Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "Учусь создавать проект", 1 и 2 классы
рабочая программа (1 класс) по теме
Данная программа разработана на основе авторского курса Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой «Учусь создавать проект»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Задача каждого педагога в работе со школьниками младшего возраста помогать детям проявлять и развивать их личную заинтересованность в приобретении знаний. Для этого эффективно использовать метод проектов, в основе которого лежит развитие исследовательских навыков.
Исследовательская деятельность младших школьников – это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Реализация программы «Я - исследователь» способствует развитию ценностного, интеллектуального и творческого потенциала младших школьников, является средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения.
Общие цели исследовательской деятельности:
развитие исследовательских и коммуникативных умений, навыков сотрудничества;
развитие умений работать с информацией, формулировать проблемы и находить пути их решения;
развитие критического мышления;
воспитание детей, способных быть самостоятельными в мышлении и действиях.
Цель занятий «Учусь создавать проект»:
формирование первоначальных исследовательских умений учащихся (поисковых, информационных, организационных, оценочных).
предлагаемая программа занятий позволит учащимся самим находить ответы на многие “почему?” используя более 10 методов исследовательской деятельности: информационный поиск, наблюдения, опыт, опрос, анкетирование и т.д. Результатами работ будут: собственные исследовательские работы, оформленные альбомы, стенды, газеты, выступления на классных часах, родительских собраниях, конференциях.
Задачи занятий:
развитие мотивации к процессу получения знаний;
ознакомление с ролью науки, научных и учебных исследований в жизни людей; знакомство с природой научного знания, методами исследований.
формирование умений осуществлять учебное исследование, работать с информацией, организовывать свою учебно-исследовательскую деятельность, анализировать и оценивать ее, презентовать результат;
развитие творческого, критического мышления, расширения кругозора учащихся;
развитие умений, способствующих саморазвитию учащихся: самовыражения, самопрезентации и рефлексии;
воспитание целеустремленности, самостоятельности, инициативности, творческого отношения к делу.
Данная программа разработана на основе авторского курса Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой «Юным умникам и умницам. Учусь создавать проект. Исследуем, доказываем, создаём» для учащихся 1 класса, рассчитана на 30 часов (1 занятие в неделю продолжительностью 35 минут).
Изменения в авторскую программу не внесены.
Группы умений, которые формируют занятия «Учусь создавать проект»:
исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);
социального воздействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло);
оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);
информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостает);
презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности);
рефлексивные (отвечать на вопросы: "чему я научился?", "чему мне необходимо научиться?"; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);
менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).
Принципы отбора содержания.
Личностно-ориентированный подход (обращение к субъектному опыту обучающихся, т.е. опыту собственной жизнедеятельности; признание самостоятельности и уникаль-ности каждого ученика).
Природосообразности (учитывается возраст обучающегося, уровень его интеллектуальной подготовки, предполагающий выполнение заданий различной степени сложности).
Культуросообразности (приобщение учащихся к современной мировой культуре и их ориентация на общечеловеческие культурные ценности).
Свобода выбора решений и самостоятельность в их реализации.
Систематичность, последовательность, наглядность обучения.
В качестве ведущих методов обучения используются проблемные, игровые, исследовательские, эвристические методы.
Цели и задачи курса реализуются через содержание и формы организации учебного процесса.
Содержание курса составляют следующие разделы:
введение;
способы мыслительной деятельности;
этапы работы в рамках исследования;
самостоятельные исследования;
защита результатов самостоятельных исследований.
Содержание программы занятий будет способствовать:
овладению учащимися навыками самостоятельной деятельности при поиске решений научно-исследовательских проблем;
саморазвитию и самовыражению;
осмыслению природы, прошлого родины, своего организма как объектов исследований;
востребованию творческого потенциала учеников;
получению учащимися новой информации, родственной творческому озарению; умению сопоставлять свои наблюдения со сведениями, полученными из книжных источников.
В процессе обучения используются следующие формы учебных занятий:
типовые занятия (объяснения и практические работы),
уроки-тренинги,
групповые исследования,
игры-исследования,
творческие проекты.
Практическая значимость.
Исследовательская деятельность - это один из методов обучения, в ходе которого у учащихся:
расширяется кругозор в предметных областях;
повышается способность к саморазвитию, к самоанализу, самоорганизации;
происходит непроизвольное запоминание учебного материала;
наилучшим образом развиваются творческие способности;
развивается речь и умение выступать перед аудиторией.
Конечный результат: ученик, владеющий навыками учебных исследований.
Практический выход: проведение классной научно - практической конференции «Первые шаги в науку».
Литература для учителя.
Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Методическое пособие к курсу «Юным умникам и умницам. Учусь создавать проект». – М. : Издательство РОСТ, 2012.
А. И. Савенков «Методика исследовательского обучения младших школьников» Пособие для учителей, родителей, воспитателей. Издательский дом «Федоров» г. Самара 2007г.
Шереметьева М.А. Развитие навыков исследовательской деятельности старших дошкольников и младших школьников.
Проектная деятельность в начальной школе \ авт-сост. М. К. Господникова и др. Волгоград: Учитель, 2008.
Организация проектной деятельности в школе: система работы / aвт.-сост. С. Г. Щербакова и др .. Волгоград: Учитель, 2008.
Н.В.Бабкина «Познавательная деятельность младших школьников» издательство «Аркти» Москва 2002г.
Литература для учащихся:
Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Рабочие тетради для 1 класса к курсу «Юным умникам и умницам. Учусь создавать проект». – М.: Издательство РОСТ, 2012.
Календарно-тематическое планирование
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/04/picture-107916-1517740168.jpg)
Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "АБВГД-эйка", 1 класс
Пояснительная записка, тематическое планирование....
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/04/picture-107916-1517740168.jpg)
Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "Поиграем в слова", 2 класс
Пояснительная записка, тематическое планирование...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/04/picture-107916-1517740168.jpg)
Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "Информатика в играх и задачах", 2 класс
Рабочая программа по информатике в 2 классах составлена на основе авторской программы А.В.Горячева «Информатика и ИКТ»...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/04/picture-107916-1517740168.jpg)
Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "Занимательная математика", 1 класс
Рабочая программа составлена на основе авторской программы О.Холодовой «Юным умникам и умницам»....
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/04/picture-107916-1517740168.jpg)
Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "Занимательная математика", 2 класс
Рабочая программа к курсу «Занимательная математика» составлена на основе авторской программы О. А. Холодовой «Юным умникам и умницам»....
Рабочая программа по учебному курсу "Учусь создавать проект" для 4 класса.
Рабочая программа разработана на основе авторской программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированн...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/19/picture-1092307-1550566442.jpg)
Рабочая программа ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «Учусь создавать проект» 1- 4 классы
Рабочая программа ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «Учусь создавать проект» 1- 4 классы...