Рабочая программа по внеурочной деятельности. Кружок "Твоя Вселенная" 1 - 4 класс
рабочая программа (1 класс) на тему

Лебедева Галина Владимировна

Кружок "Твоя Вселенная" проводится в рамках внеурочной деятельности по ФГОС НОО. Программа  составлена    в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального  общего образования с учетом  авторской программы Е.П. Левитана «Твоя Вселенная» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvoya_vselennaya.docx43.33 КБ

Предварительный просмотр:

ГОРОД АБИНСК КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АБИНСКИЙ РАЙОН

УТВЕРЖДЕНО

                                                                                            решением педсовета    протокол №  1  

                                                                                            от   __________________ 2014 года                        

                                                                                            Председатель  педсовета

                                                                                             _________________ Осинцева С.В.

                                                                                                                                                    Подпись, печать  ОУ                  Ф.И.О.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

____по конкретным видам внеурочной деятельности _______________

(тип программы :ориентированные на достижение результатов определённого уровня/

по конкретным видам внеурочной деятельности)

                                         кружок ______________________________

(кружок, факультатив, научное объединение и пр.)

__________________«Твоя Вселенная »___________

(наименование)

________________________4 года         (1 – 4 классы)_________________                        

(срок реализации программы)

               

_________________________7 – 10 лет______________________________________

                                                     (возраст обучающихся)

                                                                         _Лебедева Галина Владимировна_

                                                                                                              (Ф.И.О. учителя, составителя)        

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

          Рабочая программа внеурочной деятельности «Твоя Вселенная » составлена    в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального  общего образования с учетом  авторской программы Е.П. Левитана «Твоя Вселенная» /Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы, часть 2 (1-4классы), М.: Просвещение, 2001 (с.353)/,  рассчитана на 135 учебных часов с учетом проведения занятий один раз в неделю.

         Актуальность изучаемой деятельности.

Многие старшие дошкольники и младшие школьники проявляют большой интерес к астрономии и космонавтике, но часто не могут найти ответы на возникающие у них вопросы ни дома, ни в детском саду, ни в школе. «Твоя Вселенная» — факультативный курс для учащихся начальной школы, значительно дополняющий и углубляющий уже имеющиеся у них разрозненные сведения о наблюдаемых небесных явлениях и о небесных телах.

Цель:

- формировать  осознанное  отношение  учащихся к окружающему  их миру небесных тел;

- развивать  мышление детей, их воображение, творческую активность, наблюдательность и любознательность;

- формировать  убеждённость в необходимости заботы о сохранении уникальной природы Земли;

Задачи курса

  • познакомить с  строением Солнечной системы, названиями и расположением планет; с наиболее известными созвездиями;
  • учить правильно объяснять многие наблюдаемые астрономические явления;
  • помочь понять сущность повседневно наблюдаемых  астрономических явлений и процессов;
  • познакомить с некоторыми предположениями и гипотезами, которые связаны с увлекательными, но пока ещё не решенными научными проблемами;
  • увлечь предметом так, чтобы учащимся захотелось обратиться к научно-популярной литературе по астрономии и расширить свои знания в этой области.

        Курс ориентирован на развитие мышления детей, их воображения, творческой активности, наблюдательности и любознательности. Он вносит вклад в экологическое и нравственное воспитание детей, формируя убежденность в необходимости заботы о сохранении уникальной природы Земли.

          Программа определяет содержание каждой темы, рекомендуемые демонстрации, исключительно важные в астрономии наблюдения и практические работы, моделирование и конструирование, опыты, экскурсии, тематику объяснительного чтения, задания детям на летний период, перечень «почемучкиных» вопросов (для бесед и дискуссий), примерные формы журналов наблюдений.

На занятиях проводимых в помещении, преобладает самостоятельная работа учащихся под руководством учителя: рассматривание учебных таблиц, картин, фотографий небесных тел; рисование; игры — настольные и ролевые; моделирование и конструирование; обсуждение «почемучкиных» вопросов, результатов астрономических наблюдений, а также прочитанных сказок, детских книг по астрономии. На внеаудиторных занятиях проводятся экскурсии, наблюдения, зарисовки, практические работы.

Срок реализации программы – 4 года. Всего 135 часов. Занятия проводятся 1 час в неделю. В 1 классе – 33 часа, во 2 – 4 -  по 34 часа в год.

Программа рассчитана на детей 7 – 10-летнего возраста.

Формы организации детского коллектива

Форма организации работы: коллективная,  групповая и индивидуальная. Теоретические занятия: беседы, сообщения, импровизированные задачи, тематический диспут, проблемно-ценностная дискуссия, ролевая игра, деловая игра, экскурсии.

Практические занятия: занятия исследования, наблюдения, проектная деятельность, моделирование объектов, занятия-путешествия.


  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов,

 блоков, тем

Всего, час

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

Аудит

Внеауд

I  год обучения

1

Каким ты видишь Солнышко.

9

4

5

Изучать представление древних о нашем дневном светиле. Учиться наблюдать за явлениями природы, за движением Солнца, делать зарисовки.

2

Какое оно, твоё Солнышко.

7

3

4

 Наблюдать движение Солнца по небосводу, делать зарисовки. Изучать общие сведения о Солнце   ( расстояние до Солнца, размеры и масса по сравнению с Землей, температура), используя различные источники информации

3

Как Солнышко уже сейчас помогает людям и чему его будешь учить ты.

7

3

4

Учиться ориентироваться по Солнцу на местности. Узнавать, почему Солнце светит и греет, используя различные источники информации

4

Солнце необходимо всему живому на Земле

10

4

6

Используя различные источники информации выяснять,  почему Солнце светит и греет. Выявлять зависимость   жизни на Земле от Солнца.

Итого:

33

14

19

II год обучения

1

Какой ты видишь Луну

9

3

6

Наблюдать за изменением вида Луны на небе, выяснять при помощи различных источников информации и с помощью учителя о причинах изменения формы Луны, делать зарисовки.

2

Какая она, твоя Луна

10

4

6

Узнавать общие сведения о Луне (расстояние до Луны, размеры и масса по сравнению с Землей, температура). Изучать движение Луны  вокруг Земли и вращение вокруг оси,  лунные и солнечные затмения. Читать и изучать карту Луны. Придумывать свои названия для географических объектов, расположенных на Луне

3

Космические полёты к Луне

15

6

9

Узнавать, используя дополнительную литературу, можно ли жить на Луне, изучать историю полётов людей  на Луну.

Итого:

34

13

21

III год обучения

1

Звёзды, которые всегда над тобой

7

3

4

Наблюдать за звёздным небом. Изучать созвездия, рассматривать карту звёздного неба.

2

Созвездия нашего осеннего неба

7

3

4

Изучать созвездия нашего осеннего неба, находить их на карте и на небе, узнавать историю их открытия и историю появления их названий, делать зарисовки.

3

Созвездия нашего зимнего неба

7

4

3

Изучать созвездия нашего зимнего неба, находить их на карте и на небе, узнавать историю их открытия и историю появления их названий, делать зарисовки.

4

Созвездия нашего весеннего неба

6

3

3

Изучать созвездия нашего весеннего и летнего неба, находить их на карте и на небе, узнавать историю их открытия и историю появления их названий, делать зарисовки.

5

Звёзды – далёкие солнца

4

2

2

Изучать историю возникновения зодиакальных созвездий, используя различные источники информации. Учиться отличать созвездия и звёзды. Наблюдать звёзды на небе, узнавать наиболее яркие звёзды различных созвездий, делать зарисовки.

6

Подвижная карта звёздного неба

3

2

1

Изучать подвижную карту звёздного неба, учиться пользоваться этой картой, находить на ней знакомые созвездия и звёзды.

Итого:

34

17

17

IV год обучения

1

Что входит в семью Солнца

9

4

5

Учиться отличать на небе планеты от звезд. Использовать «Школьный астрономический календарь» как источник сведений о том, что можно увидеть на небе в данный вечер

2

Планеты и их спутники

15

8

7

Узнавать что такое планеты. Различать планеты, похожие и непохожие на Землю. Выяснять, сколько спутников у планет, и какие из них самые интересные, какие из планет Солнечной системы можно увидеть только в телескоп. Используя дополнительные источники информации, узнавать, как совершались полеты автоматических межпланетных станций к планетам солнечной системы, есть ли планеты у других звезд.

3

Астероиды – планеты-крошки

3

1

2

Выяснять, что такое астероиды, могут ли астероиды представлять опасность для землян.

4

Хвостатые светила - кометы

4

2

2

Узнавать из дополнительных источников информации об орбитах и природе комет, могут ли кометы быть опасны для землян.

5

Астрономия и астрология

3

1

2

Узнавать о нашей галактике и других галактиках, существующих во Вселенной. Выяснять представления древних об устройстве Вселенной, об истории происхождения галактик. Предполагать, одиноки ли мы во Вселенной и аргументировать свою точку зрения.

Итого:

34

16

18


  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Твое Солнышко.

Представление древних о нашем дневном светиле. Понятие о наблюдаемом движении Солнца по небосводу. Как ориентироваться по Солнцу на местности. Общие сведения о Солнце ( расстояние до Солнца, размеры и масса по сравнению с Землей, температура). Что такое солнечные пятна. Почему Солнце светит и греет. Солнце и жизнь на Земле.

Твоя Луна.

Изменение вида Луны на небе. Общие сведения о Луне (расстояние до Луны, размеры и масса по сравнению с Землей, температура). Понятие о том, как Луна движется вокруг Земли и вращается вокруг оси. День и ночь на Луне. Как выглядит небо Луны. Что видно на стороне Луны, всегда обращенной к Земле. Почему бывают лунные и солнечные затмения. Можно ли жить на Луне. Когда и как люди летали на Луну.

Звездное небо над тобой

Всегда ли звездное небо одинаково. Понятие о созвездиях. Созвездия, которые всегда видны в данной местности. Созвездия, которые мы никогда не видим на своем небе. Небесные медведицы - Большая Медведица и Малая Медведица. Как найти Полярную звезду и по ней ориентироваться на местности. Кассиопея - еще одно созвездие, незаходящее у нас. Самые красивые созвездия зимнего неба (Орион, Телец, Возничий, Близнецы). Сириус – самая яркая звезда. Самые красивые созвездия весеннего неба (Лев), летнего и осеннего неба (Лира, Лебедь, Орел). Какие созвездия называются зодиакальными. Можно ли долететь до какого-нибудь созвездия? Можно ли долететь до какой-нибудь звезды? Звезды - далекие Солнца.

Большая семья твоего Солнца.

Как отличить на небе планеты от звезд. «Школьный астрономический календарь» как источник сведений о том, что можно увидеть на небе в данный вечер.

Что такое планеты. Планеты, похожие на Землю. Планеты, непохожие на Землю.

Сколько спутников у планет, и какие из них самые интересные.

Какие из планет Солнечной системы можно увидеть только в телескоп.

Как совершались полеты автоматических межпланетных станций к планетам солнечной системы. Есть ли планеты у других звезд.

Астероиды- крошечные планеты. Могут ли астероиды представлять опасность для землян.

Что такое «падающие звезды». Понятие о метеоритах.

«Хвостатые светила»- кометы. Понятие об орбитах и природе комет. Могут ли кометы быть опасны для землян.

Общее представление о строении Солнечной системы.

Астрономия и астрология.

Что такое Млечный Путь. Как открыли нашу галактику. Как выглядит наша Галактика. Туманность Андромеды- галактика, похожая на нашу. Какими еще бывают галактики.

Как древние представляли себе устройство Вселенной. Как огромна, прекрасна и удивительна Вселенная на самом деле. Одиноки ли мы во Вселенной.

Всегда ли Вселенная была такой, в какой мы живем сейчас. Что думали древние о том, как произошла Вселенная. Что мы знаем о происхождении Солнечной системы. Что мы знаем о происхождении звезд и галактик.

  1. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями  как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Личностными результатами изучения курса   является формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса    являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий .
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Читать и пересказывать текст.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

  1. ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ

Формами контроля являются следующие виды работы: тестирование, выступления с рефератами, проектные работы, выступления в конкурсах эрудитов, в предметных олимпиадах.

  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

          В содержании каждой темы рекомендуется проводить необходимые демонстрации, исключительно важные для астрономии наблюдения и практические работы, моделирование и конструирование, опыты, экскурсии, объяснительное чтение, задания детям на летний период, использовать перечень «почемучкиных» вопросов для проведения бесед и экскурсий, журналы наблюдений.

         Необходимо отойти от традиционного проведения занятий. Хорошо, если значительная часть занятий будет проводиться в ясную погоду под открытым небом.

          На занятиях, проводимых в помещении, должна преобладать самостоятельная работа учащихся под руководством учителя: рассматривание учебных таблиц, картин, фотографий небесных тел; рисование; игры – настольные и ролевые; моделирование и конструирование; обсуждение «почемучкиных» вопросов, результатов астрономических наблюдений, а также прочитанных сказок, детских книг по астрономии.

          Необходимо привлекать внимание учащихся к вопросам космонавтики, к осмысливанию народного опыта, зафиксированного в пословицах, поговорках, загадках и приметах, связанных, например, а предсказаниями погоды по виду небесных светил, пусть дети проверят эти приметы.

         Можно предложить детям во время дневных и ночных астрономических наблюдений внимательно осматривать небо с целью обнаружения НЛО. И если учащийся за несколько лет наблюдений таковых не обнаружит, его трудно будет убедить в их индивидуальных и массовых нашествиях.

       Сходным образом по мере постепенного выявления истинных связей между небесными светилами и Землёй у учащихся будет складываться собственное мнение по поводу обоснованности повседневных предсказаний астрологов.

        Таким образом, курс «Твоя Вселенная» будет формировать осознанное отношение учащихся к окружающему миру.

7. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)*

1

Левитан Е.П. Звёздные сказки. М: Линка Пресс, 1994

1

2

Левитан Е.П. Твоя Вселенная. М: Просвещение, 2013

1

3

Кун Н.А. Что рассказали греки и римляне о своих богах и героях.

1

4

Детская астрономия

1

2. Печатные пособия

1

Карта звёздного неба

1

3. Технические средства обучения

1

Цифровой фотоаппарат

1

2

Компьютер

1

3

Принтер

1

4. Экранно-звуковые пособия

1

Интерактивная доска

1

5. Игры и игрушки

1

Настольные игры

2

6. Оборудование класса

1

Столы ученические

15

2

Стол учительский

1

3

Стол компьютерный

1

4

Стулья ученические

30

5

Стул учительский

1

6

Классная доска

1

7

Шкафы для хранения наглядно-методического материала

3

8.

Шкаф для одежды

1

СОГЛАСОВАНО                                                        СОГЛАСОВАНО

Протокол № 1 заседания                                                Заместитель директора по УВР

методического объединения учителей

начальных классов                                                               _____________        Хруслова И.В.

от _____________2014г.                                                     _________________2014г.

_____________    Саенко Л.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе

Рабочая программа по изобразительному искусству составленана основе Требований к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования (стандарты второго поколения...

Рабочая программа по внеурочной деятельности во 2 классе

Рабочая программа по изобразительному искусству составленана основе Требований к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования (стандарты второго поколения...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Оч. умелые ручки» в соответствии с ФГОС II поколения

Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколени...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «РОДНИЧОК» в соответствии с ФГОС II поколения 3 класс

Программа разработана для занятий с учащимися 3 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Художеств...

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе по курсу " Я-исследователь." Проектная деятельность.

Рабочая программа с УУД по внеурочной деятельности в 1 классе по курсу " Я-исследователь." Проектная деятельность....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Умелые ручки»1 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельностидля начальных классов«Умелые ручки»1 б класс...