Программа авторского факультатива "Учусь создавать проект" 2 класс
методическая разработка (2 класс) по теме
Учебно-исследовательская и экспериментальная деятельность как способ организации учебно-воспитательного процесса в рамках реализации ФГОС стала основной. Такая деятельность связана с решением учениками творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Она предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования. Программа факультатива составлена с учетом возрастных особенностей учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_fakultativa_uchus_sozdavat_proekt.doc | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Факультатив «Учусь создавать проект»
Пояснительная записка.
Учебно-исследовательская и экспериментальная деятельность – это форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учениками творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Она предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования:
- постановка проблемы, формулирование темы;
- выдвижение гипотез;
- овладение методами исследования;
- сбор собственного материала для эксперимента ;
- обобщение, выводы;
- защита работы.
Программа рассчитана на учащихся 2-4 классов, занимающихся исследовательской и экспериментальной работой.
С учетом возрастных особенностей детей используются следующие формы и приемы работы:
- игры; опыты;
- работа в библиотеке со справочным материалом, энциклопедиями;
- интеллектуальные головоломки;
- практические занятия;
- работа в компьютерном классе; (вариативный курс )
- дискуссии, беседы.
Цель: Создание условий для активизации личностного потенциала учащихся через проектную деятельность.
Задачи.
- Развивать у учащихся способность аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал.
- Познакомить обучающихся с методами исследования и эксперимента, их применением в собственном исследовании.
- Обучить основам оформления работ.
- Познакомить с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности.
- Формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи.
Актуальность.
Максимальной эффективности процесса обучения можно достичь при условии погружения учащихся в атмосферу творческого поиска исследовательской деятельности. Только когда ребятам интересно, когда они заинтересованы, делают полезное и важное дело, лучше усваивается материал. Создание условий для активизации личностного потенциала учащихся, а также гармонического сочетания, с одной стороны, индивидуализации освоения знаний и, с другой стороны, коллективных форм их применения дает проектная технология.
Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, ориентированного на развитие учащихся и их самореализацию в деятельности. Он способствует развитию наблюдательности и стремлению находить объяснения своим наблюдениям, приучает задавать вопросы и находить на них ответы, а затем проверять правильность своих ответов путем анализа информации, проведения эксперимента и исследований.
Метод проектов является эффективным средством личностного развития школьника. Он ориентирует образовательный процесс на творческую самореализацию личности, формирует активную самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении и способствует социализации обучающихся, что, в конечном счете, и является одной из целей учебно-воспитательного процесса.
Карта преемственности в развитии общеучебных, сложных дидактических и исследовательских умений.
2 класс
- слушать и читать на основе поставленной цели и задачи;
- осваивать материал на основе внутреннего плана действий;
- вносить коррекцию в развитие собственных умственных действий;
- вести рассказ от начала до конца;
- творчески применять знания в новых условиях, проводить опытную работу;
- работать с книгами, уметь выбрать материал с определённой целью.
Тематическое планирование
2 класс (34 часа)
№п/п | Тема занятия | Дата |
I четверть | ||
1. | Введение в курс «Что такое проект?» | 6.09 |
2. | Как работать с разными источниками и собирать материал? | 13.09 |
3. | Как выдвигать гипотезу? | 20.09 |
4. | Исследовательские процедуры при подготовке проекта. | 27.09 |
5. | С чего начинается самостоятельная работа. Почему её нужно планировать? | 4.10 |
6. | Как делать выводы на основе полученной информации? | 11.10 |
7. | Систематизация материала, составление макета. | 18.10 |
8. | Презентация готового проекта. Публичная процедура защиты | 25.10 |
II четверть | ||
9. | Что и где можно исследовать? Формулирование темы, цели, задач исследования, гипотез. | 8.11 |
10. | Актуальность темы проекта. Знакомство с понятием «актуальность». | 15.11 |
11. | Этапы работы над проектом. Проблема. Решение проблемы. | 15.11 |
12 | Сбор информации для проекта. Знакомство с понятиями «сбор», «энциклопедия», «интернет», | 22.11 |
13 | Знакомство с интересными людьми. Интервью. | 29.11 |
14 | Обработка информации. Отбор значимой информации. | 6.12 |
15 | Что такое продукт проекта? Понятия «макет», «поделка». | 13.12 |
16. | Играем в учёных. Это интересно. Тест. | 20.12 |
Ш четверть | ||
17. | Отбор информации для семиминутного выступления (мини-сообщение). | 10.01 |
18 | Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме проекта. | 17.01 |
19 | Творческая работа. Презентация. | 24.01 |
20 | Значимость компьютера в создании проектов. Программа «Microsoft PowerPoint» | 31.01 |
21 | Первые шаги составления презентации на компьютере. Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. | 7.02 |
22-23 | Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. | 14.02 21.02 |
24. | Совмещение текста выступления с показом презентации. Пробное выступление перед знакомой аудиторией. | 28.02 |
25 | Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта. | 6.03 |
26 | Тест «Добрые советы проектанту от мудрого дельфина». | 13.03 |
27 | Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки. | 20.03 |
28 | Самоанализ. Работа над понятием «самоанализ». | 3.04 |
IV четверть | ||
29 | Играем в ученых. Это интересно. | 10.04 |
30 | Различные конкурсы проектно-исследовательской деятельности. | 17.04 |
31 | Памятка жюри конкурса. | 24.04 |
32 | Пробное выступление перед незнакомой аудиторией. | 8.05 |
33- | Самоанализ-рефлекия после выступления перед незнакомой аудиторией. | 15, |
34 | Благодарственные рисунки-открытки помощникам твоего проекта. Советы на лето. | 22.05 |
Ожидаемый результат:
1.Интеллектуальное развитие и личностный рост ребёнка.
2.Умение работать с информацией.
3.Опыт целеполагания.
4.Ребёнок приобрёл опыт планирования.
5.Расширение кругозора.
6.Развитие мышления.
7.Развитие эмоциональной сферы.
8.Опыт публичного выступления.
- Успех — это состояние человека, качественная характеристика деятельности, чувство уверенности в собственных силах, высокая позитивная оценка себя, вера в то, что можно достичь высоких результатов. Невысокая успеваемость ученика приводит к потере внутреннего ощущения своей успешности.
- позволяет обрести ощущение успешности школьника, независящее от его успеваемости.
- Общеучебные организационные умения.
- Определение способов контроля и оценки деятельности (ответ на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли это делается?»); определение причин возникающих трудностей, путей их устранения; предвидение трудностей (ответ на вопрос «Какие трудности могут возникнуть и почему?»), нахождение ошибок в работе и их исправление.
- Учебное сотрудничество: умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности
- Общеучебные умения поиска сведений.
- Овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.
- Наблюдение объектов окружающего мира; обнаружение изменений, происходящих с объектом (по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией); устное описание объекта наблюдения. Соотнесение результатов с целью наблюдения, опыта (ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?»).
- Творческие общеучебные умения.
- Умение решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций: самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации.
- Менеджерские умения и навыки.
- Умение проектировать процесс (изделие).
- Умение планировать деятельность, время, ресурсы.
- Умение принимать решения и прогнозировать их последствия.
- Навыки анализа собственной деятельности.
- Коммуникативные умения.
- Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы.
- Умение вести дискуссию.
- Умение отстаивать свою точку зрения.
- Умение находить компромисс.
- Навыки интервьюирования, устного опроса и т. д.
- презентационные умения и навыки.
- Навыки монологической речи.
- Умение уверенно держать себя во время выступления.
- Артистические умения.
- Умение использовать различные средства наглядности при выступлении.
- Умение отвечать на незапланированные вопросы.
- Применение полученных знаний. Деятельностная компетентность.
- Практическая работа над проектами предполагает постоянное применение как знаний, полученных при работе над темой, так и знаний, полученных на уроках в классе.
- Разнообразные действия при работе над проектами можно рассматривать как аналог деловой деятельности взрослых, как постоянный источник жизненных ситуаций, требующих применения имеющихся у школьника умений для их решения
- Привлечение родителей
- Привлечение родителей необходимо для установления взаимоотношений между детьми и родителями, для налаживания плодотворных связей между семьей и школой.
- Когда дети видят, что их родители участвуют в работе учителя, у них возрастает чувство собственной значимости. Детям дают понять, что самые главные взрослые в их жизни заботятся о них.
- Хорошие, дружеские отношения между семьей и школой идут на пользу всем детям. Когда родители становятся активными помощниками учителя, дети получают положительную мотивацию.
Список литературы
1. Белова, Е. С. Одарённость малыша: раскрыть, понять, поддержать: пособие для воспитателей и родителей.- 3 –е изд. /
- Белых, С. Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся [Текст] / С. Л. Белых // Исследовательская работа школьников. – 2006. - № 18. – С. 68-74.
- Карпов, Е. М. Учебно-исследовательская деятельность в школе / Е. М. Карпов // Лучшие страницы педагогической прессы. – 2001. - № 6. – С. 54-63.
- Лебедева, С. А. , Тарасов, С. В. Организация исследовательской деятельности в гимназии / С. А. Лебедева, С. В. Тарасов // Практика административной работы в школе. – 2003. - № 7. – С. 41-44.
- Психология одарённости: от теории к практике [Текст] / Под ред. Д. В. Ушакова. – М.: - ПЕР СЭ, 2000. – 80 с.
- Савенков, А. И. Исследовательская практика: организация и методика [Текст] / А. И. Савенков // Одарённый ребёнок. – 2005. - № 1. – С. 30-33.
- Савенков, А. И. Творческий проект, или Как провести самостоятельное исследование [Текст] / А. И. Савенков // Школьные технологии. – 1998. - № 4. – С. 144-148.
- Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова. Учусь создавать проект: Рабочие тетради для 2 клласса: В 2-хчастях. – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 56 с.: ил. – (Юным умникам и умницам. Учусь создавать проект.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
программа курса "Учусь создавать проекты" 2-4 классы
Программа курса "Учусь создавать проекты" составлена в соответствии ФГОС для 2-4 классов....
Рабочая программа кружка: "Учусь создавать проект" 4 класс .
Рабочая программа курса «Учусь создавать проект» составлена на основе ФГОС НОО, примерной основной образовательной программы, базисного учебного плана и авторской программы обучающего и развивающего к...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...
Рабочая программа внеурочной деятельности в 1 классе "Учусь создавать проекты".
Рабочая программа внеурочной деятельности"Учусь создавть проекты" (1 класс)....
Рабочая программа по ЗОЖ (1, 2, 3, 4 класс) на тему: Рабочая программа (авторская) по внеурочной деятельности «Разговор о здоровом питании» для 1 - 4 классов (здоровьесберегающее направление)
Авторская рабочая программа "С чего начинается Родина" краеведческой направленности 1-4 классы...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «МАТЕМАТИКА» 3 класс на основе авторской программы М.И. Моро, С.И. Волкова образовательная программа «ШКОЛА РОССИИ» с КТП
Рабочая программа по математике для 3 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования по математике, соответствующей Федеральному государственному образовательному...