Специальная индивидуальная программа развития
рабочая программа (1 класс) по теме

Глазова Екатерина Николаевна

Индивидуальная рабочая учебная программа для ребенка с ДЦП

Скачать:


Предварительный просмотр:

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

  1. Индивидуальные сведения о ребенке

  1. Илья
  2. 8 лет
  3. Мать – Наталья Б., отец – Дмитрий Б.
  4. Год обучения в школе – первый, 1 «А», надомное обучение

2. Психолого-педагогическая характеристика

Илья обучается в школе первый год, обучение проходит на дому.  Обучается по программе для детей с умеренной умственной отсталостью, написанной на основе программы В.В.Воронковой.

Семья полная, мама всегда с сыном, очень доброжелательна, всегда понимает, что в данный момент происходит с ребенком.  Адекватно воспринимает трудности сына, очень заинтересована в его успешном развитии, прилагает к этому все усилия. В воспитании принимают участие все члены семьи: бабушка, мамина сестра. Папа все время на работе.

По заключению ЦПМПК у Ильи ДЦП, умственная отсталость.

Физическое состояние:  Илья сам передвигаться не может, сам действовать руками пока не может,  пальцы очень сильные, развитые,  часто сжаты в кулак, взять в руку предмет ему затруднительно и практически всегда невозможно.  В зависимости от состояния ребенка, мама или переносит его из комнаты в комнату, или ведет, при этом поддерживая  подмышки.  Ноги слабы и по сравнению с руками – неразвиты.

Сенсорное развитие:  состояние слуха соответствует норме;  Илья может фиксировать взгляд на учителе, слушая его объяснения или слушая сказки, которые он очень любит. Резкие и неритмичные движения говорят о том, что возможно вестибулярная и тактическая чувствительность снижена.

Речь и коммуникация:  понимает обращенную речь, реагирует на свое имя. Собственная речь представлена вокализациями, отдельными размытыми словами, разделенными на слоги и буквы.  Лучше всех понимает его, конечно, мама,  посторонние люди не всегда могут понять даже такие простые слова, как «да» и «нет».  Положительно реагирует на тактильный контакт с учителем,  не избегает взгляда в глаза.

Предпосылки к учебной деятельности: действия с предметами невозможны из-за сильной спастики пальцев, ладоней;  речь почти отсутствует, из-за чего общение с посторонними  очень ограничено.

Познавательная активность есть, т.к. внимательно слушает объяснения учителя, пытается отвечать с помощью мамы, многое знает.  Трудности вызывает пространственная ориентация.

Игрушки любит, но сам играть с ними не может, только с помощью  взрослого.

Эмоциональное развитие:  Эмоциональное состояние Ильи  на уроках достаточно стабильно, он внимательно слушает, смотрит на учителя, пытается отвечать на вопросы. Иногда ему что-то не нравится, он сдвигает брови и, кажется, хочет заплакать, эти срывы могут быть вызваны усталостью или невозможностью ответить на вопрос, когда его о чем-то спрашивают.

Проблемы поведения: по словам мамы, с ребенком в этом плане проблем нет, с ним можно всегда спокойно договориться, объяснить ситуацию, успокоить.

Самообслуживание:  самостоятельно действовать не может.  В еде не избирателен, ест все, может попросить чего-то, что в данный момент больше хочется.

4. Индивидуальный учебный план на 2016-2017 учебный год

Предмет

Групп. занятия

Индивидуальные занятия

учитель

Пед.-психолог

Учитель-логопед

Учитель ЛФК

Письмо и развитие речи

-

2

Чтение и развитие речи

-

2

Устная речь или речевая практика

-

1

Математика

-

2

Мир природы и человека

-

1

Внеурочная деятельность и коррекционные занятия

Сенсорное развитие

Каждый день мама проводит занятия ЛФК

Предметно-практич.  действия

Частный логопед

Двигательное развитие

Занятия с мамой

Альтернативная коммуникация

Частный логопед

Ритмика

-

Труд

-

5. Индивидуальный образовательный маршрут

Преобладающая форма работы – индивидуальная на дому

Способы коммуникации –

Согласие

Несогласие

Привлечение внимания

Требование желаемого

Жесты

+

Пиктограммы

Вокализация

+

+

+

+

Речь

Другое

Произношение начальных букв слова

Произношение начальных букв слова

Произношение начальных букв слова

Произношение начальных букв слова

Самостоятельная активность –  двигательной активности почти никакой, лежит на спине, на животе, занимается с учителем лёжа на животе (короткое время) либо на руках у мамы в полулежащем состоянии

Трудности поведения – по словам мамы особенных поведенческих трудностей нет, с ребенком можно всегда договориться.

Соматические особенности здоровья – ДЦП

Одевание и раздевание – самостоятельно не может.

Гигиенические процедуры – по словам мамы:  просится в туалет, но, конечно, самостоятельно действовать не может.

Особенности питания –особенных пристрастий нет, есть все, что готовит мама или бабушка; может сам выбрать себе пищу, сам показать, что хочется съесть, может выбрать тот фрукт, который хочется съесть в данный момент.

Особые условия нахождения ребенка на занятии – занятия проходят на дому, мальчик либо лежит на кровати, либо находится на руках у мамы, от резких звуков или от более громкого восклицания вздрагивает;  его взгляд и его внимание всегда направлено на учителя, любит заниматься, слушать сказки, много знает.

Содержание образования

Базовые учебные действия

Содержание

Начало 1 полугодия

2 полугодие

- направленность взгляда

1.на говорящего

2. на задание

Проследить за предметом в движении

Смотрит на учителя, переводит взгляд на задание, не может проследить за двигающимся предметом

- выполнение инструкций педагога

- посмотри на меня

- посмотри на маму

-  посмотри направо

- посмотри вверх

Выполняет просьбу «посмотри на меня», остальные инструкции или не понимает, или не хочет выполнять (путает «право» и «лево»).

- выполнение действия по подражанию

- голову повернуть вправо

- голову повернуть влево

- покачать головой

- махнуть правой рукой

- махнуть левой рукой

Действий по подражанию не выполняет в связи с физиологическими особенностями

- выполнение задания от начала до конца

Некоторые задания не выполняет от начала до конца, опускает голову и не смотрит на учителя, способен производить некоторые операции в уме

Содержание учебных предметов и коррекционных занятий

Речь и альтернативная коммуникация

Специфические цели, замечания по их реализации

Начало 1 полугодия

2 полугодие

1

Илья приветствует приходящего в ответ на его приветствие

- взмахом руки

- словом «привет»

Приветствовать жестом не может, но и не говорит «привет»

2

Илья прощается

- жестом

- словом «пока»

Жестом прощаться не может, пытается говорить «пока»

3

Понимает имя педагога, имена родственников

Имена родственников знает, имя учителя пока ничего ему не говорит

4

Общается с домашними (вокализация)

Может объясняться с домашними, мама понимает все его слова и жесты. С учителем начинает общаться с удовольствием, пытается показать нужную карточку и нужный предмет губами, носом

Математические представления

Пространственные представления: «Право», «лево», «вверх», «вниз»

Часто ошибается, не любит такие вопросы

Пространственные представления: «под», «над», «рядом», «около»,  «сверху», «снизу»

Делает ошибки, но пытается  давать ответы на вопросы

Январь: пространственные представления сформированы

«Между», «внутри»,  «снаружи»,

Представление о форме фигуры: треугольник, квадрат, круг , прямоугольник

Делает ошибки в определении формы

Цвета

Делает ошибки в определении цвета

Январь: понятия основных  цветов сформированы

«Широкий», «узкий», «низкий», «высокий», «глубокий» «мелкий»

Один – много

Может определять

Цифры – первый десяток

Знает числа 1-5

Январь: может посчитать предметы до 10

Определение места числа (от 0 до 9) в числовом ряду. Счет в прямой (обратной) последовательности. Состав числа 2 (3, 4, …, 10) из двух слагаемых. Сложение (вычитание) предметных множеств в пределах 5 (10).

Январь: может определить место числа.

Ориентация на плоскости: вверху, внизу, справа вверху, слева внизу и т.д.

Часто не хочет отвечать, не совсем уверен в ответах

Решение задач на увеличение на одну (несколько) единиц в пределах 5 (10). Решение задач на уменьшение на одну (несколько) единиц в пределах 5 (10).

Январь: в пределах 10.

Сравнение предметов по весу. Узнавание весов, частей весов; их назначение.

Январь; может сказать, что тяжелее.

Различение предметов по толщине. Сравнение предметов по толщине. Различение предметов по глубине. Сравнение предметов по глубине.

Измерение с помощью мерки. Узнавание линейки (шкалы делений), ее назначение. Измерение длины отрезков, длины (высоты) предметов линейкой

Окружающий природный мир

Времена года, погодные изменения

Только по словам мамы: знает времена года, все изменения в погоде

Одежда, обувь

Только по словам мамы: знает основные названия одежды, ее назначение

Посуда, назначение

Знает назначение посуды, классифицирует чайную и кухонную посуду.

Домашние животные

Знает домашних животных

Дикие животные

Знает диких животных

Нравственное воспитание

Содержание

Наблюдение

Способность замечать и запоминать происходящему, радоваться новому дню, замечать дождик, желтые листья на деревьях, снег, холод, солнышко; осознавать на доступном уровне значимость  происходящего для других людей.

Доброжелательное отношение к окружающим, умение устанавливать контакты с другими детьми, взаимодействие с детьми и со взрослыми в доступной форме;  желание взаимодействовать со взрослыми во время гигиенических процедур (одевания, умывания, чистки зубов, приема пищи).

Совершенствование умения выражать свои желания, умение принимать на себя посильную ответственность за свои действия и понимать результаты своих действий.

Воспитание экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

Содержание

Наблюдение

Осознанное отношение к своему здоровью на основе соблюдения правил гигиены, здоровьесбережения, режима дня

Интерес и бережное отношение на природе; соблюдение правил поведения на природе

Готовность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с состоянием собственного здоровья

Безопасное поведение в окружающей среде; умение вести себя в экстремальных ситуациях.

Внеурочная деятельность

Название мероприятия

Планируемая деятельность ребенка в мероприятии

Участие ребенка в мероприятии

1 сентября – день Знаний

Илья не присутствовал на мероприятии

Рождественская ярмарка, праздник «Новый год»

На празднике присутствовал с мамой

Пасха

Праздник 8 марта

Окончание учебного года

Программа сотрудничества с семьей

Задачи

Мероприятия

Отчет о проведении

Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных

Потребностях Ильи

- Индивидуальные консультации родителей со специалистами (по запросу родителей);

- Индивидуальные консультации родителей по темам: «Организация свободного времени дома», «Реализация СИОП в домашних условиях», «Формирование социально-бытовых навыков».

Обеспечение участия родителей в разработке СИПР, единства требований к обучающемуся в семье и школе.

Участие родителей в разработке СИПР:

-  просмотр и обсуждение уроков/занятий

-  консультирование родителей по вопросам обучения ребенка в домашних условиях, выбор единых подходов и приемов работы;

Организация постоянного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения

информирование электронными средствами;

-  личные встречи, беседы;

-  ежедневный просмотр и записи в дневнике ребенка;

-  просмотр и обсуждение видеозаписей занятий с ребенком в школе и дома.

Организация и участия родителей во внеурочных мероприятиях

Привлечение родителей к планированию, разработке и реализации мероприятий:

- «1 сентября – День Знаний»

- праздник «Новый год»

- «Пасха»

- праздник «8 марта»

Перечень необходимых технических средств и

дидактических материалов.

- Наглядный и дидактический (демонстрационный и индивидуальный) материал по темам: «Овощи», «Фрукты», «Дикие и домашние животные», «Времена года», «Объекты и явления природы», «Транспорт», «Посуда», «Мебель»,

- Конструктор «Лего», логические блоки Дьенеша,  палочки Кюизеньера,

набор предметов для группировки по цвету, форме и величине, вкладыши по форме и величине, матрешка, пирамидка, счетный материал, разрезные картинки для составления изображения из 2-3 частей.

-  Гимнастические мячи большого и среднего размера, маты, кегли, теннисные мячи, футбольный мяч, баскетбольный мяч, батут, шведская стенка,

- Компьютер, проектор, презентации, видеозаписи, экран для проектора


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА С ТМНР.

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА С ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ....

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) 8 класс индивидуального обучения

Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся с умеренной и тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности...