«Методы организации совместной предметно-практической деятельности старших школьников волонтеров и детей с ОВЗ МБС(К)ОУ «С(К)НШ-ДС№10», обеспечивающей возможность их успешной социальной адаптации в рамках урочной деятельности».
статья

Ходор Наталья Борисовна

         Целью проекта  является организация совместной познавательной и предметно-практической деятельности волонтеров и детей с ОВЗ, способствующей социально-личностной адаптации детей в образовательной организации и ближайшем социальном окружении. В рамках данного проекта мы тесно сотрудничаем с волонтерскими отрядами других школ города, обмениваемся опытом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья24.31 КБ

Предварительный просмотр:

«Методы организации совместной предметно-практической деятельности старших школьников волонтеров и детей с ОВЗ МБС(К)ОУ «С(К)НШ-ДС№10», обеспечивающей возможность их успешной социальной адаптации в рамках урочной деятельности».

             Ходор Наталья Борисовна

учитель-дефектолог

МБС(К)ОУ «С(К)НШ-ДС№10»

           

          В основе любого волонтерского движения старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому. Этот принцип понятен и близок всем тем, кому знакомо чувство справедливости, кто понимает, что сделать жизнь общества лучше можно только совместными усилиями каждого из его членов. Мало кто может чувствовать чужую боль и сострадать, сопереживать. Именно поэтому мы все чаще говорим о толерантности. Содержание специального образования состоит в том, чтобы обеспечить детям с ограниченными возможностями здоровья получение образования в соответствии с их способностями и возможностями, обучение в целях адаптации и интеграции их в общество.

         Успешная социализация детей с ОВЗ является основной задачей, стоящей перед педагогическим коллективом МБС(К)ОУ «С(К)НШ-ДС№10»,

а для ее решения   педагоги используют в своей работе различные методы и формы, направленные на формирование успешной социальной адаптации ребенка с ОВЗ, ведут активную работу по развитию навыков социализации и адаптации детей в современном обществе, по формированию толерантного, терпимого отношения друг к другу.

     Одна из форм такой работы реализация проекта: «Методы организации совместной предметно-практической деятельности старших школьников волонтеров и детей с ОВЗ МБС(К)ОУ «С(К)НШ-ДС№10», обеспечивающей возможность их успешной социальной адаптации в рамках урочной деятельности».

         Целью проекта  является организация совместной познавательной и предметно-практической деятельности волонтеров и детей с ОВЗ, способствующей социально-личностной адаптации детей в образовательной организации и ближайшем социальном окружении. В рамках данного проекта мы тесно сотрудничаем с волонтерскими отрядами других школ города, обмениваемся опытом.

   Активная позиция, которую мы поддерживаем и распространяем заключается в формировании у школьников обычных школ и обучающихся с ОВЗ (РАС, интеллектуальные нарушения, НОДА, ЗПР) понятия о том, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям, но обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Дети с ограниченными возможностями здоровья  нуждаются в положительном, толерантном отношении. Для того чтобы предметно-практическая деятельность имела образовательный и развивающий смысл, практические задания для обучающихся должны содержать в себе задачи, требующие определенного интеллектуального и эмоционального напряжения. Кроме этого, очень важно создать такие образовательные и воспитательные условия, при которых ребенок с ОВЗ сможет беспрепятственно и без особых затруднений раскрыться в полной мере и чувствовать себя комфортно.

        Наблюдая за ребятами из других школ, их поведением, эмоциями, ребенок с ОВЗ узнает больше об окружающем мире и с помощью детей-волонтеров учится применять полученные знания в своей жизни. Качество и количество полученных знаний зависит от особенностей и нарушений у ребенка.

          При выполнении практических работ обучающиеся с ОВЗ вступают в контакт с окружающими людьми, получают от них необходимые сведения, а затем используют их на практике самостоятельно. Различные упражнения на уроках ребята могут выполнять группами и, в процессе выполнения, учатся общаться между собой и уже потом переносят эти умения при общении с незнакомыми людьми.

      Это необходимо для того, чтобы здоровые дети имели позитивную информацию о детях с ОВЗ, умели  правильно построить общение, диалог, в свою очередь, и ребята с ОВЗ так же имели представление о коллективе ребят из массовых школ, находили способы построения контактов, были психологически настроены на общение. Наше учреждение регулярно проводит совместные мероприятия со старшеклассниками из других школ города. Содержанием которых,  является волонтёрская деятельность, направленная на организацию совместных мероприятий – встреч  обучающихся общеобразовательной школы и детей с ОВЗ.

         Главная задача  состоит в том, чтобы  дети с ограниченными возможностями здоровья стали соучастниками этой деятельности, а нормально развивающиеся дети воспринимали их как партнёров, которым нередко требуется их помощь и поддержка.

        В этой увлекательной совместной образовательной деятельности старшеклассника и обучающегося с ОВЗ смоделирована игровая ситуация. Одним из средств мотивации выступает использование информационно-коммуникационных технологий (игровая презентация) и такая форма мотивации как обращение к чувствам и эмоциям детей - «поможем», «позаботимся».  

       В рамках сотрудничества с волонтерами массовых школ, обучающиеся МБС(К)ОУ «С(К)НШ-ДС№10» участвуют  в реализации следующих проектов и инициатив, которые проводятся 2-3 раза в месяц:

- добровольческая акция «Весенняя неделя добра».

- флэш-моб, в рамках которого ребята ведут разъяснительную работу среди жителей города о безопасном поведении на улицах. Ребята раздавали листовки, памятки проезжающим водителям и пешеходам. Многие пешеходы интересовались нашей акцией и сами останавливали транспорт. Одной из целей нашей акции была "Обеспечение безопасности детей", поэтому наши ребята подходили к  паркующимся водителям, проводили с ними беседу и вручали листовки. Это движение стало близким и ответственным мероприятием, которого ждут наши ребята с нетерпением.

- с призывом «Подарите шанс на жизнь!» участники обращаются к жителям города, раздают информационные буклеты, направленные на пропаганду донорства крови.

- квест «Выбирай здоровый путь!» с целью пропаганды здорового образа жизни, ребята совместно рисовали плакаты, буклеты, записывали ролики о здоровом образе жизни. 

- социально-значимая акция «Ветеран живёт рядом», в рамках акции волонтеры с массовых школ и ребята с ОВЗ готовили подарки для ветеранов ВОВ, лично поздравляли ветерана войны.

- марафон «Давайте беречь свой поселок», в ходе которого волонтёры с ребятами убирали территорию ОУ, раздавали буклеты с обращением к жителям  навести порядок.

- флеш-моб «Делами добрыми едины», посвящённый Международному Дню инвалидов. В рамках акции было организовано в центре города раздача листовок с призывом обратить внимание на то, что рядом с нами живут люди с ограниченными возможностями, которые острее всех нуждаются в нашей любви, понимании и заботе.

- развлекательные мероприятия «Тонус клуб», «Мадагаскар», «Игровые комнаты», где совместно ребята общались, играли, делились впечатлениями.

- сотрудничество с отделением ГИБДД. Ежегодно совместно с инспектором ГИБДД проводится акция «Осторожно на дорогах!» в целях профилактики дорожно-транспортных происшествий. В рамках акции ребята раздают светоотражатели и буклеты с правилами дорожного движения детям и родителям, идущим по улицам.

-  Так же, совместно со старшеклассниками других школ, проводили уроки толерантности. Один из них «Все мы-разные, все мы-равные!». Урок  включал в себя беседу о людях с ОВЗ, упражнения для формирования готовности к взаимопомощи и сочувствию, адекватного уровня самооценки, самоконтроля, уверенности в себе, развития коммуникативной и эмоционально-волевой сфер. На уроке ребята с ОВЗ общались, играли, выстраивал отношения с детьми с нормой в развитии. Дети делились друг с другом чем-то новым и при этом чувствовать доброжелательное отношение и понимание. Ребята говорили о том, что все дети одинаковые и в тоже время –неповторимы. И именно за это нужно уважать и ценить друг друга.

- Экскурсии, поездки в Челябинск.

- Организована совместная почта для детей: какие бы хотели провести мероприятия, что бы хотели узнать, пожелания друг другу.

           Совместная деятельность обучающихся с ОВЗ и школьников волонтеров, способствует стимулированию обучающихся к личностному развитию, социальному росту, активной творческой деятельности на основе приобретённого опыта успешной самореализации в коллективной деятельности объединения. Благодаря таким мероприятиям, где взаимодействуют дети с ОВЗ и дети из массовых школ, наши ребята усваивают социальный опыт, учатся выстраивать межличностные отношения, учатся быть толерантными, доброжелательными друг к другу. Происходит становление мотивационного компонента толерантности.

       При организации совместно-практической деятельности, ребенок-волонтер дает возможность обучающимся с ОВЗ хорошо осмыслить и усвоить изучаемый материал, способствует дальнейшему углублению знаний, содействует развитию творческих способностей школьников всех ограничений, учитывая особенности и возможности каждого ребенка.

       Используя предметно-практические методы, мы оказываем направляющую помощь для организации жизни детей, определяем дальнейшую и ближайшую перспективы, находим необходимые ресурсы, определяем план действий и целей. В процессе различных наблюдений, экспериментов доносим до детей информацию о правильности и необходимости тех или иных поступков, стимулируем аналитическую деятельность в окружающей действительности.

       Со старшеклассниками мы просматриваем различные фильмы, где описываются конфликтные ситуации и вместе с ними учимся, как правильно избежать конфликта или как правильно из него выйти. Это очень важно уметь детям с ОВЗ, когда они столкнутся с социумом один на один, без поддержки и помощи волонтеров, тьюторов.

Благодаря вышеперечисленным формам и методам у обучающихся с ОВЗ развиваются коммуникативные навыки, стремление к познанию мира, формируется адекватная самооценка, т.е. происходит накопление детьми социального опыта. Они учатся выстраивать межличностные отношения, учатся быть толерантными, доброжелательными друг к другу.

         Можно с уверенностью сказать, что проведенная работа волонтеров, помогает ребенку с ОВЗ преодолеть или значительно уменьшить «социальное выпадение», сформировать различные структуры социальной компетентности и психологическую подготовленность к жизни в окружающей человека социокультурной среде.

Таким образом, планомерно выстроенная урочная деятельность в МБС(К)ОУ «С(К)НШ-ДС№10» способствует успешной социализации личности с ограниченными возможностями здоровья в современной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Успешная социальная адаптация младших школьников, как основной компонент психологического здоровья»-методическая тема.

1)    Актуальность:И от меня, первого учителя, зависит, как сложится не только школьная жизнь ребёнка, но и  насколько успешным он будет  в обществе. Задача сохранения з...

Методы и приёмы формирования УУД в рамках урочной деятельности

В данной статье представлены деятельностные методы и формы формирования УУД младших школьников, которые подтвердили свою эффективность и результативность....

Развитие языковой и речевой компетентности для успешной социальной адаптации детей мигрантов

Миграционные процессы, происходящие в настоящее время в России, не обходят стороной и город Сургут. Количество приезжих иностранных граждан из стран ближнего зарубежья с каждым годом только увеличивае...

Организация совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию безопасности дорожного движения.

Советы по подготовке материала для повторения правил дорожного движения в старшей группе ДОУ...

Формирование и развитие коммуникативных навыков речи как условие успешной социальной адаптации младших школьников.

Особое значение придаётся формированию коммуникативных действий, которые необходимы для общения ребёнка в социуме (школа), с близкими (дом) и сверстниками. Сформированность коммуникативных УУД обусл...

ПЛАН РАБОТЫ НАД ИНДИВИДУАЛЬНОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМОЙ САМООБРАЗОВАНИЯ «Формирование успешной социальной адаптации обучающихся с расстройством аутистического спектра в процессе внеурочной деятельности»

Процесс социализации - это процесс   взаимодействия личности и    общества. Данное  взаимодействие  включает в  себя, с  одной  стороны...