Приемы активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС
методическая разработка
Приемы активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы на разных уроках: русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priemy_aktivizatsii_poznavatelnoy_deyatelnosti.doc | 191.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Приемы и методы активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы на разных уроках в условиях реализации ФГОС
Главная цель активизации – формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса.
Я в своей практике использую различные приёмы активизации познавательной деятельности.
Это разнообразие методов, приемов, средств обучения, выбор таких сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.
На уроках я стараюсь создать ситуации, в которых учащиеся сами:
- задают вопросы друг другу и учителю;
- самостоятельно выбирают разноуровневые задания;
- отстаивают своё мнение;
- выбирают вариант оценивания (тренировочная доска);
- принимают участие в дискуссиях и обсуждениях;
- анализируют ответы друг друга;
- оценивают ответы (самопроверка, взаимопроверка);
- консультируют по отдельным вопросам своих одноклассников;
- находят несколько вариантов решения проблемы.
Учитывая психологические особенности младшего школьника, процесс познания должен вызывать устойчивый эмоциональный интерес ребёнка к приобретению знаний. Для этого я использую целый спектр методических приёмов:
- Наглядность;
- Художественное слово;
- Технические средства;
- Игру.
Так, на уроках математики в начальной школе использую следующие приемы и виды заданий:
- Игра «Да-нет» (Учащиеся говорят «да», если согласны, «нет», если считают, что ошибка.)
- 80 -20 = 60 (Да)
- 12 : 2 = 10 (Нет)
- Сумма чисел 85 и 10 равна 90 (Нет)
…
- Логические разминки (Решение логических задач)
- Сколько месяцев в году имеют 28 дней?
- Собака была привязана к десятиметровой веревке, а прошла двести метров. Как ей это удалось?
- Шли два отца и два сына, нашли три апельсина. Стали делить — всем по одному досталось. Как это могло быть?
- «Магические квадраты»
- «Домики» (Состав числа)
- Задачи в стихах (Прием устного счета)
- Начинаем отнимать.
Кренделечков было пять,
А теперь осталась пара.
Сколько съела их Тамара?
(3 кренделечка)
- В книге 26 рассказов
И всего 17 сказок.
Отвечай, на сколько сказок
В книге меньше, чем рассказов?
(На 9 сказок меньше)
- У мамы-квочки
8 сынков и 2 дочки.
Каждому мама купила
По 2 кусочка мыла,
Чтоб чистыми были, опрятными,
Красивыми и аккуратными.
Сколько кусочков мыла
Мама детишкам купила?
(20 кусков мыла)
- «Веселый счет»
2 | 3 | 8 |
4 | 5 | 9 |
1 | 6 | 7 |
- Покажи все числа в прямом порядке, в обратном.
- Назови сумму всех чисел, записанных в желтых квадратах.
- Назови соседей чисел 3,5,9 в данном квадрате.
- Найди сумму чисел 1 столбца, 2 строки, 3 строки и т.д.
На уроках русского языка для активизации познавательной деятельности использую следующие виды заданий:
- «Загадки» (Отгадка предполагает новое или изученное ранее словарное слово или слово с изучаемой орфограммой)
- Игра «Яблоня» (Игра с использованием наглядного материала или мультимедийных средств. Соотнесение буквы на яблоке с пропущенной буквой в словах)
- Разгадывание ребусов, кроссвордов (Разгадывание кроссвордов и ребусов, составленных с помощью онлайн-конструкторов)
- Картинный диктант (при изучении словарных слов)
- Шарады «Составь слово»
Корень тот же, что и в слове СКАЗКА,
Суффикс тот же, что и в слове ИЗВОЗЧИК,
Приставка та же, что и в слове РАСХОД. (РАССКАЗЧИК)
Корень мой находится в ЦЕНЕ.
В ОЧЕРКЕ найди приставку мне.
Суффикс, окончание в ТЕТРАДКА вы встречали,
Я бываю в дневнике и журнале. (ОЦЕНКА)
- Игра «Да-нет»
Пример:
Во время синтаксической пятиминутки на этапе актуализации разобрали предложение:
Красив и наряден осенний лес в сентябре! Воздух чист, свеж, легок!
- Из этих предложений я выбрала одно слово. Задайте мне вопросы и отгадайте его. Я буду отвечать только «да-нет». Вопросы могут содержать морфологические, синтаксические, фонетические сведения о слове. Для создания напряжения можно ограничить детей в количестве задаваемых вопросов.
Эта игра способна увлечь ребят, ставит их в активную позицию.
На уроках литературного чтения часто использую такие приемы активизации деятельности учащихся начальных классов:
- Игры-драматизации (Инсценирование сказок)
- «Путешествие по станциям»
Во время путешествия ребята преодолевают препятствия, выполняя различные задания. Стараются быть быстрыми, сообразительными, внимательными.
- «Верные и неверные утверждения…»
- писатель жил в 19 веке
- Л.Н.Толстой прожил 100 лет
- полное собрание его сочинений составило 90 томов!
- его произведения читают во всём мире
- больше всего писатель любил общаться с животными.
- В парах поставьте значки напротив предложений: + правда; - не правда; ? – не уверен.
4. «Корзина идей»
- Запишете любые ассоциации, которые возникают при произнесении слов «русские народные сказки».
- Назовите все, что возникает в памяти при произнесении слова «басня».
5. «Синквейн»
Задание учителя:
1. Назовите имя существительное по теме.
2. Два имени прилагательных
3.Три слова-действия
4. Предложение
5. Слово-смысл темы.
Пример синквейна к рассказу Л.Н. Толстого «Акула»:
Акула
Огромная, кровожадная.
Плавает, нападает, поедает.
У акулы острые зубы.
Хищник
На уроках окружающего мира я продолжаю работу над активизацией познавательной деятельности учащихся через сведения из дополнительных источников, использую игровые приемы, проблемные ситуации, упражнения:
- Прием «Удивляй»
Урок окружающего мира зимой начинается с небольшого рассказа.
- Однажды, в небольшой африканской стране ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! И самое интересное, что это был правдивый рассказ! А теперь посмотрите в окно! Разве мы с вами не ходим по воде? Мы так привыкли к воде, что не замечаем ее удивительных свойств.
2. Прием «Жокей и лошадь»
Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Прием используется даже на уроках изучения нового материала.
- Загадки (по актуальной теме урока)
- Викторины «Знаешь ли ты?»
- Растение, которое имеет прозвище Ванька-мокрый. (Бальзамин)
- Растение, которое похоже на зеленого ежика. (Кактус)
- Кроссворды
- Игра «Назови предмет и его свойство» при изучении темы «Свойства предметов».
В мешочке сложены предметы с разными свойствами (стеклянный, деревянный, круглый, шершавый, бархатный и т.д.) Играющий берёт в руку предмет и, не вынимая из мешочка, определяет его свойство.
- Опыты и эксперименты.
На уроках окружающего мира показываю детям различные опыты. Содержание, представленное в учебнике, подсказывает, какие опыты целесообразно провести. Например, изучение темы «Вещества» связано с целой серией опытов по определению свойств различных веществ. Дети не раз в быту сталкивались со свойствами воды, глины, песка, сыпучих продуктов, жидких веществ и могут назвать некоторые свойства веществ (растворяет, растворяется, лепится, рассыпается и др.). Вместе с тем повторение этих опытов весьма полезно, потому, что формирует у школьников общую характеристику понятия «свойство» и термины, ее определяющие, позволяет развивать умение сравнивать и делать самостоятельные выводы.
Таким образом, включение в урок приемов, которые делают процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, в ходе которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету.
Увлекшись, дети не замечают, что учатся. Даже самые пассивные из детей включаются в процесс учения с огромным желанием, прилагая все усилия. Детям нужен успех. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое.
Используемые ресурсы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
концепция «Активизация познавательной деятельности учащихся начальной школы»
Именно на школу ложится главный и чрезвычайно сложный труд – подготовить учащихся к самостоятельным шагам в меняющемся обществе. Задача современного образования состоит в том, способствовать поя...
Проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы
В настоящее время педагоги сходятся во мнении: традиционные формы обучения устарели. Чтобы овладеть вниманием современных учащихся, надо их прежде всего удивить, заинтересовать. Сегодня наиболее персп...
Активизация познавательной деятельности учащихся начальной школы.
Вот некоторые из игр, которые я использую в своей работе для активизации познавательной деятельности учащихся....
Нетрадиционные формы урока с использованием ЭОР как способы активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы.
Нетрадиционные формы урока с использованием современных технологий ползволяют учителю активизировать деятельность учащихся на уроке......
Доклад на тему:«Нетрадиционные формы организации занятий как способы активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы»
Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать,...
Эффективные методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках в рамках ФГОС
Доклад -презентация Эффективные методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках в рамках ФГОС...
Приемы активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС
Выступление на педагогическом совете....