Конспект интегрированного урока по русскому языку в 3 классе на тему «Слог, как часть слова»
план-конспект урока (3 класс)
Урок проводится в паре с учителем класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_slog_kak_chast_slova.docx | 28.01 КБ |
slog_kak_chast_slova.pptx | 2.99 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Слог как часть слова.
Цель: закрепить представления обучающихся о слоге как части слова.
Задачи:
Коррекционно- образовательные:
- развивать умение различать количество слогов в слове по количеству гласных;
- формировать умение делить слова на слоги
- отработать навык выделения гласных звуков из слов;
- развивать умения определять количество и последовательность слогов в словах;
- учить дифференцировать слова различной слоговой структуры.
Коррекционно-развивающие:
- развитие навыков слогового анализа и синтеза;
- активизировать словарный запас учащихся;
- развивать словесно-логическое мышление в упражнениях на аналитико-синтетическую деятельность;
- развивать зрительно-моторную координацию при чтении слов, разделенных на слоги и при выполнении глазодвигательной гимнастики.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать умение работать в коллективе;
- воспитывать стремление к результату деятельности;
- воспитывать интерес к получению знаний путем повышения мотивации.
Оборудование: мультимедийная установка, слайдовая презентация, предметные картинки со словами различной слоговой структуры, карточки со слогами, пособие “Делим слова на слоги”
Ход занятия
I. Организационный момент.
У:Здравствуйте, ребята!
Что придумал гномик нам,
Догадайтесь по слогам?
Сядет тот, кто назовет
В каждом слове первый слог.
призы – при;
ключик – клю;
черепаха – че;
ниточка – ни;
ящерица – я.
На слайде появляются слоги.
Слайд 1.Отработка навыка деления слова на слоги, выделения первого слога
II. Постановка цели занятия.
1. Закрепление понятий слог, слово. Отработка навыка деления слова на слоги.
У: Перед нами части слов.
Кто сложить их все готов?
Узнали, что приготовили нам гномики? – Приключения!
Сколько слогов мы сложили? Сколько слогов в слове при-клю-че-ни-я? – 5;
А сколько гласных букв в этом слове? – 5.
Совместно повторяем правило.
Слайд 2. Примеры определения количества слогов.
III. Основная часть.
1. Работа в тетради. Выделениегласных.
Нет для голоса преград,
Звуки далеко летят,
Гласными мы их зовем,
Свободно тянем и поем.
Гномик придумал секретный шифр, он записывает только гласные буквы из слов.
Слайд 5, 6. Работа по выделению гласных звуков из слов.
2. Определение количества слогов в слове. Активизация словаря.
Логопед:
Мы на поезде поедем,
Всех друзей с собой возьмем.
По вагонам всех рассадим,
Место каждому найдем!
Слайд 7. Отработка навыков определения количества слогов в словах.
Если в названии картинки один слог, посади героя в первый вагон (одно окно), два слога – во второй (два окна)...
Лиса, кукушка, жук, слон, цыпленок, щенок, белка.
3. Работа с деформированными словами. Определение порядка слогов в слове.
Логопед:
На пути у нас слова,
Сразу их понять нельзя.
Слоги мы перевернем
И слова тогда поймем.
Ка-ут, тух-пе, га-кни, жа-лу, ник-чай, тел-дя.
Слайд 8. Определение последовательности слогов в словах.
Делаем вывод о необходимости соблюдать порядок слогов в слове.
4. Развитие фонематического слуха. Обогащение словарного запаса. Работа над обобщением.
Логопед:
Подскажи словечко.
Каша, катер, ежевика –
Слог ты общий назови-ка.
Повтори слова пока...
Ну, конечно- это “КА”.
Собираем урожай,
С “КА” слова ты начинай!
- Здесь весною было пусто,
Летом выросла ....КАПУСТА;
- Собираем мы в лукошко
Очень крупную ...КАРТОШКУ;
- Тише, деточка, не плачь,
Я куплю тебе ...КАЛАЧ;
- Вот пищит малютка-мышь,
“Растрепался мой”... КАМЫШ.
- Вот зеленый толстячок,
Крупный гладкий ...КАБАЧОК;
- Юркнула лягушка в грязь,
А над ней проплыл ...КАРАСЬ.
Слайд 9. Картинки: капуста, картошка, калач, камыш, кабачок, карась.
Какие слова не относятся к сбору урожая (не овощи).
5. Физминутка.
а) упражнения для глаз.
Ходит ежик без дорожек
По лесу по лесу
И колючками своими колется колется
А я ежику ежу те дорожки покажу
Где катают мышки
Маленькие шишки
Мы тихонечко сидим и за ежиком следим;
Слайд 10. Ёжик бегает по периметру экрана, круговые движения, “восьмерки”.
б) двигательные упражнения. Дифференциация понятий “СЛОГ-СЛОВО”.
Логопед:
А теперь мы поиграем,
Слог от слова отличаем.
Слово смысл в себе несет,
Слог в составе лишь идет.
Что длиннее, больше слог или слово? – слово – руки в стороны, слог короткий – руки вперед. Слушайте то, что я скажу. Покажите, слог это или слово.
НО, БЫ, НОС, СА, ИТ, КОТ, СЫР, КРА, ЛИ, ДОМ.
Слайд 11. Иллюстрации к словам.
6. Чтение слов со сложной слоговой структурой.
Отработка навыка слияния слогов. Развитие зрительной координации.
Тренировка слухоречевой памяти.
Слайд 12. 13, 14.
Логопед: слоги связаны ниточкой дружбы. Прочтите слова, назовите количество слогов.
7. Упражнение в словообразовании и словоизменении. Грамматическая работа.
Преобразование слов путем наращивания слоговой структуры.
Работа в тетради.
Логопед:
Cлоги – маленькие феи,
Превратить слова сумели.
Слон один и слог один, назовите ласково – слоник – 2 слога, если их стало много- слоники – 3 слога. Запишите цепочку в тетрадь, подчеркните гласные буквы, поделите на слоги.
Слайд 15. Слон-слоник-слоники,
Слайд 16. Дом-домик-домики.
Слайд 17. Стол-столик-столики;
8. Работа над связной речью.
Совершенствование навыка определения позиции слога в слове.
Развитие слухоречевой памяти.
Логопед:
Pечь моя текла, как речка,
Но рассыпалось словечко,
По порядку разложи слоги в слове
Раз,два,три...
Если черточка одна,
В слове первой стать должна.
Слайд 18.
- Мы совершили увлекательную гул про ку.
- Гномы приготовили для нас дар по ки.
- Молчун принес волшебный даш ран ка.
- Весельчак нарисовал для всех ны кар ти.
IV. Подведение итога занятия.
Слайд 19.
За правильный ответ дети получают наклейку с изображением гномов.
-какое правило помогает определить количество слогов в слове?
- если в слове 1 гласный звук, сколько в слове слогов?
- в слове 2 слога, сколько в слове гласных звуков?
- если в слове 2 гласных звука, сколько в слове слогов?
- в слове 2 слога, сколько в слове гласных звуков?
- в слове 1 слог, сколько в нем гласных звуков?
Логопед: мы отлично потрудились, надеюсь, вам понравилось наше занятие? Спасибо, до свидания.
Список литературы.
- Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001 – 37 с.,165 с.
- Ефименкова Л,Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. Пособие для логопеда. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001 – 93-95 с.
- Лопухина И.С. Логопедия,упражнения для развития речи. – СПб.:Дельта, 1997. 336 с.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
д о м - р у к а – 3 слога 4 слога 1 слог 2 слога м а л и н а – ч е р е п а х а –
у оа
ауа уиа иоа
г а, кни книга петух т ух, пе утка т ка , ут лужа жа , лу чайник ник, чай дятел тел, дя
ка ти во ма кар ли ро ти би ши на
ро по со та ве лос точ рел маш лон ка
сл о н и к и сл о н сл о н и к
д о м и к и д о м д о м и к
ст о л и к и ст о л ст о л и к
Мы совершили увлекательную г у л к у. пр о Гномы приготовили для нас д а р п о к и . Молчун принес волшебный Весельчак нарисовал для всех д а ш к а р н ы т и р а н к а . .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного урока чтение\русский язык. 3 класс
Интегрированный урок (чтение/русский язык) В. Астафьев "Капалуха"...
презентация к уроку русского языка 2 класс по теме Учимся писать части слова
резентация к уроку русского языка 2 класс по теме Учимся писать части слова...
презентация к уроку русского языка 2 класс по теме Учимся писать части слова
резентация к уроку русского языка 2 класс по теме Учимся писать части слова...
презентация к уроку русского языка 2 класс по теме Повторяем правописание частей слова
резентация к уроку русского языка 2 класс по теме Повторяем правописание частей слова...
презентация к уроку русского языка 2 класс по теме Повторяем правописание частей слова
резентация к уроку русского языка 2 класс по теме Повторяем правописание частей слова...
Конспект урока по русскому языку 4 класс по теме "Глагол как часть речи (повторение)
Это первый урок в разделе "Глагол". Материал состоит из двух составляющих: конспект урока и презентация к нему...
Конспекты модульных уроков по русскому языку 3 класс по теме "Сложное слово", "Местоимение как часть речи".
Данные конспекты уроков помогут учителю изучить с учащимися данный материал намного быстрее и сразу проверить усвоенный материал....