ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВОЙ ЛАБОРАТОРИИ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
статья
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВОЙ ЛАБОРАТОРИИ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Михайлова Елена Александровна
учитель начальных классов, МОУ «Центр образования «Тавла» СОШ №17
Основное общее образование
Современную жизнь довольно сложно представить без использования информационных технологий. Интенсивный переход к информатизации общества обуславливает все более глубокое внедрение информационных технологий в различные области человеческой деятельности. Это вполне справедливо и для школьного образования, где без компьютера уже не обойтись. В процесс информатизации в последние годы успешно вовлекаются естественнонаучные дисциплины, в том числе физика, химия, биология, а в начальной школе – окружающий мир.
Главной целью Федеральных Государственных Стандартов является формирование высокоэффективной образовательной среды, что, в свою очередь, зависит от:
- материально-технического оснащения образовательных учреждений;
- активизации роли учителя и ученика в образовательном процессе.
Учитель из транслятора знаний становится навигатором для учащихся, ориентирующихся на усвоение универсальных учебных действий, познание и освоение мира, готовность жить в быстроменяющемся технологическом пространстве.
Проведение учебных экспериментов в современной школе настоятельно требует использования современных измерительных приборов, что нашло отражение в ФГОС. Особенно востребованными в учебном процессе оказались цифровые лаборатории, поскольку они позволяют:
- реализовать принцип наглядности в учебном процессе;
-показать необходимость практических экспериментов при изучении предметов естественнонаучного цикла и на уроках окружающего мира в начальной школе;
- обеспечить точность количественных измерений;
- повысить ИКТ-копметентность учителя и ученика;
- облегчить труд учителя [2].
Цифровые лаборатории – это инновационное учебное оборудование для проведения большого количества демонстраций, исследований, опытов и лабораторных работ.
Цели использования цифровой лаборатории:
- осуществлять новые подходы в обучении;
-способствовать формированию у учеников навыка самостоятельного поиска, обработки и анализа информации, раскрытию творческого потенциала учащихся;
- создание электронного ресурса, содержащего различные виды объектов (текстовые, анимированные модели, презентации).
Наша школа предоставила педагогам возможность внедрить в начальное образование цифровую лабораторию «Наураша в стране Наурандии».
Данная лаборатория является модульной цифровой лабораторией для учащихся младшей школы и дошкольников. В игровой форме совместно с Наурашей (главным героем цифровой лаборатории) дети научатся измерять температуру, разбираться в природе света и звука, узнают волшебство магнитного поля, измерят силу, узнают о пульсе, заглянут в интересный мир кислотности. Совместные занятия игры будут также увлекательны и интересны для взрослых. Абсолютно каждый гость цифровой лаборатории может открыть для себя много необычного и познавательного [1, с. 8].
Детская цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии» состоит из 8 лабораторий, каждая из которых посвящена отельной теме: температура, свет, электричество, кислотность, магнитное поле, пульс, сила, звук.
С помощью данной лаборатории можно решить следующие задачи:
- формирование целостной картины мира и расширение кругозора;
- развитие познавательно–исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
- развитие восприятия, мышления, речи, внимания, памяти;
- формирование первичных ценностных представлений о себе, о здоровье и здоровом образе жизни;
- освоение распространенных норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.
На занятиях в данной лаборатории учащихся можно в простой и интересной форме знакомить с разными природными явлениями, а также вводить элементарные понятия. Например, существуют понятия горячо, или холодно, шумно или тихо, а именно в этой лаборатории мы всё это можем увидеть, почувствовать, «потрогать руками». Мы используем игровую деятельность, познавательную, исследовательскую и конечно же, творческую, не боимся экспериментировать и пробовать.
Лаборатория послужит отличным помощником и повысит уровень заинтересованности детей в знакомстве со следующими темами: «Бытовые электроприборы, правила обращения с ними», «Сердце – главный орган кровеносной системы. Пульс», «Вода, её свойства и состояние», «Солнечный свет», «Условия необходимые для роста растений», «Правильное питание», «Органы чувств», «Органы пищеварения». Дети могут заниматься либо парами, либо группами [3, с. 12].
Использование в своей работе цифровых лабораторий предоставляет возможность обучающимся начальной школы почувствовать себя в роли настоящих ученых-исследователей. Благодаря личной мотивации, осмысленности и практико-ориентированной деятельности школьников изучение природы превращается в увлеченный поиск истины. Также постановка опытов и наблюдения имеют большое значение для ознакомления обучающихся с сущностью экспериментального метода, с его ролью в научных исследованиях и в формировании умений самостоятельно приобретать и применять знания, развитии творческих способностей.
Помня о задаче преемственности всех ступеней образования, авторы и создатели детской цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» хотят приоткрыть дверь младшим школьникам в мир физики, химии, биологии с надеждой, что они продолжат изучение этих предметных областей в средней и старшей школе с большим интересом и желанием.
Работая с новым оборудованием, мы каждый день делаем массу открытий вместе с учащимися. Использование всех возможностей данной техники принесёт определенные плоды в дальнейшей образовательной деятельности школьников.
Список литературы
1. Поваляев, О. «Наураша в стране Наурандии» Цифровая лаборатория для дошкольников и младших школьников. Методическое руководство к программе / О. Поваляев, Т. Дюдина. – М.: Научные развлечения, 2014. – 72 с.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/documents/922 .
3. Шутяева, Е.А. Наураша в стране Наурандии. Цифровая лаборатория для дошкольников и младших школьников. Методическое руководство для педагогов/ Е.А. Шутяева. – М.: издательство «Ювента», 2015. – 76 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/07/picture-130413-1404755638.jpg)
Организация внеурочной деятельности в начальной школе в условиях реализации ФГОС
Направления внеурочной деятельности по ФГОС...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/27/picture-429347-1430163937.jpg)
Программа педагогического эксперимента по внедрению проектно – исследовательской деятельности учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС.
Программа содержит актуальность, цели и задачи, этапы работы по внедрению проектно-исследовательской деятельности учащихся класса в условиях реализации ФГОС....
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/27/picture-429347-1430163937.jpg)
Программа педагогического эксперимента по внедрению проектно – исследовательской деятельности учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС.
Программа содержит актуальность, цели и задачи, этапы работы по внедрению проектно-исследовательской деятельности учащихся класса в условиях реализации ФГОС....
Особенности организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС нового поколения.
В новых ФГОС конкретизировано соотношение между образованием и воспитанием: воспитание рассматривается как ценностно-ориентированный процесс, который пронизывает собой и учебную, ...
Доклад на тему: "Организация внеурочной деятельности в начальной школе в условиях реализации ФГОС"
Внеурочная деятельность детей в рамках дополнительного образования – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, о...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/31/picture-1213603-1580476122.jpg)
Приемы активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС
Приемы активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы на разных уроках: русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/18/picture-1305887-1610956008.jpg)
Сообщение на тему "Организация внеурочной деятельности в начальной школе в условиях реализации ФГОС"
Сообщение на тему "Организация внеурочной деятельности в начальной школе в условиях реализации ФГОС"...