Статья на тему: "Формирование познавательных универсальных учебных действий посредством организации групповой работы с использованием сингапурской системы на уроках окружающего мира"
статья на тему

Гриманова Ирина Владимировна

Формирование познавательных универсальных учебных действий посредством организации групповой работы с использованием элементов сингапурской системы на уроках окружающего мира

И.В. Гриманова, руководитель Е.Ю. Лебедева

ЧПК№1 «Челябинский педагогический колледж №1»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование познавательных универсальных учебных действий посредством организации групповой работы с использованием элементов сингапурской системы на уроках окружающего мира

И.В. Гриманова, руководитель Е.Ю. Лебедева

ЧПК№1 «Челябинский педагогический колледж №1»

Каким будет мир через двадцать лет, когда современный ребенок окончит школу и выйдет в большую жизнь? Какими навыками должен обладать ребенок, чтобы преуспеть в мире через 20 лет? Каким должно быть образование?

Современное образование должно измениться так, чтобы компетенции, приобретаемые учениками, и принципы, используемые учителями, соответствовали встающим перед нами социокультурным вызовам.

 Становится очевидным, что конкурентным преимуществом человека в условиях нового рынка труда, постоянно обновляющихся научных знаний, развивающихся технологий становятся качества, выходящие за рамки профессиональных и являющиеся глубоко личностными: это умение и готовность учиться, умение решать нестандартные задачи, навыки самоорганизации, умение работать в команде, готовность осваивать различные области знаний, не ограничиваясь узкой специализацией, способность творить (да-да, креативность). В мировой практике эти компетенции получили название «навыки XXI века».

Агентство стратегических инициатив (АСИ) в рамках стратегической инициативы «Навыки

будущего» опубликовало требования к обучению «навыкам будущего»:  

-  критическое и логическое мышление,  

-  изобретательский и креативный подход в решении задач,

- умение выстраивать коммуникации и сотрудничать,  

- работать в команде.

В России осознание важности навыков XXI века, с одной стороны, отражено в Федеральном государственном образовательном стандарте, основанном на компетентностном подходе.

В Российской Федерации введены Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения, а они, в свою очередь, требуют от современного учителя новых подходов к организации работы на уроке [1].

Какие бы ни совершались реформы в образовании, урок был и остается главной формой обучения. И, как сотни лет назад, встречаются участники образовательного процесса – учитель и ученик. Кажется, все ясно и просто: учитель – учит, ученик – учится. Однако международные исследования показали драматическую вещь: наши школьники обходят иностранных в знании фактов, но слабы в решении практических и творческих задач. Значит, чего-то не хватает в наших уроках.

Современный урок на сегодняшний день представляется не простым классическим преподаванием, стоя  у доски  с единым  центром  внимания  в виде  преподавателя,  а постоянным взаимодействием,  которое  позволяет  ученикам  чувствовать  себя  не  пассивными приобретателями  знаний,  а активными  участниками  образовательного  процесса, соавторам. Учитель как режиссёр управляет процессом организации деятельности и развития ребёнка. Для этого необходимо использовать такие формы обучения, которые позволят педагогу в дальнейшем построить работу по формированию у младших школьников навыков сотрудничества, коммуникации и поиску, и выделению необходимой информации. Все это формируется на уроках окружающего мира  в процессе организации  групповой работы с целью формирования познавательных УУД

 Курс «Окружающий мир» обладает широкими возможностями для формирования основ практико- ориентированных знаний о человеке, природе и обществе. Учит осмысливать причинно - следственные связи в окружающем мире. Существенная особенность курса состоит в том, что в нем заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы, предоставляет широкие возможности для формирования познавательных УУД [2, с. 57].

Что такое познавательные УУД?  Познавательные УУД – это система способов познания окружающего мира, построение самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.

Уровень сформированности  УУД в основном зависит от способов организации  деятельности  и сотрудничества обучающихся. Несомненно, одна из перспективных технологий – обучение в сотрудничестве, где главная идея – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе! На технологии сотрудничества основан и сингапурский метод обучения – страны, признанной по международным рейтингам, лидером в развитии школьного образования [2, с .65].  

Почему именно Сингапур? Дело в том, что практика взаимообучения в школе оказывает свое влияние на то, что юные граждане Сингапура показывают лучшие результаты в мире по математике и естественным наукам. В 2008 году консалтинговая компания McKinsey назвала сингапурскую систему школьного образования самой эффективной в мире. Международная компания IMD пришла к выводу: сингапурские школы дают образование, которое лучше, чем в других странах, отвечает требованиям глобальной экономики.

Сингапурское видение основывается на исследованиях Л.С. Выготского, теории деятельности А.Н. Леонтьева, коллективистского воспитания А. Макаренко, гуманистической педагогике В.А. Сухомлинского и опыта педагогов-новаторов 60−80-х гг. XX в. Имеющийся педагогический опыт  является безупречным вкладом в мировую науку и сохраняет свое значение для современной российской школы. Кооперативное, или совместное, обучение (Cooperative learning), лежащее в основе „сингапурской―  методики, основано  на  идеях,  появившихся  в  начале  прошлого  века  и получивших развитие  у  таких философов и  психологов,  как  Курт  Левин,  Джон  Дьюи, Лев  Выготский.  К проблеме сотрудничества в разное время обращались педагоги В. К. Дьяченко, Б. Таль, Е. С. Полат, Е. И. Пассова, Е. Г. Иванова.  Специалисты „сингапурской― компании ―Educare International Consultancy, взяв на вооружение лучший  мировой  опыт  организации  учебной  деятельности, систематизировали  обучающие  структуры,  дали  четкие  алгоритмы  их  применения  и организовали  систему  тренингов  с  возможностью  их  тиражирования  и  творческого применения  в  образовательной  практике.

Данная методика включает в себя   более 250 обучающих стркутур, но в нашей стране на данный момент используется около 20. На уроках окружающего мира я использовала 5 обучающих структур [4].

Рассмотрим обучающие структуры, которые были использованы на уроках.

«МЭНЭДЖ МЭТ» (управление классом) — инструмент для управления классом. Табличка в центре стола, позволяющая удобно и просто распределять учеников в одной команде (партнер по плечу, партнер по лицу; партнер А, Б) для организации эффективного учебного процесса в команде [3, с. 3].

«ХАЙ ФАЙФ» - сигнал тишины и привлечения внимания.

1. Поднимите руку.

2. Сфокусируйтесь на учителе (не разговаривайте, остановите работу).

3. Просигнальте другим [3, с. 7].

«СТЕ ЗЕ КЛАСС» - Обучающая структура, в которой обучающиеся молча передвигаются по классу для того, чтобы добавить как можно больше идей партнёров к своему списку.        

Цель - собрать информацию по заданной теме, используя идеи класса на основе сотрудничества.

1. Учитель задает вопрос или тему и дает время подумать

2. Ученики записывают как можно больше ответов в течение заданного времени и прочерчивают линию после своего последнего ответа

3. Ученики встают, поднимают руку и находят пару

4. Ученики прочитывают ответы друг друга, ставят галочку, если у них этот ответ есть, и записывают новые идеи после линии более 30 секунд отвечают на вопрос, поставленный учителем [3, с. 15].

«ТАЙМД ПЭА ШЭА» -  обучающая структура, в которой 2 участника делятся развёрнутыми ответами в течение определённого количества времени.

Цель - формирование умения за определенный период времени высказать свою точку зрения (поделиться знаниями) по теме урока.

1.Учитель задаёт вопрос по теме урока и даёт время на обдумывание.
2.Организует работу в паре.

3.Учитель просит озвучить несколько ответов (можно попросить пересказать не свой ответ, а ответ партнёра) [3, с. 9].

«РАУНД ТЕЙБЛ » - обучающая структура, в которой учащиеся по очереди выполняют письменную работу по кругу на общем для команды листе бумаги.

Цель – дать общий полный ответ на поставленный вопрос.
1. Педагог даёт задание, задает вопрос и дает время подумать.
2. Просит обучающихся по очереди записывать ответ на вопрос, передавая листок друг другу.
3. Учитель следит за временем [3, с. 50].

Например, при изучении темы «Дорожные знаки» была организована групповая работа учащихся с применением структуры «ТАЙМД ПЭА ШЭА» — два участника обмениваются полными ответами по заданию по времени. работают в парах. В течение минуты рассказывали о тех дорожных знаках, которые им были знакомы. Сначала 30 секунд говорит один ученик, затем партнеры меняются.  Второй слушает и не перебивает. Если говорить больше нечего, партнёр задает вопросы. По истечению времени учащиеся должны озвучить свой ответ или ответ своего партнёра.

На уроке по теме «Опасные места» была организована групповая работа учащихся с применением структуры «РАУНД ТЕЙБЛ» - учащиеся в группах по 4 человека получают письменное задание, каждый ученик записывает свой ответ, передавая по очереди лист с заданием остальным участникам группы. Задание заключалось в том, чтобы учащиеся перечислили как можно больше опасных мест на улице и в доме.

Таким образом, при организации групповой работы с применением сингапурской системы на уроках окружающего мира у обучающихся формируются и развиваются познавательные УУД. Обучающиеся учатся самостоятельно находить и отбирать информацию, выбирая наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий. Работа в группах помогает учащимся мыслить  творчески и реактивно, в общении они совместно решают поставленные задачи. Применение сингапурских структур на уроках способствует формированию навыков и компетенций 21 века.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Интернет-журнал "Эйдос". - 2002. URL: //http://www.eidos.ru/journal-/2002/0423.htm

2. Левитес, Д. Г. Практика обучения: образовательные технологии / Д. Г. Левитес  //  2004. - с. 258

3. Педагогический коллектив МБОУ «Гимназия № 24». Навыки и компетенции ХХI века. г. Ижевск. – 2013г. – 58 с.

4. Сингапурская методика обучения. - URL: https://infourok.ru/mate-rial.html?mid=56324



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интерактивных методов и приемов обучения для формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в начальной школе по системе Л.В.Занкова

Статья об использовании интерактивных методов и приемов обучения для формирования познавательных универсальных учебных действий  на уроках окружающего мира в начальной школе  по системе Л.В....

Обобщение опыта работы. За период 2011-2013 год. Тема: Формирование и развитие универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС с использованием современных педагогических технологий

Работа представлена в двух документах текстовый "Опыт работы"  и фото, графики, грамоты "Приложения" Понятия УУД.Стандарты 2 поколения.Особенности развития детей в условиях реализации ФГОС.Соврем...

статья по теме: СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ЕЕ РЕЗУЛЬТАТ

В статье рассмотрены особенности системы коррекционно-развивающей работы по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития. Автором п...

Мастер - класс на тему "Формирование предпосылок познавательных универсальных учебных действий у детей 6-7 лет на занятиях по формированию элементарных математических представлений

данный материал рассказывает о том, как можно организовать работу для формирования предпосылок познавательных УУД для детей 6-7 лет  на занятиях по формированию элементарных математических предст...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе изучения русского языка, литературного чтения, окружающего мира и во внеурочной деятельности (обобщение педагогического опыта)

Проблема исследования: каковы возможности формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе изучения русского языка, литературного чтения, окружающего мира и ...

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ СЛОВАРЯ ИНОСТРАННЫХ СЛОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Цель исследования: изучить и научно обосновать формирование познавательных УУД в процессе создания словаря иностранных слов на уроках русского языка.Объектом исследования является образовательный...