«Интеллектуальная недостаточность. Что это?»
материал

Дубровина Елена Фагильевна

«Интеллектуальная недостаточность. Что это?» Памятка для учителей

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intellektualnaya_nedostatochnost.docx21.52 КБ

Предварительный просмотр:

«Интеллектуальная недостаточность. Что это?» Памятка для учителей

Термин «интеллектуальная недостаточность» покрывает как состояние задержки интеллектуального развития, так и умственную отсталость в разной степени ее выраженности.

Умственно отсталые лица очень разнородная по составу группа. В нее входят дети, у которых поражение мозга возникло внутриутробно, в период родов и в первые годы жизни (олигофрения); лица, у которых нарушения возникли после трех лет в результате травм и заболеваний; лица, у которых умственная отсталость сочетается с текущими психическими заболеваниями (шизофренией, эпилепсией) и заболеваниями, обусловленными наследственными нарушениями обмена веществ (фенилкетонурия и др.).

Если психическое недоразвитие определяется с рождения или возникает на протяжении первых 3 лет жизни, то такое состояние относят к олигофрении. Если нарушения коры головного мозга и интеллектуальный дефект возникают в последующие годы жизни, то в таких случаях говорят о деменции.

К умственной отсталости относят только те состояния, при которых отмечается стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, вызванное органическими повреждениями коры головного мозга.

Этиологические факторы, приводящие к умственной отсталости, полиморфны и выступают в сложном взаимодействии, вызывая морфологические, биохимические, нейрофизиологические нарушения головного мозга.

Патогенные факторы могут быть как экзогенными, так и эндогенными.

Экзогенные причины умственной отсталости:

  • гипоксия плода и новорожденного;
  • травматические поражения плода;
  • нейроинфекции в раннем возрасте;
  • тяжелые соматические заболевания в раннем возрасте;
  • тяжелые инфекционные заболевания, которые женщина перенесла во время беременности (грипп, краснуха и др.);
  • различные интоксикации при беременности;
  • врожденный сифилис и др.

Эндогенные причины умственной отсталости:

  • наследственность;
  • хромосомные аномалии;
  • несовместимость крови матери и плода;
  • нарушение белкового обмена в организме и др.

Важная роль в возникновении умственной отсталости принадлежит хроногенному фактору — периоду онтогенеза, в котором происходит поражение развивающегося мозга. Характер нарушений и клиническая картина во многом зависят от уровня морфологической и функциональной зрелости ЦНС. Большая часть (75%) олигофрении обусловлена поражением развивающегося мозга во внутриутробном периоде. Нарушения чаще происходят во время критических этапов их развития, которые характеризуются повышенной чувствительностью к воздействию патогенных фактор.

Существует значительное число классификаций олигофрении. Одна из классификаций, основанных на клинико-патогенетических принципах, предложенная М. С. Певзнер, выделяет пять форм:

  • неосложненная форма (уравновешенность основных психических процессов);
  • олигофрения с нейродинамическими реакциями (неустойчивость эмоционально-волевой сферы по типу возбудимости или заторможенности);
  • олигофрения с нарушением функций анализаторов;
  • олигофрения с психопатоподобным поведением;
  • олигофрения с выраженной лобной недостаточностью.

1.Особенности развития познавательной сферы.

Ощущения и восприятие:

  • узость зрительного восприятия;
  • недостаточная дифференцированность зрительного восприятия (неточное распознавание цветов);
  • снижение остроты зрения;
  • отождествление сходных предметов;
  • недостаточное приспособление зрительного восприятия к изменяющимся условиям;
  • нарушения пространственной ориентировки;
  • пассивность и недостаточная целенаправленность осязательной деятельности;
  • распознавание объекта на основе неспецифических признаков.

Внимание:

  • свойственно пассивное непроизвольное внимание;
  • ориентировочная реакция слабее, по сравнению с нормально развивающимися детьми;
  • недостаточность произвольного внимания;
  • небольшой объем внимания;
  • неустойчивость внимания;
  • чрезмерная отвлекаемость;
  • трудности переключения;
  •  неспособность распределения внимания между объектами.

Память:

  • развита очень слабо;
  • преобладает непроизвольное запоминание, объем запоминания равен трем единицам;
  • наглядный материал запоминают успешнее, чем вербальный;
  • низкая точность и прочность запоминания;
  • склонность к привнесениям при воспроизведении запомненного материала;
  • наличие ритма и рифмы облегчает протекание мнемического процесса.

Мышление:

  • недостаточность всех уровней мыслительной деятельности;
  • неумение обобщать и выделять главное;
  • затруднения в наглядно-действенном решении задач;
  • решение задач методом проб и ошибок;
  • трудности при выполнении заданий на наглядно-образное и словесно-логическое мышление;
  • анализ зрительно воспринимаемых объектов беден, непоследователен, фрагментарен;
  • затруднения работы с образцом;
  • сложности в установлении причинно-следственных связей;
  • мышление стереотипно, тугоподвижно.

Речь:

  • замедленное овладение речью;
  • речевым общением пользуются с трудом;
  • более позднее и дефектное развитие фонематического слуха;
  • часто встречаются дефекты строения органов речи;
  • косные стереотипы речевого поведения;
  • бедность словарного запаса;
  • существенное преобладание пассивного словаря над активным;
  • дети используют простые предложения, построение их примитивное и часто неправильное;
  • значительные сложности в овладении диалогической речью;
  • чрезмерные сложности в овладении монологичной речью (трудности планирования высказывания, неумение следовать заранее определенной схеме);
  • недостаточно сформирована регуляторная функция речи.

Чтение и письмо:

  • затруднения в овладении навыками чтения (общее недоразвитие речи и несформированность фонематического восприятия);
  • медленное овладение техникой чтения;
  • затруднения при письме на слух;
  • несформированность основных предпосылок письменной речи.

Моторика:

  • моторное развитие замедленное;
  • двигательная неловкость;
  • плохая координация движений;
  • трудности в произвольных движениях, направленных на достижение цели;
  • отсутствие навыков самообслуживания;
  • трудности овладения письмом.

2. Особенности деятельности

Для умственно отсталых детей характерно выраженное запаздывание в становлении всех ведущих видов деятельности.

Игровая деятельность:

  • нарушение всех компонентов игровой деятельности;
  • предпочтение игр в одиночку;
  • однообразие и бедность воспроизводимых ситуаций;
  • преобладание бытовых тем в игре;
  • отсутствие творчества, бедность воображения;
  • низкая активность;
  • сюжетно-ролевой игрой самостоятельно не овладевают. Изобразительная деятельность:
  • формируется замедленно;
  • трудности проведения простых линий;
  • трудности в изображении деталей рисунка;
  • отсутствие творчества, воображения.

Учебная деятельность:

  • отсутствие интереса к обучению;
  • нарушения целенаправленности деятельности (неправильная ориентировка в задании, ошибочное и фрагментарное выполнение и т.д.);
  • при трудностях «соскальзывание» с правильных действий на ошибочные;
  •  критика к результатам своей деятельности недостаточная;
  •  импульсивность, слабая регуляция своего поведения;
  •  низкая работоспособность;
  • группы учащихся, по-разному относящихся к учению: с положительным устойчиво продуктивным отношением, с неустойчиво продуктивным отношением, с малопродуктивным отношением, с индифферентным отношением.

3. Особенности развития эмоционально-волевой сферы и личности:

  • резко выраженное отставание в развитии эмоций;
  • недифференцированность и нестабильность чувств;
  • ограничение диапазона переживаний;
  • крайний характер проявлений радости, огорчения, веселья;
  • импульсивность проявления эмоций, которая может быть сглажена воспитанием;
  • стереотипность поведенческих реакций на основе инертности нервных процессов;
  • неадекватная самооценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование социально-нормативного поведения школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Презентация на тему "Особенности воспитания социально-нормативного поведения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья".Каждый из нас ежедневно сталкивается с разнообразными проявлениями со...

Статья "Воспитание доброты у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью на уроках чтения"

Статья посвящена проблемам духовно-нравственного воспитания младших школьников с интеллектуальной недостаточностю на уроках чтения...

Авторская программа«Фольклор как средство расширения социокуль-турного опыта учащихся с интеллектуальной недостаточностью».

            Музыкальное образование является одним из разделов комплексного воспитания и развития учащихся с отклонениями в развитии. Муз...

Авторская программа«Фольклор как средство расширения социокуль-турного опыта учащихся с интеллектуальной недостаточностью».

            Музыкальное образование является одним из разделов комплексного воспитания и развития учащихся с отклонениями в развитии. Муз...

Роль театрализованных праздников в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью

В статье раскрывается значение театрализованных праздников в коррекции и развитии учащихся с проблемами в развитии. Приводится опыт работы с детьми, основные этапы подготовки, организации и проведения...

Особенности нарушений звукопроизношения у детей с интеллектуальной недостаточностью

Характеризуется речевое развитие у  умственно отсталых  детей. Даётся  методика диагностики выявления особенностей нарушений звукопроизношения у детей с интеллектуальной недостаточность...

Использование нетрадиционных техник изображения при обучении рисованию дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

Использование нетрадиционных техник изображения при обучении рисованию дошкольников с интеллектуальной недостаточностью....