Викторина "Самые-самые-самые"
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме
Материал предназначен для проведения внеклассного мероприятия по окружающему миру с обучающимися 3-4 класса. Данная викторина знакомит детей с ярким, необъятным и неожиданным миром животных. Направлена на развитие познавательного интереса, творческой самостоятельности и образной речи детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
scenariy_viktoriny.docx | 306.14 КБ |
samye-samye-samye_rebusy.pptx | 499.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Викторина для обучающихся 3 - 4 класса
«Самые-самые-самые…»
Форма учебной работы – внеурочная деятельность по предмету.
Цели:
- Расширение знаний и животном мире.
- Развитие познавательного интереса и творческой самостоятельности обучающихся.
- Развитие образной речи.
Участвуют две команды и болельщики.
Ответы на вопросы сопровождаются показом презентации.
Наша сегодняшняя встреча посвящена усатым, полосатым, рогатым, хвостатым, зубастым, то есть… животным. Губки, черви, моллюски, насекомые, несколько тысяч видов рептилий и рыб, 8580 видов птиц, 2000 видов земноводных, 5000 видов млекопитающихся – это список животных, населяющих нашу планету.
Обитать они могут везде – на поверхности Земли, в толще воды и на дне Мирового океана, высоко в небе и глубоко под землёй.
Они такие разные: храбрые и трусливые, заботливые и беспечные, агрессивные и ласковые, многочисленные и исчезающие, прекрасные и безобразные, хищные и травоядные. Но все они очень загадочные. Сегодня мы приоткроем дверь в этот таинственный мир – мир животных.
Начнём мы с животных, обитающих на территории нашей Родины. Прошу выйти к карте по одному представителю от команды и ответить на вопрос.
- В каких природных зонах России обитают названные животные? (представители команд поочерёдно отвечают на вопрос и показывают природную зону на карте).
тюлень – арктическая пустыня,
белая сова – тундра,
сайгак – пустыня,
дрофа – степь,
белка-летяга – лесная зона,
морж – арктическая пустыня,
суслик – степь,
гигантский слепыш – пустыня,
лемминг – тундра,
лось – лесная зона.
- Прошу следующего представителя команды назвать редких охраняемых животных в указанной природной зоне.
Лес (жук-олень, жук-красотел, орёл-беркут, зубр, тигр).
Тундра (белый журавль, розовая чайка).
Пустыня (гигантский слепыш, перевязка).
Арктическая пустыня (белые медведи, моржи, киты).
Степь (журавль-красавка, степной орёл).
- Правда ли это?
(команды обсуждают предложенные вопросы, болельщики отгадывают загадки о животных)
Не мотор, а шумит,
Не пилот, а летит,
Не гадюка, а жалит. (Пчела)
Шило впереди,
Клубочек позади,
Ножницы сзади. (Ласточка)
Горбатый мост
На четырёх лапах стоит. (Верблюд)
Корова безрога,
Лоб широк, глаза узеньки,
В стаде не пасётся
И в руки не даётся. (Медведь)
Мать, отца не знаю
Но часто называю.
Детей знать не буду
Чужим сбуду. (Кукушка)
Лежит под плетнём
И крутит хвостом.
Ничего не болит
А всё стонет. (Свинья)
(Команды поочерёдно отвечают на вопросы)
- Верблюды во время странствий по пустыне хранят запас воды в своих горбах.
Нет. Их горбы на самом деле заполнены салом, за счёт которого они живут при недостатке или полном отсутствии пищи.
- Божьи коровки кусаются, когда рассержены.
Нет. Когда им досаждают, из их суставов сочится едкая жидкость, раздражающая кожу.
- Бабочки живут всего один день.
Нет. Некоторые живут по многу месяцев, перезимовывая или улетая в дальние страны.
- Кобра танцует под звуки дудочки факира.
Нет. Кобра не способна слышать музыку, когда с корзины, где находится змея, снимают крышку, кобра приподнимается, готовясь к защите, а затем следует за движениями дудочки, готовясь к атаке.
- Ядовитых змей в старину использовали в качестве оружия.
Да. Историки рассказывали, что в войске Ганнибала имелись особые сосуды с живыми ядовитыми змеями, которые его воины бросали на вражеские корабли. Это часто приносило победу.
- Стрижи даже спят на лету.
Правда. На закате стрижи, спасаясь от врагов, взлетают на большую высоту и спят на лету, а на рассвете спускаются поближе к земле.
- Голодные орлята пожирают своих родителей.
Нет. Взрослые орлы достаточно сильны, чтобы не допустить этого, однако старшие орлята часто убивают своих младших братьев и нередко поедают их.
- Отправляясь на обед, самка бегемота находит няньку для своего малыша.
Правда. В каждом стаде бегемотов есть своего рода детский сад, где пасутся самки и детёныши. Покидая своего малыша на какое-то время, мать оставляет его под присмотром других самок.
- Пожирая своих жертв, крокодилы плачут.
Нет. Крокодилы, обитающие в солёной воде, часто плачут на берегу, но при этом они просто избавляются от излишков соли, а отнюдь не рыдают от раскаяния или угрызений совести.
Выражение «лить крокодиловы слезы» употребляют применительно к человеку, который лицемерно сочувствует тому, кому сам причинил вред или боль. Крокодиловы слезы — фальшивые притворные слезы.
- Рассерженный хамелеон становится чёрным.
Отчасти, правда. Благодаря способности изменять окраску, хамелеон при встрече с врагом может стать почти чёрным.
- Конкурс «Самые, самые …» (Команды поочередно отвечают на вопросы)
- Самое крупное животное (млекопитающее)?
(Самый большой экземпляр синего кита имел длину 33,58 м и весил 160 тонн)
- Самое крупное сухопутное животное?
(Самый известный экземпляр африканского слона имел длину 3,8 м в холке, его длина от конца хобота до кончика хвоста составляла 10 м, а вес – 10,8 тонн.
Есть такая притча о слепых, которые не знали, что такое «слон», и захотели с ним познакомиться, а в итоге рассорились, так как один из них заявил, что слон — это колонна, другой — что это мощный канат, третьему слон показался веревочкой, а четвертому — огромной стеной.
А всё потому, что ни один из них не мог «познакомиться» со слоном целиком. Животное было таким огромным, что один слепой ощупал ногу, другой — хобот, третьему достался хвост, а четвертому — бок.)
- Самое быстрое млекопитающее?
(Самое быстрое морское млекопитающее – касатка, она плавает со скоростью 55,5 км/ч. Гепард на коротких отрезках способен развивать скорость 110 км/ч. Серебряный призёр – вилорогая антилопа (98 км/ч), бронзовый – скаковая лошадь (70 км/ч)).
- Самое медлительное млекопитающее?
(Трёхпалый ленивец передвигается по земле со скоростью около 2 метров в минуту. Скорость передвижения по деревьям у него чуть выше – до 3 метров в минуту. Услышав призывной крик своего детёныша, мама-ленивец «мчится» к нему со скоростью 4 м в минуту.)
- Самое высокое животное?
(Самцы жирафов достигают в высоту 5 м, однако есть сообщения об экземплярах ростом 7 метров.)
- Назовите млекопитающего – долгожителя.
(Африканские слоны живут 70 лет, а некоторые даже 80.)
- Самая короткая продолжительность жизни?
(Тля развивается во взрослое насекомое из яйца за 6 дней и живёт ещё 4-5 дней. Ещё меньше продолжительность жизни у подёнок. Большинство из них, выбравшись из воды через день умирают.)
- Самая длительная голодовка?
(Змея хабу, обитающая на острове Окинава в западной части Тихого океана, способна обходиться без пищи более 3 лет.)
- Самая крупная сухопутная птица?
(Страус. Его рост почти 2,7 метра.)
- Самая крупная водоплавающая птица?
(Императорский пингвин. Его рост 1,2 метра, а вес – 42 кг. Рост эму – 2 м., ему тоже хорошо плавается, хотя и сухопутная птица. Страусы тоже могут плавать)
- Назовите рыбу-долгожителя.
(Китовая акула живёт около 70 лет.)
- Самая длинная змея?
(Самая длинная змея, пойманная живьём, 9-метровый сетчатый питон. Анаконды могут достигать огромных размеров – до 42 метров. Однако измерить длину таких гигантов на воле практически невозможно.)
- Разгадайте ребусы. (Команды поочередно.)
медведь
верблюд
канарейка
горилла
антилопа
попугай
носорог
стриж
Подведение итогов.
Дорогие ребята! Вы показали отличные знания о животных.
Надеемся, вы будете не только изучать, но и беречь, и охранять братьев наших меньших!
Я обнял глобус – шар земной.
Один над сушей и водой.
В руках моих материки
Мне тихо шепчут: «Береги».
В зеленой краске лес и дол.
Мне говорят: «Будь с нами добр».
Не растопчи ты нас, не жги,
Зимой и летом береги».
Журчит глубокая река,
Свои лаская берега,
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас, береги».
И птиц, и рыб я слышу всех:
«Тебя мы просим, человек.
Ты обещай нам и не лги.
Как старший брат нас береги».
Я обнял глобус – шар земной,
И что-то сделалось со мной.
И вдруг шепнул я:
«Не солгу. Тебя, родной мой, сберегу!»
Ефим ШКЛОВСКИЙ
Награждение победителей.
Источники информации.
1. Джонсон Джинни. Млекопитающие/ Пер. с англ. С.Анисимова; Оформл. А.Кузнецова. – М.: «Премьера», «Астрель», АСТ, 2000 – 48 с.: ил. – (Все обо всем)
2. http://vremyazabav.ru/zanimatelno/rebusi/rebusi-slova/95-rebusi-pro-zivotnih.html
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
верблюд
канарейка
горилла
антилопа
попугай
носорог
стриж
Я обнял глобус – шар земной. Один над сушей и водой. В руках моих материки Мне тихо шепчут: «Береги». В зеленой краске лес и дол. Мне говорят: «Будь с нами добр». Не растопчи ты нас, не жги, Зимой и летом береги». Журчит глубокая река, Свои лаская берега, И слышу голос я реки: «Ты береги нас, береги». И птиц, и рыб я слышу всех: «Тебя мы просим, человек. Ты обещай нам и не лги. Как старший брат нас береги». Я обнял глобус – шар земной, И что-то сделалось со мной. И вдруг шепнул я: «Не солгу. Тебя, родной мой, сберегу!» Ефим ШКЛОВСКИЙ