Статья «Формированиe умений устанавливать причинно-следственные связи при работе с учебными текстами (на примере уроков окружающего мира)»
статья

Глебец Елена Евгеньевна

В условиях модернизации образования особую актуальность приобретают те направления, которые обеспечивают развитие познавательной активности и самостоятельности мышления обучающихся. Одним из направлений являются общеучебные умения, которые  связаны с такими мыслительными операциями, как сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация, классификация, систематизация.На наш взгляд, особое место среди представленных занимает умение устанавливать причинно-следственные связи. Однако его полноценное формирование осложняется тем, что в образовательных стандартах данное умение не выступает в качестве предмета специального усвоения, а в школьной практике зачастую применяется трансляция готовых знаний (репродуктивный материал), что не способствует развитию мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_po_prich-sled_sv.doc146.5 КБ

Предварительный просмотр:

Глебец Е.Е. учитель начальных классов

Плешкова Л.Н. учитель начальных классов

МБОУ Емельяновская средняя общеобразовательная школа №3

Емельяновского района Красноярского края

«Формированиe умений устанавливать причинно-следственные связи при работе с учебными текстами  (на примере уроков окружающего мира)»

Актуальность.

В настоящее время одной из самых актуальных проблем в сфере образования является создание условий для повышения качества образовательного процесса. Современная действительность сформировала ряд требований к выпускнику школы, среди которых оперативное принятие нестандартных решений, быстрая адаптация к новым обстоятельствам, самостоятельное, критическое и творческое мышление (исследовательская деятельность). Реализация данных запросов возможна посредством  самостоятельного овладения знаниями. В условиях модернизации образования особую актуальность приобретают те направления, которые обеспечивают развитие познавательной активности и самостоятельности мышления обучающихся. Одним из направлений являются общеучебные умения, которые  связаны с такими мыслительными операциями, как сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация, классификация, систематизация. 

Постановка задачи.

По различным классификациям общеучебных умений большинство исследователей выделяют несколько  типов: коммуникативные, оргуправленческие и познавательные или интеллектуальные[1]. К познавательным можно отнести такие умения, как: видеть проблему,  задавать вопросы, устанавливать причинно-следственные связи,  давать определения понятиям,  наблюдать, структурировать материал, доказывать свои суждения, сотрудничать.

На наш взгляд, особое место среди представленных занимает умение устанавливать причинно-следственные связи. Однако его полноценное формирование осложняется тем, что в образовательных стандартах данное умение не выступает в качестве предмета специального усвоения, а в школьной практике зачастую применяется трансляция готовых знаний (репродуктивный материал), что не способствует развитию мышления. Проблеме формирования умения устанавливать причинно-следственные связи посвящены исследования таких ученых, как Татьяченко Д., Тиринова О.И.,   Усова А.Б., Чепиков В.Т., Талызина Н.Ф. и др.[2]

Что  такое причинно-следственная связь?  В кратком описании причина – это основание, предлог для каких-нибудь действий, где действия в свою очередь и есть следствие (последствие). Например, из виноградной косточки вырастит веточка лозы.

Считаем целесообразным начинать формирование умения устанавливать причинно-следственные связи   на учебных текстах  всех предметов   начальной школы.

Опираясь на выше сказанное, определили  для себя педагогическую стратегию: Установление причинно-следственных связей – способ формирования познавательных умений у младших школьников.

Система работы с заданиями на установление причинно-следственных связей.

В данную методическую работу положены научные разработки Миновой М.В, Крутень О.А. о формировании общеучебных умений, а также методики коллективных учебных занятий. Над данной темой работали под руководством Григорьевой Е.В. – методиста лаборатории методологии и технологии коллективного способа обучения Красноярского края института повышения квалификации (в настоящее время старший методист МБОУ СОШ №161 г.Зеленогорска).[3] Адаптировали методику для целей формирования познавательных  умений на предмете окружающий мир в  начальной школе. Основная деятельность заключается в выполнении заданий в определённой последовательности.

Пример  заданий на установление причинно-следственных связей  предмета «Окружающий мир» УМК «Школа России» А.А.Плешаков, 4класс.

Основной вопрос

Почему где появляется рытвина, на равнинах образуются овраги?

Задание

Варианты ответов

Варианты ответов, которые можно расценивать как правильные.

1. Выдели в вопросе следствие.

(Что случилось? Что произошло?)

а)   где появляется рытвина на равнинах образуются овраги

б)   появляется рытвина на равнинах

а)   где появляется рытвина на равнинах образуются овраги

2. Выдели в следствии объект

(Произошло все-таки конкретно что? Что главное произошло?)

а)   где появляется рытвина на равнинах образуются овраги

б)   появляется рытвина на равнинах

в) на равнинах образуются овраги

а)   где появляется рытвина на равнинах образуются овраги

3.Определи компоненты объекта 

(Из чего состоит объект анализа? Из каких частей состоит объект анализа?)

4. Описание компонентов объекта анализа. (Что ты про них знаешь? Что отличает?)

Овраг – углубление с крутыми осыпающимися склонами, подмываемые водой

Рытвина – маленькая ямка

 

5.Перефразируй объект анализа, уточняя смысл слов  (Установи связи между компонентами объекта анализа.)

Где появляется рытвина на равнинах образуется углубление с крутыми осыпающимися склонами, подмываемые водой.

6.Выдели в следствии дополнительные характеристики. (А в какой ситуации случилось событие? Где? Когда? Как?  Кто при этом был? 

  Где появляется рытвина

7. Дай их описание

   Где появляется рытвина – где появляется маленькая ямка.

8. Переформулируй вопрос

Почему  там, где появляется маленькая ямка,  образуется углубление с крутыми осыпающимися склонами, подмываемые водой.

9. Сделай вывод.

на равнине появляется маленькая ямка, которую подмывают воды, склоны ее осыпаются, так постепенно образуются овраги.

Задания представлены в виде вопросов, отвечать на которые следует   по установленному алгоритму. Каждый  шаг алгоритма состоит из микроумений: выделять в вопросе следствие; выделять в следствии объект анализа; давать описание объекту, выделенному из следствия; выделять дополнительные характеристики, содержащиеся в следствии; переформулировать вопрос [4].

Обучение работе с заданиями  на установление причинно-следственных связей, по нашему мнению,  начинать следует с 1 класса в три этапа:

1.  Введение понятий «причина» и «следствие». Тренажёром работы над понятиями являются  тексты русских народных сказок: «Репка», «Курочка Ряба» и т.д. Например: «Посадил дед репку, выросла репка большая пребольшая. Пошел дед репку тянуть, тянет - потянет, вытянуть не может». Причина: репка выросла большая, следствие: поэтому дед не может ее вытянуть своими силами. Данная деятельность побуждает обучающихся приводить примеры из жизни, в которых прослеживается  связь причины и следствия:  «Я хорошо выучил стихотворение и получил пятерку».

2. Следующий этап деятельности обучающихся заключается в постановке вопроса, который начинается со слова Почему…  (к текстам сказок) на установления причинно-следственных связей фронтально. Например: «Почему дед не смог вытянуть  репку, которая выросла большая-пребольшая?»

3.На данном этапе ведётся работа по формированию микроумений. Так как  в 1 классе не у всех  обучающихся на должном уровне  сформированы  читательские  способности, вопросы заданий представляем  в виде схемы. Например: «Почему белые медведи живут на севере?»         

Отметим, что все действия, выполняемые обучающимися предлагаются в форме, соответствующей их возрастным особенностям         (например: понятие слова объект,  компонент, следствие, описание, связь вопрос что? и т.д)

 

1.Выдели  в вопросе   СЛЕДСТВИЕ.  Весь вопрос без слова  Почему -  это   СЛЕДСТВИЕ, обозначим так «С».

Предлагаются варианты следствия (составленные учителем):

  а) живут на севере;

  б) медведи живут на севере;  

  в) белые медведи живут на севере. ( «С»)

2.1. Выдели  в следствии «С»   ОБЪЕКТ- ,  обозначим так «О» .

 Выдели вещь, процесс, явление, событие, к которому привели возникшие ПРИЧИНЫ. Объект отвечает на вопрос «Что?».

 а) живут на севере;

 б) медведи живут на севере;  

 в) белые медведи  на севере. ( «С»       «О»)

             

2.2. Определи в объекте  «О»  КОМПОНЕНТЫ (составные части), обозначим так                          .

а) белые и на севере;

б) медведи и живут;        

в) белые, медведи и на севере. («С»       «О»                                )

3.1. Выполни описание компонентов                           «О» (характерные черты этих компонентов).

А) белые - цвета снега ; на севере - на территории с суровым климатом, ;

б) медведи - крупные хищные звери; живут - рождаются, питаются , растут, размножаются;

в) медведи - крупные хищные звери; белые - цвета снега; север-территория с суровым климатом.

 

3.2.Установи  СВЯЗЬ, обозначим так         между  компонентами объекта                          

Крупные хищные звери, цвета снега - на территории с суровым климатом.

4.1. Найди ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ (в какой ситуации случилось событие? Где? Когда? Как?  Кто при этом был?), обозначим так  + в следствии    («С» +).

Живут.

4.2. Опиши дополнительные характеристики.

   Живут - рождаются, питаются, растут, размножаются .

5.Перефразируй вопрос  «Почему белые медведи живут на севере?», обозначим так (?)  (запиши вместе полученное в пункте  3.2 и полученное в пункте  4.2) .

Почему  крупные хищные звери, цвета снега рождаются, питаются, растут, размножаются  на территории с суровым климатом?

6.Сформулируй вывод и ответ на основной вопрос        

Крупные хищные звери, цвета снега рождаются, питаются, растут, размножаются на территории с суровым климатом потому, что у них очень густая тёплая шерсть, толстый слой жира под кожей. Они приспособились к таким условиям.

Схематично алгоритм работы с заданиями можно представить так:

 («С»       «О»                                                                     +        ?         вывод )

Таким образом, в 1 классе формирование умения устанавливать причинно - следственные связи ведется фронтально, задания алгоритма к вопросу вводятся в виде символов. Основная цель учителя на данном этапе сформировать умение перевода вводимых символов в осознанные слова (понятия).

 С помощью диагностики (см.ниже) учитель наблюдает характер затруднений  усвоения микроумений  алгоритма. Диагностика дает возможность определить продолжительность этапов формирования умения устанавливать причинно-следственные связи и планировать следующие этапы работы.

Обучение работе с заданиями  на установление причинно-следственных связей,  во 2 классе проводим в четыре этапа:

1. в постоянной паре обучающиеся работают с текстом по методике ВПТ (взаимопередача текстов)[5], после чего обучающиеся составляют вопрос к тексту, начинающийся со слова «Почему…?». Например: Почему диких животных нельзя забирать домой? Почему идет дождь? В ходе рассуждений обучающиеся приходят к выводу о том, содержит ли вопрос причинно-следственные связи. Учитель организует рефлексию.

2. далее обучающиеся изучают текст и составляют вопрос (содержит причинно-следственные связи) в парах сменного состава. Задания алгоритма выполняются фронтально. Рефлексия, организованная учителем определяет уровень усвоения микроумений алгоритма (форма организации рефлексии рассматривается ниже).

3. в постоянных парах обучающиеся выполняют задания алгоритма, сопровождая свои рассуждения организованной учителем рефлексией. Вопрос составляем фронтально.

4.обучающиеся самостоятельно выполняют задания алгоритма, учитель фиксирует затруднения.

Каждый этап деятельности в паре сопровождается рефлексией. Учитель выступает в роли тьютера.

 Таким образом, во 2 классе формируется умение составлять вопрос содержащий связь между причиной и следствием в парах и парах сменного состава; выполнение заданий алгоритма возможно как в парах, парах сменного состава, так и самостоятельно в зависимости от уровня сформированности микроумений. В процессе деятельности обучающихся,  учитель занимает позицию тьютера. Оперируя результатами диагностики, планируем дальнейшую работу.

Обучение работе с заданиями  на установление причинно-следственных связей,  в 3 классе проводим в три этапа:

1. в парах и парах сменного состава обучающиеся изучают текст и составляют вопрос. Отвечают на него с помощью заданий алгоритма.  Рефлексия, организованная учителем определяет уровень усвоения микроумений алгоритма.

2. в  парах и парах сменного состава обучающиеся выполняют задания алгоритма, сопровождая свои рассуждения организованной учителем рефлексией.

3.обучающиеся самостоятельно составляют вопрос к тексту и  выполняют задания алгоритма, учитель фиксирует затруднения.

Каждый этап деятельности в паре сопровождается рефлексией. Учитель выступает в роли тьютера.

 Таким образом, в 3 классе формируется умение составлять вопрос содержащий связь между причиной и следствием в парах, выполнения заданий алгоритма в парах, парах сменного состава, самостоятельно. Оперируя результатами диагностики, планируем дальнейшую работу.

Обучение работе с заданиями  на установление причинно-следственных связей,  в 4 классе проводим в два этапа:

1. обучающиеся изучают текст, составляют вопрос, выполняют задания алгоритма самостоятельно. Рефлексия, организованная учителем определяет уровень усвоения умений. В парах сменного состава обучающиеся представляют продукт своей деятельности.  Другими словами обучающиеся представляют результат работы по вопросу  к тексту на установление причинно-следственных связей  по алгоритму карточки-помощницы

2. самостоятельно составляют вопрос к тексту и задания алгоритма; самостоятельно выполняют задания алгоритма и дают ответ на вопрос.

Учитель выступает в роли тьютера.

Таким образом, в 4 классе формирование умения составлять вопрос содержащий связь между причиной и следствием и работа с заданиями алгоритма проходит в самостоятельном режиме, но обучающийся может проверить ход своих размышлений,  поработав в паре и получить консультацию учителя.

Организация выполнения заданий алгоритма по формированию умений устанавливать причинно-следственные связи на примере   уроков окружающего мира.

Задания алгоритма – это умение (в данном случае устанавливать причинно-следственные связи), представленное в виде конкретного действия, состоящего из последовательно производимых операций. Выше мы представили систему упражнений, приемов и методик, позволяющих формировать данное умение. Последовательные действия должен совершить ученик, а учитель создает условия для того, чтобы у него получилось выполнить эти действия качественно. Автор концепции телеобучения  М.П.Карпенко считает, что если посмотреть на эти действия через призму этапов, которые вытекают из деятельностного восприятия действительности, то они начинают корректироваться и уточняться по отношению к каждому микроумению.[6] 

На наш взгляд деятельность учителя при подготовки организации работы по формированию умения устанавливать причинно-следственные связи на учебном занятии по окружающему миру должна быть представлена следующим образом:

1.Учитель формирует КТП по окружающему миру (1-2 часа (урочных) на изучение темы параграфа).

2.Готовит вопрос к тексту параграфа, направленный на установление причинно-следственных связей.

3.Готовит задания алгоритма разного уровня открытости:

   А) с вопросами-помощниками

Например: 1. Выдели в вопросе следствие. Вопросы - помощники к заданию выделить следствие: Что случилось? Что произошло?

   Б) с вариантами ответов

Например: Почему где появляется рытвина, на равнинах образуются овраги?

Задание: 1. Выдели в вопросе следствие.

Варианты ответа: а) где появляются рытвины, на равнинах образуются овраги; б) на равнинах образуются овраги.

4.Выделяет не меньше 2-х часов на работу учеников с заданиями алгоритма и групповое обсуждение (согласно этапам обучения работы с заданиями алгоритма в определенном классе).

5.Продумывает варианты продолжения и закрепления такого способа анализа текста через упражнения, в зависимости от уровня сформированности микроумений заданий алгоритма:

А) сформулируй вопрос к тексту, направленный на установление причинно-следственных связей.

Б) ответь на вопрос к тексту, направленный на установление причинно-следственных связей.

В) подготовь задания по алгоритму

Г) выполни отдельные задания алгоритма при ответе на вопрос

6.Продумывает ситуации для учащихся для осознанного применения ими освоенного способа (умения).

Таким образом, организация работы учителя по подготовке учебного занятия формирующего умение устанавливать причинно-следственны связи заключаются в том, чтобы видеть систему уроков в календарно-тематическом планировании; составить вопрос, содержащий причинно-следственную связь и подготовить  задания алгоритма разного уровня открытости.

Организацию работы на учебном занятии с детьми выстраиваем в следующей последовательности:

1. Учитель организует работу по чтению текста параграфа (методики коллективного учебного занятия: ВОЗ, ВОТ, способ «Ручеек»).

2.Учитель составляет к тексту вопрос или создает проблемную ситуацию направленные на установление причинно-следственных связей.

 3. Учитель дает задания разного уровня открытости:

   А) с вопросами-помощниками

   Б) с вариантами ответов

4.Учитель организует работу в парах, парах сменного состава и малых группах для обсуждения вопроса с помощью карточки.

5.Учитель организует групповое обсуждение вариантов ответов на главный вопрос. (Рефлексия после окончания работы с текстом)

6.Учитель организует индивидуальное (для диагностики микроумений) обсуждение способа работы.

Диагностика результатов формирования умений устанавливать причинно-следственные связи[7]

Диагностика сформированности умения устанавливать причинно-следственных связей проводится учителем в форме собеседования до того момента, пока ученик не сталкивается с заданием, которое не может выполнить; если он справляется, то идет до конца.

Обязательным условием проведения диагностики является организация рефлексии.

  Если ученик не может ответить на вопрос или отвечает неправильно, то необходимо через вопросы выяснить причину затруднения, так как это может быть связано, как с неумением устанавливать причинно-следственные связи, так и с незнанием учебного материала. Возможные варианты вопросов:

- что тебе непонятно в задании?

- каких данных тебе не хватает, чтобы выполнить задание?

Соответственно, в ситуации, когда учащемуся не хватает знания учебного материала необходимо предоставить нужную информацию, предложить материал или объяснить непонятные моменты.

Если ученик выполняет предложенные задания, то педагог для организации рефлексии вновь задает вопросы. Это могут быть вопросы следующего характера:

- какие действия ты совершал?

- каким образом у тебя получилось выполнить данное задание?

Основываясь на ответе ученика, педагог может сделать вывод о том, действительно ли у ученика сформировано умение устанавливать причинно-следственные связи, или выполненное задание  - это результат хорошего владения учебным материалом.

Диагностика сформированности микроумений устанавливать причинно-следственные связи предлагаем проводить и фиксировать результаты с использованием таблицы.

Диагностика сформированности умения  устанавливать причинно - следственные связи в ___ классе  Дата________________

Характер

      затруднения

ФИ ученика

Микроумения

1. Умеет выделять в вопросе следствие

2.1.  Умеет выделять в следствии объект

2.2. Умеет  выделить компоненты объекта

3.1. Умеет осуществить качественное описание компонентов

3.2. Умеет установить связь между компонентами объекта

4.1Умеет выделить  дополнительный объект

4.2. Может дать им описание

5. Может  перефразировать

 вопроса

6. Умеет делать вывод

1

Иванов Иван

+

2

Петров Петя

Таким образом, результаты диагностики показывают уровень сформированности умения по каждому обучающемуся. А учитель использует результаты диагностики для планирования дальнейшей работы во 2, 3, 4 классах. При необходимости учитель может проводить данную диагностику не только в конце учебного года, но и по четвертям.

Заключение

В данной статье рассмотрены приемы формирования умения устанавливать причинно-следственные связи: система заданий, организация  выполнения заданий их диагностика. По нашему мнению, важным является процесс формирования  универсальных учебных действий (предметные умения), которые необходимы современному ученику для  самостоятельного  усвоения  новых знаний, умений и компетентностей,  сознательного получения  нового социального опыта,  для саморазвития  и самосовершенствования. Одним из главных условий развития понимания причинно-следственной зависимости у обучающихся младших классов выступает использование системы  заданий. Считаем, что карточка-алгоритм является инструментом такой системы, которая позволяет не проходит стадию автоматизации, а каждый раз требует полной осмысленности в процессе установления причинно-следственных связей.

Важно, чтобы ребенок свои мыслительные действия мог перевести на язык внешних действий – выполнить шаг алгоритма заданий. Аналогичная деятельность проводится по всем микроумениям карточки.

Работа по формированию данного приёма логического мышления у младших школьников должна носить целенаправленный, систематичный и постепенный характер, т.е. начинаться с выработки более простых познавательных приёмов и действий,   которые постепенно усложняются, переплетаются и интегрируют  более сложными.

Применяя карточку на разных этапах учебного занятия, учитывая учебные цели и задачи, год обучения выделяем три схемы назначения карточки:

Рассмотрим вопрос карточки: Почему в тайге, когда появляются рытвины меньше вероятность появления оврага? 

Схема: А. Карточка – выводы – предметные знания.

Закончив работу изучения материала по карточке, ведем обсуждение ответа на вопрос, делаем определенные выводы по полученной информации, которые  дают новые предметные знания. Таким образом выводы, которые мы делаем после работы по карточке дают обучающимся новые знания.

Схема: В. Предметные знания – карточка – предметные знания. Имеющиеся некие предметные знания, увеличиваем через работу по карточке, либо вопрос требует от учащихся прибегнуть к поиску и получению новых предметных знаний. Карточка-алгоритм способствует увеличению уровня полученных знаний, через самостоятельный поиск информации и решения проблемной ситуации.

Схема: С. параграф учебника -  предметные знания – карточка. Через информацию параграфа учащиеся получают определенные предметные знания, усвоение которых проверяются через вопрос карточки. В данном случае карточка-алгоритм является инструментом контроля сформированности предметных знаний.

В заключение отметим, что  опыт самостоятельной работы, новые знания, исследовательские умения, среди которых и умение устанавливать причинно-следственные связи - это главный результат исследовательской деятельности. Это будет способствовать формированию в сознании младших школьников представлений о связях, зависимостях, отношениях между явлениями и развитием причинного мышления.


[1] Минова М.В, Крутень О.А. Познавательные общеучебные умения: формирование и диагностика [Текст]: методическое пособие.- Красноярск, 2009.- с.4

[2] Там же

[3] Минова М.В, Крутень О.А. Познавательные общеучебные умения: формирование и диагностика [Текст]: методическое пособие.- Красноярск, 2009.- с.25

[4] Минова М.В, Крутень О.А. Познавательные общеучебные умения: формирование и диагностика [Текст]: методическое пособие.- Красноярск, 2009.- с.26

[5] Мкртчян М.А. Коллективные способы обучения

[6] Карпенко М.П. телеобучение [Текст]/ М.П.Карпенко. – М.:СГА, 2008. – с.256

[7] Минова М.В, Крутень О.А. Познавательные общеучебные умения: формирование и диагностика [Текст]: методическое пособие.- Красноярск, 2009.- с.98


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Использование учебно-лабораторного оборудования на уроках окружающего мира для достижения метапредметных результатов."

Современный ученик сегодня должен овладеть  не только суммой знаний, умений и навыков, но и сформировать готовность и способность к саморазвитию, личностному самоопределению, что заложено в новых...

мастер- класс по теме "Активные методы обучения на уроках в начальной школе» (на примере урока окружающего мира по теме: «В ледяной пустыне»)

Цель данногог мастер - класса: показать наиболее эффективные приемы и методы работы с детьми на уроке на основе технологии системно-деятельностного подхода....

презентация мастер – класса по теме «Активные методы обучения на уроках в начальной школе» (на примере урока окружающего мира по теме: «В ледяной пустыне»)

презентация поможет провести мастер - класс по теме «Активные методы обучения на уроках в начальной школе» (на примере урока окружающего мира по теме: «В ледяной пустыне»)...

Статья на тему: "Формирование познавательных универсальных учебных действий посредством организации групповой работы с использованием сингапурской системы на уроках окружающего мира"

Формирование познавательных универсальных учебных действий посредством организации групповой работы с использованием элементов сингапурской системы на уроках окружающего мираИ.В. Гриманова, руководите...

Обобщение опыта «Решение проектных задач как средство повышения качества обучения на примере урока окружающего мира»

ВПР – всероссийские проверочные работы необходимы, чтобы конкретный учитель, школа и регион могли оценить, на каком уровне находятся. В свою очередь это создает тему для размышлений. Одно из них...