Викторина "Самые-самые-самые"
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме

Каретникова Елена Михайловна

Материал предназначен для проведения внеклассного мероприятия по окружающему миру с обучающимися 3-4 класса. Данная викторина знакомит детей с ярким, необъятным и неожиданным миром животных. Направлена на развитие познавательного интереса, творческой самостоятельности и  образной речи детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл scenariy_viktoriny.docx306.14 КБ
Файл samye-samye-samye_rebusy.pptx499.05 КБ

Предварительный просмотр:

 Викторина для обучающихся 3 - 4 класса

«Самые-самые-самые…»

Форма учебной работы – внеурочная деятельность по предмету.

Цели:

  1. Расширение знаний и животном мире.
  2. Развитие познавательного интереса и творческой самостоятельности обучающихся.
  3. Развитие образной речи.

Участвуют две команды и болельщики.  

Ответы на вопросы сопровождаются показом презентации.

Наша сегодняшняя встреча посвящена усатым, полосатым, рогатым, хвостатым, зубастым, то есть… животным. Губки, черви, моллюски, насекомые, несколько тысяч видов рептилий и рыб, 8580 видов птиц, 2000 видов земноводных, 5000 видов млекопитающихся – это список животных, населяющих нашу планету.

Обитать они могут везде – на поверхности Земли, в толще воды и на дне Мирового океана, высоко в небе и глубоко под землёй.

Они такие разные: храбрые и трусливые, заботливые и беспечные, агрессивные и ласковые, многочисленные и исчезающие, прекрасные и безобразные, хищные и травоядные. Но все они очень загадочные. Сегодня мы приоткроем дверь в этот таинственный мир – мир животных.

Начнём мы с животных, обитающих на территории нашей Родины. Прошу выйти к карте по одному представителю от команды и ответить на вопрос.

  1. В каких природных зонах России обитают названные животные? (представители команд поочерёдно отвечают на вопрос и показывают природную зону на карте).

тюлень – арктическая пустыня,

белая сова – тундра,

сайгак – пустыня,

дрофа – степь,

белка-летяга – лесная зона,

морж – арктическая пустыня,

суслик – степь,

гигантский слепыш – пустыня,

лемминг – тундра,

лось – лесная зона.

  1. Прошу следующего представителя команды назвать редких охраняемых животных в указанной природной зоне.

Лес (жук-олень, жук-красотел,  орёл-беркут,  зубр,  тигр).

Тундра (белый журавль, розовая чайка).

Пустыня (гигантский слепыш, перевязка).

Арктическая  пустыня (белые медведи, моржи, киты).

Степь (журавль-красавка,  степной  орёл).

  1. Правда ли  это?

(команды обсуждают предложенные вопросы, болельщики отгадывают загадки о животных)

Не мотор, а шумит,

Не пилот, а летит,

Не гадюка, а жалит.                (Пчела)

Шило впереди,

Клубочек позади,

Ножницы сзади.                (Ласточка)

Горбатый  мост

На четырёх лапах стоит.        (Верблюд)

Корова безрога,

Лоб широк, глаза узеньки,

В стаде не пасётся

И в руки не даётся.                (Медведь)

Мать, отца не знаю

Но часто называю.

Детей знать не буду

Чужим сбуду.                (Кукушка)

Лежит под плетнём

И крутит хвостом.

Ничего не болит

А всё стонет.                (Свинья)

(Команды поочерёдно отвечают на вопросы)

  1. Верблюды во время странствий по пустыне хранят запас воды в своих горбах.

Нет. Их горбы на самом деле заполнены салом, за счёт которого они живут при недостатке или полном отсутствии пищи.

  1. Божьи  коровки кусаются, когда рассержены.

Нет. Когда им досаждают, из их суставов сочится едкая жидкость, раздражающая кожу.

  1. Бабочки живут всего один день.

Нет. Некоторые живут по многу месяцев, перезимовывая или улетая в дальние страны.

  1. Кобра танцует под звуки дудочки факира.

Нет. Кобра не способна слышать музыку, когда с корзины, где находится змея, снимают крышку, кобра приподнимается, готовясь к защите, а затем следует за движениями дудочки, готовясь к атаке.

  1. Ядовитых змей в старину использовали в качестве оружия.

Да. Историки рассказывали, что в войске Ганнибала имелись особые сосуды с живыми ядовитыми змеями, которые его воины бросали на вражеские корабли. Это часто приносило победу.

  1. Стрижи даже спят на лету.

Правда. На закате стрижи, спасаясь от врагов, взлетают на большую высоту и спят на лету, а на рассвете спускаются поближе к земле.

  1. Голодные орлята пожирают своих родителей.

Нет. Взрослые орлы достаточно сильны, чтобы не допустить этого, однако старшие орлята часто убивают своих младших братьев и нередко поедают их.

  1. Отправляясь на обед, самка бегемота находит няньку для своего малыша.

Правда. В каждом стаде бегемотов есть своего рода детский сад, где пасутся самки и детёныши. Покидая своего малыша на какое-то время, мать оставляет его под присмотром других самок.

  1. Пожирая своих жертв, крокодилы плачут.

Нет. Крокодилы, обитающие в солёной воде, часто плачут на берегу, но при этом они просто избавляются от излишков соли, а отнюдь не рыдают от раскаяния или угрызений совести.

Выражение «лить крокодиловы слезы» употребляют применительно к человеку, который лицемерно сочувствует тому, кому сам причинил вред или боль. Крокодиловы слезы — фальшивые притворные слезы.

  1. Рассерженный хамелеон становится чёрным.

Отчасти, правда. Благодаря способности изменять окраску, хамелеон при встрече с врагом может стать почти чёрным.

  1. Конкурс «Самые, самые …» (Команды поочередно отвечают на вопросы)

  1. Самое крупное животное (млекопитающее)?

(Самый большой экземпляр синего кита имел длину 33,58 м и весил 160 тонн)

  1. Самое крупное сухопутное животное?

(Самый известный экземпляр африканского слона имел длину 3,8 м в холке, его длина от конца хобота до кончика хвоста составляла 10 м, а вес – 10,8 тонн.

Есть такая притча о слепых, которые не знали, что такое «слон», и захотели с ним познакомиться, а в итоге рассорились, так как один из них заявил, что слон — это колонна, другой — что это мощный канат, третьему слон показался веревочкой, а четвертому — огромной стеной.

А всё потому, что ни один из них не мог «познакомиться» со слоном целиком. Животное было таким огромным, что один слепой ощупал ногу, другой — хобот, третьему достался хвост, а четвертому — бок.)

  1. Самое быстрое млекопитающее?

(Самое быстрое морское млекопитающее – касатка, она плавает со скоростью 55,5 км/ч. Гепард на коротких отрезках способен развивать скорость 110 км/ч. Серебряный призёр – вилорогая антилопа (98 км/ч), бронзовый – скаковая лошадь (70 км/ч)).

  1. Самое медлительное млекопитающее?

(Трёхпалый ленивец передвигается по земле со скоростью около 2 метров в минуту. Скорость передвижения по деревьям у него чуть выше – до 3 метров в минуту. Услышав призывной крик своего детёныша, мама-ленивец «мчится» к нему со скоростью 4 м в минуту.)

  1. Самое высокое животное?

(Самцы жирафов достигают в высоту 5 м, однако есть сообщения об экземплярах ростом 7 метров.)

  1. Назовите млекопитающего – долгожителя.

(Африканские слоны живут 70 лет, а некоторые даже 80.)

  1. Самая короткая продолжительность жизни?

(Тля развивается во взрослое насекомое из яйца за 6 дней и живёт ещё 4-5 дней. Ещё меньше продолжительность жизни у подёнок. Большинство из них, выбравшись из воды через день умирают.)

  1. Самая длительная голодовка?

(Змея  хабу, обитающая на острове Окинава в западной части Тихого океана, способна обходиться без пищи более 3 лет.)

  1. Самая крупная сухопутная птица?

(Страус. Его рост почти 2,7 метра.)

  1. Самая крупная водоплавающая птица?

(Императорский пингвин. Его рост 1,2 метра, а вес – 42 кг. Рост эму – 2 м., ему тоже хорошо плавается, хотя и сухопутная птица. Страусы тоже могут плавать)

  1. Назовите рыбу-долгожителя.

(Китовая акула живёт около 70 лет.)

  1. Самая длинная змея?

(Самая длинная змея, пойманная живьём, 9-метровый сетчатый питон. Анаконды могут достигать огромных размеров – до 42 метров. Однако измерить длину таких гигантов на воле практически невозможно.)

  1. Разгадайте  ребусы. (Команды поочередно.)

медведь

верблюд

канарейка

горилла

антилопа

        попугай

        носорог

стриж

Подведение  итогов.  

Дорогие ребята! Вы показали отличные знания о животных.

Надеемся, вы будете не только изучать, но и беречь, и охранять братьев наших меньших!

Я обнял глобус – шар земной.
Один над сушей и водой.
В руках моих материки
Мне тихо шепчут: «Береги».

В зеленой краске лес и дол.
Мне говорят: «Будь с нами добр».
Не растопчи ты нас, не жги,
Зимой и летом береги».

Журчит глубокая река,
Свои лаская берега,
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас, береги».

И птиц, и рыб я слышу всех:
«Тебя мы просим, человек.
Ты обещай нам и не лги.
Как старший брат нас береги».

Я обнял глобус – шар земной,
И что-то сделалось со мной.
И вдруг шепнул я:
«Не солгу. Тебя, родной мой, сберегу!»

Ефим ШКЛОВСКИЙ

Награждение победителей.

Источники информации.

1. Джонсон Джинни. Млекопитающие/ Пер. с англ. С.Анисимова; Оформл. А.Кузнецова. – М.: «Премьера», «Астрель», АСТ, 2000 – 48 с.: ил. – (Все обо всем)

2. http://vremyazabav.ru/zanimatelno/rebusi/rebusi-slova/95-rebusi-pro-zivotnih.html


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

медведь

Слайд 2

верблюд

Слайд 3

канарейка

Слайд 4

горилла

Слайд 5

антилопа

Слайд 6

попугай

Слайд 7

носорог

Слайд 8

стриж

Слайд 9

Я обнял глобус – шар земной. Один над сушей и водой. В руках моих материки Мне тихо шепчут: «Береги». В зеленой краске лес и дол. Мне говорят: «Будь с нами добр». Не растопчи ты нас, не жги, Зимой и летом береги». Журчит глубокая река, Свои лаская берега, И слышу голос я реки: «Ты береги нас, береги». И птиц, и рыб я слышу всех: «Тебя мы просим, человек. Ты обещай нам и не лги. Как старший брат нас береги». Я обнял глобус – шар земной, И что-то сделалось со мной. И вдруг шепнул я: «Не солгу. Тебя, родной мой, сберегу!» Ефим ШКЛОВСКИЙ