Рабочая программа СИПР для обучающихся 2 класса
рабочая программа (2 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_sipr.docx | 66.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" г. Мичуринска Тамбовской области
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на Педагогическом совете Протокол № от «» августа 201 г. . | Утверждена Приказ № от « » сентября 201г Директор школы _____________Н.И. Кострикина
|
Специальная индивидуальная программа развития
обучающейся 2 класса Виктории А.
составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы согласно требования ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Вариант 2
Составитель:
учитель Севидова Ю.В.
педагог-психолог
учитель-логопед
учитель-дефектолог
- Общие сведения об обучающемся:
ФИО ребёнка: Виктория А.
Возраст ребёнка: 8 лет
Дата рождения:
Год обучения в ОУ: 1
Класс: 2
Место жительства: г. Мичуринск
Мать: ФИО дата рождения, образование, занятость.
Отец: ФИО дата рождения, образование, занятость.
Виктория проживает с мамой и папой в двукомнатной квартире. Родители в браке. Мама – домохозяйка, получает пенсию по уходу за ребенком-инвалидом. Мама и папа заботливо и доброжелательно относится к дочери, они заинтересованы в успешном развитии ребенка.
Ребенок поступил из домашних условий в 1 класс МБОУ «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Дошкольной подготовки не проводилось.
Заключение ТПМПК № от дата №
I. Форма получения образовании: в организации, осуществляющей образовательную деятельность на дому.
II. Образовательная программа: организация и осуществление образовательной деятельности ребенка с ОВЗ по специальной индивидуальной (адаптированной) программе развития (СИПР) для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью и тяжелыми множественными нарушениями в развитии.
III. Формы и методы психолого-педагогической помощи, создание специальных условий:
- вариант обучения В-2;
- форма обучения – очная;
- режим обучения – с ограничениями во времени;
- проведение индивидуальных занятий с учителем-логопедом и педагогом психологом, учителем дефектологом;
- психолого-педагогическое консультирование;
- создание безбарьерной среды.
IV. Повторный осмотр на ТПМПК в 2021 году
V. Рекомендации для родителей: наблюдение (консультация) психиатра, офтальмолога.
Медицинский диагноз:
ФИО дата рождения, образование, занятость.
- Общая характеристика развития обучающегося:
У девочки сложная структура нарушения развития, обусловленная интеллектуальным и психофизическим недоразвитием в тяжелой степени.
Тотальное психическое недоразвитие характеризуется нарушениями координации, точности, темпа движений, что осложняет формирование физических действий, ребенок не передвигается, не ходит. Наблюдается рассогласованность, неловкость движений, трудности в овладении навыками, требующими тонких точных дифференцированных движений: отсутствует удержание позы, захвата предмета. Мышечный тонус снижен, мелкая и артикуляционная моторика развита недостаточно. Отмечаются насильственные движения в форме гиперкинезов и трудности удержания позы, отсутствует контроль над расслаблением и напряжением мышц, перераспределением мышечного тонуса, нуждается в уходе и присмотре.
Соматическое состояние: ребенок ослаблен, часто болеет простудными заболеваниями, с выраженной метеочувствительностью.
Отмечаются трудности переключения на другие виды деятельности, недостаточность концентрации внимания, замедленность восприятия, низкая познавательная активность, что проявляется в пониженном интересе к заданиям, плохой сосредоточенности, медлительности и пониженной переключаемости психических процессов. Ребенок с тяжелой умственной отсталостью имеет конкретное негибкое мышление, внимание с трудом привлекается, отличается неустойчивостью и отвлекаемостью, отличается низким уровнем продуктивности из-за быстрой истощаемости. Внимание на предмете удерживает непродолжительное время. Характерна повышенная утомляемость. Работоспособность (10 мин) быстро истощается. Обучающийся с трудом сосредотачивается на задании, в результате утомления возникает двигательное беспокойство: начинает суетиться, махать руками и ногами. На занятиях быстро устает, сползает вниз. Нарушено переключение внимания. Требуется неоднократная стимуляция внимания. Удается привлечь внимание к некоторым ярким и звучащим предметам или к постоянно меняющемуся изображению в телевизоре.
Наблюдается значительное недоразвитие восприятия и памяти. Память кратковременная, неустойчивая, ситуативная. В силу заболевания затруднено формирование устной речи и невозможно формирование письменной речи. Девочка понимает названия некоторых реальных предметов, реагирует и знает свое имя, различает по голосу окружающих взрослых. Привлекает внимание взрослых с помощью двигательного беспокойства. Слабо понимает обращенную речь, связанную с изучением нового материала.
Наблюдается несформированность эмоционально-волевой сферы. В связи со спецификой эмоциональной сферы, неразвитостью волевых процессов, ребенок не способен произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в ходе любой организованной деятельности, что иногда проявляется в негативных поведенческих реакциях (машет руками). Незнакомые ощущения или звуки вызывают страх, резкое повышение тонуса конечностей, двигательное беспокойство. Преобладают положительные и отрицательные эмоции. Выражает положительные эмоции, услышав свое имя, имя знакомых членов семьи (мама, папа). Начала узнавать педагога. В ответ на обращенную речь знакомых людей начинает ползти навстречу, выполнять хаотичные движения руками. Реагирует на отрицательные эмоции (крик) на боль, усталость. Наиболее привлекательны занятия с музыкальным сопровождением. Любит слушать детские сказки и песенки, смотреть динамичные мультфильмы. Нравится пальчиковая гимнастика.
Кроме всего перечисленного, трудности в обучении вызываются недоразвитием мотивационно-потребностной сферы. Интерес к какой-либо деятельности, если возникает, то, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер.
Ребенок сам не может взять игрушки, но вложенную игрушку удерживает в руку. Пирамидку собирает с прямой помощью учителя. Характер действий с предметами: хаотичный. Отмечаются неспецифические манипуляции: стучит игрушкой, машет рукой. Доступны кратковременные (1-2сек) элементарные перцептивные действия (ощупывание, надавливание, сжимание в руке, рассматривание предметов) с помощью взрослого.
Тактильное обследование материала (крупа, вата фасоль, горох, пластилин, глина, целлофановый пакет, бумажные салфетки, бумага) не вызывает негативной реакции, прислушивается к ощущениям, улыбается, игры с материалом вызывают эмоциональную активность.
Ребенок испытывает потребность в уходе и присмотре. Необходимый объем помощи со стороны окружающих: полный, постоянный. Навыки самообслуживания не сформированы, все гигиенические процедуры выполняет сыну мама: надевает и снимает памперс, умывает, кормит и поит ребенка со ложечки.
- Индивидуальный учебный план:
Обязательная часть: | |||
Предметные области | Учебные предметы | Количество часов в неделю | Всего |
Окружающий мир | Окружающий природный мир | 1 | 34 |
Человек | 2 | 69 | |
Окружающий социальный мир | 2 | 69 | |
Искусство | Музыка и движение | 1 | 34 |
Итого: | 6 | 206 | |
Часть, формируемая участниками образовательных отношений: | |||
Коррекционные курсы | |||
Предметно-практические действия | 1 | 35 | |
Двигательное развитие | 1 | 34 | |
Итого: | 2 | 69 | |
ВСЕГО | 8 | 275 |
- Содержание образования
Базовые учебные действия: | |||
Содержание | 1 полугодие | 2 полугодие | |
- направленность взгляда: | |||
- на говорящего взрослого | |||
- на задание | |||
- выполнение инструкций педагога: | |||
«Возьми» | |||
«Посмотри на меня» | |||
| «Покажи» | ||
- использование по назначению учебных материалов | |||
- выполнение действия: | |||
по подражанию | |||
по образцу | |||
по инструкции | |||
- выполнение задания от начала до конца |
- Программы учебных предметов и коррекционных занятий
Предмет «Окружающий природный мир»
1.Пояснительная записка
Цель обучения – формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Основными задачами программы являются: формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы, формирование временных представлений, формирование представлений о растительном и животном мире. Программа представлена следующими разделами: «Растительный мир», «Животный мир», «Объекты неживой природы».
В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы (снег, дождь). Ребенок знакомится с разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями, ребенок знакомится с действиями: полив растений, кормление домашних животных и домашней птицы.
2.Возможные предметные результаты.
Учащийся должен знать:
-название фруктов, овощей;
-название домашних животных;
-название домашних птиц.
Учащийся должен уметь:
-повторять и выполнять простые поручения по словесной инструкции;
-осуществлять классификацию (овощи, фрукты, животные, птицы).
3.Календарно-тематическое планирование
№ | Содержание | Количество часов | План | Факт |
Узнавание (различение) фруктов (лимон., банан) по внешнему виду | 1 | |||
Узнавание (различение) фруктов (лимон., банан) по внешнему виду. | 1 | |||
Узнавание (различение) фруктов (лимон., банан) по вкусу. | 1 | |||
Узнавание (различение) фруктов (лимон., банан) по вкусу. | 1 | |||
Узнавание (различение) фруктов (лимон., банан) по запаху. | 1 | |||
Узнавание (различение) фруктов (лимон., банан) по запаху. | 1 | |||
Различение съедобных и несъедобных частей фрукта. | 1 | |||
Различение съедобных и несъедобных частей фрукта. | 1 | |||
Знание значения фруктов в жизни человека. | 1 | |||
Знание значения фруктов в жизни человека. | 1 | |||
Узнавание (различение) овощей (лук, картофель) по внешнему виду. | 1 | |||
Узнавание (различение) овощей (лук, картофель) по внешнему виду | 1 | |||
Узнавание (различение) овощей (лук, картофель) по вкусу | 1 | |||
Узнавание (различение) овощей (лук, картофель) по вкусу | 1 | |||
Узнавание (различение) овощей (лук, картофель) по запаху. | 1 | |||
Узнавание (различение) овощей (лук, картофель) по запаху. | 1 | |||
Узнавание (различение) овощей (морковь, свекла) по внешнему виду. | 1 | |||
Узнавание (различение) овощей (морковь, свекла) по внешнему виду | 1 | |||
Узнавание (различение) овощей (морковь, свекла) по вкусу. | 1 | |||
Узнавание (различение) овощей (морковь, свекла) по вкусу | 1 | |||
Узнавание (различение) овощей (морковь, свекла) по запаху | 1 | |||
Узнавание (различение) овощей (морковь, свекла) по запаху | 1 | |||
Различение съедобных и несъедобных частей овоща. | 1 | |||
Различение съедобных и несъедобных частей овоща. | 1 | |||
Знание значения овощей в жизни человека. | 1 | |||
Знание значения овощей в жизни человека. | 1 | |||
Узнавание (различение) домашних животных (корова, свинья). | 1 | |||
Узнавание (различение) домашних животных (корова, свинья). | 1 | |||
Узнавание (различение) домашних животных (лошадь, коза). | 1 | |||
Узнавание (различение) домашних животных (лошадь, коза). | 1 | |||
Узнавание (различение) домашних птиц (курица (петух), утка). | 1 | |||
Узнавание (различение) домашних птиц (курица (петух), утка). | 1 | |||
Знание значения домашних животных в жизни человека. | 1 | |||
Знание значения домашних животных в жизни человека. | 1 | |||
Знание значения домашних животных в жизни человека. | 1 |
Предмет «Человек»
1.Пояснительная записка
Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представлений о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими.
Целью обучения является формирование представления о себе самом и ближайшем окружении. Программа представлена следующими разделами: «Представления о себе», «Обращение с одеждой и обувью», «Семья».
Раздел «Представления о себе» включает следующее содержание: представления о своем теле, его строении, о своих двигательных возможностях.
Раздел «Обращение с одеждой и обувью» включает задачи по формированию умений ориентироваться в одежде, соблюдать последовательность действий при одевании и снятии предметов одежды.
В рамках раздела «Семья» предполагается формирование представлений о своем ближайшем окружении: членах семьи, взаимоотношениях между ними. Ребенок учится соблюдать правила и нормы культуры поведения и общения в семье.
2.Возможные результаты
Учащийся должен знать:
-части тела;
- предметы одежды и обуви;
- членов семьи.
Учащийся должен уметь:
- показывать части тела;
- показывать предметы одежды и обуви;
-различать членов семьи.
3.Календарно-тематическое планирование.
№ | Содержание | Количество часов | План | Факт |
Идентификация себя как девочка. | 1 | |||
Идентификация себя как девочка. | 1 | |||
Узнавание (различение) частей тела голова, туловище. | 1 | |||
Узнавание (различение) частей тела голова, туловище. | 1 | |||
Узнавание (различение) частей тела руки, ноги. | 1 | |||
Узнавание (различение) частей тела руки, ноги. | 1 | |||
Узнавание (различение) частей лица человека (глаза, нос, лоб). | 1 | |||
Узнавание (различение) частей лица человека (глаза, нос, лоб). | 1 | |||
Узнавание (различение) частей лица человека (глаза, нос, лоб). | 1 | |||
Знание назначения предметов одежды. Одежда для сна. | 1 | |||
Знание назначения предметов одежды. Одежда для сна. | 1 | |||
Знание назначения предметов одежды. Одежда для сна. | 1 | |||
Знание назначения предметов одежды. Верхняя одежда. | 1 | |||
Знание назначения предметов одежды. Верхняя одежда. | 1 | |||
Знание назначения предметов одежды. Верхняя одежда. | 1 | |||
Узнавание (различение) предметов одежды пальто, куртка. | 1 | |||
Узнавание (различение) предметов одежды пальто, куртка. | 1 | |||
Узнавание (различение) предметов одежды шапка, шарф, варежки. | 1 | |||
Узнавание (различение) предметов одежды шапка, шарф, варежки. | 1 | |||
Узнавание (различение) предметов одежды носки, колготки. | 1 | |||
Узнавание (различение) предметов одежды носки, колготки. | 1 | |||
Узнавание (различение) предметов обуви сапоги, ботинки. | 1 | |||
Узнавание (различение) предметов обуви сапоги, ботинки. | 1 | |||
Расстегивание липучки. | 1 | |||
Расстегивание липучки. | 1 | |||
Расстегивание молнии. | 1 | |||
Расстегивание молнии. | 1 | |||
Расстегивание пуговицы. | 1 | |||
Расстегивание пуговицы. | 1 | |||
Расстегивание кнопки. | 1 | |||
Расстегивание кнопки. | 1 | |||
1 | ||||
1 | ||||
Развязывание шнурка. | 1 | |||
Развязывание шнурка. | 1 | |||
1 | ||||
Застегивание липучки. | 1 | |||
1 | ||||
1 | ||||
Застегивание пуговицы. | 1 | |||
1 | ||||
1 | ||||
1 | ||||
Застегивание ремня. | 1 | |||
Застегивание ремня. | 1 | |||
Завязывание шнурка. | 1 | |||
Завязывание шнурка. | 1 | |||
Знание назначения деталей предметов одежды | 1 | |||
Знание назначения деталей предметов одежды | 1 | |||
Узнавание членов семьи. Мама. | 1 | |||
Узнавание членов семьи. Мама. | 1 | |||
Узнавание членов семьи. Папа. | 1 | |||
Узнавание членов семьи. Папа.. | 1 | |||
Узнавание членов семьи. Бабушка. | 1 | |||
Узнавание членов семьи. Бабушка. | 1 | |||
Узнавание членов семьи. Дедушка. | 1 | |||
Узнавание членов семьи. Дедушка. | 1 | |||
Узнавание членов семьи. Брат. | 1 | |||
Узнавание членов семьи. Брат. | 1 | |||
Узнавание членов семьи. Сестра. | 1 | |||
Узнавание членов семьи. Сестра. | 1 | |||
Узнавание членов семьи. Дядя. | 1 | |||
Узнавание членов семьи. Дядя. | 1 | |||
Узнавание членов семьи. Тетя. | 1 | |||
Узнавание членов семьи. Тетя. | 1 | |||
Узнавание (различение) детей и взрослых. | 1 | |||
Узнавание (различение) детей и взрослых. | 1 | |||
Узнавание (различение) детей и взрослых. | 1 | |||
Узнавание (различение) детей и взрослых. | 1 | |||
Узнавание (различение) детей и взрослых. | 1 |
Предмет «Окружающий социальный мир»
- Пояснительная записка
Цель обучения – формирование представлений о социальном мире человека, о взаимодействии и использовании человеком предметов быта.
Основными задачами программы являются: формирование представлений о предметах и материалах, изготовленных человеком. Программа представлена следующими разделами: «Школа», «Предметы и материалы, изготовленные человеком», «Предметы быта», «Квартира, дом, двор», «Город», «Транспорт», «Страна», «Традиции, обычаи».
Раздел «Школа» Ребенок знакомится с помещениями школы, их назначением, учится ориентироваться в школе, находить конкретное помещение. В качестве дополнительного ориентира используется знаковая символика на кабинетах, туалетных комнатах, душевых и др. помещениях школы.
Ребенок знакомится с профессиями людей, работающих в школе, особенностями их деятельности, учится называть профессии, соотносить с действиями (например, учитель – учит детей, уборщица – убирает помещения школы).
Ребенок знакомится с различными зонами класса, их назначением, учится ориентироваться в пространстве класса. Например, показывает место, где лежат игрушки, находит свой шкаф для раздевания, место для отдыха, достает предметы и материалы для занятия. Ребенок знакомится с различными зонами класса, их назначением, учится ориентироваться в пространстве класса. Например, показывает место, где лежат игрушки, находит свой шкаф для раздевания, место для отдыха, достает предметы и материалы для занятия.
Ребенок получает представления о том, что школьный день проходит по определенному распорядку: в школе есть время для занятий по предметам, время для отдыха, время для еды. Последовательность видов деятельности в течение учебного дня представлена предметами, изображениями (фото, картинки, пиктограммы).
- Возможные предметные результаты.
Учащийся должен знать:
-узнавать помещения школы (класс, спортивный зал и др.);
-различать назначения помещения школы (класс, туалет и др.),
Учащийся должен уметь:
-повторять и выполнять простые поручения по словесной инструкции;
-использовать указательный жест по инструкции учителя «Покажи…»;
-осуществлять классификацию (класс, учитель, распорядок дня).
- Календарно-тематическое планирование
№ | Содержание | Количество часов | План | Факт |
Узнавание (различение) помещений школы. Класс. | 1 | |||
Узнавание (различение) помещений школы. Класс. | 1 | |||
Узнавание (различение) помещений школы. Спортивный зал. | 1 | |||
Узнавание (различение) помещений школы. Спортивный зал. | 1 | |||
Узнавание (различение) помещений школы. Столовая. | 1 | |||
Узнавание (различение) помещений школы. Столовая. | 1 | |||
Узнавание (различение) помещений школы. Туалет. | 1 | |||
Узнавание (различение) помещений школы. Туалет. | 1 | |||
Узнавание (различение) помещений школы. Бассейн. | 1 | |||
Узнавание (различение) помещений школы. Бассейн. | 1 | |||
Узнавание (различение) помещений школы. Медицинский кабинет. | 1 | |||
Узнавание (различение) помещений школы. Медицинский кабинет. | 1 | |||
Нахождение помещений школ. | 1 | |||
Нахождение помещений школ. | 1 | |||
Нахождение помещений школ. | 1 | |||
Соотнесение работника школы с его профессией. Учитель класса. | 1 | |||
Соотнесение работника школы с его профессией. Учитель класса. | 1 | |||
Соотнесение работника школы с его профессией. Медицинская сестра и врач. | 1 | |||
Соотнесение работника школы с его профессией. Медицинская сестра и врач. | 1 | |||
Соотнесение работника школы с его профессией. Медицинская сестра и врач. | 1 | |||
Соотнесение работника школы с его профессией. Медицинская сестра и врач. | 1 | |||
Соотнесение работника школы с его профессией. Уборщица. | 1 | |||
Соотнесение работника школы с его профессией. Уборщица. | 1 | |||
Соотнесение работника школы с его профессией. Учитель труда. | 1 | |||
Соотнесение работника школы с его профессией. Учитель труда. | 1 | |||
Соотнесение работника школы с его профессией. Учитель музыки. | 1 | |||
Соотнесение работника школы с его профессией. Учитель музыки. | 1 | |||
Соотнесение работника школы с его профессией. Учитель физкультуры. | 1 | |||
Соотнесение работника школы с его профессией. Учитель физкультуры. | 1 | |||
Узнавание (различение) зон класса. Класс. | 1 | |||
Узнавание (различение) зон класса. Класс. | 1 | |||
Узнавание (различение) зон класса. Место для отдыха. | 1 | |||
Узнавание (различение) зон класса. Место для отдыха. | 1 | |||
Узнавание (различение) зон класса. Место для игры. | 1 | |||
Узнавание (различение) зон класса. Место для игры. | 1 | |||
Узнавание (различение) зон класса. Место для одевания. | 1 | |||
Узнавание (различение) зон класса. Место для одевания. | 1 | |||
Узнавание (различение) зон класса. Место для занятий. | 1 | |||
Узнавание (различение) зон класса. Место для занятий. | 1 | |||
Узнавание (различение) зон класса. Место для хранения школьных принадлежностей. | 1 | |||
Узнавание (различение) зон класса. Место для хранения школьных принадлежностей. | 1 | |||
Знание назначения зон класса. Место для отдыха. | 1 | |||
Знание назначения зон класса. Место для отдыха. | 1 | |||
Знание назначения зон класса. Место для игры. | 1 | |||
Знание назначения зон класса. Место для игры. | 1 | |||
Знание назначения зон класса. Место для одевания. | 1 | |||
Знание назначения зон класса. Место для одевания. | 1 | |||
Знание назначения зон класса. Место для занятий. | 1 | |||
Знание назначения зон класса. Место для занятий. | 1 | |||
Знание назначения зон класса. Место для занятий. | 1 | |||
Знание назначения зон класса. Место для хранения школьных принадлежностей. | 1 | |||
Знание назначения зон класса. Место для хранения школьных принадлежностей. | 1 | |||
Знание (соблюдение) распорядка школьного дня. | 1 | |||
Знание (соблюдение) распорядка школьного дня. Занятие (урок). | 1 | |||
Знание (соблюдение) распорядка школьного дня. Занятие (урок). | 1 | |||
Знание (соблюдение) распорядка школьного дня. Занятие (урок). | 1 | |||
Знание (соблюдение) распорядка школьного дня. Пауза (перемена). | 1 | |||
Знание (соблюдение) распорядка школьного дня. Пауза (перемена). | 1 | |||
Знание (соблюдение) распорядка школьного дня. Пауза (перемена). | 1 | |||
Знание (соблюдение) распорядка школьного дня. Завтрак. | 1 | |||
Знание (соблюдение) распорядка школьного дня. Завтрак. | 1 | |||
Знание (соблюдение) распорядка школьного дня. Обед. | 1 | |||
Знание (соблюдение) распорядка школьного дня. Обед. | 1 | |||
Знание (соблюдение) распорядка школьного дня. Прогулка. | 1 | |||
Знание (соблюдение) распорядка школьного дня. Прогулка. | 1 | |||
Знание (соблюдение) распорядка школьного дня. Прогулка. | 1 | |||
Знание (соблюдение) распорядка школьного дня. Время для отдыха. | 1 | |||
Знание (соблюдение) распорядка школьного дня. Время для отдыха. | 1 | |||
Знание (соблюдение) распорядка школьного дня. Время для отдыха. | 1 |
Предмет «Музыка и движение»
- Пояснительная записка
Цель обучения – формирование представлений о музыке, о возможности движений под музыку.
Основными задачами программы являются: формирование представлений о выполнении движений разными частями тела под музыку. Программно-методический материал включает следующие разделы: «Слушание музыки», «Пение», «Движение под музыку», «Игра на музыкальных инструментах».
Раздел «Слушание» включает в себя слушание (различение) колыбельной песни и марша, музыкального стиля произведения. Слушание (различение) веселой и грустной музыки. Узнавание знакомой песни.
Раздел «Пение» включает в себя подражание характерным звукам животных во время звучания знакомой песни.
Раздел «Движение под музыку» включает в себя топанье под музыку. Хлопки в ладоши под музыку. Начало движения вместе с началом звучания музыки и окончание движения по ее окончании. Выполнение движений разными частями тела под музыку наклоны головы.
Раздел «Игра на музыкальных инструментах» включает в себя слушание (различение) контрастных по звучанию музыкальных инструментов, сходных по звучанию музыкальных инструментов. Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряд.
- Возможные результаты
Учащийся должен знать:
- начало и конец звучания музыки;
- движения, сопровождающие песню;
Учащийся должен уметь:
- слушать музыку;
- выполнять движения под музыку;
- Календарно-тематическое планирование.
№ | Содержание | Количество часов | План | Факт |
1 | Узнавание (различение) веселой, грустной музыки. | 1 | ||
2 | Узнавание (различение) веселой, грустной музыки. | 1 | ||
3 | Узнавание (различение) веселой, грустной музыки. | 1 | ||
4 | Узнавание (различение) веселой, грустной музыки. | 1 | ||
5 | Узнавание знакомой песни. | 1 | ||
6 | Узнавание знакомой песни. | 1 | ||
7 | Узнавание колыбельной песни. | 1 | ||
8 | Узнавание колыбельной песни. | 1 | ||
9 | Узнавание марша. | 1 | ||
10 | Узнавание марша. | 1 | ||
11 | Узнавание (различение) сольного и хорового исполнения произведения. | 1 | ||
12 | Узнавание (различение) сольного и хорового исполнения произведения. | 1 | ||
13 | Узнавание (различение) сольного и хорового исполнения произведения. | 1 | ||
14 | Узнавание (различение) сольного и хорового исполнения произведения. | 1 | ||
15 | Узнавание (различение) музыкального стиля произведения. Классическая музыка. | 1 | ||
16 | Узнавание (различение) музыкального стиля произведения. Классическая музыка. | 1 | ||
17 | Узнавание (различение) музыкального стиля произведения. Народная музыка. | 1 | ||
18 | Узнавание (различение) музыкального стиля произведения. Народная музыка. | 1 | ||
19 | Узнавание (различение) музыкального стиля произведения. Поп-музыка. | 1 | ||
20 | Узнавание (различение) музыкального стиля произведения. Поп-музыка. | 1 | ||
21 | Узнавание (различение) музыкального стиля произведения. Джаз. | 1 | ||
22 | Узнавание (различение) музыкального стиля произведения. Джаз. | 1 | ||
23 | Узнавание (различение) музыкального стиля произведения. Джаз. | 1 | ||
24 | Узнавание (различение) музыкального стиля произведения. Рок. | 1 | ||
25 | Узнавание (различение) музыкального стиля произведения. Рок. | 1 | ||
26 | Подражание характерным звукам животных во время звучания знакомой песни. | 1 | ||
27 | Подражание характерным звукам животных во время звучания знакомой песни. | 1 | ||
28 | Подражание характерным звукам животных во время звучания знакомой песни. | 1 | ||
29 | Подражание характерным звукам животных во время звучания знакомой песни. | 1 | ||
30 | Выполнение движений разными частями тела под музыку хлопанье в ладоши. | 1 | ||
31 | Выполнение движений разными частями тела под музыку хлопанье в ладоши. | 1 | ||
32 | Выполнение движений разными частями тела под музыку хлопанье в ладоши. | 1 | ||
33 | Выполнение движений разными частями тела под музыку наклоны головы. | 1 | ||
34 | Выполнение движений разными частями тела под музыку наклоны головы. | 1 |
Коррекционный курс «Предметно-практические действия»
- Пояснительная записка.
Цель: Формирование простых доступных действий с различными предметами и материалами.
Развитие хватательной функции руки, укрепление мышц кистей рук, развитие кожно–мышечного чувства.
В процессе обучения дети знакомятся с различными предметами и материалами и осваивают действия с ними. Сначала формируются приемы элементарной предметной деятельности, такие как: захват, удержание, перекладывание и др., которые в дальнейшем используются в разных видах продуктивной деятельности: изобразительной, доступной бытовой и трудовой деятельности, самообслуживании.
- Описание возможных результатов обучения:
Учащийся должен знать:
- способы сминания, разрывания бумаги;
- способы захватывание, удержание и пересыпания предметов.
Учащийся должен уметь:
- умение следовать определенному порядку при выполнении предметных действий.
- овладение навыками предметно-практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания.
- Календарно-тематическое планирование.
№ | Содержание | Количество часов | План | Факт |
Сминание салфетки, туалетной бумаги одной рукой. | 1 | |||
Сминание салфетки, туалетной бумаги одной рукой. | 1 | |||
Сминание бумажного полотенца, газеты одной рукой. | 1 | |||
Сминание бумажного полотенца, газеты одной рукой. | 1 | |||
Сминание цветной, папиросной бумаги, кальки одной рукой. | 1 | |||
Сминание цветной, папиросной бумаги, кальки одной рукой. | 1 | |||
Сминание цветной, папиросной бумаги, кальки одной рукой. | 1 | |||
Разрывание бумаги, ваты двумя руками, направляя руки в разные стороны. | 1 | |||
Разрывание бумаги, ваты двумя руками, направляя руки в разные стороны. | 1 | |||
Разрывание природного материала двумя руками, направляя руки в разные стороны. | 1 | |||
Разрывание природного материала двумя руками, направляя руки в разные стороны. | 1 | |||
Разрывание бумаги, ваты, природного материала двумя руками, направляя руки в разные стороны. | 1 | |||
Пересыпание мелких предметов двумя руками, с использованием стаканчика. | 1 | |||
Пересыпание мелких предметов двумя руками, с использованием стаканчика. | 1 | |||
Пересыпание мелких предметов двумя руками, с использованием стаканчика. | 1 | |||
Пересыпание мелких предметов двумя руками, с использованием стаканчика. | 1 | |||
Пересыпание мелких предметов двумя руками, с использованием стаканчика. | 1 | |||
Захватывание и удержание шарика, кубика. | 1 | |||
Захватывание и удержание шарика, кубика. | 1 | |||
Захватывание и удержание шарика, кубика. | 1 | |||
Встряхивание предмета, издающего звук бутылочки с бусинками или крупой. | 1 | |||
Встряхивание предмета, издающего звук бутылочки с бусинками или крупой. | 1 | |||
Встряхивание предмета, издающего звук бутылочки с бусинками или крупой. | 1 | |||
Встряхивание предмета, издающего звук бутылочки с бусинками или крупой. | 1 | |||
Толкание игрушки на колесиках от себя. | 1 | |||
Толкание игрушки на колесиках от себя. | 1 | |||
Толкание игрушки на колесиках от себя. | 1 | |||
Притягивание игрушки на колесиках к себе. | 1 | |||
Притягивание игрушки на колесиках к себе. | 1 | |||
Притягивание игрушки на колесиках к себе. | 1 | |||
Притягивание игрушки на колесиках к себе. | 1 | |||
Притягивание игрушки на колесиках к себе. | 1 | |||
Вращение предмета завинчивающиеся крышки на банках, бутылках. | 1 | |||
Вращение предмета завинчивающиеся крышки на банках, бутылках. | 1 | |||
Вращение предмета завинчивающиеся крышки на банках, бутылках. | 1 |
Двигательное развитие
- Пояснительная записка.
Цель: Работа по обогащению сенсомоторного опыта, поддержанию и развитию способности к движению и функциональному использованию двигательных навыков.
Мотивация двигательной активности, поддержка и развитие имеющихся движений, расширение диапазона движений и профилактика возможных нарушений, освоение новых способов передвижения (включая передвижение с помощью технических средств реабилитации).
- Описание возможных результатов обучения:
Учащийся должен знать:
- правила выполнения движений головой и руками;
- способы выполнения движения головой и руками.
Учащийся должен уметь:
-расширять диапазон основных доступных движений для профилактики возможных нарушений и обеспечения безопасности жизнедеятельности;
-осваивать новые способы передвижения (включая передвижение с помощью технических средств реабилитации).
3. Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов | План | Факт |
Выполнение движений головой: наклоны (вправо, влево). | 1 | |||
Выполнение движений головой: наклоны (вправо, влево). | 1 | |||
Выполнение движений головой: наклоны (вправо, влево). | 1 | |||
Выполнение движений головой: наклоны (вправо, влево). | 1 | |||
Выполнение движений головой: наклоны ( вперед в положении лежа на спине/животе) | 1 | |||
Выполнение движений головой: наклоны ( вперед в положении лежа на спине/животе) | 1 | |||
Выполнение движений головой: наклоны ( вперед в положении лежа на спине/животе) | 1 | |||
Выполнение движений головой: наклоны ( вперед в положении лежа на спине/животе) | 1 | |||
Выполнение движений головой: наклоны (сидя). | 1 | |||
Выполнение движений головой: наклоны (сидя). | 1 | |||
Выполнение движений головой: повороты (вправо, влево в положении лежа на спине/животе). | 1 | |||
Выполнение движений головой: повороты (вправо, влево в положении лежа на спине/животе). | 1 | |||
Выполнение движений головой: повороты (вправо, влево в положении лежа на спине/животе). | 1 | |||
Выполнение движений головой: повороты (вправо, влево в положении лежа на спине/животе). | 1 | |||
Выполнение движений головой: «круговые» движения. | 1 | |||
Выполнение движений головой: «круговые» движения. | 1 | |||
Выполнение движений головой: «круговые» движения. | 1 | |||
Выполнение движений руками: вперед, назад. | 1 | |||
Выполнение движений руками: вперед, назад. | 1 | |||
Выполнение движений руками: вперед, назад. | 1 | |||
Выполнение движений руками: вперед, назад. | 1 | |||
Выполнение движений руками: вверх, в стороны. | 1 | |||
Выполнение движений руками: вверх, в стороны. | 1 | |||
Выполнение движений руками: вверх, в стороны. | 1 | |||
Выполнение движений руками: вверх, в стороны. | 1 | |||
Выполнение движений руками: «круговые». | 1 | |||
Выполнение движений руками: «круговые». | 1 | |||
Выполнение движений пальцами рук: сгибание /разгибание фаланг пальцев. | 1 | |||
Выполнение движений пальцами рук: сгибание /разгибание фаланг пальцев. | 1 | |||
Выполнение движений пальцами рук: сгибание /разгибание фаланг пальцев. | 1 | |||
Выполнение движений пальцами рук: сгибание /разгибание фаланг пальцев. | 1 | |||
Выполнение движений пальцами рук: сгибание пальцев в кулак /разгибание. | 1 | |||
Выполнение движений пальцами рук: сгибание пальцев в кулак /разгибание. | 1 | |||
Выполнение движений пальцами рук: сгибание пальцев в кулак /разгибание. | 1 | |||
Выполнение движений пальцами рук: сгибание пальцев в кулак /разгибание. | 1 |
4.2. Программа нравственного развития
Программа нравственного развития направлена на обеспечение личностного и социокультурного развития, обучающегося с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательной организации, семьи и других институтов общества.
В основу данной программы положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества, общечеловеческие ценности в контексте формирования у обучающихся нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.
Программа предлагает следующие направления нравственного развития, обучающегося:
Осмысление ценности жизни (своей и окружающих). Развитие способности замечать и запоминать происходящее, радоваться новому дню, неделе, месяцу замечая какие события, встречи, изменения происходят в жизни; на доступном уровне осознавать значимость этих событий для каждого по отдельности и для всех людей.
Отношение к себе и к другим, как к самоценности. Воспитание чувства уважения к друг другу, к человеку вообще. Формирование доброжелательного отношения к окружающим, умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с людьми. Поддержание у ребенка положительных эмоций и добрых чувств в отношении окружающих с использованием общепринятых форм общения, как вербальных, так и невербальных. Независимо от внешних проявлений инвалидности, взрослые, сопровождающие обучение и воспитание ребенка, общаются с ним как с обычным ребенком, без проявлений жалости, которая унижает человеческое достоинство развивающейся личности. Отношение к учащемуся с уважением его достоинства – является основным требованием ко всем работникам организации. Взрослый, являясь носителем нравственных ценностей, будет эталоном, примером для детей.
Осмысление свободы и ответственности. Дети учатся выбирать деятельность, выбирать способ выражения своих желаний. Делая выбор, они учатся принимать на себя посильную ответственность и понимать результаты своих действий. К примеру, нужно приготовить еду, чтобы утолить голод, но можно не готовить – тогда мы останемся голодными. Ребенок, на доступном ему уровне, учится предвидеть последствия своих действий, понимать насколько его действия соотносятся с нормами и правилами жизни людей. Выбирая ту или иную деятельность, не всегда желаемую, но необходимую, ребенок учится управлять своими эмоциями и поведением, у него формируются волевые качества.
Укрепление веры и доверия. Выполняя поручения или задания, ребенок учится верить в то, что «я смогу научиться делать это самостоятельно», в то, что «мне помогут, если у меня не получится» и в то, что «даже если не получится – меня все равно будут любить и уважать». Взрослые (педагоги, родители) создают ситуации успеха, мотивируют стремление ребенка к самостоятельным действиям, создают для него атмосферу доверия и доброжелательности.
Формирование доверия к окружающим у ребенка с ТМНР происходит посредством общения с ним во время занятий, внеурочной деятельности, а также ухода: при кормлении, переодевании, осуществлении гигиенических процедур. В процессе ухода ребенок включается в общение со взрослым, который своим уважительным отношением (с эмпатией) и доброжелательным общением, вызывает у ребенка доверие к себе и желание взаимодействовать. Уход следует рассматривать как часть воспитательного процесса, как способ коммуникации и взаимодействия с ребенком. Деятельность работника, осуществляющего уход, не должна сводиться к механическим действиям.
Взаимодействие с окружающими на основе общекультурных норм и правил социального поведения. Усвоение правил совместной деятельности происходит в процессе специально организованного общения, в игре, учебе, работе, досуге. Для этого важны эталоны поведения, ориентиры («подсказки») и др. Таким эталоном для ребенка являются люди, живущие с ним рядом и являющиеся носителями гуманистических ценностей и социально одобряемых норм поведения. Любому ребенку, а с нарушением интеллекта особенно, трудно понять смысл и содержание нравственных категорий, поэтому их усвоение возможно только на основе общения, совместной деятельности, подражания взрослым. Ребенок «впитывает в себя» примеры и возможные способы реагирования на различные ситуации повседневной жизни, копируя и примеряя на себя поведение взрослых.
Во время общения с ребенком возникают разные ситуации, в которых педагог должен проявлять спокойствие, терпение, настойчивость, доброжелательность.
Содержание | Наблюдения |
Способность замечать и запоминать происходящее, радоваться новому дню, неделе, месяцу замечая какие события, встречи, изменения происходят в жизни; осознавать на доступном уровне значимость этих событий для каждого по отдельности и для всех людей. | |
Доброжелательное отношение к окружающим; умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с детьми и взрослыми с использованием общепринятых форм общения, как вербальных, так и невербальных; доверительное отношение и желание взаимодействовать с взрослым (во время гигиенических процедур, одевания, приема пищи и др.). | |
Умение выражать свои желания, делая выбор; умение принимать на себя посильную ответственность и понимать результаты своих действий; умение предвидеть последствия своих действий, понимать насколько его действия соотносятся с нормами и правилами жизни людей; контроль своих эмоций и поведения. | |
Усвоение правил совместной деятельности в общении, в игре, учебе, работе, досуге. | |
Ориентация в религиозных ценностях с учетом желания и вероисповедания обучающегося и его семьи. |
4.3. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Программа формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни нацелена на развитие стремления у обучающихся
- умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР вести здоровый образ жизни и бережно относится к природе.
Программа направлена на решение следующих задач:
- формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
- формирование осознанного отношения к собственному здоровью на основе соблюдения правил гигиены, здоровье сбережения, режима дня;
- формирование и развитие познавательного интереса и бережного отношения к природе; формирование знаний о правилах здорового питания; использование оптимальных двигательных режимов (физкультуры и спорта) для обучающихся с учетом их возрастных, психофизических особенностей;
- формирование негативного отношения к факторам, нарушающим здоровье обучающихся: сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики, инфекционные заболевания, нарушение правил гигиены, правильного питания и др.;
- формирование готовности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями состояния здоровья; формирование умений безопасного поведения в окружающей среде, простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.
Содержание | Наблюдения |
Осознанное отношение к собственному здоровью на основе соблюдения правил гигиены, здоровьесбережения, режима дня. | |
Интерес и бережное отношение к природе; соблюдение правил поведения в природе. | |
Готовность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями состояния здоровья. | |
Безопасное поведение в окружающей среде; умение вести себя в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях. |
5. Условия реализации потребности в уходе и присмотре
Под присмотром и уходом за детьми понимается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня (п. 34 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Необходимость в присмотре возникает, например, когда у ребенка наблюдаются проблемы нарушений эмоционально-волевой сферы: агрессия (в отношении людей и/или предметов), самоагрессия; проблемы поведения вследствие трудностей освоения общепринятых норм и правил поведения (оставление класса, выход из школы без предупреждения взрослых и др.) и других сопутствующих нарушений (соматические, неврологические и т.д.).
Пн | |||||
Вт | |||||
Ср | |||||
Чт | |||||
Пн | |||||
Сб |
- Перечень мероприятий в рамках внеурочной деятельности
Название мероприятия | Планируемая деятельность ребенка в мероприятии | Участие ребенка в мероприятии |
«1 сентября – День Знаний» | Присутствие на торжественной линейке | Зритель |
«День матери» | Присутствие на мероприятии | Зритель |
«День здоровья» | Присутствие на празднике | Зритель |
«Новый год» | Знакомство с атрибутами праздника, присутствие новогоднем празднике | Зритель |
Спортивный праздник, посвящённый Дню защитника Отечества | Присутствие на празднике | Зритель |
8 Марта | Знакомство с атрибутами праздника. Присутствие на празднике | Зритель |
Пасха | Подготовка к мероприятию, покраска яиц | Участник |
Торжественная линейка, посвящённая окончанию учебного года | Присутствие на торжественной линейке | Зритель |
Осенняя экскурсия в лес, в парк | Сбор листьев | Участник |
7. Специалисты, участвующие в реализации СИПР:
Учитель, учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог.
- Программа сотрудничества с семьей.
№ | Задачи | Мероприятия | Отчет о мероприятии |
1 | Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка | Индивидуальные консультации родителей (раз в четверть, по запросу родителей) | |
2 | Обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР | Договор о сотрудничестве между родителями и образовательной организацией. | |
Участие родителей в разработке СИПР в интересах ребенка | |||
Посещение родителями уроков/занятий | |||
Консультирование родителей по вопросам обучения в домашних условиях выбор единых приемов и подходов. | |||
3 | Организация регулярного обмена информации о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах освоения. | Ведение дневника наблюдений (краткие записи) | |
Информирование электронными средствами | |||
Личные встречи, беседы | |||
Просмотр и обсуждение видеозаписей с ребенком | |||
4 | Организация участия родителей во внеурочных мероприятиях | Привлечение родителей к планированию мероприятий: | |
«Новый год» | |||
«Мы – ученики» | |||
«Первое сентября – день знаний» |
- Перечень необходимых технических средств, дидактических материалов:
Материально-техническое обеспечение предмета «Окружающий природный мир» включает:
- Объекты природы: камни, почва, семена, комнатные растения и другие образцы природного материала (в т.ч. собранного вместе с детьми в ходе экскурсий);
- Наглядный изобразительный материал (видео, фотографии, рисунки для демонстрации обучающимся);
- Муляжи овощей, фруктов; пиктограммы с изображениями действий, операций по уходу за растениями, животными;
- Различные календари; изображения сезонных изменений в природе; рабочие тетради с различными объектами природы для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных представлений о природе; аудио- и видеоматериалы; живой уголок, аквариум, скотный дворик, огород, теплица и др.
Для реализации программы по предмету «Человек» материально-техническое обеспечение включает:
- Предметные и сюжетные картинки, фотографии с изображением членов семьи ребенка; пиктограммы и видеозаписи действий, правил поведения и т.д. Кроме того, используются видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие внутрисемейные взаимоотношения; семейный альбом, рабочие тетради с изображениями контуров взрослых и детей для раскрашивания, вырезания, наклеивания, составления фотоколлажей и альбомов; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных представлений о ближайшем социальном окружении. По возможности, используются технические средства: компьютер, видеопроектор и другое мультимедийное оборудование.
Необходимое оборудование для программы по предмету: «Окружающий социальный мир»:
- Материалы из дерева: бумага, картон, газета, салфетки, стол стул, деревянная игрушка;
- Предметы мебели: стол, стул, табурет, шкаф, комод, тумба, кровать, кресло, диван;
- Электроприборы: телевизор, утюг, лампа, вентилятор, обогреватель, блендер, микроволновая печь, электрический чайник;
- Предметы посуды: тарелка, стакан, кружка, вилка, ложка, нож;
- Части дома: стена, пол, крыша, окно, дверь.
Оборудование для коррекционного курса «Предметно-практическое действие» и «Двигательное развитие»:
1. Материалы различной структуры: вода, вата, нитки для вязания в клубках, ткань, бумага, песок, глина, пластилин, деревянные палочки, металлические предметы, кусочки меха, стекла, свечи, в холодное время года – снег, лед и т.п. Необходимо иметь набор материалов по количеству детей в группе.
2. Конструкторы: металлический, пластмассовый.
3. Масла и установка для ароматерапии.
4. Материалы для изодеятельности: кисти, краски, альбомы, цветные карандаши, клей, ножницы, цветная бумага.
5. Наборы для рукоделия, бусины.
6. Природный материал.
7. Предметные и сюжетные картинки.
8. Наборы геометрических фигур.
9. Натуральные фрукты, овощи.
10. Емкости для жидкостей и сыпучих материалов.
Также для персонализации учебного процесса и эффективной социализации ребенка в работе используются информационно-компьютерные технологии. На занятиях, педагог совместно с ребенком применяют ноутбук, планшет с программным обеспечением для мобильных компьютерных платформ (развивающие программы, игры). Есть и технические средства для обучения: телевизор, магнитная доска.
Применяется полифункциональное игровое оборудование - мягкие мячи, кубики, пирамидки, пазлы, мозаики, и др.
- Средства мониторинга и оценки динамики обучения:
Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественны критериях по итогам выполняемых практических действий путем фиксации фактической способности к выполнению действия или операции, обозначенной в качестве возможного результата личностного развития по следующей шкале:
0 – действие выполняется взрослым (ребенок только позволяет что-либо сделать, действие не выполняет).
1 – действие выполняет совместно с педагогом с частичной физической помощью.
2 – выполняет совместно с педагогом с частичной помощью взрослого 3 – выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу.
4 – выполняет самостоятельно по словесной инструкции (вербальной или невербальной).
5 – выполняет действие самостоятельно.
Приложение№1
Диагностический материал для определения уровня сенсорного развития учащихся.
Тестовые задания.
1. Показать и назвать части своего тела.
2. Определить на ощупь 5 различных материалов: вода, песок, дерево, резина, вата.
3. Воспроизвести ритмический рисунок за педагогом, отстукивая карандашом по парте.
4. Обучающий эксперимент. Ребенку предлагается таблица 8х4 клетки размером 2смх2см каждая. В каждой клетке помещена одна фигура, всего 32 фигуры: круги, квадраты, треугольники, прямоугольники четырех цветов (красный, синий, зеленый, желтый) и двух размеров – большие и маленькие.
Сначала ребенок рассматривает таблицу, знакомится со всем набором фигур, называет цвет и форму (выборочно по заданию). Затем аналогичные фигуры предъявляются ребенку отдельно, набором, и предлагается произвести классификацию фигур: «разложи на кучки». После выполнения классификации ребенка просят подумать, как еще можно разложить фигуры. Необходимо добиться, чтобы ребенок произвел классификацию фигур по всем трем признакам: по форме, цвету, размеру.
5. Описать представленный рисунок дома (желательно с многочисленными разноцветными деталями).
6. Составить плоскостную конструкцию из различных деталей по образцу, по словесной инструкции.
7. Графический диктант.
8. Составить речевую конструкцию с предлогами под, за; с понятиями «сначала», «потом».
Приложение№ 2
Вот несколько советов для родителей о том, как превратить ненужные вещи в развивающие игрушки и дидактические игры
Банки с прорезями. Возьмите пластмассовую банку из-под какао или майонеза и сделайте на крышке прорези. Такая игрушка отлично подойдет для сортировки пуговиц, проталкивания мелких предметов (бусинок, бобов, фасоли).
«Волшебный мешочек». С помощью такого мешочка вы научите ребенка узнавать предметы на ощупь. Лучше сшить его из цветной ткани.
Тряпичные мешочки (мячики) с крупяным наполнителем (горох, фасоль, бобы). Используйте прочный материал, чтобы он не порвался. Ощупывая мешочки, ребенок развивает тактильную чувствительность.
Банка (из-под кофе, печенья). Учите ребенка бросать в банку разные мелкие предметы и слушать звуки, которые они издают.
Альбом с картинками людей, выполняющих различные действия. На этих картинках люди могут сидеть, стоять, спать и т.д. Рассматривайте альбом и называйте действия людей (глагольный словарь).
Кусочки различных тканей, предметы и материалы с разными поверхностями (гладкими, шершавыми) развивают тактильную чувствительность.
Кубики, оклеенные разными материалами (фольгой, наждачной бумагой, мехом).
«Пальчиковый» бассейн – пластиковая миска с различными крупами (горох, фасоль). Ребенок может перебирать крупу, искать спрятанные в миске предметы.
Коробки с крышками, сундучки, шкатулки, прозрачные контейнеры. Ребенок может открывать коробочки и доставать различные мелкие предметы.
Флаконы и бутылки с вращающимися крышками. Играя с ними, ребенок учится вращать крышки.
Прищепки, бельевая веревка. Нанизывая и снимая прищепки, малыш развивает подвижность и силу пальцев руки.
Деревянная доска для рисования и мелки. Учите ребенка проводить короткие и длинные, вертикальные и горизонтальные прямые линии; проговаривайте: «Это дождь идет. Кап-кап. Это заборчик. А вот и дорожка».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике 1 класс, для обучающихся занимающихся по специальной (коррекционной) программе VIII вида
Процесс обучения математике связан с решением специфической задачи коррекционной школы – коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия,...
Рабочая программа по математике 2 класс ФГОС по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с ОВЗ VII вида.
Рабочая программа по математике 2 класс ФГОС по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с ОВЗ VII вида.Рабочая программа по учебному предмету «Математика» сос...
Рабочая программа по математике 2 класс ФГОС по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с ОВЗ VII вида.
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:· программа «Коррекционно- развивающее обучение для...
Рабочая программа надомного обучения 7 класс "Речь и альтернативная коммуникация" (СИПР)
Рабочая программа 7 классдля обучающихся с глубокой умственной отсталостью (СИПР)...
Рабочая программа надомного обучения 7 класс "Окружающий социальный мир" (СИПР)
Рабочая программ для обучающихся с глубокой умственной отсталостью, надомное обучение 7 класс (СИПР)...
Рабочая программа Математические представления 3 класс СИПР( 2 вариант)
Рабочая программа по математике 3 класс СИПР( 2 вариант)...
Адаптированная рабочая программа СИПР 1 класс
Целью данной программы является развитие эмоционального и социально-адаптивного поведения учащихся с выраженным недоразвитием интеллекта, формирование позитивных качеств, развитие познавательной...