Самый сказочный писатель
план-конспект занятия (4 класс)

Викторина по сказкам Г.Х.Андерсена "Самый любимый сказочник".

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_liter.chten_.docx292.06 КБ

Предварительный просмотр:

                                        МКОУ «Куйсунская СОШ»                                                                                    

        

C:\Users\Super Admin\Desktop\20180219_100053.jpg

        


Конспект урока литературного чтения

по теме: В.А. Осеева « Волшебное слово»


Цель: научить детей давать нравственную самооценку поступкам; добиться уяснения учениками, что лишь внимательный человек может понять нужды другого человека, помочь ему.

ЗАДАЧИ:

• обучающие:

1. Учить детей анализировать литературное произведение.

2. Способствовать развитию познавательных интересов, целостного восприятия учениками изучаемого материала.

3. Учить подтверждать свои высказывания цитатами из текста.

• развивающие:

1. Развивать умение давать нравственную оценку ситуации, поведению и поступкам окружающих.

2. Развивать коммуникативные умения учащихся: монологическую и диалогическую речь, умение работать с информацией.

3. Сопоставлять факты, анализировать, отстаивать свою точку зрения.

• воспитательные:

1. Воспитывать вежливое поведение, доброжелательное отношение к окружающим.

Планируемые результаты обучения и формирования УУД:

Метапредметные:

регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; осуществлять самопроверку; отвечать на вопросы учителя; оценивать свои достижения на уроке;

познавательные: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения;

коммуникативные: формировать умение аргументировать своё предположение, формировать умение договариваться, находить общее решение, развивать способности сохранять доброжелательные отношения друг к другу во время работы.

Личностные: 

ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить героев с нравственными нормами.

Предметные:

соотносить содержание рассказа с пословицей; формулировать правила поведения.

Используемая технология: постановка и решение проблемного вопроса.

Оборудование: мультимедийный экран, карточки, выставка книг, учебник, словарь, презентация к уроку, сердечки трех цветов.

Ход урока

Орг. момент. Рефлексия настроения учащихся.

Прошла перемена, услышан звонок.

Пора поскорее начать нам урок.

-Возьмитесь за руки. Улыбнитесь, мысленно пожелайте друг другу мира, добра. Пожелайте успеха друг другу в проведении этого урока.

-Здравствуйте, дети.

Сегодня на нашем уроке присутствуют гости, давайте подарим им улыбку.

-Что мы показываем человеку, когда улыбаемся ему?

-Как можно назвать людей, которые всегда здороваются?

-А как вы объясните, кто такой вежливый человек?

Ведь улыбка помогает нам показать своё доброе отношение, расположение. А когда мы здороваемся, мы желаем окружающим здоровья.


То есть вежливый человек использует в своей речи вежливые слова.

Самоопределение к деятельности

- Сегодня на уроке потребуется ваше внимание и умение анализировать поступки. Я желаю вам удачи!

Проверка домашнего задания.

- Как называется раздел, с которым мы сейчас работаем?

-Дома вы готовили выразительное чтение стихов .

-Кто готов показать, как он умеет выразительно читать.


Актуализация опорных знаний. Подготовка к восприятию.

- Чему же учат нас эти стихи?

- А какие вежливые слова  вы знаете?

- Как по – другому, называют вежливые слова?

Сообщение темы. Постановка цели и учебных задач.

- Посмотрите на слайд и назовите тему нашего урока.

- С какими произведениями В. Осеевой мы уже знакомы?

-Какую цель вы ставите перед собой на уроке?

- Цель нашего урока сегодня - поговорить о «волшебных словах» и понять, как они действуют на людей.

- Прочитайте слова помощники и скажите, какие учебные задачи нужно решить, чтобы достичь цели?

Познакомиться …

Разобраться …

Узнать …

Прогнозирование по опорным словам.

- Как вы думаете, о чем может быть сюжет рассказа с таким названием?

Работа над новым материалом.

Подготовка к первичному восприятию текста.

- Сейчас мы познакомимся с первой частью рассказа, а прочитает ее народный артист СССР Николай Литвинов. Посмотрите на портрет (слайд). Голос Николая Литвинова знали все жители СССР, а особенно дети, потому, что он много работал на радио, где вел детскую передачу «Радио няня». Читал для детей сказки, рассказы, работал в радио - спектаклях. А также снимался в кино.

Словарная работа. Работа с толковым словарем.

Но сначала попробуем объяснить смысл выражений и слов.

чуть не поддал хорошенько

взъерошил волосы

-Назовите синонимы к слову стряпать.

Первичное восприятие текста.

Прослушивание 1 части рассказа.

Анализ первичного восприятия.

- Поднимите руку, кому было интересно.

- Назовите главных героев этого рассказа?

-Что случилось с Павликом? (поссорился)

-Как старик узнал, что мальчик со всеми поссорился?

(красный, сердитый)

-Почему Павлик так выглядел?

(плакал, кричал, ссорился)

– Как Павлик вёл себя при общении с сестрой? (Раздраженно).

– С бабушкой? (Он обижался на неё).

– С братом? (Был назойлив и злился на него, не слушался)

- Правда ли, что все обижали мальчика?

Заполнение кластера.

– Давайте подумаем, какими словами можно охарактеризовать Павлика и заполним синие ячейки.

https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/01/31/k_5890d703e5d13/user_file_5890d70493257_0_1.png


- Нравится ли вам Павлик таким, каким мы его увидели?

- Подумайте, с каким природным явлением можно сравнить поведение Павлика? (работа в паре)

- Красками, какого цвета можно изобразить состояние мальчика?

- Что можете сказать о старичке?

- А как разговаривал мальчик со старичком?

- Почему же он захотел помочь Павлику? (потому, что у дедушки большой жизненный опыт, знает, как помочь маленьким)

- Сразу ли мальчик поверил ему? (да) Докажите.

- Тайну, какого слова раскрыл Павлику старичок?

-Напомните мне, как нужно говорить это волшебное слово?

Физминутка.

Песенка зарядка «Солнышко лучистое»

Работа над новым материалом (продолжение). Прогнозирование.

- Что произойдет дальше?

- Давайте проверим.

Чтение 2 части по «цепочке»

Анализ первичного восприятия. Выборочное чтение.

- Подтвердились наши догадки?

- Помогла ли Павлику сила волшебного слова?

- Что делала Лена, когда к ней пришел Павлик?

- Что сделала Лена, увидев брата? (спрятала краски)

- Подтвердите свой ответ словами из текста.

- Как вы думаете, почему она так поступила?

- Прочитайте, как обратился Павлик к сестре?

- Ребята, как изменилось поведение Лены, когда Павлик сказал ей волшебное слово? Найдите эти строки. «Лена широко раскрыла глаза...»

- Прочитайте, как обратился Павлик к бабушке.

- Что сделала бабушка, когда услышала волшебное слово Павлика?  Найдите эти строки в тексте. «Бабушка выпрямилась...».

- Почему старший брат согласился взять Павлика кататься на лодке?

Радиотеатр. Найдите эпизод «Разговор за обедом» . Определите, сколько здесь действующих лиц. Отметьте, где чьи слова.

- Прочитаем разговор за столом по ролям.

-Давайте сделаем вывод.

-Каким становилось настроение родных, когда они слышали волшебное слово?

- Сравните, как изменился Павлик, его поведение, его жизнь после того, как он узнал тайну волшебного слова?

-А теперь вам нравится Павлик?

- А теперь какими словами можно охарактеризовать Павлика. Заполним красные ячейки.


https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/01/31/k_5890d703e5d13/user_file_5890d70493257_0_2.png


- А теперь с каким природным явлением можно сравнить поведение мальчика? (работа в паре)

- Какими цветами вы бы изобразили данную часть рассказа? (яркими цветами)

Итог

-Как вы думаете, зачем Павлик побежал на улицу?

-Почему он сразу этого не сделал?

– Как вы думаете, как автор относится к своему герою?

– Рассказ начинается и заканчивается противоположными событиями.

-Почему?

- Как вы думаете, можно назвать старичка волшебником?

-Действительно, старичка можно назвать волшебником, ведь он помог Павлику измениться, стать вежливее, добрее к близким людям.

-Напомните мне, как нужно говорить это волшебное слово?

(Правильно, многое зависит от того, как они сказаны: спокойно, приветливо или грубо и невежливо. Тогда они перестают быть «волшебными». Волшебное, доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, поможет рассеять плохое настроение. Не только слова должны быть добрыми, но и поступки, чтобы за них не приходилось краснеть ни вам, ни родителям вашим, ни друзьям)


- Чему хочет научить нас В. Осеева этим произведением?

- В чем мудрость этого рассказа?

- А нам в жизни нужны волшебные слова?


Работа над загадками

Работа в паре.

Итог урока. Стадия рефлексии.

У вас на столе сердечки трех цветов.

В начале урока каждый из вас поставил перед собой цель. Если у вас все получалось, вы достигли на уроке своей цели, то возьмите сердечко оранжевого цвета. Белого – если вы считаете, что у вас были небольшие затруднения. Красного - если вы считаете, что у вам было трудно, многое осталось непонятным.

Какого бы цвета не было выбранное вами сердечко, я хочу, чтобы в вашем сердце всегда было место для волшебных слов.

Домашнее задание.

Выразительное чтение стр. 87-91


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самая, самая, самая. . .

Внекласное мероприятие " Самая, самая, самая . . . " проводится в начальных классах на 8 марта. В конкурсной программе используются стихи, частушки, песни. Данное мероприятие воспитывает любовь, уваже...

Конкурс для девочек "Самая, самая, самая.."

Конкурс  для девочек 1-4 классов, посвящен Международному Женскому Дню 8 марта....

Презентация "Самый, самый, самый..."

В презентации даны интересные факты, касающиеся географии мира....

Викторина "Самые-самые-самые"

Материал предназначен для проведения внеклассного мероприятия по окружающему миру с обучающимися 3-4 класса. Данная викторина знакомит детей с ярким, необъятным и неожиданным миром животных. Направлен...

Самый сказочный праздник зимы

На новогодних часах пропала стрелка. Ваня отправляется на поиски. На пути ему встречаются Снегурочка, Черт, Кай и Герда, Маленький Мук и другие герои сказок. На празднике прозвучало много песен, прово...

Внеклассное занятие "Любимые герои самого смешного писателя"

Внеклассное занятие по литературному чтению о творчестве Н.Н.Носова...

Урок внеклассного чтения по творчеству К. Паустовского "Самый мирный писатель на свете"

Цель:  систематизировать знания по  творчеству К.Г. Паустовского.   Задачи:1.Продолжить знакомство с творчеством Паустовского, проследить за авторской позицией, раскрыть своео...