Программа «Литературная гостиная»
рабочая программа (1 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_literaturnaya_gostinaya.doc | 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Клюевская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании МО зам.директора по ВР и.о.директора школы
учителей начальных классов ______Алексеева А.Н. _______ И.В.Кабашная
протокол № __от ______2017 г. «__»_________2017 г. «___»________2017 г.
руководитель МО______
Программа внеурочной деятельности
«Литературная гостиная»
Класс – 1
Количество часов – 34 ч.
Учитель – Падерина О.Н.
с.Клюевка
2017 год
Пояснительная записка.
Программа «Литературная гостиная» реализует общекультурное (художественно-эстетическое) направление во внеурочной деятельности во 2 классе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования второго поколения.
В качестве учебного материала для формирования второклассников-читателей выбрана фольклорная (народная) сказка. Выбор сделан не случайно. Младший школьник – читатель и слушатель особенный. Он больше эмоционален, чем рассудителен, и поэтому поэтические образы сказки для него убедительны и реальны. Целью образования в начальной школе является выявление и развитие способностей каждого ученика на основе личностного ориентированного подхода в обучении и воспитании и постепенного перехода к личностно-деятельностному, формирование духовно богатой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями, способной адаптироваться к условиям новой жизни.
Основное содержание программы основывается на работе со сказкой.
Сказка – это особое средство постижения жизни, близкий и понятный детям способ познания, изучения, раскрытия действительности. Вводя второклассника в народный язык, мы открываем ему мир народной мысли, народного чувства, народной жизни. В сказке содержатся мечты народа, общественная мораль, народный характер, история жизни народа. Хорошо рассказанная сказка – это ещё и начало культурного воспитания.
Большое значение имеет выбор сказки. По мнению знатоков литературы, лучшими сказками для детей семи- восьми лет являются сказки о животных, которые вселяют в учеников веру в свои силы, оптимистический взгляд на жизнь, надежду на победу. А именно добра, надежды и оптимизма часто не хватает современным детям.
Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение. Они обогащают представление юного читателя о прошлом и настоящем нашей Родины, помогают усвоить высокие нравственные принципы народа, раскрывают красоту подвига человека, способствуют развитию у детей образного мышления, обогащают их речь. Их образность, эмоциональность содействуют развитию эстетического вкуса у детей.
К.И. Чуковский писал о цели сказок: «Она заключается в том, чтобы какою угодно ценою воспитать в ребёнке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою… Сказочники хлопочут о том, чтобы ребёнок с малых лет научился мыслить, участвовать в жизни воображаемых людей и зверей и вырвался бы этим путём за узкие рамки эгоценрических интересов и чувств».
Цель программы: мотивировать и формировать интерес к детским книгам.
Расширяя читательский кругозор учащихся, формируя привычку и способность к целенаправленному самостоятельному выбору и чтению книг, программа может и должна готовить детей к пониманию социальной значимости чтения в нашем обществе, укреплять в сознании и деятельности детей нормы морали и нравственности.
Задачи:
- открыть мир народной мысли, народных чувств, народной жизни;
- используя сказки о животных, вселять уверенность в свои силы, оптимистический взгляд на жизнь, надежду на победу добра;
- формировать навык чтения;
- учить демонстрировать свои умения и знания перед зрителями
Отличительными особенностями и новизной программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка, где школьник выступает в роли читателя, сочинителя, художника, исполнителя, режиссера.
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами произведений УНТ возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, а элементы театрализации помогут воспитать чувства прекрасного приобщить к культуре и искусству.
Педагогическая целесообразность данного курса для младших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к. именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.
Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий:
- игра
- беседа
- иллюстрирование
- инсценирование прочитанного произведения
- постановка спектакля
- работа в малых группах
Формой подведения итогов считать: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра.
Программа рассчитана на 34 часа.
Предполагаемые результаты реализации программы.
Личностными результатами являются следующие умения:
- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- определять и формировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на занятии;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;
- учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:
- воспринимать на слух художественный текст в исполнении учителя, учащихся;
- отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
- подробно пересказывать текст;
- составлять устный рассказ по картинке;
- соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
Тематическое планирование
№ | Тема занятия | Содержание занятия | Дата Проведения |
1 | Русская народная сказка «Репка» и белорусская народная сказка «Пых» | Прослушивание и сравнение сказок. Инсценировка сказки «Репка». | |
2 | Украинская народная сказка «Колосок». | Прослушивание и чтение сказки. Анализ содержания. | |
3 | Русская народная сказка «Заячья избушка». Латвийская народная сказка «Заячий домик». | Прослушивание сказок. Сравнение содержания сказок. Герои сказок. | |
4 | Русская народная сказка «Заяц – хваст». Сравнение с авторской сказкой Д. Н. Мамина – Сибиряка «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». | Чтение сказок читающими детьми. Выявление отличительных признаков народной и авторской сказки. | |
5 | Адыгейская сказка «Кто сильнее» и мансийская сказка «Отчего у зайца длинные уши». | Чтение сказок. Анализ содержания. Действующие лица. | |
6 | Сказки про зайцев. | Подбор сказок про эайцев. Викторина. | |
7 | Украинская народная сказка «Рукавичка». Сказка «Теремок» в разных обработках. | Чтение сказок. Сравнение сюжетов. Инсценировка. | |
8 | Чукотская сказка «Хвост». | Чтение сказки. Анализ содержания. Иллюстрирование. | |
9 | Русская народная сказка «Три медведя». Русская народная сказка «Вершки и корешки» | Чтение сказок. Составление вопросов по содержанию сказок. | |
10 | Ненецкие народные сказки «Белый медведь и бурый медведь»,Как медведь хвост потерял» Обобщение знаний детей о сказочном герое – медведе. | Чтение сказок. Иллюстрирование. Викторина. | |
11 | Русская народная сказка «Бобовое зёрнышко» | Чтение сказки. Работа над пересказом. | |
12 | Русская народная сказка «У страха глаза велики». | Чтение сказки. Анализ сказки. Сочинение сказки. | |
13 | Русская народная сказка «Бабушка, внучка да курочка». | Чтение сказки. Иллюстрирование. | |
14 | Русская народная сказка «Хаврошечка» | Чтение сказки. придумывание вопросов к тексту. | |
15 | Сказки про лису. Русская сказка «Думы». | Беседа. Чтение сказки. Анализ сказки. Рисунки. | |
16 | Сказки про зайца, лису и медведя. | Выставка книг. Чтение сказок. Викторина. | |
17 | Мордовская сказка «Разудалый петушок». | Чтение сказки. Чтение по ролям. Пересказ. | |
18 | Калмыцкая сказка «Петух и павлин». «Весёлый воробей» | Чтение. Сравнение с мордовской сказкой. | |
19 | Удмуртская сказка «Синица и старый воробей» | Чтение сказки. Работа по содержанию сказки. | |
20 | Бурятская сказка «Почему у сороки длинный хвост». | Чтение сказки. Анализ прочитанного. | |
21 | Праздник «В гостях у сказки» | Литературный праздник | |
22 | Ингушская сказка «Сокол и ворона» | Чтение сказки. Работа над текстом. | |
23 | Русская народная сказка «Байка про тетерева» | Чтение сказки. Сравнение с другими сказками про птиц. | |
24 | Русская народная сказка «Курочка, мышка и тетерев». | Чтение и инсценирование сказки. | |
25 | Русская сказка «Лиса и тетерев». | Чтение сказки, чтение в лицах. Анализ сказки. | |
26 | Сказки про птиц. | Выставка книг. Чтение. Сравнение. | |
27-28 | Моя любимая сказка о животных. | Чтение и пересказ любимых сказок. | |
29-32 | Подготовка и защита проектов: «В гостях у сказки» | Рисунки, поделки, презентации | |
33-34 | Итоговое занятие | Литературная викторина |
Использованная литература:
1.Григорьев Д.В.Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение,2010
2.Сказки нашего детства. СПб: ИГ «Весь», 2011
3.Заюшкина избушка. Изд. «Фламинго», 2007
4.Русская народная сказка «Кот и лиса» Изд. «Детская литература»
5.Рукавичка. Изд. «Фламинго», 2007
6.Хрестоматия по литературе для 1-4кл. Саратов.Регион.
7. Интернет-ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа. "Литературное краеведение". Программа "Школа России".
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА и тематическое планированиеПО ЛИТЕРАТУРНОМУ КРАЕВЕДЕНИЮ 2-4 классы...
Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.
Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...
Программа литературного кружка для 1-4 классов « ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ» в рамках внеурочной деятельности по ФГОС
Программа литературного кружка "Литературная гостинная" по фгос...
Творческие задания по литературному чтению для самостоятельной работы по основным разделам программы "Литературное чтение" 1 класс УМК "Школа России".
Задания по основным разделам программы "Литературное чтение" УМК "Школа России" 1 класс помогут разнообразить работу на уроке. Представлены задания для развития грамотного чтения: ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Литературное чтение» • Программы курса «Литературное чтение» под редакцией Климановой Л.Ф., Виноградской Л.А., Горецкого В.Г. М., «Просвещение», 2018 год;
Курс «Литературное чтение» ставит следующие цели:-целенаправленное формирование коммуникативно-речевых умений и навыка чтения как общеучебного умения; приобщение ребенка к лите...
Итоговые задания по литературному чтению по основным разделам программы "Литературное чтение" 4 класс УМК "Школа России"
Представлены задания по основным разделам программы "Литературное чтение" УМК "Школа России" 4 класс. С помощью итоговых работ можно проконтролировать, насколько усвоены учащимися программные знания, ...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа"Литературная гостиная"1 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Литературная гостиная» для учащихся 1-4 классов разработана на основе авторской программы Л. А. Ефросининой (Сборник программ внеурочной деяте...