Рабочая программа по развитию речи для 1 класса для детей с ТНР
рабочая программа по логопедии (1 класс) на тему
Целями системы работы по развитию речи являются формирование и систематическое совершенствование полноценных языковых средств общения у детей с нарушениями речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_tnr_razvitie_rechi.docx | 34.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Целями системы работы по развитию речи являются формирование и систематическое совершенствование полноценных языковых средств общения у детей с нарушениями речи.
Задачи:
-формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной, т.е. монологической) на основе обогащения знаний об окружающей действительности, развития познавательной деятельности (предметно-практического, наглядно-образного и словесно-логического мышления);
-формирование, развитие и обогащение лексического строя речи;
-практическое овладение основными закономерностями грамматического строя речи;
-подготовка лексико-грамматического материала для других разделов работы по языку – обучение грамоте, грамматике и правописанию, а также чтению и другим учебным дисциплинам.
Рабочая программа по развитию речи для 1 класса разработана в соответствии с требованиями:
1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ (утверждён приказом МИНОБРНАУКИ России №1598 от 19.12.2014 г.)
2. Приложение №5 к Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования обучающихся с ОВЗ от 19.12.2014 г. (вариант 5.2.)
3. Проекта «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи» от 30.03.2015 г.
Общая характеристика учебного курса.
Развитие речи – это комплексная работа, конечной целью которой является формирование и развитие у учащихся умений и навыков связного изложения своих и чужих мыслей в устной и письменной форме. Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика - показатель его умственного развития. Поэтому развитие речи является важным звеном в общей системе обучения детей, обеспечивающим успехи в учебной работе и по другим предметам. Обогащение словарного запаса, развитие речи учащихся - главная задача данного элективного курса.
Новизна программы данного элективного курса состоит в формировании ведущих компетенций личности учащихся начальных классов:
- коммуникативная - умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым;
- информационная - умение работать со всеми видами информации;
- автономизационная - умения саморазвития;
- социальная - умение жить и работать с другими людьми;
Основной контингент детей, обучающихся по программе V вида, составляют дети с ОНР II - III уровня.
Системное нарушение всех компонентов языковой системы у школьников с ОНР характеризуется следующими проявлениями:
- нарушением звуко-слоговой структуры речи с преобладанием звуковых ошибок
фонематического типа;
- ограниченным словарным запасом;
- наличием многочисленных словесных замен;
- бедностью и стереотипностью синтаксического оформления речи; использованием
преимущественно простых распространенных предложений
- связная речь значительно отстает от возрастной нормы по уровню развития.
Таким образом, у детей с ОНР недостаточно сформированы языковые средства, задерживающие формирование коммуникативной и обобщающей функции речи. Кроме того, у ребенка с ОНР, как правило, недостаточно сформированы психические процессы (как вторичное проявления речевого дефекта) - память, мышление, внимание. Их коррекция возможна только в процессе устранения ОНР (как первичного дефекта).
Оптимизация коррекционного обучения детей с речевой патологией требует соблюдения одновременности работы над всеми компонентами языковой системы:
– звуковой стороной речи и лексико-грамматическим строем. Развитие фонематического восприятия подготавливает основу для формирования грамматической и морфологической системы словообразования и словоизменения. Поэтому, корригируя звуковой языковой системы, мы создаем основу для усвоения детьми разнообразных грамматических конструкций и грамматики в целом.
Появилась необходимость в специальных занятиях по развитию речи.
В разработанной программе предусмотрена работа по развитию речи, которая проводится в системе, охватывающей все ее стороны (словарь, грамматический строй, звуковую культуру речи, связную речь).
Программа способствует формированию стремления к получению новых знаний, приемов умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
Большое значение имеет индивидуальный подход, дозировка сложности заданий, позволяющая создать ситуацию успеха для каждого ребенка.
Данная программа рассчитана на 66 учебных часа (33 учебные недели) 2 час в неделю.
Формы организации учебного процесса: комбинированный урок.
Технологии обучения: деятельностный подход, игровые и информационно-коммуникационные технологии обучения.
Виды и формы контроля: текущий, фронтальный и индивидуальный опрос.
Используется учебно-методический комплект:
Грибова О.Е., Бессонова Т.П. «Развитие речи»
Содержание рабочей программы.
Программой предусмотрена взаимосвязь следующих разделов работы:
Работа над словом
Понимание и употребление в речи слов, выражающих поручения, приказания. Слова — названия предметов, действий, признаков предметов, признаков действий, время действий, с которыми дети постоянно сталкиваются в быту, учебе, при знакомстве с природой, общественными явлениями. Понимание обобщающих значений слов. Один предмет в разных ситуациях (щетка — зубная, для чистки одежды, обуви, для подметания полов; складывать — цифры, одежду, учебные вещи).
Понимание и правильное употребление слов со значением уменьшительности-ласкательности, увеличительности (существительные с суффиксами -ик, -ок, -к, -чек, -очк, -ечк, -иц); слов, обозначающих животных (существительные с суффиксом -онок, енок); лиц по роду их деятельности (существительные с суффиксами -ист, -щик, -чик, -ниц(а), -тель, -арь); движение, признаки предметов по цвету, форме, величине, вкусу, весу, температурным Свойствам, качеству и противоположных им по значению (твердый— мягкий); признаки действия (быстро, весело, хорошо); время действия (утром, вечером, сегодня) .
Выделение и название частей отдельных предметов. Распределение названий предметов по группам. Знание и употребление видовых и родовых обозначений.
Выработка умений пользоваться словом и правильной грамматической формой в зависимости от ее значения в составе предложений.
Работа над предложением
Понимание и употребление побудительных предложений, повествовательных нераспространенных и распространенных предложений (состоящих из 3—5 членов предложения). Составление предложений по моделям: простое предложение с глаголами в настоящем и прошедшем времени в единственном числе. Выделение предмета и действия по вопросам кто? что? что делает? что делал? и различение этих вопросов (о предмете, о действии или состоянии). Различение вопросов кто? что? как вопросов о предмете одушевленном или неодушевленном; вопросов что делает? что делал? как вопросов о действии, выраженном в настоящем пли прошедшем времени.
Образование формы множественного числа существительных (с окончанием -ы(-и), а (-я) и глаголов (настоящего и прошедшего времени).
Составление и употребление простых предложений с существительными и глаголами в единственном и множественном числе.
Выделение грамматических признаков рода существительных в словосочетаниях с числительным и местоимением. Практическое овладение значением и способами употребления в предложения родовыми признаками существительных с глаголами прошедшего времени.
Составление и употребление в речи предложений (трех- пятичленных) со словосочетаниями, обозначающими переходность действия на предмет (моет чашку, пол). Различение окончания формы винительного падежа в зависимости от рода существительных и обозначения одушевленности и неодушевленности (видит мальчика, девочку).
Орудие или средства действия (рисует карандашом, подметает метлой). Различение окончания творительного падежа в зависимости от рода существительного. Пространственные отношения в значении направления и места и действия. Словосочетания глагола с существительным в винительном падеже с предлогами в, на, под (поставил в (на, под) стол, положил в (на, под) книгу); в предложном падеже с предлогами в, на (лежит в столе, на столе); в творительном падеже с предлогами под, над, -за (спрятался под (за) кустом); в родительном падеже с предлогами из, с, от, около в значении места, откуда совершается действие (вышел из дома, сошёл с поезда, отъехал от магазина, стоит около киоска); в дательном падеже с предлогом к в значении лица или места, к которому направлено действие (подошёл к товарищу); в творительном падеже с предлогом с в значении совместности или сопровождения (идёт с мамой); в дательном падеже в значении адресата.
Словосочетание существительного в родительном падеже с предлогом у, и без предлога в значении принадлежности предмет или его отрицания (у козы, нет козы).
Выделение из предложений слов, обозначающих признаки предметов, по вопросам. Распространение словосочетаний и предложений по вопросам какой? какая? какое? какие? Согласование прилагательного с существительным в именительном, винительном и творительном падежах единственного и множественного числа.
Практическое усвоение предложений с сочетаниями, обозначающими временные отношения (глаголы в настоящем, прошедшем и будущем времени).
Сочетание местоимений с глаголами 1-го, 2-го лица.
Сочетания числительного с существительным. Количественные отношения и признаки предмета по счету.
Связная речь
Понимание вопросов, выработка умений кратко и полно отвечать на них, используя побудительные, вопросительные и повествовательные предложения. Точное формулирование вопросов учениками.
Развитие умения слушать рассказ учителя и товарищей, а также читаемый текст. Воспроизведение содержания текста, сказки, иллюстрации. Рисование с помощью учителя словесной картин с использованием нескольких прочитанных слов, объединенных ситуативно. Самостоятельное придумывание событий, предшествующих изображенным, или последующих.
Пересказ знакомой сказки или небольшого рассказа без пропусков, повторения и перестановок частей текста (по вопросам учителя).
Составление по картинке или серии картинок определенного количества предложений (4—6), объединенных общей темой или небольшого рассказа с соблюдением логики развития сюжета. Описание предмета по цвету, размеру, назначению.
Устные высказывания (с помощью учителя) о простых случаях из собственной жизни по аналогии с прочитанным, о событиях в школе, дома, полученных сведениях из календаря погоды, на экскурсии, по сюжету, предложенному учителем.
Понимание, что такое текст, выделение его особенностей — цельности и связности.
Развернутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, потешек, песенок, считалок.
Речевая этика. Понимание и использование предложений, выражающих приветствие, благодарность, извинение, просьбу.
Учебно-тематический план.
Содержание | Количество часов |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
Всего часов |
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Обучающиеся должны знать:
-доступное определение терминов «слово», «словосочетание», «предложение»;
-доступное определение термина «текст», его основные особенности;
-названия и последовательность времен года, характеристику основных сезонных изменений в природе, название осенних, зимних, весенних и летних месяцев;
-профессии работников школы, людей, работающих на транспорте и в сфере торговли, занятых в сельском хозяйстве;
-названия и краткую характеристику 3-4 видов деревьев, кустарников, цветковых растений, комнатных растений;
-названия и краткую характеристику игрушек, учебных принадлежностей, предметов оборудования школы, елочных украшений (по 4-5);
-отличительную характеристику 3-4 домашних животных и птиц, а также обитателей живого уголка, их образ жизни, основы ухода;
-отличительную характеристику 3-4 диких животных и птиц, их образ жизни, места обитания;
-сходство и различия диких и домашних, зимующих и перелетных птиц;
-названия и характеристику основных видов транспорта (по 4-5), сезонных игр и развлечений, видов спорта (по 3-4);
-обобщение понятия: овощи, фрукты, ягоды, домашние животные, дикие животные, домашние птицы, дикие птицы, насекомые, рыбы, сезонная одежда и обувь, их характеристики;
-имя, отчество и фамилию свои и родителей, свой возраст, день рождения, домашний адрес, номер телефона;
-названия родного города, государства, столицы, символики государства, рек (по 3-4), озер, крупных городов на территории России.
-правила поведения в классе и в школе, в гостях и дома, за столом; режим дня школы;
-названия и назначение предметов санитарно-гигиенического ухода, правила личной гигиены;
-основы безопасного поведения в школе, в транспорте, на улице, в домашних условиях, при использовании электрических приборов и газового оборудования, при половодье, таянии льда на реке, ледоходе, оттепели и таянии сосулек, на водоеме, в лесу.
Обучающиеся должны уметь:
-выделять и называть части некоторых предметов;
-распределять названия предметов по группам;
-пользоваться правильной грамматической формой слова в зависимости от ее значения в составе предложения;
-составлять предложения по моделям;
-выделять предмет, признак предмета и действие в предложении;
-различать вопросы кто? и что? как вопросы о предмете одушевленном или неодушевленном; вопросы что делает? и что делал? Как вопросы о действии, осуществляемом в настоящем или прошедшем времени;
-образовывать формы множественного числа существительных с окончаниями –ы(-и), -а(-я) и глаголов настоящего и прошедшего времени;
-составлять и употреблять в речи предложения (3-5-членные) со словосочетаниями, обозначающими переходность действия на предмет (моет чашку, пол);
-различать окончания формы винительного падежа в зависимости от рода существительных и обозначения одушевленности и неодушевленности (видит мальчика, девочку, стол, парту);
-различать окончания творительного падежа в зависимости от рода существительного
-выделять из предложений слова, обозначающие признаки предметов;
-распространять словосочетания и предложения словами, отвечающими на вопросы какой? какая? какое? какие?;
-согласовывать прилагательное с существительным в именительном, винительном и творительном падежах единственного и множественного числа;
-формулировать вопросы;
-слушать рассказ (читаемый текст); воспроизводить содержание текста, сказки по иллюстрации;
-составлять с помощью учителя устный рассказ с использованием нескольких предложенных слов, объединенных общей ситуацией;
-пересказать знакомую сказку или рассказ без пропусков, повторений и перестановок частей текста (по вопросам учителя);
-составлять по картинке или серии картинок определенное количество предложений (4-6), объединенных общей темой, или небольшой рассказ с соблюдением логики развития сюжета;
-описывать предметы по цвету, размеру, назначению, месторасположению.
Литература и материально-технические средства обучения.
- Андреева Н.Г.. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. Ч.2. Предложение. Текст.: пособие для логопеда / под ред. Р.И. Лалаевой. – М. гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 302с.
- Андреева Н.Г.. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. Ч.1. Устная связная речь. Лексика..: пособие для логопеда / под ред. Р.И. Лалаевой. – М. гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 182 с.
- Андреева Н.Г.. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. Ч.1. Письменная связная речь.: пособие для логопеда / под ред. Р.И. Лалаевой. – М. гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 120 с.
- Грабчикова Е.С. Таблицы и тесты по развитию речи для учащихся начальных классов.- Мн.: ООО «Юнипресс», 2001.-128 с.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи. М.: «Издательство ГНОМ и Д»,2000.- 128с.
- Мали Д. Уроки развития речи в первом классе: Поурочное планирование и дидактические материалы.- Тула: Родничок; М.: Астрель: АСТ, 2006.- 190с.
- Чистякова О.В. 20 занятий по русскому языку для предупреждения дисграфии. 1 класс.- СПб.: Издательский дом «Литера»,2010.- 80с.
Технические средства обучения:
- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок; телевизор; видеомагнитофон; магнитофон; мультимедийный проектор;
компьютер; сканер (по возможности); принтер лазерный (по возможности);
Экранно - звуковые пособия:
- аудиозаписи в соответствии с программой обучения;
-видеофильмы, соответствующие тематике программы по развитию речи (по возможности);
-мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по развитию речи.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
I четверть
№ урока | Тема урока | Кол-во часов |
1 | Здравствуй школа! Познакомьтесь! Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Развитие умения употреблять личные местоимения. | 1 |
2 | Наш класс. Урок. Обогащение словарного запаса. Школьная обстановка. Употребление глаголов. Употребление глаголов единственного и множественного числа. | 1 |
3 | В классе. Предметы. Выражение просьбы. «Волшебные слова». Развитие умения выполнять инструкции. Обогащение активного и пассивного словаря. | 1 |
4 | Осень. Признаки осени. Составление предложений. | 1 |
5 | Овощи. Огород. Составление предложений по схемам и картинкам. | 1 |
6 | Фрукты. Ягоды. Сад. Обогащение активного и пассивного словаря. | 1 |
7 | Перелетные птицы. Составление рассказа-описания по картинному плану. | 1 |
8 | Животные осенью. Домашние животные. Дикие животные. Составление рассказа-описания. | 1 |
9 | Осень обобщение. Описательная беседа. Составление рассказа по картинке. | 1 |
II четверть
№ урока | Тема урока | Кол-во часов |
1. | Части тела. Употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Уточнение словаря. | 1 |
2 | Распорядок дня. Употребление глаголов настоящего и прошедшего времени. | 1 |
3 | Спальня. Обогащение и расширение словаря. Составление предложений по вопросам и схемам. | 1 |
4 | Одежда. Составление предложений по вопросам и схемам. | 1 |
5 | Зима. Признаки зимы. Составление рассказа. | 1 |
6 | Праздник елки. Составление рассказа по впечатлениям. | 1 |
7 | Обобщающий урок | 1 |
III четверть
№ урока | Тема урока | Кол-во часов |
1. | Столовая. Предметный словарь. Составление предложений по картинкам. | 1 |
2. | Продукты питания. Составление рассказа по картинке. | 1 |
3. | Наш город. Наше село. Пересказ текста по вопросному плану. | 1 |
4. | Завод и фабрика. Составление предложений по картинкам и вопросам. | 1 |
5. | Ферма и теплица. Составление предложений по опорным словам и схемам. | 1 |
6 | Транспорт. Составление предложений по картинкам и вопросам. | 1 |
7 | Игрушки. Составление рассказа по картинке. | 1 |
8 | Моя семья. Пересказ текста. Использование в речи местоимений. | 1 |
9 | Профессии. Составление рассказа по плану. | 1 |
10 | Весна. Признаки весны. Составление рассказа-описания по картинке Обобщающий урок. | 1 |
VI четверть
№ урока | Тема урока | Кол-во часов |
1 | Весна. Признаки весны.Составление рассказа-описания по картинке | 1 |
2 | День космонавтики. Составление предложений по опорным словам и схемам. | 1 |
3 | Животные весной. Составление рассказа по вопросному плану. | 1 |
4 | Здравствуйте птицы! Птицы весной. Обобщение словаря. Составление рассказа-описания по опорным словам. | 1 |
5 | Весна в городе. Составление предложений с данными словами. | 1 |
6 | Весенние цветы. Составление рассказа-описания по картинному плану. | 1 |
7 | Обобщающий урок. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по развитию речи - 1 класс
Рабочая программа содержит пояснительную записку, учебно-методический комплект литературы, тематическое и календарно-тематическое планирование....
рабочая программа по развитию речи 3 класс
В материале представлены рабочие программы: развитие речи 3класс и нестандартные задания по математике 3 класс....
Рабочая программа по развитию речи 3 класс
Рабочая программа составлена в соответствии с программой Н.Г. Андреева «Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников».Целью занятий является направленное исправление дефектов общ...
Рабочая программа по развитию речи "Речевая копилка" для детей 7-10 лет
Факультатив «Речевая копилка» занимает важное место в решении практических задач, которые состоят в том, чтобы научить детей правильно и грамотно писать, обогатив речь учащихся, дать начальные сведени...
Рабочая программа по развитию речи 4 класс VIII вид
Рабочая программа по развитию речи 4 класс VIII вид...
Рабочая программа по развитию речи (4 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по развитию речи (3 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...