«Интеллектуальная недостаточность. Что это?»
материал
«Интеллектуальная недостаточность. Что это?» Памятка для учителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
intellektualnaya_nedostatochnost.docx | 21.52 КБ |
Предварительный просмотр:
«Интеллектуальная недостаточность. Что это?» Памятка для учителей
Термин «интеллектуальная недостаточность» покрывает как состояние задержки интеллектуального развития, так и умственную отсталость в разной степени ее выраженности.
Умственно отсталые лица очень разнородная по составу группа. В нее входят дети, у которых поражение мозга возникло внутриутробно, в период родов и в первые годы жизни (олигофрения); лица, у которых нарушения возникли после трех лет в результате травм и заболеваний; лица, у которых умственная отсталость сочетается с текущими психическими заболеваниями (шизофренией, эпилепсией) и заболеваниями, обусловленными наследственными нарушениями обмена веществ (фенилкетонурия и др.).
Если психическое недоразвитие определяется с рождения или возникает на протяжении первых 3 лет жизни, то такое состояние относят к олигофрении. Если нарушения коры головного мозга и интеллектуальный дефект возникают в последующие годы жизни, то в таких случаях говорят о деменции.
К умственной отсталости относят только те состояния, при которых отмечается стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, вызванное органическими повреждениями коры головного мозга.
Этиологические факторы, приводящие к умственной отсталости, полиморфны и выступают в сложном взаимодействии, вызывая морфологические, биохимические, нейрофизиологические нарушения головного мозга.
Патогенные факторы могут быть как экзогенными, так и эндогенными.
Экзогенные причины умственной отсталости:
- гипоксия плода и новорожденного;
- травматические поражения плода;
- нейроинфекции в раннем возрасте;
- тяжелые соматические заболевания в раннем возрасте;
- тяжелые инфекционные заболевания, которые женщина перенесла во время беременности (грипп, краснуха и др.);
- различные интоксикации при беременности;
- врожденный сифилис и др.
Эндогенные причины умственной отсталости:
- наследственность;
- хромосомные аномалии;
- несовместимость крови матери и плода;
- нарушение белкового обмена в организме и др.
Важная роль в возникновении умственной отсталости принадлежит хроногенному фактору — периоду онтогенеза, в котором происходит поражение развивающегося мозга. Характер нарушений и клиническая картина во многом зависят от уровня морфологической и функциональной зрелости ЦНС. Большая часть (75%) олигофрении обусловлена поражением развивающегося мозга во внутриутробном периоде. Нарушения чаще происходят во время критических этапов их развития, которые характеризуются повышенной чувствительностью к воздействию патогенных фактор.
Существует значительное число классификаций олигофрении. Одна из классификаций, основанных на клинико-патогенетических принципах, предложенная М. С. Певзнер, выделяет пять форм:
- неосложненная форма (уравновешенность основных психических процессов);
- олигофрения с нейродинамическими реакциями (неустойчивость эмоционально-волевой сферы по типу возбудимости или заторможенности);
- олигофрения с нарушением функций анализаторов;
- олигофрения с психопатоподобным поведением;
- олигофрения с выраженной лобной недостаточностью.
1.Особенности развития познавательной сферы.
Ощущения и восприятие:
- узость зрительного восприятия;
- недостаточная дифференцированность зрительного восприятия (неточное распознавание цветов);
- снижение остроты зрения;
- отождествление сходных предметов;
- недостаточное приспособление зрительного восприятия к изменяющимся условиям;
- нарушения пространственной ориентировки;
- пассивность и недостаточная целенаправленность осязательной деятельности;
- распознавание объекта на основе неспецифических признаков.
Внимание:
- свойственно пассивное непроизвольное внимание;
- ориентировочная реакция слабее, по сравнению с нормально развивающимися детьми;
- недостаточность произвольного внимания;
- небольшой объем внимания;
- неустойчивость внимания;
- чрезмерная отвлекаемость;
- трудности переключения;
- неспособность распределения внимания между объектами.
Память:
- развита очень слабо;
- преобладает непроизвольное запоминание, объем запоминания равен трем единицам;
- наглядный материал запоминают успешнее, чем вербальный;
- низкая точность и прочность запоминания;
- склонность к привнесениям при воспроизведении запомненного материала;
- наличие ритма и рифмы облегчает протекание мнемического процесса.
Мышление:
- недостаточность всех уровней мыслительной деятельности;
- неумение обобщать и выделять главное;
- затруднения в наглядно-действенном решении задач;
- решение задач методом проб и ошибок;
- трудности при выполнении заданий на наглядно-образное и словесно-логическое мышление;
- анализ зрительно воспринимаемых объектов беден, непоследователен, фрагментарен;
- затруднения работы с образцом;
- сложности в установлении причинно-следственных связей;
- мышление стереотипно, тугоподвижно.
Речь:
- замедленное овладение речью;
- речевым общением пользуются с трудом;
- более позднее и дефектное развитие фонематического слуха;
- часто встречаются дефекты строения органов речи;
- косные стереотипы речевого поведения;
- бедность словарного запаса;
- существенное преобладание пассивного словаря над активным;
- дети используют простые предложения, построение их примитивное и часто неправильное;
- значительные сложности в овладении диалогической речью;
- чрезмерные сложности в овладении монологичной речью (трудности планирования высказывания, неумение следовать заранее определенной схеме);
- недостаточно сформирована регуляторная функция речи.
Чтение и письмо:
- затруднения в овладении навыками чтения (общее недоразвитие речи и несформированность фонематического восприятия);
- медленное овладение техникой чтения;
- затруднения при письме на слух;
- несформированность основных предпосылок письменной речи.
Моторика:
- моторное развитие замедленное;
- двигательная неловкость;
- плохая координация движений;
- трудности в произвольных движениях, направленных на достижение цели;
- отсутствие навыков самообслуживания;
- трудности овладения письмом.
2. Особенности деятельности
Для умственно отсталых детей характерно выраженное запаздывание в становлении всех ведущих видов деятельности.
Игровая деятельность:
- нарушение всех компонентов игровой деятельности;
- предпочтение игр в одиночку;
- однообразие и бедность воспроизводимых ситуаций;
- преобладание бытовых тем в игре;
- отсутствие творчества, бедность воображения;
- низкая активность;
- сюжетно-ролевой игрой самостоятельно не овладевают. Изобразительная деятельность:
- формируется замедленно;
- трудности проведения простых линий;
- трудности в изображении деталей рисунка;
- отсутствие творчества, воображения.
Учебная деятельность:
- отсутствие интереса к обучению;
- нарушения целенаправленности деятельности (неправильная ориентировка в задании, ошибочное и фрагментарное выполнение и т.д.);
- при трудностях «соскальзывание» с правильных действий на ошибочные;
- критика к результатам своей деятельности недостаточная;
- импульсивность, слабая регуляция своего поведения;
- низкая работоспособность;
- группы учащихся, по-разному относящихся к учению: с положительным устойчиво продуктивным отношением, с неустойчиво продуктивным отношением, с малопродуктивным отношением, с индифферентным отношением.
3. Особенности развития эмоционально-волевой сферы и личности:
- резко выраженное отставание в развитии эмоций;
- недифференцированность и нестабильность чувств;
- ограничение диапазона переживаний;
- крайний характер проявлений радости, огорчения, веселья;
- импульсивность проявления эмоций, которая может быть сглажена воспитанием;
- стереотипность поведенческих реакций на основе инертности нервных процессов;
- неадекватная самооценка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование социально-нормативного поведения школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Презентация на тему "Особенности воспитания социально-нормативного поведения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья".Каждый из нас ежедневно сталкивается с разнообразными проявлениями со...
Статья "Воспитание доброты у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью на уроках чтения"
Статья посвящена проблемам духовно-нравственного воспитания младших школьников с интеллектуальной недостаточностю на уроках чтения...
Авторская программа«Фольклор как средство расширения социокуль-турного опыта учащихся с интеллектуальной недостаточностью».
Музыкальное образование является одним из разделов комплексного воспитания и развития учащихся с отклонениями в развитии. Муз...
Авторская программа«Фольклор как средство расширения социокуль-турного опыта учащихся с интеллектуальной недостаточностью».
Музыкальное образование является одним из разделов комплексного воспитания и развития учащихся с отклонениями в развитии. Муз...
Роль театрализованных праздников в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью
В статье раскрывается значение театрализованных праздников в коррекции и развитии учащихся с проблемами в развитии. Приводится опыт работы с детьми, основные этапы подготовки, организации и проведения...
Особенности нарушений звукопроизношения у детей с интеллектуальной недостаточностью
Характеризуется речевое развитие у умственно отсталых детей. Даётся методика диагностики выявления особенностей нарушений звукопроизношения у детей с интеллектуальной недостаточность...
Использование нетрадиционных техник изображения при обучении рисованию дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
Использование нетрадиционных техник изображения при обучении рисованию дошкольников с интеллектуальной недостаточностью....