Рабочая программа по внеурочной деятельности. Кружок "Твоя Вселенная" 1 - 4 класс
рабочая программа (1 класс) на тему
Кружок "Твоя Вселенная" проводится в рамках внеурочной деятельности по ФГОС НОО. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования с учетом авторской программы Е.П. Левитана «Твоя Вселенная»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvoya_vselennaya.docx | 43.33 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОРОД АБИНСК КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АБИНСКИЙ РАЙОН
УТВЕРЖДЕНО
решением педсовета протокол № 1
от __________________ 2014 года
Председатель педсовета
_________________ Осинцева С.В.
Подпись, печать ОУ Ф.И.О.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
____по конкретным видам внеурочной деятельности _______________
(тип программы :ориентированные на достижение результатов определённого уровня/
по конкретным видам внеурочной деятельности)
кружок ______________________________
(кружок, факультатив, научное объединение и пр.)
__________________«Твоя Вселенная »___________
(наименование)
________________________4 года (1 – 4 классы)_________________
(срок реализации программы)
_________________________7 – 10 лет______________________________________
(возраст обучающихся)
_Лебедева Галина Владимировна_
(Ф.И.О. учителя, составителя)
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности «Твоя Вселенная » составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования с учетом авторской программы Е.П. Левитана «Твоя Вселенная» /Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы, часть 2 (1-4классы), М.: Просвещение, 2001 (с.353)/, рассчитана на 135 учебных часов с учетом проведения занятий один раз в неделю.
Актуальность изучаемой деятельности.
Многие старшие дошкольники и младшие школьники проявляют большой интерес к астрономии и космонавтике, но часто не могут найти ответы на возникающие у них вопросы ни дома, ни в детском саду, ни в школе. «Твоя Вселенная» — факультативный курс для учащихся начальной школы, значительно дополняющий и углубляющий уже имеющиеся у них разрозненные сведения о наблюдаемых небесных явлениях и о небесных телах.
Цель:
- формировать осознанное отношение учащихся к окружающему их миру небесных тел;
- развивать мышление детей, их воображение, творческую активность, наблюдательность и любознательность;
- формировать убеждённость в необходимости заботы о сохранении уникальной природы Земли;
Задачи курса
- познакомить с строением Солнечной системы, названиями и расположением планет; с наиболее известными созвездиями;
- учить правильно объяснять многие наблюдаемые астрономические явления;
- помочь понять сущность повседневно наблюдаемых астрономических явлений и процессов;
- познакомить с некоторыми предположениями и гипотезами, которые связаны с увлекательными, но пока ещё не решенными научными проблемами;
- увлечь предметом так, чтобы учащимся захотелось обратиться к научно-популярной литературе по астрономии и расширить свои знания в этой области.
Курс ориентирован на развитие мышления детей, их воображения, творческой активности, наблюдательности и любознательности. Он вносит вклад в экологическое и нравственное воспитание детей, формируя убежденность в необходимости заботы о сохранении уникальной природы Земли.
Программа определяет содержание каждой темы, рекомендуемые демонстрации, исключительно важные в астрономии наблюдения и практические работы, моделирование и конструирование, опыты, экскурсии, тематику объяснительного чтения, задания детям на летний период, перечень «почемучкиных» вопросов (для бесед и дискуссий), примерные формы журналов наблюдений.
На занятиях проводимых в помещении, преобладает самостоятельная работа учащихся под руководством учителя: рассматривание учебных таблиц, картин, фотографий небесных тел; рисование; игры — настольные и ролевые; моделирование и конструирование; обсуждение «почемучкиных» вопросов, результатов астрономических наблюдений, а также прочитанных сказок, детских книг по астрономии. На внеаудиторных занятиях проводятся экскурсии, наблюдения, зарисовки, практические работы.
Срок реализации программы – 4 года. Всего 135 часов. Занятия проводятся 1 час в неделю. В 1 классе – 33 часа, во 2 – 4 - по 34 часа в год.
Программа рассчитана на детей 7 – 10-летнего возраста.
Формы организации детского коллектива
Форма организации работы: коллективная, групповая и индивидуальная. Теоретические занятия: беседы, сообщения, импровизированные задачи, тематический диспут, проблемно-ценностная дискуссия, ролевая игра, деловая игра, экскурсии.
Практические занятия: занятия исследования, наблюдения, проектная деятельность, моделирование объектов, занятия-путешествия.
- УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Твое Солнышко.
Представление древних о нашем дневном светиле. Понятие о наблюдаемом движении Солнца по небосводу. Как ориентироваться по Солнцу на местности. Общие сведения о Солнце ( расстояние до Солнца, размеры и масса по сравнению с Землей, температура). Что такое солнечные пятна. Почему Солнце светит и греет. Солнце и жизнь на Земле.
Твоя Луна.
Изменение вида Луны на небе. Общие сведения о Луне (расстояние до Луны, размеры и масса по сравнению с Землей, температура). Понятие о том, как Луна движется вокруг Земли и вращается вокруг оси. День и ночь на Луне. Как выглядит небо Луны. Что видно на стороне Луны, всегда обращенной к Земле. Почему бывают лунные и солнечные затмения. Можно ли жить на Луне. Когда и как люди летали на Луну.
Звездное небо над тобой
Всегда ли звездное небо одинаково. Понятие о созвездиях. Созвездия, которые всегда видны в данной местности. Созвездия, которые мы никогда не видим на своем небе. Небесные медведицы - Большая Медведица и Малая Медведица. Как найти Полярную звезду и по ней ориентироваться на местности. Кассиопея - еще одно созвездие, незаходящее у нас. Самые красивые созвездия зимнего неба (Орион, Телец, Возничий, Близнецы). Сириус – самая яркая звезда. Самые красивые созвездия весеннего неба (Лев), летнего и осеннего неба (Лира, Лебедь, Орел). Какие созвездия называются зодиакальными. Можно ли долететь до какого-нибудь созвездия? Можно ли долететь до какой-нибудь звезды? Звезды - далекие Солнца.
Большая семья твоего Солнца.
Как отличить на небе планеты от звезд. «Школьный астрономический календарь» как источник сведений о том, что можно увидеть на небе в данный вечер.
Что такое планеты. Планеты, похожие на Землю. Планеты, непохожие на Землю.
Сколько спутников у планет, и какие из них самые интересные.
Какие из планет Солнечной системы можно увидеть только в телескоп.
Как совершались полеты автоматических межпланетных станций к планетам солнечной системы. Есть ли планеты у других звезд.
Астероиды- крошечные планеты. Могут ли астероиды представлять опасность для землян.
Что такое «падающие звезды». Понятие о метеоритах.
«Хвостатые светила»- кометы. Понятие об орбитах и природе комет. Могут ли кометы быть опасны для землян.
Общее представление о строении Солнечной системы.
Астрономия и астрология.
Что такое Млечный Путь. Как открыли нашу галактику. Как выглядит наша Галактика. Туманность Андромеды- галактика, похожая на нашу. Какими еще бывают галактики.
Как древние представляли себе устройство Вселенной. Как огромна, прекрасна и удивительна Вселенная на самом деле. Одиноки ли мы во Вселенной.
Всегда ли Вселенная была такой, в какой мы живем сейчас. Что думали древние о том, как произошла Вселенная. Что мы знаем о происхождении Солнечной системы. Что мы знаем о происхождении звезд и галактик.
- ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий .
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Читать и пересказывать текст.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
- ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ
Формами контроля являются следующие виды работы: тестирование, выступления с рефератами, проектные работы, выступления в конкурсах эрудитов, в предметных олимпиадах.
- МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
В содержании каждой темы рекомендуется проводить необходимые демонстрации, исключительно важные для астрономии наблюдения и практические работы, моделирование и конструирование, опыты, экскурсии, объяснительное чтение, задания детям на летний период, использовать перечень «почемучкиных» вопросов для проведения бесед и экскурсий, журналы наблюдений.
Необходимо отойти от традиционного проведения занятий. Хорошо, если значительная часть занятий будет проводиться в ясную погоду под открытым небом.
На занятиях, проводимых в помещении, должна преобладать самостоятельная работа учащихся под руководством учителя: рассматривание учебных таблиц, картин, фотографий небесных тел; рисование; игры – настольные и ролевые; моделирование и конструирование; обсуждение «почемучкиных» вопросов, результатов астрономических наблюдений, а также прочитанных сказок, детских книг по астрономии.
Необходимо привлекать внимание учащихся к вопросам космонавтики, к осмысливанию народного опыта, зафиксированного в пословицах, поговорках, загадках и приметах, связанных, например, а предсказаниями погоды по виду небесных светил, пусть дети проверят эти приметы.
Можно предложить детям во время дневных и ночных астрономических наблюдений внимательно осматривать небо с целью обнаружения НЛО. И если учащийся за несколько лет наблюдений таковых не обнаружит, его трудно будет убедить в их индивидуальных и массовых нашествиях.
Сходным образом по мере постепенного выявления истинных связей между небесными светилами и Землёй у учащихся будет складываться собственное мнение по поводу обоснованности повседневных предсказаний астрологов.
Таким образом, курс «Твоя Вселенная» будет формировать осознанное отношение учащихся к окружающему миру.
7. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество | ||
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)* | ||||
1 | Левитан Е.П. Звёздные сказки. М: Линка Пресс, 1994 | 1 | ||
2 | Левитан Е.П. Твоя Вселенная. М: Просвещение, 2013 | 1 | ||
3 | Кун Н.А. Что рассказали греки и римляне о своих богах и героях. | 1 | ||
4 | Детская астрономия | 1 | ||
2. Печатные пособия | ||||
1 | Карта звёздного неба | 1 | ||
3. Технические средства обучения | ||||
1 | Цифровой фотоаппарат | 1 | ||
2 | Компьютер | 1 | ||
3 | Принтер | 1 | ||
4. Экранно-звуковые пособия | ||||
1 | Интерактивная доска | 1 | ||
5. Игры и игрушки | ||||
1 | Настольные игры | 2 | ||
6. Оборудование класса | ||||
1 | Столы ученические | 15 | ||
2 | Стол учительский | 1 | ||
3 | Стол компьютерный | 1 | ||
4 | Стулья ученические | 30 | ||
5 | Стул учительский | 1 | ||
6 | Классная доска | 1 | ||
7 | Шкафы для хранения наглядно-методического материала | 3 | ||
8. | Шкаф для одежды | 1 |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол № 1 заседания Заместитель директора по УВР
методического объединения учителей
начальных классов _____________ Хруслова И.В.
от _____________2014г. _________________2014г.
_____________ Саенко Л.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе
Рабочая программа по изобразительному искусству составленана основе Требований к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования (стандарты второго поколения...
Рабочая программа по внеурочной деятельности во 2 классе
Рабочая программа по изобразительному искусству составленана основе Требований к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования (стандарты второго поколения...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Оч. умелые ручки» в соответствии с ФГОС II поколения
Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколени...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «РОДНИЧОК» в соответствии с ФГОС II поколения 3 класс
Программа разработана для занятий с учащимися 3 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Художеств...
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе по курсу " Я-исследователь." Проектная деятельность.
Рабочая программа с УУД по внеурочной деятельности в 1 классе по курсу " Я-исследователь." Проектная деятельность....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Умелые ручки»1 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельностидля начальных классов«Умелые ручки»1 б класс...