Рабочая программа по внеурочному курсу
рабочая программа (1 класс)
ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «УМНИКИ И УМНИЦЫ»
1 – 4 классы
Пояснительная записка
Учитель: Чечулина Людмила Николаевна
Количество часов: всего - 33 часа; в неделю - 1 час. 1 класс
Количество часов: всего - 34 часа; в неделю - 1 час. 2 класс
Программа разработана на основе программы курса по внеурочной деятельности «Развитие познавательных способностей» Л.В.Мищенковой, Москва РОСТ КНИГА, 2014 г.
Современное начальное образование ставит своей главной целью развитие личности ребенка.
В концепции федеральных государственных стандартов второго поколения в качестве конечного результата образовательной деятельности российской школы фиксируется портрет выпускника начальной школы, в котором важнейшее место отводится творческим качествам ребенка: «Любознательный, интересующийся, активно познающий мир; умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности…»
Курс «РПС» (Развитие познавательных способностей) нацелен на формирование у учащихся вышеуказанных качеств выпускника начальной школы.
Основная цель курса: развитие интеллектуально – творческого потенциала личности ребенка через систему коррекционно-развивающих занятий.
В соответствии с целью определяются конкретные задачи курса:
- развитие познавательных способностей младших школьников;
- развитие творческих способностей младших школьников;
- расширение кругозора учащихся;
- развитие эмоционально-волевой сферы детей;
- формирование стремления учащихся к личностному росту.
Курс «РПС» представляет собой комплекс специально разработанных занятий, сочетающих в себе коррекционно-развивающие упражнения с разнообразным познавательным материалом. Эта совокупность обеспечивает как развитие познавательных потребностей учащихся, так и их психических качеств: всех видов памяти, внимания, наблюдательности, быстроты реакции, воображения, речи, пространственного восприятия и сенсомоторной координации, коммуникабельности, таких способностей мышления, как анализ, синтез, исключение лишнего, обобщение, классификация, установление логических связей, способность к конструированию.
Курс «РПС» ориентирован на детей от 6 до 10 лет, рассчитан на 34 занятия (1 час в неделю, по 45 минут в 3классе– в соответствии с приказом Минздрава России от 6 августа 1999 г.) и предназначен для работы в любой системе начального образования.
Проведение занятий в 1-4 классах подкрепляется учебно-методическим комплектом, состоящим из рабочих тетрадей на печатной основе (в двух частях) и методического пособия для учителя, включающего программу курса.
С целью подготовки учащихся к освоению курса «РПС» в начальной школе автором также разработан методический комплект для детей 5-6 лет, готовящихся к поступлению в первый класс.
В содержании курса интегрированы задания из различных областей знаний: русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Тематические занятия, поданные в игровой форме, способствует непринуждённой коррекции и развитию умственных качеств учащихся, формированию общеинтеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию познавательных способностей и в конечном итоге – достижению хороших результатов в учёбе.
Рекомендуемые способы
стимулирования творческой активности школьников на занятиях курса «РПС»:
- Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны педагога, его отказ от высказывания критики в адрес ребенка.
- Безотметочная система обучения.
- Обогащение окружающей ребенка среды разнообразными новыми для него предметами с целью развития его любознательности.
- Поощрение высказывания оригинальных идей.
- Широкое использование вопросов раскрытого, многозначного типа.
- Использование педагогом личного примера творческого подхода к решению проблемы.
- Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.
Учет сформированности познавательной активности и различных качеств умственной деятельности учащихся осуществляется школьным психологом в начале и в конце учебного года методом тестирования.
Ожидаемые результаты
Универсальные учебные действия
Коммуникативные УУД: умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества; умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости
Регулятивные УУД: умение классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям под руководством учителя; устанавливать причинноследственные связи, прогнозировать, выделять противоположные признаки объекта, преодолевать психологическую инерцию мышления.
Познавательные УУД: развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы; планирование своих действий под руководством учителя; приобщение к исследовательской и проектной работе. Умение делать выводы и обобщения.
Личностные УУД: доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе; способность к эмпатии и сопереживанию, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития стремления к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций.
Формирование рефлексии*.
Учёт сформированности познавательной активности и различных качеств умственной деятельности учащихся осуществляется школьным психологом в начале и в конце учебного года методом тестирования.
К концу обучения в начальной школе учащиеся научатся:
- Находить и называть закономерность в расположении предметов, достраивать логический ряд в соответствии с заданным принципом, самостоятельно составлять элементарную закономерность
- Называть несколько вариантов лишнего предмета среди группы однородных, обосновывать свой выбор
- Находить принцип группировки предметов, давать обобщенное название данным группам
- Находить сходства и различия предметов (по цвету, форме, размеру, базовому понятию, функциональному назначению и т.д.)
- Уметь определять причинно-следственные связи, распознавать заведомо ложные фразы, исправлять алогичность, обосновывать свое мнение
- Самостоятельно решать различного рода головоломки (кроссворды, ребусы, криптограммы, анаграммы, шифровки и т.д.), а также составлять простейшие головоломки.
- Выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор
- Конструировать фразы различными способами (путем соединения начала и конца; путем подбора первого и последнего слова по заданной конструкции и т.д.)
- Подбирать рифмы к словам, составлять пары стихотворных строчек
- Называть положительные и отрицательные качества характера
- Подбирать синонимы и антонимы к словам
- Узнавать изученные крылатые слова (фразеологизмы) и раскрывать их значение
- Проявлять быстроту реакции при выборе правильного ответа среди нескольких предложенных
- Запоминать не менее 10 пар слов, связанных между собой по смыслу, а также не менее 8 пар явно не связанных между собой по смыслу после однократного прослушивания
- Соотносить сюжет и пословицу, выражающую его основную мысль
- Пользоваться приемом театрализации: инсценировать пьесы, разыгрывать предложенные ситуации, «перевоплощаться» в неодушевленный предмет, используя жесты, мимику, пластику и другие актёрские способности
- Свободно ориентироваться в пространстве, оперируя понятиями: «вверх наискосок справа налево», «вверх наискосок слева направо», «вниз наискосок справа налево», «вниз наискосок слева направо» и др., самостоятельно составлять рисунки с использованием данных понятий на клетчатой бумаге
- Составлять рассказ на заданную тему, придумывать продолжение ситуации, сочинять сказки на новый лад, фантастические истории, как от первого лица, так и от лица неодушевленного предмета
- Выражать словами чувства, которые испытывает герой произведения
- Высказывать свое отношение к происходящему, делиться впечатлениями
Учебно-методические средства обучения:
- Л.В. Мищенкова. «36 занятий для будущих отличников (Развитие познавательных способностей)». Рабочие тетради в 2-х частях. Издательство «РОСТ книга», 2014-2015.
- Л.В. Мищенкова. «36 занятий для будущих отличников (Развитие познавательных способностей)» «Методическое пособие. Издательство «РОСТ книга», 2014-2015.
1 класс
(33 часов)
№ п/п |
ТЕМА | НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ | Кол-во часов | Дата проведения | |
познавательный аспект | развивающий аспект | ||||
1 | Снова в школу
| Значение дисциплины. Легенда «Закон правой руки» | Развитие внимания, быстроты реакции, мышления, воображения, речи, рефлексии | 1 | 04.09 |
2 | Как из рога изобилия | Значение и история происхождения фразеологизма «как из рога изобилия» | Развитие внимания, быстроты реакции, мышления, ориентации в пространстве, зрительной памяти, воображения, рефлексии | 1 | 11.09 |
3 | Кое-что о школе | История происхождения слов школьной тематики: школа, каникулы, ранец. Пеликан – символ учительского труда | Развитие внимания, мышления, быстроты реакции, конструкторских способностей, рефлексии | 1 | 18.09 |
4 | Овощи с грядки | Группы овощей: луковые, листовые, корнеплодные, плодовые. Значение овощей в рационе человека. Как нарисовать несуществующий овощ | Развитие внимания, мышления, воображения, фантазии, артистических способностей, рефлексии | 1 | 25.09 |
5 | Курам на смех | Значение и история происхождения фразеологизма «курам на смех». Рассказ от лица животного | Развитие внимания, мышления, ориентации в пространстве, воображения, фантазии, артистических способностей, рефлексии | 1 | 02.10 |
6 | Сказочный листопад | Загадки с-толку-сбивалки. Сказки и соответствующие им сказочные предметы. | Развитие внимания, мышления, ориентации в пространстве, конструкторских способностей, зрительной памяти, рефлексии | 1 | 09.10 |
7 | Развиваем воображение и фантазию | Воображение и его значение в жизни человека. Рассказ от лица несуществующего человека | Развитие внимания, памяти, творческого воображения, речи, рефлексии | 1 | 16.10 |
8 | Морские обитатели | Представители морской фауны: голубой кит, дельфин, морская звезда, осьминог. Рассказа от лица животного | Развитие внимания, мышления, ориентации в пространстве, воображения, фантазии, рефлексии | 1 | 23.10 |
9 | Бьём баклуши | Значение и история происхождения фразеологизма «бить баклуши». Значение фразеологизма. Как сочинить небылицу | Развитие внимания, мышления, воображения, рефлексии
| 1 | 30.10 |
10 | Зоологическое ассорти | Что такое зоология. Что входит в понятие «животные». Животные и их жилища | Развитие внимания, мышления, конструкторских способностей, рефлексии | 1 | 13.11 |
11 | Клуб юных живописцев | Что такое живопись. История происхождения красок. Жанры живописи: портрет, пейзаж, натюрморт | Развитие внимания, мышления, воображения, рефлексии
| 1 | 20.11 |
12 | Цветочная угадайка | Легенды о цветах | Развитие внимания, мышления, ориентации в пространстве, артистических способностей, рефлексии | 1 | 27.11 |
13 | Открываем долгий ящик | Значение и история происхождения фразеологизма «долгий ящик» | Развитие внимания, логического мышления, ориентации в пространстве, конструкторских способностей, речи, рефлексии |
| 04.12 |
14 | Звёздный дождь | Метеоры и метеориты. «Звёздный» дождь | Развитие внимания, памяти, логического мышления, воображения, ориентации в пространстве, рефлексии | 1 | 11.12 |
15 | Ёлочка с волшебными шишками | Способ ориентирования в пространстве с использованием выражений: «в правом (левом) верхнем (нижнем) углу», «в центре», «между» | Развитие внимания, ориентации в пространстве, мышления, воображения, речи, фонематического слуха, рефлексии | 1 | 18.12 |
16 | Учимся быть внимательными и заботливыми | Пожилые и близкие люди нуждаются во внимании и заботе. Игра «Разброс мнений». Характеристика человека с использованием имен прилагательных | Развитие внимания, мышления, воображения, речи, актёрских способностей, рефлексии
| 1 | 25.12 |
17 | Засучив рукава | Значение и происхождение фразеологизма «засучив рукава» | Развитие внимания, логического мышления, фонематического слуха, ориентации в пространстве, конструкторских способностей, воображения, фантазии, рефлексии | 1 | 08.01 |
18 | Сундучок занимательных заданий |
| Развитие внимания, мышления, зрительной памяти, воображения, рефлексии | 1 | 15.01 |
19 | Симметрия | Что такое симметрия, ось симметрии | Развитие внимания, мышления, ориентации в пространстве, воображения, рефлексии | 1 | 22.01 |
20 | Сказочные герои в ребусах и загадках | Способы шифровки | Развитие внимания, мышления, зрительной памяти, ориентации в пространстве, конструкторских способностей, воображения, рефлексии | 1 | 29.01 |
21 | Учимся быть честными | Превосходство правды над ложью. Как инсценировать рассказ | Развитие внимания, мышления, чувства рифмы, артистических способностей, рефлексии | 1 | 05.02 |
22 | «Учитесь властвовать собой» | Понятие «настроение». Способы коррекции настроения. Чувства, вызывающие положительные эмоции | Развитие внимания, мышления, чувства рифмы, артистических способностей, рефлексии | 1 | 12.02 |
23 | Учимся управлять своими чувствами | Способы сдерживания негативных эмоций | Развитие внимания, мышления, воображения, рефлексии | 1 | 19.02 |
24 | Любопытные факты из жизни животных | Чем интересны жираф, лягушка, жаба, муха, пингвин | Развитие внимания, мышления, пространственной ориентации, конструкторских способностей, рефлексии | 1 | 26.02 |
25 | Ещё несколько любопытных фактов из жизни животных | Чем интересны тигр, божья коровка, крокодил, паук | Развитие внимания, мышления, в том числе нестандартного, памяти, ориентации в пространстве, воображения, рефлексии | 1 | 05.03 |
26 | Пятое колесо в телеге | Значение фразеологизма «пятое колесо в телеге». | Развитие внимания, мышления, в том числе – нестандартного, воображения, рефлексии | 1 | 12.03 |
27 | Здравствуй, сказка! | Содержание арабской сказки «Волшебная коробочка» | Развитие внимания, мышления, смысловой памяти; воображения, рефлексии | 1 | 02.04 |
28 | По тропинкам математики | Происхождение слова «математика». Для чего нужно изучать математику | Развитие внимания, логического, а также нестандартного мышления, ориентации в пространстве, рефлексии | 1 | 09.04 |
29 | Китайская грамота | Значение и история происхождения фразеологизма «китайская грамота». Положительные качества ученика | Развитие внимания, нестандартного мышления, зрительной памяти, расширение словарного запаса, рефлексии | 1 | 16.04 |
30 | О водных судах | Особенности водных судов: плот, чёлн, ладья, каравелла, пароход, теплоход | Развитие внимания, мышления, зрительной и слуховой памяти, ориентации в пространстве, воображения, чувства рифмы, рефлексии | 1 | 23.04 |
31 | Сказки А. Пушкина | Пять пушкинских сказок: действующие лица, волшебные предметы, цитаты, символы | Развитие внимания, мышления, слуховой и зрительной памяти, воображения, рефлексии | 1 | 30.04 |
32 | На загадочной волне | Разнообразие заданий на основе загадок. Загадка-акростих | Развитие внимания, мышления, фонематического слуха, слуховой памяти, чувства рифмы, конструкторских способностей, речи, рефлексии | 1 | 07.05 |
33 | Загадочки-загадки для умственной зарядки | Разнообразие заданий на основе загадок | Развитие внимания, мышления, воображения, речи, памяти, чувства рифмы, рефлексии | 1 | 14.05 |
2 класс
№ п/п |
ТЕМА | Кол-во часов | НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ |
| |
познавательный аспект | развивающий аспект | Дата проведения | |||
1-2 | Слово о Родине | 2 | Что связывает человека с Родиной. Понятия: «ностальгия», «патриот». | Развитие внимания, смысловой, зрительной, слуховой памяти, логического мышления, воображения, рефлексии | 04.09
|
3-4 | В кругу семьи | 1 | Что такое семья. Главная обязанность семьи. Герб семьи. | Развитие внимания, мышления, воображения, речи, рефлексии | 11.09 |
5-6 | Продолжаем разговор о семье | 1 | Понятия: «родословная», «семейные праздники», «реликвии семьи». Внутрисемейные правила. Оригинальный портрет семьи | Развитие внимания, мышления, воображения, речи, рефлексии | 18.09 |
7-8 | Все мы люди разные… | 1 | Непохожесть людей. Понятия: «инициалы», «вензель». Положительные качества характера | Развитие внимания, памяти, мышления, воображения, речи, рефлексии | 25.09 |
9-10 | Дело было в Лукоморье | 1 | Значение слова «лукоморье». Старая сказка на новый лад | Развитие внимания, мышления, воображения, речи, рефлексии
| 02.10 |
11-12 | В космическом пространстве
| 1 | Звёзды и планеты, их различия. Цвет и форма звезды. Значение освоения космоса | Развитие внимания, памяти, мышления, рефлексии
| 09.10 |
13-14 | Старичок-боровичок | 1 | Интересные сведения о грибах. Правила сбора грибов | Развитие внимания, памяти, логического мышления, воображения, рефлексии | 16.10 |
15-16 | Продолжаем осматривать владения Старичка-боровичка | 1 | Интересные сведения о ягодах | Развитие внимания, памяти, логического мышления, воображения, рефлексии | 23.10 |
17-18 | Кот в мешке | 1 | Значение и история происхождения фразеологизма «кот в мешке» | Развитие внимания, логического мышления, зрительной и слуховой памяти, фонематического слуха, рефлексии | 30.10 |
19-20 | Поговорим о поведении | 1 | Почему необходимо сдерживать свои негативные эмоции. Инсценировка-экспромт. Игра «Обзывалки» | Развитие внимания, мышления, воображения, артистических способностей, рефлексии | 13.11 |
21-22 | Литературная угадайка | 1 | Правила игры «Угадайка». Герои-«малыши» литературных сказок. Как изобразить животное с помощью жестов и мимики. Игра «Холодно-горячо» | Развитие внимания, памяти, мышления, воображения, артистических способностей, рефлексии | 20.11 |
23-24 | Береги здоровье
| 1 | Основные правила здорового образа жизни: достаточная двигательная активность, правильное питание, личная гигиена. Характеристика здорового человека | Развитие внимания, мышления, в том числе нестандартного, рефлексии
| 27.11 |
25-26 | О воде
| 1 | Значение воды. Экологические проблемы. Происхождение названий морей | Развитие внимания, мышления, памяти, воображения, фонематического слуха, рефлексии | 04.12 |
27-28 | Спешим на помощь Кузе | 1 |
| Развитие внимания, памяти, мышления, в том числе – нестандартного, воображения, конструкторских способностей, расширение словарного запаса, рефлексии | 11.12 |
29-30 | Поэтическая карусель | 1 | Разнообразие рифм: парные, перекрёстные, опоясывающие | Развитие внимания, памяти, мышления, воображения; формирование умения подбирать рифмующиеся слова, продолжать сочинение стихотворения, следуя заданной теме, рефлексии | 18.12 |
31-32 | Арт-студия | 1 | Упражнения для развития актёрских способностей | Развитие внимания, актерских и коммуникативных способностей, творческого воображения, рефлексии | 25.12 |
33-34 | Зима в загадках | 1 | Загадки на зимнюю тему. Игра «Рисуем зиму» | Развитие внимания, мышления, воображения, слуховой памяти, ориентации в пространстве, рефлексии | 15.01 |
35-36 | Подарки Деда Мороза | 1 | Имя-перевёртыш. Кроссворд «Лепестки» | Развитие внимания, мышления, в том числе нестандартного, зрительной памяти, воображения, чувства рифмы, речи, рефлексии | 22.01 |
37-38 | Что мы знаем о деревьях
| 1 | Особенности жизни деревьев, их разнообразие, использование древесины в хозяйстве. Три основные части дерева: корни, ствол и ветки, листья | Развитие внимания, мышление, ориентации в пространстве; расширение кругозора, рефлексии
| 29.01 |
39-40 | Поговорка – цветочек, пословица – ягодка | 1 | Разнообразие русских народных пословиц и поговорок. Отличия пословицы от поговорки. Как инсценировать пословицу с помощью жестов и мимики | Развитие внимания, памяти, мышления, артистических способностей, расширение лексического запаса, рефлексии | 05.02 |
41-42 | «Репка» на новый лад | 1 | «Репка» - старая сказка на новый лад | Развитие внимания, памяти, логического мышления, фонематического слуха, ориентации в пространстве, рефлексии | 12.02 |
43-44 | Любопытные факты из жизни животных | 1 | Любопытные факты из жизни животных: мамонт, белый медведь, собака, страус, горилла | Развитие внимания, мышления, ориентации в пространстве, воображения, рефлексии | 19.02 |
45-46 | Школа искусств | 1 | Что такое искусство. Виды искусства: музыка, театр. Как изобразить этюд с помощью пантомимы | Развитие внимания, памяти, мышления, воображения, артистических способностей, рефлексии | 26.02 |
47-48 | Спешим в Школу искусств | 1 | Виды искусства: цирк, живопись, икебана | Развитие внимания, памяти, мышления, воображения, речи, коммуникативных и артистических способностей, рефлексии | 05.03 |
49-50 | Куклы в нашей жизни | 1 | Сведения из истории кукол. Викторина на тему «Куклы». Рассказ о любимой кукле | Развитие внимания, памяти, мышления, воображения, пространственной ориентации, речи; расширение кругозора, рефлексии | 12.03 |
51-52 | Золотой дождь | 1 | Значение и история происхождения фразеологизма «золотой дождь» | Развитие внимания, быстроты реакции, мышления, памяти, конструкторских способностей, речи, рефлексии | 19.03 |
53-54 | Лента занимательных заданий | 1 |
| Развитие внимания, зрительной памяти, мышления, чувства рифмы, воображения, рефлексии | 02.04 |
55-56 | Клуб любителей русского языка | 1 | Русский язык – величайшее богатство нашего народа | Развитие внимания, мышления, памяти; обогащение словарного запаса, рефлексии | 09.04 |
57-58 | В царстве Лешего | 1 | Правила поведения в лесу. Необходимость бережного отношения к природе. Игра «Загадай слово» | Развитие внимания, мышления, памяти, рефлексии | 16.04 |
59-60 | Геометрический калейдоскоп | 1 | Значение слова «геометрия». История возникновения науки геометрии. Плоскостные геометрические фигуры | Развитие внимания, мышления, памяти, конструкторских способностей, воображения, рефлексии | 23.04 |
61-62 | Магазин головоломок. Отдел художественной литературы | 1 | Литературные герои в вопросах, задачах, шифровках | Развитие внимания, памяти, нестандартного мышления, ориентации в пространстве, рефлексии | 30.04 |
63-64 | Магазин головоломок. Отдел кулинарии | 1 | Первые, вторые, третьи блюда. Понятие «ингредиенты» | Развитие внимания, быстроты реакции, слуховой и зрительной памяти, логического мышления, рефлексии | 07.05 |
65 | Магазин головоломок. Отдел флоры и фауны | 1 | Растения и животные в загадках, задачах, ребусах | Развитие внимания, мышления, в том числе нестандартного, конструкторских способностей, рефлексии | 14.05 |
66 | В поисках цветка папоротника | 1 | Традиции праздника Ивана Купалы | Развитие внимания, воображения, памяти, мышления, пространственной ориентации | 14.05 |
67 | На войне, как на войне | 1 | Сведения о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Смоленское сражение. Рождение Советской гвардии. Реактивный миномёт «Катюша» | Развитие внимания, мышления, смысловой памяти, воображения, рефлексии | 21.05 |
68 | Прощальная игротека | 1 |
| Развитие внимания, зрительной памяти, мышления, в том числе - нестандартного, ориентации в пространстве, рефлексии | 21.05 |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 39.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Шаталовская средняя школа
РАССМОТРЕНО
___________/Зиновьева Н. А../ ФИО Протокол№___ | РАССМОТРЕНО на заседании педагогического совета Протокол№___ | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ Шаталовская СШ _____________/Мамичева И.С./ ФИО Приказ № _____ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности «УМНИКИ И УМНИЦЫ»
общеинтеллектуальное направление работы
Чечулиной Людмилы Николаевны,
учителя начальных классов (первая категория)
ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «УМНИКИ И УМНИЦЫ»
1 – 4 классы
Пояснительная записка
Учитель: Чечулина Людмила Николаевна
Количество часов: всего - 33 часа; в неделю - 1 час. 1 класс
Количество часов: всего - 34 часа; в неделю - 1 час. 2 класс
Программа разработана на основе программы курса по внеурочной деятельности «Развитие познавательных способностей» Л.В.Мищенковой, Москва РОСТ КНИГА, 2014 г.
Современное начальное образование ставит своей главной целью развитие личности ребенка.
В концепции федеральных государственных стандартов второго поколения в качестве конечного результата образовательной деятельности российской школы фиксируется портрет выпускника начальной школы, в котором важнейшее место отводится творческим качествам ребенка: «Любознательный, интересующийся, активно познающий мир; умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности…»
Курс «РПС» (Развитие познавательных способностей) нацелен на формирование у учащихся вышеуказанных качеств выпускника начальной школы.
Основная цель курса: развитие интеллектуально – творческого потенциала личности ребенка через систему коррекционно-развивающих занятий.
В соответствии с целью определяются конкретные задачи курса:
- развитие познавательных способностей младших школьников;
- развитие творческих способностей младших школьников;
- расширение кругозора учащихся;
- развитие эмоционально-волевой сферы детей;
- формирование стремления учащихся к личностному росту.
Курс «РПС» представляет собой комплекс специально разработанных занятий, сочетающих в себе коррекционно-развивающие упражнения с разнообразным познавательным материалом. Эта совокупность обеспечивает как развитие познавательных потребностей учащихся, так и их психических качеств: всех видов памяти, внимания, наблюдательности, быстроты реакции, воображения, речи, пространственного восприятия и сенсомоторной координации, коммуникабельности, таких способностей мышления, как анализ, синтез, исключение лишнего, обобщение, классификация, установление логических связей, способность к конструированию.
Курс «РПС» ориентирован на детей от 6 до 10 лет, рассчитан на 34 занятия (1 час в неделю, по 45 минут в 3классе– в соответствии с приказом Минздрава России от 6 августа 1999 г.) и предназначен для работы в любой системе начального образования.
Проведение занятий в 1-4 классах подкрепляется учебно-методическим комплектом, состоящим из рабочих тетрадей на печатной основе (в двух частях) и методического пособия для учителя, включающего программу курса.
С целью подготовки учащихся к освоению курса «РПС» в начальной школе автором также разработан методический комплект для детей 5-6 лет, готовящихся к поступлению в первый класс.
В содержании курса интегрированы задания из различных областей знаний: русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Тематические занятия, поданные в игровой форме, способствует непринуждённой коррекции и развитию умственных качеств учащихся, формированию общеинтеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию познавательных способностей и в конечном итоге – достижению хороших результатов в учёбе.
Рекомендуемые способы
стимулирования творческой активности школьников на занятиях курса «РПС»:
- Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны педагога, его отказ от высказывания критики в адрес ребенка.
- Безотметочная система обучения.
- Обогащение окружающей ребенка среды разнообразными новыми для него предметами с целью развития его любознательности.
- Поощрение высказывания оригинальных идей.
- Широкое использование вопросов раскрытого, многозначного типа.
- Использование педагогом личного примера творческого подхода к решению проблемы.
- Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.
Учет сформированности познавательной активности и различных качеств умственной деятельности учащихся осуществляется школьным психологом в начале и в конце учебного года методом тестирования.
Ожидаемые результаты
Универсальные учебные действия
Коммуникативные УУД: умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества; умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости
Регулятивные УУД: умение классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям под руководством учителя; устанавливать причинноследственные связи, прогнозировать, выделять противоположные признаки объекта, преодолевать психологическую инерцию мышления.
Познавательные УУД: развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы; планирование своих действий под руководством учителя; приобщение к исследовательской и проектной работе. Умение делать выводы и обобщения.
Личностные УУД: доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе; способность к эмпатии и сопереживанию, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития стремления к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций.
Формирование рефлексии*.
Учёт сформированности познавательной активности и различных качеств умственной деятельности учащихся осуществляется школьным психологом в начале и в конце учебного года методом тестирования.
К концу обучения в начальной школе учащиеся научатся:
- Находить и называть закономерность в расположении предметов, достраивать логический ряд в соответствии с заданным принципом, самостоятельно составлять элементарную закономерность
- Называть несколько вариантов лишнего предмета среди группы однородных, обосновывать свой выбор
- Находить принцип группировки предметов, давать обобщенное название данным группам
- Находить сходства и различия предметов (по цвету, форме, размеру, базовому понятию, функциональному назначению и т.д.)
- Уметь определять причинно-следственные связи, распознавать заведомо ложные фразы, исправлять алогичность, обосновывать свое мнение
- Самостоятельно решать различного рода головоломки (кроссворды, ребусы, криптограммы, анаграммы, шифровки и т.д.), а также составлять простейшие головоломки.
- Выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор
- Конструировать фразы различными способами (путем соединения начала и конца; путем подбора первого и последнего слова по заданной конструкции и т.д.)
- Подбирать рифмы к словам, составлять пары стихотворных строчек
- Называть положительные и отрицательные качества характера
- Подбирать синонимы и антонимы к словам
- Узнавать изученные крылатые слова (фразеологизмы) и раскрывать их значение
- Проявлять быстроту реакции при выборе правильного ответа среди нескольких предложенных
- Запоминать не менее 10 пар слов, связанных между собой по смыслу, а также не менее 8 пар явно не связанных между собой по смыслу после однократного прослушивания
- Соотносить сюжет и пословицу, выражающую его основную мысль
- Пользоваться приемом театрализации: инсценировать пьесы, разыгрывать предложенные ситуации, «перевоплощаться» в неодушевленный предмет, используя жесты, мимику, пластику и другие актёрские способности
- Свободно ориентироваться в пространстве, оперируя понятиями: «вверх наискосок справа налево», «вверх наискосок слева направо», «вниз наискосок справа налево», «вниз наискосок слева направо» и др., самостоятельно составлять рисунки с использованием данных понятий на клетчатой бумаге
- Составлять рассказ на заданную тему, придумывать продолжение ситуации, сочинять сказки на новый лад, фантастические истории, как от первого лица, так и от лица неодушевленного предмета
- Выражать словами чувства, которые испытывает герой произведения
- Высказывать свое отношение к происходящему, делиться впечатлениями
Учебно-методические средства обучения:
- Л.В. Мищенкова. «36 занятий для будущих отличников (Развитие познавательных способностей)». Рабочие тетради в 2-х частях. Издательство «РОСТ книга», 2014-2015.
- Л.В. Мищенкова. «36 занятий для будущих отличников (Развитие познавательных способностей)» «Методическое пособие. Издательство «РОСТ книга», 2014-2015.
1 класс
(33 часов)
№ п/п | ТЕМА | НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ | Кол-во часов | Дата проведения | |
познавательный аспект | развивающий аспект | ||||
1 | Снова в школу | Значение дисциплины. Легенда «Закон правой руки» | Развитие внимания, быстроты реакции, мышления, воображения, речи, рефлексии | 1 | 04.09 |
2 | Как из рога изобилия | Значение и история происхождения фразеологизма «как из рога изобилия» | Развитие внимания, быстроты реакции, мышления, ориентации в пространстве, зрительной памяти, воображения, рефлексии | 1 | 11.09 |
3 | Кое-что о школе | История происхождения слов школьной тематики: школа, каникулы, ранец. Пеликан – символ учительского труда | Развитие внимания, мышления, быстроты реакции, конструкторских способностей, рефлексии | 1 | 18.09 |
4 | Овощи с грядки | Группы овощей: луковые, листовые, корнеплодные, плодовые. Значение овощей в рационе человека. Как нарисовать несуществующий овощ | Развитие внимания, мышления, воображения, фантазии, артистических способностей, рефлексии | 1 | 25.09 |
5 | Курам на смех | Значение и история происхождения фразеологизма «курам на смех». Рассказ от лица животного | Развитие внимания, мышления, ориентации в пространстве, воображения, фантазии, артистических способностей, рефлексии | 1 | 02.10 |
6 | Сказочный листопад | Загадки с-толку-сбивалки. Сказки и соответствующие им сказочные предметы. | Развитие внимания, мышления, ориентации в пространстве, конструкторских способностей, зрительной памяти, рефлексии | 1 | 09.10 |
7 | Развиваем воображение и фантазию | Воображение и его значение в жизни человека. Рассказ от лица несуществующего человека | Развитие внимания, памяти, творческого воображения, речи, рефлексии | 1 | 16.10 |
8 | Морские обитатели | Представители морской фауны: голубой кит, дельфин, морская звезда, осьминог. Рассказа от лица животного | Развитие внимания, мышления, ориентации в пространстве, воображения, фантазии, рефлексии | 1 | 23.10 |
9 | Бьём баклуши | Значение и история происхождения фразеологизма «бить баклуши». Значение фразеологизма. Как сочинить небылицу | Развитие внимания, мышления, воображения, рефлексии | 1 | 30.10 |
10 | Зоологическое ассорти | Что такое зоология. Что входит в понятие «животные». Животные и их жилища | Развитие внимания, мышления, конструкторских способностей, рефлексии | 1 | 13.11 |
11 | Клуб юных живописцев | Что такое живопись. История происхождения красок. Жанры живописи: портрет, пейзаж, натюрморт | Развитие внимания, мышления, воображения, рефлексии | 1 | 20.11 |
12 | Цветочная угадайка | Легенды о цветах | Развитие внимания, мышления, ориентации в пространстве, артистических способностей, рефлексии | 1 | 27.11 |
13 | Открываем долгий ящик | Значение и история происхождения фразеологизма «долгий ящик» | Развитие внимания, логического мышления, ориентации в пространстве, конструкторских способностей, речи, рефлексии | 04.12 | |
14 | Звёздный дождь | Метеоры и метеориты. «Звёздный» дождь | Развитие внимания, памяти, логического мышления, воображения, ориентации в пространстве, рефлексии | 1 | 11.12 |
15 | Ёлочка с волшебными шишками | Способ ориентирования в пространстве с использованием выражений: «в правом (левом) верхнем (нижнем) углу», «в центре», «между» | Развитие внимания, ориентации в пространстве, мышления, воображения, речи, фонематического слуха, рефлексии | 1 | 18.12 |
16 | Учимся быть внимательными и заботливыми | Пожилые и близкие люди нуждаются во внимании и заботе. Игра «Разброс мнений». Характеристика человека с использованием имен прилагательных | Развитие внимания, мышления, воображения, речи, актёрских способностей, рефлексии | 1 | 25.12 |
17 | Засучив рукава | Значение и происхождение фразеологизма «засучив рукава» | Развитие внимания, логического мышления, фонематического слуха, ориентации в пространстве, конструкторских способностей, воображения, фантазии, рефлексии | 1 | 08.01 |
18 | Сундучок занимательных заданий | Развитие внимания, мышления, зрительной памяти, воображения, рефлексии | 1 | 15.01 | |
19 | Симметрия | Что такое симметрия, ось симметрии | Развитие внимания, мышления, ориентации в пространстве, воображения, рефлексии | 1 | 22.01 |
20 | Сказочные герои в ребусах и загадках | Способы шифровки | Развитие внимания, мышления, зрительной памяти, ориентации в пространстве, конструкторских способностей, воображения, рефлексии | 1 | 29.01 |
21 | Учимся быть честными | Превосходство правды над ложью. Как инсценировать рассказ | Развитие внимания, мышления, чувства рифмы, артистических способностей, рефлексии | 1 | 05.02 |
22 | «Учитесь властвовать собой» | Понятие «настроение». Способы коррекции настроения. Чувства, вызывающие положительные эмоции | Развитие внимания, мышления, чувства рифмы, артистических способностей, рефлексии | 1 | 12.02 |
23 | Учимся управлять своими чувствами | Способы сдерживания негативных эмоций | Развитие внимания, мышления, воображения, рефлексии | 1 | 19.02 |
24 | Любопытные факты из жизни животных | Чем интересны жираф, лягушка, жаба, муха, пингвин | Развитие внимания, мышления, пространственной ориентации, конструкторских способностей, рефлексии | 1 | 26.02 |
25 | Ещё несколько любопытных фактов из жизни животных | Чем интересны тигр, божья коровка, крокодил, паук | Развитие внимания, мышления, в том числе нестандартного, памяти, ориентации в пространстве, воображения, рефлексии | 1 | 05.03 |
26 | Пятое колесо в телеге | Значение фразеологизма «пятое колесо в телеге». | Развитие внимания, мышления, в том числе – нестандартного, воображения, рефлексии | 1 | 12.03 |
27 | Здравствуй, сказка! | Содержание арабской сказки «Волшебная коробочка» | Развитие внимания, мышления, смысловой памяти; воображения, рефлексии | 1 | 02.04 |
28 | По тропинкам математики | Происхождение слова «математика». Для чего нужно изучать математику | Развитие внимания, логического, а также нестандартного мышления, ориентации в пространстве, рефлексии | 1 | 09.04 |
29 | Китайская грамота | Значение и история происхождения фразеологизма «китайская грамота». Положительные качества ученика | Развитие внимания, нестандартного мышления, зрительной памяти, расширение словарного запаса, рефлексии | 1 | 16.04 |
30 | О водных судах | Особенности водных судов: плот, чёлн, ладья, каравелла, пароход, теплоход | Развитие внимания, мышления, зрительной и слуховой памяти, ориентации в пространстве, воображения, чувства рифмы, рефлексии | 1 | 23.04 |
31 | Сказки А. Пушкина | Пять пушкинских сказок: действующие лица, волшебные предметы, цитаты, символы | Развитие внимания, мышления, слуховой и зрительной памяти, воображения, рефлексии | 1 | 30.04 |
32 | На загадочной волне | Разнообразие заданий на основе загадок. Загадка-акростих | Развитие внимания, мышления, фонематического слуха, слуховой памяти, чувства рифмы, конструкторских способностей, речи, рефлексии | 1 | 07.05 |
33 | Загадочки-загадки для умственной зарядки | Разнообразие заданий на основе загадок | Развитие внимания, мышления, воображения, речи, памяти, чувства рифмы, рефлексии | 1 | 14.05 |
2 класс
№ п/п | ТЕМА | Кол-во часов | НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ | ||
познавательный аспект | развивающий аспект | Дата проведения | |||
1-2 | Слово о Родине | 2 | Что связывает человека с Родиной. Понятия: «ностальгия», «патриот». | Развитие внимания, смысловой, зрительной, слуховой памяти, логического мышления, воображения, рефлексии | 04.09 |
3-4 | В кругу семьи | 1 | Что такое семья. Главная обязанность семьи. Герб семьи. | Развитие внимания, мышления, воображения, речи, рефлексии | 11.09 |
5-6 | Продолжаем разговор о семье | 1 | Понятия: «родословная», «семейные праздники», «реликвии семьи». Внутрисемейные правила. Оригинальный портрет семьи | Развитие внимания, мышления, воображения, речи, рефлексии | 18.09 |
7-8 | Все мы люди разные… | 1 | Непохожесть людей. Понятия: «инициалы», «вензель». Положительные качества характера | Развитие внимания, памяти, мышления, воображения, речи, рефлексии | 25.09 |
9-10 | Дело было в Лукоморье | 1 | Значение слова «лукоморье». Старая сказка на новый лад | Развитие внимания, мышления, воображения, речи, рефлексии | 02.10 |
11-12 | В космическом пространстве | 1 | Звёзды и планеты, их различия. Цвет и форма звезды. Значение освоения космоса | Развитие внимания, памяти, мышления, рефлексии | 09.10 |
13-14 | Старичок-боровичок | 1 | Интересные сведения о грибах. Правила сбора грибов | Развитие внимания, памяти, логического мышления, воображения, рефлексии | 16.10 |
15-16 | Продолжаем осматривать владения Старичка-боровичка | 1 | Интересные сведения о ягодах | Развитие внимания, памяти, логического мышления, воображения, рефлексии | 23.10 |
17-18 | Кот в мешке | 1 | Значение и история происхождения фразеологизма «кот в мешке» | Развитие внимания, логического мышления, зрительной и слуховой памяти, фонематического слуха, рефлексии | 30.10 |
19-20 | Поговорим о поведении | 1 | Почему необходимо сдерживать свои негативные эмоции. Инсценировка-экспромт. Игра «Обзывалки» | Развитие внимания, мышления, воображения, артистических способностей, рефлексии | 13.11 |
21-22 | Литературная угадайка | 1 | Правила игры «Угадайка». Герои-«малыши» литературных сказок. Как изобразить животное с помощью жестов и мимики. Игра «Холодно-горячо» | Развитие внимания, памяти, мышления, воображения, артистических способностей, рефлексии | 20.11 |
23-24 | Береги здоровье | 1 | Основные правила здорового образа жизни: достаточная двигательная активность, правильное питание, личная гигиена. Характеристика здорового человека | Развитие внимания, мышления, в том числе нестандартного, рефлексии | 27.11 |
25-26 | О воде | 1 | Значение воды. Экологические проблемы. Происхождение названий морей | Развитие внимания, мышления, памяти, воображения, фонематического слуха, рефлексии | 04.12 |
27-28 | Спешим на помощь Кузе | 1 | Развитие внимания, памяти, мышления, в том числе – нестандартного, воображения, конструкторских способностей, расширение словарного запаса, рефлексии | 11.12 | |
29-30 | Поэтическая карусель | 1 | Разнообразие рифм: парные, перекрёстные, опоясывающие | Развитие внимания, памяти, мышления, воображения; формирование умения подбирать рифмующиеся слова, продолжать сочинение стихотворения, следуя заданной теме, рефлексии | 18.12 |
31-32 | Арт-студия | 1 | Упражнения для развития актёрских способностей | Развитие внимания, актерских и коммуникативных способностей, творческого воображения, рефлексии | 25.12 |
33-34 | Зима в загадках | 1 | Загадки на зимнюю тему. Игра «Рисуем зиму» | Развитие внимания, мышления, воображения, слуховой памяти, ориентации в пространстве, рефлексии | 15.01 |
35-36 | Подарки Деда Мороза | 1 | Имя-перевёртыш. Кроссворд «Лепестки» | Развитие внимания, мышления, в том числе нестандартного, зрительной памяти, воображения, чувства рифмы, речи, рефлексии | 22.01 |
37-38 | Что мы знаем о деревьях | 1 | Особенности жизни деревьев, их разнообразие, использование древесины в хозяйстве. Три основные части дерева: корни, ствол и ветки, листья | Развитие внимания, мышление, ориентации в пространстве; расширение кругозора, рефлексии | 29.01 |
39-40 | Поговорка – цветочек, пословица – ягодка | 1 | Разнообразие русских народных пословиц и поговорок. Отличия пословицы от поговорки. Как инсценировать пословицу с помощью жестов и мимики | Развитие внимания, памяти, мышления, артистических способностей, расширение лексического запаса, рефлексии | 05.02 |
41-42 | «Репка» на новый лад | 1 | «Репка» - старая сказка на новый лад | Развитие внимания, памяти, логического мышления, фонематического слуха, ориентации в пространстве, рефлексии | 12.02 |
43-44 | Любопытные факты из жизни животных | 1 | Любопытные факты из жизни животных: мамонт, белый медведь, собака, страус, горилла | Развитие внимания, мышления, ориентации в пространстве, воображения, рефлексии | 19.02 |
45-46 | Школа искусств | 1 | Что такое искусство. Виды искусства: музыка, театр. Как изобразить этюд с помощью пантомимы | Развитие внимания, памяти, мышления, воображения, артистических способностей, рефлексии | 26.02 |
47-48 | Спешим в Школу искусств | 1 | Виды искусства: цирк, живопись, икебана | Развитие внимания, памяти, мышления, воображения, речи, коммуникативных и артистических способностей, рефлексии | 05.03 |
49-50 | Куклы в нашей жизни | 1 | Сведения из истории кукол. Викторина на тему «Куклы». Рассказ о любимой кукле | Развитие внимания, памяти, мышления, воображения, пространственной ориентации, речи; расширение кругозора, рефлексии | 12.03 |
51-52 | Золотой дождь | 1 | Значение и история происхождения фразеологизма «золотой дождь» | Развитие внимания, быстроты реакции, мышления, памяти, конструкторских способностей, речи, рефлексии | 19.03 |
53-54 | Лента занимательных заданий | 1 | Развитие внимания, зрительной памяти, мышления, чувства рифмы, воображения, рефлексии | 02.04 | |
55-56 | Клуб любителей русского языка | 1 | Русский язык – величайшее богатство нашего народа | Развитие внимания, мышления, памяти; обогащение словарного запаса, рефлексии | 09.04 |
57-58 | В царстве Лешего | 1 | Правила поведения в лесу. Необходимость бережного отношения к природе. Игра «Загадай слово» | Развитие внимания, мышления, памяти, рефлексии | 16.04 |
59-60 | Геометрический калейдоскоп | 1 | Значение слова «геометрия». История возникновения науки геометрии. Плоскостные геометрические фигуры | Развитие внимания, мышления, памяти, конструкторских способностей, воображения, рефлексии | 23.04 |
61-62 | Магазин головоломок. Отдел художественной литературы | 1 | Литературные герои в вопросах, задачах, шифровках | Развитие внимания, памяти, нестандартного мышления, ориентации в пространстве, рефлексии | 30.04 |
63-64 | Магазин головоломок. Отдел кулинарии | 1 | Первые, вторые, третьи блюда. Понятие «ингредиенты» | Развитие внимания, быстроты реакции, слуховой и зрительной памяти, логического мышления, рефлексии | 07.05 |
65 | Магазин головоломок. Отдел флоры и фауны | 1 | Растения и животные в загадках, задачах, ребусах | Развитие внимания, мышления, в том числе нестандартного, конструкторских способностей, рефлексии | 14.05 |
66 | В поисках цветка папоротника | 1 | Традиции праздника Ивана Купалы | Развитие внимания, воображения, памяти, мышления, пространственной ориентации | 14.05 |
67 | На войне, как на войне | 1 | Сведения о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Смоленское сражение. Рождение Советской гвардии. Реактивный миномёт «Катюша» | Развитие внимания, мышления, смысловой памяти, воображения, рефлексии | 21.05 |
68 | Прощальная игротека | 1 | Развитие внимания, зрительной памяти, мышления, в том числе - нестандартного, ориентации в пространстве, рефлексии | 21.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/27/picture-130221-1517038396.jpg)
Рабочая программа по внеурочному курсу "Мое здоровье" 1 класс.
Внеурочная деятельность по ФГОС. 1 класс. Пояснительная записка и тематическое планирование....
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/23/picture-537451-1416761874.jpg)
Рабочая программа по внеурочному курсу «Школа безопасности»
Программа внеурочной деятельности разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/08/picture-1102669-1565246676.jpg)
Рабочая программа по внеурочному курсу "Истоки"
Рабочая программа по внеурочному курсу "Истоки"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/07/picture-796203-1465299422.jpg)
рабочая программа по внеурочному курсу "В мире детской литературы"
Рабочая программа по внеурочной деятельности...
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/07/picture-796203-1465299422.jpg)
рабочая программа по внеурочному курсу "Я- гражданин России"
Рабочая программа по внеурочной деятельности...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/15/picture-1188750-1573814995.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности учебного курса «Социокультурные истоки» 1 класс
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образованияОсновой для разработки программы послужила авторская про...
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/16/picture-1503742-1710571230.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочному курсу «Финансовая грамотность»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочному курсу «Финансовая грамотность»...