Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука нравственности"
рабочая программа
Важнейшей задачей образования в настоящее время является освоение учащимися духовных ценностей и нравственного поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
azbuka.docx | 83.99 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
АЗБУКА НРАВСТВЕННОСТИ
для учащихся 1-4 классов
2017
Содержание.
- Пояснительная записка……………………………………………………3
- Результаты освоения курса внеурочной деятельности………………...10
- Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности……………………………………...18
- Тематическое планирование…………………………………………….25
- Перечень учебно-методического, информационного и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности…………31
- Список литературы………………………………………………………32
- Приложения к программе………………………………………………..33
Пояснительная записка.
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение учащимися духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания учащихся младших классов.
Комплексная программа «Азбука нравственности» составлена на основе программы Э.Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравственности», и может быть реализована учителем в сотрудничестве с родителями. Возможно привлечение заинтересованных учащихся и педагогов дополнительного образования.
Занятия «Азбуки нравственности» должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать яркую наглядность и электронные ресурсы. В качестве домашнего задания можно рекомендовать учащимся завершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с родителями. Важно отметить всех, кто выполнил домашнюю работу. На занятиях важна активность школьника, его участие в обсуждениях жизненных ситуаций. Это уроки разъяснения, объяснения и обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у учащегося интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.
Программа основана на современных требованиях нормативно правовой базы:
- Федеральный закон РФ № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (Электронный ресурс) -http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=4263;
- Приказ Министерства образования и науки от 06.10.2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010 г. №1241 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009 г. №373»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «От утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24.10.2015 №81 «О внесении изменений №3 в СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. Реестр.2015г;
-Приказ Министерства образования Российской Федерации от 17 декабря 2010 № 1897 «Об утверждении ФГОС ООО»;
-Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1643 “О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 “Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования”;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. № 1576 “О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 “Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования”.
Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у учащихся младших классов.
Задачи:
- Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп;
- Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;
- Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки;
- Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
Программа составлена на основе следующих принципов духовно-нравственного развития и воспитания:
Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.
Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника.
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.
Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.
Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания.Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие учащихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности учащихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.
Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придаёт ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог.
Для оценки планируемых результатов освоения программы «Азбука нравственности» рекомендовано использовать диагностический инструментарий, заложенный в пособии «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли».
Критерии
Показатели
Измерители
Сформированность моральных норм и правил поведения
Знает основные моральные нормы и правила поведения
Диагностика нравственной воспитанности:
-диагностика нравственной самооценки;
- диагностика этики поведения;
- диагностика отношения к жизненным ценностям;
-диагностика нравственной мотивации.
Наблюдения педагогов и родителей.
Соблюдает моральные нормы и правила поведения
Методика изучения уровня воспитанности.
Наблюдения педагогов и родителей
Ориентируется в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей
Анкета «Оцени поступок»
(дифференциация конвенциональных и моральных норм,
по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой, 2004).
наблюдения педагогов и родителей.
Для оценки результативности программы «Азбука нравственности» в приложении приведены диагностические материалы и проверочные задания.
Форма организации работы по программе в основном - коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Теоретические занятия (внеурочные, внешкольные):
• беседы;
• встречи с интересными людьми;
• литературно-музыкальные композиции;
• просмотр и обсуждение видеоматериала;
• экскурсии (внеурочная, внешкольная);
Практические занятия (внеурочная, внешкольная):
• творческие конкурсы;
• выставки декоративно-прикладного искусства;
• коллективные творческие дела;
• викторины;
• интеллектуально-познавательные игры;
• трудовые дела;
• тренинги;
• наблюдение учащихся за событиями в стране;
• обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;
• заочные путешествия;
• акции благотворительности, милосердия;
• творческие проекты, презентации, темы проектов;
• сюжетно-ролевые игры.
Курс включает 135 занятий внеурочной деятельности: одно занятие в неделю, 33 занятия по 30 минут в 1 классе, по 34 занятия по 40 минут во 2-4-ых классах.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания у учащихся младших классов как направление духовнонравственного развития и воспитания учащихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.
В ходе реализации программы «Азбука нравственности» будет обеспечено достижение учащимися воспитательных результатов и эффектов.
По типу программа является комплексной, так как имеет три уровня воспитательных результатов:
Первый уровень результатов — приобретение учащимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие учащегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение учащимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие учащихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов — получение учащимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие учащегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
- на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
- на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
- на третьем уровне создаются необходимые условия для участия учащихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации младших школьников.
В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Задача педагога поддерживать эту тенденцию, способствовать используемыми им воспитательными формами достижению ребенком первого уровня результатов.
Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов.
К четвертому классу у младшего школьника появляется реальная возможность выхода в пространство общественного действия, то есть достижение третьего уровня воспитательных результатов.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания учащихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.
Занятия «Азбуки нравственности» должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать яркую наглядность и электронные ресурсы. В качестве домашнего задания можно рекомендовать детям завершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с родителями. Важно отметить всех, кто выполнил домашнюю работу. На занятиях важна активность учащегося, его участие в обсуждениях жизненных ситуаций. Это занятия разъяснения, объяснения и обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.
В результате прохождения программного материала к концу 1 классаучащиеся должны знать:
1. Отличие понятий «этика» и «этикет»;
2. Правила вежливости и красивых манер.
Уметь:
1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности,
признавая это право и за другими;
2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных
местах;
3. Придерживаться «золотого правила» в общении с другими;
4. Быть доброжелательными;
5. Сострадать животным, не обижать их;
6. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома;
7. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте,
содержать в чистоте свои книги и тетради;
8. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради,
необходимые для уроков по расписанию.
В результате прохождения программного материала к концу 2 классаучащиеся должны знать:
1. Требования этикета к устному и письменному приглашению и
общению с гостями;
2. Заповеди и правила этикета;
3. О доброте и жестокости, уважительном отношении к старшим и
высокомерии, отражённом в сказках.
Уметь:
1. Исполнять заповеди;
2. Соблюдать этикет в театре, кино, на выставке, в музее, на улице;
3. Выполнять общение;
4. Написать приглашение, встречать гостей, развлекать их, правильно
вести себя в гостях, дарить и принимать подарки.
В результате прохождения программного материала к концу 3 классаучащиеся должны знать:
1. Каким должен быть воспитанный человек;
2. Требования этикета к разговору, в том числе к разговору по
телефону;
3. Краткое содержание прочитанных на уроках притч и сказок в
подтверждении своих нравственных убеждений;
4. Пословицы о дружбе, верности данному слову, доброте,
благодарности;
6. Правила вежливого отказа, несогласия. Как обращаться к разным
людям.
Уметь:
1. Соблюдать правила вежливости и красивых манер;
2. На практике применять методы самовоспитания и самоконтроля;
3. Уметь разговаривать по телефону, соблюдая правила этикета;
4. Уважать чужое мнение, будучи несогласным с ним;
5. Проявлять тактичность и доброжелательность в общении;
6. Быть сострадательными к чужому горю;
7. Не обижать животных и птиц;
8. Различать добро и зло, давать правильную оценку поступков
литературных героев, уметь мысленно ставить себя в аналогичную
ситуацию;
9. Проявлять положительные моральные качества в достойном
поведении, поступках.
В результате прохождения программного материала к концу 4 классаучащиеся должны знать:
1. Правила этики и культуры речи;
2. Требования к манерам, чем отличается корректное поведение от
галантного;
3. Об источниках наших нравственных знаний;
4. О совести как основе нравственности;
5. Стихотворения о Родине (на выбор);
6. О пользе терпения, выдержки, умения предвидеть последствие
своих поступков.
Уметь:
1. Различать хорошие и плохие поступки;
2. Воплощать свои этические знания в повседневном поведении, в
привычках;
3. Уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и
младшим;
4. Давать правильную оценку поступков литературных героев и
сверстников, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.
У учащихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
Личностные универсальные учебные действия:
- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Учащийся получит возможность для формирования:
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Познавательные универсальные учебные действия:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.
1 класс (33 часа)
Раздел 1: Правила поведения в школе (6 ч.)
Правила поведения на уроке и на перемене. Правила поведения в столовой. Правила поведения в библиотеке. Правила поведения в школьном дворе.
Формы организации: занятие-путешествие, беседа, экскурсия, конкурс рисунков.
Виды деятельности учащихся:
- приводить примеры взаимосвязей между человеком и природой;
- оценивать свои поступки и рассказывать о них;
- участвовать в конкурсе рисунков на тему «Я и моя школа»
- работать в паре: анализировать, обсуждать свои поступки, делать свои выводы, осуществлять самопроверку.
Раздел 2: О добром отношении к людям (10 ч.)
Что такое «добро и зло». «Ежели вы вежливы». Добрые и не добрые дела. Ты и твои друзья. Помни о других – ты не один на свете.
Формы организации: беседа, конкурс рисунков, урок-практикум, сюжетно-ролевая игра.
Виды деятельности учащихся:
- работать в паре: моделировать изучаемые взаимосвязи, выявлять роль человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей;
- читать и обсуждать стихотворение Б. Заходера «Про всех на свете», делать вывод о необходимости бережного отношения к природе и сохранения природных связей.
Раздел 3: Как стать трудолюбивым (7 ч.)
«Ученье - Свет, а неученье тьма». Как быть прилежным и старательным. Наш труд в классе. Мой труд каждый день дома.
Формы организации: беседа, просмотр видеофильма, ролевые игры.
Виды деятельности учащихся:
- работать в группе: выполнять задания, формулировать выводы, осуществлять самопроверку;
- работать в паре: устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять самопроверку.
Тема 4: Правила опрятности и аккуратности (5 ч.)
Культура внешнего вида. Каждой вещи своё место. Умейте ценить своё и чужое время.
Формы организации: беседа, конкурс рисунков, игра, коллективно-творческая работа.
Виды деятельности учащихся:
- уметь оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации. Оценивать внешний вид человека. Показать, что внешний вид зависит от отношения человека к себе и его характера. Внешний вид человека формирует отношение к нему окружающих
Раздел 5: Правила поведения на улице и дома (2 ч.)
Как вести себя на улице и дома.
Формы организации: беседа, викторина, экскурсия.
Виды деятельности учащихся:
- работать в паре: находить изображения города, обозначать его цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию; рассказывать о своем городе по плану;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке;
Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице) Бережное отношение к окружающим людям нашего города.
Раздел 6: Школьный этикет (3 ч.)
Как приветствовать людей и знакомиться с ними. Чему научили нас уроки нравственности?
Формы организации: беседа, просмотр фильма, ролевая игра.
Виды деятельности учащихся:
- использовать в речи слова вежливости;
- участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме;
- использовать доброжелательный тон в общении;
-самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы;
- оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.
2 класс (34 часа)
Раздел 1: Культура общения (11 ч.)
Этикет (повторение). Устное и письменное приглашение на день рождения. По правилам этикета. Приглашение к столу. Встреча и развлечение гостей. Поведение в гостях. Как дарить подарки.
Формы организации: беседа, творческая мастерская, путешествие по лабиринту этикетных правил, разыгрывание ситуаций, конкурсы, сюжетно-ролевые игры.
Виды деятельности учащихся:
- участвовать в обсуждении вопросов, отвечать на вопросы викторины, решать весёлые задачи, отвечать на вопросы, пользоваться правилами выразительной речи;
- устное и письменное приглашение на день рождения, азбука этикета.
Раздел 2: Общечеловеческие нормы нравственности (2ч.)
Заповеди. Дал слово держи.
Формы организации: занятие-исследование, просмотр фильма, обсуждение фильма.
Виды деятельности учащихся:
- активно играть, расшифровывать выражения, рисовать и иллюстрировать; - объяснять пословицы, пользоваться правилами выразительной речи, участвовать в диалоге, обсуждать увиденное;
- дать понятие о морали, этике, этикете. Понятия «я», «мы», «они». Общее и отличительное в этих понятиях.
Раздел 3: Дружеские отношения (8 ч.)
«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». Преданный друг. О доброте и бессердечие. Об уважительном отношении к старшим. О зависти и скромности. О доброте и жестокосердии.
Формы организации: презентации, составление словаря «Добрые качества», сценка «Приветливые люди», игра «Скромные звери», конкурс рисунков «Сад добрых дел».
Виды деятельности учащихся:
- доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим, добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации).
Раздел 4: Понять другого (13 ч.)
Проект «Школьный этикет». Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. О тактичном и бестактном поведении. Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. Обзор курса этики за год.
Формы организации: проектная деятельность, беседа, сюжетно-ролевая игра, викторина.
Виды деятельности учащихся:
- понятия «традиции», «праздники». Семейные праздники;
- классифицировать, рассуждать, анализировать, учиться работать с реальными объектами как с источниками информации;
- проектная деятельность (правилам организации совместной деятельности,
ставить и решать проблемы, четко формулировать цели и задачи для достижения желаемого результата деятельности, вырабатывать гипотезы, проводить наблюдения, находить, отбирать, анализировать и работать с различной информацией, проводить самоанализ своей деятельности,
проводить исследования, создавать новые изделия, проводить презентацию своей деятельности).
3 класс (34 часа)
Раздел 1: Культура общения (6 ч.)
Этикет разговора. Обращение к разным людям. Вежливый отказ, несогласие. Разговор по телефону. Играем роль воспитанного человека.
Формы организации: рисование, коллективное чтение и обсуждение литературных произведений, просмотр видеофильмов, беседа, этические игры, этикетные ситуации, сюжетно-ролевые игры.
Виды деятельности учащихся:
- участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение;
- игровая деятельность; познавательная деятельность;
- выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
Раздел 2: Самовоспитание (6ч.)
Что значит быть вежливым? Мои достоинства и недостатки. Большое значение маленьких радостей. О хороших и дурных привычках.
Формы организации: беседа с элементами диалога, занятия наблюдения, тренинг, викторина.
Виды деятельности учащихся:
- аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
- контролировать свою деятельность проблемно-ценностное общение.
Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (9 ч.)
О сострадании и жестокосердии. Лгать нельзя, но если…? Всегда ли богатство счастье? Спешите делать добро. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Формы организации: беседа, просмотр фильма, дискуссия, занятие-наблюдение, занятие-исследование, акции.
Виды деятельности учащихся:
- обсудить понятие «настоящий друг». Чтение произведений о дружбе. Пути выхода из конфликтных ситуаций;
- понятия «вежливость», «тактичность», «деликатность».
Раздел 4: Как сердцу высказать себя. Другому как понять тебя? (14 ч.)
В трудной ситуации, попытаемся разобраться. И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать. Думай хорошо – и мысли созревают в добрые поступки. Диалоги о хороших манерах, добре и зле. Проект «Золотые правила». Чему научились на уроках этики.
Формы организации: беседа, просмотр фильма, тренинг, ролевые игры, проектная деятельность, коллективно-творческая деятельность.
Виды деятельности учащихся:
- моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения ситуации;
- анализировать правила игры;
- проектная деятельность (правилам организации совместной деятельности,
ставить и решать проблемы, четко формулировать цели и задачи для достижения желаемого результата деятельности, вырабатывать гипотезы, проводить наблюдения, находить, отбирать, анализировать и работать с различной информацией, проводить самоанализ своей деятельности,
проводить исследования, создавать новые изделия, проводить презентацию своей деятельности).
4 класс (34 часа)
Раздел 1: Культура общения (7 ч.)
Традиции общения в русской семье «Домострой». Культура общения в современной семье. О терпимости к ближним. Культура спора. Этикетные ситуации. В мире мудрых мыслей.
Формы организации: беседа, просмотр фильма, диспут, занятие-наблюдение, занятие-исследование, акции, разыгрывание ситуаций.
Виды деятельности учащихся:
- обсуждать предложенные ситуации. Формулировать правила поведения на уроке, в столовой, на перемене;
- перечислять правила и обязанности школьника;
- называть вежливые слова и употреблять их в речи;
- вести диалог. Выслушивать точки зрения товарищей;
- оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).
Раздел 2: Самовоспитание (4 ч.)
Познай самого себя. Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю. О терпении. Конец каждого дела обдумай перед началом.
Формы организации: проблемные беседы, занятие-исследование, тренинг.
Виды деятельности учащихся:
- участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме. Использовать доброжелательный тон в общении. Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;
- самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (9 ч.)
Об источниках наших нравственных знаний. Совесть – основа нравственности. Чем ты сильнее, тем будь добрее. Досадно мне, что слово честь забыто. Россияне о любви к Родине. Твоя малая родина. Афоризмы о совести, о родине, о дружбе. Приветливость – золотой ключик, открывающий сердце людей.
Формы организации: беседа, занятие-исследование, акции, заочное путешествие, экскурсия.
Виды деятельности учащихся:
- участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме. Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации. Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Описывать сюжетную картинку (серию).
Раздел 4: Искусство и нравственность (14 ч.)
Нравственное содержание древних мифов. За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев. Положительные герои в былинах и сказках. Отрицательные герои в литературных произведениях. Зло, как и добро, имеет своих героев. Проект «Азбука нравственности». Обзор курса этикета.
Формы организации: проблемные беседы, просмотр фильмов, презентаций, проектная деятельность, коллективно-творческая деятельность, ролевые игры.
Виды деятельности учащихся:
- воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях. Оценивать внешний вид человека;
- использовать в речи слова вежливости. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме;
- использовать доброжелательный тон в общении. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме;
- проектная деятельность (правилам организации совместной деятельности,
ставить и решать проблемы, четко формулировать цели и задачи для достижения желаемого результата деятельности, вырабатывать гипотезы, проводить наблюдения, находить, отбирать, анализировать и работать с различной информацией, проводить самоанализ своей деятельности,
проводить исследования, создавать новые изделия, проводить презентацию своей деятельности).
Тематическое планирование. 1 класс 2 класс | ||||
№ | Наименование разделов | Количество часов | ||
Теория | Практика | |||
Культура общения (11 часов) | ||||
1 | Этикет (повторение). | 1 | ||
2 | Устное и письменное приглашение на день рождения. | 1 | ||
3 | Устное и письменное приглашение на день рождения. | 1 | ||
4 | По правилам этикета | 1 | ||
5 | Приглашение к столу. | 1 | ||
6 | Встреча и развлечение гостей. | 1 | ||
7 | Встреча и развлечение гостей. | 1 | ||
8 | Поведение в гостях. | 1 | ||
9 | Поведение в гостях. | 1 | ||
10 | Как дарить подарки. | 1 | ||
11 | Как дарить подарки. | 1 | ||
Общечеловеческие нормы нравственности (2 часа) | ||||
12 | Дал слово держи. | 1 | ||
13 | Дал слово держи. | 1 | ||
Дружеские отношения (8 часов) | ||||
14 | «Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». | 1 | ||
15 | «Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». | 1 | ||
16 | Преданный друг. | 1 | ||
17 | О доброте и бессердечие. | 1 | ||
18 | О доброте и бессердечие. | 1 | ||
19 | Об уважительном отношении к старшим. | 1 | ||
20 | О зависти и скромности. | 1 | ||
21 | О доброте и жестокосердии. | 1 | ||
Понять другого (13 часов) | ||||
22 | Проект «Школьный этикет» | 1 | ||
23 | Проект «Школьный этикет» | 1 | ||
24 | Проект «Школьный этикет» | 1 | ||
25 | Проект «Школьный этикет» | 1 | ||
26 | Проект «Школьный этикет» | 1 | ||
27 | Проект «Школьный этикет» | 1 | ||
28 | Проект «Школьный этикет» | 1 | ||
29 | Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. | 1 | ||
30 | Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. | 1 | ||
31 | О тактичном и бестактном поведении. | 1 | ||
32 | О тактичном и бестактном поведении. | 1 | ||
33 | Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. | 1 | ||
34 | Обзор курса этики за год. | 1 | ||
Всего | 34 |
3 класс
Как сердцу высказать себя.
Другому как понять тебя (14 часов)
22
В трудной ситуации, попытаемся разобраться.
1
23
«И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать».
1
24
«Думай хорошо - и мысли созревают в добрые поступки».
1
25
Диалоги о хороших манерах, добре и зле.
1
26
Проект «Золотые правила»
1
27
Проект «Золотые правила»
1
28
Проект «Золотые правила»
1
29
Проект «Золотые правила»
1
30
Проект «Золотые правила»
1
31
Проект «Золотые правила»
1
31
Проект «Золотые правила»
1
32
Проект «Золотые правила»
1
33
Чему мы научились на уроках этики.
1
34
Чему мы научились на уроках этики.
1
Всего
34
4 класс
1
Самовоспитание (4 часа)
8
«Познай самого себя».
1
9
Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю.
1
10
О терпении.
1
11
Конец каждого дела обдумай перед началом.
1
Общечеловеческие нормы нравственности (9 часов)
12
Об источниках наших нравственных знаний.
1
13
Совесть - основа нравственности.
1
14
«Чем ты сильнее, тем будь добрее».
1
15
«Досадно мне, что слово честь забыто».
1
16
Россияне о любви к Родине.
1
17
Твоя малая родина.
1
18
Твоя малая родина.
1
19
Афоризмы о совести, о родине, о дружбе.
1
20
«Приветливость - золотой ключик, открывающий сердца людей».
1
Искусство и нравственность (14 часов)
21
Нравственное содержание древних мифов.
1
22
За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев.
1
23
Положительные герои в былинах и сказках.
1
24
Отрицательные герои в литературных произведениях.
1
25
«Зло, как и добро, имеет своих героев».
1
26
Проект «Азбука нравственности»
1
27
Проект «Азбука нравственности»
1
28
Проект «Азбука нравственности»
1
29
Проект «Азбука нравственности»
1
30
Проект «Азбука нравственности»
1
31
Проект «Азбука нравственности»
1
32
Проект «Азбука нравственности»
1
33
Обзор курса этикета.
1
34
Обзор курса этикета.
1
Всего
34
Перечень учебно-методического и материально-технического, обеспечения курса внеурочной деятельности.
Список литературы.
- Асмолов, А.Г., Бумеранская, Г.В., Володарская, И.А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли [Текст]: Пособие для учителя / А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011.- 25 с.
- Козлов, Э., Петрова, В., Хомякова, И. Азбука нравственности [Текст]: под ред. Э. Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников. -2004-2007.- №1-9.
- Суслов, В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания [Текст]: Учебное пособие/ В.Н. Суслов. - М.: Просвещение, 2012. - 68 с.
- Тисленкова, И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей [Текст]: Учебное пособие/ И.А. Тисленкова. - М.: Просвещение, 2011. - 108 с.
- Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст]: под ред. В.Г. Черемисиной - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36 с.
- Шемшурина, А.И. Этическая грамматика в начальных классах [Текст]: в помощь учителю / А.И. Шемшурина. - М.: Школа-Пресс, 1998. - 93с
Электронные ресурсы.
- Детские электронные презентации и клипы http://viki.rdf.ru/cat/nature/
- Каталог детских мультфильмовhttp://kinopod.org/cartoons/genre/children/latest.html
- Классные часы http://www.klassnye-chasy.ru
Приложение.
Задания по разделу «О добром отношении к людям». ( 1 класс)
1. Выбери и подчеркни нужный ответ (или запиши свой вариант).
Графы. 1. Слова приветствия.
2. Прощальные слова.
3. Слова извинения.
4. Слова благодарности.
5. Слова просьбы.
1
2
3
4
5
Слова на карточках
Спасибо
Пожалуйста
Благодарю
Здравствуйте
Добрый день
Извините
Будьте добры
До свидания
Простите
Добрый вечер
Будьте любезны
Жаль
Очень признателен
Доброе утро
До встречи
Если Вас не затруднит
Не могли бы Вы мне помочь
Я рад Вас видеть
Мне очень жаль
Прощайте
У тебя пять красивых открыток. Тебе нужно разделить их между тобой и твоей сестрой. Как ты поступишь:
— отдашь все открытки сестре;
— отдашь ей одну открытку;
— предложишь ей выбрать самой 1 — 2 открытки;
— выберешь себе открытки, а оставшиеся отдашь сестре;
— _________________________________________ .
2. Запиши ответы.
2.1.Ты нашел деньги, которые потерял товарищ. Что бы ты сделал?
____________________________________________________________ .
2.2. Дома ты рассказал про этот случай. Что сказали бы твои близкие:
мама ____________________________________ ;
папа _____________________________________ ;
бабушка __________________________________ ;
дедушка __________________________________ .
3. Выбери нужный ответ и подчеркни его.
Каким ты бываешь чаще всего:
• радостным;
• злым;
• спокойным;
• плачущим;
• смеющимся;
• недовольным;
(запиши другое слово, обозначающее твое состояние).
Задания по разделу «Правила опрятности и аккуратности». (1 класс)
1. Закончи предложения:
Бережное отношение к вещам — это ...
Бережливым мы называем человека, который ...
2. Подчеркни нужный ответ или допиши его.
Ты стал на один час волшебником и оказался в школьной библиотеке.
Что ты сделаешь?
• Буду читать самую интересную книгу.
• «Вылечу» все «больные» книги.
• Поищу журнал с комиксами.
... (допиши дела, которые ты считаешь нужными сделать).
3. Придумай историю о том, как ты со своими одноклассниками пришёл в библиотеку, чтобы «полечить» книги. Как вы это делали? Каким образом книги благодарили вас?
4.1. Назови, что сделано человеком из окружающих тебя в школе вещей, предметов.
4.2. Перечисли профессии людей, которые эти вещи и предметы сделали.
5. Прочитай текст и ответь на вопрос.
Маше купили новый ранец. Её соседу по парте тоже подарили ранец. Детям очень понравились их новые сумки, они с удовольствием укладывали в них и доставали оттуда школьные вещи.
К концу второй четверти у Маши сумка была такая же красивая, как и в начале учебного года. Костя с завистью смотрел на неё. Его же сумка имела жалкий вид: в грязных пятнах, со сломанными и оторванными молниями.
Спрашивает Костя Машу: «Почему твоя сумка, как новая, а у меня нет?»
Отвечает Маша: «Для меня ранец — это сумка для школьных книг и вещей, а для тебя — это ещё и мяч, и санки, им ты пользуешься и во время драки».
Каким словом можно назвать отношение Маши к своему рюкзаку, а каким — Кости?
6. Сравни смысл слов: бережливость — жадность. Чем бережливость отличается от жадности?
7. Сочини сказку о жадности, придумай ей название, запиши её, закончив выводом (правилом).
8. Придумай небольшой рассказ, показав, к каким печальным последствиям может привести неаккуратность человека по отношению к вещам, книгам.
Если сможешь, сделай к нему иллюстрацию, т.е. рисунок.
9. Прочитай стихотворение и найди основное правило, в нём заключённое.
Сами вещи не растут.
Вещи сделать — нужен труд.
Карандаш, тетрадь, перо,
Парты, доски, стол, окно,
Книжку, сумку — береги;
Не ломай, не мни, не рви.
- да
- нет
- когда как
Если твой мобильный собеседник не выключил аппарат, но услышав твой голос, прервал разговор, ты не будешь ему немедленно перезванивать?
- не буду
- буду
Опросник «Знатоки Этикета»
Опросник составлен на основе материалов Шемшуриной А.И
Цель: проверить знания детей в области этикета.
1.Как вы думаете, что такое этикет?
а) это просто чей-то нрав;
б) благодарность за что-нибудь;
в) совокупность правил поведения, касающиеся внешнего проявления отношения к людям, форма общения.
2. Что такое мимика и жесты?
а) они являются неподготовленными заранее выражением чувств и внутреннего состояния человека в данный конкретный момент;
б) это свободное дополнение к речи, которые позволяют более точно и полно передать настроение и ощущения говорящего;
в) они отражают подсознание человека, истинные ощущения, которые возникают у него в данный момент.
3. Можно ли трогать руками музейные экспонаты?
а) можно, если вы уверены в прочности материала, из которого они изготовлены;
б) нежелательно;
в) ни в коем случае.
4. При встрече со своим хорошим другом, вы….
а) издалека кричите: « Привет! »;
б) обнимаете друг друга;
в) сравнявшись, обмениваетесь крепким доверительным рукопожатием.
5. Какая часть тела, на ваш взгляд, чаще всего применяется в качестве средства невербального общения?
а) ступни;
б) ноги;
в) руки;
г) кисти рук;
д) плечи.
6. На что вы обращаете своё внимание в первую очередь, когда видите своё отражение в витрине магазина или зеркале?
а) на то, как сидит одежда;
б) на причёску;
в) на походку;
г) на осанку;
д) ни на что.
7. Что вы думаете о человеке, если он часто прикрывает рот рукой при разговоре или смехе?
а) такому человеку есть, что скрывать;
б) наверное, у него некрасивые зубы;
в) ему стыдно.
8. При разговоре с человеком вы прежде всего обращаете внимание на …
а) на его глаза;
б) на рот;
в) на руки;
г) на его позу.
9. Как вы считаете, можно ли по внешнему виду узнать человека?
а) да;
б) нет;
в) не знаю.
10. Какая мимика и жесты, по вашему мнению, имеет одинаковое значение во всём мире? (дайте три ответа)
а) качание головой;
б) кивание головой;
в) сморщивание носа;
г) сморщивание лба;
д) подмигивание;
е) улыбка.
11. Как вы считаете, можно ли контролировать свою мимику и другие невербальные средства общения?
а) да;
б) нет;
в) в некоторых случаях..
12. Нужно ли приходить в театр, на концерт заранее ?
а) нет;
б) нужно;
в) желательно, но не обязательно.
13. Как проходят по ряду перед сидящими зрителями?
а) спиной к сидящим, наклоняясь вперед, чтобы не загораживать сцену;
б) лицом к сидящим;
в) боком к сидящим, наклоняясь вперед, чтобы не загораживать сцену.
14. Как выразить свой восторг от концерта?
а) громким свистом и топаньем ног;
б) криками «браво» и вставанием;
в) громкими, ритмичными аплодисментами.
15. Как следует принимать подарки?
а) поблагодарить, не раскрывая подарка;
б) развернуть, порадоваться и поблагодарить;
в) развернуть и сдержанно поблагодарить, чтобы восторгом не обидеть гостей.
16. Можно ли, вручив имениннику подарок и выслушав его слова его благодарности, обсуждать подаренную вещь?
а) можно, если она сама вам по душе;
б) нельзя;
в) можно обсуждать всё, что угодно, кроме цены вашего подарка.
17. Как вы считаете, можно ли в условиях домашней вечеринки танцевать в тапочках?
а) можно;
б) нежелательно;
в) ни в коем случае.
Подсчитайте необходимое количество баллов.
1. а-2 б-3 в-4
2. а-2 б-4 в-3
3. а-3 б-3 в-4
4. а-4 б-3 в-4
5. а-1 б-2 в-3 г-4
6. а-2 б-1 в-3 г-2 д-1
7. а-4 б-3 в-2
8. а-4 б-3 в-3 г-2
9. а-4 б-3 в-2
10. а-1 б-1 в-2 г-2 д-1 е-2
11. а-1 б-3 в-2
12. а-2 б-4 в-1
13. а-3 б-4 в-2
14. а-1 б-3 в-3
15. а-2 б-4 в-3
16. а-3 б-4 в-3
17. а-2 б-3 в-4
Если вы набрали более 56 баллов, то можно с уверенностью сказать, что вы знаток этикета, наблюдательный и чуткий человек, обладаете хорошей интуицией и способностью понимать других людей. Однако вы слишком полагаетесь на интуицию и не склонны доверять словам, невербальным средствам общения вы доверяетесь больше.
Если вы набрали от 34-55 баллов, то нужно сказать, что вы неплохо разбираетесь в людях, хорошо расшифровываете невербальные «сигналы». Однако, к сожалению, вы совершенно не используете эту информацию в практической жизни. Вы больше всего склонны верить сказанным словам, воспринимая буквально то, что вам сказали, чем язык мимики и жестов. Вам стоит больше доверять своей интуиции, а не просто принимать на веру всё сказанное.
Если вы набрали от 11-33 баллов, то, к сожалению, вы совсем не знаете правил этикета и не обращаете никакого внимания на невербальные сигналы, для вас они абсолютно не понятны. Поэтому вам, как правило, необыкновенно трудно правильно оценивать поступки людей. И дело вовсе не в том, что вы на это не способны. Просто вы не придаёте этому аспекту должного значения.
«Умеете ли вы общаться с людьми».
Опросник составлен на основе материалов Шемшуриной А.И.
Цель: выявить глубину знаний по разделу «Мир хороших манер», «Я и другие люди».
Тест проводится с учащимися младшего школьного возраста.
- Вы любите больше слушать, чем говорить? Да/нет
- Вы легко поддерживаете разговор даже с незнакомым человеком? Да /нет
- Вы умеете быть внимательным к человеку? Да/нет
- Давать советы – ваше самое любимое занятие? Да/нет
- Если человек вам несимпатичен – вы это сразу покажете? Да/нет
- Вы часто проявляете негативные эмоции? Да/нет
- По каждому вопросу вы имеете свое мнение? Да /нет
- Сможете ли вы поддержать разговор на не знакомую вам тему? Да/нет
- Быть в центре внимания- ваша цель? Да/нет
- Вы умеете понятно и доступно объяснить что-то слушателю? Да/нет.
За каждый ответ «да» на вопросы 1,2,3,7,8,10 засчитайте себе по 2 балла. Если вы набрали менее 6 баллов – общаться с вами не самое большое удовольствие. Если вы набрали от 6 до 10 баллов – многие будут стремиться общаться с вами. Если вы набрали максимум – 12 баллов, и при этом отвечали на вопросы вполне искренне, вы – король общения!
Соблюдаете ли вы правила этикета во внешнем виде?
Опросник составлен на основе материалов Шемшуриной А.И.
Цель: выявить глубину усвоенных знаний по разделу «Культура внешнего вида».
Тест проводится с учащимися младшего школьного возраста.
- Вы аккуратно складываете свою одежду?
Да – 3 балла
Не всегда – 2 балла
Нет – 1 балл
- Одежду на завтра вы готовите с вечера?
Да – 3 балла
Не всегда – 2 балла
Нет – 1 балл
- Оторвавшуюся вешалку на куртке вы пришиваете сразу?
Да – 3 балла
Не всегда – 2 балла
Нет – 1 балл
- Придя, домой вечером, вы:
Сразу переодеваетесь и аккуратно убираете все вещи на место – 3 балла
Просто засовываете одежду в шкаф, не складывая её – 2 балла.
Ходите дома в уличной одежде и снимаете её только на ночь, разбросав как попало – 1 балл.
5. После прихода домой вы сразу моете и чистите обувь?
Да – 3 балла
Делаете это, но утром – 2 балла
Это делает кто-то за вас – 1 балл.
6.Свои вещи вы стираете сами?
Да – 3 балла
Не всегда – 2 балла
Нет – 1 балл
7. Вы стрижетесь не менее одного раза в полгода?
Да – 3 балла
Реже – 2 балла
Вообще не слежу за своей прической – 1 балл
8. Вы принимаете душ ежедневно?
Да – 3 балла
Реже – 2 балла
Раз в неделю – 1 балл
9. Вы пользуетесь гигиеническими косметическими средствами каждый день?
Да – 3 балла
Реже – 2 балла
Только когда вам кто-то напомнит об этом – 1 балл
10. Вы каждый день меняете хотя бы частично свою одежду?
Да – 3 балла
Через день – 2 балла
От случая к случаю – 1 балл
Если вы набрали от 20 до 30 баллов – вы довольно стильны, аккуратны и привлекательны. Если у вас менее 15 баллов – обязательно обратите внимания на свою одежду и прическу.
Усвоили ли вы правила этикета в гостях?
Опросник составлен на основе материалов Шемшуриной А.И.
Цель: выявить глубину усвоенных знаний по правилам этикета в гостях.
Тест проводится с учащимися младшего школьного возраста.
- Вы пришли в гости. Вас посадили за стол. Около тарелки лежит накрахмаленная салфетка. Что вы будете с ней делать:
а) положите её на колени;
б) заправите за воротник?
2. Вы пришли в гости. В комнате много людей. Как вы поздороваетесь:
а) с каждым мужчиной за руку, с каждой женщиной – перекинувшись парой слов;
б) кивнув всем гостям сразу?
3. Соседка справа завела с вами разговор, но вам нравится соседка слева. Что вам следует делать:
а) продолжать беседовать с соседкой справа;
б) поддерживать беседу с обеими?
4. Вам подали отбивные котлеты:
а) вы сразу разрежете всю котлету на кусочки;
б) постепенно будете отрезать по одному кусочку и сразу их съедать.
5. Можно ли критиковать блюда, приготовленные хозяйкой:
а) нет;
б) да?
6. Ваше любимое кушанье стоит далеко. Что вы сделаете:
а) сами будете тянуться, чтобы положить его на тарелку;
б) попросите передать?
7. Хлеб из хлебницы вы возьмете вилкой:
а) да;
б) нет, рукой?
8. У вас на тарелке осталось немного гарнира. Вы:
а) кусочком хлеба поможете насадить его на вилку;
б) доедите его с помощью ножа и вилки.
С помощью таблицы подсчитайте заработанные вами баллы
Более 30 очков. Вы молодцы. В гостях вы всегда будете чувствовать себя замечательно, не задумываясь, правильно или нет вы что-то делаете.
20-29 очков. Тоже хороший результат. Со временем вы усвоите всю науку, а пока и того, что вы знаете, вполне достаточно, чтобы чувствовать себя воспитанным человеком.
11-19 очков. Значит, усвоили чуть больше половины из всего, всего того, что с вами изучали. Вам нужно еще немножко попрактиковаться.
Менее 10 очков. Это плохо. В гостях неловкость будете испытывать если не вы, то все остальные.
Усвоили ли вы правила этикета в общественных местах ?
Опросник составлен на основе материалов Шемшуриной А.И.
Цель: выявить глубину усвоенных знаний по правилам поведения в обществе.
Тест проводится с учащимися младшего школьного возраста.
1. С вами на улице поздоровался незнакомый человек. Вы ответите?
Да/нет.
2. Вы выходите из подъезда, за вами идет кто-то еще. Придержите ли вы двери?
Да/нет.
3. Садясь в автобус, вы пролезете вперед, расталкивая всех, потому что очень торопитесь?
Да/нет.
4. Вы здороваетесь везде, куда приходите, прямо с порога? Да/нет.
5. Вы проходите в театре к своим местам, повернувшись лицом к сидящим?
Да/нет.
6. Если вы хотите что-то показать своему другу на улице, вы сделаете это указательным пальцем?
Да/нет.
7. Вам звонят по телефону. Ошиблись номером. Вы сразу бросите трубку?
Да/нет.
8. Вы сидите на концерте классической музыки. Вам нравится мелодия. Станете ли вы подпевать, вслух?
Да/нет.
9. Можно ли громко разговаривать в музейном зале, даже если нет других посетителей?
Да/нет.
10.Вы хотите пойти на выставку, но все заняты. Прилично ли будет пойти одному? Да/нет.
Теперь проверьте себя. Правильными ответами являются следующие: 1, 2, 4, 5, 10 - «да»; 3, 6, 7, 8, 9 - «нет». Каких ответов у вас больше? Правильных? Это замечательно. Неправильных? Вам лучше взять в руки книжку по этикету, так как, похоже, вы проспали все занятия.
Методика выявления уровня сформированности у учащихся нравственных качеств (Р.В. Овчарова).
Цель: выявить уровень сформированности нравственных качеств у учащихся.
Ход проведения: классному руководителю предлагается оценить уровень сформированности у учащихся нравственных качеств личности. Оценивание осуществляется по пятибалльной системе:
5 – ярко выраженное качество;
4 – качество проявляется;
3 – качество больше проявляется, чем не проявляется;
2 – качество меньше проявляется, чем не появляется;
1 – качество не проявляется.
Оцениваются следующие качества личности:
любознательность,
вежливость,
доброжелательность,
общительность,
уважение к людям,
дисциплинированность,
жестокость,
зависть,
грубость,
агрессивность.
Методика «Пословицы»
(разработана кандидатом психологических наук С.М. Петровой)
Цель: определить уровень нравственной воспитанности учащихся и выяснить особенности ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе.
Ход проведения. Учащимся предлагается бланк с 60 пословицами. Возможны два варианта работы с этим бланком. В первом случае учащимся требуется внимательно прочитать каждую пословицу и оценить степень согласия с ее содержанием по следующей шкале:
1 балл — согласен в очень незначительной степени;
2 балла — частично согласен;
3 балла — в общем согласен;
4 балла — почти полностью согласен;
5 баллов — совершенно согласен.
Во втором случае каждому ученику необходимо внимательно прочитать каждую пару пословиц («а» и «б», «в» и «г») и выбрать ту из пары, с содержанием которой согласен в наибольшей степени.
Предлагаются следующие пословицы:
1. а) счастлив тог, у кого совесть спокойна;
б) стыд не дым, глаза не выест;
в) лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом;
г) что за честь, коли нечего есть.
2. а) не хлебом единым жив человек;
б) живется, у кого денежка ведется;
в) не в деньгах счастье;
г) когда деньги вижу, души своей не слышу.
3. а) кому счастье служит, тот ни о чем не тужит;
б) где счастье плодится, там и зависть родится;
в) кто хорошо живет, тот долго живет;
г) жизнь прожить — не поле перейти.
4. а) бояться несчастья и счастья не видать;
б) людское счастье, что вода в бредне;
в) деньги — дело наживное;
г) голым родился, гол и умру.
5. а) только тот не ошибается, кто ничего не делает;
б) береженого Бог бережет;
в) на Бога надейся, а сам не плошай;
г) не зная броду, не суйся в воду.
6. а) всяк сам своего счастья кузнец;
б) бьется как рыба об лед;
в) хочу — половина могу;
г) лбом стены не прошибешь.
7. а) добрая слава лучше богатства;
б) уши выше лба не растут;
в) как проживешь, так и прослывешь;
г) выше головы не прыгнешь.
8. а) мир не без добрых людей;
б) на наш век дураков хватит;
в) люди — всё, а деньги — сор;
г) деньгам все повинуются.
9. а) что в людях живет, то и нас не минет;
б) живу как живется, а не как люди хотят;
в) от народа отстать — жертвою стать;
г) никто мне не указ.
10. а) всякий за себя отвечает;
б) моя хата с краю, я ничего не знаю;
в) своя рубашка ближе к телу;
г) наше дело — сторона.
11. а) сам пропадай, а товарища выручай;
б) делай людям добро, да себе без беды;
в) жизнь дана на добрые дела;
г) когда хочешь себе добра, то никому не делай зла.
12. а) не имей сто рублей, а имей сто друзей;
б) на обеде все — соседи, а пришла беда, они прочь, как вода;
в) доброе братство лучше богатства;
г) черный день придет — приятели откажутся.
13. а) ученье — свет, неученье — тьма;
б) много будешь знать, скоро состаришься;
в) ученье лучше богатства;
г) век живи, век учись, а дураком помрешь.
14. а) без труда нет добра;
б) от трудов праведных не наживешь палат каменных;
в) можно тому богату быть, кто от трудов мало спит;
г) от работы не будешь богат, а скорее будешь горбат.
15. а) на что и законы писать, если их не исполнять;
б) закон — паутина, шмель проскочит, муха увязнет;
в) где тверд закон, там всяк умен;
г) закон — что дышло, куда поворотишь, туда и вышло.
Обработка полученных данных. Текст методики содержит 30 пар ценностных суждений о жизни, людях, самом человеке, зафиксированных в содержании пословиц и противоречащих друг другу по смыслу. Ценностные отношения человека к жизни, к людям, к самому себе конкретизируются в отдельных пословицах и в тексте методики располагаются следующим образом:
1) а, в — духовное отношение к жизни, б, г — бездуховное отношение к жизни;
2) а, в — незначимость материального благополучия
в жизни, б, г — материально благополучная жизнь;
3) а, в — счастливая, хорошая жизнь, б, г — трудная, сложная жизнь;
4) а, в — оптимистическое отношение к жизни, б, г — пессимистическое отношение к жизни;
5) а, в — решительное отношение к жизни, б, г — осторожное отношение к жизни;
6) а, в — самоопределение в жизни,
б, г — отсутствие самоопределения в жизни;
7) а, в — стремление к достижениям в жизни,
б, г — отсутствие стремления к достижениям в жизни;
8) а, в — хорошее отношение к людям, б, г — плохое отношение к людям;
9) а, в — коллективистическое отношение к людям, б, г — индивидуалистическое отношение к людям;
10) а, в — эгоцентрическое отношение к людям, б, г — эгоистическое отношение к людям;
11) а, в — альтруистическое отношение к людям, б, г — паритетное отношение к людям;
12) а, в — значимость дружбы, б, г — незначимость дружбы;
13) а, в — значимость ученья,
б, г — незначимость ученья;
14) а, в — значимость труда,
б, г — незначимость труда;
15) а, в — значимость соблюдения законов,
б, г — незначимость соблюдения законов.
Подсчитывается сумма баллов (по варианту 1) или количество выборов (по варианту 2) отдельно по ответам «а», «в» и отдельно по ответам «б», «г".
Основной принцип оценивания полученных результатов — сравнение сумм баллов или количества выборов. Более высокие оценки или большее количество выборов по ответам «а» и «в» свидетельствует об устойчивости желательных ценностных отношений учащихся к жизни, к людям, к самим себе; по ответам «б» и «г» — об устойчивости нежелательных ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе.
Показатель нравственной воспитанности определяется соотношением: чем больше степень согласия с содержанием пословиц «а», «в» и меньше степень согласия с содержанием пословиц «б» и «г», тем выше уровень нравственной воспитанности учащихся, и, наоборот, чем меньше степень согласия с содержанием пословиц «а», «в» и больше степень согласия с содержанием пословиц «б», «г», тем он ниже.
Допускается использование сокращенного варианта данной методики. В этом случае учащимся предъявляются отдельным текстом либо пословицы под буквами «а» и «б», либо пословицы под буквами «в» и «г».
Диагностика нравственной воспитанности в конце 4 класса
Методика № 1. Диагностика нравственной самооценки
Инструкция. Педагог обращается к воспитанникам со следующими словами: «Сейчас я прочитаю вам 10 высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ним согласны (насколько оно про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ответ в 4 балла; если вы больше согласны, чем не согласны - оцените ответ в 3 балла; если вы немножко согласны - оцените ответ в 2 балла; если вы совсем не согласны - оцените ответ в 1 балл. Напротив номера вопроса поставьте тот балл, на который вы оценили прочитанное мной высказывание».
Вопросы:
Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми
4
3
2
2
Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду
4
3
2
3
Я считаю, что можно быть несдержанным с некоторыми взрослыми
4
3
2
4
Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку
4
3
2
5
Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей
4
3
2
6
Я думаю, что можно выругаться на несправедливое замечание в мой адрес
4
3
2
7
Если кого – то в классе дразнят, то я его тоже дразню
4
3
2
8
Мне приятно доставлять людям радость
4
3
2
9
Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки
4
3
2
10
Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы
4
3
2
Обработка результатов:
Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:
Ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица, в 3 балла - 2 единицы, в 2 балла - 3 единицы, в 1 балл - 4 единицы.
В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с баллом. Например, 4 балла - это 4 единицы, 3 балла - 3 единицы и т. д.
Интерпретация результатов:
От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.
От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.
От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже
среднего.
От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.
Методика № 2. Диагностика этики поведения
Инструкция. Педагог объявляет детям: «Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо».
Тексты:
1. Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я ...
2. Если кто-то надо мной смеется, то я ...
3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я ...
4. Когда меня постоянно перебивают, то я ...
5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я ...
Интерпретация:
Первый вопрос. Отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.
Второй вопрос. Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.
Третий вопрос. Отрицательный результат: давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.
Четвертый вопрос. Отрицательный результат: отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и
грубости.
Пятый вопрос. Отрицательный результат: грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.
Методика № 3. Диагностика отношения к жизненным ценностям
Инструкция. Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10 желаний, выбрать из которых можно только 5. Список педагог заранее выписывает на доске.
п/п
Список желаний
№
ответов
1.
Быть человеком, которого любят.
2.
Иметь много денег.
3.
Иметь самый современный компьютер.
4.
Иметь верного друга.
5.
Мне важно здоровье родителей.
6.
Иметь возможность многими командовать.
7.
Иметь много слуг и ими распоряжаться.
8.
Иметь доброе сердце.
9.
Уметь сочувствовать и помогать другим людям.
10.
Иметь то, чего у других никогда не будет.
Интерпретация:
Номера отрицательных ответов: 2, 3, 6, 7, 10.
Пять положительных ответов – высокий уровень.
4, 3 – средний уровень.
2 – ниже среднего уровня.
1, 0 – низкий уровень.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности. Нравственно-патриотическое направление «Моя малая Родина» 2 класс .
«Краеведение – это радость подробного узнавания жизни, прирастание сердцем ко всему, что постоянно формирует у человека понятие «Отечество»» В. Песков....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки нравственности" (духовно-нравственное направление)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки нравственности" (духовно-нравственное направление)...
Рабочая программа по внеурочной деятельности. Духовно -нравственного направление. Кружок «Умелые ручки» 1 класс Программа была мной опробирована в двух классах, результат - замечательный! Выступала с мастер-классом на школьном и зональном уровне, многие
Рабочая программа по внеурочной деятельностиДуховно -нравственного направлениеКружок «Умелые ручки»1 «А» классСоставитель программы:Алиева Елена Анатольевна, учитель начальных классовпервой...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов, духовно - нравственное направление - кружок "Школа вежливых наук"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов, духовно - нравственное направление - кружок "Школа вежливых наук"...
Программы. Рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки нравственности или "Что такое хорошо и что такое плохо"
Курс «Что такое хорошо и что такое плохо» окажет серьёзную помощь в деле воспитания подрастающего поколения. Он составлен в соответствии с федеральным государственным образовательным станд...
Рабочая программа по внеурочной деятельности Уроки нравственности Направление «духовно-нравственное» 4 класс
Программа определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Уроки нравственности» (духовно-нравственное направление) 2-класс
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человек...