мастер - класс
презентация к уроку

Данилова Татьяна Викторовна

мастер - класс Творческие игры на уроках «Основы религиозных культур и светской этики»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Творческие игры на уроках «Основы религиозных культур и светской этики»

«Человек играет только тогда, когда он является человеком
в полном значении этого слова, и только тогда он
является настоящим человеком, когда он играет».

                                                                            Шиллер              (слайд 2)

Давно известно, что игра — самый древний способ передачи знаний от поколения к поколению. Девочки играют в куклы, чтобы подготовиться к роли жены и матери, мальчики — в «солдатиков», чтобы стать главным защитником в семье. Но мы, школьные учителя, часто предпочитаем игре с обучающимися серьезную дидактику.                                         

 Федеральный компонент государственного стандарта начального образования призван обеспечить выполнение одной из основных целей:
- развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирования желания и умения учиться. Поэтому творчество является способом положительной мотивации учения младших школьников.

(слайд 3)

Уроки комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательной школе ставят перед собой широкую задачу — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. (слайд 4)

В современном обществе информационных коммуникативных технологий возникает проблема: как в классно-урочную систему внести привычные для ребенка XXI века формы деятельности — игру? Таким образом, разработка системы дидактических игр сохраняет актуальность и в настоящее время.

Одним из ярких и интересных интерактивных методов обучения являются творческие игры (ролевые игры, имитации, деловые и образовательные игры).

Задачи творческих игр: (слайд 5)
— показать умение применять полученные знания в решении поставленной задачи;
— развивать творческие способности при решении определенных проблем;
—учить занимать разные позиции, находить аргументы и формулировать взгляды в той или иной роли;
— развивать навыки участия в дискуссии, сотрудничества в достижении поставленной цели;
— формировать толерантное отношение к другим мнениям.

В современной школе, делающей ставку на активизацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
— в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
— как элемент более общей технологии;
— в качестве урока или его части (введение, контроль);
— как технология внеклассной работы.
(слайд 6)

По характеру игровой методики выделяют игры предметные, подвижные, сюжетные или ситуационные, ролевые, игры-соревнования, интеллектуальные игры (ребусы, кроссворды, шарады, викторины, интервью, сочинения, эссе, составление словаря – глассария, создание галереи образов и т. д.), игры-взаимодействия (коммуникативные, интерактивные). (слайд 7)

Особенно учащиеся любят, когда весь урок проходит в игровой форме. Разнообразие уроков зависит от фантазии учителя, многие формы можно почерпнуть из телевизионных игр. Примеры игровых форм уроков: урок-сказка, урок- КВН, урок-путешествие, урок-смотр знаний, игра «Счастливый случай», «Поле чудес», Морской бой». (слайд 8)

Творческие игры можно применять на любом этапе урока. При создании проблемной ситуации использовать игру  «Расшифруй слово», игру «Ассоциации» - при объяснении нового материала , закреплении и рефлексии. Кроссворды, пословицы, поговорки можно применять на разных этапах урока. Итог урока можно подвести, используя игровые приемы «Древо Впечатлений», «Синквейн», «Кластер», «Снежный ком», « Из уст в уста», «Найди ошибки», «Реставрация» и другие.

Сегодня творческая  игра, обрамленная рациональным сочетанием традиционного и инновационного инструментария, продолжает оставаться главным союзником современного учителя «Основ религиозных культур и светской этики» в сложном деле обучения и воспитания детей XXI века.

Мастер - класс

1.На уроке по теме «Этикет», модуль « Основы светской этики» на этапе первичного закрепления можно использовать игру «Составь пословицы». (слайд 9)

2.«Загадки»  -   урок по теме «Премудрости этикета». (слайд 10)

3.«Филворд» -  урок « Чувство Родины». (слайд 11)

4.«Соедини звездочки» -  урок «Достойно жить среди людей». (слайд 12)

5.«Составь слово» -  « Основы светской этики», урок обобщения. (слайд 13)

6.«Пиктография»- «Основы мировых религиозных культур», урок «Культура и религия». (слайд 14)

7. «Ручеёк» -  во всех модулях, урок «Уважение к Отечеству». (слайд 15)

Правила игры: дети встают, делятся на пары, берутся за руки и встают в цепочку друг за другом. Один человек – водящий. Первая пара обращается к нему со словами: «Если хочешь быть со мной, что отдашь Земле родной?». Водящий должен сказать, что он сделает для Родины, когда вырастет, например: посажу сад, буду строить красивые дома, буду помогать больным… После его ответа все поднимают руки, и ребёнок проходит под поднятыми руками. По пути он выбирает кого-то из любой пары и ведет его за собой. В конце цепочки они образуют новую пару. Тот, кто остался без пары, подходит к началу цепочки, и игра продолжается.

Без игры не может быть полноценного умственного развития.

Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий.      

Игра- это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.

                                                                В.А.Сухомлинский          (слайд16)

Создайте на своем уроке эту питательную среду, посейте в душах детей семена творчества, и они непременно дадут прекрасные всходы. (слайд 17)

Спасибо за внимание! (слайд 18)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Данилова Татьяна Викторовна, учитель начальных классов МБОУ «Гайдаровская СОШ» Творческие игры на уроках «Основы религиозных культур и светской этики»

Слайд 2

Человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда он играет. Ф. Шиллер

Слайд 3

Ф едеральный компонент государственного стандарта начального образования призван обеспечить выполнение одной из основных целей: - развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирования желания и умения учиться. Поэтому творчество является способом положительной мотивации учения младших школьников.

Слайд 4

У роки комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательной школе ставят перед собой широкую задачу - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Слайд 5

Задачи творческих игр: - показать умение применять полученные знания в решении поставленной задачи; - развивать творческие способности при решении определенных проблем; - учить занимать разные позиции, находить аргументы и формулировать взгляды в той или иной роли; - способствовать развитию навыков участия в дискуссии, сотрудничества в достижении поставленной цели; - формировать толерантное отношение к другим мнениям.

Слайд 6

в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии; в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); как технологии внеклассной работы. Игровая деятельность используется в следующих случаях:

Слайд 7

По характеру игровой методики выделяют игры предметные, подвижные, сюжетные или ситуационные, ролевые, игры-соревнования, интеллектуальные игры (ребусы, кроссворды, шарады,викторины ), игры-взаимодействия (коммуникативные, интерактивные).

Слайд 8

Варианты творческих игр «Поле чудес» «Умники и умницы» «Знатоки» «Почини стихи» «Собери пословицы» «Рассыпанные буквы» «Шифр» «Сыщики» «Исправь ошибку» « Рифмы» «Пантомима» «Мешочек с предметами»

Слайд 9

Составь пословицы У себя как хочешь, Хоть не богат , В деревню , где живут одноногие, Слово-серебро, По одежде не суди, Не дорог подарок- молчание –золото по делам гляди а гостям рад дорога любовь а в гостях – как велят надо идти на одной ноге

Слайд 10

Загадки 1.Птичка птичку повстречала, что она прощебетала? (Здравствуй.) 2. Когда ложимся спать, Что не забудем мы сказать? (Спасибо.) (едим.) 6. Мы на день рождения Не придём без…. (Спокойной ночи.) (Подарок.) 4. Если в гости мы идем, То его с собой несём. 5. Ровно, прямо мы сидим, Если за столом… 3. Что мы скажем бабушке За вкусные оладушки? (приглашения.)

Слайд 11

Филворд «Чувство Родины» Р О Л Д Г Н П Е К А М И Т П Р Н У В С А К Л А Р О Д И Н А П Р О П Н Е К У В Ц Ы В С А А П Р О Л Б Л Д Ж А З Щ Ш Г Н Е К С А В И Т Ь О Л А И О Т Т Я Ч Ы В С А К М П О А П Р Р Т К Т Ш Щ Р Ф Ы В А К П Р А Е Г М И Т Ь Б А Э Ж Д И К П Р Н Т Ш Ь У К Щ О Т Ч И З Н А Б Ь О В П Р Н Ъ З Д Ы У Д М И Е К У О Ш З Ъ Т И П Е Р Н Г О Ш В Л Д О Н Ц О В Ш Х З И Ж Я Ч Ы Ц Й Ч Я Т Б В А П Р О Л Д Ж Э З Щ Ш Н Е К У Ц Ч Н Ю Ю Д Ж Щ З Х Э Х Х М З З Ю Д Ж Щ Ш Ф Л Д Ж Э О Д Щ Г Н Е Б Л Р О С С И Я В Ы Г А Й Д А Р О В С К Н Р Г О Ш Л Щ Д Ж Ц Ы В А П Р Р О Л Д Щ Ч С М И Т Ь Б Ю О В П Е К Р О Т Л Д Щ Г Л Щ Г П Ш Щ З Д Ю Ответ : Родина, Абакан, Отчизна, Гайдаровск , патриотизм, Россия.

Слайд 12

Соедини звездочки Чем человек умнее и добрее, Только тогда станешь человеком, Заблуждаться — свойство человека; Я никогда не думаю о будущем. Щедрость по отношению к будущему — Металл узнается по звону, прощать — свойство божества. тем больше он замечает добра в людях. это умение отдать все, что связано с настоящим. когда научишься видеть человека в другом. а человек — по слову. Оно приходит само достаточно скоро.

Слайд 13

Составь слово измогэ эгоизм овсесть добро семья текитэ совесть дружба бажруд сьяем ордоб этикет

Слайд 14

Пиктография – рисунчатое письмо

Слайд 15

«Ручеёк»

Слайд 16

Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра- это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности В.А.Сухомлинский

Слайд 17

Создайте на своем уроке эту питательную среду, посейте в душах детей семена творчества, и они непременно дадут прекрасные всходы .

Слайд 18

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов

Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Презентация мастер - класса "Стань мастером активного целеполагания"

Любая деятельностоь начитается с цели. Без четкого понимания цели невозможна любая деятельность....

Мастер класс "Формирование и развитие универсальных учебных действий младших школьников в учебной деятельности"Мастер

Мастер класс предназначен для учителей начальных классов. Цель мастер класса:продемонстрировать способы формирования универсальных учебных действий;научить определять и находить универсальные уче...