Мастер-класс
методическая разработка
Мастер-класс "В мире фразеологизмов"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_slovarik_frazeologizmov.docx | 22.92 КБ |
master-klass_slovarik_frazeologizmov.pptx | 814.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс "В мире фразеологизмов" (слайд 1)
Бондаренко С.В.,
учитель начальных классов.
Цель мастер-класса: освоение и последующее активное применение фразеологизмов в речи.
Задачи: (слайд 4)
1.Познакомить с приемом создания проблемной ситуации;
2.Способствовать формированию культурных интересов, навыков поисковой деятельности, развитию устной речи;
3.прививать навыки работы со словарями,
4.Воспитывать любовь к русскому языку, внимательное и чуткое отношение к истории русского языка.
Оборудование: презентация, конверты с рисунками, проектор, компьютер, словари фразеологизмов.
Ход занятия
- Организационный момент
– Вспомните, дорогие друзья, хорошие моменты из вашей жизни.
Вспомнили?
Я вижу, как потеплели ваши лица, как заискрились глаза…
Вот с таким настроением я приглашаю вас на свой мастер-класс.
Урок рождается непросто:
Порой – с наивного вопроса,
Порой – со странного ответа.
Он долго зреет в тайне где-то…
Когда сомнений нет уж боле –
Он вырывается на волю,
Нам отдает себя на милость:
Смотрите! Что-то получилось
II. Вступительное слово.
У вас возникла мысль о крайней необходимости что-либо совершить. Какими словами можно выразить эту мысль? Мне сегодня нужно это сделать … (неперменно, кровь из носу, во что бы то ни стало, чего бы мне это ни стоило)
Все эти варианты одной и той же мысли, некоторые из них выражены так называемыми свободными сочетаниями слов, но существует оборот во что бы то ни стало, который очень точно и выразительно определяет крайнюю степень необходимости что-либо совершить. Это и есть фразеологический оборот, или фразеологизм.
Как приятно слушать человека, речь которого богата, образна, каждое слово употреблено и к месту, и ко времени. Одним из лучших украшений речи являются фразеологизмы.
И тема мастер-класса «В мире фразеологизмов»
В языке каждого народа есть устойчивые образные обороты, которые воспроизводятся в речи подобно слову, а не строятся, подобно словосочетаниям и предложениям. Такие обороты называются фразеологизмами.
Ещё фразеологизмы называют КРЫЛАТЫМИ СЛОВАМИ Они как бы перелетают из предложения в предложение, не изменяя ни своего состава, ни грамматических форм.
Для того чтобы мы смогли украсить свою речь фразеологическими оборотами, необходимо не только знать лексическое значение фразеологизмов, но и его происхождение. Давайте рассмотрим классификацию фразеологизмов по их первоначальному употреблению.
№п/п | Классификация фразеологизмов | Примеры |
1. | Фразеологизмы, связанные с историей нашей страны. | Как за каменной стеной, Мамаево нашествие |
2. | Фразеологизмы, возникшие в профессиональной среде | Лить колокола, бить баклуши |
3. | Фразеологические обороты, пришедшие из старославянского языка. | Соль земли, хлеб насущный |
4. | Фразеологизмы библейского происхождения. | Манна небесная, святая святых |
5. | Фразеологические обороты античного происхождения | Яблоко раздора, ахиллесова пята |
6. | Фразеологические единицы, восходящие к другим языкам | Синий чулок, варфаломеевская ночь |
7. | Фразеологизмы, являющиеся терминами науки. | Белое пятно, цепная реакция |
- Выведем гипотезу.
Гипотеза: если на занятии мы не будем сидеть, сложа руки, то не успеем оглянуться, как оно закончится.
ΙV. Практическая работа
Давайте применим знания по теме на практике.
Предлагаю поработать в парах.
- Возьмите рабочий лист и выполните задания.
Задание 1. Устойчивые словосочетания «заблудились». Подчеркните их и подумайте, как записать предложения правильно. Запишите их.
Дождь лил как снег на голову.
Скоро дело наладилось и пошло как сивый мерин.
Я знал городские переулки как рыба в воде.
Гости свалились как из ведра.
Он всегда врёт как по маслу.
У себя во дворе Мишка был как свои пят пальцев.
Задание 2. Вспомни и запиши русские пословицы, схожие по смыслу.
Верблюда под мостом не спрячешь. (Афганистан)
Маленький горшок хорошо нагревается. (Англия)
Все хорошо в свое время. (Англия)
Сын леопарда – тоже леопард. (Африка)
Куда лопата ведет, туда вода потечет. (Тибет)
Ошпаренный петух от дождя убегает. (Франция)
После обеда приходится платить. (Англия)
Задание 3.
Объясните истории возникновения фразеологизмов «повесить нос», «семи пядей во лбу» используя словарь. С чем связано происхождение данного фразеологизма?
Для зала:
- Игра «Окончи фразу»
- Золотые …
- Изо дня …
- Лакомый …
- Спустя …
- Зарубить …
- До поры …
- Как снег …
- Ни к селу …
- Тише воды …
- Поминай …
- Кривить …
"Фразеологический зверинец". Кто быстрее?
- Голоден как…(волк.)
- Хитёр как…(лиса.)
- Труслив как…(заяц.)
- Колючий как…(ёж.)
- Надут как…(индюк.)
- Нем как…(рыба.)
- Упрям как…(осёл.)
- Болтлив как…(сорока.)
«Угадай профессию» Назвать профессию, где появился данный фразеологизм.
1. Стричь под одну гребенку. - Парикмахер.
2. На живую нитку. - Портной.
3. Сложить оружие. - Военный.
4. Брать на прицел. - Охотник.
5. Закидывать удочку. - Рыбак.
6. В час по чайной ложке. - Врач.
7. Играть первую скрипку. - Музыкант.
8. Петь с чужого голоса. - Певец.
9. Открывать Америку. - Путешественник.
10. Ждать у моря погоды. - Рыбак.
11. Попасть в ловушку. - Охотник.
12. Закусить удила. - Конюх.
13. Сгущать краски. - Художник.
14. Ход конем. - Шахматист.
15. С больной головы на здоровую. - Врач.
Соедини слоги последовательно, начиная с выделенного, чтобы получилась пословица.
Слово серебро, а молчание золото.
Слайд 3
VΙΙ. Проверка работы в парах с использованием слайдов
- Давайте вернемся к гипотезе: если на занятии мы не будем сидеть, сложа руки, то не успеем оглянуться, как оно закончится.
- Мы работали не покладая рук?
- Занятие закончилось, не успели оглянуться?
- Цели урока мы достигли?
VIΙΙ. Этап рефлексии. (слайд 13)
Вот и подошло к концу наше занятие. Говорят, конец – делу венец. И мне хочется верить, что наше занятие не только увлекло вас, но и показало, как интересно изучать русский язык, как много в нём тайн, как много неожиданного в каждом слове, если в него пристально вглядеться.
На протяжении всего занятия вы трудились, не покладая рук, поэтому оно прошло интересно и с пользой.
Итог!
Обмен словариками ( учитель – участникам, а участники свой словарик дарят учителю)
Спасибо за работу!
Всем творческих успехов!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
? Собаку съел. Гореть от стыда. Кусать себе локти. Кот в мешке. Тянуть кота за хвост. Как кошка с собакой.
Словарик фразеологизмов
Цели : 1 . Углубить знания о значении, назначении, истории возникновения фразеологизмов. 2 . Учить уместно употреблять крылатые слова в речи.
Задачи : 1. Познакомить с приемом создания проблемной ситуации. 2. Способствовать формированию культурных интересов, навыков поисковой деятельности, развитию устной речи. 3. Прививать навыки работы со словарями. 4. Воспитывать любовь к русскому языку, внимательное и чуткое отношение к истории русского языка.
Фразеологизмы составляют народную физиономию языка, его оригинальные средства и его самобытное, самородное богатство В.Г. Белинский
Гипотеза : если мы научимся умело применять фразеологизмы, то наша речь станет богаче, ярче, выразительнее.
ФРАЗЕОЛОГИЗМ (фразеологическая единица, идиома) - устойчивое словосочетание, значение которого не выводимо из значений составляющих его компонентов, например: “собаку съесть”— быть знатоком в каком-либо деле, иметь большой навык, опыт в чем-либо. Слово фразеология происходит от двух греческих слов: " фразис " –выражение и "логос" –учение.
1.Исконно русского происхождения: - профессиональная речь : точить лясы, бить баклуши, без сучка и задоринки, снять стружку, сесть на мель, играть первую скрипку; - разговорная реч ь; из диалектов ( связаны с трудом крестьянства ): поворачивать оглобли, из кулька в рогожку, на воде вилами написано; Источники фразеологических оборотов
2. Б огослужебные книги : святая святых, исчадие ада, по образу и подобию, глас вопиющего в пустыне, земля обетованная; Источники фразеологических оборотов
3. Из античной мифологической литературы : авгиевы конюшни, ахиллесова пята, дамоклов меч, сизифов труд, танталовы муки, яблоко раздора, прокрустово ложе. Источники фразеологических оборотов
Собери фразеологизмы из данных слов: - язык, дело, спешить; - люди, спешить, смешить; - один, два, голова; - сердце, рука, положить; - два, погоня, зайцы; - осина, дрожь, лист.
Назовите фразеологизм, используя образ и подсказку: Очень большая теснота в помещении. Яблоку негде упасть.
Назовите фразеологизмы, используя образ и подсказку: Полная тишина. Слышно как муха пролетит.
Назовите фразеологизмы, используя образ и подсказку: Состояние тоски, тревоги, Беспокойства. На душе кошки скребут.
Назовите фразеологизмы, используя образ и подсказку: О том, к чему трудно Придраться. Комар носа не подточит.
Назовите фразеологизмы, используя образ и подсказку: Сам не пользуется и другим не дает. Собака на сене
Чувствовать себя хорошо , свободно, непринужденно. Как рыба в воде. Назовите фразеологизмы, используя образ и подсказку:
Появляться быстро, в большом количестве. Как грибы после дождя. Назовите фразеологизмы, используя образ и подсказку:
Кашу маслом не испортишь. Как об стенку горох. Хоть кол на голове теши. Сказано – сделано. Не видать тебе как своих ушей. Всему своё время. Ему про Ерёму, а он про Фому Как с Луны свалился. Русским языком. Воду в ступе толочь. Кашу маслом не испортишь .
Закончите предложения : «Сегодня на занятии я узнала … .» «Я научилась … .»
Гипотеза : если мы научимся умело применять фразеологизмы, то наша речь станет богаче, ярче, выразительнее.
Цели: 1 . Углубить знания о значении, назначении, истории возникновения фразеологизмов. 2 . Учить уместно употреблять крылатые слова в речи
Спасибо за работу! Творческих успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов
Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...
Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".
Одна из основных задач педагогов - разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...
Технологическая карта мастер-класса в 4-5 классе в соответствии с требованиями ФГОС в классе с детьми умеренной и сложной структурой дефекта "Ангел - хранитель домашнего очага"
Классный час для детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей....
Презентация мастер - класса "Стань мастером активного целеполагания"
Любая деятельностоь начитается с цели. Без четкого понимания цели невозможна любая деятельность....
Мастер класс "Формирование и развитие универсальных учебных действий младших школьников в учебной деятельности"Мастер
Мастер класс предназначен для учителей начальных классов. Цель мастер класса:продемонстрировать способы формирования универсальных учебных действий;научить определять и находить универсальные уче...