Программа курса внеурочной деятельности "Классное" внеклассное чтение"
рабочая программа (4 класс)
Программа реализуется в рамках общеинтеллектуальгого направления внеурочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_chtenie.doc | 109.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов
г. Кирс Верхнекамского района Кировской области
«Утверждаю» Программа рассмотрена на методическом
(приказ № _____от __________) совете (протокол №______от________ )
Директор школы: Н.В. Шибанов Председатель методсовета: С.Н. Гостюхина
Программа
курса внеурочной деятельности
«Классное» внеклассное чтение»
(курс ориентирован на учащихся 4 класса,
срок реализации – 1 год)
Программа разработана
учителем начальных классов
МКОУ СОШ с УИОП г. Кирс
Утемовой О.А.
2015 – 2016 гг.
г. Кирс
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Классное» внеклассное чтение» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального образовательного стандарта начального общего образования». Программа реализуется в рамках общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности.
Цель курса: углубленно знакомить учащихся с детской литературой и книгой, обеспечивать полноценное литературное развитие младших школьников, раскрывать перед детьми мир нравственно – эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, вырабатывать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.
Задачи:
- обогащение внутреннего мира ребенка через книгу, новые мысли и новое понимание привычных явлений и вещей в свете переживаний прочитанного;
- расширение знаний о литературных произведениях;
- развитие интереса к художественной книге;
- развитие навыков глубокого понимания смысла художественного произведения и самостоятельного выбора книг для чтения;
- ознакомление с творчеством современных авторов;
- формирование информационной культуры личности учащихся.
Художественная литература является средством эстетического, нравственного и социального воспитания детей, способствует повышению их познавательной и творческой активности, даёт ребёнку образцы правильного литературного языка, служит для того, чтобы помочь каждому ученику научиться самостоятельно вступать в диалог с различными "голосами" произведений, замечать любые творческие проявления учеников и создавать условия для их развития.
Для развития речи (словарного запаса, грамматического строя) используются задания, направленные на освоение авторской лексики. Привлекается внимание детей к образованию новых форм слов, проводится работа по употреблению синонимов, антонимов, средств художественной выразительности, используемой в произведении. Программа рассчитана на то, чтобы научить делать интерпретацию текста:
Интонирование произведения (отрывка) вслух (выразительное чтение текста, позволяющее представить личную точку зрения исполнителя);
Устное выступление перед слушателями по поводу прочитанного произведения (отзыв, высказывание читателя и слушателей);
"Раскадровка" текста с целью создания виртуального диафильма по сюжету художественного произведения;
Чтение произведения по ролям;
Драматизация произведения (постановка спектакля по изученной пьесе);
Иллюстрирование произведений, прочитанных на занятиях и самостоятельно.
В 4 классе дети учатся выбирать книги по интересам, участвовать в коллективном обсуждении книг, прочитанных дома. Овладевают умением читать книгу вслух вдумчиво и выразительно, представлять перед слушателями в интонации, мимике, жестах, эмоциях своё личное понимание и восприятие прочитанного.
Программа реализуется в тесном контакте с родителями. Проводятся родительские собрания, в ходе которых:
- знакомят родителей с целями и задачами программы;
- проводят обзоры детской периодической печати;
- знакомят родителей с разнообразной информацией (полезными сайтами, новинками детской литературы), дают советы по привлечению детей к чтению и т. д.
Подход к организации деятельности детей, связанной с книгами, следующий: учитель называет тему чтения за неделю до намеченного урока, на котором будет проводиться проверка качества работы учащихся с книгами.
В течение периода времени от получения детьми темы для чтения до проведения урока по этой теме учитель периодически напоминает учащимся о задании, интересуется их успехами в поиске нужных книг. Дети, в свою очередь, находят соответствующую литературу и читают то, что имеет отношение к названной учителем теме предстоящего урока. На перемене, предшествующей уроку, дети организуют выставку книг и знакомятся с ней.
Объём курса в 4 классе 34 ч. (из расчета 1 ч. в неделю)
Содержание курса
Содержание программного материала | Кол-во часов | |
1 | Прекрасное рядом | 2 |
2 | Книги о сверстниках и школе | 7 |
3 | Мудрые страницы | 4 |
4 | Путешествие по дорогам любимых книг | 12 |
5 | Жизнь дана на добрые дела | 8 |
6 | Этот удивительный, удивительный мир | 1 |
Итого | 34 |
Формы и методы проведения занятий:
- беседа;
- работа в паре, группе;
- чтение - рассматривание книг;
- выразительное чтение вслух;
- книжная выставка;
- обсуждение;
- КВН;
- литературная игра;
- драматизация;
- выставка рисунков;
- викторина;
- праздник;
- экскурсия
Формы контроля: входная, промежуточная, итоговая диагностика.
Результаты освоения курса:
Личностные результаты:
- формирование гордости за свою Родину, ее историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального российского общества;
- формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
- развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
- наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
- активное использование речевых средств для решения коммуникативных познавательных задач;
- использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
- овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
- понимание литературы как явления национальной и мировой культуры как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием литературоведческих понятий;
- использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
- умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно—следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
- умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста пo аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
- развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, иллюстраций, на основе личного опыта.
- Сопоставление и осмысление поступков героев, мотивов их поведения, чувств и мыслей действующих лиц, оценка их поступков
- Внимание к языку художественных произведений, понимание образных выражений, используемых в нем
- Ориентировка в учебной книге.
Обучающиеся должны знать:
- основные элементы книги (титульный лист, оглавление, предисловие, аннотация, послесловие);
- 2-3 книги каждого писателя, с которыми знакомились на уроках внеклассного чтения;
- приёмы выбора нужной книги для чтения на определённую тему.
Обучающиеся должны уметь:
- различать основные элементы книги, определять содержание по названию;
- дать правильный ответ, о ком или о чем прочитанная книга;
- ориентироваться в книгах одного автора или однотемных книгах разных авторов;
- выбрать книгу по теме для самостоятельного чтения;
- выделять законченную по смыслу часть или эпизод;
- составлять рассказ о герое;
- использовать книги-справочники и периодическую печать для подготовке к беседе по прочитанному;
- кратко передавать содержание прочитанного как по эпизодам так и в целом;
- высказывать собственные доказательные суждения.
Методическое обеспечение программы:
- Организационные условия
– основные формы занятий: фронтальная, парная, индивидуальная, групповая.
- Материально-технические условия
– наличие кабинета;
– наличие компьютерной техники.
- Методические условия
– литература с разработками и методическими рекомендациями по проведению занятий;
– видеоматериалы.
Библиографический список:
1. Внеклассное чтение / худож. : Черноглазов В. - М. : Самовар, 2006. - 143 с. : ил. - (Школьная б-ка). - Содерж. авт.: Тургенев И., Твен М., Чехов А., Куприн А., Андреев Л., Лондон Д., Толстой А., Казаков Ю.
2. Детское чтение: тематическая подборка статей: миссия и моделирование чтения // Библиотечное дело. - 2007. - дек. (N 13). - С. 6-28.
3. Методика обучения чтению: Учебно-метод. пособие для пед. вузов /Сост.: Сальникова Т.П. - М.: Сфера, 2001. - 234 с. - Библиогр.: с. 233. - ISBN5-89144-110-1 :
4. Беленькая, Л.И. Дети - читатели художественной литературы : Типологические особенности чтения на разных этапах детства // Школьная библиотека. - 2011. - май (N 4). - С. 32-41.
5. Белоногая, В. Вместе читаем, играем, создаем!: опыт взаимодействия с ребенком в процессе обучения чтению : [педагог делится опытом обучения чтению ребенка 6-7 лет] // Семейное чтение. - 2008. - февр. (N 1). - С. 21-23. - Список лит.: 5 назв.
6. Гриценко, З. Своеобразие читательского становления: [проблема круга чтения дошкольника] // Дошкольное воспитание. - 2008. - февр. (N 2). - С. 15-20.
7. Жамалетдинова, Н. Р. Я родился! Я читаю!: [программа муниципальной библиотеки по раннему литературному развитию детей] // Молодые в библиотечном деле. - 2006. - янв. (N 1). - С. 23-27.
8. Крылова, Н. Чтение как универсальная культурная практика ребенка : [модели культурных практик чтения детей-школьников] // Народное образование. - 2007. - окт. (N 9). - С. 165-168 // Воспитательная работа в школе. - 2008. - апр. (N 2). - С. 73-84.
9. Молдавская, К. Мы выбираем: [алгоритм выбора книг для детей от критика детской литературы] // Что читать?. - 2009. - март (N 3). - С. 48-49.
10. Родничок: Книга для внеклассного чтения в 3 классе. - 2-е изд. - Тула: Арктоус, 1996. - 223с.: ил. –
11. Родничок: Книга для внеклассного чтения в 4 классе. - Тула: Арктоус, 1997. - 316с.: ил.
12. Родничок: Книга для внеклассного чтения во 2 классе. - 3-е изд. - Тула: Арктоус, 1996. - 316с.
13. Семяновская, А.П. Библиотечные уроки в начальной школе: [материал для игрового занятия, посвященного культуре чтения, с включением викторин и кроссвордов, для учащихся начальных классов] // Школьная библиотека. - 2011. - май (N 4). - С. 79-88.
14. Тимофеева, И.Н. Книга в жизни детей и подростков: Фрагменты книг : [фрагменты из книг "Книга в жизни маленьких детей", "Дети. Время. Книга"] // Школьная библиотека. - 2009. - февр. (N 2). - С. 1-32.
15. Тимофеева, И.Н. Что и как читать вашему ребенку от года до десяти: Энциклопедия для родителей по руководству детским чтением. - СПб.: Изд-во РНБ, 2000 . - 511 с.: ил. - В надзаг.: Рос. нац. б-ка. (В пер.)
Мультимедийные образовательные ресурсы.
http://www.solnet.ee | Российский общеобразовательный портал для детей и взрослых. |
http://www.viki.rdf.ru | Детские электронные книги и презентации |
Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4 т. | |
Сайт детям начальной школы | |
Фотогалерея сайта Началка.com | |
Сайт "Лукошко сказок" | |
Детское аудио (сказки, песни, стихи, рассказы спектакли и т.д.) | |
Сиди и слушай аудиосказки | |
Педагогическая библиотека | |
Информационный сайт для детей и их родителей |
Учебно – тематическое планирование
№ темы п/п | Дата | Тема/ раздел курса | Возможные виды деятельности | Кол-во часов | |
Прекрасное рядом | |||||
1 | Вводное занятие. | Беседа. Заполнение анкеты «Какой ты читатель?». Знакомство с заповедями читателя и с основными элементами книги. | 1 | ||
2 | Странички дневника (книги, прочитанные летом). | Выставка книг. Прослушивание и самостоятельное чтение рассказов. Обмен читательскими впечатлениями. | 1 | ||
Книги о сверстниках и школе | |||||
3 | Н.Н. Носов «Фантазеры и затейники» | Беседа, викторина. Представление других произведений Н.Н. Носова. Обсуждение выставки иллюстраций. | 1 | ||
4 | «И в шутку, и всерьез». Рассказы Н. Носова. | Конкурс знатоков. Конкурс писем любимому герою. | 1 | ||
5-7 | Н.Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» | Обсуждение прочитанного, чтение и пересказ понравившихся эпизодов, дискуссия. Составление словарика литературоведческих терминов. Создание виртуального диафильма. | 3 | ||
8-9 | Трудно ли учиться в школе? (стихи, рассказы о школе) | Творческий конкурс: забавные истории из школьной жизни. Выставка книг, рассказ о писателях. Проблемные вопросы, кроссворд для знатоков. | 2 | ||
Мудрые страницы | |||||
10-13 | А.де С. Экзюпери «Маленький принц» | «Экспедиция» в сказочную страну. Прослушивание и самостоятельное чтение сказки. Конкурс на лучшего рассказчика. Игровой диктант «Внимательный читатель». Литературная игра. Работа над образами персонажей, над языком сказки. Чтение по ролям. | 4 | ||
Путешествие по дорогам любимых книг | |||||
14-17 | Творчество Э. Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот» | Пересказ понравившихся эпизодов, чтение и обсуждение эпизодов, выставка рисунков. Викторина, отгадывание кроссворда. Информация о других произведениях Э. Успенского. Экскурсия в библиотеку. | 4 | ||
18-21 | А. Волков «Волшебник Изумрудного города» | Знакомство с творчеством А. Волкова и его произведениями (работа в группах). Чтение и пересказ понравившихся эпизодов. Игра по станциям. | 4 | ||
22-25 | В. Губарев «Королевство кривых зеркал» | Чтение и пересказ отрывков, тест-игра, подготовка совместно с учащимися вопросов для брейн-ринга по прочитанному произведению. | 4 | ||
Жизнь дана на добрые дела | |||||
26-29 | Е.И. Ильина «Четвертая высота» | «Круглый стол»: рецензирование книги и рекомендации одноклассникам. Доклады о войне и детях на войне, чтение, беседа, обсуждение выставки книг. | 4 | ||
30-33 | А.П. Гайдар «Тимур и его команда» | Путешествие во времени. Просмотр х/фильма. Конкурс на лучшего рассказчика. Литературная игра. | 4 | ||
Этот удивительный, удивительный мир | |||||
34 | Праздник «В гостях у Книги» | Заполнение анкеты «Каким читателем я стал?». Итоговая читательская конференция. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по формированию навыков осознанного чтения «Первоклассная газета»
Курс внеурочной деятельности «Первоклассная газета»...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности Чтение с увлечением 3 класс
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку и КТП...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности Чтение с увлечением 2 класс
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку и КТП...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Смысловое чтение. Работа с текстом»
Программа «Смысловое чтение и работа с текстом» имеет духовно-нравственную направленность и предназначена для организации внеурочной деятельности по общеинтеллектуально...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Обучение смысловому чтению» 2 класс
Курс «Обучение смысловому чтению» составлен в соответствие с авторским курсом «Смысловое чтение» Беденко М.В. В Примерной основной образова...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Чтение с увлечением" +34 урока
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Чтение с увлечением" +34 урока...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Чтение с увлечением"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Чтение с увлечением"...