РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочному курсу «Финансовая грамотность»
рабочая программа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочному курсу «Финансовая грамотность»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ganeeva_vneurochka.docx | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Лицей № 6»
Утверждена приказом
руководителя общеобразовательного учреждения
№ 187 от 25.05.2023 г.
Директор МАОУ «Лицей № 6» _________С.Н. Бухольцев
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочному курсу «Финансовая грамотность»
для 4 класса начального общего образования
на 2023-2024 учебный год
учителя начальных классов:
Ганеева
Ирина Николаевны
Данная программа
Заслушана на ШМО «24» мая 2023 г. Руководитель ШМО: О. А.Трунёва / /
Согласована на МСШ «25» мая 2023 г.
Председатель МСШ: А.А. Подзорова / /
г. Северобайкальск
2023-2024 учебный год
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности для четвёртого класса «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями к основной образовательной программе начального общего образования.
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» предназначена для реализации в четвёртом классе начальной школы и рассчитана на 34 часа (при 1 часе в неделю).
В первом полугодии проводятся занятия по формированию читательской и естественно-научной грамотности, во втором полугодии – по формированию математической и финансовой грамотности. Если учитель считает необходимым, последовательность проведения занятий можно изменить.
Содержание программы
Читательская грамотность (занятия 1-8): научно-познавательные тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного.
Естественно-научная грамотность (занятия 9-16): томат, болгарский перец, картофель, баклажаны, лук, капуста, горох, грибы. Работа с понятиями: многолетнее / однолетнее растение, части растений, условия и способы размножения, строение плодов, сроки посадки, возможности использования человеком.
Финансовая грамотность (занятия 18-25): потребительская корзина, состав потребительской корзины, прожиточный минимум, минимальный размер оплаты труда, страхование и его виды, распродажа, акция, скидка, бонусы, кешбэк, страховые риски, благотворительность, благотворитель, благотворительный фонд.
Математическая грамотность (занятия 26-33): нахождение значений математических выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», сравнение различных вариантов покупок; нахождение размера скидки на товар, нахождение цены товара со скидкой; чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками, умение пользоваться калькулятором.
Планируемые результаты освоения курса
Программа обеспечивает достижение четвероклассниками следующих личностных, метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследованиями;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование финансовых терминов;
– представление о семейных расходах и доходах;
– умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
– представление о различных видах семейных доходов;
– представление о различных видах семейных расходов;
– представление о способах экономии семейного бюджета.
Оценка достижения планируемых результатов
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
- степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
- поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
- результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
- косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и др.
Содержание тем
№ п/п | Тема | Предмет изучения | Формируемые умения |
Блок «Читательская грамотность» | |||
1 | Старинная женская одежда | Содержание научно-познавательного текста. | – Определять лексическое значение слова; – озаглавливать текст; – определять тему; – определять главную мысль; – составлять план в виде вопросов; – с помощью текста определять название женской одежды; – с помощью рисунка вписывать в текст название старинной женской одежды; – объяснять значение слова; – приводить примеры современной женской одежды. |
2 | Старинные женские головные уборы | Содержание научно-познавательного текста. | – Определять лексическое значение слова; – составлять план, используя слова из текста; – объяснять значения слов; – определять по описанию названия головных уборов; – приводить примеры современных головных уборов. |
3 | Старинная мужская одежда и головные уборы | Содержание научно-познавательного текста. | – Определять лексическое значение слова с помощью словаря; – отвечать на вопросы по тексту; – вписывать пропущенные слова в текст; – находить ответ на вопрос в тексте; – объяснять значение слова; – оформлять план текста; – определять с помощью описания название предмета. |
4 | Жилище крестьянской семьи на Руси | Содержание научно-познавательного текста. | – Определять лексическое значение слова с помощью словаря; – рассуждать и записывать своё мнение о различии между предметами; – отвечать на вопросы по тексту; – рассуждать, давать определение слова; – называть элементы оформления избы. |
5-6 | Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы | Содержание научно-познавательного текста. | – Определять лексическое значение слова с помощью словаря; – письменно отвечать на вопросы; – называть предметы печной утвари; – работать с толковым словарём; – работать с толкованием слова; – рассуждать и записывать своё мнение о предложенном выражении; – соотносить описание предметов с их рисунками; – описывать назначение предметов; – составлять обобщающий план. |
7 | История посуды на Руси | Содержание научно-познавательного текста. | – Определять лексическое значение слова с помощью словаря; – соотносить рисунок и его название; – работать с толковым словарём; – рассуждать и записывать ответ на вопрос; – записывать ответ на вопрос по его началу; – определять части предмета, называть их; – определять порядок предложений в тексте; – дополнять текст по заданному условию. |
8 | Какие деньги были раньше в России | Содержание научно-познавательного текста. | – Определять лексическое значение слова с помощью Википедии; – называть опорные фразы, с помощью которых можно дать ответ на вопрос; – определять тему текста; – составлять план текста; – находить информацию в Интернете; – записывать названия монет в порядке их возрастания; – указывать названия современных денег. |
Блок «Естественно-научная грамотность» | |||
9 | Томат | Томат. | – Называть части растения; – объяснять, что значит «многогнёздная ягода»; – определять горизонтальный и вертикальный срез; – указывать количество гнёзд; – объяснять, почему плоды у помидора – это ягода; – называть части плода помидора; – объяснять, что такое пасынок у помидора; – работать с таблицей. |
10 | Болгарский перец | Болгарский перец. | – Объяснять, что такое паприка; – называть части растения; – рассказывать о строении плода перца; – определять форму плода перца; – рассказывать о строении семени перца; – делать выводы на основе полученной информации. |
11 | Картофель | Картофель. | – Называть части растения; – объяснять, чем отличаются плоды картофеля от плодов томата; – объяснять, какой вывод сделали и почему; – объяснять, почему после нарезки картофеля на разделочной доске остаются белые следы; – объяснять, почему нужно сажать разные сорта картофеля; – объяснять, что такое крахмалистость; – определять срок созревания картофеля; – объяснять, почему нельзя использовать в пищу позеленевший картофель; – называть способы размножения картофеля. |
12 | Баклажан. Семейство Паслёновые | Баклажан. | – Называть представителей семейства Паслёновые; – объяснять, что такое соланин; – называть благоприятные условия для прорастания семян; – определять условия, необходимые для прорастания семени баклажана; – определять глубину посева семян; – заполнять таблицу наблюдений за ростом растений. |
13 | Лук | Лук. | – Называть части лука; – называть способы выращивания лука зимой на подоконнике; – называть этапы выращивания лука; – наблюдать за ростом лука и записывать данные в таблицу. |
14 | Капуста | Капуста. | – Называть виды капусты; – отвечать на вопросы по содержанию текста; – называть части капусты; – исследовать капусту в разрезе; – рассказывать о размножении капусты; – проводить опыты с цветной капустой. |
15 | Горох | Горох. | – Рассказывать о строении гороха; – рассказывать о строении семени гороха; – объяснять, почему горох обладает взрывной силой; – определять, что горох является холодостойким растением; – проводить опыт по проращиванию гороха, сравнивать результаты двух опытов. |
16 | Грибы | Грибы. | – Называть части гриба; – называть виды грибов; – рассказывать о плесневых грибах; – называть грибы-невидимки; – проводить опыт по выращиванию плесени; – называть грибы-паразиты. |
Творческое занятие | |||
17 | Творческая работа | По выбору. | – Выбрать тему для творческой работы; – выполнять творческую работу; – представлять классу творческую работу. |
Блок «Финансовая грамотность» | |||
18 -19 | Потребительская корзина | Состав потребительской корзины. | – Объяснять на доступном для четвероклассника уровне, что такое «потребительская корзина»; – понимать, почему подсчитывается прожиточная корзина для трёх категорий населения; – объяснять, почему различается стоимость потребительской корзины в разных регионах нашей страны; – объяснять, что входит в состав потребительской корзины россиянина. |
20 | Прожиточный минимум | Назначение прожиточного минимума. | – Понимать значение и правильно использовать термины «прожиточный минимум», «минимальный размер оплаты труда»; – объяснять, на что влияет прожиточный минимум; – объяснять, почему различается размер прожиточного минимума в разных регионах нашей страны; – объяснять, почему различается размер прожиточного минимума для разных категорий населения нашей страны. |
21 | Инфляция | Инфляция. | – Понимать значение и правильно использовать термины «прожиточный минимум», «инфляция»; – анализировать данные, представленные в виде гистограммы; – называть уровни инфляции; – понимать значение инфляции для экономики. |
22 - 23 | Распродажи, скидки, бонусы | Акции, распродажа, скидки, бонусы, кешбэк. | – Понимать значение и правильно использовать термины: «распродажа», «скидка», «бонусная программа», «программа лояльности», «бонусы», «кешбэк»; – понимать, что все акции, проводимые торговыми точками, предназначены для увеличения доходов магазинов и привлечения покупателя; – понимать, что чем больше процент скидки, тем меньше мы платим за товар; – формировать навыки грамотного покупателя. |
24 | Благотворительность | Благотворительность. | – Понимать значение и правильно использовать термины «благотворительность», «благотворительный фонд»; – называть группы населения, которые могут нуждаться в благотворительной помощи; – объяснять необходимость оказания благотворительной помощи тем, кто в ней нуждается. |
25 | Страхование | Виды страхования. | – Понимать значение и правильно использовать термины «страхование», «страховка», «полис»; – называть виды страхования; – называть различные страховые риски. |
Блок «Математическая грамотность» | |||
26 | В бассейне | Расписание занятий, выгодная покупка. | – Анализировать расписание занятий с целью определения свой занятости; – решать задачи на определение стоимости покупки; – определять, какая из двух покупок является более выгодной; – решать задачи на определение скорости плавания; – решать логические задачи. |
27-28 | Делаем ремонт | Смета ремонта, расчёт стоимости строительных материалов. | – Понимать, что такое «смета»; – решать задачи на расчёт количества необходимого материала для ремонта кухни; – решать задачи на расчёт стоимости необходимого материала для ремонта кухни; – читать простые чертежи и наносить на них известные размеры. |
29 | Праздничный торт | Рецепт торта, задачи на тройку величин «цена, количество, стоимость». | – Работать с таблицами; – подсчитывать стоимость продуктов для торта; – определять, какие продукты выгоднее купить для того, чтобы уменьшить стоимость затрат на приготовление торта; – сравнивать цену различных товаров, выполняя необходимые преобразования; – использовать полученные умения и навыки в практической жизни. |
30 | Обустраиваем участок | Расходы на обустройство участка, площадь и периметр | – Читать простой чертеж и определять его масштаб; – находить площадь и периметр участка и построек на нём; – решать задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость»; – использовать полученные умения и навыки в практической жизни. |
31-32 | Поход в кино | Расходы на поход в кино. | – Находить заданные временные промежутки с помощью календаря; – решать задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость»; – использовать полученные умения и навыки в практической жизни. |
33 | Отправляемся в путешествие | Расходы на путешествие. | – Находить заданные временные промежутки с помощью календаря; – решать задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость»; – использовать полученные умения и навыки в практической жизни. |
Творческая работа | |||
34 | Составляем словарик по финансовой грамотности | Понятия по финансовой грамотности, изученные в 1-4 классах. | – Понимать значение и правильно использовать финансовые термины; – иллюстрировать изученные понятия; – составлять математические задачи с изученными финансовыми терминами; – работать самостоятельно и в парах; – планировать и корректировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей. |
Тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Дата по факту |
Блок «Читательская грамотность» | ||||
1 | Старинная женская одежда | 1 | 04.09-08.09 | |
2 | Старинные женские головные уборы | 1 | 11.09-15.09 | |
3 | Старинная мужская одежда и головные уборы | 1 | 18.09-22.09 | |
4 | Жилище крестьянской семьи на Руси | 1 | 25.09-29.09 | |
5-6 | Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы | 2 | 02.10-06.10 09.10-13.10 | |
7 | История посуды на Руси | 1 | 16.10-20.10 | |
8 | Какие деньги были раньше в России | 1 | 23.10-27.10 | |
Блок «Естественно-научная грамотность» | ||||
9 | Томат | 1 | 07.11-10.11 | |
10 | Болгарский перец | 1 | 13.11-17.11 | |
11 | Картофель | 1 | 20.11-24.11 | |
12 | Баклажан. Семейство Паслёновые | 1 | 27.11-01.12 | |
13 | Лук | 1 | 04.12-08.12 | |
14 | Капуста | 1 | 11.12-15.12 | |
15 | Горох | 1 | 18.12-22.12 | |
16 | Грибы | 1 | 25.12-29.12 | |
Творческое занятие | ||||
17 | Творческая работа | 1 | 09.01-12.01 | |
Блок «Финансовая грамотность» | ||||
18-19 | Потребительская корзина | 2 | 15.01-19.02 22.01-26.01 | |
20 | Прожиточный минимум | 1 | 29.01-02.02 | |
21 | Инфляция | 1 | 05.02-09.02 | |
22-23 | Распродажи, скидки, бонусы | 2 | 12.02-16.02 26.02-01.03 | |
24 | Благотворительность | 1 | 04.03-07.03 | |
25 | Страхование | 1 | 11.03-15.03 | |
Блок «Математическая грамотность» | ||||
26 | В бассейне | 1 | 18.03-22.03 | |
27-28 | Делаем ремонт | 2 | 25.03-29.03 01.04-05.04 | |
29 | Праздничный торт | 1 | 15.04-19.04 | |
30 | Обустраиваем участок | 1 | 22.04-26.04 | |
31-32 | Поход в кино | 2 | 29.04-03.05 06.05-10.05 | |
33 | Отправляемся в путешествие | 1 | 13.05-17.05 | |
Творческая работа | ||||
34 | Составляем словарик по финансовой грамотности | 1 | 20.05-24.05 | |
Итого | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по курсу "Финансовая грамотность" для 3-4 классов
Рабочая программа по курсу "Финансовая грамотность" для учащихся начальной школы в рамках внеурочной деятельности и тематическое планирование....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Финансовая грамотность"
РП внеурочной деятельности...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" 4 класс
Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» для 4 класса составлена на основе авторской программы Юлия Корлюгова «Финансовая грамотность»: учебная программа.4 ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочной деятельности «Финансовой грамотности» для 1 классов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочной деятельности «Финансовой грамотности» для 1 классов состоит из: пояснительной записки, описания места курса в учебном плане,результатов изучения курс...
Рабочая программа учебного курса «Финансовая грамотность» для 1-2 классов
Рабочая программа по учебному курсу «Финансовая грамотность» для 1- 2 классов разработана на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования Федерального ...
Рабочая программа учебного курса "Финансовая грамотность"
Рабочая программа разработа для обучающихся 2-3 классовУчебный курс «Финансовая грамотность" Рабочая программа учебного курса &la...