Учусь создавать проект 1 класс
материал (1 класс)
Программа курса внеурочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа курса внеурочной деятельности | 158 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая учебная программа курса внеурочной деятельности
"Учусь создавать проект"
1 класс
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление) разработана на основе:
- ФГОС НОО, утвержденного приказом Минобразования России (от 6 октября 2009 г. № 373).
- Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования МБОУ "Зыковская средняя общеобразовательная школа".
- Авторской программы обучающего и развивающего курса для младших школьников Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой «Учусь создавать проект». Развитие познавательных способностей/ Наша новая школа. Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём./.
Курс «Учусь создавать проект» – это дополнительное образование, связанное, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника.
Общие цели с учетом специфики учебного предмета
Для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ребёнка нужно использовать новые образовательные педагогические и информационные технологии, тем самым вовлекая каждого ученика в активный познавательный процесс. К таким технологиям относится проектная технология.
Цели курса:
- развитие навыков использования разных источников информации для создания проектов;
- формирование навыков делового общения в процессе работы над проектом.
Задачи курса:
Обучающие:
- развивать самостоятельность ребенка;
- развивать способности к самообразованию;
- обучать умению планирования своей работы;
- закреплять и углублять знания и умения учеников при работе с проектными технологиями.
Развивающие:
- создавать условия к саморазвитию учащихся;
- развивать умственные способности и умения решать мини-проблемы;
- расширять кругозор и обогащать словарный запас новыми понятиями из мира проекта.
Воспитательные:
- воспитывать уважение к позитивной самооценке автора проекта;
- воспитывать чувства самоконтроля, рефлексии.
Учебно-методический комплект
Учебно-методический комплект соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования и представлен следующим учебным пособием:
- Рабочая тетрадь : Учусь создавать проект: в 2-х частях авторы Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. М.: Издательство РОСТ, 2011. (Юным умникам и умницам. Учусь создавать проект.)
Общая характеристика курса внеурочной деятельности с указанием особенностей организации учебного процесса и видов контроля
Курс «Учусь создавать проект» представляет собой систему обучающих и развивающих занятий по проектно-исследовательской деятельности. Каждое занятие поможет детям шагать по ступенькам создания собственного проекта, познакомит с алгоритмом построения проекта и с правилами публичного выступления перед незнакомой аудиторией.
Каждое занятие курса подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие рубрики:
- Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о сверстнике, который уже создавал свой проект ранее.
- Практические занятия «Играем в ученых» переносят детей в мир опытов и знакомит с первыми шагами в науке.
- Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся проблем у ребенка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.
- Тесты и самоанализ помогут юному проектанту овладеть элементами рефлексии, которые, в свою очередь, способствуют формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта.
- Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое мышление и любознательность, память и способность к восприятию.
Основное содержание работы – проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Этот этап выступает в качестве основного. Занятия в рамках этого этапа выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе проектно-исследовательской деятельности.
В качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия:
• выставки творческих работ учащихся;
• мини – конференции по защите исследовательских проектов.
Описание места курса в плане внеурочной деятельности
Курс «Учусь создавать проект» включает 33 занятия по 1 занятию в неделю.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
- непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
- развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- системность организации учебно-воспитательного процесса;
- раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Содержание курса внеурочной деятельности. Личностные и метапредметные результаты освоения учебного предмета
№ п/п | Содержание курса | Результаты освоения учебного предмета | |
Предметные результаты | Личностные и метапредметные результаты | ||
Тренинг 16ч Кто я? Моя семья. Чем я больше всего хочу заниматься. Хобби. О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта. Как собирать материал? Твои помощники. Этап. Повторение. Давай вспомним. Проблема. Решение проблемы. Гипотеза. Предположение. Играем в предположения. Цель проекта. Задача проекта. Выбор нужной информации. Интересные люди твои помощники. Продукт проекта. Виды продукта. Макет. Повторение пройденных проектных понятий. | Обучающийся будет знать:
Обучающийся будет уметь:
Ученик получит возможность научиться:
| Личностные УУД У первоклассника будут сформированы: - положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности; - ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей; - способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-исследовательской деятельности Обучающийся получит возможность для формирования: - устойчивого интереса к новым способам познания; -адекватного понимания причин успешности проектно-исследовательской деятельности; Регулятивные универсальные учебные действия Первоклассник научится: - планировать свои действия; -осуществлять итоговый и пошаговый контроль; - адекватно воспринимать оценку своей работы; - вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок. Первоклассник получит возможность научиться: - проявлять познавательную инициативу. Познавательные универсальные учебные действия Первоклассник научится: - осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет; - использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов; - высказываться в устной и письменной формах; ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач; - оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, вывод и т.п.; - видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п. Первоклассник получит возможность научиться: - осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской и проектной задачами с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме. Коммуникативные универсальные учебные действия Первоклассник научится: - допускать существование различных точек зрения; - соблюдать корректность в высказываниях; - владеть монологической и диалогической формами речи. Первоклассник получит возможность научиться: - учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; - осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. | |
Исследовательская практика 11ч. Визитка. Как правильно составить визитку к проекту. Мини-сообщение. Семиминутное выступление. Выступление перед знакомой аудиторией. Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета. Это интересно. Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта. Пробные выступления перед незнакомой аудиторией. Повторение. Давай вспомним. Игра в ученых. «Мобильные телефоны». Это интересно. Получение электричества с помощью волос. Поилка для цветов. | |||
Мониторинг 6ч. Тест «Чему я научился?» Памятка для учащегося практиканта. Твои впечатления от работы над проектом. Пожелание будущим проектантам. Твои советы им. Советы на лето от Мудрого Дельфина. |
Тематическое планирование с определением основных видов деятельности
Разделы | Количество часов | Виды учебной деятельности обучающихся | Формы контроля | |
1. Тренинг | 16 часов | |||
Кто я? Моя семья | 1 час | различает понятия «семья», «школьная семья», «семейство растений», «семейство животных» | ||
Чем я люблю заниматься. Хобби | 1 час | определяет общность и различие интересов, увлечений мальчиков, девочек | Текущий | |
О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта | 1 час | излагает краткое содержание. Определяет тему, главную мысль своего сообщения | Текущий | |
Как собирать материал? Твои помощники. Этап | 1 час | осваивает правила планирования, собирает интересный материал по теме проекта, правильно выбирает себе помощников в работе | Текущий | |
Повторение. Давай вспомним | 1 час | закрепляет основные проектные понятия | Фронтальный опрос | |
Проблема | 1 час | разбирается в возникших трудностях, предлагает свои варианты решения проблемы | Текущий | |
Проблема. Решение проблемы | 1 час | обозначает возникшую проблему, предлагает алгоритм действий для решения проблемы. Умеет выполнять творческие задания. | Текущий | |
Гипотеза. Предположение | 1 час | придумывает свою гипотезу превращения головастика в лягушку, высказывает свои предположения по этому поводу | Текущий Фронтальный опрос | |
Гипотеза. Играем в предположения | 1 час | знает значение слова «гипотеза», умеет отвечать на вопросы по предложенному тексту и продолжить мысль «Что будет, если…» | Фронтальный опрос | |
Цель проекта | 1 час | определяет значение слова «цель», узнает, какие цели поставлены персонажами английской народной сказки | Текущий | |
Задача проекта | 1 час | выясняет, для чего нужны задачи, правильно формулирует вопросы «Как я это сделаю?» | ||
Выбор нужной информации | 1 час | выбирает необходимую информацию из обилия собранного материала (на примере предложенного текста) | Текущий | |
Интересные люди – твои помощники | 1 час | правильно выбирает предприятие, интересных людей, которые могут рассказать о своем продукте производства; использует справочную литературу | Текущий | |
Продукт проекта | 1 час | изготавливает самостоятельно или с помощью взрослых планируемый продукт своего проекта | Текущий | |
Виды продукта. Макет | 1 час | ставит перед собой задачи по осуществлению продукта, планировать этапы работы по изготовлению макета | Текущий | |
Повторение пройденных проектных понятий | 1 час | закрепляет пройденные проектные понятия | Текущий | |
2. Исследовательская практика. | 11 часов | |||
Визитка. Как правильно составить визитку к проекту | 2 часа | умеет поэтапно распределять план работы по составлению визитки к проекту | Текущий | |
Мини-сообщение. Семиминутное выступление | 2 часа | кратко излагает основное содержание проекта, выделяя главное. Контролирует время выступления, тренируется укладываться в регламент | ||
Выступление перед знакомой аудиторией | 1 час | составляет устный рассказ о своем проекте, сообщая свои знания по теме проекта | Промежуточный | |
Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета. Это интересно | 1 час | проводит опыты по окрашиванию цветка в разные цвета, придумывает рассказы о приключениях цветка | ||
Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта | 1 час | изучает большой объем справочного материала для ответов на вопросы по заданной теме; понимает значение фразеологизмов «поймать черта за хвост», «зажимать в кулак», «остаться с носом» и т.д. | Текущий | |
Пробные выступления перед незнакомой аудиторией. Повторение. Давай вспомним | 1 час | выступает перед незнакомой аудиторией, умеет справляться с волнением Закрепляет знания, полученные на предыдущих занятиях | Итоговый | |
Играем в ученых. «Мобильные телефоны». Это интересно | 1 час | знакомится с проведением опытов по изготовлению «мобильных устройств», получает электричество с помощью волос, готовит поилку для цветов, оценивает свою работу | ||
Играем в ученых. Получение электричества с помощью волос. Это интересно | 1 час | |||
Играем в ученых. Поилка для цветов. Это интересно | 1 час | |||
3. Мониторинг | 6 часов | |||
Тест «Чему я научился?» | 1 час | дает оценку своей деятельности с помощью учителя | Текущий | |
Памятка для учащегося-проектанта | 1 час | строит свою деятельность по предложенному плану | Текущий | |
Твои впечатления от работы над проектом | 1 час | находит ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт | Фронтальный | |
Пожелания будущим проектантам. Твои советы им. | 1 час | умеет обозначить главные задачи для успешного осуществления намеченной цели | ||
Советы на лето от Мудрого Дельфина | 2 часа | применяет в своей деятельности предложенные способы для успешного решения поставленных задач | Текущий | |
ИТОГО | 33 часа |
Описание учебно-материального и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности
Учебно-методическое обеспечение | ТСО, таблицы, электронные носители, Интернет-ресурсы, приборы и др. | Дидактические средства |
Учусь создавать проект/ Для учителя: Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Методическое пособие для 1 класса. – М.: Издательство РОСТ, 2011. /Юным умникам и умницам. Учусь создавать проект |
| Индивидуальные тетради. Демонстрационные таблицы. |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Дата | |
план | факт | ||
Кто я? Моя семья | 07.09 | ||
Чем я люблю заниматься. Хобби | 14.09 | ||
О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта | 21.09 | ||
Как собирать материал? Твои помощники. Этап | 28.09 | ||
Повторение. Давай вспомним | 05.10 | ||
Проблема | 12.10 | ||
Проблема. Решение проблемы | 19.10 | ||
Гипотеза. Предположение | 26.10 | ||
Гипотеза. Играем в предположения | 09.11 | ||
Цель проекта | 16.11 | ||
Задача проекта | 23.11 | ||
Выбор нужной информации | 30.11 | ||
Интересные люди – твои помощники | 07.12 | ||
Продукт проекта | 21.12 | ||
Виды продукта. Макет | 11.01 | ||
Повторение пройденных проектных понятий | 18.01 | ||
Визитка. Как правильно составить визитку к проекту | 25.01 | ||
Визитка. Как правильно составить визитку к проекту | 01.02 | ||
Мини-сообщение. Семиминутное выступление | 08.02 | ||
Мини-сообщение. Семиминутное выступление | 15.02 | ||
Выступление перед знакомой аудиторией | 22.02 | ||
Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета. Это интересно | 29.02 | ||
Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта | 07.03 | ||
Пробные выступления перед незнакомой аудиторией. Повторение. Давай вспомним | 14.03 | ||
Играем в ученых. «Мобильные телефоны». Это интересно | 21.03 | ||
Играем в ученых. Получение электричества с помощью волос. Это интересно | 04.04 | ||
Играем в ученых. Поилка для цветов. Это интересно | 11.04 | ||
Тест «Чему я научился?» | 18.04 | ||
Памятка для учащегося-проектанта | 25.04 | ||
Твои впечатления от работы над проектом | 02.05 | ||
Пожелания будущим проектантам. Твои советы им. | 16.05 | ||
Советы на лето от Мудрого Дельфина | 23.05 | ||
Советы на лето от Мудрого Дельфина | 27. 05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа авторского факультатива "Учусь создавать проект" 2 класс
Учебно-исследовательская и экспериментальная деятельность как способ организации учебно-воспитательного процесса в рамках реализации ФГОС стала основной. Такая деятельность связана с решением ученикам...
Рабочая программа 1 класс "Учусь создавать проект"
Курс «Учусь создавать проект» представляет систему обучающих и развивающих занятий по проектно-исследовательской деятельности для детей 6—10 лет. Авторы: Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова...
Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "Учусь создавать проект", 1 и 2 классы
Данная программа разработана на основе авторского курса Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой «Учусь создавать проект»...
Презентация по теме "Цели и задачи проекта" 1 класс Курс "Учусь создавать проект" Р. И. Сизова, Р. Ф. Селимова
Презентация по теме "Цели и задачи проекта" 1 класс. Внеурочная деятельность. Обучающий и развивающий курс "Учусь создавать проект" Р. И. Сизова, Р. Ф. Селимова....
Внеурочное занятие по проектной деятельности для обучающихся 1 класса курса "Учусь создавать проект" по теме: "Цель проекта"
Занятие разработано по программе курса Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой "Учусь создавать проект" с учётом возрастных особенностей обучающихся и специфики самой программы. Отвечает требованиям постр...
Технологическая карта занятия кружка по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Учусь создавать проект» Тема: Выполнение презентации по теме проекта.
Технологическая карта занятия кружка по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Учусь создавать проект»Тема: Выполнение презентации по теме проекта....
Технологическая карта занятия по курсу внеурочной деятельности "Учусь создавать проекты" на тему "Знакомство с понятием "Этап". Этап работы над проектом"
Технологическая карта занятия "Знакомство с понятием "Этап". Этап работы над проектом". 2 класс...