Внеурочная деятельность как ресурс для формирования экологического мировоззрения младших школьников
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Качественное экологическое образование младших школьников невозможно реализовать только в урочной деятельности. Внеурочная деятельность имеет гораздо более широкие возможности при решении этой задачи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnaya_deyatelnost_kak_resurs_dlya_formirovaniya_ekologicheskogo_mirovozzreniya.docx | 15.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеурочная деятельность как ресурс для формирования
экологического мировоззрения младших школьников
Изакенас Оксана Борисовна
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №37 г.Томска
Потребительское отношение человека к природным богатствам, безграмотное ведение хозяйства, низкая экологическая культура, недостаточность знаний - все это неизбежно приближало человечество к той тревожной экологической ситуации, в которой находится наша планета. В связи с этим одной из важнейших задач современной школы является экологическое образование, воспитание и развитие личности подрастающего поколения. Оно должно стать непрерывным процессом формирования научных практических знаний, ценностных ориентаций, экологического сознания и поведения, ответственного отношения к окружающей среде. Экологическое образование является одним из направлений реализации Программы духовно-нравственного развития и воспитания в начальной школе. Экологическое образование младших школьников имеет свои особенности.
Младший школьный возраст характеризуется особой интенсивностью развития эмоционально-ценностного отношения к окружающему, интенсивностью накопления личного опыта взаимодействия с окружающим миром.
В младшем школьном возрасте основы экологической культуры формируются за счет специальных знаний, развития эмоциональной сферы и практических навыков экологической деятельности, формирования нравственных ценностей. К сожалению, уровень экологической культуры у младших школьников остается низким.
Основным предметом для формирования экологической культуры в начальной школе является курс «Окружающий мир». Даже с учетом того, что учебный материал содержит достаточно информации о деятельности человека, приведшей к подчас необратимым последствиям, а также деятельности человека по сохранению окружающей среды, на мой взгляд ничтожно мало освещается такое понятие как культурное и природное наследие человечества.
Мы часто забываем об этимологии слова Экология: οἶκος — обиталище, жилище, дом, имущество и λόγος — понятие, учение, наука. В более узком значении слова экология – это наука о нашем общем доме планете Земля.
Народная мудрость гласит «Не зная тайги – заблудишься, не зная прошлого – споткнешься». Ранее мною была разработана программа курса внеурочной деятельности «Всё обо всем». Своей задачей я считала необходимым подобрать наиболее эффективные формы и методы, которые основываются на творческой деятельности, требующей личного участия обучающегося в решении каких-либо экологических проблем.
Начиная с первого класса, используются различные формы организации работы детей (беседы, экологическое кафе, дидактический театр, проектные задачи, игра, творческая мастерская). Дети углубляют ранее полученные знания и приобретают новые: о сезонных изменениях в природе, о жизни животных и растений, а также о тех народных праздниках и обычаях, которые демонстрируют связь человека и природы, их взаимопроникновение.
Далее используются уже другие формы организации деятельности учащихся (экскурсии, игра, проблемно-эвристические беседы, исследования, работа с текстом). Дети говорят о древнем представлении людей о Земле, находят ответ на вопросы: всегда ли она была такой как сейчас, о разнообразии и богатстве растительного и животного мира планеты, о древних растениях и животных. Получают первоначальные представления о многовековом процессе образования богатств земли, и, в связи с этим, необходимости бережного использования природных ресурсов.
К четвертому классу дети становятся достаточно взрослыми, чтобы осознавать себя частью своего народа, его истории, традиций. На первый план выходят такие формы организации учащихся как исследовательские проекты. В ходе подготовки к ним дети узнают о жилище, одежде, оружии, общественном строе своих предков, о письменности, развитии ремесел и т.д.
Приоритетной целью программы является разностороннее раскрытие и формирование у учащихся понимания устройства мира. В ходе реализации программы расширяется кругозор детей, учащиеся отчетливее осознают уникальность каждого предмета, события, собственную уникальность. Это помогает воспитывать в детях бережное отношение к окружающему миру, определить свое место в нем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изучение влияния учебной и внеурочной деятельности на развитие способностей и склонностей младших школьников.
Каждый человек имеет способности. Как развивать эти срособности написано в статье, это поможет учителям в работе по внеурочной деятельности....
Внеурочная деятельность как важная составляющая формирования УУД младшего школьника.
Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения и очень важно, чтобы система обучения начинала меняться уже на этом этапе, так как в младшем школьном возрас...
Внеурочная деятельность как важная составляющая формирования УУД младшего школьника.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимуществе...
Статья на тему: «Организация проектной деятельности обучающихся во внеурочной деятельности, как условие формирования самостоятельной активности младших школьников» (Из опыта работы)
Из этой статьи вы узнаете,как надо организовать проектную деятельность на занятиях по внеурочной деятельности,формируя самостоятельную активность младших школьников,работая по практическим пособ...
Проектная деятельность на уроках и во внеурочной деятельности как ресурс формирования исследовательских навыков младших школьников.
Любому обществу нужны одаренные люди. Главная задача семьи и школы состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка и подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализо...
"Компетентностно-ориентированные задания в урочной и внеурочной деятельности как способ формирования метапредметных результатов младших школьников"
Компетентностно-ориентированное задание моделирует практическую, жизненную ситуацию и строится на актуальном для учащихся материале....
Внеурочная деятельность как средство достижения планируемых результатов младших школьников в условиях реализации требований ФГОС НОО
Программа внеурочной деятельности "Здоровячок" по спортивно-оздоровительному направлению с 2017 по 2021 годам...