Рабочая программа по внеурочной деятельности «Музей в твоем классе» .
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Музей в твоем классе» для учащихся 1-4 классов начальной школы, составлена на основе примерной программы по внеурочной деятельности Федерального компонента государственного образовательного стандарта второго поколения начального и основного общего образования - «Смотрю на мир глазами художника» автор Е.И. Коротеева, Москва «Просвещение» 2011 год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp.docx | 70.12 КБ |
muzey.docx | 57.03 КБ |
Предварительный просмотр:
1 класс
№ | Тема занятия | Содержание | Количество часов | ||
Вид деятельности | теория | практика | |||
1. | Введение. И. Хруцкий «Цветы и фрукты». Натюрморт. | Называние изображенных на картине плодов и цветов, составляющих букет. Расширение лексического запаса (цвет и его оттенки в природе), знакомство с миром цветов. Мастерство автора в создании выразительных деталей. Нахождение выделенных деталей, предметов. Определение целого и части. | Игровая Проблемно-ценностное общение. Экскурсия в осенний лес. | 1 | 1 |
2. | Г. Серебрякова «За завтраком (За обедом)» | Своеобразный семейный портрет. Дети в семье Серебряковых. Знакомство с фрагментами портретов художницы и ее мужа. | Проблемно-ценностное общение. Экскурсия в столовую. Творческая работа «За столом» | 1 | 1 |
3. | Г. Серебрякова «На кухне. Портрет Кати» | Развитие наблюдательности и внимания при рассматривании картины. Цветовые пятна картины. Развитие наблюдательности и внимания. Что главное в полотне: изображение человека или предметов? Отношение девочки к продуктам: жесты, характеристика движений. | Проблемно-ценностное общение. Познавательная. Проблемно-ценностное общение. | 1 | 1 |
4. | В. Поленов «Московский дворик» | Обследование двора с целью внимательного наблюдения за людьми, животными и растениями (дети, мама; лошадка, курочки; цветы, травы). Поиск объектов, предложенных для анализа. Умение выделять предметы, важные для объяснения причинно-следственных связей. | Проблемно-ценностное общение. Познавательная. | 1 | 1 |
5. | И. Левитан «Свежий ветер.Волга» | Название картины. Можно ли увидеть ветер? Направление его? Что говорит о ветре название картины? Какими запахами может быть насыщен ветер? Детали пароходов, барж. | Проблемно-ценностное общение. Познавательная | 1 | 1 |
6. | Б. Кустодиев «Морозный день» | Темы и объекты, изображаемые художником. Мир природы и человека. Краски , используемые художником для изображения морозного дня. | Проблемно-ценностное общение. Проект « Зимний дворик» | 1 | 1 |
7. | Б. Кустодиев «Масленица» | Беседа о празднике. Работа с большой рамкой над изображениями участников картины. | Проблемно-ценностное общение. Подвижные игры. | 1 | 1 |
8. | Федотов «Сватовство майора» | Работа над лексикой, позволяющей понять сценку, изображенную на картине. | Проблемно-ценностное общение. Проект « Одежда 19 века» | 0,5 | 0,5 |
9. | К. Брюллов «Последний день Помпеи» | Немного из истории. Работа с большой рамкой над изображениями участников трагического события. | Проблемно-ценностное общение. Экскурсия в библиотеку. Просмотр к/ф | 1 | 1 |
10. | И. Горюшкин-Сорокопудов «Базарный день в старом городе» | Сценка из старинной жизни. Одежда людей, подвоз товаров для продажи. Рассматривание товаров в Торговых рядах. Базарные дни в старину. Торговые ряды. Стены и ворота городского кремля, древней крепости. Купола храма кремля, древней крепости. Купола храма. Продавцы и покупатели. Звуки торговых рядов. | Проблемно-ценностное общение. Подготовка докладов, сообщений | 0,5 | 0,5 |
11. | И. Горюшкин-Сорокопудов «Сцена из 17-го столетия» | Дома, особенности старинных построек. Время года: начало зимы или начало весны? Следы полозьев саней; следы людей . Выделение фрагментов картины по заданным названиям: ориентировка в местонахождении на картине фрагментов. | Коллективная работа « Постройки 17 века | 0,5 | 1,5 |
12. | В. Маковский «Две сестры (Две дочери)» | Двойное название картины: персонажи на полотне. Одежда и причина разной обеспеченности. Детали картины, указывающие на интересы персонажей, особенности их работы и жизни. | Просмотр к/ф | 1 | 1 |
13. | В. Маковский «Две матери. Мать приемная и родная» | Беседа по содержанию картины. Мастерство автора в создании выразительных деталей. Нахождение выделенных деталей, предметов. Определение целого и части. | Проблемно-ценностное общение. Диспут. Анализ произведения. | 1 | 1 |
14. | М.В. Нестеров «Три старца» | Беседа о создании картины, о выборе названия. Рассматривание кружков-фрагментов. | Диспут. Проблемно-ценностное общение. Анализ произведения | 1 | 1 |
15. | И.Е. Репин «Портрет Павла Михайловича Третьякова» | Беседа по картине. Исследование картины. | Диспут. Проблемно-ценностное общение. Анализ произведения. Проект « Я-экскурсовод» | 0,5 | 1,5 |
16. | К.А. Коровин «Алупка» | Беседа о месте создания картины | Проблемно-ценностное общение.Диспут. Анализ произведения. Проект « Я-экскурсовод» | 1 | 1 |
Выделение фрагмента «Лодки на берегу». Рассматривание фрагмента в лупу. Позы людей. | |||||
17. | К.А. Коровин «За чайным столом» | Рассматривание предметов на репродукции картины. Стол, посуда (чаш- ки, чайные стаканы в подстаканниках, фарфоровый молочник, белое блюдо). Помещение, время года, состояние погоды. Одежда людей. Общение. Возраст. Уютно ли людям? Рассматривание фрагментов по названиям. | Диспут. Проблемно-ценностное общение. Анализ произведения. Проект « Я-экскурсовод» | 1 | 1 |
18. | Занятие-игра «Экскурсия в музеи России» | Итоговое занятие по курсу «Музей в твоем классе». | Участие в научно-практической конференции | 1 |
2 класс
№ | Тема занятия | Содержание | Количество часов | ||
Вид деятельности | теория | практика | |||
1. | В. Маковский. «Две сестры (Две дочери)» | Двойное название картины: персонажи на полотне. Одежда и причина разной обеспеченности. Детали картины, указывающие на интересы персонажей, особенности их работы и жизни. | Проблемно-ценностное общение Просмотр к/ф | 1,5 | 1,5 |
2. | В. Маковский. «Две матери. Мать приемная и родная» | Персонажи картины и ее название. Соотношение названия картины и вероятной ситуации. Предположения о взаимоотношениях героев картины. | Диспут. Проблемно-ценностное общение Анализ произведения. | 1,5 | 1,5 |
3. | М.В. Нестеров. «Три старца» | Одежда старцев, их обувь (лапти, обутые на онучи). Позы старцев: выводы об их близком знакомстве. Что делают старцы, как общаются. Взгляды персонажей. Кто более погружен в свои мысли? Кто видит лисицу? Рассматривание кружков-фрагментов. Значение деталей. Сходство фрагментов. Цвета и их оттенки на репродукции картины. Синий цвет и его оттенки на репродукции картины. | Проблемно-ценностное общение Диспут. Анализ произведения. | 1,5 | 1,5 |
4. | К.А. Коровин. «За чайным столом» | Рассматривание предметов на репродукции картины. Стол, посуда (чашки, чайные стаканы в подстаканниках, фарфоровый молочник, белое блюдо). Самовар, его состояние (блестящий, начищенный/тусклый). Помещение, время года, состояние погоды. Одежда людей. Общение. Возраст. Уютно ли людям? Рассматривание фрагментов по названиям. | Проблемно-ценностное общение Диспут. Анализ произведения. Проект «Я-экскурсовод» | 2 | 3 |
5. | К.А. Коровин. «Алупка» | Алупка стала в начале 20-го века модным курортом. Юг это или север? Что на картине помогает об этом догадаться? \Туапсе 1910г южный город. | Проблемно-ценностное общение Диспут. Анализ произведения. Проект «Я-экскурсовод» | 1 | 2 |
6. | А.А.Киселёв «Вид с веранды дома в Туапсе» | Дворец и пейзаж, который его окружает. Изображение окон на кружке-фрагменте. Морской берег. Выделение фрагмента «Лодки на берегу». Рассматривание фрагмента в лупу. Позы людей.\Пейзаж,вид веранды, кресла. | Диспут. Проблемно-ценностное общение Анализ произведения. Проект « Я-экскурсовод» | 1 | 2 |
7. | И.Е. Репин. «Портрет Павла Михайловича Третьякова» | О личности П.М. Третьякова. Дар родному городу. 1856 год – год рождения художественного музея, который сейчас называется Государственной Третьяковской галереей. В 2006 году ГТГ исполнилось 150 лет. Впечатление, которое производит портрет. Рассматривание экспозиции в зале галереи, которую можно хорошо видеть за спиной П.М. Третьякова. Картинам в галерее тесно/просторно, соседствуют маленькие и большие картины. Нахождение трех пейзажей известного школьникам художника, чей пейзаж представлен в «Музее в твоем классе» и который был рассмотрен на занятии. В этой же экспозиции находится и полотно автора картин «За чайным столом» и «Алупка» (вспоминают фамилию художника). \Знакомство с творчеством А.А.Киселёва. | Диспут. Проблемно-ценностное общение Анализ произведения. | 2 | 3 |
8. | Подготовка проектов | Познавательная. Проблемно-ценностное общение | 5 | ||
9. | Защита проектов | Познавательная. Проблемно-ценностное общение | 4 | ||
10. | Итого | 15,5 | 18,5 |
3 класс
№ | Тема занятия | Содержание | Количество часов | ||
Вид деятельности | теория | практика | |||
1 | Введение. | Введение в курс «Музей в товоем классе» | Игровая. Проблемно-ценностное общение | 1 | 1 |
2 | И. Хруцкий. «Цветы и фрукты». Натюрморт | Называние изображенных на картине плодов и цветов, составляющих букет. Расширение лексического запаса (цвет и его оттенки в природе), знакомство с миром цветов. Величина цветов и плодов, составляющих композицию. Мастерство автора в создании выразительных деталей. Нахождение выделенных деталей, предметов. Определять целое и части. | Беседа. Экскурсия в осенний лес. | 1 | 1 |
3 | Г. Серебрякова. «За завтраком (За обедом)» | Своеобразный семейный портрет. Дети в семье Серебряковых. Рассматривание детей, сидящих в столовой. Знакомство с фрагментами портретов художницы и ее мужа. «Знакомство» с конкретными детьми: имя, возраст; сравнение детей друг с другом. | Беседа. Творческая работа «За столом» | 1 | 1 |
4 | Г. Серебрякова. «На кухне. Портрет Кати» | Развитие наблюдательности и внимания. Что главное в полотне: изображение человека или предметов? Отношение девочки к продуктам: жесты, характеристика движений. | Беседа. Творческая работа | 1 | 1 |
5 | В. Поленов. «Московский дворик» | Обследование двора с целью внимательного наблюдения за людьми, животными и растениями (дети, мама; лошадка, курочки; цветы, травы). | Беседа. Проект « Зимний дворик» | 1 | 1 |
6 | А.А.Киселёв «Усадьба в Туапсе» | Поиск объектов, предложенных для анализа. Умение выделять предметы, важные для объяснения причинно-следственных связей. | Проблемно-ценностное общение. Познавательная | 1 | 1 |
7 | И. Левитан. «Свежий ветер. Волга» | Речные суда на картине. (Слева: вёсельная лодка, пароход, парусная лодка. Справа: баржи и буксир. Самоходные парусные баржи.) Название картины. | Проблемно-ценностное общение. Познавательная | 1 | 1 |
8 | А.А.Киселёв «Морской вид» | Можно ли увидеть ветер? Направление его? Что говорит о ветре название картины? Какими запахами может быть насыщен ветер?\Суда на море. | Проблемно-ценностное общение. Познавательная. | 1 | 1 |
9 | Б. Кустодиев. «Морозный день» | Темы и объекты изображаемые художником. Мир природы и человека. Наблюдение за постройками (вид, забор). Приметы, подтверждающие, что день морозный. Люди на улице (много/мало). Бег саней: детали одежды и другие изображения. Какие звуки могут быть слышны с улицы тем, кто смотрит на нее из окон? | Проблемно-ценностное общение. Познавательная. | 1 | 1 |
10 | Б. Кустодиев. «Масленица» | Празднование масленицы. Разгар гулянья. Развлечения на площади: народный театр, хоровод, катание на карусели. Где слышатся музыка и пение? (Отыскивание музыканта). Детские игры | Проблемно-ценностное общение Подвижные игры | 1 | 1 |
11 | П. Федотов. «Сватовство майора» | Работа над лексикой, позволяющей понять сценку, изображенную на картине. Обстановка комнаты и наряды жены и дочери купца. Названия тканей, расцветок и их качеств. | Проблемно-ценностное общение. Проект « Одежда 19 века» | 1 | 1 |
12 | К. Брюллов. «Последний день Помпеи» | Знания художника об историческом событии и организации археологической работы. Свидетельства сильного землетрясения, грозы и молний на полотне. Работа с большой рамкой над изображениями участников трагического события. Создание ощущения нависшей над городом страшной угрозы. | Проблемно-ценностное общение Экскурсия в библиотеку. Просмотр к/ф | 1 | 2 |
13 | И. Горюшкин-Сорокопудов. «Базарный день в старом городе» | Сценка из старинной жизни. Одежда людей, подвоз товаров для продажи. Рассматривание товаров в Торговых рядах. Базарные дни в старину. Торговые ряды. Стены и ворота городского кремля, древней крепости. Купола храма. Продавцы и покупатели. Звуки торговых рядов. | Проблемно-ценностное общение Подготовка докладов, сообщений | 1 | 2 |
14 | И. Горюшкин-Сорокопудов. «Сцена из 17-го столетия» | Дома, особенности старинных построек. Время года: начало зимы или начало весны? Следы полозьев саней; следы людей. Выделение фрагментов картины по заданным названиям: ориентировка в местонахождении на картине фрагментов Выявление содержания замысла художника и особенностей его воплощения. | Коллективная работа « Постройки 17 века» | 1 | 2 |
15 | Итоговое повторение | Проблемно-ценностное общение. Игровая. | 1 | 2 | |
Итого | 15 | 19 |
4 класс
№ | Тема занятия | Содержание | Количество часов | ||
Вид деятельности | теория | практика | |||
1 | И. Хруцкий. «Цветы и фрукты» | Законы красивого построения картины в XVIII и XIX вв. Центр композиции, цвет и освещение. Создание единого ансамбля предметов по закону треугольного построения, принятому в академической живописи. Мастерство автора в создании выразительных деталей: нахождение и исследование (на самом натюрморте) изображений предметов, которые представлены увеличенными кругами-фрагментами на полях репродукции. Определение целого по его части. | Проблемно-ценностное общение | 1 | 1 |
2 | Г. Серебрякова. «За завтраком (За обедом)» | Семейный портрет. Знакомство с характерами детей. Отражение личностных качеств детей во внешнем облике. Взгляд, его направленность; щеки. Жесты, позы (положение тела в целом). | 1 | 1 | |
3 | Г. Серебрякова. «На кухне. Портрет Кати». Бытовые картины жизни | Развитие наблюдательности и внимания. Сравнение портрета Кати с портретами ее родителей (фрагменты портретов на полях репродукции). Фамильные черты. Сравнение времени создания двух полотен: определение возраста Кати (ровесница или старше/младше). | 1 | 1 | |
4 | В. Поленов. «Московский дворик» | Работа с названием картины и выявление того, чем хотел поделиться художник. Путешествие внутри картины по дорожкам, которые обнаруживают зрители, описывая, где она расположена и в чем ее значение для обитателей этого дворика\улицы. Что там, за границами дворика? Какие звуки можно услышать во дворе\улице? Чем примечателен городок? | 0,5 | 0,5 | |
5 | А.А.Киселёв «Улочка приморского города» | 0,5 | 0,5 | ||
6 | И. Левитан. «Свежий ветер. Волга» | Цвета, создающие впечатление свежести летнего ветреного дня. Определение местонахождения на картине фрагментов, выделенных на полях репродукции. Ощущение праздника. Наблюдение деталей, создающих ощущение праздника. Прием временного изменения фрагмента на репродукции картины (удаление/возвращение) с целью определения выразительных средств для создания нужного образа. | 0,5 | 0,5 | |
7 | А.А.Киселёв «У скалы» | 1 | |||
8 | Б. Кустодиев. «Морозный день» | Городские постройки. Первые этажи, их назначение и обитатели. Перекресток: метки, отграничивающие пешеходную часть улицы от проезжей. Причины малолюдности на улице. Цвета и оттенки снега. Морской берег. Стройка порта. Суда, глыбы,бочки.Цвета и оттенки моря, неба. Цвета, создающие впечатление жаркого летнего дня.Постройки,судёнышки,трава,речка. | 1 | ||
9 | Дом-музей А.А.Киселёва «Будущий порт Туапсе», «Скалистый берег» | 1 | |||
10 | Б. Кустодиев. «Масленица» | Главное развлечение на масленицу. Цветовая гамма неба. Снега выпало много. Местность: город или деревня. Рельеф и растительность местности: холмы и деревья. Вечность окружающего нас мира природы. | 1 | 1 | |
11 | П. Федотов. «Сватовство майора» | Стихи, написанные художником и сопровождающие полотно. Интерьер в доме купца. Украшения и одежда женщин (купчихи и дочери купца). Подготовка к угощению майора. | 1 | 1 | |
12 | К. Брюллов. «Последний день Помпеи» | Вера художника в человеческие достоинства: люди сохраняют лучшие человеческие качества при угрозе гибели. Знакомство с воспоминаниями очевидцев трагедии. Выразительный звуковой образ в картине. Законы построения картины в академической живописи XVIII и XIX вв.: треугольная основа композиции. | 1 | 1 | |
13 | И. Горюшкин-Сорокопудов. «Базарный день в старом городе» | Развитие наблюдательности и внимания. Продавцы, их помощники и покупатели. Рулоны тканей, мода на определенную расцветку платков. Посетители-покупатели на базаре: кто они? Словесное описание покупателей, определение рода занятий по одежде. | 1 | 1 | |
14 | И. Горюшкин-Сорокопудов. «Сцена из 17-го столетия» | Дома, особенности старинных построек. Время года: начало зимы или начало весны? Следы полозьев саней, следы людей. Выделение фрагментов картины по заданным названиям: ориентировка в местонахождении на картине фрагментов. Выявление содержания замысла художника и особенностей его воплощения. | 0,5 | 1,5 | |
15 | В. Маковский «Две сестры (Две дочери)» | Двойное название картины: персонажи на полотне. Одежда и причина разной обеспеченности. Детали картины, указывающие на интересы персонажей, особенности их работы и жизни. | 1 | 1 | |
16 | В. Маковский «Две матери. Приемная мать и родная» | Персонажи картины и ее название. Соотношение названия картины и вероятной ситуации. Предположения о взаимоотношениях персонажей на картине. | 1 | 1 | |
17 | М.В. Нестеров. «Три старца» | Фигуры старцев, их руки. Выводы-суждения о возрасте старцев, подтверждение деталями на репродукции. Изображение мира северной природы. Краски (яркость/приглушенность). Время года: деталь для подтверждения приметы наступления осени. Предположение, в течение какого времени уже сидят старцы. Их связь с миром природы (фрагмент с лисой, безбоязненно вышедшей из леса). Работа с фрагментами картины. Цветовой контраст в изображении пейзажа. Работа с рамкой по рассматриванию лисицы. Нахождение подписи художника. | 1 | 1 | |
18 | К.А. Коровин. «За чайным столом» | Люди на веранде. Описание гостей (определиться, кто гость). Позы, жесты, одежда. Натюрморт перед людьми. Определение, сколько людей было за столом, кто сидел на пятом стуле (мужчина/женщина). Общение, эмоции людей. Городской/загородный дом (имение). Детали, говорящие о теплом времени года. Интересно/грустно, уютно/неуютно всем вместе. Настроение персонажей на картине. | 1 | 1 | |
19 | К.А. Коровин. «Алупка» | Местность, на которой расположена Алупка. Рельеф. Море и суша, граница между ними. Причины строительства дворцов в Алупке. Работа с вертикальной рамкой в левом нижнем углу на репродукции. Домик с двумя окнами, забор, деревья за забором. Группа людей на берегу моря. Нахождение постройки на круге-фрагменте. Работа с вертикальной рамкой над фрагментом с лодками на репродукции. Обнаружение паруса на кругах-фрагментах на полях репродукции. Работа с большой вертикальной рамкой над фрагментом репродукции в правом нижнем углу. Открытый павильон, окрашенный в желтый цвет, строительные материалы и лодки рядом. Отыскивание темной лодки с ярко-желтым днищем на кругах-фрагментах на полях репродукции. | 1 | 1 | |
20 | И.Е. Репин. «Портрет Павла Михайловича Третьякова» | О личности П.М. Третьякова. Дар родному городу. 1856 год – год рождения художественного музея, который сейчас называется Государственной Третьяковской галереей. В 2006 году ГТГ исполнилось 150 лет. Рассматривание картины И. Репина «Портрет Павла Михайловича Третьякова». Поза, лицо создателя галереи. Впечатление, которое производит портрет. Что можно сказать об изображенном на нем человеке (оригинале) и какого человека видел перед собой художник? | 1 | 1 | |
ИТОГО | 17 | 17 | |||
34 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
№ | Тема занятия | Содержание | Количество часов | Дата | корректировка | |||
Вид деятельности | теория | практика | план | факт | ||||
1. | Введение. И. Хруцкий «Цветы и фрукты». Натюрморт. | Называние изображенных на картине плодов и цветов, составляющих букет. Расширение лексического запаса (цвет и его оттенки в природе), знакомство с миром цветов. | Игровая | 1 | ||||
2. | И. Хруцкий «Цветы и фрукты». Натюрморт. | Мастерство автора в создании выразительных деталей. Нахождение выделенных деталей, предметов. Определение целого и части. | Проблемно-ценностное общение. Экскурсия в осенний лес. | 1 | ||||
3. | Г. Серебрякова «За завтраком (За обедом)» | Своеобразный семейный портрет. Дети в семье Серебряковых. | Проблемно-ценностное общение. Экскурсия в столовую. Творческая работа «За столом» | 1 | ||||
4. | Г. Серебрякова «За завтраком (За обедом)» | Знакомство с фрагментами портретов художницы и ее мужа. | 1 | |||||
5. | Г. Серебрякова «На кухне. Портрет Кати» | Развитие наблюдательности и внимания при рассматривании картины. | Проблемно-ценностное общение. | 1 | ||||
6. | Г. Серебрякова «На кухне. Портрет Кати», работа с фрагментом картины. | Цветовые пятна картины. Развитие наблюдательности и внимания. Что главное в полотне: изображение человека или предметов? Отношение девочки к продуктам: жесты, характеристика движений. | Познавательная. Проблемно-ценностное общение. | 1 | ||||
7. | В. Поленов «Московский дворик» | Обследование двора с целью внимательного наблюдения за людьми, животными и растениями (дети, мама; лошадка, курочки; цветы, травы). | Проблемно-ценностное общение. | 1 | ||||
8. | Фрагменты картины В. Поленова «Московский дворик» | Поиск объектов, предложенных для анализа. Умение выделять предметы, важные для объяснения причинно-следственных связей. | Познавательная. | 1 | ||||
9. | И. Левитан «Свежий ветер.Волга» | Название картины. Можно ли увидеть ветер? Направление его? Что говорит о ветре название картины? Какими запахами может быть насыщен ветер? | Проблемно-ценностное общение. | 1 | ||||
10. | И. Левитан «Свежий ветер.Волга» | Детали пароходов, барж. | Познавательная | 1 | ||||
11. | Б. Кустодиев «Морозный день» | Темы и объекты, изображаемые художником. Мир природы и человека. | Проблемно-ценностное общение. Проект « Зимний дворик» | 1 | ||||
12. | Работа над фрагментами картины Б. Кустодиева «Морозный день» | Краски , используемые художником для изображения морозного дня. | 1 | |||||
13. | Б. Кустодиев «Масленица» | Беседа о празднике. | Проблемно-ценностное общение. Подвижные игры. | 1 | ||||
14. | Б. Кустодиев «Масленица»,работа с фрагментами картины. | Работа с большой рамкой над изображениями участников картины. | 1 | |||||
15. | Федотов «Сватовство майора» | Работа над лексикой, позволяющей понять сценку, изображенную на картине. | Проблемно-ценностное общение. Проект « Одежда 19 века» | 0,5 | 0,5 | |||
16. | К. Брюллов «Последний день Помпеи» | Немного из истории. | Проблемно-ценностное общение. Экскурсия в библиотеку. Просмотр к/ф | 1 | ||||
17. | Фрагменты картины К. Брюллова «Последний день Помпеи» | Работа с большой рамкой над изображениями участников трагического события. | 1 | |||||
18. | И. Горюшкин-Сорокопудов «Базарный день в старом городе» | Сценка из старинной жизни. Одежда людей, подвоз товаров для продажи. Рассматривание товаров в Торговых рядах. Базарные дни в старину. Торговые ряды. Стены и ворота городского кремля, древней крепости. Купола храма кремля, древней крепости. Купола храма. Продавцы и покупатели. Звуки торговых рядов. | Проблемно-ценностное общение. Подготовка докладов, сообщений | 0,5 | 0,5 | |||
19. | И. Горюшкин-Сорокопудов «Сцена из 17-го столетия» | Дома, особенности старинных построек. Время года: начало зимы или начало весны? Следы полозьев саней; следы людей | Коллективная работа « Постройки 17 века | 0,5 | 0,5 | |||
20. | И. Горюшкин-Сорокопудов «Сцена из 17-го столетия», работа над фрагментами картины. | . Выделение фрагментов картины по заданным названиям: ориентировка в местонахождении на картине фрагментов. | 1 | |||||
21. | В. Маковский «Две сестры (Две дочери)» | Двойное название картины: персонажи на полотне. Одежда и причина разной обеспеченности. | Просмотр к/ф | 1 | ||||
22. | В. Маковский «Две сестры (Две дочери)», детали картины. | Детали картины, указывающие на интересы персонажей, особенности их работы и жизни. | 1 | |||||
23. | В. Маковский «Две матери. Мать приемная и родная» | Беседа по содержанию картины. | Проблемно-ценностное общение. Диспут. Анализ произведения. | 1 | ||||
24. | Фрагменты картины В. Маковского «Две матери. Мать приемная и родная» | Мастерство автора в создании выразительных деталей. Нахождение выделенных деталей, предметов. Определение целого и части. | 1 | |||||
25. | М.В. Нестеров «Три старца» | Беседа о создании картины, о выборе названия. | Диспут. Проблемно-ценностное общение. Анализ произведения | 1 | ||||
26. | М.В. Нестеров «Три старца», работа с фрагментами картины. | Рассматривание кружков-фрагментов. | 1 | |||||
27. | И.Е. Репин «Портрет Павла Михайловича Третьякова» | Беседа по картине. | Диспут. Проблемно-ценностное общение. Анализ произведения. Проект « Я-экскурсовод» | 0,5 | 0,5 | |||
28. | Работа с фрагментами картины И.Е. Репина «Портрет Павла Михайловича Третьякова» | Исследование картины. | 1 | |||||
29. | К.А. Коровин «Алупка» | Беседа о месте создания картины | Проблемно-ценностное общение.Диспут. Анализ произведения. Проект « Я-экскурсовод» | 1 | ||||
30. | Работа с фрагментами картины К.А. Коровин «Алупка» | Выделение фрагмента «Лодки на берегу». Рассматривание фрагмента в лупу. Позы людей. | 1 | |||||
31. | К.А. Коровин «За чайным столом» | Рассматривание предметов на репродукции картины. Стол, посуда (чаш- ки, чайные стаканы в подстаканниках, фарфоровый молочник, белое блюдо). | Диспут. Проблемно-ценностное общение. Анализ произведения. Проект « Я-экскурсовод» | 1 | ||||
32. | К.А. Коровин «За чайным столом» | Помещение, время года, состояние погоды. Одежда людей. Общение. Возраст. Уютно ли людям? Рассматривание фрагментов по названиям. | 1 | |||||
33. | Занятие-игра «Экскурсия в музеи России» | Итоговое занятие по курсу «Музей в твоем классе». | Участие в научно-практической конференции | 1 |
«Музей в твоём классе»
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 класс
№ | Тема занятия | Содержание | Количество часов | Дата | корректировка | |||
Вид деятельности | теория | практика | план | факт | ||||
1 2 | Введение. | Введение в курс «Музей в твоем классе» | Игровая. Проблемно-ценностное общение | 1 | 1 | |||
3 4 | И. Хруцкий. «Цветы и фрукты». Натюрморт | Называние изображенных на картине плодов и цветов, составляющих букет. Расширение лексического запаса (цвет и его оттенки в природе), знакомство с миром цветов. Величина цветов и плодов, составляющих композицию. Мастерство автора в создании выразительных деталей. Нахождение выделенных деталей, предметов. Определять целое и части. | Беседа. Экскурсия в осенний лес. | 1 | 1 | |||
5 6 | Г. Серебрякова. «За завтраком (За обедом)» | Своеобразный семейный портрет. Дети в семье Серебряковых. Рассматривание детей, сидящих в столовой. Знакомство с фрагментами портретов художницы и ее мужа. «Знакомство» с конкретными детьми: имя, возраст; сравнение детей друг с другом. | Беседа. Творческая работа «За столом» Беседа. Творческая работа | 1 | 1 | |||
7 8 | Г. Серебрякова. «На кухне. Портрет Кати» | Развитие наблюдательности и внимания. Что главное в полотне: изображение человека или предметов? Отношение девочки к продуктам: жесты, характеристика движений. | 1 | 1 | ||||
9 10 | В. Поленов. «Московский дворик» | Обследование двора с целью внимательного наблюдения за людьми, животными и растениями (дети, мама; лошадка, курочки; цветы, травы). | Беседа. Проект « Зимний дворик» | 1 | 1 | |||
11 12 | А.А.Киселёв «Усадьба в Туапсе» | Поиск объектов, предложенных для анализа. Умение выделять предметы, важные для объяснения причинно-следственных связей. | Проблемно-ценностное общение. Познавательная | 1 | 1 | |||
13 14 | И. Левитан. «Свежий ветер. Волга» | Речные суда на картине. (Слева: вёсельная лодка, пароход, парусная лодка. Справа: баржи и буксир. Самоходные парусные баржи.) Название картины. | Проблемно-ценностное общение. Познавательная | 1 | 1 | |||
15 16 | А.А.Киселёв «Морской вид» | Можно ли увидеть ветер? Направление его? Что говорит о ветре название картины? Какими запахами может быть насыщен ветер?\Суда на море. | Проблемно-ценностное общение. Познавательная. | 1 | 1 | |||
17 18 | Б. Кустодиев. «Морозный день» | Темы и объекты изображаемые художником. Мир природы и человека. Наблюдение за постройками (вид, забор). Приметы, подтверждающие, что день морозный. Люди на улице (много/мало). Бег саней: детали одежды и другие изображения. Какие звуки могут быть слышны с улицы тем, кто смотрит на нее из окон? | Проблемно-ценностное общение. Познавательная. | 1 | 1 | |||
19 20 | Б. Кустодиев. «Масленица» | Празднование масленицы. Разгар гулянья. Развлечения на площади: народный театр, хоровод, катание на карусели. Где слышатся музыка и пение? (Отыскивание музыканта). Детские игры | Проблемно-ценностное общение Подвижные игры | 1 | 1 | |||
21 22 | П. Федотов. «Сватовство майора» | Работа над лексикой, позволяющей понять сценку, изображенную на картине. Обстановка комнаты и наряды жены и дочери купца. Названия тканей, расцветок и их качеств. | Проблемно-ценностное общение. Проект « Одежда 19 века» Проблемно-ценностное общение Экскурсия в библиотеку. Просмотр к/ф | 1 | 1 | |||
23 24 25 | К. Брюллов. «Последний день Помпеи» | Знания художника об историческом событии и организации археологической работы. Свидетельства сильного землетрясения, грозы и молний на полотне. Работа с большой рамкой над изображениями участников трагического события. Создание ощущения нависшей над городом страшной угрозы. | 1 | 2 | ||||
26 27 28 | И. Горюшкин-Сорокопудов. «Базарный день в старом городе» | Сценка из старинной жизни. Одежда людей, подвоз товаров для продажи. Рассматривание товаров в Торговых рядах. Базарные дни в старину. Торговые ряды. Стены и ворота городского кремля, древней крепости. Купола храма. Продавцы и покупатели. Звуки торговых рядов. | Проблемно-ценностное общение Подготовка докладов, сообщений Коллективная работа « Постройки 17 века» | 1 | 2 | |||
29 30 31 | И. Горюшкин-Сорокопудов. «Сцена из 17-го столетия» | Дома, особенности старинных построек. Время года: начало зимы или начало весны? Следы полозьев саней; следы людей. Выделение фрагментов картины по заданным названиям: ориентировка в местонахождении на картине фрагментов Выявление содержания замысла художника и особенностей его воплощения. | 1 | 2 | ||||
32 33 34 | Итоговое повторение | Проблемно-ценностное общение. Игровая. | 1 | 2 | ||||
Итого | 15 | 19 |
Предварительный просмотр:
«МУЗЕЙ В ТВОЕМ КЛАССЕ»
I пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Музей в твоем классе» для учащихся 1-4 классов начальной школы, составлена на основе примерной программы по внеурочной деятельности Федерального компонента государственного образовательного стандарта второго поколения начального и основного общего образования - «Смотрю на мир глазами художника» автор Е.И. Коротеева, Москва «Просвещение» 2011 год. Программа переработана и дополнена.
В основу авторской программы внеурочной деятельности художественно – эстетического направления «Музей в твоем классе» положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Курс внеурочной деятельности «Музей в твоем классе» разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя знакомство с разными жанрами живопись: натюрмортом, пейзажем, портретом, бытовой и исторической картинами. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Цель: познакомить обучающихся с разными жанрами живописи: натюрмортом, пейзажем, портретом, бытовой и исторической картинами.
II. Общая характеристика программы курса «Музей в твоем классе»
В ходе освоения курса «Музей в твоем классе» осуществляется формирование таких интеллектуальных умений обучающихся, как умение ориентироваться в жанре картины (Натюрморт. Пейзаж. Историческая картина. Бытовая картина. Портрет); в определении темы картины и настроения автора, которым он хотел поделиться со зрителями; в особенностях композиционного решения художником поставленной задачи.
Обучающиеся осваивают лексику, необходимую для выражения чувств, обучаются устанавливать причинно-следственные связи между тем, что изображено, и тем, что выходит за рамки изображения. («Если у свеклы зелень увяла, значит...», «Если рядом со снегом изображена лужа, значит...», «Если дым из труб идет вертикально вверх, значит...», «Если старик-отец отвернулся от дочери и смотрит в сторону, значит...» и т. д.)
В ходе усвоения содержания курса формируются умения, связанные с активным участием в диалоге при обсуждении увиденного произведения, его фрагментов.
Задачи:
- дать начальное представление о логике развития живописного языка: от классической выстроенности академических композиций через реалистическую повествовательность – к импрессионистической пленэрности;
- сформировать первичные представления о целостности художественного мира того или иного художника: с этой целью в пособии неоднократно используется прием сравнительного анализа двух картин одного и того же автора.
- Воспитание патриотизма через осознание ребёнком сопричастности истории искусства своей страны.
- Помощь в понимании своей принадлежности государству, представляющему каждому его гражданину определённые права и требующие исполнения определённых обязанностей; воспитание основ правового сознания.
- Воспитание толерантности, уважения к ценностям других народов, культур, понимание неповторимости и уникальности каждого изучаемого полотна.
- Обогащение знаниями, раскрывающими прошлое, историю, способствующими присвоению ребёнком социальных ценностей, определённых норм морали, нравственности.
- Создание условий для самоопределения, саморазвития и самореализации детей в процессе активной творческой деятельности.
Участники программы: дети от 7 до 11 лет, их родители, учитель, сотрудники учреждений культуры и науки, общественных объединений.
Механизм управления
Сотрудники учреждений культуры и науки, общественных объединений | Родители учащихся | Учителя школы |
Проведение экскурсий, лекториев, встреч | Обеспечение необходимой информацией, инвентарём занятий . Контроль за выполнением учащимися поставленных задач. Индивидуальные беседы | Проведение занятий. Консультация, мотивация, направление действий учащихся. Наблюдение за ходом выполнения работы. Организация экскурсий. |
Виды внеурочной деятельности: игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение.
Формы и режим занятий: ведущей формой организации занятий является групповая.
Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
III. Описание места программы курса «Музей в твоем классе» в учебном плане.
Преподавание курса «Музей в твоем классе» проводится во второй половине дня. Важность этого курса для младших школьников подчеркивается тем, он осуществляется в рамках программы формирования познавательной деятельности, рекомендованного для внеурочной деятельности новым стандартом. Внеурочная работа проводится в учебном кабинете, в музеях разного типа, на экскурсиях, в парках (в лесу, на лугу, в поле). Она включает проведение экскурсий, заседаний научных клубов младших школьников, диспутов. Предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах (в том числе в изданиях из школьной библиотеки), на электронных носителях, в Интернете. Источником информации могут быть и умные взрослые: учителя-предметники, работники музеев библиотекарь, родители школьников.
Курс «Музей в твоем классе» изучается с 1 по 4 класс по одному часу в неделю. 1 час в неделю, 1 класс – 33 часа, 2 класс – 34 часа, 3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа. Общий объём учебного времени составляет 135 часа. В каждом классе выделяется время для совместной работы учеников с родителями (проекты, конкурсы).
Способами определения результативности программы являются: диагностика, проводимая в конце каждого года обучения в виде естественно-педагогического наблюдения.
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Общая методика анализа живописного произведения, с помощью которой можно реализовать поставленные цели, предполагает переход от начального, целостного впечатления через наблюдение и рассматривание деталей – снова к целостному впечатлению, которое уже обогащено знанием подробностей.
Большое значение для достижения заявленных целей имеет использование инструментов при работе с репродукцией живописного произведения. В данном пособии используются разные инструменты: большая прямоугольная рамка для выделения содержательно-значимых фрагментов и удержания внимания; малая круглая рамка для поиска и выделения отдельных деталей; полоска картона, с помощью которой можно закрыть часть картины, укрупнив значение оставшейся части; лупа для рассматривания мелких деталей, особенностей красочного слоя и характера мазка.
Порядок следования репродукций в пособии подчиняется логике музейной педагогики: от более простого к более сложному через накопление опыта зрительского восприятия к возможности использовать этот опыт в дальнейшем. Эта логика учитывает прежде всего жанровую принадлежность картин и требует следующую последовательность знакомства с жанрами: от натюрморта и детского портрета – через пейзаж и исторический пейзаж – к исторической картине, бытовой картине и портрету (то есть от предметного мира и всего того, что понятно ребенку, – к миру социальных отношений и всему тому, что составляет мир взрослых).
Методический аппарат пособия «Музей в твоем классе» включает выделенные фрагменты и детали, которые вынесены на поля каждой репродукции. Педагогический смысл этого приема варьируется в зависимости от возраста и от конкретной задачи. Так, обучающимся 1-х и 2-х классов выделенные детали помогают внимательно рассматривать картину и находить места выделенных фрагментов с помощью инструментов, удерживать внимание на конкретной задаче. Школьникам, занимающимся ИЗО, вынесенные на поля увеличенные детали помогают рассмотреть и проанализировать особенности живописной манеры художника: выяснить форму и фактуру мазка, которым художник пользуется, изображая разные поверхности и предметы (высокое качество репродуцирования позволяет это сделать).
Для обучающихся всех возрастных групп на полях репродукций помещается дополнительный изобразительный материал. Это фрагменты других картин того автора, чья картина помещена на основной репродукции или фрагменты картин других художников, необходимые для сравнительного анализа.
При рассмотрении исторических сюжетов на полях репродукции помещаются фотографии предметов и реалий, которые могут воссоздать необходимый историко-культурный контекст.
Внеурочная деятельность с использованием этого пособия может быть построена как в рамках одного класса, так и с участием обучающихся разных классов.
Занятия могут проводить: учитель начальных классов, учитель русского языка и литературы, преподаватель изобразительного искусства. Любой учитель может использовать задания и вопросы из двух предметных областей.
Если занятия проводятся для детей одного класса, то учитель, как правило, использует вопросы и задания, адресованные возрастной группе, соответствующей обучающимся в его классе. Но, поскольку уровень подготовки школьников очень разный, то учитель может использовать вопросы и задания или более старшей, или младшей возрастных категорий.
Если занятия проводятся с обучающимися разных классов, то учитель использует вопросы и задания разной степени сложности, адресованные разным возрастным категориям обучающихся, исходя из состава присутствующих на занятии детей.
Дифференцированность вопросов и заданий подразумевает, что учебное пособие рассчитано на детей разного возраста, разных типов восприятия и разного уровня подготовленности, в том числе и на детей с трудностями в обучении. Для детей, у которых есть речевые трудности (не хватает лексического запаса, трудно вербализовать свои наблюдения) или есть задержка в развитии (трудно сосредоточивается, недолго удерживает внимание), большим подспорьем является использование инструментов (рамок, которые можно передвигать по репродукции, лупы и т. д.). Ребенок, которому по той или иной причине еще трудно сказать или рассказать, имеет возможность показать то, что он обнаружил, на репродукции, и почувствовать, что он тоже справился с заданием.
На обороте обложки даны черно-белые изображения репродукций 17 картин, представленных в пособии. Это дает представление о размерах подлинных полотен, для чего рядом с репродукциями представлены силуэты детей трех возрастных групп: 1–2 классы, 3–4 классы, 5–6 классы. Последовательность размещения репродукций на этом листе подчиняется законам музейной экспозиции и соответствует логике исторического развития искусства за 100-летний период – с первой трети 19-го века по первую треть 20-го века.
IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения программы курса «Музей в твоем классе»
Курс внеурочной деятельности способствует формированию эстетической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения, проводить поиск информации в энциклопедиях и других изданиях, в видеотеке, в электронных носителях, в интернете, на экскурсиях, из рассказов взрослых.
В результате изучения курса «Музей в твоем классе» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «В мире красоты»:
- эмоционально-ценностное отношение к природе, человеку, обществу;
- различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение средствами художественного языка;
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
- понимание образной природы искусства;
- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
- умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
- умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
- способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
- умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека
Методический конструктор
«Преимущественные формы достижения воспитательных результатов в общеинтеллектуальной внеурочной деятельности»
Уровень результатов Виды внеурочной деятельности | Приобретение социальных знаний | Формирование ценностного отношения к социальной реальности | Получение самостоятельного общественного действия |
Познавательная | Курс «Музей в твоем классе» | ||
Художественные акции (фестивали, творческие вечера, выставки и т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом в виде коллективных творческих дел. Экскурсии на природу, в музеи, школу искусств. | |||
Познавательные акции, совместно организуемые школьниками и педагогом для малышей, сверстников, учителей, родителей, представителей окружающего школу социума. Экскурсия в музей Киселева; творческий конкурс между Классами «Музей в твоем классе»; знакомство с творчеством художников Туапсинского района. |
Список литературы
- Байрамова Л. Нестеров, Серия: Мир шедевров. 100 мировых имен в искусстве.– М.: Классика, 2001.
- Данилова И.Е. Судьба картины в европейской живописи.– СПб: Искусство – СПБ, 2005.
- Докучаева В.Борис Кустодиев. Жизнь в творчестве. – М.: Изобразительное искусство, 1991.
- Журавлева Е.В. Владимир Егорович Маковский. – М.: Искусство, 1972.
- Забытые имена. Русская живопись 19-го века/ Энциклопедия; авт.-сост. А.А. Шестимиров – М.: Белый город, 2004.
- Круглов В.Ф. Зинаида Евгеньевна Серебрякова.– СПб: Золотой век. Художник России. 2004.
- Кузнецов С.О. Живописец Иван Хруцкий. Проблемы изобразительного искусства 19-го столетия. – Ленинград, 1990.
- Мальцева Ф.С. Мастера русского пейзажа. Вторая половина XIX века. – М.: Искусство, 2002.
- Ненарокомова И. Константин Коровин. – М.: Слово, 1997.
- Павел и Сергей Третьяковы. Жизнь. Коллекция. Музей. К 150-летию Третьяковской галереи. – М.: Махаон, 2006.
- Русское искусство: Очерки о жизни и творчестве художников. – М.: Искусство, 1971.
- Чуракова Н.А. Понимание классических и неклассических языков искусства как основание эстетического мировосприятия младших школьников/ Проблемы и перспективы реализации личностно-ориентированной модели образования средствами УМК «Перспективная начальная школа» // Материалы Межрегиональной научно-практической конференции, Омск, 8–10 апреля 2008
V. Содержание программы курса «Музей в твоем классе»
Тематический план программы.
1–2 классы
(1класс – 33часа, 2 класс - 34часа)
Тема занятия | Кол-во часов классы | Содержание материала | |
1 | 2 | ||
Введение. И. Хруцкий. «Цветы и фрукты». Натюрморт | 1 | 2 | Называние изображенных на картине плодов и цветов, составляющих букет. Расширение лексического запаса (цвет и его оттенки в природе), знакомство с миром цветов. Величина цветов и плодов, составляющих композицию. Мастерство автора в создании выразительных деталей. Нахождение выделенных деталей, предметов. Определять целое и части. |
Г. Серебрякова. «За завтраком (За обедом)» | 2 | 2 | Своеобразный семейный портрет. Дети в семье Серебряковых. Рассматривание детей, сидящих в столовой. Знакомство с фрагментами портретов художницы и ее мужа. «Знакомство» с конкретными детьми: имя, возраст; сравнение детей друг с другом. |
Г. Серебрякова. «На кухне. Портрет Кати» | 2 | 2 | Развитие наблюдательности и внимания. Что главное в полотне: изображение человека или предметов? Отношение девочки к продуктам: жесты, характеристика движений. |
В. Поленов. «Московский дворик» | 2 | 1 | Обследование двора с целью внимательного наблюдения за людьми, животными и растениями (дети, мама; лошадка, курочки; цветы, травы). Поиск объектов, предложенных для анализа. Умение выделять предметы, важные для объяснения причинно-следственных связей. |
А.А.Киселёв «Усадьба в Туапсе» | 1 | ||
И. Левитан. «Свежий ветер. Волга» | 2 | 1 | Речные суда на картине. (Слева: вёсельная лодка, пароход, парусная лодка. Справа: баржи и буксир. Самоходные парусные баржи.) Название картины. Можно ли увидеть ветер? Направление его? Что говорит о ветре название картины? Какими запахами может быть насыщен ветер?\Суда на море. |
А.А.Киселёв «Морской вид» | 1 | ||
Б. Кустодиев. «Морозный день» | 2 | 2 | Темы и объекты изображаемые художником. Мир природы и человека. Наблюдение за постройками (вид, забор). Приметы, подтверждающие, что день морозный. Люди на улице (много/мало). Бег саней: детали одежды и другие изображения. Какие звуки могут быть слышны с улицы тем, кто смотрит на нее из окон? |
Б. Кустодиев. «Масленица» | 2 | 2 | Празднование масленицы. Разгар гулянья. Развлечения на площади: народный театр, хоровод, катание на карусели. Где слышатся музыка и пение? (Отыскивание музыканта). Детские игры. |
П. Федотов. «Сватовство майора» | 2 | 2 | Работа над лексикой, позволяющей понять сценку, изображенную на картине. Обстановка комнаты и наряды жены и дочери купца. Названия тканей, расцветок и их качеств. |
К. Брюллов. «Последний день Помпеи» | 2 | 2 | Знания художника об историческом событии и организации археологической работы. Свидетельства сильного землетрясения, грозы и молний на полотне. Работа с большой рамкой над изображениями участников трагического события. Создание ощущения нависшей над городом страшной угрозы. |
И. Горюшкин-Сорокопудов. «Базарный день в старом городе» | 2 | 2 | Сценка из старинной жизни. Одежда людей, подвоз товаров для продажи. Рассматривание товаров в Торговых рядах. Базарные дни в старину. Торговые ряды. Стены и ворота городского кремля, древней крепости. Купола храма. Продавцы и покупатели. Звуки торговых рядов. |
И. Горюшкин-Сорокопудов. «Сцена из 17-го столетия» | 2 | 2 | Дома, особенности старинных построек. Время года: начало зимы или начало весны? Следы полозьев саней; следы людей. Выделение фрагментов картины по заданным названиям: ориентировка в местонахождении на картине фрагментов Выявление содержания замысла художника и особенностей его воплощения. |
В. Маковский. «Две сестры (Две дочери)» | 2 | 2 | Двойное название картины: персонажи на полотне. Одежда и причина разной обеспеченности. Детали картины, указывающие на интересы персонажей, особенности их работы и жизни. |
В. Маковский. «Две матери. Мать приемная и родная» | 2 | 2 | Персонажи картины и ее название. Соотношение названия картины и вероятной ситуации. Предположения о взаимоотношениях героев картины. |
М.В. Нестеров. «Три старца» | 2 | 2 | Одежда старцев, их обувь (лапти, обутые на онучи). Позы старцев: выводы об их близком знакомстве. Что делают старцы, как общаются. Взгляды персонажей. Кто более погружен в свои мысли? Кто видит лисицу? Рассматривание кружков-фрагментов. Значение деталей. Сходство фрагментов. Цвета и их оттенки на репродукции картины. Синий цвет и его оттенки на репродукции картины. |
К.А. Коровин. «За чайным столом» | 2 | 2 | Рассматривание предметов на репродукции картины. Стол, посуда (чашки, чайные стаканы в подстаканниках, фарфоровый молочник, белое блюдо). Самовар, его состояние (блестящий, начищенный/тусклый). Помещение, время года, состояние погоды. Одежда людей. Общение. Возраст. Уютно ли людям? Рассматривание фрагментов по названиям. |
К.А. Коровин. «Алупка» | 2 | 1 | Алупка стала в начале 20-го века модным курортом. Юг это или север? Что на картине помогает об этом догадаться? \Туапсе 1910г южный город. Дворец и пейзаж, который его окружает. Изображение окон на кружке-фрагменте. Морской берег. Выделение фрагмента «Лодки на берегу». Рассматривание фрагмента в лупу. Позы людей.\Пейзаж,вид веранды, кресла. |
А.А.Киселёв «Вид с веранды дома в Туапсе» | 1 | ||
И.Е. Репин. «Портрет Павла Михайловича Третьякова» | 1 | 2 | О личности П.М. Третьякова. Дар родному городу. 1856 год – год рождения художественного музея, который сейчас называется Государственной Третьяковской галереей. В 2006 году ГТГ исполнилось 150 лет. Впечатление, которое производит портрет. Рассматривание экспозиции в зале галереи, которую можно хорошо видеть за спиной П.М. Третьякова. Картинам в галерее тесно/просторно, соседствуют маленькие и большие картины. Нахождение трех пейзажей известного школьникам художника, чей пейзаж представлен в «Музее в твоем классе» и который был рассмотрен на занятии. В этой же экспозиции находится и полотно автора картин «За чайным столом» и «Алупка» (вспоминают фамилию художника). \Знакомство с творчеством А.А.Киселёва. |
Экскурсия в дом- музей А.А.Киселёва | 1 | ||
ИТОГО | 33 | 34 |
3–4 классы (34 часа)
Тема занятия | Кол-во часов классы | Содержание материала | |
3 | 4 | ||
И. Хруцкий. «Цветы и фрукты» | 2 | 2 | Законы красивого построения картины в XVIII и XIX вв. Центр композиции, цвет и освещение. Создание единого ансамбля предметов по закону треугольного построения, принятому в академической живописи. Мастерство автора в создании выразительных деталей: нахождение и исследование (на самом натюрморте) изображений предметов, которые представлены увеличенными кругами-фрагментами на полях репродукции. Определение целого по его части. |
Г. Серебрякова. «За завтраком (За обедом)» | 1 | 2 | Семейный портрет. Знакомство с характерами детей. Отражение личностных качеств детей во внешнем облике. Взгляд, его направленность; щеки. Жесты, позы (положение тела в целом). |
Г. Серебрякова. «На кухне. Портрет Кати». Бытовые картины жизни | 2 | 2 | Развитие наблюдательности и внимания. Сравнение портрета Кати с портретами ее родителей (фрагменты портретов на полях репродукции). Фамильные черты. Сравнение времени создания двух полотен: определение возраста Кати (ровесница или старше/младше). |
В. Поленов. «Московский дворик» | 2 | 1 | Работа с названием картины и выявление того, чем хотел поделиться художник. Путешествие внутри картины по дорожкам, которые обнаруживают зрители, описывая, где она расположена и в чем ее значение для обитателей этого дворика\улицы. Что там, за границами дворика? Какие звуки можно услышать во дворе\улице? Чем примечателен городок? |
А.А.Киселёв «Улочка приморского города» | 1 | ||
И. Левитан. «Свежий ветер. Волга» | 1 | 2 | Цвета, создающие впечатление свежести летнего ветреного дня. Определение местонахождения на картине фрагментов, выделенных на полях репродукции. Ощущение праздника. Наблюдение деталей, создающих ощущение праздника. Прием временного изменения фрагмента на репродукции картины (удаление/возвращение) с целью определения выразительных средств для создания нужного образа. |
А.А.Киселёв «У скалы» | 1 | ||
Б. Кустодиев. «Морозный день» | 1 | 1 | Городские постройки. Первые этажи, их назначение и обитатели. Перекресток: метки, отграничивающие пешеходную часть улицы от проезжей. Причины малолюдности на улице. Цвета и оттенки снега. |
Дом-музей А.А.Киселёва «Будущий порт Туапсе», «Скалистый берег» | 1 | ||
Морской берег. Стройка порта. Суда, глыбы,бочки.Цвета и оттенки моря, неба. | |||
1 | Цвета, создающие впечатление жаркого летнего дня.Постройки,судёнышки,трава,речка. | ||
Б. Кустодиев. «Масленица» | 2 | 2 | Главное развлечение на масленицу. Цветовая гамма неба. Снега выпало много. Местность: город или деревня. Рельеф и растительность местности: холмы и деревья. Вечность окружающего нас мира природы. |
П. Федотов. «Сватовство майора» | 2 | 2 | Стихи, написанные художником и сопровождающие полотно. Интерьер в доме купца. Украшения и одежда женщин (купчихи и дочери купца). Подготовка к угощению майора. |
К. Брюллов. «Последний день Помпеи» | 2 | 2 | Вера художника в человеческие достоинства: люди сохраняют лучшие человеческие качества при угрозе гибели. Знакомство с воспоминаниями очевидцев трагедии. Выразительный звуковой образ в картине. Законы построения картины в академической живописи XVIII и XIX вв.: треугольная основа композиции. |
И. Горюшкин-Сорокопудов. «Базарный день в старом городе» | 2 | 2 | Развитие наблюдательности и внимания. Продавцы, их помощники и покупатели. Рулоны тканей, мода на определенную расцветку платков. Посетители-покупатели на базаре: кто они? Словесное описание покупателей, определение рода занятий по одежде. |
И. Горюшкин-Сорокопудов. «Сцена из 17-го столетия» | 2 | 2 | Дома, особенности старинных построек. Время года: начало зимы или начало весны? Следы полозьев саней, следы людей. Выделение фрагментов картины по заданным названиям: ориентировка в местонахождении на картине фрагментов. Выявление содержания замысла художника и особенностей его воплощения. |
В. Маковский «Две сестры (Две дочери)» | 2 | 2 | Двойное название картины: персонажи на полотне. Одежда и причина разной обеспеченности. Детали картины, указывающие на интересы персонажей, особенности их работы и жизни. |
В. Маковский «Две матери. Приемная мать и родная» | 2 | 2 | Персонажи картины и ее название. Соотношение названия картины и вероятной ситуации. Предположения о взаимоотношениях персонажей на картине. |
М.В. Нестеров. «Три старца» | 2 | 2 | Фигуры старцев, их руки. Выводы-суждения о возрасте старцев, подтверждение деталями на репродукции. Изображение мира северной природы. Краски (яркость/приглушенность). Время года: деталь для подтверждения приметы наступления осени. Предположение, в течение какого времени уже сидят старцы. Их связь с миром природы (фрагмент с лисой, безбоязненно вышедшей из леса). Работа с фрагментами картины. Цветовой контраст в изображении пейзажа. Работа с рамкой по рассматриванию лисицы. Нахождение подписи художника. |
К.А. Коровин. «За чайным столом» | 2 | 2 | Люди на веранде. Описание гостей (определиться, кто гость). Позы, жесты, одежда. Натюрморт перед людьми. Определение, сколько людей было за столом, кто сидел на пятом стуле (мужчина/женщина). Общение, эмоции людей. Городской/загородный дом (имение). Детали, говорящие о теплом времени года. Интересно/грустно, уютно/неуютно всем вместе. Настроение персонажей на картине. |
К.А. Коровин. «Алупка» | 2 | 2 | Местность, на которой расположена Алупка. Рельеф. Море и суша, граница между ними. Причины строительства дворцов в Алупке. Работа с вертикальной рамкой в левом нижнем углу на репродукции. Домик с двумя окнами, забор, деревья за забором. Группа людей на берегу моря. Нахождение постройки на круге-фрагменте. Работа с вертикальной рамкой над фрагментом с лодками на репродукции. Обнаружение паруса на кругах-фрагментах на полях репродукции. Работа с большой вертикальной рамкой над фрагментом репродукции в правом нижнем углу. Открытый павильон, окрашенный в желтый цвет, строительные материалы и лодки рядом. Отыскивание темной лодки с ярко-желтым днищем на кругах-фрагментах на полях репродукции. |
И.Е. Репин. «Портрет Павла Михайловича Третьякова» | 2 | 2 | О личности П.М. Третьякова. Дар родному городу. 1856 год – год рождения художественного музея, который сейчас называется Государственной Третьяковской галереей. В 2006 году ГТГ исполнилось 150 лет. Рассматривание картины И. Репина «Портрет Павла Михайловича Третьякова». Поза, лицо создателя галереи. Впечатление, которое производит портрет. Что можно сказать об изображенном на нем человеке (оригинале) и какого человека видел перед собой художник? |
ИТОГО | 34 | 34 |
1 класс
Предполагаемые результаты деятельности: осмысление ребенком себя, как частички окружающего мира и обретение уверенности в своей значимости. Умение пользоваться лупой. Умение поддерживать обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу; организация самообслуживания, уважения к окружающим.
2 класс
Предполагаемый результат: Воспитание гуманности, понимания ценности искусства, способности к состраданию, сопереживанию, терпению, доброжелательности. Высокий уровень самосознания, чувство собственного достоинства, самодисциплине. Сознательное отношение к народному достоянию.
3 класс
Требования к уровню подготовки обучающихся к концу 3 класса.
Обучающиеся должны
владеть общеучебными умениями:
- наблюдения, слушания, чтения;
- классификации и обобщения;
- самопроверки и самоконтроля (в их соответствии структурно-содержательным особенностям учебной деятельности);
- анализа своего ответа, как и анализа ответа товарищей;
- установления причинно-следственных связей, закономерностей;
знать/понимать:
- значения ключевых слов, раскрывающих курс: натюрморт, пейзаж, портрет;
уметь:
- использовать источники изучения прошлого (вещественные, устные, письменные) для приобретения первоначальных историко-обществоведческих знаний;
- ориентироваться в периодах предыстории и истории, событиях изображенного на полотне;
- рассказывать о родной стране, столице, приводить примеры исторических и культурных памятников страны (не менее трех), ряда других стран, родного края (не менее трех);
- различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия (добро и зло, трудолюбие и леность, красиво и некрасиво).
4 класс
Требования к уровню подготовки обучающихся к концу четвертого класса
В 4 классе происходит усовершенствование предметных и общеучебных умений, обозначенных в программе 3 класса.
Обучающиеся должны
владеть общеучебными умениями:
- наблюдения, слушания, чтения;
- классификации и обобщения;
- самопроверки и самоконтроля (в их соответствии структурно-содержательным особенностям учебной деятельности);
- анализа своего ответа, как и анализа ответа товарищей;
- установления причинно-следственных связей, закономерностей;
знать/понимать:
- значения ключевых слов, раскрывающих курс: натюрморт, пейзаж, портрет;
уметь:
- использовать источники изучения прошлого (вещественные, устные, письменные) для приобретения первоначальных историко-обществоведческих знаний;
- ориентироваться в периодах предыстории и истории, событиях изображенного на полотне;
- рассказывать о родной стране, столице, приводить примеры исторических и культурных памятников страны (не менее трех), ряда других стран, родного края (не менее трех);
- различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия (добро и зло, трудолюбие и леность, красиво и некрасиво).
- подготовка экскурсоводов по репродукциям картин «Музей в твоем классе»;
- подготовка проектов по направлениям: «Моя коллекция», Каталог репродукций «Музей в твоем классе», «Каталог моей коллекции репродукций».
Формы и виды контроля: устный журнал, уроки – отчёты, конкурсы стихов и сочинений, дискуссии, практикумы.
Чуракова Н.А., Малаховская О.В. «Музей в твоем классе» (для 1–6 классов). – М. : Академкнига/Учебник.
Список репродукций
1. Хруцкий И.В. Цветы и фрукты.1855.
2. Серебрякова З.Е. За обедом. 1914.
3. Серебрякова З.Е. На кухне. Портрет Кати. 1924.
4. Поленов В.Д. Московский дворик.1878.
5. Левитан И.И. Свежий ветер. Волга.1895.
6. Кустодиев Б.М. Морозный день. 1913.
7. Кустодиев Б.М. Масленица. 1916.
8. Федотов П.А. Сватовство майора. 1848.
9. Брюллов К.П. Последний день Помпеи. 1833.
10. Горюшкин-Сорокопудов И.С. Базарный день в старом городе. 1910.
11. Горюшкин-Сорокопудов И.С. Сцена из 17-го столетия. Московская слобода. 1934.
12. Маковский В.Е. Две сестры (Две дочери). 1893.
13. Маковский В.Е. Две матери. Мать приемная и родная. 1905–1906.
14. Нестеров М.В. Три старца. 1915.
15. Коровин К.А. За чайным столом. 1888.
16. Коровин К.А. Алупка. 1912.
17. Репин И.Е. Портрет Павла Михайловича Третьякова. 1901.
Киселёв А.А. Скалистый берег, Будущий порт Туапсе, У скалы, Улочка приморского города, Вид с веранды в Туапсе, Морской вид, Усадьба в Туапсе, Кадошские скалы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочная деятельность "Музей в твоем классе". Тема занятия: "Звоню в колокольчик"
"Звоню в колокольчик" - это занятие по внеурочной деятельности, описывающее историю нашей страны. Оно построено на смене разных видов деятельности, с использованием интерактивной экскурсии. На занятии...
Презентация внеурочной деятельности «Музей в твоем классе» по теме «Иван Горюшкин – Сорокопудов «Базарный день в старом городе».
В данной презентации представлена работа с картинойИван Горюшкин – Сорокопудов "Базарный день в старом городе"....
Сценарий занятия внеурочной деятельности "Музей в твоем классе" в 1 классе по теме: "Иван Горюшкин – Сорокопудов «Базарный день в старом городе".
Методическая разработка занятия "Музей в твоем классе" Иван Горюшкин – Сорокопудов "Базарный день в старом городе" 1 класс. Цель:формирование и развитие ценностного о...
Внеурочная деятельность Музей в твоем классе
"Перспективная начальная школа"...
Открытое занятие по внеурочной деятельности "Музей в твоем классе"
Картина С.Лучишкина "Лыжники"...
Воспитание младших школьников на занятиях внеурочной деятельности «Музей в твоем классе»
Я использую в своей работе программу по внеурочной деятельности УМК «Перспективная начальная школа» художественно–эстетического направления – «Музей в твоём классе»...