«Теория и практика подготовки учащихся 4 классов к ВПР. Виды работ по подготовке к ВПР по «Окружающему миру»
презентация к уроку по окружающему миру (4 класс)
Вработе показано как подготовить учащихся к ВПР,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teoriya_i_praktika_podgotovki_k_vpr.docx | 34.76 КБ |
teoriya_i_praktika_podgotovki_k_vpr.ppt | 1.99 МБ |
Предварительный просмотр:
(Сл.№1) «Теория и практика подготовки учащихся 4 классов к ВПР. Виды работ по подготовке к ВПР по «Окружающему миру»
Учитель: Дрозд Т.Н.
(Сл.№2) Всероссийские проверочные работы – новая процедура оценки качестваобщего образования, которая согласно приказу министерства образования и науки РФ от 27.01.2017 года № 69 «О проведении мониторинга качестваобразования», а с 2017 года вошел в 4-х классах в штатный режим.
Рособрнадзор сообщает, что ВПР не являются государственной итоговой
аттестацией, т.е. выпускным экзаменом в начальной школе. ВПР можно
сравнить с контрольными работами, традиционно проводившимися в
прошлые десятилетия во многих регионах и отдельных образовательных
организациях.
( Сл.№3) Всё-таки чем ВПР отличается от школьных контрольных работ?
Во-первых,это единые для всей страны задания – так больше возможности отследитьуровень знаний в каждой конкретной школе и в регионе в целом.
Во-вторых,это единые требования к процедуре проведения работы.
В-третьих,использование современных технологий позволяет обеспечить практическиодновременное выполнение работ школьниками всей страны. Тексты для работ разрабатываются на федеральном уровне подруководством Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки(Рособрнадзора) на основе федеральных государственных образовательных
стандартов.
(Сл.№4).Цель ВПР – обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации и поддержки введения Федерального государственного образовательного стандарта за счет предоставления образовательным организациям единых проверочных материалов и единых критериев оценивания учебных достижений.
(Сл.№5).Задачи ВПР:
- Выявление сильных и слабых сторон в подаче материала по определенному предмету и корректировка обучающего процесса
- планирование процесса повышения квалификации педагогов на специальных курсах
- определение для педагога и родителей образовательной траектории учащегося и текущего уровня образованности школы, класса, ученика по отношению к требованиям, установленным ФГОС.
(Сл.№6.)Что дают ВПР?
Специалисты утверждают, что ежегодное проведение ВПР
выпускников начальной школы в результате позволит:
Психологически подготовить учащихся к экзаменам в старших классах, в
частности к ГИА и ЕГЭ.
Определить качество и уровень знаний, которые были получены в течение
пройденного года обучения.
Даст стимул к систематическим занятиям в течение всех лет обучения, а не
только в выпускных классах. Будут видны недостатки учебной программы по
проверяемым предметам.
Родители будут в курсе уровня знаний своего ребёнка.
Даст возможность улучшить общую систему обучения.
(Сл.№7.)Подготовка к ВПР – это систематизированное повторение учебного материала по предметам.
(Сл.№ 8).)Алгоритм подготовки к ВПР
- Выписать перечень планируемых результатов по предмету (русский язык, математика, окружающий мир)
- Подобрать несколько заданий для проверки того, насколько усвоен каждый из этих предметов.
- Провести повторение по разделам учебной предметной программы.
- Выполнить несколько проверочных работ на все разделы программы, вместе обсуждать возможные стратегии выполнения работы, особенности формулировок заданий и т.д.
- Вести учет выявленных пробелов для адресной помощи в ликвидации слабых сторон обучающихся.
(Сл.№ 9.)Работа с одаренными детьми:
- выполнение нестандартных заданий сформулированных в нетрадиционной форме: на уроках и во внеурочное время
- участие в дистанционных олимпиадах по предметам
- проведение пробных проверочных работ
- психологическая подготовка обучающихся к проведению ВПР
(Сл.№10.)Работа со слабыми учащимися
- проведение дополнительных групповых и индивидуальных занятий с учащимися
- ежедневно на уроках проводить подготовку учащихся, совершенствовать методы и приёмы работы с текстовой информацией
- Психологическая подготовка обучающихся к проведению ВПР
(Сл.№ 11).Работа с родителями
- проведение классных родительских собраний по вопросам подготовки и участия в ВПР
- ознакомления родителей с нормативной базой и порядком проведения мониторинга
- индивидуальные консультации для родителей
- организация «горячей линии» для педагогов и родителей на школьном сайте, стенде
- психологическая подготовка родителей к проведению ВПР
(Сл.№ 12.)Виды работ, которые можно использовать на уроках окружающего мира при подготовке к ВПР
Первая часть
Задания 1части работы относятся к сфере социально-гуманитарного знания.Они направлены на выявление уровня освоения начальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности.
Лучше всего учащиеся выполняют задания №1, требующее распознавания предмета и указания его назначения . С данным заданием справляются почти все обучающиеся: все они смогли назвать изображенный предмет и пояснить его назначение.Задание 2направлено на проверку базовых понятий раздела, к которым традиционно относятся знания (узнавание) тел живой и неживой природы, а также характерных явлений природы, позволяют проконтролировать умение понимать условно-графическую информацию, представленную в средствах массовой информации в разделе описания и прогноза погоды.Задание 3проверяет умение работать с географической картой/схемой, на которой обучающиеся должны определить выделенную территорию, а после указать типичных ее обитателей из числа изображенных животных.Задание 4-5 проверяющие содержание разделов «Человек», «Человек и природа».
Задание 6 дает возможность выявить у обучающихся умение различать в описании опыта его цель, ход опыта и выводы, проверить умение устанавливать причинно-следственные связи этапов осуществления определенной деятельности.
(Сл.№ 13.)Задания 2части представляют собой небольшие сочинения. Типичной ошибкой при составлении текста было отсутствие достаточного количества аргументов.(Исходя из этого можно составить памятки для составления текстов – рассуждений и упражнения для формирования умения акцентировать ответ на ключевом слове вопроса).Особое внимание требуют задания по краеведению.
При подготовкеследует опираться на методические материалы сборника «Готовимся к ВПР. Окружающий мир»
(Сл.№14.)Как помочь учащимся подготовиться к ВПР?
(рекомендации для учителей)
1. Составьте план подготовки по вашему предмету и расскажите о нем учащимся.
Составленный в начале года план-график, который максимально учитывает все события школьной жизни, праздники и мероприятия, позволит заранее спланировать объем и сроки изучения учебного материала. Важно дать учащимся информацию о графике работы на год, регулярно обращая их внимание на то, какая часть материала уже пройдена, а какую еще осталось пройти.
2. Дайте учащимся возможность оценить их достижения в учебе.
Обсуждая с учащимися пройденный материал, делайте акцент на том, что им удалось изучить и что у них получается хорошо. Ставьте перед ними достижимые краткосрочные учебные цели и показывайте, как достижение этих целей отражается на долгосрочном графике подготовки к ВПР.
3. Не говоритес учащимися о ВПР слишком часто.
Регулярно проводите короткие демонстрационные работы в течениегода вместо серии больших контрольных работ за месяц до ВПР. Обсуждайте основные вопросы и инструкции, касающиеся ВПР. Даже если работа в классе связана с ВПР, не заостряйте на это внимание.
4. Используйте при изучении учебного материала различные педагогические технологии, методыи приемы.
Учебный материал должен быть разнообразен: плакаты, интеллект-карты, презентации, ролевые игры, проекты, творческие задачи. Использование различных методов позволяет усваивать материал ученикам с различными особенностями восприятия информации. Учащиеся иногда могут считать предмет скучным, но большинство из них положительно воспримет учебный материал на альтернативных носителях информации, например на собственном сайте или в группе в одной из социальных сетей.
5. «Скажи мне - и я забуду, учи меня - и я могу запомнить, вовлекай меня - и я научусь» (Б. Франклин).
Во время изучения материала важно, чтобы учащиеся принимали активное самостоятельное участие в его изучении - готовили совместные проекты и презентации в классе и по группам, обучали и проверяли друг друга.
6. Научите учащихся работать с критериями оценки заданий.
Покажите простой пример демонстрационного задания и разберитеподробно, как оно будет оцениваться. Понимая критерии оценки, учащимся будет легче понять, как выполнить то или иное задание.
(Сл.№15.)7. Не показывайте страха и беспокойства по поводу предстоящих ВПР.
ВПР, безусловно, событие, которое вызывает стресс у всех егоучастников: учащихся, родителей, учителей, администрации образовательной организации. Негативные эмоции заразительны. Покажите на собственном примере, как можно справиться с переживаниями, чувствами и ими управлять.
8. Хвалите своих учеников.
Любому учащемуся важно опираться на свои сильные стороны и чувствовать себя уверенно на предстоящих проверочных работах. Однако похвала должна быть искренней и по существу. Убедитесь, что ваши ученики имеют реалистичные цели в отношении предстоящих проверочных работ.
9. Общайтесь с коллегами!
Используйте ресурсы профессионального сообщества. Знакомьтесь с опытом коллег, их идеями и разработками, применяйте их на практике.
10. Обсуждайте с учащимися важность здорового образа жизни.
Хороший сон и правильное питание, умение сосредоточиться и расслабиться после напряженного выполнения заданий вносят значительный вклад в успех на проверочной работе.
11. Поддерживайте внеучебные интересы учащихся.
Личное пространство, не связанное с учебой, дает возможность переключаться на другие виды деятельности и в конечном итоге быть более эффективными при подготовке к ВПР.
12. Общайтесь с родителями и привлекайте их на свою сторону!
Родители всегда беспокоятся за своих детей и берут на себя большеответственности за их успех на проверочной работе. Обсуждайте с ними вопросы создания комфортной учебной среды для учащегося дома, организации режима сна и питания ребенка, их тревоги и заботы.
А главная задача родителей — убедить ребенка, что если не запускать учебу на протяжении всего учебного года, то не будет проблем с подготовкой к ВПР.
Но наши дети нуждаются и в психологической подготовке к контрольным работам и экзаменам. И родители могут в этом помочь своим детям, даже если не умеют решать задачи. Часто дети плохо пишут проверочные работы потому, что не уверены в себе. Они волнуются, смогут ли оправдать ожидания своих родителей. Тогда родителям следует говорить ребёнку, что их любовь к нему не зависит от оценок или других успехов. Слова «Твоя главная задача – хорошо учиться» создают стресс, который в конце учебного года уже не сделает из троечника хорошиста. А вот достаточный сон, хорошее питание, своевременный отдых на свежем воздухе и понимание близких людей добавят сил и помогут сосредоточиться в нужный момент.
(Сл.№16.)Ежегодное проведение ВПР выпускников начальной школы в результате позволит:
•Психологически подготовить учащихся к экзаменам в старших классах, в частности к ГИА и ЕГЭ.
•Определить количество и уровень знаний, которые были получены в течение пройденного года обучения.
• Стимул к систематическим занятиям в течение всех лет обучения, а не только в выпускных классах.
•Будут видны недостатки учебной программы по проверяемым предметам.
•Родители будут в курсе уровня знаний своего ребёнка.
•Даст возможность улучшить общую систему обучения.
Мы создали банк данных, которыми можно воспользоваться при подготовке к ВПР. Сейчас Ирина Васильевна расскажет на какие темы в учебнике «Окружающий мир» по классам нужно обратить внимание и проведет с вами тренировочное упражнение, как вариант подготовки в ВПР по окружающему миру.
Список литературы
1. Авторская программа «Русский язык» для начальной школы, разработанной Ивановым С.В., Кузнецовой М.В., Евдокимовой А.О., Петленко Л.В., Романовой В.Ю. в рамках проекта «Начальная школа XXI века» (научный руководитель Виноградова Н.Ф.)
2. Дьячкова Г.Т. Диктанты. – Волгоград: Учитель, 2011.- 339 с.
3. Иванов С.В., М.И.Кузнецова. Русский язык : 4 класс. Комментарии к урокам. – М.: Вентана-Граф, 2011.- 384 с.
4. Коротченкова Л.В. Русский язык. Итоговая аттестация в начальной школе.-Саратов: Лицей,2010-32с.
5. Каменкова Н.В., Полякова Е.Д. Работа с текстом и информацией.4 класс.(Стандарты второго поколения) –М: АСТ, 2014.-46с.
6. Алексеева Л.Л., Анащенкова С.В. и др. Планируемые результаты начального общего образования. (Стандарты второго поколения) - М.: Просвещение, 2010. - 120 с.
7. Романова В.Ю., Петленко Л.В. Русский язык: оценка достижения планируемых результатов обучения: контрольные работы, тесты, диктанты, изложения:2-4 класс.- 3-е изд.,перераб.-М: Вентана-Граф, 2012.-272 с.
8. Русский язык: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2-х ч. Ч. 1,2 / С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова М.: Вентана-Граф, 2014 г.
9. Пишем грамотно: 4 класс: рабочие тетради для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2-х ч. Ч. 1,2 / М.И. Кузнецова М.: Вентана Граф, 2014г.
10. Кузнецова М.И. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. Готовимся к Всероссийской проверочной работе. Русский язык. 4 класс. –М: Просвещение, 2016г.-111с.
11. Журова Л.Е. Педагогическая диагностика. Русский язык. Математика. 4класс. – М.: Вентана-Граф, 2015 г.
12. Романова В.Ю.,Петленко Л.В. Русский язык. 4 класс: тетрадь для контрольных работ. –М: Вентана-Граф, 2015г. -72с.
14. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.:Просвещение, 2010. - 31с.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
. в о-первых, это единые для всей страны задания. во-вторых, это единые требования к процедуре проведения работы. в-третьих, одновременное выполнение работ школьниками всей страны.
Цель ВПР – обеспечение единства образовательного пространства РФ и поддержки Федерального государственного образовательного стандарта за счет предоставления образовательным организациям единых проверочных материалов и единых критериев оценивания учебных достижений.
Выявление сильных и слабых сторон в подаче материала по определенному предмету и корректировка обучающего процесса планирование процесса повышения квалификации педагогов на специальных курсах - определение для педагога и родителей образовательной траектории учащегося и текущего уровня образованности школы, класса, ученика по отношению к требованиям, установленным ФГОС.
- психологически подготовить учащихся к будущим экзаменам в старшей школе - проверить объем знаний, полученный учениками за период обучения в начальной школе ВПР будут способствовать мотивации учеников заниматься ежегодно, а не только в выпускном классе начального обучения - будут выявлены ошибки и недочеты в образовании по предметам: математике, русскому языку, окружающему миру - родители смогут понять степень общей образованности своего ребенка - ВПР будут способствовать оптимизации региональных программ образования.
ВПР Русский язык Мате-матика Окружающий мир Подготовка к ВПР – это систематизированное повторение учебного материала
- Выписать перечень планируемых результатов по предмету (русский язык, математика, окружающий мир) - Подобрать несколько заданий для проверки того, насколько усвоен каждый из этих предметов. - Провести повторение по разделам учебной предметной программы. - Выполнить несколько проверочных работ на все разделы программы, вместе обсуждать возможные стратегии выполнения работы, особенности формулировок заданий и т.д. - Вести учет выявленных пробелов для адресной помощи в ликвидации слабых сторон обучающихся.
выполнение нестандартных заданий сформулированных в нетрадиционной форме: на уроках и во внеурочное время участие в дистанционных олимпиадах по предметам проведение пробных проверочных работ психологическая подготовка обучающихся к проведению ВПР
проведение дополнительных групповых и индивидуальных занятий с учащимися ежедневно на уроках проводить подготовку учащихся, совершенствовать методы и приёмы работы с текстовой информацией - Психологическая подготовка обучающихся к проведению ВПР
проведение классных родительских собраний по вопросам подготовки и участия в ВПР ознакомления родителей с нормативной базой и порядком проведения мониторинга индивидуальные консультации для родителей организация «горячей линии» для педагогов и родителей на школьном сайте, стенде психологическая подготовка родителей к проведению ВПР
Первая часть Задания 1 части работы относятся к сфере социально-гуманитарного знания. Задания 2 части представляют собой небольшие сочинения (Исходя из этого можно составить памятки для составления текстов – рассуждений и упражнения для формирования умения акцентировать ответ на ключевом слове вопроса). Работу можно построить по следующим направлениям: - в рамках урока - в рамках дополнительных консультаций по подготовке к ВПР
1. Составьте план подготовки по вашему предмету и расскажите о нем учащимся. 2. Дайте учащимся возможность оценить их достижения в учебе. 3. Не говорите с учащимися о ВПР слишком часто. 4. Используйте при изучении учебного материала различные педагогические технологии, методы и приемы. «Скажи мне - и я забуду, учи меня - и я могу запомнить, вовлекай меня - и я научусь» (Б. Франклин). 6. Научите учащихся работать с критериями оценки заданий.
7. Не показывайте страха и беспокойства по поводу предстоящих ВПР. 8. Хвалите своих учеников. 9. Общайтесь с коллегами! 10. Обсуждайте с учащимися важность здорового образа жизни. 11. Поддерживайте внеучебные интересы учащихся. 12. Общайтесь с родителями и привлекайте их на свою сторону!
Ежегодное проведение ВПР выпускников начальной школы в результате позволит: • Психологически подготовить учащихся к экзаменам в старших классах, в частности к ГИА и ЕГЭ. • Определить количество и уровень знаний, которые были получены в течение пройденного года обучения. • Стимул к систематическим занятиям в течение всех лет обучения, а не только в выпускных классах. • Будут видны недостатки учебной программы по проверяемым предметам. • Родители будут в курсе уровня знаний своего ребёнка. • Даст возможность улучшить общую систему обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговая контрольная работа за курс начальной школы по окружающему миру .
Итоговая контрольная работа за курс начальной школы по окружающему миру ....
Диагностическая работа готовности ребенка к школе по окружающему миру
Разработка диагностической работы для старших дошкольников, позволяющая сформировать педагогу представление о готовности ребенка к обучению в школе по окружающему миру....
Итоговая контрольная работа за курс начальной школы по окружающему миру.
Для проверки знаний я использую разнообразные тесты. Предложенный тест является итоговым за курс начальной школы. В нем два варианта заданий, рекомендации к проведению и ключ, который помо...
Статья "Приёмы работы с географической картой на уроках окружающего мира"
В своей статье я хотела показать,что работа с картами имеет большое значение в изучении предмета "Окружающий мир" и привела примеры и задания работ с картами.Эта работа может быть не тольк...
«Творческие виды работ при подготовке к сочинению»
Успехи обучения зависят от того, как дети овладевают красивой речью. Это происходит всегда легче через творческие виды работ. В этом велика роль иллюстраций, экскурсий, походов в лес, которые дают бог...
Организация работы по подготовке учащихся начальных классов к олимпиаде по русскому языку
Подготовка к олимпиаде — дело не одного дня. Работу с учениками необходимо начинать еще в 1 классе, ведь далее им предстоит более углубленно познакомиться с такими разделами русского языка, как ...