Приемы рефлексии учащихся на уроках в начальной школе.
методическая разработка ( класс) на тему
К современному уроку в начальной школе предъявляется множество требований. Во главе этого списка – сохранение физического и психического здоровья учащихся. Это необходимость дозировать учебную нагрузку, пресекать усталость органов чувств ребёнка и его интеллектуальное истощение. Именно поэтому слово «рефлексия» давно перестало быть новшеством. Впрочем, сегодня рефлексия направлена на достижение различных целей: не только на эмоциональную сферу, настроение ребёнка, но и на учебную деятельность, процесс и содержание. Особенностью новых государственных стандартов образования является их ориентация на универсальные учебные действия, одними из которых являются универсальные рефлексивные умения. Важное требование – формировать умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рефлексия на уроках в начальной школе. | 2.55 МБ |
Подписи к слайдам:
«Тот, кто сумел отрефлексировать действительность, тот и получает преимущества в движении вперед » Евгений Доманский
Цель :
Повысить мотивацию учителей к овладению рефлексивной деятельностью учащихся
Что такое рефлексия?
Рефлексия (от лат. reflexio —обращение назад) —способность человеческого мышления к критическому самоанализу.
Рефлексия в педагогике
Самоанализ деятельности и ее результатов
Классификация рефлексии по целям
Рефлексия настроения и эмоционального состояния
Рефлексия деятельности
Рефлексия содержания учебного материала
1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния
Проведение этого вида рефлексии целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности.
Дневник настроения
№
Список учащихся
1
2
3
4
5
8
9
10
11
12
15
16
17
18
19
22
23
24
25
26
29
30
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
красный цвет – радостное, восторженное настроение.
синий цвет – грустное настроение, усталость, желание отдохнуть.
зелёный цвет – хорошее настроение.
фиолетовый цвет – беспокойное, тревожное настроение.
коричневый цвет – уныние, беспокойство.
Образная рефлексия.
Весёлый мишка
Грустный мишка
*
Рефлексия настроения и эмоционального состояния
*
Цветик – многоцветик
Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок.
У учащихся две карточки: зелёная и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока. В данном случае мы можем проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия.
«Цветные карточки».
2. Рефлексия деятельности
Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах урока.
Дерево творчества
По окончании дела (урока, дня) дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды.
*
Оцените свою деятельность на уроке с помощью «Светофора» (зелёный – все понятно, желтый – есть затруднения, красный – много непонятного – карточки данных цветов даны учащимся еще до урока).
*
«Волшебная палочка».-Если я найду волшебную палочку, я порошу ее помочь…(кому?)
«Лист самоконтроля». Ведется на протяжении всего урока.
Вид задания
Отметка
Фамилия, имя ученика________
5. Закрой глаза
Обычно предлагается делать в конце урока. Учащимся предлагается с закрытыми глазами мысленно ответить на три вопроса:- Что нового я узнал сегодня на уроке?- Что было особенно интересным и познавательным?- В чём я сегодня стал умнее в сравнении со вчерашним днём?
Лист достижений
Соблюдал чистоту в школе
Готов ко всем урокам
Не опоздал на урок
Хорошо вел себя на перемене
В человеке всё должно быть прекрасно…
3. Рефлексия содержания учебного материала.
Эта рефлексия используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.
Обычно в конце урока каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.
РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭКРАН
Сегодня на уроке я …
я узнал…Было интересно…Было трудно…Я выполнял задания…Я понял, что…Теперь я могу…Я почувствовал, что…Я приобрёл…
«Плюс – минус – интересно».
Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трёх граф. В графу «П» - «плюс» записывается всё, что понравилось на уроке.
«М» - «минус» записывается всё, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным.
«И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы ещё хотелось узнать по теме урока, вопросы к учителю. Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика.
Светофор.
Зелёный цвет – побольше таких дел. Жёлтый цвет – понравилось, но не всё.Красный цвет – дело не понравилось.
*
СИНКВЕЙН
Синквейн – это один из приемов активизации познавательной активности учащихся на уроке. Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.2 строка – два прилагательных.3 строка – три глагола. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл.5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.
Здоровье.Крепкое, душевное.Сохраняется, поддерживается, нарушается.Состояние любого живого организма.Самочувствие.
Здоровье.Слабое, индивидуальное.Восстанавливается, лечится, достигается.Здоровье дороже золота.Человек.
Здоровье.Научная, популярная.Снимается, выходит, показывается.Программа на Первом канале.Телепередача.
Дерево. (Фрагмент урока литературного чтения во 2 классе).
Учитель: - Книги, как деревья, раскрывают свои страницы – листочки навстречу нам, читателям, и помогают стать настоящими людьми. И люди, как деревья. - Встаньте, дети, опустите руки. Наше тело – ствол дерева. Ноги – корни. Кто познакомился с творчеством Р.Сефа, научился выразительно читать стихотворение, поставьте ноги на ширину плеч. Наши руки – ветки. Кому удалось справиться со всеми заданиями, согните руки в локтях. На ветках набухают почки – кулачки, а раскрытые ладошки – листья. Кто понял, что хотел сказать нам, читателям, своим произведением Р.Сеф, раскройте кулачки – почки. - Мысленно оцените свою работу на уроке. Кто может назвать себя художником – читателем, поднимите руки – ветки и помашите ими. Это наша благодарность художнику – поэту Роману Семёновичу Сефу.
*
SMS
Ученикам предлагается на бумажных сотовых телефонах написать SMS –сообщение другу о том, как прошёл урок, оценить как плодотворно он работал.
*
ФОТОРЕФЛЕКСИЯ
*
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Приёмы рефлексии учащихся на уроках в начальной школе».
В данном мастере классе раскрываются следующие учебные цели и задачи:Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся. Задачи:Познакомить коллег с понятием “ре...
Приёмы рефлексии учащихся на уроках в начальной школе
Что такое рефлексия?...
Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов МБОУ Лицей № 113 «Рефлексия учащихся на уроках в начальной школе».
Методы, приёмы и способы проведения рефлексии на уроках в начальной школе....
Приёмы рефлексии учащихся на уроках в начальной школе
В методической копилке собраны различные виды и формы проведения рефлексии на различных этапах уро...
« Приемы рефлексии на современном уроке в начальной школе»
Данный материал познакомит коллег с различными приемами рефлексии, повысит мотивацию к овладению приемами развития рефлексивной деятельности учащихся...
Приемы рефлексии учащихся на уроке в начальной школе
Рекомендуется для работы в начальной школе....
Тема выступления«Приемы рефлексии учащихся на уроке в начальной школе»
Моя цель: повысить мотивацию учителей к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.В одной притче говорится: “Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не ...