Специальная индивидуальная программа развития
методическая разработка (1 класс)

Специальная индивидуальная программа развития обучающегося составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы согласно требованиям ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sipr.doc611.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

"Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"                    г. Мичуринска Тамбовской области

Рассмотрена и рекомендована

к утверждению        

на Педагогическом совете

протокол №  1 от «   »  августа 2018 г.

.

Утверждена        

приказ № 126 от «  » сентября 2018г

директор  школы

_______________Н.И.Кострикина

       

Специальная индивидуальная программа развития

обучающегося  1 класса

 составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы согласно требованиям ФГОС образования обучающихся с  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  

Вариант 2    

                                                 

                                                  Составитель:

                                                                      учитель- Дубровская Е.Б.        

                                                                      учитель-логопед  Е.С.Филатова                                                                                                                      

                                                                      педагог-психолог М.А.Манаенкова

                                                                   

1.Индивидуальные сведения о ребёнке

ФИО ребенка: Александр Ч.

Возраст ребенка: 8лет

Место жительства: г. Мичуринск

Мать:  …….

Отец: …….

Год обучения в МБОУ «Школа для обучающихся с ОВЗ»: 1

Класс: 1

2. Психолого-педагогическая характеристика

01.09.2017 г. Александр  поступил в 1 класс МБОУ «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» в возрасте 9 лет из домашних условий.

Программа         обучения.

На данный момент  Александр обучается по специальной индивидуальной программе развития (СИПР).

 Форма обучения:  очная

Особенности адаптации ребенка в образовательной организации.

Учитель подбирает темп деятельности исходя из индивидуальных возможностей ребенка.

Отношение к учебной деятельности:   учебная мотивация низкая.

Отношение ребенка к словесной инструкции педагога, реакция на

нее.

Понимает простейшие словесные инструкции, выполняет их с помощью взрослых.

Общая осведомленность и социально-бытовая ориентировка.

Осведомленность об окружающем мире резко ограничена.

Сформированность учебных навыков.

Учебные навыки сформированы частично.

Посещаемость (причина пропусков). Без уважительных причин пропусков занятий не было.

Общая успеваемость.

Обучение, общение с ребёнком дают положительные результаты и динамику.

   За время обучения достиг некоторых результатов по предметам:

 Предмет «Окружающий природный мир»

С помощью учителя узнает и различает домашних животных: кошку и собаку.

 Предмет «Человек»

Показывает основные части тела: нос, глаза, рот, уши.

Предмет «Окружающий социальный мир»

Узнает и различает:

-предметы посуды: ложка, тарелка;

-предметы мебели: стул, стол, диван.

Предмет «Изобразительная деятельность»

-отрывает кусочки от листа бумаги;

-разминает пластилин, катает из него «колбаски»;

-намазывает бумагу клеем.

 Коррекционный курс  «Предметно-практические действия»

-тактильное обследование материала (крупа, фасоль, пластилин) не вызывает негативной реакции, улыбается, игры с материалом вызывают эмоциональную активность;

-доступны кратковременные элементарные действия: ощупывание, надавливание, сжимание в руке.

 Коррекционный курс   «Двигательное развитие»

-выполняет движения руками «вверх», «вниз», используя помощь учителя.

Коррекционный курс   «Альтернативная коммуникация»

-реагирует на свое имя;

-выполняет приветствие с помощью рукопожатия.

Сформированность школьно-значимых умений:

При выполнении заданий нуждается в постоянной помощи учителя.    Мальчику необходимо побуждение мимикой, жестами, многократный показ, во время занятий проявляет реакцию на интонацию, похвалу – начинает улыбаться, издавать звуки.  

В чем вероятная причина недостатков в обучении.

На уроках  отмечаются трудности переключения на другие виды деятельности, недостаточность концентрации внимания, замедленность восприятия, низкая познавательная активность, что проявляется в пониженном интересе к заданиям, плохой сосредоточенности, медлительности и пониженной переключаемости психических процессов.

Поведение  и  общение  в  учебной  ситуации.  

 Круг общения ограничен. Предпочитает общаться с матерью. Взаимоотношения с матерью и учителем доброжелательные.

Эмоциональное  состояние  в  учебной  ситуации.  

Александр быстро утомляется, в результате чего возникает двигательное беспокойство: начинает кричать, махать руками.  

Сведения        о        работоспособности ребенка.

 Работоспособность низкая, быстро утомляется,

Развитие  волевых качеств.

Поведение недостаточно организованное, сильно страдает эмоционально-волевая сфера, присутствует тревожность.

Развитие моторики  и речи.

Мелкая моторика слабо развита: неверно держит карандаш, ручку, не умеет зашнуровывать шнурки, застегивать пуговицы.     Речь отсутствует, произносит некоторые звуки.

Какие  виды  помощи  использует   учитель,  насколько   эффективна  помощь:

- использование стимулирующей помощи в ситуации, когда ребенок не включается в работу;

- предусматривается в ходе урока смена деятельности обучающегося, чередование активной работы с отдыхом;

- обязательно используются наглядные средства;

- на парте ребенка не должно быть предметов, способных отвлечь его от работы;

- отмечается хорошее поведение ребенка, а не плохое.

Общие выводы и впечатления о ребенке.

 Рекомендованная специалистами ТПМПК форма Александру дает положительные результаты. Специальная индивидуальная  программа  развития (СИПР)  учитывает особенности психического развития мальчика, в следствие  чего наблюдается положительная динамика как в учебной деятельности, так и в общем развитии.  

3. Индивидуальный учебный план на 2018 – 2019 учебный год

Обязательная часть:

Предметные области

Учебные предметы

Количество часов в неделю

Всего

Окружающий мир

Окружающий природный мир

1

34

Математика

Математические

представления

2

68

Изобразительная деятельность

Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация

1

34

Речь и речевая практика

Речь и альтернативная коммуникация

2

68

Окружающий социальный мир

Человек

1

34

Итого:

7

238

Часть, формируемая участниками образовательных отношений:

Коррекционные курсы

Сенсорное развитие

1

34

Итого:

1

34

ВСЕГО

8

272

3.1 Базовые учебные действия

Содержание

1 полугодие

2 полугодие

- направленность взгляда:

на говорящего взрослого

на задание

- выполнение инструкций педагога:

«Возьми»

«Посмотри на меня»

«Покажи»

- использование по назначению учебных материалов

- выполнение действия

по подражанию

по образцу

по инструкции

- выполнение задания от начала до конца

3.2.Содержание учебных предметов и коррекционных курсов

Предмет

Цели и задачи

Доступные способы деятельности

Возможные (ожидаемые) результаты

 Альтернативная коммуникация

 подготовка к овладению коммуникативными навыками

Рассматривание картинок.

Обведение образца «рука в руку».

Раскрашивание «рука в руку»

Понимание обращенной речи, показ  рисунков, фотографий.

Окружающий природный                 мир        

формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе

Игра

Обведение по трафарету «рука в руку»

Работа с картинками

Использование компьютера (просмотр, слушание)

Представления о временах года, характерных признаках времен года.

Представления о животном и растительном мире (растения, животные, их виды, понятия «дикие» - «домашние»).

                    Человек

формирование представлений о себе как «Я» и своем ближайшем окружении

Игра

Обведение по трафарету «рука в руку»

Работа с картинками

Использование компьютера (просмотр, слушание)

Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале. Представление о собственном теле.

Сенсорное развитие

обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы

действия с игрушками и предметами со световыми, звуковыми эффектами, образцами материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности, сенсорными панелями, конструкторами, мозаикой, пирамидками, геометрическими формами

фиксация взгляда на лице человека,

на неподвижном  предмете.

Прослеживание взглядом за движущимся предметом. Узнавание и различение цвета объекта.

Локализация неподвижного источника звука.

Адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека, на соприкосновение с материалами.

Реакция на запахи. Восприятие вкуса.

  Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация)

развитие интереса к изобразительной деятельности, формирование умений пользоваться инструментом, обучение доступным приемам работы с различными материалами

Повторение за учителем.

Игра.

Показ объектов.

Интерес к доступным видам изобразительной деятельности.   Умение использовать инструменты и материалы в процесс доступной изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация).

Математические представления

формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни

манипуляции с пирамидками, кубиками, шариками и т. д.

умение различать и сравнивать предметы по форме, величине.

Показатели самостоятельности учащегося (ПС)

Условные обозначения

Действие выполняется взрослым (ребёнок пассивен)

!

Действие выполняется ребёнком:

    - со значительной помощью взрослого

пп

    - с частичной помощью взрослого

п

    - по последовательной инструкции (по изображению или  вербально)

и

        - подражая или по образцу

о

        - самостоятельно

с

- узнает объект

у

- не всегда узнает объект

нву

- не узнает объект

н

                         Содержание

I полугодие

II полугодие

                                              Альтернативная коммуникация

Коммуникация с использованием вербальных средств

установление зрительного контакта с собеседником. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника звуком. Привлечение к себе внимания звуком.

Коммуникация с использованием невербальных средств

 приветствие (прощание) с использованием мимики

Импрессивная речь.

Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имён членов семьи. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, игрушки, обувь, животные, овощи, фрукты, птицы). Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма). Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, хорошо, плохо)

Экспрессивная речь

Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний.

Окружающий природный мир

Растительный мир.

Узнавание (различение) деревьев (берёза,  ель). Узнавание (различение) фруктов (яблоко, груша) по внешнему виду (вкусу, запаху). Узнавание (различение) овощей (лук, морковь) по внешнему виду (вкусу, запаху).

Животный мир.

Узнавание (различение) домашних животных (кот, собака). Знание строения домашнего (дикого) животного (голова, туловище, шерсть, лапы, хвост, ноги, рога, вымя, уши).Узнавание (различение) диких животных (заяц, медведь).

Человек

Представления о себе.

Узнавание (различение) частей тела (голова (волосы, уши, шея, лицо), туловище (спина, живот). Узнавание (различение) частей лица человека (глаза, брови, нос, лоб, рот (губы, язык, зубы).

Обращение с одеждой и обувью.

Узнавание (различение) предметов одежды: пальто (куртка), шапка, шарф, свитер (кофта), рубашка (футболка), майка, трусы,  платье, джинсы, шорты. Узнавание (различение) предметов обуви: сапоги, туфли.

Семья

Узнавание (различение) членов семьи.

Изобразительная деятельность

Лепка.

Узнавание (различение) пластичных материалов: пластилин. Разминание пластилина. Отрывание  кусочка  материала от целого куска. Откручивание  кусочка материала от целого куска. Отщипывание кусочка материала от целого куска. Отрезание кусочка материала стекой. Размазывание пластилина по шаблону (внутри контура). Катание колбаски на доске (в руках). Катание  шарика на доске (в руках). получение формы путем выдавливания формочкой. Сгибание колбаски в кольцо. Закручивание колбаски в жгутик. Расплющивание материала на доске (между ладонями, между пальцами).  

Аппликация.

Сминание бумаги. Отрывание бумаги заданной формы (размера). Сгибание листа бумаги. Скручивание листа бумаги. Намазывание всей (части) поверхности клеем.

Рисование.

Рисование точек. Рисование вертикальных (горизонтальных, наклонных) линий. Соединение точек.

Математические представления

Количественные представления.

Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»).

      Представления о величине.

Различение однородных предметов по величине.

Представление о форме.

Узнавание  геометрических тел: «шар», «куб».

Пространственные представления.

Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом человеке, изображении): верх (вверху), низ (внизу), перед (спереди), зад (сзади), правая (левая) рука (нога, сторона тела).

Предмет  «Окружающий природный мир»

1.Пояснительная записка

         Цель обучения – формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.

    Основными задачами программы являются: формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы, формирование представлений  о  растительном  и  животном  мире.  Программа представлена следующими разделами: «Растительный мир», «Животный мир». Ребенок знакомится с разнообразием  растительного  и  животного  мира,  получает  представления  о  среде  обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Внимание ребенка обращается на связь живой и неживой природы: растения  и  животные  приспосабливаются  к  изменяющимся  условиям среды,  ветер  переносит  семена  растений  и  др.  Наблюдая за трудом  взрослых  по  уходу  за домашними  животными  и  растениями,  ребенок  учится  выполнять  доступные  действия: посадка, полив и другой уход за растениями, кормление аквариумных рыбок, животных и др.

   

Календарно-тематическое планирование.

№ п/ п

год

Содержание

Количество

часов

План

Факт

Осень разноцветная        

1

01.09.

Растения осенью        

1

08.09.

Знание строения животного (голова, туловище, лапы, рога, хвост, копыта, грива, шерсть, уши)                

1

15.09

Знание строения животного (голова, туловище, лапы, рога, хвост, копыта, грива, шерсть, уши)                

1

22.09.

Знание строения животного (голова, туловище, лапы, рога, хвост, копыта, грива, шерсть, уши)        

1

29.09

Знание строения животного (голова, туловище, лапы, рога, хвост, копыта, грива, шерсть, уши)        

1

06.10.

Узнавание (различение) домашних животных (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака)

1

13.10

Узнавание (различение) домашних животных (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака)

1

20.10.

Узнавание (различение) домашних животных (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака)

1

10.11.

Узнавание (различение) домашних животных (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака)

1

22.11.

Узнавание диких животных: заяц, медведь, волк, лиса.

1

17.11

Узнавание диких животных: заяц, медведь, волк, лиса.

1

24.11.

Узнавание диких животных: заяц, медведь, волк, лиса.

1

01.12

Узнавание диких животных: заяц, медведь, волк, лиса.

1

08.12.

Чтение рассказов о животных. Виталий Бианки        

1

15.12.

Животные домашние и дикие.

1

22.12.

Животные домашние и дикие.        

1

12.01

Ветер        

1

19.01

Дождь

1

26.01

Снег

1

02.02

Время суток: день, ночь        

1

09.02

Время суток: день, ночь

1

21.02

Птицы.        

1

16.02

Птицы.                

1

02.03

Домашние птицы        

1

16.03

Домашние птицы        

1

06.04

Узнавание (различение) фруктов (яблоко, банан, лимон, апельсин, груша, мандарин, персик, абрикос, киви) по внешнему виду (вкусу, запаху)

1

13.04

Узнавание (различение) фруктов (яблоко, банан, лимон, апельсин, груша, мандарин, персик, абрикос, киви) по внешнему виду (вкусу, запаху)        

1

20.04

Узнавание (различение) овощей (лук, картофель, морковь, свекла, репа, редис, тыква, кабачок, перец) по внешнему виду (вкусу, запаху)

1

27.04

Узнавание (различение) овощей (лук, картофель, морковь, свекла, репа, редис, тыква, кабачок, перец) по внешнему виду (вкусу, запаху)

1

18.05

Узнавание деревьев. Повторение: Живая и неживая природа.

1

25.05

Предмет «Речь и альтернативная коммуникация»

Цель: Формирование коммуникативных речевых и неречевых навыков с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.

Описание возможных результатов обучения:

Освоение доступных средств невербальной коммуникации:

- взгляд, мимика, жест , предмет , графическое изображение ,  

- знаковая система (освоение таблицы букв, карточек с напечатанными словами, набора букв как средства коммуникации);

- составление коммуникативных таблиц и коммуникативных тетрадей совместно со взрослым  для общения в школе и в других местах;

- освоение технических коммуникативных устройств необходимых для удовлетворения жизненных  потребностей.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

План

Факт

Игра «Дай ручку»        

1

04.09.

Стимуляция слуховых реакций. Игра «Дай ручку»        

1

06.09.

Стимуляция голосовых реакций. Игра «Ладушки»                

1

11.09

Перемещение яркого крупного предмета в поле зрения ребёнка.  Игра «Где мишка?». Эмоциональный контакт

1

13.09.

Игра «Узнай и покажи»        

1

18.09

Игра «Кто это?»        

1

20.09

Восприятие слова «На»        

1

25.09

Восприятие слова «Дай»        

1

27.09

Восприятие слов «на», «дай». Мотивация брать и удерживать крупную игрушку

1

02.10

Установление зрительного контакта с собеседником. Приветствие собеседника звуком. Узнавание имен членов семьи.

1

04.10

Установление зрительного контакта с собеседником. Приветствие собеседника звуком.  Понимание слов, обозначающих овощи (морковь).

1

09.10

Установление зрительного контакта с собеседником. Приветствие собеседника звуком.  Понимание слов, обозначающих овощи (морковь).

1

11.10

Установление зрительного контакта с собеседником. Приветствие собеседника звуком.  Понимание слов, обозначающих овощи (морковь).

1

16.10

Установление зрительного контакта с собеседником. Приветствие собеседника звуком.  Понимание слов, обозначающих фрукты (яблоко).

1

18.10

Установление зрительного контакта с собеседником. Приветствие собеседника звуком.  Понимание слов, обозначающих фрукты (яблоко).

1

23.10

Установление зрительного контакта с собеседником. Приветствие собеседника звуком.  Понимание слов, обозначающих фрукты (яблоко).

1

25.10

Установление зрительного контакта с собеседником. Приветствие собеседника звуком.  Понимание слов, обозначающих овощи (лук).

1

06.11

Установление зрительного контакта с собеседником. Приветствие собеседника звуком.  Понимание слов, обозначающих овощи (лук).

1

08.11

Установление зрительного контакта с собеседником. Реагирование на свое имя. Приветствие собеседника звуком.  Понимание слов, обозначающих фрукты (груша).

1

13.11

Установление зрительного контакта с собеседником. Реагирование на свое имя. Приветствие собеседника звуком.  Понимание слов, обозначающих фрукты (груша).

1

15.11

Установление зрительного контакта с собеседником. Реагирование на свое имя. Приветствие собеседника звуком.  Понимание слов, обозначающих фрукты (груша).

1

20.11

Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, форма). Понимание слов, обозначающих овощи (картофель).

1

22.11

Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, форма). Понимание слов, обозначающих овощи (картофель).

1

27.11

Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, форма). Понимание слов, обозначающих овощи (картофель).

1

29.11

Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, форма). Понимание слов, обозначающих предмет (посуда).

1

04.12

Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, форма). Понимание слов, обозначающих предмет (посуда).

1

06.12

Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, форма). Понимание слов, обозначающих предмет (посуда).

1

11.12

Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, форма). Понимание слов, обозначающих предмет (посуда).

1

13.12

Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, форма, величина). Понимание слов, обозначающих овощи (свекла)

1

18.12

Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, форма, величина). Понимание слов, обозначающих овощи (свекла)

1

20.12

Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, форма, величина). Понимание слов, обозначающих овощи (свекла)

1

25.12

Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, форма, величина). Понимание слов, обозначающих фрукты (банан).

1

27.12

Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, форма, величина). Понимание слов, обозначающих фрукты (банан).

1

10.01

Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, форма, величина). Понимание слов, обозначающих фрукты (банан).

1

15.01

Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, форма, величина). Понимание слов, обозначающих фрукты (банан).

1

17.01

Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, форма, величина). Понимание слов, обозначающих предмет (животные).

1

22.01

Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, форма, величина). Понимание слов, обозначающих животных (кот).

1

24.01

Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, форма, величина). Понимание слов, обозначающих животных (кот).

1

29.01

Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, форма, величина). Понимание слов, обозначающих животных (кот).

1

31.01

Понимание слов, обозначающих признак действия: громко, тихо.

Понимание слов, обозначающих животных (собака).

1

05.02

Понимание слов, обозначающих признак действия: громко, тихо.

Понимание слов, обозначающих животных (собака).

1

07.02

Понимание слов, обозначающих признак действия: громко, тихо.

Понимание слов, обозначающих животных (собака).

1

12.02

Понимание слов, обозначающих признак действия: громко, тихо.

Понимание слов, обозначающих животных (корова).

1

14.02

Понимание слов, обозначающих признак действия: громко, тихо.

Понимание слов, обозначающих животных (корова).

1

19.02

Понимание слов, обозначающих признак действия: громко, тихо.

Понимание слов, обозначающих животных (корова).

1

21.02

Понимание слов, обозначающих признак действия: громко, тихо.

Понимание слов, обозначающих животных диких (заяц).

1

26.02

Понимание слов, обозначающих признак действия: громко, тихо.

Понимание слов, обозначающих животных диких (заяц).

1

28.02

Понимание слов, обозначающих признак действия: громко, тихо.

Понимание слов, обозначающих животных диких (заяц).

1

05.03

Называние отдельных звуков. Понимание слов, обозначающих животных (лиса).

1

07.03

Называние отдельных звуков. Понимание слов, обозначающих животных (лиса).

1

12.03

Называние отдельных звуков. Понимание слов, обозначающих животных (лиса).

1

14.03

Называние отдельных звуков. Понимание слов, обозначающих животных (медведь).

1

19.03

Называние отдельных звуков. Понимание слов, обозначающих животных (медведь).

1

21.03

Называние отдельных звуков. Понимание слов, обозначающих животных (медведь).

1

02.04

Понимание слов, обозначающих домашних птиц (курица).

1

04.04

Понимание слов, обозначающих домашних птиц (курица).

1

09.04

Понимание слов, обозначающих домашних птиц (курица).

1

11.04

Понимание слов, обозначающих домашних птиц (утка).

1

16.04

Понимание слов, обозначающих домашних птиц (утка).

1

18.04

Понимание слов, обозначающих домашних птиц (утка).

1

23.04

Понимание слов, обозначающих домашних птиц (утка, курица).

1

25.04

Понимание слов, обозначающих домашних птиц (утка, курица).

1

30.04

Понимание слов, обозначающих деревья (береза).

1

07.05

Понимание слов, обозначающих деревья (береза).

1

14.05

Понимание слов, обозначающих деревья (ель).

1

16.05

Понимание слов, обозначающих деревья (ель).

1

21.05

Повторение.

1

23.05

Повторение.

1

28.05

Повторение.

1

30.05

Предмет Математические представления:

 Цель: формирование начальных пространственно-временных понятий, представлений о размере, форме, цвете предметов окружающей среды (на доступном уровне восприятий), умения применять их в повседневной жизни в соответствии с возможностями ребенка.

Описание возможных результатов обучения:

- умение определить по одному или двум сенсорным эталонам; найти, подать названный предмет, выбрав из ряда объектов;

 - ориентировка в пространстве и узнавание объектов учебной комнаты, помещения столовой, туалетной комнаты;

 - понимание простых предлогов с пространственным значением (в, на, под)

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

План

Факт

Представление о величине. Маленький.        

1

04.09.

Представление о величине. Большой.

1

06.09.

Представление о величине: «Большой и маленький»

1

11.09

Представление о величине: «Большой и маленький»

1

13.09.

Сравнение предметов по размерам

1

18.09

Различение множеств («много», «мало», «пусто»).

1

20.09

Различение множеств («много», «мало», «пусто»).

1

25.09

Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»).

1

27.09

Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»).

1

02.10

Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»).

1

04.10

Геометрическая  фигура - круг.  Различение круглых геометрических тел.

1

09.10

Геометрическая  фигура - круг.  Различение круглых геометрических тел.

1

11.10

Геометрическая  фигура - круг.  Различение круглых геометрических тел.

1

16.10

Геометрическая  фигура - круг.  Различение круглых геометрических тел.

1

18.10

Геометрическая  фигура – квадрат. Различение квадратных  геометрических тел.

1

23.10

Геометрическая  фигура – квадрат. Различение квадратных  геометрических тел.

1

25.10

Геометрическая  фигура – квадрат. Различение квадратных  геометрических тел.

1

06.11

Геометрическая  фигура – квадрат. Различение квадратных  геометрических тел.

1

08.11

Различение однородных предметов по величине.

1

13.11

Различение однородных предметов по величине.

1

15.11

Различение однородных предметов по величине.

1

20.11

Различение однородных предметов по величине.

1

22.11

Различение разнородных по одному признаку предметов по величине.

1

27.11

Различение разнородных по одному признаку предметов по величине.

1

29.11

Различение разнородных по одному признаку предметов по величине.

1

04.12

Различение разнородных по одному признаку предметов по величине.

1

06.12

Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе: верх (вверху), низ (внизу).

1

11.12

Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе: верх (вверху), низ (внизу).

1

13.12

Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе: верх (вверху), низ (внизу).

1

18.12

Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе: верх (вверху), низ (внизу).

1

20.12

Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе: перед (спереди), зад (сзади).

1

25.12

Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе: перед (спереди), зад (сзади).

1

27.12

Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе: перед (спереди), зад (сзади).

1

10.01

Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе: перед (спереди), зад (сзади).

1

15.01

Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе: правая (левая) рука (нога, сторона тела).

1

17.01

Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе: правая (левая) рука (нога, сторона тела).

1

22.01

Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе: правая (левая) рука (нога, сторона тела).

1

24.01

Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе: правая (левая) рука (нога, сторона тела).

1

29.01

Ориентация в пространственном расположении частей тела на другом человеке: верх (вверху), низ (внизу).

1

31.01

Ориентация в пространственном расположении частей тела на другом человеке: верх (вверху), низ (внизу).

1

05.02

Ориентация в пространственном расположении частей тела на другом человеке: верх (вверху), низ (внизу).

1

07.02

Ориентация в пространственном расположении частей тела на другом человеке: верх (вверху), низ (внизу).

1

12.02

Ориентация в пространственном расположении частей тела на другом человеке: перед (спереди), зад (сзади).

1

14.02

Ориентация в пространственном расположении частей тела на другом человеке: перед (спереди), зад (сзади).

1

19.02

Ориентация в пространственном расположении частей тела на другом человеке: перед (спереди), зад (сзади).

1

21.02

Ориентация в пространственном расположении частей тела на другом человеке: перед (спереди), зад (сзади).

1

26.02

Ориентация в пространственном расположении частей тела на другом человеке: правая (левая) рука (нога, сторона тела).

1

28.02

Ориентация в пространственном расположении частей тела на другом человеке: правая (левая) рука (нога, сторона тела).

1

05.03

Ориентация в пространственном расположении частей тела на другом человеке: правая (левая) рука (нога, сторона тела).

1

07.03

Ориентация в пространственном расположении частей тела на другом человеке: правая (левая) рука (нога, сторона тела).

1

12.03

Ориентация в пространственном расположении частей тела на изображении: верх (вверху), низ (внизу).

1

14.03

Ориентация в пространственном расположении частей тела на изображении: верх (вверху), низ (внизу).

1

19.03

Ориентация в пространственном расположении частей тела на изображении: верх (вверху), низ (внизу).

1

21.03

Ориентация в пространственном расположении частей тела на изображении: верх (вверху), низ (внизу).

1

02.04

Ориентация в пространственном расположении частей тела на  изображении: перед (спереди), зад (сзади).

1

04.04

Ориентация в пространственном расположении частей тела на  изображении: перед (спереди), зад (сзади).

1

09.04

Ориентация в пространственном расположении частей тела на  изображении: перед (спереди), зад (сзади).

1

11.04

Ориентация в пространственном расположении частей тела на  изображении: перед (спереди), зад (сзади).

1

16.04

Ориентация в пространственном расположении частей тела на  изображении: правая (левая) рука (нога, сторона тела).

1

18.04

Ориентация в пространственном расположении частей тела на  изображении: правая (левая) рука (нога, сторона тела).

1

23.04

Ориентация в пространственном расположении частей тела на  изображении: правая (левая) рука (нога, сторона тела).

1

25.04

Ориентация в пространственном расположении частей тела на  изображении: правая (левая) рука (нога, сторона тела).

1

30.04

Различение разнородных по одному признаку предметов по величине.

1

07.05

Различение разнородных по одному признаку предметов по величине.

1

14.05

Различение разнородных по одному признаку предметов по величине.

1

16.05

Различение разнородных по одному признаку предметов по величине.

1

21.05

Повторение. Сравнение предметов по размерам

1

23.05

Повторение. Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»).

1

28.05

Повторение. Геометрические  фигуры.

1

30.05

Предмет  «Изобразительная деятельность»

Цель: развитие интереса к изобразительной деятельности, формирование умений пользоваться инструментом, обучение доступным приемам работы с различными материалами.

Описание возможных результатов обучения:

1.Умение использовать инструменты и материалы в процесс доступной изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация).

2. Интерес к доступным видам изобразительной деятельности.  

Календарно-тематическое планирование

№ п/ п

год

Содержание

Количество

часов

План

Факт

Сминание бумаги. Отрывание бумаги заданной формы (размера).

1

01.09.

Сминание бумаги. Отрывание бумаги заданной формы (размера).

1

08.09.

Сгибание листа бумаги. Скручивание листа бумаги. Намазывание всей (части) поверхности клеем.

1

15.09

Сгибание листа бумаги. Скручивание листа бумаги. Намазывание всей (части) поверхности клеем.

1

22.09.

Сгибание листа бумаги. Скручивание листа бумаги. Намазывание всей (части) поверхности клеем.

1

29.09

Сгибание листа бумаги. Скручивание листа бумаги. Намазывание всей (части) поверхности клеем.

1

06.10.

Узнавание  пластичных материалов: пластилин. Разминание пластилина.

1

13.10

Узнавание  пластичных материалов: пластилин. Разминание пластилина.

1

20.10.

Узнавание  пластичных материалов: пластилин. Разминание пластилина.

1

10.11.

Отрывание  кусочка  материала от целого куска. Откручивание  кусочка материала от целого куска.

1

22.11.

Отрывание  кусочка  материала от целого куска. Откручивание  кусочка материала от целого куска.

1

17.11

Отрывание  кусочка  материала от целого куска. Откручивание  кусочка материала от целого куска.

1

24.11.

Отщипывание кусочка материала от целого куска. Отрезание кусочка материала стекой. Размазывание пластилина по шаблону (внутри контура).

1

01.12

Отщипывание кусочка материала от целого куска. Отрезание кусочка материала стекой. Размазывание пластилина по шаблону (внутри контура).

1

08.12.

Отщипывание кусочка материала от целого куска. Отрезание кусочка материала стекой. Размазывание пластилина по шаблону (внутри контура).

1

15.12.

Катание колбаски на доске (в руках). Катание  шарика на доске (в руках).

1

22.12.

Катание колбаски на доске (в руках). Катание  шарика на доске (в руках).

1

12.01

Катание колбаски на доске (в руках). Катание  шарика на доске (в руках).

1

19.01

Получение формы путем выдавливания формочкой. Сгибание колбаски в кольцо. Закручивание колбаски в жгутик. Расплющивание материала на доске (между ладонями, между пальцами).  

1

26.01

Получение формы путем выдавливания формочкой. Сгибание колбаски в кольцо. Закручивание колбаски в жгутик. Расплющивание материала на доске (между ладонями, между пальцами).  

1

02.02

Получение формы путем выдавливания формочкой. Сгибание колбаски в кольцо. Закручивание колбаски в жгутик. Расплющивание материала на доске (между ладонями, между пальцами).  

1

09.02

Получение формы путем выдавливания формочкой. Сгибание колбаски в кольцо. Закручивание колбаски в жгутик. Расплющивание материала на доске (между ладонями, между пальцами).  

1

21.02

Расплющивание материала на доске (между ладонями, между пальцами).

1

16.02

Расплющивание материала на доске (между ладонями, между пальцами).

1

02.03

Расплющивание материала на доске (между ладонями, между пальцами).

1

16.03

Рисование точек. Рисование вертикальных линий.

1

06.04

Рисование точек. Рисование вертикальных линий.

1

13.04

Рисование точек. Рисование вертикальных линий.

1

20.04

Рисование точек. Рисование вертикальных линий.

1

27.04

Рисование наклонных линий.

1

18.05

Рисование точек. Рисование вертикальных, горизонтальных и наклонных линий.

1

25.05

Коррекционный курс «Сенсорное  развитие»

Цель: обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы.

Описание возможных результатов обучения:

  1. Фиксация взгляда на лице человека,

на неподвижном  предмете.

2. Прослеживание взглядом за движущимся предметом. Узнавание и различение цвета объекта.

3. Локализация неподвижного источника звука.

4. Адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека, на соприкосновение с материалами.

5. Реакция на запахи.

6. Восприятие вкуса.

Календарно-тематическое планирование.

№ п/ п

год

Содержание

Количество

часов

План

Факт

Зрительное восприятие.  Фиксация взгляда на лице человека.

1

01.09.

Зрительное восприятие.  Фиксация взгляда на лице человека.

1

08.09.

Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете (фонарик, светящиеся игрушки)

1

15.09

Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете (фонарик, светящиеся игрушки)

1

22.09.

Узнавание (различение) цвета объектов (красный, синий, желтый, зеленый, черный)

1

29.09

Узнавание (различение) цвета объектов (красный, синий, желтый, зеленый, черный)

1

06.10.

Стимуляция зрения цветными листами бумаги. Эмоциональный контакт

1

13.10

Стимуляция зрения периодически вращающимися листами цветной бумаги. Эмоциональный контакт

1

20.10.

Слуховое восприятие.          Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха (плеча, талии)

1

10.11.

Слуховое восприятие.          Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха (плеча, талии)

1

22.11.

Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука.

1

17.11

Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука

1

24.11.

Соотнесение звука с его источником

1

01.12

Соотнесение звука с его источником         

1

08.12.

Кинестетическое восприятие.        Адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека.

1

15.12.

Кинестетическое восприятие.        Адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека.

1

22.12.

Адекватная реакция на соприкосновение с материалами (дерево, металл, клейстер, пластмасса, бумага, вода и др.), различными по температуре (холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий)

1

12.01

Адекватная реакция на соприкосновение с материалами (дерево, металл, клейстер, пластмасса, бумага, вода и др.), различными по температуре (холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий)

1

19.01

Адекватная реакция на соприкосновение с материалами (дерево, металл, клейстер, пластмасса, бумага, вода и др.), различными по температуре (холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий)

1

26.01

Узнавание наощупь различной фактуры предметов с использованием тактильных таблиц (меховая, шелковистая и шероховатая поверхности)

1

02.02

Узнавание наощупь различной фактуры предметов с использованием тактильных таблиц (меховая, шелковистая и шероховатая поверхности)        

1

09.02

Стимуляция осязания температурными раздражителями. Положительные эмоциональные реакции

1

21.02

Восприятие запаха.  Адекватная реакция на запахи

1

16.02

Восприятие запаха.  Адекватная реакция на запахи

1

02.03

 Восприятие вкуса.  Адекватная реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый), консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий)

1

16.03

 Восприятие вкуса.  Адекватная реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый), консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий)

1

06.04

Восприятие вкуса.  Адекватная реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый), консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий)

1

13.04

Восприятие вкуса.  Адекватная реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый), консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий)

1

20.04

Узнавание (различение) основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый)          

1

27.04

Узнавание (различение) основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый)          

1

18.05

Эмоциональная реакция на голоса ближайшего окружения        

1

25.05

Предмет  « Человек»

         Цель обучения – приобщение  ребенка  к  социальному  миру  начинается  с  развития  представлений  о себе. Становление личности ребенка происходит при  условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира.  Социальную  природу  «я»  ребенок  начинает  понимать  в  процессе  взаимодействия  с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими.

Описание возможных результатов обучения:

-формирование представлений о своем ближайшем окружении: членах семьи,  взаимоотношениях  между  ними,  семейных традициях.

Календарно-тематическое планирование. Человек.

№ п/п

тема

Содержание

Количество

часов

План

Факт

Узнавание (различение) частей тела: голова (волосы, уши, шея, лицо).

1

01.09.

Узнавание (различение) частей тела: голова (волосы, уши, шея, лицо).

1

08.09.

Узнавание (различение) частей тела: голова (волосы, уши, шея, лицо).

1

15.09

Узнавание (различение) частей тела: голова (волосы, уши, шея, лицо).

1

22.09.

Узнавание (различение) частей тела: туловище (спина, живот).

1

29.09

Узнавание (различение) частей тела: туловище (спина, живот).

1

06.10.

Узнавание (различение) частей тела: туловище (спина, живот).

1

13.10

Узнавание (различение) частей тела: туловище (спина, живот).

1

20.10.

Узнавание (различение) частей лица человека (глаза, брови, нос, лоб, рот)

1

10.11.

Узнавание (различение) частей лица человека (глаза, брови, нос, лоб, рот)

1

22.11.

Узнавание (различение) частей лица человека (глаза, брови, нос, лоб, рот)

1

17.11

Узнавание (различение) частей лица человека (глаза, брови, нос, лоб, рот)

1

24.11.

Узнавание (различение) частей лица человека: рот (губы, язык, зубы).

1

01.12

Узнавание (различение) частей лица человека: рот (губы, язык, зубы).

1

08.12.

Узнавание (различение) частей лица человека: рот (губы, язык, зубы).

1

15.12.

Узнавание (различение) частей лица человека: рот (губы, язык, зубы).

1

22.12.

Узнавание (различение) членов семьи.

1

12.01

Узнавание (различение) членов семьи.

1

19.01

Узнавание (различение) членов семьи.

1

26.01

Узнавание (различение) членов семьи.

1

02.02

Узнавание (различение) предметов одежды: пальто, куртка, шапка, шарф.

1

09.02

Узнавание (различение) предметов одежды: пальто, куртка, шапка, шарф.

1

21.02

Узнавание (различение) предметов одежды: пальто, куртка, шапка, шарф.

1

16.02

Узнавание (различение) предметов одежды: свитер, кофта, рубашка, футболка.

1

02.03

Узнавание (различение) предметов одежды: свитер, кофта, рубашка, футболка.

1

16.03

Узнавание (различение) предметов одежды: свитер, кофта, рубашка, футболка.

1

06.04

Узнавание (различение) предметов обуви: сапоги, туфли.

1

13.04

Узнавание (различение) предметов обуви: сапоги, туфли.

1

20.04

Узнавание (различение) предметов обуви: сапоги, туфли.

1

27.04

Узнавание (различение) предметов одежды: майка, трусы, джинсы, платье, шорты.

1

18.05

Узнавание (различение) предметов одежды: майка, трусы, джинсы, платье, шорты.

1

25.05

4. Программа нравственного развития

Программа нравственного развития направлена на обеспечение личностного и социокультурного развития обучающегося с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательной организации, семьи и других институтов общества.

  • основу данной программы положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества, общечеловеческие ценности в контексте формирования у обучающихся нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.

Программа предлагает следующие направления нравственного развития обучающегося:

 Осмысление ценности жизни (своей и окружающих). Развитие способности замечать и запоминать происходящее, радоваться новому дню, неделе, месяцу замечая какие события, встречи, изменения происходят в жизни; на доступном уровне осознавать значимость этих событий для каждого по отдельности и для всех людей.

Отношение к себе и к другим, как к самоценности. Воспитание чувства уважения  друг к другу, к человеку вообще. Формирование доброжелательного отношения к окружающим, умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с людьми. Поддержание у ребенка положительных эмоций и добрых чувств в отношении окружающих с использованием общепринятых форм общения, как вербальных, так и невербальных. Независимо от внешних проявлений инвалидности, взрослые, сопровождающие обучение и воспитание ребенка, общаются с ним как с обычным ребенком, без проявлений жалости, которая унижает человеческое достоинство развивающейся личности. Отношение к учащемуся с уважением его достоинства – является основным требованием ко всем работникам организации. Взрослый, являясь носителем нравственных ценностей, будет эталоном, примером для детей.

Осмысление свободы и ответственности. Дети учатся выбирать деятельность, выбирать способ выражения своих желаний. Делая выбор, они учатся принимать на себя посильную ответственность и понимать результаты своих действий. К примеру, нужно приготовить еду, чтобы утолить голод, но можно не готовить – тогда мы останемся голодными. Ребенок, на доступном ему уровне, учится предвидеть последствия своих действий, понимать насколько его действия соотносятся с нормами и правилами жизни людей. Выбирая ту или иную деятельность, не всегда желаемую, но необходимую, ребенок учится управлять своими эмоциями и поведением, у него формируются волевые качества.

Укрепление веры и доверия. Выполняя поручения или задания, ребенок учится верить в то, что «я смогу научиться делать это самостоятельно», в то, что «мне помогут, если у меня не получится» и в то, что «даже если не получится – меня все равно будут любить и уважать». Взрослые (педагоги, родители) создают ситуации успеха, мотивируют стремление ребенка к самостоятельным действиям, создают для него атмосферу доверия и доброжелательности.

Формирование доверия к окружающим у ребенка с ТМНР происходит посредством общения с ним во время занятий, внеурочной деятельности, а также ухода: при кормлении, переодевании, осуществлении гигиенических процедур. В процессе ухода ребенок включается в общение со взрослым, который своим уважительным отношением (с эмпатией) и доброжелательным общением, вызывает у ребенка доверие к себе и желание взаимодействовать. Уход следует рассматривать как часть воспитательного процесса, как способ коммуникации и взаимодействия с ребенком. Деятельность работника, осуществляющего уход, не должна сводиться к механическим действиям.

Взаимодействие с окружающими на основе общекультурных норм и правил социального поведения. Усвоение правил совместной деятельности происходит в процессе специально организованного общения, в игре, учебе, работе, досуге. Для этого важны эталоны поведения, ориентиры («подсказки») и др. Таким эталоном для ребенка являются люди, живущие с ним рядом и являющиеся носителями гуманистических ценностей и социально одобряемых норм поведения. Любому ребенку, а с нарушением интеллекта особенно, трудно понять смысл и содержание нравственных категорий, поэтому их усвоение возможно только на основе общения, совместной деятельности, подражания взрослым. Ребенок «впитывает в себя» примеры и возможные способы реагирования на различные ситуации повседневной жизни, копируя и примеряя на себя поведение взрослых.

Во время общения с ребенком возникают разные ситуации, в которых педагог должен проявлять спокойствие, терпение, настойчивость, доброжелательность.

Содержание

Наблюдения

Способность замечать и запоминать происходящее, радоваться новому дню, неделе, месяцу замечая какие события, встречи, изменения происходят в жизни;

осознавать на доступном уровне значимость этих событий для каждого по отдельности и для всех людей.

Доброжелательное отношение к окружающим;

умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с детьми и взрослыми с использованием общепринятых форм общения, как вербальных, так и невербальных;

доверительное отношение и желание взаимодействовать с взрослым (во время гигиенических процедур, одевания, приема пищи и др.).

Умение выражать свои желания, делая выбор;

умение принимать на себя посильную ответственность и понимать результаты своих действий;

умение предвидеть последствия своих действий, понимать насколько его действия соотносятся с нормами и правилами жизни людей;

контроль своих эмоций и поведения.

Усвоение правил совместной деятельности в общении, в игре, учебе, работе, досуге.

Ориентация в религиозных ценностях с учетом желания и вероисповедания обучающегося и его семьи.

4.1. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

Программа формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни нацелена на развитие стремления у обучающихся

  • умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР вести здоровый образ жизни и бережно относится к природе.

Программа направлена на решение следующих задач:

  • формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
  • формирование осознанного отношения к собственному здоровью на основе соблюдения правил гигиены, здоровье сбережения, режима дня;
  • формирование и развитие познавательного интереса и бережного отношения к природе; формирование знаний о правилах здорового питания; использование оптимальных двигательных режимов (физкультуры и спорта) для обучающихся с учетом их возрастных, психофизических особенностей;
  • формирование негативного отношения к факторам, нарушающим здоровье обучающихся: сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики, инфекционные заболевания, нарушение правил гигиены, правильного питания и др.;
  • формирование готовности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями состояния здоровья; формирование умений безопасного поведения в окружающей среде, простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.

Содержание

Наблюдения

Осознанное отношение к собственному здоровью на основе соблюдения правил гигиены, здоровьесбережения, режима дня.

Интерес и бережное отношение к природе;

соблюдение правил поведения в природе.

Готовность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями состояния здоровья.

Безопасное поведение в окружающей среде;

умение вести себя в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.

  1. Перечень мероприятий в рамках внеурочной деятельности

Название мероприятия

Планируемая деятельность ребенка в мероприятии

Участие ребенка в мероприятии

«1 сентября – День Знаний»

Присутствие на торжественной линейке

Зритель

«День матери»

Присутствие на мероприятии

Зритель

«День здоровья»

Присутствие на празднике

Зритель

«Новый год»

Знакомство с атрибутами праздника, присутствие новогоднем празднике

Зритель

Спортивный праздник, посвящённый Дню защитника Отечества

Присутствие на празднике

Зритель

8 Марта

Знакомство с атрибутами праздника. Присутствие на празднике

Зритель

Пасха

Подготовка к мероприятию, покраска яиц

Участник

Торжественная линейка, посвящённая окончанию учебного года

Присутствие на торжественной линейке

Зритель

Осенняя экскурсия в лес, в парк

Сбор листьев

Участник

6. Специалисты, участвующие в реализации СИПР:

Учитель, учитель-логопед, педагог-психолог.

7.  Программа сотрудничества с семьей.

Задачи

Мероприятия

Отчет о

мероприятии

1.

Повышение

Индивидуальные

осведомленности родителей

консультации

об особенностях развития и

родителей  (раз  в

четверть,

по

специфических

запросу родителей)

образовательных

потребностях ребенка.

2.

Обеспечение участия семьи

договор о сотрудничестве

в  разработке  и  реализации

между

родителями

и

СИПР.

образовательной

организацией;

участие родителей

в

разработке

СИПР

в

интересах ребенка;

посещение

родителями

уроков/занятий;

консультирование   родителей

по

вопросам

обучения

в

домашних

условиях;   выбор

единых приемов и подходов;

3.

Организация    регулярного

ведение дневника наблюдений

обмена

информацией

о

(краткие записи);

ребенке, о ходе реализации

информирование

СИПР   и

результатах

ее

электронными средствами;

освоения.

личные встречи, беседы;

просмотр и обсуждение

видеозаписей с ребенком;

4.

Организация

участия

Привлечение родителей к

родителей  во

внеурочных

планированию

мероприятий:

мероприятиях.

«Новый  год»,  

«Мы  –  ученики»,

«Первое сентября – день

знаний».

  1. Перечень необходимых технических средств, дидактических материалов: 

Материально-техническое обеспечение предмета «Окружающий природный мир» включает: объекты природы: камни, почва, семена,  комнатные  растения  и  другие  образцы  природного  материала  (в  т.ч. собранного вместе с детьми в ходе экскурсий); наглядный изобразительный материал (видео, фотографии,  рисунки  для  демонстрации  обучающимся);  муляжи  овощей,  фруктов; пиктограммы  с  изображениями  действий,  операций  по  уходу  за  растениями,  животными; различные  календари;  изображения  сезонных  изменений  в  природе;  рабочие  тетради  с различными  объектами  природы  для  раскрашивания,  вырезания,  наклеивания  и  другой материал;  обучающие  компьютерные  программы,  способствующие  формированию  у  детей доступных  представлений  о  природе;  аудио-  и  видеоматериалы;  живой  уголок,  аквариум, скотный дворик, огород, теплица и др.

Для реализации  программы  по  предмету  «Человек»  материально-техническое обеспечение  включает:  предметные  и  сюжетные  картинки,  фотографии  с  изображением членов семьи ребенка; пиктограммы и видеозаписи действий, правил поведения и т.д. Кроме того,  используются  видеоматериалы,  презентации,  мультипликационные  фильмы, иллюстрирующие  внутрисемейные  взаимоотношения;  семейный  альбом,  рабочие  тетради  с изображениями  контуров  взрослых  и  детей  для  раскрашивания,  вырезания,  наклеивания, составления  фотоколлажей  и  альбомов;  обучающие  компьютерные  программы, способствующие  формированию  у  детей  доступных  представлений  о  ближайшем социальном  окружении.  По возможности, используются технические  средства:  компьютер, видеопроектор и другое мультимедийное оборудование.

Также для персонализации учебного процесса и эффективной социализации ребенка в работе используются информационно-компьютерные технологии. На занятиях, педагог совместно с  ребенком применяют ноутбук, планшет с программным обеспечением для мобильных компьютерных платформ (развивающие программы, игры). Есть и технические средства для обучения: телевизор, магнитная доска.

Применяется полифункциональное игровое оборудование - мягкие мячи, кубики, пирамидки,  пазлы, мозаики, и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА С ТМНР.

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА С ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ....

Специальная индивидуальная программа развития

Индивидуальная рабочая учебная программа для ребенка с ДЦП...

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) 8 класс индивидуального обучения

Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся с умеренной и тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности...