда ли?
А теперь так часто за событиями и за сутолокой дней
Старины своей не помним, забываем мы о ней
В давние времена в каждой деревне, в каждом селе были свои посиделки, куда собирались холостые девушки, да парни.
Роднило их одно: собирались, чтобы себя показать и других посмотреть, переброситься частушкой, посоперничать в потехах и забавах, умением и мастерством блеснуть.
И сегодня на нашей завалинке мы постараемся показать вам фрагменты деревенских посиделок. Вы увидите и услышите то, о чём говорили, что пели и о чём мечтали наши прабабушки и прадедушки.
Всем ли видно?
Всем ли слышно?
Всем ли места хватило?
Тогда мы начинаем наш фольклорный праздник «На
завалинке» и милости просим на наши посиделки…
ПЕСНЯ «ЗАВАЛИНКА»
(дети обращаются друг к другу как будто ведут диалоги к гостям)
-Добрый день вам и поклон,
Гости дорогие!
Собрались со всех сторон
Наши все, родные.
-Я смотрю на ваши лица,
Хорошо, отрадно мне,
Словно я в огромной, дружной
И приветливой семье.
- Ото всех дверей
Ото всех ворот
Выходи скорей,
Торопись, народ!
-Открываю ворота
Выходи, кому охота!
(Игра на ложках "Ложки деревенские")
Девочки: Ох, и расшумелись, а ну-ка тссс! (показывает «тише») А ну, домой, а то мамка заругает! (дети убегают)
Девочки садятся на скамейку, грызут семечки.
Входят 2 мальчика в русских костюмах.
Идут, грызут семечки, поглядывают на девочек.
1. О! Наро – оду!
2. Ого! Народищу – у!
1.Ты куда?
2. А ты куда?
1. Я – сюда.
2.И я сюда.
Мальчики садятся на скамейку.
1д. Ой, девочки, а я что вчера видела!
Все. Чего?
1д. Да не знаю уж, сказывать ли вам?
2д. Как это не знаешь?
3д. Коли заикнулась, так сказывай давай?
1д. Сижу я вчера вечером у окошка, луна светит ярко, на улице хорошо видать, идут мимо дома нашего Варенька с Серёжкой. Достаёт он платочек да на плечи ей накидывает так бережно, бережно. И в глаза ей всё заглядывает.
(проходит парочка, мальчик одевает платок на плечи и тянет мешок с семками)
2д. Ой глянь, вон что весело, ты погляди как Сенька на Таньку пялится, влюбился что ли?...
1д. Завидуешь что ли?
2д. А что ж, не завидовать, он жених завидный..
3 д. (с иронией) это точно…завидный…
(парочка садится)
ПЕСНЯ «СЕМЕЧКИ» (девочка садится к другим девочкам, машет мальчику и тот уходит, продолжается диалог…)
3д. Послушайте, что со мной сегодня произошло. Иду я к вам сюда, вдруг мне дорогу перебегает чёрная – пречёрная кошка. Что делать? Не идти – нельзя, вы меня ждёте, а пойти так все переругаемся…
2д. Ой – ой – ой? Что же ты сделала?
3д. Ну, я не растерялась – три раза через левое плечо плюнула…
2 дев. Бедный пушистый зверёк! Ох и хлебнул же он горя из –за своей окраски! А почему же именно чёрная, а не рыжая,полосатая или ещё какая – то кошка стала символом ссоры,неприятностей?
1 дев. Мне бабуля сказывала, то произошло потому что с чёрным цветом наши предки связывали многие неприятности в своей жизни. Тёмная ночь…
тёмный лес… чёрный провал пещеры – они таили в себе опасность. С тех пор и повелось, что чёрный цвет стал символом зла, коварства, недобрых мыслей. И безобидную чёрную кошку крестьяне выкидывали из избы во время грозы – а вдруг притянет к себе молнию.
2 дев. А если провезти такого кота на лошади – всё, считай, конь пропал, а уж если чёрный кот чихнёт – не миновать хозяину зубной боли.
Все: ха-ха-ха
2 дев. Нам сейчас смешно, но ведь ещё не так давно люди верили во всю эту ерунду.
3 дев. А вот что говорил народ о суевериях.
1.Муравьи в доме – к счастью; кони ржут – к добру.
2.Кто нечаянно завидит свет в своём доме – жди счастья.
3Сова близ дома кричит – к новорождённому.
4.Заяц по селу бежит – к пожару.
1 дев. Ага, вот-вот…
5.Коли наступишь на чужой след, то будут болеть ноги.
6.Чёрный глаз опасен. Бойся чёрного да карего глаза.
7.Мыло за пазухой спасает от порчи.
8.Не играй ножом – ссора будет.
9.Ключи на столе – к ссоре.
2 дев. Что вы все о грустном! Для хорошего настроения послушайте вот такие забавные приметы: «Звенит в одном ухе – к исполнению желаний.
Звенит в обоих ушах – выключите будильник и вставайте.», «Если все кошки, перебегающие дорогу, чёрные, значит, рядом жгут автопокрышки.», «Если вам навстречу попадается женщина с пустыми вёдрами, значит, в доме отключили воду.»
(все вместе смеются)
1д. Ой, что-то скучно стало!
(выходят мальчики)
1м. А не поиграть ли нам в фанты? (дети тянут бумажки и исполняют желания, кто не задействован - хлопают)
1. Выпала тебе работёнка:
Изобрази-ка нам котёнка.
2.Чтобы не попасть впросак,
Пришлось смотреть во все глаза.
3.А теперь закрой-ка глаз,
Кукарекни пару раз.
4. Вежливостью удиви:
Руку всем вокруг пожми.
(все вместе)
Ставьте ушки на макушку:
Мы споём для всех частушки.
Девочка: Говорят частушки, вроде, в наши дни уже не в моде?
Мальчик: Только, разве, дело в моде, если любят их в народе?
ЧАСТУШКИ
- Мы частушки-прибаутки собирали всем селом
Всем на радость и забаву их сейчас перепоём.
Я плясала у реки, потеряла каблуки.
Обернулася назад – каблуки мои лежат.
Не смотрите на меня, глазки не ломайте,
Я не с вашего села, вы меня не знаете.
А у нас во дворе квакали лягушки,
А я с печки босиком, думала, подружки.
Ах, гармошечка-гудок, своё дело знает.
Она в Сашиных руках хорошо играет.
Мы задорные частушки громким голосом поём
Как же нам не петь частушки, ведь в Саранске мы живём!
У меня на сарафане
Косолапы петухи.
Я сама не косолапа-
Косолапы женихи.
Я не тятькина
И не мамкина,
Я на улице росла,
Меня курица снесла.
Ну, спасибо тебе, мама,
Что такую родила,
Озорную, боевую ,
И ... назвала.
Эх, топни ,нога,
Топни, правенькая!
я не вырасту большая,
Хоть и маленькая!
Ох, топну ногой
Да притопну другой.
Сколько я ни топочу,
Все равно плясать хочу!
За деревней я гуляла,
Там Ваншку видела.
Под кустом сидел и плакал-
Курица обидела.
Мой дружочек, ох ,хороший,
Да росточком очень мал,
Проводил мення до дому,
Я чихнула- он упал!
На веселое гулянье
Я пришла без ремешка.
Девяносто песен знаю,
Еще дома два мешка!
Мы частушки пели вам - больше, чем полвечера.
Мы пойдём, а вы сидите, вам ведь делать нечего (уходят ?)
(Выходят мальчик).
1.Небылицы в лицах
Сидят в теремах-светлицах.
2.Щёлкают орешки
Да говорят насмешки.
Выходят все участники.
Все: Фольклорные перевёртышки.
1.Ехала деревня мимо ямщика,
Вдруг из-под воротни лают ворота.
2.Крыши полетели, сели на ворон,
Лошадь понукает ямщика кнутом.
3. «Тпру»- сказала лошадь, а ямщик заржал,
Лошадь пошла в гости, а ямщик стоял.
4.Лошадь ела шаньги, а ямщик овёс,
Лошадь села в сани, а ямщик повёз.
Все: Фольклорные потешки.(ДИАЛОГ ПО ДВА)
1. К вам у нас один вопрос : "Кто потешек знает воз?"
Даниловна. Мы потешки услыхали и к вам в гости прибежали.
Гавриловна.Где потешки поют, там и весело живу!Правда, Даниловна?
Даниловна. Правда, Гавриловна.
Вместе. Здравствуйте? Мы- потешницы, молодушки,неразлучные подружки.
Даниловна. Я- Даниловна.
Гавриловна Я-Гавриловна.
Вместе.Неразлучные подружки, мы живем в одной избушке.
Даниловна.В лесочке- избушка на кочке.
Блинами оббита, оладьями крыта.
Гавриловна Ограда кругом-пирожки с творогом.
Нынче мы расскажем в лицах
Веселые небылицы.
Даниловна. Что Марфута для Петра
Наварила, напекла:
Девяносто два блина, два корыта киселя,
Пятьдесят пирогов, не нашла едоков
Гавриловна. Сел комарик на дубоче, на еловый на пенечек
Свесил ножки на песочек,сунул носик под листочек-
Спрятался.
Даниловна Ты, Гавриловна, загадку загадай, а ты,( обращаясь к ребенку)Анюта, загадочку -потешку разгадай.
Гавриловна.Не зовут собаку Шавкой , и не спит она под лавкой,
а глядит она в окошко, и мяукает... кто?
Ребенок. А-та-та, а-та-та, била кошка кота!
А-та-та, а-та-та, запирай-ка ворота.
а то мыши придут, нас с тобою загрызут!
Даниловна. Кто над нами вверх ногами ходит, не страшится,
Упасть не боится ?
Гавриловна. Деревяшка небольшая6 три струны всего на на нй,
а как только зазвенит,сразу всех развеселит.
Уч-к А ну-ка, мальчики и девочки, возьмите в руки ложки,
Да потешьте вы гостей.
Исполняется игра на ложках «Балалайка»
Все: Фольклорные загадки.
1.Меж двух светил я в горнице один. (Нос.)
2.Стоят два кола, на кольях бочка,
На бочке кочка,
А на кочке дремучий лес. (Человек.)
3.Одну меня не едят, а без меня мало съедят. (Соль.)
4.У двух матерей по пяти сыновей.
Одно имя всем. (Пальцы).
5.И комковато, и ноздревато, и мягко, и ломко,
А всех милей. (Хлеб.)
6.Чёрненькая собачка, свернувшись, лежит:
Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок.)
Все: Фольклорные дразнилки.
1.Дуня-пышка на улицу вышла.
На кочку села, комарика съела.
2.Лёшка-лепёшка, голова с лукошко,
Шапка колышком, ноги брёвнышком.
3.Коля, Коля, Николай, бросил шубу на сарай,
Шуба вертится, Коля сердится.
4.А Дуня -Бабка-ёжка, костяная ножка,
С печки упала, ножку сломала,
А потом и говорит: «У меня живот болит»
(на сцену выходит женщина с ребенком на руках) Тсссс!... малыш засыпает..
Ведущий (за кадром) На посиделки приходили и молодые замужние женщины, у которых уже были маленькие дети. Младенец ещё и «мама» сказать не умеет, а его уже укладывают спать под уютную колыбельную песню.
Девочка с куклой поёт колыбельную песню.
Баю, баю, баю, бай!
Спи, малютка, засыпай.
А то серенький волчок тебя схватит за бочок.
Баю, бай, баю, бай,
Поскорее засыпай.
Ведущий: (за кадром) Проснётся ребёнок, затекли руки-ноги – раньше туго заворачивали. Развернёт его мама и начинает поглаживать да приговативать..
(Девочка разворачивает куклу, поглаживает и говорит ).
Потягунюшки, подрастунюшки,
А в ножки ходунюшки, а в ручки хватунюшки,
А в роток говорок, а в головку разумок.
Ведущий (за кадром) Какие хорошие, ласковые слова, верно? И следит малыш глазами: где у него ножки, где роток. По-доброму как всё было…, по-нашему…, тепло… душевно…
(шум и гам.. на сцену выходят шумовой оркестр…)
Дети: А мы сейчас убаюкаем вашу ляльку…
ШУМОВОЙ «КАМАРИНСКАЯ»
Женщина: ох и шумные вы ребята! Пойдем мы …(уходит, дети садятся)
Ведущий (за кадром): На посиделках велись и серьёзные разговоры. Думали о лучшей жизни, вспоминали о прошлом, хотели узнать о будущем.
На май-июнь приходится один из самых главных праздников – Святая Троица. С праздником Святой Троицы связано много народных обычаев и традиций. Это праздник связан с культом прославления расцветающей растительности, с культом воды и земли. В Семик (четверг) девушки надевали лучшие наряды, плели венки из веток берёзы и цветов и ходили в лес завивать берёзку. Ей, красавице русской, несметное количество песен написано…
ПЕСНЯ ПРО БЕРЕЗУ (ДК Ардонь)
С чего начинается Родина?
Наверное, с белых берез,
С их царства сквозного молочного
И с пухлых ребяческих грез.
Выходят девочки с венками, подходят к берёзке, окружают её и по очереди расхваливают.
1.Ай да красавица!
2.Ай да кудрявая!
3.Ай да стройная!
Дети: .Завьём берёзоньку! Да желанья загадаем!
1.Вью-вью колечко на батюшку,
Другое колечко на брата,
Третье колечко на себя.
2.Вью колечко на сестру,
Другое колечко на брата,
А третье колечко на себя,
Чтобы все наши желания исполнились.
Участники водят хоровод «Ах ты, белая березка!».
3.Берёзка-берёзонька, завивайся, кудрявая!
К тебе девушки пришли, загадать желания пришли.
4.Белая берёзонька, ходи с нами гулять, пойдём с нами играть.
5.Девушки-подруженьки, пойдёмте к реченьке венки в воду
бросать, на женихов гадать.
Все участники уходят….
Девочка: А вот и конец, всему делу венец.
Ведущий: Мы показали вам только часть того доброго и
прекрасного, что знали и любили далёкие наши предки.
Хочется пожелать вам, чтобы души ваши были добрыми, чтобы любили
землю, на которой живёте, берегите любовь свою к матери, отцу, брату, сестре. Если будет среди вас лад, будет вам всем и клад.
Дом, земля наша, любовью богата и трудом.
А песнями, играми счастье копится и полнится.
Старое уходит, но его нужно знать и беречь.
Русская старина пронизана добром, а это очень важно в наши дни.
Берегите Россию…
ПЕСНЯ «РОСИНОЧКА – РОССИЯ»
(на проигыше)
Желаем дней побольше ясных,
Побольше света и тепла,
Здоровья, радости, успехов,
Покоя, счастья и тепла.
Все: Приходите снова к нам, будем рады мы гостям!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий фольклорного праздника « Зеленая планета 2010»
Помочь детям прикоснуться к великому народному искусству, почувствовать глубину и красоту русских обычаев и обрядов....
Фольклорный праздник "Посиделки"
Цель:воспитание любви и уважения к Родине, к искусству своего народа, древним обычаям и талантам русского народа, изучение и возрождение народных праздников, песенных и хореографических традиций....
Сценарий фольклорного праздника "Деревенские посиделки"
Россия, Россия, края дорогие,...
Методический доклад: Школьные праздники - фольклорные праздники
Наша задача, чтобы дети постепенно входили в богатый мир народной культуры, осваивали певческое искусство, учились красиво водить хороводы и разыгрывать содержание песен. Дети любят играть в народные ...
Фольклорный праздник "Русская завалинка"
Фольклорный праздник "Русская завалинка" знакомит учащихся с обычаями и традициями русского народа, со старинными русскими народными песнями, играми, бытом русской деревни, активизирует интерес к исто...
Фольклорный праздник "На завалинке"
Сценарий фольклорного праздника для 2-3 класса. Данный сценарий знакомит детей с потешками, скороговорками, дразнилками, перевёртышами и частушками....
Сценарий праздника "На завалинке"
Сценарий праздника "На завалинке" подготовлен к завершению Недели начальной школы в рамках изучения культуры русского народа...