Использование приемов критического мышления на уроках в начальной школе
статья (2 класс)
Критическое мышление – не отдельный навык, а комплекс многих навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kriticheskoe_myshlenie._pilyukova_nv.docx | 17.79 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование приемов критического мышления
на уроках в начальной школе»
Критическое мышление – не отдельный навык, а комплекс многих навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка.
На своих уроках предлагаю детям задания на развитие логического мышления, памяти, внимания.
На уроках математики применяю разминку, вопросы (загадки) достаточно легкие, способные вызвать интерес, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, шуточные. Они же и подготавливают детей к активной учебной деятельности.
- Какое сегодня число?
- День недели? Месяц?
- Быстро назовите пять имен девочек, городов, рек?
- Сколько всего ушей у трех котят?
- Росло 4 груши. На каждой – по три ветке, на каждой ветке по три яблока. Сколько всего яблок?
- Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько времени надо варить 2 яйца?
Так же стараюсь больше использовать заданий на развития логического мышления, развиваются такие мыслительные операции как анализ и синтез, сравнение, классификация, обобщение. Например:
1) Можно ли разделить 5 конфет между пятью ребятами так, чтобы каждый получил по конфетке, и одна осталась в коробке?
2) Петя дал младшему брату половину запаса яблок и ещё одно яблоко, и у него не осталось ни одного яблока. Сколько яблок было у Пети?
3) Как разделить 4 сваренные картофелины на 5 человек? (пюре).
Очень нравится игра «День - ночь» (для совершенствования устного счета). Закрывают глаза, кладут голову на сложенные на парте руки. Читаю цепочку из примеров. День – просыпаются, говорят ответ.
В математике Петерсон много заданий на развитие логики.
Установить закономерность в рядах чисел, продолжить ряд на 3 (4) числа:
26, 52, 104…(само на себя)
244, 353, 462, 571... (на 109)
Какое число (фигура, предмет) может быть «лишним»? Имеются ли другие варианты ответа.
704, 506, 406, 209, 38
Родник, река, ручей, рисунок, водопад.
Построить замкнутую ломаную линию, состоящую из 3 звеньев и проходящую через все эти 4 точки, как показано на рисунке.
Ромашка Блума – (умение задавать вопросы) на уроках литер. чтения придумывают вопросы по тексту.
Тексты для скорочтения применяю для развития навыка быстрого чтения. Приемы: шторка, двигающиеся буквы, решетка, слитное чтение, чтение вверх тормашками и др.
Чтение с остановками.
Материалом для использования приема "Чтение с остановками" служит повествовательный текст. Непременное условие для использования данного приема – найти оптимальный момент в тексте для остановки. Эти остановки – своеобразные «шторы»: по одну сторону находится уже известная информация, а по другую – совершенно неизвестная информация, которая способна серьезно повлиять на оценку событий. Этот прием требует не только серьезной корректировки собственного понимания, но иногда даже отказ от прежней позиции. Но отказ не под чьим-то влиянием, а в результате личной работы с текстом, самостоятельного освоения нового. Для школьников среднего звена такими текстами могут служить неизвестные детям сказки и рассказы с сюжетной линией.
Данный прием содержит все стадии технологии:
1 стадия – вызов. На данной стадии на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить, о чем будет текст.
2 стадия – осмысление. Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмыслении) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом. Вопросы, задаваемые учителем, должны охватить все уровни вопросов Б. Блума. Обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?"
3 стадия – рефлексия. Заключительная беседа. На этой стадии текс опять представляет единое целое. Формы работы с учащимися могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск, тезисы, выбор пословиц, творческие работы.
Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов (темы, образы, способы выражения авторской позиции), развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению.
Таблица Шульте - одно из самых эффективных упражнений для развития мозга, внимания, концентрации, ускорения визуального поиска. Также это упражнение является самым популярным упражнением для развития скорочтения. Таблицы Шульте обычно состоят из случайно расположенных чисел или букв. Количество ячеек в таблицах также бывают разными и чаще всего они размером 5x5 элементов.
Работа по таблице Шульте достаточно проста. Называем вслух числа и указательным пальцем показываем числа по возрастанию или убыванию.
Варианты работы:
- считает педагог, дети показывают те числа, которые успевают.
- дети считают каждый сам в своем темпе
- считаем правой рукой, обратно — левой рукой
- считаем сразу двумя руками, чередуя руки
- работаем двумя руками, правую половину таблицы — правой рукой, левую — левой рукой.
- считаем только чётные
- считаем нечётные
- работаем сразу с двумя таблицами (одна — правой рукой, вторая — левой)
Русский язык. Игра «Определения». Предлагаю детям осмотреть класс и спрашиваю: «На чем зацепился ваш взгляд?» Например, выбрали книгу, лежащую на столе. Придумайте 5 признаков этого предмета (прилагательных), подходящих к выбранному предмету. Например, умная книга, интересная книга, маленькая книга, поучительная книга, оригинальная книга и т. д. Затем предлагаю написать 5 прилагательных, которые совсем не подходят к выбранному предмету. Сделать это сложнее: стеклянная книга, мохнатая книга, жареная книга, подводная книга. Главное не оставлять задание невыполненным.
Работа с тренажёрами. На уроках математики и русского языка часто использую работу с тренажёрами — тренировочные упражнения, подобранные по одной теме и направленные на отработку определенных навыков. (Нахождение грамматич. основы предложения, определение звуков, букв в словах, вычислительные навыки)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление: "Использование приемов критического мышления на уроках в начальной школе"
Технология «Развития критического мышления» позволяет строить учебный процесс на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации, технология направлена на развитие навык...
Использование приема «Зигзаг» на уроках в начальной школе
Эффективность использования приема развития критического мышления "Зигзаг" на уроках в начальной школе...
«Использование приемов критического мышления на уроках в начальных классах»
laquo;Использование приемов критического мышления на уроках в начальных классах»Цели: - расширить понятие о критическом мышлении и приемах развития критического мышления;- показать приемы...
«Использование приемов критического мышления на уроках в начальных классах»
Новые стандарты, инновации,Технологии, проблемные ситуации,Методы, формы, приёмы…Что в современном уроке применить мы готовы?...
Мастер-класс «Использование приемов критического мышления на уроках окружающего мира» - презентация
Мастер-класс «Использование приемов критического мышления на уроках окружающего мира» - презентация...
Мастер-класс «Использование приемов критического мышления на уроках в начальной школе»
Технология критического мышления формирует поисково-исследовательскую деятельность обучающихся. Дети учатся находить главную мысль в тексте, работают с разными источниками информации.Тема мастер-класс...
«Использование приемов мотивации на уроках в начальной школе».
Студенческая конференция по теме: «Я – молодой специалист»...