Методические приемы для использования на уроках в начальной школе (WS)
методическая разработка
Методические приемы, которые можно использовать на уроках
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kopilka_metodicheskih_priemov.docx | 33.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Краткое описание методических приемов
(автор Т. Ю. Бутурлакина, г. Армавир)
«АССОЦИАТИВНЫЙ РЯД»
К теме или конкретному понятию урока нужно выписать в столбик слова-ассоциации. Выход будет следующим:
- если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, дать задание составить определение, используя записанные слова;
- затем выслушать, сравнить со словарным вариантом, можно добавить новые слова в ассоциативный ряд;
- оставить запись на доске, объяснить новую тему, в конце урока вернуться, что-либо добавить или стереть.
ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ УРОКА, МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ТЕМА-ВОПРОС»
Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Они выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам преподаватель или выбранный учащийся, а педагог в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность.
«РАБОТА НАД ПОНЯТИЕМ»
Учащимся предлагается для зрительного восприятия название темы урока и учитель просит объяснить значение каждого слова или отыскать в "Толковом словаре".
«СИТУАЦИЯ ЯРКОГО ПЯТНА»
Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока.
«ГРУППИРОВКА»
Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагается учащимся разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: "Почему имеют такие признаки?" будет задачей урока.
«ДОМЫСЛИВАНИЕ»
Предлагается тема урока и слова "помощники": Повторим; Изучим; Узнаем; Проверим. С помощью слов "помощников" учащиеся формулируют цели урока.
«ЛИНИЯ ВРЕМЕНИ»
Преподаватель чертит на доске линию, на которой обозначает этапы изучения темы, формы контроля; проговаривает о самых важных периодах, требующих от ребят стопроцентной самоотдачи, вместе находят уроки, на которых можно “передохнуть”. “Линия времени” позволяет учащимся увидеть, что именно может являться конечным продуктом изучения темы, что нужно знать и уметь для успешного усвоения каждой последующей темы. Это упражнение полезно для ребят, которые легче усваивают учебный материал от общего к частному.
«ГЕНЕРАТОРЫ – КРИТИКИ»
Педагог ставит проблему, не требующую длительного обсуждения. Формируются две группы: генераторы и критики.
Пример: Задача первой группы - дать как можно большее число вариантов решений проблемы, которые могут быть самыми фантастическими. Все это делается без предварительной подготовки. Работа проводится быстро. Задача критиков: выбрать из предложенных решений проблемы наиболее подходящие. Задача педагога – направить работу учащихся так, чтобы они могли вывести то или иное правило, решить какую-то проблему, прибегая к своему опыту и знаниям. Данный метод можно использовать для активизации самостоятельной работы учащихся.
«ЗИГЗАГ»
Данную стратегию уместно использовать для развития у учащихся следующих умений:
• анализировать текст совместно с другими людьми;
• вести исследовательскую работу в группе;
• доступно передавать информацию другому человеку;
• самостоятельно определять направление в изучении какого-то предмета с учетом интересов группы.
Пример: Прием используется для изучения и систематизации большого по объему материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Например, если текст разбит на 5 смысловых отрывков, то в группах (назовем их условно рабочими) - 5 человек.
«ОТКРЫТИЕ» НОВОГО ЗНАНИЯ
ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ НОВОГО ТЕОРЕТИЧЕСКОГО УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА (ПРАВИЛ, ПОНЯТИЙ, АЛГОРИТМОВ…)
«УДИВЛЯЙ!»
Приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме урока. Формирует: умение анализировать; умение выделять и формулировать противоречие. Учитель находит такой угол зрения, при котором даже хорошо известные факты становятся загадкой. Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу, как удивительное. Всегда можно найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным. Это могут быть факты из биографии писателей.
«ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ»
Преподаватель намеренно неполно раскрывает тему, предложив учащимся задать дораскрывающие ее вопросы.
«КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ»
Из текста выбираются четыре-пять ключевых слов. Перед чтением текста учащимся, работающим парами или группами, предлагается дать общую трактовку этих терминов и предположить, как они будут применяться в конкретном контексте той темы, которую им предстоит изучить. После чтения текста, проверить, в этом ли значении употреблялись термины.
«ПРИВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЬ»
Перед учащимся ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую он волей-неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует педагог.
«ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ»
К изучаемому тексту предлагается за определенное время составить определенное количество вопросов - суждений:
- Почему?
- Как доказать?
- Чем объяснить?
- Вследствие чего?
- В каком случае?
- Каким образом?
Схема с перечнем вопросов-суждений вывешивается на доске и оговаривается что, кто составил 7 вопросов за 7 минут, получает отметку “5”; 6 вопросов – “4”.
Прочитав абзац, учащиеся выстраивают суждения, составляют вопрос и записывают его в тетрадь. Этот прием развивает познавательную деятельность учащихся, их письменную речь.
«ХОРОШО – ПЛОХО»
Приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке, формирующий представление о том, как устроено противоречие.
Формирует:
- умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации;
- умение разрешать противоречия (убирать «минусы», сохраняя «плюсы»);
- умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций, учитывая разные роли.
Вариант 1
Преподаватель задает объект или ситуацию. Учащиеся (группы) по очереди называют «плюсы» и «минусы».
Вариант 2
Преподаватель задает объект (ситуацию). Учащийся описывает ситуацию, для которой это полезно. Следующий учащийся ищет, чем вредна эта последняя ситуация и т. д.
Вариант 3
Учащиеся делятся на продавцов и покупателей. И те и другие представляют каких-то известных персонажей. Дальше играют по схеме. Только «плюсы» ищут с позиции персонажа – продавца, а «минусы» – с позиции персонажа – покупателя.
Вариант 4
Учащиеся делятся на три группы: «прокуроры», «адвокаты», «судьи». Первые обвиняют (ищут минусы), вторые защищают (ищут плюсы), третьи пытаются разрешить противоречие (оставить «плюс» и убрать «минус»).
«ЖОКЕЙ И ЛОШАДЬ»
Группа делится на две части: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Эта игрушка применима даже на уроках изучения нового материала. Самая неприятная её черта – необходимость всему коллективу учащихся одновременно ходить по аудитории, это требует определённой сформированности культуры поведения.
«ВОПРОС К ТЕКСТУ»
Перед изучением учебного текста ставится задача: составить к тексту список вопросов. Список можно ограничить. Например, 3 репродуктивных вопроса и 3 расширяющих или развивающих.
Совет:
Пусть на уроках найдется место открытым вопросам: вот это мы изучили; вот это осталось за пределами программы; вот это я не знаю сам; вот это пока не знает никто…
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОЛОЖЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ВЫПОЛНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ И РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
«СВОЯ ОПОРА»
Учащийся составляет собственный опорный конспект по новому материалу.
Этот приём уместен в тех случаях, когда преподаватель сам применяет подобные конспекты и учит пользоваться ими ребят. Как ослабленный вариант приёма можно рекомендовать составление развёрнутого плана ответа (как на экзамене).
Замечательно, если учащиеся успеют объяснить друг другу свои опорные конспекты, хотя бы частично.
«ДА-НЕТКА»
Преподаватель загадывает нечто (число, предмет, литературного или исторического героя и др.). Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы педагог отвечает только словами: "да", "нет", "и да и нет".
"Да-нетка" учит:
- связывать разрозненные факты в единую картину;
- систематизировать уже имеющуюся информацию;
- слушать и слышать товарищей.
«СОРБОНКА»
Прием предназначен для заучивания исторических дат, всевозможных определений, иностранных слов, и т.д. На одной стороне карточки записывается понятие, слово, дата, а на другой – ответ. Учащийся перебирает карточки, пытается дать ответ и тут же проверяет себя. Анимированный вариант сорбонки может сделать это процесс запоминания более привлекательным и разнообразным. Объектами запоминания могут быть не только слова, даты, термины, но и карты и другие наглядные объекты.
«ЩАДЯЩИЙ ОПРОС»
Преподаватель проводит тренировочный опрос, сам, не выслушивая ответов учеников. Группа разбивается на две части по рядам-вариантам. Преподаватель задает вопрос. На него отвечает первая группа. При этом каждый учащийся дает ответ на этот вопрос своему соседу по парте — учащемуся второй группы. Затем на этот же вопрос отвечает педагог или сильный учащийся. Учащиеся второй группы, прослушав ответ преподавателя, сравнивают его с ответом товарища и выставляют ему оценку или просто "+" или "-". На следующий вопрос преподавателя отвечают учащиеся второй группы, а ребята первой их прослушивают. Теперь они в роли преподавателя и после ответа педагога выставляют учащимся второй группы отметку. Таким образом, задав 10 вопросов, добиваются того, что каждый учащийся в группе ответит на 5 вопросов, прослушает ответы преподавателя на все вопросы, оценит своего товарища по 5 вопросам. Каждый учащийся при такой форме опроса выступает и в роли отвечающего, и в роли контролирующего. В конце опроса ребята выставляют друг другу оценки.
«ТЕСТЫ»
Виды тестов: установочный; тест-напоминание; обучающий; тест-дополнение; диагностический; тест-сличение; итоговый; тест-ранжирование. А также: письменный, компьютерный, тест с выбором ответа, тест с «изюминкой», тест-сопоставление, тест с развёрнутым ответом и др.
«ГЛУХИЕ ИНТЕЛЛЕКТ – КАРТЫ»
Учащимся раздаются распечатанные интеллект – карты с отсутствующими связями, понятиями. Ребята восполняют интеллект-карту. Прием эффективен, если преподаватель при объяснении нового материала демонстрировал полностью заполненную интеллект-карту.
«ЧТЕНИЕ – СУММИРОВАНИЕ ПРОЧИТАННОГО В ПАРАХ»
Этот прием особенно эффективен, когда изучаемый текст достаточно ―густой, перегруженный фактическим материалом, касается сложных предметных областей. Попросите учащихся разбиться на пары, а затем пары рассчитаться на 1, 2, 3, 4. Каждая пара получает соответствующий номер. Сообщите учащимся, что они будут сейчас читать статью, но достаточно непривычным образом. Поясните, что статья разделена на четыре части и парам будет дана для изучения часть статьи под соответствующим номером. А теперь каждая из этих ―четвертинок‖ делится пополам. Это делается для того, чтобы один член пары был докладчиком, а другой ответчиком по первой части, на вторую половину они меняются ролями. Однако в конце урока учащиеся должны знать содержание статьи целиком. В задачу докладчика входит: внимательно прочитать текст и быть готовым суммировать прочитанное. После того, как они почитают свою часть, они должны быть готовы ―доложить партнерам прочитанное своими словами
«РАБОТА ПО ДИДАКТИЧЕСКИМ КАРТОЧКАМ»
Карточки, должны быть распечатаны и розданы учащимся. Они содержат вопросы и задания различных уровней сложности. Работа с карточками в личностно-ориентированном уроке начинается с выбора задания учащимися. Преподаватель не принимает никакого участия в процессе выбора карточки учащимся. Роль преподавателя при работе с карточками сводится к минимуму. Он становится наблюдателем и, в нужный момент, помощником, а не руководителем.
При выборе карточки ребята проходят три этапа:
- 1 этап – выбор задания (по содержанию)
- 2 этап – по степени сложности ( * - легкое, ** - сложное)
- 3 этап – характер задания (творческое, репродуктивное)
Общее число сочетаний всех наших параметров выбора даёт нам набор ДК, состоящих из 6 карточек. Каждый параметр выбора обозначается на ДК соответствующим значком: тип задания по содержанию, степень его сложности и характер задания. Эти значки помогают каждому учащемуся сделать осознанный выбор.
САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СФОРМИРОВАННЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
«МИНИ-ИССЛЕДОВАНИЕ»
Преподаватель “подталкивает” учащихся к правильному выбору темы исследования, попросив ответить на следующие вопросы: Что мне интересно больше всего? Чем я хочу заниматься в первую очередь? О чём хотелось бы узнать как можно больше? Ответив на эти вопросы, учащийся может получить совет преподавателя, какую тему исследования можно выбрать.
Тема может быть:
- фантастической (учащийся выдвигает какую-то фантастическую гипотезу);
- экспериментальной;
- изобретательской;
- теоретической.
«ОЗВУЧИВАНИЕ «НЕМОГО КИНО»»
Учащиеся озвучивают фрагмент художественного, мультипликационного и др. фильма после предварительной подготовки.
«РЕСТАВРАТОР»
Учащиеся восстанавливают текстовый фрагмент, намеренно «поврежденный» преподавателем.
«СОЗДАЙ ПАСПОРТ»
Прием для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями. Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному плану.
«ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ СЛОВА»
Прием, направленный на формирование умения задавать вопросы, а также может быть использован для актуализации знаний учащихся по пройденной теме урока. Учащимся предлагается таблица вопросов и терминов по изученной теме или новой теме урока. Необходимо составить как можно больше вопросов, используя вопросительные слова и термины из двух столбцов таблицы.
Пример:
Вопросительные слова | Основные понятия темы |
Как? Что? Где? Почему? Сколько? Откуда? Какой? Зачем? Каким образом? Какая взаимосвязь? Из чего состоит? Каково назначение? | Информация Преступления Закон Статья Безопасность Категории |
«ДЕРЕВО ПРЕДСКАЗАНИЙ»
Правила работы с данным приемом таковы: ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно" ( количество "ветвей" не ограничено), и, наконец, "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения. " Дерево предсказаний может выглядеть так:
ОБОБЩЕНИЕ УСВОЕННОГО И ВКЛЮЧЕНИЕ ЕГО В СИСТЕМУ РАНЕЕ УСВОЕННЫХ ЗУН И УУД
«ТЕСТ»
Учащиеся получают задание выбрать из предложенных вариантов правильный ответ.
«СВОЯ ОПОРА»
Ученик составляет авторский опорный конспект изученной темы. Это имеет смысл делать на листе большого формата. Не обязательно всем повторять одну тему. Пусть, например, половина учащихся повторяет одну тему, а половина – другую, после чего они попарно раскрывают друг другу свои опоры.
Или такая форма работы: несколько учащихся развешивают свои авторские опоры - плакаты на стене, остальные собираются в малые группы и обсуждают их.
«КЛАСТЕР»
Кластер (гроздь) – фиксация системного понятия с взаимосвязями в виде:
«ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ»
Интеллект-карты отражают процесс ассоциативного мышления. Они отражают связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и др.) между понятиями, частями, составляющими проблемы или предметной области которую мы рассматриваем. Интеллект карты эффективны при развитии памяти, генерировании ассоциаций, мозговом штурме, при сотворении общей картины, указании взаимосвязей, планирования. Интеллект-карты позволяют легко понять, запомнить и работать со сложной по структуре и объему информацией. Правила создания интеллект-карт следующие:
- Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т.д.
- Основная идея, проблема или слово располагается в центре.
- Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки.
- Каждая ветвь имеет свой цвет.
- Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.
- Ветки должны быть изогнутыми.
- Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.
- Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.
- Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.
Специальные информационные технологии позволяют составлять интеллект-карты при помощи специальных программ. Интеллект-карту удобно сочетать с таблицей ЗХУ (Знал, узнал, хочу знать). При составлении интеллект-карты учащимися самостоятельно должно соблюдаться условие: текст с которым работают учащиеся, должен быть небольшим, т.к. данная работа занимает много времени.
РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ВЫБЕРИ ВЕРНОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ»
Учащимся предлагается выбрать подходящее утверждение
1) Я сам не смог справиться с затруднением;
2) У меня не было затруднений;
3) Я только слушал предложения других;
4) Я выдвигал идеи….
«МОДЕЛИРОВАНИЕ ИЛИ СХЕМАТИЗАЦИЯ»
Учащиеся моделируют или представляют свое понимание, действия в виде рисунка или схемы.
«ТАБЛИЧКА»
Фиксация знания и незнания о каком-либо понятии (может быть расположена как горизонтально, так и вертикально.
«ПОМЕТКИ НА ПОЛЯХ»
Обозначение с помощью знаков на полях возле текста или в самом тексте:
Понятие | Знал | Узнал | Хочу узнать |
«+» - знал, «!» - новый материал (узнал), «?» - хочу узнать
«СТРЕЛКИ ИЛИ ГРАФИКИ»
Стрелки или графики, на которых учащиеся изображают результат рефлексии по различным критериям: понимание, участие в обсуждении, генерирование (выдвижение) идей, групповое взаимодействие, настроение, интерес к выполнению задания, лёгкость выполнения …- т.е. различные виды рефлексии.
Я П
Л И
МЫ ДЕЛ
Ак.
«ПРОДОЛЖИ ФРАЗУ»
Карточка с заданием «Продолжить фразу»:
- Мне было интересно…
- Мы сегодня разобрались….
- Я сегодня понял, что…
- Мне было трудно…
- Завтра я хочу на уроке…
«ВОПРОСЫ ИТОГОВОЙ РЕФЛЕКСИИ, КОТОРЫЕ ЗАДАЮТСЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ В КОНЦЕ УРОКА»
- Как бы вы назвали урок?
- Что было самым важным на уроке?
- Зачем мы сегодня на уроке…?
- Какова тема сегодняшнего урока?
- Какова цель урока?
- Чему посвятим следующий урок?
- Какая задача будет стоять перед нами на следующем уроке?
- Что для тебя было легко (трудно)?
- Доволен ли ты своей работой?
- За что ты хочешь похвалить себя или кого-то из одногруппников?
«ХОЧУ СПРОСИТЬ»
Рефлексивный прием, способствующий организации эмоционального отклика на уроке. Учащийся задает вопрос, начиная со слов «Хочу спросить…». На полученный ответ сообщает свое эмоциональное отношение: «Я удовлетворен….» или «Я неудовлетворен, потому что …»
«ПРОДОЛЖИ ФРАЗУ, ВЫБЕРИ ПОНРАВИВШУЮСЯ, ОТВЕТЬ НА ВОПРОС»
«РЮКЗАК»
Прием рефлексии используется чаще всего на уроках после изучения большого раздела. Суть - зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими. Рюкзак перемещается от одного учащегося к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать "пропускаю ход".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Методические рекомендации по использованию нестандартных задач в начальной школе"
В данной презентации раскрываются способы решения задач на предположения...
ЗАНКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ по теме « ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УУД НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
В работе по теме « ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УУД НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» раскрываются формы и приемы опыта учителей начальных класов , используемые на уроках и внеуро...
Выступление: "Использование приемов критического мышления на уроках в начальной школе"
Технология «Развития критического мышления» позволяет строить учебный процесс на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации, технология направлена на развитие навык...
Приемы рефлексии учащихся на уроках в начальной школе.
К современному уроку в начальной школе предъявляется множество требований. Во главе этого списка – сохранение физического и психического здоровья учащихся. Это необходимость дозировать учебную нагрузк...
Мастер-класс «Использование приемов критического мышления на уроках в начальной школе»
Технология критического мышления формирует поисково-исследовательскую деятельность обучающихся. Дети учатся находить главную мысль в тексте, работают с разными источниками информации.Тема мастер-класс...
Методические приемы при обучении решению задач в начальной школе
Методические приемы при обучении решению задач в начальной школе...
Использование приемов критического мышления на уроках в начальной школе
Критическое мышление – не отдельный навык, а комплекс многих навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка....