Рабочая программа по внеурочному курсу
рабочая программа (1 класс)
ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «УМНИКИ И УМНИЦЫ»
1 – 4 классы
Пояснительная записка
Учитель: Чечулина Людмила Николаевна
Количество часов: всего - 33 часа; в неделю - 1 час. 1 класс
Количество часов: всего - 34 часа; в неделю - 1 час. 2 класс
Программа разработана на основе программы курса по внеурочной деятельности «Развитие познавательных способностей» Л.В.Мищенковой, Москва РОСТ КНИГА, 2014 г.
Современное начальное образование ставит своей главной целью развитие личности ребенка.
В концепции федеральных государственных стандартов второго поколения в качестве конечного результата образовательной деятельности российской школы фиксируется портрет выпускника начальной школы, в котором важнейшее место отводится творческим качествам ребенка: «Любознательный, интересующийся, активно познающий мир; умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности…»
Курс «РПС» (Развитие познавательных способностей) нацелен на формирование у учащихся вышеуказанных качеств выпускника начальной школы.
Основная цель курса: развитие интеллектуально – творческого потенциала личности ребенка через систему коррекционно-развивающих занятий.
В соответствии с целью определяются конкретные задачи курса:
- развитие познавательных способностей младших школьников;
- развитие творческих способностей младших школьников;
- расширение кругозора учащихся;
- развитие эмоционально-волевой сферы детей;
- формирование стремления учащихся к личностному росту.
Курс «РПС» представляет собой комплекс специально разработанных занятий, сочетающих в себе коррекционно-развивающие упражнения с разнообразным познавательным материалом. Эта совокупность обеспечивает как развитие познавательных потребностей учащихся, так и их психических качеств: всех видов памяти, внимания, наблюдательности, быстроты реакции, воображения, речи, пространственного восприятия и сенсомоторной координации, коммуникабельности, таких способностей мышления, как анализ, синтез, исключение лишнего, обобщение, классификация, установление логических связей, способность к конструированию.
Курс «РПС» ориентирован на детей от 6 до 10 лет, рассчитан на 34 занятия (1 час в неделю, по 45 минут в 3классе– в соответствии с приказом Минздрава России от 6 августа 1999 г.) и предназначен для работы в любой системе начального образования.
Проведение занятий в 1-4 классах подкрепляется учебно-методическим комплектом, состоящим из рабочих тетрадей на печатной основе (в двух частях) и методического пособия для учителя, включающего программу курса.
С целью подготовки учащихся к освоению курса «РПС» в начальной школе автором также разработан методический комплект для детей 5-6 лет, готовящихся к поступлению в первый класс.
В содержании курса интегрированы задания из различных областей знаний: русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Тематические занятия, поданные в игровой форме, способствует непринуждённой коррекции и развитию умственных качеств учащихся, формированию общеинтеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию познавательных способностей и в конечном итоге – достижению хороших результатов в учёбе.
Рекомендуемые способы
стимулирования творческой активности школьников на занятиях курса «РПС»:
- Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны педагога, его отказ от высказывания критики в адрес ребенка.
- Безотметочная система обучения.
- Обогащение окружающей ребенка среды разнообразными новыми для него предметами с целью развития его любознательности.
- Поощрение высказывания оригинальных идей.
- Широкое использование вопросов раскрытого, многозначного типа.
- Использование педагогом личного примера творческого подхода к решению проблемы.
- Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.
Учет сформированности познавательной активности и различных качеств умственной деятельности учащихся осуществляется школьным психологом в начале и в конце учебного года методом тестирования.
Ожидаемые результаты
Универсальные учебные действия
Коммуникативные УУД: умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества; умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости
Регулятивные УУД: умение классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям под руководством учителя; устанавливать причинноследственные связи, прогнозировать, выделять противоположные признаки объекта, преодолевать психологическую инерцию мышления.
Познавательные УУД: развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы; планирование своих действий под руководством учителя; приобщение к исследовательской и проектной работе. Умение делать выводы и обобщения.
Личностные УУД: доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе; способность к эмпатии и сопереживанию, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития стремления к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций.
Формирование рефлексии*.
Учёт сформированности познавательной активности и различных качеств умственной деятельности учащихся осуществляется школьным психологом в начале и в конце учебного года методом тестирования.
К концу обучения в начальной школе учащиеся научатся:
- Находить и называть закономерность в расположении предметов, достраивать логический ряд в соответствии с заданным принципом, самостоятельно составлять элементарную закономерность
- Называть несколько вариантов лишнего предмета среди группы однородных, обосновывать свой выбор
- Находить принцип группировки предметов, давать обобщенное название данным группам
- Находить сходства и различия предметов (по цвету, форме, размеру, базовому понятию, функциональному назначению и т.д.)
- Уметь определять причинно-следственные связи, распознавать заведомо ложные фразы, исправлять алогичность, обосновывать свое мнение
- Самостоятельно решать различного рода головоломки (кроссворды, ребусы, криптограммы, анаграммы, шифровки и т.д.), а также составлять простейшие головоломки.
- Выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор
- Конструировать фразы различными способами (путем соединения начала и конца; путем подбора первого и последнего слова по заданной конструкции и т.д.)
- Подбирать рифмы к словам, составлять пары стихотворных строчек
- Называть положительные и отрицательные качества характера
- Подбирать синонимы и антонимы к словам
- Узнавать изученные крылатые слова (фразеологизмы) и раскрывать их значение
- Проявлять быстроту реакции при выборе правильного ответа среди нескольких предложенных
- Запоминать не менее 10 пар слов, связанных между собой по смыслу, а также не менее 8 пар явно не связанных между собой по смыслу после однократного прослушивания
- Соотносить сюжет и пословицу, выражающую его основную мысль
- Пользоваться приемом театрализации: инсценировать пьесы, разыгрывать предложенные ситуации, «перевоплощаться» в неодушевленный предмет, используя жесты, мимику, пластику и другие актёрские способности
- Свободно ориентироваться в пространстве, оперируя понятиями: «вверх наискосок справа налево», «вверх наискосок слева направо», «вниз наискосок справа налево», «вниз наискосок слева направо» и др., самостоятельно составлять рисунки с использованием данных понятий на клетчатой бумаге
- Составлять рассказ на заданную тему, придумывать продолжение ситуации, сочинять сказки на новый лад, фантастические истории, как от первого лица, так и от лица неодушевленного предмета
- Выражать словами чувства, которые испытывает герой произведения
- Высказывать свое отношение к происходящему, делиться впечатлениями
Учебно-методические средства обучения:
- Л.В. Мищенкова. «36 занятий для будущих отличников (Развитие познавательных способностей)». Рабочие тетради в 2-х частях. Издательство «РОСТ книга», 2014-2015.
- Л.В. Мищенкова. «36 занятий для будущих отличников (Развитие познавательных способностей)» «Методическое пособие. Издательство «РОСТ книга», 2014-2015.
1 класс
(33 часов)
№ п/п |
ТЕМА | НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ | Кол-во часов | Дата проведения | |
познавательный аспект | развивающий аспект | ||||
1 | Снова в школу
| Значение дисциплины. Легенда «Закон правой руки» | Развитие внимания, быстроты реакции, мышления, воображения, речи, рефлексии | 1 | 04.09 |
2 | Как из рога изобилия | Значение и история происхождения фразеологизма «как из рога изобилия» | Развитие внимания, быстроты реакции, мышления, ориентации в пространстве, зрительной памяти, воображения, рефлексии | 1 | 11.09 |
3 | Кое-что о школе | История происхождения слов школьной тематики: школа, каникулы, ранец. Пеликан – символ учительского труда | Развитие внимания, мышления, быстроты реакции, конструкторских способностей, рефлексии | 1 | 18.09 |
4 | Овощи с грядки | Группы овощей: луковые, листовые, корнеплодные, плодовые. Значение овощей в рационе человека. Как нарисовать несуществующий овощ | Развитие внимания, мышления, воображения, фантазии, артистических способностей, рефлексии | 1 | 25.09 |
5 | Курам на смех | Значение и история происхождения фразеологизма «курам на смех». Рассказ от лица животного | Развитие внимания, мышления, ориентации в пространстве, воображения, фантазии, артистических способностей, рефлексии | 1 | 02.10 |
6 | Сказочный листопад | Загадки с-толку-сбивалки. Сказки и соответствующие им сказочные предметы. | Развитие внимания, мышления, ориентации в пространстве, конструкторских способностей, зрительной памяти, рефлексии | 1 | 09.10 |
7 | Развиваем воображение и фантазию | Воображение и его значение в жизни человека. Рассказ от лица несуществующего человека | Развитие внимания, памяти, творческого воображения, речи, рефлексии | 1 | 16.10 |
8 | Морские обитатели | Представители морской фауны: голубой кит, дельфин, морская звезда, осьминог. Рассказа от лица животного | Развитие внимания, мышления, ориентации в пространстве, воображения, фантазии, рефлексии | 1 | 23.10 |
9 | Бьём баклуши | Значение и история происхождения фразеологизма «бить баклуши». Значение фразеологизма. Как сочинить небылицу | Развитие внимания, мышления, воображения, рефлексии
| 1 | 30.10 |
10 | Зоологическое ассорти | Что такое зоология. Что входит в понятие «животные». Животные и их жилища | Развитие внимания, мышления, конструкторских способностей, рефлексии | 1 | 13.11 |
11 | Клуб юных живописцев | Что такое живопись. История происхождения красок. Жанры живописи: портрет, пейзаж, натюрморт | Развитие внимания, мышления, воображения, рефлексии
| 1 | 20.11 |
12 | Цветочная угадайка | Легенды о цветах | Развитие внимания, мышления, ориентации в пространстве, артистических способностей, рефлексии | 1 | 27.11 |
13 | Открываем долгий ящик | Значение и история происхождения фразеологизма «долгий ящик» | Развитие внимания, логического мышления, ориентации в пространстве, конструкторских способностей, речи, рефлексии |
| 04.12 |
14 | Звёздный дождь | Метеоры и метеориты. «Звёздный» дождь | Развитие внимания, памяти, логического мышления, воображения, ориентации в пространстве, рефлексии | 1 | 11.12 |
15 | Ёлочка с волшебными шишками | Способ ориентирования в пространстве с использованием выражений: «в правом (левом) верхнем (нижнем) углу», «в центре», «между» | Развитие внимания, ориентации в пространстве, мышления, воображения, речи, фонематического слуха, рефлексии | 1 | 18.12 |
16 | Учимся быть внимательными и заботливыми | Пожилые и близкие люди нуждаются во внимании и заботе. Игра «Разброс мнений». Характеристика человека с использованием имен прилагательных | Развитие внимания, мышления, воображения, речи, актёрских способностей, рефлексии
| 1 | 25.12 |
17 | Засучив рукава | Значение и происхождение фразеологизма «засучив рукава» | Развитие внимания, логического мышления, фонематического слуха, ориентации в пространстве, конструкторских способностей, воображения, фантазии, рефлексии | 1 | 08.01 |
18 | Сундучок занимательных заданий |
| Развитие внимания, мышления, зрительной памяти, воображения, рефлексии | 1 | 15.01 |
19 | Симметрия | Что такое симметрия, ось симметрии | Развитие внимания, мышления, ориентации в пространстве, воображения, рефлексии | 1 | 22.01 |
20 | Сказочные герои в ребусах и загадках | Способы шифровки | Развитие внимания, мышления, зрительной памяти, ориентации в пространстве, конструкторских способностей, воображения, рефлексии | 1 | 29.01 |
21 | Учимся быть честными | Превосходство правды над ложью. Как инсценировать рассказ | Развитие внимания, мышления, чувства рифмы, артистических способностей, рефлексии | 1 | 05.02 |
22 | «Учитесь властвовать собой» | Понятие «настроение». Способы коррекции настроения. Чувства, вызывающие положительные эмоции | Развитие внимания, мышления, чувства рифмы, артистических способностей, рефлексии | 1 | 12.02 |
23 | Учимся управлять своими чувствами | Способы сдерживания негативных эмоций | Развитие внимания, мышления, воображения, рефлексии | 1 | 19.02 |
24 | Любопытные факты из жизни животных | Чем интересны жираф, лягушка, жаба, муха, пингвин | Развитие внимания, мышления, пространственной ориентации, конструкторских способностей, рефлексии | 1 | 26.02 |
25 | Ещё несколько любопытных фактов из жизни животных | Чем интересны тигр, божья коровка, крокодил, паук | Развитие внимания, мышления, в том числе нестандартного, памяти, ориентации в пространстве, воображения, рефлексии | 1 | 05.03 |
26 | Пятое колесо в телеге | Значение фразеологизма «пятое колесо в телеге». | Развитие внимания, мышления, в том числе – нестандартного, воображения, рефлексии | 1 | 12.03 |
27 | Здравствуй, сказка! | Содержание арабской сказки «Волшебная коробочка» | Развитие внимания, мышления, смысловой памяти; воображения, рефлексии | 1 | 02.04 |
28 | По тропинкам математики | Происхождение слова «математика». Для чего нужно изучать математику | Развитие внимания, логического, а также нестандартного мышления, ориентации в пространстве, рефлексии | 1 | 09.04 |
29 | Китайская грамота | Значение и история происхождения фразеологизма «китайская грамота». Положительные качества ученика | Развитие внимания, нестандартного мышления, зрительной памяти, расширение словарного запаса, рефлексии | 1 | 16.04 |
30 | О водных судах | Особенности водных судов: плот, чёлн, ладья, каравелла, пароход, теплоход | Развитие внимания, мышления, зрительной и слуховой памяти, ориентации в пространстве, воображения, чувства рифмы, рефлексии | 1 | 23.04 |
31 | Сказки А. Пушкина | Пять пушкинских сказок: действующие лица, волшебные предметы, цитаты, символы | Развитие внимания, мышления, слуховой и зрительной памяти, воображения, рефлексии | 1 | 30.04 |
32 | На загадочной волне | Разнообразие заданий на основе загадок. Загадка-акростих | Развитие внимания, мышления, фонематического слуха, слуховой памяти, чувства рифмы, конструкторских способностей, речи, рефлексии | 1 | 07.05 |
33 | Загадочки-загадки для умственной зарядки | Разнообразие заданий на основе загадок | Развитие внимания, мышления, воображения, речи, памяти, чувства рифмы, рефлексии | 1 | 14.05 |
2 класс
№ п/п |
ТЕМА | Кол-во часов | НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ |
| |
познавательный аспект | развивающий аспект | Дата проведения | |||
1-2 | Слово о Родине | 2 | Что связывает человека с Родиной. Понятия: «ностальгия», «патриот». | Развитие внимания, смысловой, зрительной, слуховой памяти, логического мышления, воображения, рефлексии | 04.09
|
3-4 | В кругу семьи | 1 | Что такое семья. Главная обязанность семьи. Герб семьи. | Развитие внимания, мышления, воображения, речи, рефлексии | 11.09 |
5-6 | Продолжаем разговор о семье | 1 | Понятия: «родословная», «семейные праздники», «реликвии семьи». Внутрисемейные правила. Оригинальный портрет семьи | Развитие внимания, мышления, воображения, речи, рефлексии | 18.09 |
7-8 | Все мы люди разные… | 1 | Непохожесть людей. Понятия: «инициалы», «вензель». Положительные качества характера | Развитие внимания, памяти, мышления, воображения, речи, рефлексии | 25.09 |
9-10 | Дело было в Лукоморье | 1 | Значение слова «лукоморье». Старая сказка на новый лад | Развитие внимания, мышления, воображения, речи, рефлексии
| 02.10 |
11-12 | В космическом пространстве
| 1 | Звёзды и планеты, их различия. Цвет и форма звезды. Значение освоения космоса | Развитие внимания, памяти, мышления, рефлексии
| 09.10 |
13-14 | Старичок-боровичок | 1 | Интересные сведения о грибах. Правила сбора грибов | Развитие внимания, памяти, логического мышления, воображения, рефлексии | 16.10 |
15-16 | Продолжаем осматривать владения Старичка-боровичка | 1 | Интересные сведения о ягодах | Развитие внимания, памяти, логического мышления, воображения, рефлексии | 23.10 |
17-18 | Кот в мешке | 1 | Значение и история происхождения фразеологизма «кот в мешке» | Развитие внимания, логического мышления, зрительной и слуховой памяти, фонематического слуха, рефлексии | 30.10 |
19-20 | Поговорим о поведении | 1 | Почему необходимо сдерживать свои негативные эмоции. Инсценировка-экспромт. Игра «Обзывалки» | Развитие внимания, мышления, воображения, артистических способностей, рефлексии | 13.11 |
21-22 | Литературная угадайка | 1 | Правила игры «Угадайка». Герои-«малыши» литературных сказок. Как изобразить животное с помощью жестов и мимики. Игра «Холодно-горячо» | Развитие внимания, памяти, мышления, воображения, артистических способностей, рефлексии | 20.11 |
23-24 | Береги здоровье
| 1 | Основные правила здорового образа жизни: достаточная двигательная активность, правильное питание, личная гигиена. Характеристика здорового человека | Развитие внимания, мышления, в том числе нестандартного, рефлексии
| 27.11 |
25-26 | О воде
| 1 | Значение воды. Экологические проблемы. Происхождение названий морей | Развитие внимания, мышления, памяти, воображения, фонематического слуха, рефлексии | 04.12 |
27-28 | Спешим на помощь Кузе | 1 |
| Развитие внимания, памяти, мышления, в том числе – нестандартного, воображения, конструкторских способностей, расширение словарного запаса, рефлексии | 11.12 |
29-30 | Поэтическая карусель | 1 | Разнообразие рифм: парные, перекрёстные, опоясывающие | Развитие внимания, памяти, мышления, воображения; формирование умения подбирать рифмующиеся слова, продолжать сочинение стихотворения, следуя заданной теме, рефлексии | 18.12 |
31-32 | Арт-студия | 1 | Упражнения для развития актёрских способностей | Развитие внимания, актерских и коммуникативных способностей, творческого воображения, рефлексии | 25.12 |
33-34 | Зима в загадках | 1 | Загадки на зимнюю тему. Игра «Рисуем зиму» | Развитие внимания, мышления, воображения, слуховой памяти, ориентации в пространстве, рефлексии | 15.01 |
35-36 | Подарки Деда Мороза | 1 | Имя-перевёртыш. Кроссворд «Лепестки» | Развитие внимания, мышления, в том числе нестандартного, зрительной памяти, воображения, чувства рифмы, речи, рефлексии | 22.01 |
37-38 | Что мы знаем о деревьях
| 1 | Особенности жизни деревьев, их разнообразие, использование древесины в хозяйстве. Три основные части дерева: корни, ствол и ветки, листья | Развитие внимания, мышление, ориентации в пространстве; расширение кругозора, рефлексии
| 29.01 |
39-40 | Поговорка – цветочек, пословица – ягодка | 1 | Разнообразие русских народных пословиц и поговорок. Отличия пословицы от поговорки. Как инсценировать пословицу с помощью жестов и мимики | Развитие внимания, памяти, мышления, артистических способностей, расширение лексического запаса, рефлексии | 05.02 |
41-42 | «Репка» на новый лад | 1 | «Репка» - старая сказка на новый лад | Развитие внимания, памяти, логического мышления, фонематического слуха, ориентации в пространстве, рефлексии | 12.02 |
43-44 | Любопытные факты из жизни животных | 1 | Любопытные факты из жизни животных: мамонт, белый медведь, собака, страус, горилла | Развитие внимания, мышления, ориентации в пространстве, воображения, рефлексии | 19.02 |
45-46 | Школа искусств | 1 | Что такое искусство. Виды искусства: музыка, театр. Как изобразить этюд с помощью пантомимы | Развитие внимания, памяти, мышления, воображения, артистических способностей, рефлексии | 26.02 |
47-48 | Спешим в Школу искусств | 1 | Виды искусства: цирк, живопись, икебана | Развитие внимания, памяти, мышления, воображения, речи, коммуникативных и артистических способностей, рефлексии | 05.03 |
49-50 | Куклы в нашей жизни | 1 | Сведения из истории кукол. Викторина на тему «Куклы». Рассказ о любимой кукле | Развитие внимания, памяти, мышления, воображения, пространственной ориентации, речи; расширение кругозора, рефлексии | 12.03 |
51-52 | Золотой дождь | 1 | Значение и история происхождения фразеологизма «золотой дождь» | Развитие внимания, быстроты реакции, мышления, памяти, конструкторских способностей, речи, рефлексии | 19.03 |
53-54 | Лента занимательных заданий | 1 |
| Развитие внимания, зрительной памяти, мышления, чувства рифмы, воображения, рефлексии | 02.04 |
55-56 | Клуб любителей русского языка | 1 | Русский язык – величайшее богатство нашего народа | Развитие внимания, мышления, памяти; обогащение словарного запаса, рефлексии | 09.04 |
57-58 | В царстве Лешего | 1 | Правила поведения в лесу. Необходимость бережного отношения к природе. Игра «Загадай слово» | Развитие внимания, мышления, памяти, рефлексии | 16.04 |
59-60 | Геометрический калейдоскоп | 1 | Значение слова «геометрия». История возникновения науки геометрии. Плоскостные геометрические фигуры | Развитие внимания, мышления, памяти, конструкторских способностей, воображения, рефлексии | 23.04 |
61-62 | Магазин головоломок. Отдел художественной литературы | 1 | Литературные герои в вопросах, задачах, шифровках | Развитие внимания, памяти, нестандартного мышления, ориентации в пространстве, рефлексии | 30.04 |
63-64 | Магазин головоломок. Отдел кулинарии | 1 | Первые, вторые, третьи блюда. Понятие «ингредиенты» | Развитие внимания, быстроты реакции, слуховой и зрительной памяти, логического мышления, рефлексии | 07.05 |
65 | Магазин головоломок. Отдел флоры и фауны | 1 | Растения и животные в загадках, задачах, ребусах | Развитие внимания, мышления, в том числе нестандартного, конструкторских способностей, рефлексии | 14.05 |
66 | В поисках цветка папоротника | 1 | Традиции праздника Ивана Купалы | Развитие внимания, воображения, памяти, мышления, пространственной ориентации | 14.05 |
67 | На войне, как на войне | 1 | Сведения о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Смоленское сражение. Рождение Советской гвардии. Реактивный миномёт «Катюша» | Развитие внимания, мышления, смысловой памяти, воображения, рефлексии | 21.05 |
68 | Прощальная игротека | 1 |
| Развитие внимания, зрительной памяти, мышления, в том числе - нестандартного, ориентации в пространстве, рефлексии | 21.05 |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
внеурочная деятельность | 39.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Шаталовская средняя школа
РАССМОТРЕНО
___________/Зиновьева Н. А../ ФИО Протокол№___ | РАССМОТРЕНО на заседании педагогического совета Протокол№___ | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ Шаталовская СШ _____________/Мамичева И.С./ ФИО Приказ № _____ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности «УМНИКИ И УМНИЦЫ»
общеинтеллектуальное направление работы
Чечулиной Людмилы Николаевны,
учителя начальных классов (первая категория)
ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «УМНИКИ И УМНИЦЫ»
1 – 4 классы
Пояснительная записка
Учитель: Чечулина Людмила Николаевна
Количество часов: всего - 33 часа; в неделю - 1 час. 1 класс
Количество часов: всего - 34 часа; в неделю - 1 час. 2 класс
Программа разработана на основе программы курса по внеурочной деятельности «Развитие познавательных способностей» Л.В.Мищенковой, Москва РОСТ КНИГА, 2014 г.
Современное начальное образование ставит своей главной целью развитие личности ребенка.
В концепции федеральных государственных стандартов второго поколения в качестве конечного результата образовательной деятельности российской школы фиксируется портрет выпускника начальной школы, в котором важнейшее место отводится творческим качествам ребенка: «Любознательный, интересующийся, активно познающий мир; умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности…»
Курс «РПС» (Развитие познавательных способностей) нацелен на формирование у учащихся вышеуказанных качеств выпускника начальной школы.
Основная цель курса: развитие интеллектуально – творческого потенциала личности ребенка через систему коррекционно-развивающих занятий.
В соответствии с целью определяются конкретные задачи курса:
- развитие познавательных способностей младших школьников;
- развитие творческих способностей младших школьников;
- расширение кругозора учащихся;
- развитие эмоционально-волевой сферы детей;
- формирование стремления учащихся к личностному росту.
Курс «РПС» представляет собой комплекс специально разработанных занятий, сочетающих в себе коррекционно-развивающие упражнения с разнообразным познавательным материалом. Эта совокупность обеспечивает как развитие познавательных потребностей учащихся, так и их психических качеств: всех видов памяти, внимания, наблюдательности, быстроты реакции, воображения, речи, пространственного восприятия и сенсомоторной координации, коммуникабельности, таких способностей мышления, как анализ, синтез, исключение лишнего, обобщение, классификация, установление логических связей, способность к конструированию.
Курс «РПС» ориентирован на детей от 6 до 10 лет, рассчитан на 34 занятия (1 час в неделю, по 45 минут в 3классе– в соответствии с приказом Минздрава России от 6 августа 1999 г.) и предназначен для работы в любой системе начального образования.
Проведение занятий в 1-4 классах подкрепляется учебно-методическим комплектом, состоящим из рабочих тетрадей на печатной основе (в двух частях) и методического пособия для учителя, включающего программу курса.
С целью подготовки учащихся к освоению курса «РПС» в начальной школе автором также разработан методический комплект для детей 5-6 лет, готовящихся к поступлению в первый класс.
В содержании курса интегрированы задания из различных областей знаний: русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Тематические занятия, поданные в игровой форме, способствует непринуждённой коррекции и развитию умственных качеств учащихся, формированию общеинтеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию познавательных способностей и в конечном итоге – достижению хороших результатов в учёбе.
Рекомендуемые способы
стимулирования творческой активности школьников на занятиях курса «РПС»:
- Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны педагога, его отказ от высказывания критики в адрес ребенка.
- Безотметочная система обучения.
- Обогащение окружающей ребенка среды разнообразными новыми для него предметами с целью развития его любознательности.
- Поощрение высказывания оригинальных идей.
- Широкое использование вопросов раскрытого, многозначного типа.
- Использование педагогом личного примера творческого подхода к решению проблемы.
- Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.
Учет сформированности познавательной активности и различных качеств умственной деятельности учащихся осуществляется школьным психологом в начале и в конце учебного года методом тестирования.
Ожидаемые результаты
Универсальные учебные действия
Коммуникативные УУД: умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества; умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости
Регулятивные УУД: умение классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям под руководством учителя; устанавливать причинноследственные связи, прогнозировать, выделять противоположные признаки объекта, преодолевать психологическую инерцию мышления.
Познавательные УУД: развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы; планирование своих действий под руководством учителя; приобщение к исследовательской и проектной работе. Умение делать выводы и обобщения.
Личностные УУД: доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе; способность к эмпатии и сопереживанию, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития стремления к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций.
Формирование рефлексии*.
Учёт сформированности познавательной активности и различных качеств умственной деятельности учащихся осуществляется школьным психологом в начале и в конце учебного года методом тестирования.
К концу обучения в начальной школе учащиеся научатся:
- Находить и называть закономерность в расположении предметов, достраивать логический ряд в соответствии с заданным принципом, самостоятельно составлять элементарную закономерность
- Называть несколько вариантов лишнего предмета среди группы однородных, обосновывать свой выбор
- Находить принцип группировки предметов, давать обобщенное название данным группам
- Находить сходства и различия предметов (по цвету, форме, размеру, базовому понятию, функциональному назначению и т.д.)
- Уметь определять причинно-следственные связи, распознавать заведомо ложные фразы, исправлять алогичность, обосновывать свое мнение
- Самостоятельно решать различного рода головоломки (кроссворды, ребусы, криптограммы, анаграммы, шифровки и т.д.), а также составлять простейшие головоломки.
- Выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор
- Конструировать фразы различными способами (путем соединения начала и конца; путем подбора первого и последнего слова по заданной конструкции и т.д.)
- Подбирать рифмы к словам, составлять пары стихотворных строчек
- Называть положительные и отрицательные качества характера
- Подбирать синонимы и антонимы к словам
- Узнавать изученные крылатые слова (фразеологизмы) и раскрывать их значение
- Проявлять быстроту реакции при выборе правильного ответа среди нескольких предложенных
- Запоминать не менее 10 пар слов, связанных между собой по смыслу, а также не менее 8 пар явно не связанных между собой по смыслу после однократного прослушивания
- Соотносить сюжет и пословицу, выражающую его основную мысль
- Пользоваться приемом театрализации: инсценировать пьесы, разыгрывать предложенные ситуации, «перевоплощаться» в неодушевленный предмет, используя жесты, мимику, пластику и другие актёрские способности
- Свободно ориентироваться в пространстве, оперируя понятиями: «вверх наискосок справа налево», «вверх наискосок слева направо», «вниз наискосок справа налево», «вниз наискосок слева направо» и др., самостоятельно составлять рисунки с использованием данных понятий на клетчатой бумаге
- Составлять рассказ на заданную тему, придумывать продолжение ситуации, сочинять сказки на новый лад, фантастические истории, как от первого лица, так и от лица неодушевленного предмета
- Выражать словами чувства, которые испытывает герой произведения
- Высказывать свое отношение к происходящему, делиться впечатлениями
Учебно-методические средства обучения:
- Л.В. Мищенкова. «36 занятий для будущих отличников (Развитие познавательных способностей)». Рабочие тетради в 2-х частях. Издательство «РОСТ книга», 2014-2015.
- Л.В. Мищенкова. «36 занятий для будущих отличников (Развитие познавательных способностей)» «Методическое пособие. Издательство «РОСТ книга», 2014-2015.
1 класс
(33 часов)
№ п/п | ТЕМА | НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ | Кол-во часов | Дата проведения | |
познавательный аспект | развивающий аспект | ||||
1 | Снова в школу | Значение дисциплины. Легенда «Закон правой руки» | Развитие внимания, быстроты реакции, мышления, воображения, речи, рефлексии | 1 | 04.09 |
2 | Как из рога изобилия | Значение и история происхождения фразеологизма «как из рога изобилия» | Развитие внимания, быстроты реакции, мышления, ориентации в пространстве, зрительной памяти, воображения, рефлексии | 1 | 11.09 |
3 | Кое-что о школе | История происхождения слов школьной тематики: школа, каникулы, ранец. Пеликан – символ учительского труда | Развитие внимания, мышления, быстроты реакции, конструкторских способностей, рефлексии | 1 | 18.09 |
4 | Овощи с грядки | Группы овощей: луковые, листовые, корнеплодные, плодовые. Значение овощей в рационе человека. Как нарисовать несуществующий овощ | Развитие внимания, мышления, воображения, фантазии, артистических способностей, рефлексии | 1 | 25.09 |
5 | Курам на смех | Значение и история происхождения фразеологизма «курам на смех». Рассказ от лица животного | Развитие внимания, мышления, ориентации в пространстве, воображения, фантазии, артистических способностей, рефлексии | 1 | 02.10 |
6 | Сказочный листопад | Загадки с-толку-сбивалки. Сказки и соответствующие им сказочные предметы. | Развитие внимания, мышления, ориентации в пространстве, конструкторских способностей, зрительной памяти, рефлексии | 1 | 09.10 |
7 | Развиваем воображение и фантазию | Воображение и его значение в жизни человека. Рассказ от лица несуществующего человека | Развитие внимания, памяти, творческого воображения, речи, рефлексии | 1 | 16.10 |
8 | Морские обитатели | Представители морской фауны: голубой кит, дельфин, морская звезда, осьминог. Рассказа от лица животного | Развитие внимания, мышления, ориентации в пространстве, воображения, фантазии, рефлексии | 1 | 23.10 |
9 | Бьём баклуши | Значение и история происхождения фразеологизма «бить баклуши». Значение фразеологизма. Как сочинить небылицу | Развитие внимания, мышления, воображения, рефлексии | 1 | 30.10 |
10 | Зоологическое ассорти | Что такое зоология. Что входит в понятие «животные». Животные и их жилища | Развитие внимания, мышления, конструкторских способностей, рефлексии | 1 | 13.11 |
11 | Клуб юных живописцев | Что такое живопись. История происхождения красок. Жанры живописи: портрет, пейзаж, натюрморт | Развитие внимания, мышления, воображения, рефлексии | 1 | 20.11 |
12 | Цветочная угадайка | Легенды о цветах | Развитие внимания, мышления, ориентации в пространстве, артистических способностей, рефлексии | 1 | 27.11 |
13 | Открываем долгий ящик | Значение и история происхождения фразеологизма «долгий ящик» | Развитие внимания, логического мышления, ориентации в пространстве, конструкторских способностей, речи, рефлексии | 04.12 | |
14 | Звёздный дождь | Метеоры и метеориты. «Звёздный» дождь | Развитие внимания, памяти, логического мышления, воображения, ориентации в пространстве, рефлексии | 1 | 11.12 |
15 | Ёлочка с волшебными шишками | Способ ориентирования в пространстве с использованием выражений: «в правом (левом) верхнем (нижнем) углу», «в центре», «между» | Развитие внимания, ориентации в пространстве, мышления, воображения, речи, фонематического слуха, рефлексии | 1 | 18.12 |
16 | Учимся быть внимательными и заботливыми | Пожилые и близкие люди нуждаются во внимании и заботе. Игра «Разброс мнений». Характеристика человека с использованием имен прилагательных | Развитие внимания, мышления, воображения, речи, актёрских способностей, рефлексии | 1 | 25.12 |
17 | Засучив рукава | Значение и происхождение фразеологизма «засучив рукава» | Развитие внимания, логического мышления, фонематического слуха, ориентации в пространстве, конструкторских способностей, воображения, фантазии, рефлексии | 1 | 08.01 |
18 | Сундучок занимательных заданий | Развитие внимания, мышления, зрительной памяти, воображения, рефлексии | 1 | 15.01 | |
19 | Симметрия | Что такое симметрия, ось симметрии | Развитие внимания, мышления, ориентации в пространстве, воображения, рефлексии | 1 | 22.01 |
20 | Сказочные герои в ребусах и загадках | Способы шифровки | Развитие внимания, мышления, зрительной памяти, ориентации в пространстве, конструкторских способностей, воображения, рефлексии | 1 | 29.01 |
21 | Учимся быть честными | Превосходство правды над ложью. Как инсценировать рассказ | Развитие внимания, мышления, чувства рифмы, артистических способностей, рефлексии | 1 | 05.02 |
22 | «Учитесь властвовать собой» | Понятие «настроение». Способы коррекции настроения. Чувства, вызывающие положительные эмоции | Развитие внимания, мышления, чувства рифмы, артистических способностей, рефлексии | 1 | 12.02 |
23 | Учимся управлять своими чувствами | Способы сдерживания негативных эмоций | Развитие внимания, мышления, воображения, рефлексии | 1 | 19.02 |
24 | Любопытные факты из жизни животных | Чем интересны жираф, лягушка, жаба, муха, пингвин | Развитие внимания, мышления, пространственной ориентации, конструкторских способностей, рефлексии | 1 | 26.02 |
25 | Ещё несколько любопытных фактов из жизни животных | Чем интересны тигр, божья коровка, крокодил, паук | Развитие внимания, мышления, в том числе нестандартного, памяти, ориентации в пространстве, воображения, рефлексии | 1 | 05.03 |
26 | Пятое колесо в телеге | Значение фразеологизма «пятое колесо в телеге». | Развитие внимания, мышления, в том числе – нестандартного, воображения, рефлексии | 1 | 12.03 |
27 | Здравствуй, сказка! | Содержание арабской сказки «Волшебная коробочка» | Развитие внимания, мышления, смысловой памяти; воображения, рефлексии | 1 | 02.04 |
28 | По тропинкам математики | Происхождение слова «математика». Для чего нужно изучать математику | Развитие внимания, логического, а также нестандартного мышления, ориентации в пространстве, рефлексии | 1 | 09.04 |
29 | Китайская грамота | Значение и история происхождения фразеологизма «китайская грамота». Положительные качества ученика | Развитие внимания, нестандартного мышления, зрительной памяти, расширение словарного запаса, рефлексии | 1 | 16.04 |
30 | О водных судах | Особенности водных судов: плот, чёлн, ладья, каравелла, пароход, теплоход | Развитие внимания, мышления, зрительной и слуховой памяти, ориентации в пространстве, воображения, чувства рифмы, рефлексии | 1 | 23.04 |
31 | Сказки А. Пушкина | Пять пушкинских сказок: действующие лица, волшебные предметы, цитаты, символы | Развитие внимания, мышления, слуховой и зрительной памяти, воображения, рефлексии | 1 | 30.04 |
32 | На загадочной волне | Разнообразие заданий на основе загадок. Загадка-акростих | Развитие внимания, мышления, фонематического слуха, слуховой памяти, чувства рифмы, конструкторских способностей, речи, рефлексии | 1 | 07.05 |
33 | Загадочки-загадки для умственной зарядки | Разнообразие заданий на основе загадок | Развитие внимания, мышления, воображения, речи, памяти, чувства рифмы, рефлексии | 1 | 14.05 |
2 класс
№ п/п | ТЕМА | Кол-во часов | НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ | ||
познавательный аспект | развивающий аспект | Дата проведения | |||
1-2 | Слово о Родине | 2 | Что связывает человека с Родиной. Понятия: «ностальгия», «патриот». | Развитие внимания, смысловой, зрительной, слуховой памяти, логического мышления, воображения, рефлексии | 04.09 |
3-4 | В кругу семьи | 1 | Что такое семья. Главная обязанность семьи. Герб семьи. | Развитие внимания, мышления, воображения, речи, рефлексии | 11.09 |
5-6 | Продолжаем разговор о семье | 1 | Понятия: «родословная», «семейные праздники», «реликвии семьи». Внутрисемейные правила. Оригинальный портрет семьи | Развитие внимания, мышления, воображения, речи, рефлексии | 18.09 |
7-8 | Все мы люди разные… | 1 | Непохожесть людей. Понятия: «инициалы», «вензель». Положительные качества характера | Развитие внимания, памяти, мышления, воображения, речи, рефлексии | 25.09 |
9-10 | Дело было в Лукоморье | 1 | Значение слова «лукоморье». Старая сказка на новый лад | Развитие внимания, мышления, воображения, речи, рефлексии | 02.10 |
11-12 | В космическом пространстве | 1 | Звёзды и планеты, их различия. Цвет и форма звезды. Значение освоения космоса | Развитие внимания, памяти, мышления, рефлексии | 09.10 |
13-14 | Старичок-боровичок | 1 | Интересные сведения о грибах. Правила сбора грибов | Развитие внимания, памяти, логического мышления, воображения, рефлексии | 16.10 |
15-16 | Продолжаем осматривать владения Старичка-боровичка | 1 | Интересные сведения о ягодах | Развитие внимания, памяти, логического мышления, воображения, рефлексии | 23.10 |
17-18 | Кот в мешке | 1 | Значение и история происхождения фразеологизма «кот в мешке» | Развитие внимания, логического мышления, зрительной и слуховой памяти, фонематического слуха, рефлексии | 30.10 |
19-20 | Поговорим о поведении | 1 | Почему необходимо сдерживать свои негативные эмоции. Инсценировка-экспромт. Игра «Обзывалки» | Развитие внимания, мышления, воображения, артистических способностей, рефлексии | 13.11 |
21-22 | Литературная угадайка | 1 | Правила игры «Угадайка». Герои-«малыши» литературных сказок. Как изобразить животное с помощью жестов и мимики. Игра «Холодно-горячо» | Развитие внимания, памяти, мышления, воображения, артистических способностей, рефлексии | 20.11 |
23-24 | Береги здоровье | 1 | Основные правила здорового образа жизни: достаточная двигательная активность, правильное питание, личная гигиена. Характеристика здорового человека | Развитие внимания, мышления, в том числе нестандартного, рефлексии | 27.11 |
25-26 | О воде | 1 | Значение воды. Экологические проблемы. Происхождение названий морей | Развитие внимания, мышления, памяти, воображения, фонематического слуха, рефлексии | 04.12 |
27-28 | Спешим на помощь Кузе | 1 | Развитие внимания, памяти, мышления, в том числе – нестандартного, воображения, конструкторских способностей, расширение словарного запаса, рефлексии | 11.12 | |
29-30 | Поэтическая карусель | 1 | Разнообразие рифм: парные, перекрёстные, опоясывающие | Развитие внимания, памяти, мышления, воображения; формирование умения подбирать рифмующиеся слова, продолжать сочинение стихотворения, следуя заданной теме, рефлексии | 18.12 |
31-32 | Арт-студия | 1 | Упражнения для развития актёрских способностей | Развитие внимания, актерских и коммуникативных способностей, творческого воображения, рефлексии | 25.12 |
33-34 | Зима в загадках | 1 | Загадки на зимнюю тему. Игра «Рисуем зиму» | Развитие внимания, мышления, воображения, слуховой памяти, ориентации в пространстве, рефлексии | 15.01 |
35-36 | Подарки Деда Мороза | 1 | Имя-перевёртыш. Кроссворд «Лепестки» | Развитие внимания, мышления, в том числе нестандартного, зрительной памяти, воображения, чувства рифмы, речи, рефлексии | 22.01 |
37-38 | Что мы знаем о деревьях | 1 | Особенности жизни деревьев, их разнообразие, использование древесины в хозяйстве. Три основные части дерева: корни, ствол и ветки, листья | Развитие внимания, мышление, ориентации в пространстве; расширение кругозора, рефлексии | 29.01 |
39-40 | Поговорка – цветочек, пословица – ягодка | 1 | Разнообразие русских народных пословиц и поговорок. Отличия пословицы от поговорки. Как инсценировать пословицу с помощью жестов и мимики | Развитие внимания, памяти, мышления, артистических способностей, расширение лексического запаса, рефлексии | 05.02 |
41-42 | «Репка» на новый лад | 1 | «Репка» - старая сказка на новый лад | Развитие внимания, памяти, логического мышления, фонематического слуха, ориентации в пространстве, рефлексии | 12.02 |
43-44 | Любопытные факты из жизни животных | 1 | Любопытные факты из жизни животных: мамонт, белый медведь, собака, страус, горилла | Развитие внимания, мышления, ориентации в пространстве, воображения, рефлексии | 19.02 |
45-46 | Школа искусств | 1 | Что такое искусство. Виды искусства: музыка, театр. Как изобразить этюд с помощью пантомимы | Развитие внимания, памяти, мышления, воображения, артистических способностей, рефлексии | 26.02 |
47-48 | Спешим в Школу искусств | 1 | Виды искусства: цирк, живопись, икебана | Развитие внимания, памяти, мышления, воображения, речи, коммуникативных и артистических способностей, рефлексии | 05.03 |
49-50 | Куклы в нашей жизни | 1 | Сведения из истории кукол. Викторина на тему «Куклы». Рассказ о любимой кукле | Развитие внимания, памяти, мышления, воображения, пространственной ориентации, речи; расширение кругозора, рефлексии | 12.03 |
51-52 | Золотой дождь | 1 | Значение и история происхождения фразеологизма «золотой дождь» | Развитие внимания, быстроты реакции, мышления, памяти, конструкторских способностей, речи, рефлексии | 19.03 |
53-54 | Лента занимательных заданий | 1 | Развитие внимания, зрительной памяти, мышления, чувства рифмы, воображения, рефлексии | 02.04 | |
55-56 | Клуб любителей русского языка | 1 | Русский язык – величайшее богатство нашего народа | Развитие внимания, мышления, памяти; обогащение словарного запаса, рефлексии | 09.04 |
57-58 | В царстве Лешего | 1 | Правила поведения в лесу. Необходимость бережного отношения к природе. Игра «Загадай слово» | Развитие внимания, мышления, памяти, рефлексии | 16.04 |
59-60 | Геометрический калейдоскоп | 1 | Значение слова «геометрия». История возникновения науки геометрии. Плоскостные геометрические фигуры | Развитие внимания, мышления, памяти, конструкторских способностей, воображения, рефлексии | 23.04 |
61-62 | Магазин головоломок. Отдел художественной литературы | 1 | Литературные герои в вопросах, задачах, шифровках | Развитие внимания, памяти, нестандартного мышления, ориентации в пространстве, рефлексии | 30.04 |
63-64 | Магазин головоломок. Отдел кулинарии | 1 | Первые, вторые, третьи блюда. Понятие «ингредиенты» | Развитие внимания, быстроты реакции, слуховой и зрительной памяти, логического мышления, рефлексии | 07.05 |
65 | Магазин головоломок. Отдел флоры и фауны | 1 | Растения и животные в загадках, задачах, ребусах | Развитие внимания, мышления, в том числе нестандартного, конструкторских способностей, рефлексии | 14.05 |
66 | В поисках цветка папоротника | 1 | Традиции праздника Ивана Купалы | Развитие внимания, воображения, памяти, мышления, пространственной ориентации | 14.05 |
67 | На войне, как на войне | 1 | Сведения о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Смоленское сражение. Рождение Советской гвардии. Реактивный миномёт «Катюша» | Развитие внимания, мышления, смысловой памяти, воображения, рефлексии | 21.05 |
68 | Прощальная игротека | 1 | Развитие внимания, зрительной памяти, мышления, в том числе - нестандартного, ориентации в пространстве, рефлексии | 21.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочному курсу "Мое здоровье" 1 класс.
Внеурочная деятельность по ФГОС. 1 класс. Пояснительная записка и тематическое планирование....
Рабочая программа по внеурочному курсу «Школа безопасности»
Программа внеурочной деятельности разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания ...
Рабочая программа по внеурочному курсу "Истоки"
Рабочая программа по внеурочному курсу "Истоки"...
рабочая программа по внеурочному курсу "В мире детской литературы"
Рабочая программа по внеурочной деятельности...
рабочая программа по внеурочному курсу "Я- гражданин России"
Рабочая программа по внеурочной деятельности...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности учебного курса «Социокультурные истоки» 1 класс
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образованияОсновой для разработки программы послужила авторская про...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочному курсу «Финансовая грамотность»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочному курсу «Финансовая грамотность»...