Рабочая программа по внеурочному курсу "Истоки"
рабочая программа

Марина Анатольевна Климова

Рабочая программа по внеурочному курсу "Истоки"

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5 «Многопрофильная»

СОГЛАСОВАНО

Руководитель МО

 _____________Е.Б. Сунцова

«_____» ___________2017

Заместитель директора

___________Н.И. Фролова

«____» ____________2017

Пункт 2.2. Основной образовательной

программы начального общего образования

(в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября   2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Направление: общеинтеллектуальная

Название: «Истоки»

Составлена в соответствии с примерной основной образовательной программой начального общего образования, одобренной  решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол  от 8 апреля 2015 г. № 1/15)

1.Пояснительная записка

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обусловил необходимость создания новых подходов к организации учебно-воспитательного процесса в школе в целом, к поиску и разработке новых моделей и технологий образования младшего школьника. В качестве важнейших задач образования выдвинуты саморазвитие, самостоятельность, творчество ребенка, а также раскрытие способностей каждого ученика, воспитание его как личности, готовой к жизни в современном мире. Таким образом современное образование ориентировано не на трансляцию (передачу) знаний, а на выявление, развитие, рост творческих интересов и способностей каждого ребенка, стимулирование его самостоятельной продуктивной учебной деятельности.

Программа внеурочного курса составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

Учебно-методический комплект:

1.ВоронцовА. Б. и др. Пособие для учителей «Проектные задачи в начальной школе» под ред. А. Б. Воронцова. - М. : Просвещение, 2011.

Цель: формирование проектной деятельности учащихся начальных классов, развития личности и создание основ творческого потенциала учащихся.

Задачи:

• Предоставить возможность организации взаимодействия детей при решении поставленной ими самими задачи.

• Учить способу проектирования через специально разработанные задания.

• Создать условия для возможности осуществления «переноса» известных предметных способов действий в квазиреальную, модельную ситуацию, где эти способы изначально скрыты, а иногда требуют переконструирования.

• Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

• Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве: умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров; формирование социально адекватных способов поведения.

• Формирование способности к организации деятельности и управления ею: формирование навыка организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени; формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

• Формирование умения работать с информацией.

2.Общая характеристика курса внеурочной деятельности.

Все более актуальным становится использование в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Прообразом проектной деятельности для младших школьников могут стать проектные задачи. Проектная задача – задача, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»), и в ходе решения которой, происходит качественное самоизменение группы детей.

Проектная задача носит групповой характер.

Проектная задача – это система заданий, направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального «продукта».

Отличие проектной задачи от проекта – для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора (или системы) заданий и требуемых для их выполнения данных.

Итак, проектные задачи в начальной школе есть шаг к проектной деятельности в подростковой школе. Эти задачи имеют творческую составляющую. Решая их, дети не ограничиваются рамками обычного учебного задания, они вольны придумывать, фантазировать. Такие задачи поддерживают детскую индивидуальность, дают возможность опробования различных путей решения. Они помогают сложиться учебному сообществу, поскольку учат детей видеть и слышать друг друга.

Благодаря проектным задачам у детей появляется не только возможность овладения культурными способами действий, но и возможность проб по их использованию в квазиреальных (модельных) ситуациях. Осваивается практика произвольности поведения: самоорганизация группы и каждого внутри ее, управление собственным поведением в групповой работе.

Проектная задача ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действий, средств и приемов не в стандартной (учебной) форме, а в ситуациях, по форме и содержанию приближенных к реальным. На такой задаче нет «этикетки» с указанием, к какой теме, какому предмету она относится.

Итог решения задачи должен рассматриваться в двух аспектах: во-первых, это «реальный» продукт (текст, схема или макет прибора, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков), созданный детьми; во-вторых, это нематериальный «продукт» - качественное изменение самого ребенка.

Проектная задача может быть предметной и межпредметной, одновозрастной и разновозрастной.

Главное условие – это возможность переноса известных детям способов действий (знаний и умений) в новую для них практическую ситуацию, где итогом будет реальный детский продукт.

3.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности.

Личностные результаты

1. Становление основ гражданской российской идентичности, уважения к своей семье и другим людям, своему Отечеству, развитие морально-этических качеств личности.

2. Целостное восприятие окружающего мира.

3. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся мире на основе метода рефлексивной самоорганизации.

4. Принятие социальной роли «ученика», осознание личностного смысла учения и интерес к изучению внеурочного курса.

5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, способность к рефлексивной самооценке собственных действий и волевая саморегуляция.

6. Освоение норм общения и коммуникативного взаимодействия, навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками, умение находить выходы из спорных ситуаций.

7. Мотивация к работе на результат, как в исполнительской, так и в творческой деятельности.

8. Установка на здоровый образ жизни, спокойное отношение к ошибке как «рабочей» ситуации, требующей коррекции; вера в себя.

Метапредметные результаты

1. Умение выполнять пробное учебное действие, в случае его неуспеха грамотно фиксировать свое затруднение, анализировать ситуацию, выявлять и конструктивно устранять причины затруднения.

2. Освоение начальных умений проектной деятельности: постановка и сохранение целей учебной деятельности, определение наиболее эффективных способов и средств достижения результата, планирование, прогнозирование, реализация построенного проекта.

3. Умение контролировать и оценивать свои учебные действия на основе выработанных критериев в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

4. Опыт использования методов решения проблем творческого и поискового характера.

5. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

6. Способность к использованию знаково-символических средств и средств ИКТ для описания и исследования окружающего мира (представления информации, создания моделей изучаемых объектов и процессов, решения коммуникативных и познавательных задач и др.) и как базы компьютерной грамотности.

7. Овладение различными способами поиска (в справочной литературе, образовательных Интернет-ресурсах), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, готовить вое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.

8. Формирование специфических для математики логических операций (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, аналогия, установление причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям), необходимых человеку для полноценного функционирования в современном обществе; развитие логического, эвристического и алгоритмического мышления.

9. Овладение навыками смыслового чтения текстов.

10. Освоение норм коммуникативного взаимодействия в позициях «автор», «критик», «понимающий», готовность вести диалог, признавать возможность и право каждого иметь свое мнение, способность аргументировать свою точку зрения.

11. Умение работать в паре и группе, договариваться о распределении функций в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; стремление не допускать конфликты, а при их возникновении − готовность конструктивно их разрешать.

12. Освоение базовых предметных и межпредметных понятий (алгоритм, множество, классификация и др.), отражающих существенные связи и отношения между объектами и процессами различных предметных областей знания.

Предметные результаты

1. Освоение опыта самостоятельной деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

2. Использование приобретенных знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценкиих количественных и пространственных отношений.

3. Умение строить алгоритмы, составлять и исследовать простейшие формулы, распознавать, изображать и исследовать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, диаграммами и графиками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.

4. Приобретение начального опыта применения знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

5. Приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.

6. Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере.

4.Содержание курса внеурочной деятельности.

Проектная задачаэто система заданий (действий), направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального «продукта». Фактически проектная задача задаёт общий способ проектирования с целью получения нового (до этого неизвестного) результата.

Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора заданий и требуемых для их выполнения данных.

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

  • рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки);
  • целеполагать (ставить и удерживать цели);
  • планировать (составлять план своей деятельности);
  • моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя всё существенное и главное);
  • проявлять инициативу при поиске способа решения задачи;
  • вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

В содержании проектной задачи нет конкретных ориентиров на ранее изученные темы или области знаний, к которым относятся те или иные задания. Школьники находятся в состоянии неопределенности относительно способа решения и, тем более, конечного результата. Решение проектной задачи требует коллективно-распределённой деятельности учащихся – работы в малых группах (в отдельных случаях в парах).

Не секрет, что после изучения темы учителю недостаточно провести одну проверочную работу, чтобы составить ясное и полное представление об уровне усвоения школьниками учебного материала, формирования коммуникативных навыков. Создав на уроке нестандартную ситуацию, учитель сможет более объективно оценить знания детей и определить их проблемы. Для педагога важно найти, придумать такую ситуацию, которая была бы интересна детям. Окунувшись с головой в проблему, дети не подозревают, что именно диагностирует учитель, они увлечены решением задачи, работают не «на учителя», а на свою общую цель и тем самым, не задумываясь об этом, демонстрируют свои истинные предметные знания, коммуникативные навыки в гораздо более полном объёме.

Как же устроена проектная задача?

  1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической. Надо ли её разрешать и в чём проблема? Проблемная ситуация должна быть такой, чтобы путей её преодоления было «несколько».
  2. Формулирование принципов отбора целей. Зачем двигаться в этом направлении?
  3. Планирования действий по разрешению проблемы, то есть с проектирования самого проекта, в частности с определения вида продукта. Куда придём в итоге?
  4. Поиск средств, возможных путей решения – перевод проблемы в задачу.

Задача должна быть сформулирована самими детьми по результатам разбора проблемной ситуации.

  1. Выбор средств решения проблемы. Что будем делать и каким будет результат? Количество заданий в проектной задаче – это количество действий, которые необходимо совершить, чтобы задача была решена.
  2. Решение проблемы (реальное продуктивное действие). Создание какого-то реального «продукта», который можно представить публично и оценить.
  3. Анализ полученного результата, соотнесение его с проблемой. Разрешили ли мы проблему? Место сборки «продукта», оформление итогового результата.
  4. Представление окружающим полученного результата («продукта») в виде различных текстовых, знаковых, графических средств, так как нет установки на жёстко определённую форму ответа.

Проектные задачи могут быть предметными и межпредметными. В любом случае главное условие, позволяющее отнести задачу к классу проектных, - это возможность переноса известных детям способов действий (знаний и умений) в новую для них практическую ситуацию, где итогом будет реальный детский «продукт».

В 1 – 3 классах основная педагогическая цель проектных задач – способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества.

В 4  классе ситуация с проектными задачами меняется. Здесь основной педагогической целью становится выявление у школьников способности к переносу известных способов действий в новую для них модельную ситуацию. Способы учебного сотрудничества, приобретённые в первые три года обучения в школе, становятся средством для эффективного решения проектной задачи.

Данная технология используется в учебном процессе с 1 класса. У младших школьников должны формироваться первоначальные знания и умения в области проектной деятельности. Учащийся должен иметь возможность ознакомиться с полноценной структурой проектно – технологической  деятельности и активно (в соответствии со своими возрастными возможностями) участвовать во всех ее этапах.

Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является:

-  наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности;

-соблюдение последовательности этапов проектирования (определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных способов деятельности, создание плана и организация деятельности по реализации проекта);

- комплексная реализация проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

В течение года предусмотрены две итоговые проектные задачи.

Класс

1класс

2 класс

3 класс

4 класс

декабрь

Сказочный домик

январь

Календарь

Океан Великий

Доктор Айболит

апрель

Буклет «Мой первый класс»

Чудо-птица

Необитаемый остров

Поход

Этапы проектной деятельности:

Этап проектирования.

1.  Выбор и анализ цели проектно – технологической деятельности:

- выявление и анализ потребности (проблемы) (личной, людей из близкого окружения, коллектива класса или школы) в                                                                                                сферах жизнедеятельности «Школа», « Дом», « Досуг»;

- определение цели как системы задач;

- определение видов деятельности по реализации задач.

2. Выбор и анализ возможных средств достижения целей и задач проектно – технологической деятельности:

- анализ существующих средств по решению задач (сбор, изучение и обработка информации о возможных путях и       средствах удовлетворения потребности);

- выбор  критериев для анализа этих средств;

-выдвижение и выбор идей возможных вариантов средств  для  достижения цели.

3. Выбор и анализ возможных и ограничивающих условий, необходимых для решения задач.

4. Создание образа продукта деятельности:

- представление идеи продукта деятельности в словесной или графической форме;

- разработка оптимальных параметров выбранного образа проектной идеи  форма, размер, количество частей т. д.);

- анализ образцов  - эскизов  идеи и выбор оптимального решения (по заданным критериям).

5. Планирование деятельности:

-   планирование работы с позиции технологичности, экономичности, рациональности

-   разработка технологической документации.

Этап практической реализации.

1. Изучение и анализ свойств материалов, которые могут быть использованы при решении проблемы. Сочетание материалов для изучения качества  и внешнего вида изделия. Выбор оптимального материала.

2. Подбор инструментов и приспособлений с учетом вида  и свойств материала, выбранной технологии изготовления.

3.  Организация рабочего места.

4.  Выполнение операций по получения продукта с запланированными качествами:

- выбор способа выполнения операции;

- практическая реализация операции;

- контроль и оценка качества, выполненной операции, и при необходимости ее корректировка.

Контрольно – оценочный этап.

1. Контроль процесса и продукта деятельности.

2. Оценка использования продукта в практике по выделенным параметрам (материальным, техническим, экономическим, эстетическим, функциональным).

3. Поиск путей и средств совершенствования продукта  деятельности, приводящей к его получению.

4. Вербализация  и осознание результатов деятельности по созданию продукта.

Обучающиеся  должны приобрести умения по формированию проблемы и цели своей работы, прогнозировать ожидаемый результат и сопоставлять его с собственными знаниями в области технологии. Учащиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в формах творческого проекта.

Оценивание — процесс соотношения полученных результатов и запланированных целей. Система оценивания должна дать возможность определить насколько успешно ученик освоил учебный материал или сформировал практический навык. Система оценивания должна показывать динамику успехов учащихся в различных сферах познавательной деятельности. В систему оценивания должен быть заложен механизм поощряющий, развивающий, способствующий самооцениванию учащихся. Система оценивания должна предусмотреть связи учитель - ученик, родитель - классный руководитель, администрация - педагогический коллектив. Это обеспечит системный подход к формированию учебного процесса, а, значит, и его целостность.

Отметка — это результат оценивания, количественное выражение учебных достижений учащихся в цифрах или баллах.

Принципы оценивания:

  1. Справедливость и объективность - это единые критерии оценивания ЗУНов учащихся, известные ученикам заранее.
  2. Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
  3. Гласность и прозрачность - это доступность и понятность информации об учебных достижениях учащихся, возможность любого заинтересованного лица проанализировать результаты и сделать соответствующие выводы.
  4. Незыблемость - выставленная учителем отметка может подвергаться сомнению каждой из сторон, но даже в случае конфликтной ситуации и создания конфликтной экзаменационной комиссии, экзаменатор замене не подлежит.
  5. Своевременность – оценка выставляется в течение 3 дней после проведения контроля, если иное не определено в предметном приложении.


5.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся.

1 класс

Тема

Вид работы

Основные виды деятельности учащихся

Интерьер кукольного домика

конструкторский

Личностные УУД – формирование мотивации учебной деятельности, личной ответственности, развитие познавательных интересов, чувства взаимопомощи.

Регулятивные УУД – формирование всех типов учебной деятельности, направленных на организацию своей работы умение планировать деятельность и действовать по плану,

умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности.  

Познавательные УУД – умение сравнивать данные, находить отличия.  

Коммуникативные УУД – учащиеся учатся договариваться, находить общее решение, аргументировать свое предложение, убеждать, понимать позицию других людей, уступать им.

Встреча в лесу

познавательный

Фантастический зверь

Сказочный домик

разновозрастный, комбинированный

Азбука профессий

социальный

В мире животных

познавательный

Секреты воды

исследовательский

Буклет «Мой первый

класс»

контрольный

2 класс

Тема

Вид работы

Основные виды деятельности учащихся

Вот и осень к нам пришла

познавательный

Личностные УУД – формирование мотивации учебной деятельности, личной ответственности, развитие познавательных интересов, чувства взаимопомощи.

Регулятивные УУД – формирование всех типов учебной деятельности, направленных на организацию своей работы умение планировать деятельность и действовать по плану,

умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности.  

Познавательные УУД – умение сравнивать данные, находить отличия.  

Коммуникативные УУД – учащиеся учатся договариваться, находить общее решение, аргументировать свое предложение, убеждать, понимать позицию других людей, уступать им.

Выходной день

познавательный

Карлсон просит о помощи

Помоги Деду Морозу

конструкторский

Календарь

социальный

Красная книга или возьми под защиту

исследовательский

Мы и космос

исследовательский

Чудо-птица

контрольный

3 класс

Тема

Вид работы

Основные виды деятельности учащихся

Создание комиксов

 конструкторский

Личностные УУД – формирование мотивации учебной деятельности, личной ответственности, развитие познавательных интересов, чувства взаимопомощи.

Регулятивные УУД – формирование всех типов учебной деятельности, направленных на организацию своей работы умение планировать деятельность и действовать по плану,

умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности.  

Познавательные УУД – умение сравнивать данные, находить отличия.  

Коммуникативные УУД – учащиеся учатся договариваться, находить общее решение, аргументировать свое предложение, убеждать, понимать позицию других людей, уступать им.

Знатоки сказок

познавательный

Спасение учёного кота

исследовательский

Дом в Простоквашино

социальный

Океан Великий

комбинированный

Ноогеновская задача «Плоский мир»

комбинированный

Кодирование информации

конструкторский

Необитаемый остров

контрольный

4 класс

Тема

Вид работы

Основные виды деятельности учащихся

Мир глазами кузнечика

исследовательский

Личностные УУД – формирование мотивации учебной деятельности, личной ответственности, развитие познавательных интересов, чувства взаимопомощи.

Регулятивные УУД – формирование всех типов учебной деятельности, направленных на организацию своей работы умение планировать деятельность и действовать по плану,

умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности.  

Познавательные УУД – умение сравнивать данные, находить отличия.  

Коммуникативные УУД – учащиеся учатся договариваться, находить общее решение, аргументировать свое предложение, убеждать, понимать позицию других людей, уступать им.

Самолёты

конструкторский

Экспериментариум «Солнечная система»

познавательный

Сказочный домик

разновозрастный, социальный

Доктор Айболит

комбинированный

Волшебник Изумрудного города

Итоговые групповые проекты в 4 классах

познавательный, исследовательский, социальный, конструкторский

Поход

контрольный


6.Описание учебно-методического и материально-технического  обеспечения курса внеурочной деятельности.

  • Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев)
  • К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса)
  • Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся)
  • П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по несколько учащихся (6-7 экз.)

Наименования объектов и средств учебно-методического и материально-технического обеспечения

Начальная школа

КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ

Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2011. – 159 с.

д

Балл Г. А. Теория учебных задач: психолого-педагогический аспект / Г. А. Балл. – М. : Педагогика, 2000.

д

Воронцов А. Б. Проектные задачи в начальной школе / А. Б. Воронцов и др. – М. : Просвещение, 2011. – 176 с.  

д

Воронцов А. Б. Сборник проектных задач. Начальная школа : пособие для учителей / А. Б. Воронцов, В. М. Заславский, О. В. Раскина и др. – Вып. 2. – М. : Просвещение, 2012. – 144 с.

д

Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К. Н. Поливанова. – М. : Просвещение, 2011. – 192 с.

д

Сафонова Т. В. Проектная задача как способ формирования универсальных учебных действий младших школьников / Т. В. Сафонова,  И. А. Чумакова // Интеграция образования. – 2012. – № 2. –  С. 21–26.

д

Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996

д

Бухвало В.А. Общая методика развивающего обучения. – Рига, 2001.

д

Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М., 2000, № 9, с.177-180.

д

Воронцов А.Б., В.М.Заславский, С.В.Егоркина. Проектные задачи в начальной школе.  – М.: Просвещение, 2009. – С.175.

д

Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос.акад. образования.- 2000.- N 2.- C. 36-43.- (Филос.-психол. основы теории В. В. Давыдова).

д

Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения. Директор школы. М., 1995, № 6, с.34-47.

д

Гузеев В. В. Развитие образовательной технологии. — М., 1998

д

Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., Интор, 1996.

д

Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005. № 9.

д

Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.

д

Матяш Н. В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования/ Под ред. В. В. Рубцова. - Мозырь: РИФ «Белый ветер», 2000.

д

Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2004.

д

Новикова Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеучебной деятельности. Народное образование. 2000, № 8-9, с.151-157.

д

Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000, — с. 52-55

д

Полат Е.С., М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петрова "Новые педагогические и информационные технологии в системе образования". М., 2004.

д

Савенков А. И. Творческий проект, или Как провести самостоятельное исследование // Школьные технологии. — 1998. — № 4. — С. 144—148.

д

Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практич. Пос. для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2003.

д

Суслов В.Н. Решаем проектные задачи.4-5 класс:учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д : Легион, 2012.

Компьютерные и информационные средства

Интернет-ресурсы

http://www.educom.ru/ru/documents/archive/advices.php Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы

д

http://schools.keldysh.ru/labmro

д

http//doob-054.narod.ru/project.html

д

Технические средства обучения

Классная (магнитная) доска

д

Мультимедийный  компьютер

д

Мультимедийный проектор

д

Интерактивная доска

д

Средства телекоммуникации: электронная почта, локальные школьные сети, выход в Интернет.

д

Принтер (ксерокс)

д


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Сильные, смелые, ловкие"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...