Трудности при подготовке учащихся к ВПР
статья (4 класс)
Анализ результатов выполнения ВПР позволил выделить несколько недостатков в подготовке выпускников начальной школы о которых расскпазано в статье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trudnosti_pri_podgotovke_uchashchihsya_k_vpr.docx | 20.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Трудности при подготовке учащихся к ВПР
Цель: рассказать о затруднениях при подготовке учащихся к ВПР и путях их решения.
ВПР в 4 классах пишется по трем предметам: русский язык, математика и окружающий мир.
Рособрнадзор сообщает:
- ВПР — это диагностические работы для оценки индивидуальных достижений обучающихся;
- ВПР не являются государственной итоговой аттестацией;
- ВПР проводятся с использованием единых вариантов заданий для всей Российской Федерации, разрабатываемых на федеральном уровне в строгом соответствии с ФГОС.
Анализ результатов выполнения ВПР позволил выделить несколько недостатков в подготовке выпускников начальной школы.
Русский язык
При подготовке учащихся к написанию ВПР по русскому языку, мы столкнулись с такими трудностями как: недостаточное внимание к пословицам и поговоркам; неумение объяснить значение слов, озаглавливать части текста.
При выполнении первой части учащимся нужно было записать текст под диктовку и выполнить два грамматических задания.
Помимо этого, проверялось соблюдение пунктуационных норм.
Анализ грамматических ошибок показал, что большая их часть была на правописание падежных окончаний существительных и правописание безударных личных окончаний глаголов.
Помимо этих ошибок, были пропуски и замена букв.
При выполнении грамматического задания на нахождение однородных членов, учащиеся допустили больше всего ошибок. Почти все ребята справились с заданием на нахождение главных членов предложения.
Анализ проверки выполнения 2 части показал, что хорошо ребята справились с заданием на определение ударения в слове, выполнение звукобуквенного анализа слова, подбор синонимов и антонимов, разбор по составу, разбор имени существительного как часть речи, нахождение в данном предложении глаголов.
Трудным оказалось составление плана к данному тексту, определить и записать значение слова из данного предложения, достаточно много ошибок было допущено в разборе имени прилагательного как часть речи.
Трудным для учащихся оказалось задание на соответствие данного выражения к определённой жизненной ситуации. Многие учащиеся придумывали ситуацию опираясь на слова из выражения, а не на смысл.
Например, «Работать спустя рукава». Неудобно работать, когда спущены рукава.
Особые трудности вызвало задание по определению основной мысли текста.
Предложения по устранению недостатков
Следует включить в работу некоторые пункты:
- отбирать тексты разных стилей, родов и жанров
- продумать работу с различными источниками информации.
- обратить внимание на работу с информационными текстами.
- методика работы с текстом должна быть дополнена его маркировкой, работой со структурными частями текста, сопоставлением информации текста с информацией другого текста, иллюстрацией, репродукцией картины.
- продолжить работу над классификацией слов по составу.
- выстроить работу на уроках развития речи по составлению и записи текстов, направленных на знание норм речевого этикета с учетом орфографических и пунктуационных правил русского языка.
- продумать перечень творческих домашних заданий.
- работать над определением главной мысли текста
Математика.
При подготовке учащихся к написанию ВПР по математике, мы столкнулись с такими трудностями как: нехватка логических задач и задач на предположение в школьной программе, отсутствие задач на классификацию.
Анализ работ показал, что учащиеся достаточно легко справились с заданиями, где проверялось умение выполнять арифметические действия с числами и числовыми выражениями, умение вычислять значение числового выражения, соблюдая при этом порядок действий, умения выполнять письменно действия с многозначными числами, умение решать арифметическим способом (в одно, два действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью. Дети умеют читать, записывать и сравнивать величины, используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними.
При решении текстовых задач в три, четыре действия, учащиеся испытывали затруднения.
При решении задания с зеркальным отражением некоторые учащиеся писали буквы в неверном направлении.
Большинство детей умеют исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, вычислять площадь прямоугольника и строить фигуру по заданным параметрам.
Многие учащиеся умеют работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами.
Особую сложность для учащихся вызвали задачи на предположение и классификацию.
Полученные результаты позволяют дать некоторые рекомендации по совершенствованию процесса преподавания предмета:
- Усилить работу, направленную на формирование умений анализировать текстовые задачи используя схемы, таблицы.
- Взять на особый контроль формирование умения решать задачи, связанные со сравнением величин.
- Обратить особое внимание на решение задач с основами логического и алгоритмического мышления.
- Включить в планирование внеурочной деятельности задачи на развитие логического и алгоритмического мышления, сравнение величин и задачи, связанные с бытовыми жизненными ситуациями.
Окружающий мир.
При подготовке учащихся к написанию ВПР по окружающему миру, мы столкнулись с такими трудностями как: нехватка уроков по темам, которые раскрывались в некоторых заданиях ВПР («Вещества и материалы окружающего мира», «Знаки», «Проведение экспериментов, наблюдений и опытов», «Профессии», «Мой край»).
Анализ работ по окружающему миру показал, что учащиеся 4 класса могут узнавать по изображениям объекты живой и неживой природы, а также объекты, созданные человеком; находить информацию на печатных носителях, сравнивать её, делать выводы; умение определять территорию, континент на географической карте; распознавать объекты живой природы в разных климатических зонах; могут использовать знания о строении функционировании организма человека в целом.
У многих учащихся вызвало затруднение задание, где необходимо было показать умение различать действия в описании опыта, его цель, ход, выводы.
Не развито у учащихся умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в письменной форме.
Если название региона и главный город назвали многие учащиеся правильно, то культурные центры, музеи, исторические места в своём регионе дети знают недостаточно хорошо, т. е. вопросу краеведения нужно уделять больше времени.
Предложения по устранению недостатков.
1.Усилить внимание на формировании следующих умений обучающихся: использовать различные способы анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с познавательными задачами; понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы.
2.В системе использовать задания, предусматривающие проведение несложных наблюдений в окружающей среде и проведение опытов, используя простейшее лабораторное оборудование, а также выполнение
заданий, побуждающих создавать и преобразовывать модели и схемы опытов для решения поставленных задач.
3.Четко спланировать в рабочих программах по учебным предметам формирование таких УУД как: овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (социальных); осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.
4.Предусмотреть: проектную коллективную деятельность, направленную на формирование таких УУД как: оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах, раскрывать роль семьи в жизни человека, указывать достопримечательности региона, животный и растительный мир региона.
5.Повторять знания о природных зонах, как самую сложную тему.
Общие рекомендации
При календарно-тематическом планировании усилить краеведческую направленность курса.
Усилить работу по формированию навыка работы с текстом, поиска и выделения необходимой информации, способности анализировать и рассуждать.
Свести до минимума репродуктивную деятельность, в ходе которой теоретические сведения детям предлагаются в готовом виде. Шире использовать активные методы обучения, исследовательскую деятельность.
Организовывать дополнительные занятия (например во время внеурочной деятельности) по подготовке к ВПР.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преодоление трудностей в обучении учащихся начальных классов с использованием методов театральной педагогики.
Основная цель, которую мы ставим в работе с каждым ребёнком – это формировать гармоничную личность и помочь ребёнку в раскрытии дремлющих способностей....
«Причины трудностей в поведении учащихся»
Цель: обсудить проблемы воспитания в семье трудного ребёнка.Задачи:- Познакомить родителей с причинами, которые приводят к плохому поведению детей.- Развивать умения поиска выхода в сложных ситу...
«ШКОЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ И СВЯЗАННЫЕ С НЕЙ ТРУДНОСТИ ОБУЧЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ ПЕРВЫХ КЛАССОВ»
Адаптация ребенка к школе — довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма....
выступление на педагогическом совете "Трудности при подготовке к ВПР
выступление на педагогическом совете "Трудности при подготовке к ВПР...
трудности в подготовке к итоговой аттестации в начальной школе (немецкий язык)
трудности в подготовке к итоговой аттестации в начальной школе (немецкий язык)...
«Теория и практика подготовки учащихся 4 классов к ВПР. Виды работ по подготовке к ВПР по «Окружающему миру»
Вработе показано как подготовить учащихся к ВПР,...
Диагностика учащихся, испытывающих трудности в обучении, учащихся с ОВЗ.
Методика «Заучивание 10 слов»;Методика «Корректурная проба»;Н. Лусканова «Уровень школьной мотивации»;Методика «Дерево с человечками»;Методика «Ди...