Проектная деятельность в сельской школе
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)
В метериале содержатся общие подходы к проектной деятельности, перечень возможных проектов, шаблон паспорта проекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая подсказка в работе над проектом | 31.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность в условиях сельской школы
Не существует сколько-нибудь
достоверных тестов
на одаренность, кроме тех,
которые проявляются в результате
активного участия хотя бы
в самой маленькой поисковой
исследовательской работе.
А.Н.Колмогоров
Сельская школа и условия образовательной среды бесспорно отличаются от городских. Здесь присутствуют свои специфические особенности: близость природы, небольшое количество населения, неразвитость социальной структуры, низкий образовательный уровень населения, особо пристальное внимание к личности учителя. Поэтому именно учителя сельских школ должны стать инициаторами и проводниками проектной деятельности. В городских условиях ребёнок имеет возможность больше посещать различные учреждения, заниматься в специализированных группах по интересам.
Но независимо от условий проживания ребёнка его обучение происходит в зоне ближайшего развития ребенка. А это значит, нам, учителям сельских школ необходимо ориентироваться на потенциальные возможности ученика и на их реализацию.
Продвижение в развитии становится условием глубокого и прочного усвоения знаний. Учебная деятельность школьника проходит в сотрудничестве со взрослыми, в совместном поиске, когда ребенок не получает готовых знаний, а напрягает свой ум и волю. Даже при минимальном участии в такой совместной деятельности он чувствует себя соавтором в решении возникающих проблем. Работа с опорой на зону ближайшего развития учащегося помогает полнее и ярче раскрыться его потенциальным возможностям. Она воспитывает у него веру в свои силы. Учитель сельской школы и становится генератором этого процесса.
В этом случае принципиально важным оказывается личный интерес учителя. Для педагогов это в первую очередь профессиональная самореализация, профессиональное общение, педагогический рост и налаживание путей эффективного сотрудничества с учащимися.
Для учащихся же проектная и исследовательская работа возможность проявить свои способности, развить их и приобрести знания не урочной форме, а в непринуждённой обстановке сотрудничества с учителем, товарищами, социумом. Эта деятельность подталкивает детей к саморазвитию, самоутверждению. А главным условием значимости является возможность реализации для учащихся и педагогов их актуальных запросов и ожиданий.
В настоящее время исследовательской и проектной деятельностью учащихся занимаются в основном энтузиасты, несмотря на обязательное требование ФГОС второго поколения о введении в практику таких видов деятельности.
Самостоятельная исследовательская практика детей рассматривается как важнейший фактор развития творческих способностей. Но направляющая роль учителя в начальном и среднем звене обучения в сельской школе всё-таки остаётся основной. Существует и проблема оформления результатов проектной и исследовательской деятельности учениками. Кто, как не учитель может оказать помощь ребёнку. И тут возникают новые отношения между учителем и учеником, когда и учитель, и ученик становятся как бы «рука об руку» - появляется доверие и согласие между сторонами обучения.
В процессе такого проектного и исследовательского общения неизбежно происходит выход за рамки учебных предмета. Ученик приобретает не только знания, выложенные в учебнике, но и может проследить интеграцию этих знаний в другие области познаний.
В результате конструктивного сотрудничества учителя и ученика происходит трансляция ценностных ориентаций и нравственных установок от учителя к ученику, что обеспечивает высокий воспитательный эффект исследовательской деятельности.
В ученике развиваются коммуникативные качества, которых так не хватает сельскому ученику. Появляется уверенность в себе, способность транслировать свои знания. Ученик начинает понимать, что он, даже находясь в условиях отдалённости, может производить такой продукт, который интересен не только ему, ученик учится находить единомышленников и видит реальность использования продукта на практике.
В этом и заключается ценность проектной и исследовательской деятельности.
Следует понимать, что набор используемых методов проектной и исследовательской деятельности зависит от ваших реальных возможностей и возможностей ваших учеников.
Не стоит в проектной и исследовательской деятельности оставлять в стороне детей с ОВЗ. Такую деятельность они воспринимают не как учебную, а как игровую. На самой же деле, если учитель грамотно организовал эту работу, то она становится сильнейшим мотором в развитии ребёнка. Он не только овладевают определённым количеством знаний, но и может эти знания передать другим детям, что позволяет ему чувствовать себя наравне со всеми. А если, при умелом подходе, использовать наработанный ребёнком материал как средство обучения других, то самооценка ребёнка с ОВЗ возрастает, сверстники воспринимают его с уважением.
В своей практике я применяла такие проекты как создание мультфильмов и фильмов. Учащиеся с ОВЗ в ходе проектов приобретали навыки заучивания ролей, изготовления персонажей (лепка, рисование) и декораций, выстраивания логической цепочки сюжетов. Кроме этого, формировалось общекультурное развитие: знакомились с писателями, историей родного края, нормами безопасного поведения. Продукты проектной деятельности представлялись в школе, в конкурсах различного уровня, использовались как ЦОР на уроках.
Примеры проектов, реализованных мною в начальной школе:
- Мультфильм «Детям о пожарной безопасности» (творческий проект) https://youtu.be/wubUW9G3p-o
- Мультфильм «Как мой прадед на войну ходил» (творческий проект)
- Мультфильм «Топтыгин и лиса» (творческий проект)
- Фильм о ВОВ «Ондозерский десант» (проект-исследование)
https://www.youtube.com/watch?v=nAztAEPyj4Y
- Место картофеля в жизни человека (проект-исследование)
- Морская капуста и её место в питании (проект-исследование)
- Реклама. Что? Кто? Как? (проект-исследование)
Конечно, для того чтобы достичь хорошего результата необходимо учителю тщательно продумывать свою организационную роль, роль помощников-родителей и самой важное, деятельность детей: она должна быть для них интересной.
Я в своей практике использую обязательное ведение дневников проектов. Это помогает выстроить работу чётко и выдерживать временные ориентиры, что приучает детей к планированию своей работы и предвидению результата, к которому стремятся.
См. Приложение «Дневник проекта»
Источники:
- «Исследовательская и проектная деятельность учащихся как педагогическая технология» Материалы открытой научно-практической конференции. – Киров: МОУ «Кировский физико-математический лицей», 2005.
2. Новожилова М. М. и др. «Как корректно провести учебное исследование: от замысла к открытию» М.М.Новожилова, С.Г. Воровщиков, И.В.Таврель/ Предисл. В.А.Бадил. – 5&е изд., перераб. и доп. – М.: 5 за знания, 2011.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Тема проекта «Место картофеля в жизни человека»
ПРОБЛЕМА (это противоречивая ситуация, которая требует разрешения):
- многие дети любят картофель, но далеко не все знают о его происхождении и об использовании.
ЦЕЛЬ (это то, к чему стремятся, чего хотят достичь):
- расширение знаний о весьма простом продукте питания – картофеле.
ГИПОТЕЗА (это предположение, догадка, ещё не доказанная и не подтверждённая опытом):
- предположим, что весь картофель полезен и должен использоваться в питании.
ЗАДАЧИ (это то, что необходимо решить, выполнить):
- Собрать информацию о происхождении картофеля, условиях его выращивания и его роль в питании.
- Экспериментальным путём определить некоторые свойства картофеля и его вкусовые качества.
- Передать полученные знания учащимся школы.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА. (Почему этот проект важен для меня).
- Наверное, не найти на Земле такого места, где бы картофель не употребляли в пищу. Без картофеля не обходится ни одна семья. Мы почти каждый день едим картофель – жарим, варим, печем. Он не приедается и его ничем не заменить. Поэтому мы должны всё знать об этом продукте и его использовании.
МЕТОДЫ (способы действия, приём работы)
- Анкетирование (опрос)
- Сбор информации, переработка информации (анализ, синтез)
- Дегустация (проба)
- Эксперимент (опыт)
МОИ ОЖИДАНИЯ ОТ ПРОЕКТА
- Я смогу рассказать детям о истории картофеля, чем полезен картофель, поделиться рецептами.
ПРОДУКТ ПРОЕКТА. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ.
- Учебная презентация «Поговорим о картофеле»
- Итоги дегустации, экспериментов (папка проекта)
- Практическое занятие «Поговорим о картофеле»
- Рекламный плакат, памятки по использованию.
ВЫВОДЫ.
- Картофель прошёл длинный исторический путь прежде, чем занял одну из главенствующих ролей в нашем питании, и мы стали считать его вторым хлебом.
- Существует много сортов картофеля, отличающихся окраской кожуры, мякоти, вкусом.
- В разных сортах картофеля содержится разное количество крахмала. От этого зависит степень его разваривания.
- Полезен картофель любой окраски, но нужно помнить о том, что каждому блюду свой сорт картофеля.
- Картофель полевая культура и выращивать картофель необходимо в полевых условиях, соблюдая определённую технологию.
ИСТОЧНИКИ.
- Ресурсы ИНТЕРНЕТ
https://kartofan.org/istoriya-kartoshki.html
http://www.inqui.ru/2012/05/interesnye-fakty-kartofel.html
- Литературные источники
- З.И. Родная «Картофель в огороде и на столе»
- Ю.Д. Комов «Всё о картофеле»
План выполнения проекта (10 недель)
Этап | Моя деятельность | Срок | Методы работы | |
Подготовительный этап (2 недели): | ||||
1. |
| Совместно с учителем и родителями определиться с темой, выявить проблему, выдвинуть гипотезу, познакомиться с правилами работы над проектом. | 1 неделя | Беседа, анкетирование уч-ся начальной школы, анализ и обработка данных. |
2. |
| Установить наличие имеющихся ресурсов и определить недостающие ресурсы. (Что уже есть для выполнения предстоящей работы – информация, умения. Чего пока нет, но нужно иметь: найти информацию, научиться делать.) | 1 неделя | Поиск материалов по теме в разных источниках, планирование работы, распределение обязанностей. |
Практический этап (6 недель): | ||||
3. | Анализ информационных материалов по теме | Выбрать материал, который может заинтересовать ребят (текстовый, наглядный, визуальный) | 1 неделя | Отбор материала |
4. | Эксперимент
| Сравнить картофель по разным признакам. Выяснить свойства картофеля. Посадить картофель в комнатных условиях | 1 неделя | Определение и сравнение опытным путём картофеля |
5. | Наглядное оформление приобретённых знаний | Создать наглядные материалы по теме проекта (презентацию, плакат о пользе картофеля, памятку об использовании картофеля) | 2 недели | Синтез приобретённых знаний |
6. | Практическое занятие | Провести в начальной школе занятие о пользе картофеля с частичным приготовлением блюд с этим продуктом | 1 неделя | Практическая деятельность |
Обобщающий этап (2 недели): | ||||
7. | Анализ итогов занятия | Обобщить мнения ребят о полученных знаниях, записать интервью. | 1 день | Интервью |
8. | Анализ работы над проектом | Выявить что в работе удалось, а что не получилось. Какие этапы были самыми сложными, самыми интересными? | 1 неделя | Самоанализ, самооценка |
9. | Подготовка к презентации проекта | Научиться кратко представлять свой проект, чётко рассказывать о поставленных целях и решённых задачах, эмоционально представлять продукт своего проекта | 1 неделя | Составление текста выступления, тренировка в публичном выступлении |
10. | Защита проекта | Представить проект (рассказать о ходе работы над проектом, показать продукты проекта) | 1 день | Публичное выступление |
Распределение выполняемой работы
Вид деятельности | Кто выполняет | Результат деятельности |
Подготовительный этап | ||
Анкетирование и обработка результатов | Сводная таблица результатов | |
Теоретическая деятельность (поиск информации) | ||
Откуда в России появился картофель. | Мультимедийная презентация | |
Какой бывает картофель. | ||
Как выращивать картофель. | ||
Использование картофеля в питании. | ||
Практическая деятельность | ||
Приготовление различных блюд | Семейная дегустация | |
Реклама продукта | Изготовление плаката | |
Сбор интересных рецептов | Изготовление книги рецептов | |
Проведение практического занятия в начальной школе | Практикум «Учимся готовить» | |
Завершающий этап | ||
Рефлексия занятия | Запись интервью | |
Подготовка презентации к защите | ||
Представление и защита проекта |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе
Презентация к МО по теме "Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе"....
Реализация внеурочной деятельности в сельской школе
Трудности, проблемы и первые результаты внеурочной деятельности за 2011-2012гг...
«Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе»
Материал содержит объяснение: что такое проектная задача и чем отличается от проекта....
Проектная задача в начальной школе шаг к проектной деятельности в основной школе
Статья адресуется учителям начальной школы, в которой рассматриваются и теоретические аспекты разработки и методики решения проектных задач на разных этапах обучения в начальной школе. В с...
Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС. Общие рекомендации к урокам, содержащим проектную деятельность.
В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых зданий. Одной из разновидностей такого подхода является проектная деятельность....
Проектная деятельность в начальной школе. Преемственность в проектной деятельности. Первый проект в пятом классе
В статье раскрывается суть метода проектов, обосновывается его применение в практике начальной школы и раскрывается преемственность в проектной деятельности на примере первого проекта в 5 классе....
Проектные задачи как форма организации проектной деятельности в начальной школе
Мастер-класс для учителей начальных классов...